« Назад

Азия

Барбара Боул

Первобытные племена Азии не делают различия между священными и бытовыми понятиями. Их религиозные концепции выражаются в ритуальных обрядах с участием всей общины.

Эти концепции и обряды не являются результатом словесных верований. В этом они отличаются от понятия религии, которое мы привыкли наблюдать в ведущих верах мира.

Ключ к пониманию мировоззрения азиатских племен заключается в "отношениях" с богами и духами, с другими людьми, с природой.

Разделить эти отношения невозможно: они составляют единое целое. Каждая группа племен практикует религиозные обряды, подходящие только для них и условий их проживания, целью обрядов является стремление восстановить идеальный, "изначальный" порядок. Вследствие этого обряды различных племенных групп, разбросанных по просторам азиатского континента и окружающих островов, разительно отличаются друг от друга.

Духи

В религии народов Сибири безраздельно господствуют шаманы. Они верят в верховного бога, стоящего выше добра и зла. Избранные духами из определенных семей, мужчины и женщины шаманы проходят суровые тренировки. Их души во время экстатического транса покидают тела для общения с духами и возвращаются с инструкциями, как исправить ошибки и восстановить гармонию между людьми, миром духов и всем сущим на земле. Такая гармония служит основой их верований. Подобные верования исповедуют айны на севере Японии, жители горных районов Тайваня и до некоторой степени народность хакка.

Группы кочевых племен

По мнению многих ученых, предками кочевых племен были древние азиатские племена, сохранившие на протяжении веков традиционный образ жизни. В настоящее время они проживают небольшими группами в отдаленных районах среди покрытых лесами холмов, куда, возможно, их в давние времена оттеснили более высоко организованные иммигранты. К ним относятся малочисленные племена в западной части центральной Индии и в Нагпуре. Их также можно обнаружить на Андаманских островах и в отдаленных лесных, болотистых районах на побережье Кампучии. Возможно, несколько лучше известны небольшие группы семангов-негритосов и их соседей, сеноев, населяющих джунгли на холмах северной и центральной части Малайского полуострова, а также аэты-негритосы островов Лусон, Минданао и Миндоро на Филиппинах. Другие группы кочующих охотников-собирателей можно найти в центральном Калимантане, на Целебесе и в восточной Суматре.

Такие группы могут состоять из одного старейшины и его семьи или из нескольких семей. Недостаток пищи определяет размеры группы. Еда всегда делится поровну - коренья, клубни, листья и лесные фрукты, а иногда пойманная в ловушку или заколотая рыба. Охота за мелкой дичью проводится с помощью лука и стрел, за исключением племен Малайского полуострова, где изобретенную сеноями духовую трубку и отравленные стрелы переняли их соседи семанги.

Земля и обряды

Занимаемый участок земли и растущие на ней деревья имеют огромное религиозное значение. Как бы далеко ни уходила группа, она все равно регулярно возвращается к месту, которое считает своей собственностью. Многие, подобно малайским жителям холмов, сеноям - более известным как рабы (сакаи),- на один из сезонов каждого года переходят на подсечное земледелие. Во время своих собирательских походов они продолжают жить во временных укрытиях, но переход к земледелию требует устройства базовых лагерей на целый сезон. Это приводит к изменениям в религиозном отношении к земле и духам.

Сенои, как и остальные возделыватели холмов, окружены всевозможными табу и запретами на работу. С помощью целого набора обрядов они призывают на помощь духов, чтобы те обеспечили им хороший урожай в течение всего сезона, до самого праздника жатвы. В исполнении обрядов участвуют все члены общины. Например, в первый день сева все находятся в "карантине". Также и болезнь одного затрагивает всех; ведь душа больного ушла из группы и ее следует вернуть. Чтобы отогнать зло и призвать назад блуждающую душу, шаман использует силу определенных трав, которые духи не переносят.

Табу

В случае серьезной болезни вся группа участвует в табу и ритуальных обрядах, заключающихся, возможно, в круглосуточной игре на музыкальных инструментах и экстатических танцах. В конце концов, когда принесена кровавая жертва, дух изгоняется. Если больной умирает, группа приступает к другому набору очистительных обрядов.

Смерть, как и рождение, полны опасности, и группа должна изолировать себя как для собственной безопасности, так и для безопасности соседей. Если какой-то член группы нарушит табу, то за этим следует наказание в виде ужасающих тропических штормов. Их насылает верховный бог, но сенои почти ничего не знают об иерархическом делении духов. Для них присутствие духов предков есть явление неясное и нежелательное.

