« Назад

Митраизм: культ быка

Джон Хиннеллс

В истории религии Митра, возможно, единственный бог, которому поклонялись в четырех разных религиях. Его появление в индуизме и зороастризме объясняется тем, что обе они происходят от индо-иранской религии, частью которой был Митра, а в манихействе он появился благодаря форме, которую эта религия приняла в Персии.

Римляне

Основной вопрос, на который ученые не могут ответить точно, состоит в том, какова связь между вышеназванными формами поклонения Митре и римским культом Митры. Принято было считать, что римляне переняли персидский вариант культа, но все больше ученых начинает склоняться к тому, что римский культ был новой западной религией, с легким налетом персидского и восточного учений, призванным сделать его более привлекательным для большого количества людей, очарованных культами Востока.

Первое упоминание о римском Митре можно найти у поэта Statius, умершего в 96 г. н.э. Самые ранние из известных храмов были построены в середине второго века, и строительство продолжалось до пятого века. Храмы обнаружены на таких окраинах, как Уэльс на западе, у Стены Адриана в северной Англии, Dura на Евфрате и Александрия в Египте. Районами наибольшей концентрации были город Рим и его порт Остия, а также пограничные районы империи, особенно вдоль Дуная и Рейна.

Похоже, что наибольшее число новобранцев поставляла армия, но приверженцами культа были и торговцы, и чиновники. Как военные, так и гражданские обращенные занимали видное общественное положение, судя по надписям, довольно высок был процент центурионов и офицеров. На портрете митраиста в одном из храмов изображен чисто выбритый, очень респектабельный молодой мужчина. Пол имеет значение - женщин в общины не принимали.

Статуи и храмы

Чрезвычайно сложно воссоздать верования и обряды митраистов. Не сохранилось ни одного текста, написанного мит-раистом, только комментарии посторонних наблюдателей, в основном христиан, которые (за исключением, возможно, только неоплатоника Порфирия) были в большинстве предубеждены и невежественны. Неизвестно и о существовании какой-либо "Молитвенной Книги" митраистов. Поэтому основным источником информации могут служить только археологические находки, молчаливые камни и стереотипные надписи-посвящения какой-нибудь статуи или храма. Религиозная иконография заведомо трудно поддается расшифровке, и это особенно справедливо в случае с митраизмом.

Митраистские храмы были обычно маленькими и по виду напоминали пещеру, имитируя так называемую "пещеру мира", созданную Митрой, в которой небесный свод покрывал землю. С каждой стороны от центрального прохода располагались скамьи, на которых сидели обращенные. Напротив основного входа находился главный культовый рельеф, обычно вырезанный на свободно поставленном камне, хотя в Италии были найдены несколько расписных изображений. Часто вдоль центрального прохода и возле главного рельефа устанавливались небольшие жертвенники, на которых курились благовония.

Сцена убийства быка

Темой главного культового рельефа практически всегда был Митра, убивающий быка. Этот акт всегда представлен с замечательным постоянством соблюдения деталей. Бог обычно ставит левое колено на спину быка, правой ногой опираясь на копыто животного, левой рукой заворачивает ему голову вверх и закалывает его правой. Собака бросается на текущую из раны кровь, то же делает и змея, в то время как скорпион хватается за половой орган. По обеим сторонам основной группы стоят два факельщика, один с поднятым факелом, другой с опущенным. Как объяснить эту сцену при отсутствии какого бы то ни было объяснительного текста - настоящая проблема. Принято было считать это вариацией зороастрийского мифа о сотворении мира: только здесь не "Дьявол", а Митра отнимает первичную жизнь, от которой произошло все живое. Но было доказано, что это маловероятно - если не вообще невозможно.

В настоящее время большинство ученых придерживаются мнения, что эту сцену надо воспринимать как астрологическую аллегорию, потому что многие из символов используются в астрологии - змея (hydra), собака (camis), бык (taurus), скорпион (scorpio), вот только некоторые из них. Точно сказать, что изображено с астрологической точки зрения, пока никто не может, но, похоже, что это часть карты неба, или звездная карта, показывающая путь спасения души.

Вознесение души

Каждая община верующих подразделялась на семь степеней посвящения. В порядке возрастания это были: Ворон, Невеста, Солдат, Лев, Перс, Скороход Солнца, Отец. Продвижение по степеням считалось отражением вознесения души через небесные сферы, привязывающие ее к материальному миру. Отцом был человек почитаемый и мудрый, довольно аскетичного склада, который отвечал за дисциплину в группе. Есть основания предполагать, что по мере продвижения по степеням обращенный допускался к более глубоким уровням духовного знания, и культовый рельеф мог иметь более чем одно толкование.

Ясно, что члены каждой степени исполняли различные культовые обязанности. Главным обрядом, о котором имеются сведения, был пир, на котором члены общины имитировали трапезу Митры и Сола (солнца) у тела убитого быка. Был также ритуал, который митраисты не проводили никогда, хотя во многих книгах утверждается обратное. Это "тавроболиум", известный в римской религии ритуал, в котором посвящаемый спускался в яму, над которой перерезали горло быку, омывался кровью и пил ее. Митраистские храмы чересчур малы, чтобы привести туда быка, и все говорит о том, что им этого и не было нужно. Совершенно ясно, что акт перерезания горла быку мог проводить только бог, хотя посвященные и могли имитировать последовавшую за тем ритуальную трапезу. В одной надписи говорится о Митре, спасающем своих приверженцев, проливая бессмертную кровь, следовательно, он был единственным, кто мог их спасти. Они приобщались к процессу спасения путем участия в трапезе (из хлеба и вина, естественно) и соблюдения личной дисциплины по мере продвижения через семь степеней.

Разрушение

Отмиранию митраизма в большой степени способствовало распространение христианства. Христиане имели особые причины ненавидеть Митру - Тергуллиан охарактеризовал митраизм как дьявольскую, по его мнению, имитацию истинной религии. Везде, где только христианам удавалось проникнуть в митраистский храм, они разрушали все, и рельефы в первую очередь.

Статуи из храмов Митры
Статуи из храмов Митры изображают бога, убивающего быка.



« Назад