« Назад

Минойско-микенская цивилизация

Новой технологией, завершившей толчок к развитию цивилизации, явилось развитие обработки металлов. Золото и серебро до сих пор использовались лишь изредка в качестве украшений. Но теперь (3000-2000 г. до н.э.) открытие способов плавки и изготовления сплавов - особенно бронзы и олова - сделало возможным изготовление намного более прочных орудий труда, чем прежние, что позволило очищать и обрабатывать более трудные земли.

Ремесло кузнецов стало экономически выгодным. Оно тоже внесло большую лепту в создание представлений и мифов о сотворении мира. Искусство обработки камня получило новое применение в архитектуре и скульптуре, возникла возможность направить мастерство гончаров на удовлетворение эстетических потребностей человека. Их место в качестве источника возникновения представлений о силах и целях, определяющих жизнь человека в новую эпоху, занял труд рудокопов и кузнецов - часто шумный и грязный - извлечение с помощью огня прочных и блестящих металлов из казалось бы хрупкой, похожей на землю руды.

Микенская погребальная маска
Богатая микенская погребальная маска, известная как маска Агамемнона. Согласно Гомеру, Агамемнон был предводителем греков при осаде Трои.

Ранний бронзовый век

Развитие технологии обработки металлов привело к возникновению новой специальности, из рутины сельскохозяйственной деревенской жизни с традиционными гончарным и ткацким промыслами выделилась новая группа ремесленников. Возникла необходимость в специальном религиозном оформлении тайны получения металла из руды, производственных секретов переплавки, изготовления сплавов, отливки и ковки.

Памятников религиозной значимости, относящихся к периоду раннего бронзового века, найдено немного. Гораздо богаче на находки в этом отношении группа островов, называемых Циклады. Наибольшую известность из Цикладских находок получили мраморные статуэтки. Чаше всего встречаются два вида: женщина в полный рост (часто раскрашенная золотой и красной красками, стоящая прямо, на голове выделен только нос, руки скрещены под грудью, иногда беременная) и укороченный "в форме скрипки" вариант, на котором выделено только ожерелье и характерные черты пола. Известны также несколько мужских обнаженных фигурок в позах, аналогичных женским, несколько сидящих фигурок, играющих на лире или свирели, а также несколько терракотовых статуэток в форме животных. Хотя большинство статуэток не превышают двенадцати дюймов (тридцати сантиметров) в высоту, существует также несколько экземпляров в полный рост. Чтобы уместить их в могилу, им переламывали шею и ноги, так что перед похоронами они могли стоять где угодно. Возможно, эти Цикладские могилы имитировали жилище или домашний алтарь.

Минойский Крит

Средний бронзовый век, который приблизительно совпадает с первой половиной второго тысячелетия (2000-1550 гг. до н.э.), похоже, явился эрой перемешивания народов. Группы индо-европейских племен появляются не только в Анатолии (хетты) и в Эгейском бассейне(греки), но также и на большой части Евразийского континента, от Индии на юго-востоке до Гебридских островов на северо-западе.

Средне-эллинский период был отмечен на материковой части страны прибытием первой из нескольких волн "греков", которые были потомками микенцев позднего бронзового века. Археологические раскопки свидетельствуют о бедности как городов (не было даже стен), так и захоронений (без предметов утвари).

От тех же веков на Крите сохранились свидетельства существования целых комплексов царских дворцов. Правители дворцов, считается, были "теократами", так как раскопки не выявили отдельных зданий, которые можно было бы характеризовать как "культовые". Но в 1979 г. во время раскопок небольшого поселения у Анемосфилии, недалеко от Кноссоса, были впервые обнаружены остатки маленького минойского храма, разрушенного землетрясением, которое одновременно стало причиной очевидного акта человеческого жертвоприношения,- явления, неожиданного для этой культуры, но, может быть, предпринятого в отчаянной попытке задобрить разбушевавшегося "потрясателя земли".

Минойцы, похоже, поклонялись быкам и приносили их в жертву. У них были специальные "прыгуны через быков", которые в религиозных целях исполняли опасные акробатические номера над острыми рогами. Такие номера часто изображались на настенных росписях, печатях и в малых формах из бронзы и терракоты. Эти церемониальные игры проводились в просторных центральных внутренних дворах дворцов.

Во дворцах были также подземные залы "крипты с колоннами", декорированные обоюдоострыми топорами, главными религиозными атрибутами минойской религии, возможно, потому, что они использовались при принесении быков в жертву. (Слово "лабиринт" происходит от labrus, лидийского названия обоюдоострого топора.) Такой топор был скорее инструментом плотника, чем оружием. Имеющиеся экземпляры были найдены в комплекте с другими плотницкими инструментами.

Обоюдоострый топор
Обоюдоострый топор был религиозным символом минойцев. Он мог использоваться в обрядах жертвоприношений животных.

Иногда крипты соединялись со складскими помещениями. Под полом одной из них в Кноссосе был обнаружен склад храмовых принадлежностей, заполненный фаянсовыми статуэтками людей со змеями в руках. Змеи использовались в качестве домашних сторожей и стали священными животными богини-покровительницы дома.

