« Назад

Мифы и символы

Дуглас Дэвис

Если бы после того, как мы прослушали волнующее музыкальное произведение, кто-нибудь спросил бы нас: лгала музыка или говорила правду, то вопрос показался бы нам странным. Мы, вероятно, ответили бы, что музыка не может лгать или говорить правду и спрашивать об этом неуместно. Большинство людей знают, что музыка некоторым образом разговаривает с нами, хотя при этом не использует слова. В самом деле, многие замечательные симфонические произведения оказывают более глубокое воздействие, чем одни слова, а исполнение ораторий, таких как "Мессия" Генделя, вызывает более сильный эффект, чем простое чтение текста этой оратории.

Все выше сказанное относится и к людям. Нельзя исчерпывающе ответить на вопрос, что значит тот или иной человек для вас, сказав только, что он муж или жена. Ведь всегда существуют определенные составляющие чувств и эмоций, которые невозможно выразить словами, но которые всегда присутствуют в человеческих отношениях. Итак, рассматривая вопрос о "значимости", мы всегда должны учитывать 2 типа измерений этой "значимости".

Мифы

Мифы принимают самые разнообразные формы, в зависимости от культуры, к которой они принадлежат. Но их функцией всегда является точное выражение основных общественных ценностей. Так, мифы рассказывают о вечной проблеме жизни и смерти, о возникновении человека, о смысле жизни. Они также предписывают то, как следует поступать в той или иной ситуации гражданину, супругу, человеку вообще как творению Божьему! Мифы не являются научными или социологическими теориями, решающими эти вопросы. Они лишь результат осмысления нацией или какой-либо общественной группой этих фундаментальных проблем. Их назначение не в обеспечении жизни теорией, которую можно произвольно принять или отвергнуть, а в том, чтобы вызвать в душе у человека ответную реакцию. Мы можем говорить о мифах, как о мостиках между интеллектом и эмоциями, между умом и сердцем, и этим они напоминают музыку.

Иногда мифы образуют длинную серию, состоящую из связанных между собой историй, которые затрагивают многие аспекты жизни. Примером могут служить мифы народа догон, живущего у реки Нигер в западной Африке.

Проблема нашего понимания мифов заключается в том, что религии Запада - иудаизм, христианство и ислам - проявляют большой интерес к своей истории. Они имеют своих основателей и рассматривают свою историю как деяния самого Бога. Именно это особое внимание к реальным событиям и отличает "западный" подход к религии. "Восточный" же подход делает основной акцент на сознание индивидуума. У индуизма и буддизма иной подход также и к истории, а следовательно, и к науке вообще.

Для Запада поиск фактов в науке подобен поиску фактов в религиозной истории, но поиск религиозного опыта в настоящем происходит по-другому: на Западе история религии и наука выполняют функцию своеобразного каркаса, в рамках которого религиозной опыт находится и истолковывается. Одним из следствий такого подхода является утрата мифами силы, вызывающей у человека отклик на религиозные идеи.

Выдающийся историк религии Мирна Элиаде попытался восстановить этот потерянный смысл святого, помогая людям понять истинную природу мифов. Секуляризованный, т.е. освобожденный от церковного влияния человек Западного общества, утратил чувство святого и старается компенсировать эту утрату, по мнению Элиаде, за счет научной фантастики, литературы или фильмов о сверхъестественном.

Символы

Религиозные символы помогают верующим глубже понять свою веру. Подобно мифам, они служат для соединения интеллекта и эмоций и, таким образом, способствуют приобретению последователей. Символы также связывают в одно целое общественные и личные составные части религии. Это позволяет каждому верующему разделить общую веру, выраженную в религиозных символах, и одновременно дают свободу для поиска в вере какого-то личного смысла.

Вся наша жизнь проходит в мире символов. Улыбки, различные выражения лица, рукопожатия и другие приветствия - все это служит для передачи какой-то информации о себе другим людям. Этой же цели служат дорогие автомобили и большие дома - всеми признаваемые символы общественного положения человека.

Для лучшего понимания смысла символов давайте установим различие между терминами "символ" и "знак". Отметим, что в отношении знаков существует определенная произвольность. Например, слово "стол", обозначающее предмет мебели с плоской поверхностью на ножках, с легкостью можно заменить другим словом.

Символ же более тесно связан с тем, что он обозначает. Поэтому трудно выразить словами всю ту силу, которую в себе заключает тот или иной символ. Например, поцелуй является символом привязанности и любви. И он не только выражает эти чувства абстрактным образом, но и является их практическим проявлением.

Религиозные символы также имеют все эти характерные признаки. Но они несут в себе большую силу, т.к. содержат и выражают жизненные ценности и отношения высшего порядка. Крест Христа, священные книги мусульман и сикхов, священная корова индусов, молчаливо сидящий Будда - ко всем этим символам с преданностью относятся миллионы верующих. Их разрушение или осквернение вызывает самую сильную ответную реакцию со стороны последователей этих религий. Сила таких религиозных символов заключается в способности объединять единоверцев в некое сообщество. Это обеспечивает наивысшую концентрацию веры и действия, и в то же время делает возможным и определенную степень личностного понимания.

Во многих примитивных обществах этот общий для всех верующих аспект символов очень важен, так как он является объединяющим жизненным принципом. Например, кровь может быть символом жизни, силы, отцовства и материнства, семьи или родственной группы. В христианстве она является олицетворением жизни, изливаемой в смерти. Она также символизирует любовь Христа, принесшего в жертву себя за человеческие грехи. Кровь может означать опасность, если принять ее биологическую глубокую связь с жизнью и смертью.

Символы служат для осуществления на практике религиозных обязательств. Они свято хранят доктрины и одновременно выражают их предельно ясно. Люди вряд ли могут жить без символов, так как нам всегда нужно что-то, чтобы пробудить нас к жизни. Абстрактную идею необходимо связать с каким-то символом. Приобретая символическое выражение, идеи могут побудить людей к действиям. Когда же предпринимается попытка облечь символы в голые словесные утверждения, то легко может быть утрачен механизм приведения в действие эмоциональных аспектов веры.

Конфуций,  Будда и Лао-Цзы
На острове Бали индуистские мифы и легенды ставятся на сцене в форме драматических танцев каждый год. На этой фотографии Хануман, бог-обезьяна, пришел помочь принцу Раме спасти свою жену от царя-демона Раваны. Позади стоит Баронг, дружелюбный дракон.



« Назад