Место шариата в мусульманских обществах

Многие важнейшие вопросы, встающие перед исламским миром в наше время, так или иначе касаются места шариата в исламских обществах. За последние лет 200 или около того опыт колониального прошлого, а также современные влияния привели мусульманских ученых к попыткам обновления иджтихада, или толкования первоисточников в свете сегодняшнего дня. Так они пришли к необходимости установить определенные принципы в работе над уголовным, семейным или коммерческим правом, основанными на шариате и примененными в современных условиях.

Некоторые ученые также настояли на том, чтобы переистолковать иджма, то есть консенсус общины по правовым либо конституциональным проблемам.

Традиционно сложилось так, что за этим стоял консенсус ученых (улема), и это придавало процедуре несколько консервативную предубежденность.

Ученые-модернисты, такие как Икбаль в южной Азии и Зия из Турции, выступили за наделение иджма, или консенсусным правом, законодательных собраний в различных мусульманских странах либо, как минимум, наделение таковым мусульман в этих собраниях. По их мнению, это даст возможность контролировать ученых со стороны представительных органов и одновременно сделает осуществимым процесс политической, экономической и социальной эволюции.

Такие юристы, как Мухаммед Абдух из Египта, дали определение принципам движения в основных правовых школах. Такие принципы позволяют юристам ограничить или расширить сферу действия закона в особых обстоятельствах в свете современных условий.

Согласно Абдуху, на юристов возложена особая ответственность за практику применения шариата таким образом, чтобы при этом достигалось наивысшее благо общества. Выработанные им формулировки частных положений закона (фатвас) помогли взаимоотношениям между мусульманами и ал ль-Китаб (людьми Писания), главным образом евреями и христианами. Он также провел различие между ростовщичеством (риба) и процентом, взыскиваемым банками и прочими финансовыми организациями. Подобно многим "либералам", последнее он воспринял как требование современной коммерческой деятельности. Следует, впрочем, указать на то, что зачастую весьма затруднительно провести границу между традиционными, модернистскими, и фундаменталистскими мыслителями.

Граница подчас размыта, а мыслители, "прогрессивные" в одной области, в другой оказываются иной раз традиционалистами и даже реакционерами.

Мухаммед Абдух находился, например, под сильным влиянием Ибн Таймия - консервативного реформатора четырнадцатого века, стремящегося к возврату в первобытный ислам Пророка и его сподвижников. Увидеть, насколько мертвый груз традиционализма тянул книзу мусульманскую общину, Абдуху помог Ибн Таймия.

Вот еще пример: Рашиб Рида - близкий друг и ученик Абдуха, сочувствующий ваххабитам и оказавшийся наставником фундаменталистского Мусульманского братства (Ихван-Ал-Муслимин). Также Икбал, слывя "прогрессистом" в вопросах права и конституции, часто цитируется фундаменталистами как авторитет по положению женщин, например, в исламском обществе.

Полностью закрытая чадра, которую носят мусульманки, сейчас кажется символом подавления. Но есть и женщины, находящие за накидкой защиту и своеобразную свободу.