Минойские печати с изображением культовых сцен являются еще одним важным источником изучения минойской религии.

"Мы должны посвятить Посейдону... чтобы он проникся к нам жалостью и не сбросил на наш город огромную гору".

"Одиссея" 13.180-183

Микенская цитадель

Минойская эпоха закончилась катастрофой, возможно, совпавшей с небывало сильным извержением вулканического острова Тера, примерно в 1450 г. до н.э. Это событие полностью описано в Като Закро. Из дворцов не были восстановлены ни Фаистос, ни Маллия. Один только Кноссос был отстроен заново, хотя и с меньшей пышностью, и явно уже другими людьми.

Народ древних минойцев вынужден был бежать из засыпанных пеплом долин. Те немногие, кому удалось спастись, расселились на отдаленных холмах в горной и западной частях острова.

Поздний бронзовый век или поздне-эллинская эра принадлежит микенцам как на материковой части, так и на островах, включая Крит. Эпоха средней бронзы на континенте проходила под влиянием минойской культуры, но среди находок позднего бронзового века появляются строители гробниц-толосов. До нас не дошли сведения об образе жизни этих аристократических воинов-правителей, хотя они вполне могли жить в тех местах, где позднее должны были появиться микенские дворцы. Толосы представляли собой подземные сводчатые склепы в форме улья, с входом в виде длинного, плавно понижавшегося туннеля, с насыпанным сверху земляным курганом.

Основными предметами были вещи похороненного воина. Среди мелких предметов найдены изображения рыб, животных и птиц, сцены поединков героев с товарищами или с чудовищами, а также женские изображения в минойском стиле, с обнаженной грудью, ухаживающих за домашними животными или растениями. На золотых кубках из могилы Вафейо есть сцены охоты и спаривания пойманных огромных быков.

Микенские дворцовые комплексы представляют собой не города и не дома, а скорее укрепленные центры для защиты расположенных в долинах деревень. Что больше всего отличает их от минойских прообразов, это место расположения на высоких цитаделях и массивные защитные стены. Известны пять таких поселений на материке: Тебы, возле современного города с этим названием: Афины, разрушенные в пятом веке для возведения акрополиса; Тирин и Пилос, оба хорошо сохранившиеся; и Микены, лучший образец, хотя часть самого дворца сползла вниз по склону. От названия Микены и вся цивилизация получила название "Микенская".

Новым элементом эпохи поздней бронзы стали первые письменные тексты, язык которых получил название "линия бета", был расшифрован в 1952 г. и оказался архаической формой греческого.

Тексты на "линия бета" придали исследованиям совершенно новый размах. К настоящему времени таблички найдены только в Кноссосе, Пилосе, Микенах и Тебах. Они включают описи людей и их занятий, скота и продуктов продовольствия, полезных земельных наделов, тканей, кораблей, мебели, металлов и военного снаряжения, и списки, как считают, "долевой выплаты дани и ритуальных приношений".

Из текстов видно, что предметы потребления могли служить как данью, так и жертвами и что сбор их производился посезонно, согласно установленному графику, что приход отличался от суммы обложения и, что самое главное, что существовали разного рода чиновники, а также боги, известные по именам или названиям.

Большое значение придавалось Посейдону, а также "Богине" соответствующего города. Называются Зевс, Гера, Арес, Гермес, Афина, Артемида, Дионис и некоторые другие классические боги. Среди большого разнообразия чиновников, занятых в этом административном комплексе, "жрица" и "жрец" упоминаются крайне редко.

"Посредине моря, темного, как вино, есть земля, название которой Крит, прекрасная, плодородная, омываемая морями страна, и живут в ней многие народы, и нет им числа; и есть там девяносто городов... и есть Кноссос, город великий, место, где царем был Минос, и каждые девять лет продлялось его царствование, и беседовал он с Зевсом".

"Одиссея" 19.172-174, 178-179

Эпические поэмы Гомера

С окончанием бронзового века и крушением микенской цивилизации начинается провал. Дворцовая бюрократия исчезла. Земли по обе стороны Эгейского бассейна наводнили переселенцы и захватчики. Некоторые племена просто восстанавливали силы и со временем отправлялись дальше. Совершенно невозможно установить, какие племена произошли от старых, какие от новых или смешанных с местными племен, хотя, с точки зрения генеалогии, это было бы необычайно интересной задачей.

Образцов керамики этого периода почти нет. Нет ничего, что бы отражало религиозные отклики тех людей на окружающий мир - ничего, за исключением "эпической интерлюдии": непревзойденной поэзии Гомера, которую многие греки впоследствии рассматривали чуть ли не как священное писание.

Язык эпической поэмы своеобразен тем, что он, определенно, не являлся ни разговорным диалектом, ни эквивалентом какого-либо из исторических диалектов, известных по надписям или более поздней литературе. Он, тем не менее, был создан, чтобы на нем рассказывали.

Почти 28 000 строк Гомера, из которых состоят "Одиссея" и чуть более длинная "Илиада", составляют дошедшее до нас наследие этой эпической формы с ее строгим размером.