Племена с более сложными социальными структурами и сравнительно передовыми экономическими укладами практикуют более сложные виды обрядов. Для правильного их исполнения требуются специалисты по ритуалам. Хотя некоторые обряды могут исполняться для одного человека, они требуют присутствия широкого круга участников. Примером этому могут служить кондхи.

В каждой деревне бонтоков есть платформа совета общины. Под каждым прислоненным камнем погребена по меньшей мере одна голова, добытая в прежних экспедициях охотников за головами.

Человеческие жертвоприношения

Кондхи - или, как они сами называют себя, "куи" - обитают в джунглях Восточной Гаты индийского штата Орисса, их численность превышает миллион. Традиционными способами пропитания для них являются подсечное земледелие на склонах холмов, охота и в сухие голодные сезоны собирательство. В 1835 году Ост-Индская компания впервые отметила у кондхов постоянную практику человеческих жертвоприношений с целью обеспечить плодородие их земель. Мифы кондхов учат, что лишь в обмен на эту самую дорогую форму жертвований богиня земли дарует им богатые урожаи, тучные стада и здоровых детей.

Когда кондхи приносили человеческие жертвы, под жертвенными столбами они помещали эмблемы. Это эмблема клана леопарда, в пасти которого находится жертва.

Богиня-земля

Бог-творец, Бура, создал богиню-землю, Тари, но, к сожалению, она оказалась плохой супругой. Она пыталась помешать ему в сотворении мира и людей. В созданном мире все было бы, как в раю, если бы не ее растущая ревность. Это привело к жестокой схватке между ними. Все кондхи, за исключением незначительного меньшинства, верят в то, что богиня-земля победила и разрешила богу-творцу быть вторым после нее. Она была согласна научить людей искусству охоты, войны и земледелия только в обмен на человеческую кровь, ее "настоящую еду". далее

Обряды кондхов

Кондхи пытаются использовать мистические силы во множестве обрядов, призванных усилить или восстановить отношения - и тем самым силу и благосостояние - в районе, деревне, роду или семье. далее

Специалисты

В состоянии транса или откровения предсказатели общаются с духами и выясняют, кто вызвал несчастье и почему. Жрецы совершают ритуалы, принося в жертву петухов, козлов, свиней или буйволов. Избранный духами хранитель священных камней деревни проводит множество ежегодных очистительных ритуалов. Во многих деревнях есть также священные рощи, посвященные богу холма или духу-покровителю. Глава семьи выполняет обязанности жреца в обрядах почитания предков и присматривает за бронзовыми символами животных, рептилий или других домашних духов.

Одна община

Предки, живые и еще не рожденные люди составляют одну общину. В потустороннем мире повседневная жизнь проходит по тому же расписанию, что и на земле. Смерть от старости и достойные похороны позволяют надеяться на мирное воссоединение с предками. Кроме того, мертвые могут быть возвращены в покинутый дом в виде паука, найденного поблизости от погребального костра. Внезапная смерть лишает душу возможности быть принятой предками. Это приводит к невыносимому одиночеству теперь уже опасного духа. После смерти кондхам так же необходимо жить в общине, как и до нее. Будущая жизнь определяется не хорошим или плохим поведением в этой жизни, а лишь видом смерти человека.

Деревенские центры

Народности бонтоков и калингов, населяющие горную область на севере острова Лусон, имеют много общего с кондхами, но при этом для них характерны разительные отличия. Протянувшиеся с севера на юг хребты северного Лусона высотой более 1828 метров большей частью разбиты на почти вертикальные террасы, на которых выращивают рис. далее

Знамения

В отличие от кондхов, бонтоки придают большое значение знамениям. Поведение птиц, насекомых, природные явления, внутренности животных, молчание или крик петуха в доме жреца и множество иных "знамений" могут привести к откладыванию ритуальных праздников или повлиять на поведение человека. Священными для бон-токов являются домашние свиньи, которых содержат в каменных хлевах: кондхи считают свиней падальщиками и приносят в жертву только в ритуалах очищения от скверны, свиньи у них табу для женщин. далее

Разделы

  • Тораджи - обитатели гор острова Целебес

Изготовление баннеров, световая реклама, световой короб. Изготовление вывесок, печать баннеров.
« Назад