Анды

Лесли Хогарт

Горные хребты Анд простираются почти на всю длину западного побережья Южной Америки от Колумбии до юга Чили. Это самая протяженная горная цепь на всех континентах, около сорока пяти ее заснеженных вершин возносятся на высоту более 6080 метров.

На горах и в долинах живет множество племен, каждое из которых имеет свой язык и культуру, религиозные верования и обряды. Высокогорные районы сильно отличаются от пологих восточных склонов, по которым реки стекают в леса бассейна Амазонки. Физические условия оказывают огромное влияние на образ жизни и религию. Но некоторые основные концепции характерны для всех: вера в богов, духов, в священные места и предметы, обладающие сверхъестественной силой и влияющие на все стороны жизни.

Туземные племена сконцентрированы в горных районах Эквадора, Перу и Боливии. Цивилизация инков процветала до самого прихода в 1533 г. испанских завоевателей. На этой земле до сих пор проживают около десяти миллионов индейцев. Основную группу составляют племена кечуа, но не менее миллиона индейцев аймара проживают на высоте 3648 метров на горном плато, протянувшемся на сотни миль от юга Перу до Боливии. Языки этих двух групп различны, но в образе жизни и религии у них много общего.

Индейцы племени тукано готовят галлюциногенные средства в расписных горшках.

Жертвы для духов

Жители Анд занимаются в основном земледелием в долинах и разведением овец, лам и альпака в горах, на высотах около 4250 метров. Их жизнь заполнена упорной борьбой за выживание" в суровых условиях высокогорья. Чтобы обеспечить безопасность и благополучие, люди стараются жить в гармонии с окружающей природой.

Чтобы получить хороший урожай и приплод животных, избежать болезней и стихийных бедствий, в течение всего года проводятся религиозные церемонии. Эти церемонии включают сложные ритуалы, состоящие из молитв, приношений, возлияний, и даже жертвования животных, предлагаемых духам этих мест.

Горные племена считают, что им дает и поддерживает жизнь Мать-Земля, Пачамама. На высоких, покрытых снегом пиках живут "Апус". Это боги, управляющие всей жизнью округи. Духов невысоких холмов называют "Аукис", и они не так могущественны, как Апус. Каждый Апус и Аукис носит имя горы или холма, на котором живет. Они являются верховными богами индейцев. Но гром, град, дождь, огонь, источники, реки и необычного вида скалы и камни тоже очень важны. Все они живые, содержат в себе жизненную силу и требуют знаков почтения в виде приношений.

Апус, Аукис и Пачамама применяют свою силу для повышения урожаев, плодовитости скота и управления жизнью общин. Они могут проголодаться, рассердиться, обидеться или оскорбиться, и люди должны позаботиться о том, чтобы отдать им должное и поддерживать с ними хорошие отношения.

Индейский шаман из Перу

Ударенный молнией

Август знаменует начало сельскохозяйственного сезона. Считается, что в это время Пачамама "оживает". Она готова принять семена; пришла пора провести церемонии для повышения урожая. "Сервируются" заранее заготовленные щедрые порции коки, еды и питья, и жертвенный дар, состоящий из не родившегося детеныша ламы или другого животного, листьев коки, животного жира и других предметов сжигается в специальном месте. Произносится молитва, подобная следующей: "Пачамама, отдаю тебе должное тем, что служу тебе в августе, в начале года. Ты, которая насыщает меня, прими это подношение. Ты кормишь меня, как мать, своей грудью, или как птица кормит птенцов. Милостиво прими это и защити меня от беды, не дай горю и болезням подойти ко мне близко, и пусть я хорошо проживу еще один год".

Подобные молитвы, сжигание жертвоприношений и, в некоторых местах, убийство жертвенных животных, проводятся на церемониях, обеспечивающих плодовитость скота.

Во время болезни люди обращаются к пако (знахарю и медиуму), чтобы он открыл причину несчастья. Пако действуют по-разному: одни прорицают, читая знаки на листьях коки, другие связываются с духами напрямую. Подлинным пако считается человек, переживший удар молнии, и, следовательно, избранный богами на должность жреца.