Океания

Алан Типпетт

Верования Океании (в данном очерке ограничена Меланезией и Полинезией; Австралия рассматривается особо) варьируются от иерархии верховных богов до целой армии малопонятных духов, лесных бесов, сказочных героев, обожествленных предков и тотемизма. Одни народы придают значение религиозному опыту, другие формальным ритуалам. Ритуалами, в свою очередь, могут быть и простые песнопения, и сложнейшие культовые церемонии. Проводить обряды может и простой, многоцелевой деревенский жрец, и целитель (шаман), и предсказатель, и пророк, и член могущественной жреческой касты - и, наконец, колдун. Обычно колдун является антиобщественным элементом. Деревенский жрец или целитель в борьбе с ним может использовать контрволшебство.

Магия и религия переплетаются, но имеют совершенно разные цели и исполнителей. К примеру, многие островные общины отбросили старые религии с иерархией верховных богов, жрецами и храмами и приняли христианство. Однако им никак не удается освободиться от привычки к колдовству и домашней магии.

В Папуа Новой Гвинее многие племена не затронула западная цивилизация. Одно из таких племен - мельпа.

Сотворение мира

Точки зрения на сотворение мира совершенно различны. Одни народы верят в то, что земля существовала всегда. Другие склоняются к мифам о сотворении мира и почитают Верховного Бога (или Богиню). Во многих вариантах, однако, он или она завершили творение и ушли на покой и не пользуются таким почтением, как боги дома и сада. Кроме богов-творцов часто можно встретить богов отдельных сфер, таких как бог моря, воплотившийся, скажем, в акулу, обращаться к которому принято перед морским путешествием или рыбалкой.

Духи и тотемы

Одни духи существовали всегда или были тенями - духи мертвых, однажды живших на земле людей, которых не удалось надлежащим образом проводить в мир иной, или рассерженных неприятными воспоминаниями о земном пребывании. Они отличаются от героев легенд, недавних и приснопамятных обожествленных предков, пользу от которых можно получить с помощью специальных ритуалов, либо живых мертвых, все еще принадлежащих к роду или клану.

Тотемизм распространен далеко не повсюду и не всегда означает одно и то же. Под тотемами обычно понимают земные или морские создания, деревья или растения, или даже природные явления, особым образом связанные с богами, отдельными людьми или группами. Их судьба связана с верованиями и ритуалами, и выживание группы зависит от этих священных связей. Тотемизм ограничен цепью табу и выражается в символических представлениях, например, песнях и танцах. В некоторых местах тотемы связаны в основном с семейными делами, но иногда касаются военных вопросов или даже отношений с другими членами общины.

Сила и традиция

Существует вера в динамическую силу добра и зла, мана, которая зависит от намерений использующего ее человека. Эта сила передается, контролируется и преодолевается в соответствии с законами логики, и от нее зависит проведение религиозных и магических ритуалов. Мана может быть вызвана с помощью ритуала или задета случайно. Здоровье, длительность жизни, плодородие, безопасность, успех, хорошие урожаи и торговля зависят от правильного использования мана. Злоупотребление ею опасно.далее

Мертвые

Хотя, похоже, все племена Океании верят в жизнь после смерти, взгляды на нее коренным образом различаются. Для одних существуют несколько уровней загробной жизни. Для других знаменитые предки, память о которых еще жива, становятся богами и могут оказать помощь там, где они раньше преуспевали,- войне, магии или сельском хозяйстве. Иногда в честь одного из предков возникает сильный культ, поддерживаемый длинной родословной и древними мифами. Часто мертвые отправляются в места ожидания, или проходят через серию страшных судов. Кое-где можно обнаружить "место мертвых", оборудованное для одной деревни или района, которое не соответствует общему для всего племени понятию о "небесах", доминирующему в данном регионе.

Выживание

Как долго просуществует первобытная религия в Океании, вопрос спорный.

Большая часть региона к настоящему времени обращена в христианство, великие религии Тонга, Маори и Фиджи исчезли. Тем не менее, островки анимизма, магии и колдовства умудрились выжить даже в урбанизированных центрах Океании, а первобытные религии по-прежнему остались в горных районах больших островов. Обряды, связанные с рыбной ловлей, приусадебным земледелием, товарообменом и повседневным домашним хозяйством все еще применяются в западной Меланезии, Папуа Новой Гвинеи и Западном Ириане.

До сих пор применяются и вызывают страх даже у образованных людей многие формы колдовства. Колониальные правительства запретили каннибализм, охоту за головами и другие формы ритуальной жестокости, подорвав тем самым основы прежних верований, но первобытная религия сумела приспособиться к этим переменам и продолжает сосуществовать с местными формами христианства.