Боги Гомера

Боги изображены, по существу, в человеческом виде, но они не стареют, и они бессмертны. У богов есть сила (даймон), позволяющая изменять свой облик, размеры и свойства за пределы человеческого обличья, которое они могут принимать.

Их сверхъестественный статус понуждает к опасению, страху, стыду или почитанию. В ответ люди должны молиться, упрашивать, клясться, приносить в жертву добычу, совершать возлияние зерном или вином. Многие из этих действий могут быть вполне естественно связаны с ежедневными домашними обязанностями. Сообщение между богами и людьми может быть непосредственным либо через посредника (включая бога, переодетого другом человека), а также во сне. У богов можно попросить совета через агента, хорошо разбирающегося в божественных вопросах, проще всего через птиц или путем толкования снов. Молния, гром или падающие звезды тоже могут служить знамениями. Места, где обитали оракулы, такие как Додона с ее могучим дубом, под которым люди слушали голос Зевса, играли меньшую роль.

Жизнь по Гомеру представляет специфическую ношу, которую люди должны брать на себя, хотя иногда это просто наваждение, насланное богами, чтобы показать свое могущество. Живые существа стараются объяснить ход событий, как посланную богами судьбу - даже если, как Елена говорит Гектору: "Так выйдет, что в грядущем мы превратимся в песни для будущих людей". Подарками и молитвами богов можно убедить изменить ход событий. Иногда бог может выполнить просьбу, а может просто отвернуться в знак отказа. Потому что боги - даже сам Зевс - в такой же степени связаны судьбой. Что угодно может быть даровано, кроме возможности избежать смерти, которая является конечным предназначением человека. В этих рамках происходят все события, религиозные в том числе. Хотя боги управляют действиями людей, они не создают и не меняют природы человека.

"Оттуда ты поспешил к горному хребту и достиг Криса, под снежным Парнасом, подножье горы обращено было к западу, и пустая узкая долина бежала под ней. Там властитель Феб Аполлон решил поставить храм... И бесчисленные народы воздвигли вокруг этого места храм из тесаного камня, чтоб вечно служил он темой для песен".

Гомер, "Гимн Аполлону" 281-286,298-299

Герои

Герои ищут славы, почета и известности, полагая, что достижение этих целей намного дороже самой жизни.

Большое значение имеют похороны мертвых. Они требуют этой последней почести, даже если их души немедленно отправились в царство мертвых (Аид), иначе они станут проклятьем бога, насланным на живых. Похороны, по Гомеру, должны были включать кремацию (воин должен быть сожжен в полных доспехах), после чего сожженный должен был быть каким-либо образом погребен под громкие причитания. Над могилой следовало насыпать курган и поставить камень с указанием профессии покойника. Похоронные обряды обычно сопровождались атлетическими состязаниями, такими как гонки на колесницах, кулачные бои, борьба, ближний бой с мечом и щитом, метание тяжестей, метание копья - и заключение пари на победителей.

"Так как нас трое, братьев, рожденных Реей от Хроноса: Зевс, я, и третий из нас Аид, повелитель мертвых, то все было разделено на три части, и каждый получил свою долю: я, когда тянули жребий, вытянул серое море, чтоб жить там навечно; Аид вытянул жребий туманов и тьмы, и Зевс получил бескрайнее небо, облака и прозрачный воздух. Но Земля и высокий Олимп принадлежат всем троим".

"Илиада" 15.187-193

Гнев богов

Другой стороной героической жизни являются самонадеянность, непомерная гордыня, жестокость и переступание через закон. Хотя невозможно доказать, что в любом конечном смысле, кроме смерти, грех требует вознаграждения, тем не менее существуют намеки на какие-то высшие уровни справедливости и благопристойности, которые богам нравятся больше, чем жестокость или излишние восхваления над телами зарезанных. Поскольку судьбой все определено, гнев богов, как и гнев людей по отношению друг к другу, должен проявляться в определенном порядке. И все же их всеразрушающий гнев можно отвратить с помощью молитвы, возлияния (жертвенного отливания вина) и принесения жертвы. Боги могут обидеться на превратное суждение, отказ или пренебрежение правилами проведения похорон, хамское поведение в доме хозяина и убийство гостя. В конечном итоге, ценности общества защищаются богами.

Сочинения Гесиода

"Теогония" Гесиода не позволяет глубоко проникнуть в суть его религиозных убеждений. Большая часть "Работ и дней" содержит специфическую сезонную информацию относительно работ, особенно сельскохозяйственных, которые следует проводить в определенные сроки. Кроме того, много внимания уделяется ритуалам домашнего пользования или значительности примет в конкретные дни месяца. Остальную часть составляют скупые моральные наставления и правила хорошего тона, проиллюстрированные несколькими широко известными притчами. Заключительные слова поэмы: "Но лишь тот человек удачлив и счастлив, который, зная все вышесказанное, просто работает, безупречен перед бессмертными, наблюдает за приметами птиц и избегает дурных поступков". Религиозный долг требует не пренебрегать тем, что должно быть сделано, и избегать того, чего не следует делать.


Источник https://krac0tka.ru Источник: wsedoma.ru
« Назад