« Назад

Махавира - основатель пути

Вардхамана, прозванный своими последователями Махавира (Великий Герой), был старшим современником Будды. Окутавшие его жизнь легенды не столь привлекательны, как легенды о Будде, но тем не менее это был несомненно реальный исторический персонаж. Он часто упоминается в буддийских текстах под именем Нигантха Натапутта и характеризуется как один из главных оппонентов Будды.

Второй сын вождя кшатриев Сиддхарта, Махавира, родился примерно в 540 г. до н.э. в Кундаграме, на территории современного штата Бихар, недалеко от города Патна, и умер в 468 г. до н.э. (таково мнение ученых: традиционно называются 599-527 гг. до н.э.). Так как оба его родителя принадлежали к могущественному в то время классу воинов-правителей, он получил царское воспитание. Согласно одной версии, Махавира всю жизнь оставался холостяком; по другой, он был женат на принцессе, от которой у него была дочь. Так или иначе, в возрасте двадцати восьми лет, после смерти родителей, он отказался от семьи и вступил на путь аскезы, чтобы получить освобождение от заклятого круга рождения, смерти и перерождения.

Сначала он следовал аскетическим правилам секты, основанной за 250 лет до этого неким Парсвой. Парсва известен как двадцать третий, а Махавира как двадцать четвертый из тиртханкаров, "нашедших брод", "создателей пути", или великих учителей джайнизма, которые указывали своим последователям путь через реку переселения душ. Более двадцати лет Махавира странствовал по стране. Его одеждой вначале служила набедренная повязка, от которой он отказался через тринадцать месяцев соблюдения аскезы, и оставшуюся жизнь он ходил обнаженным.

Просветление

На тринадцатый год странствий, в возрасте сорока лет, по окончании длительного поста он обрел свободу и просветление. На языке его последователей, он стал победителем (Джиной). Он достиг полного, ясного и свободного знания и интуиции, так называемой кевалы, душа его обрела совершенство (кевалин). Получив дар всеведения, Махавира освободился от сил (кармы), связывавших его с цепью перерождений.

После этого Махавира был провозглашен тиртханкаром и оставшиеся тридцать лет жизни посвятил проповедованию своих убеждений и организации общины учеников. Он называл себя наследником легендарных тиртханкаров и их верований, уходящих корнями в глубокую древность. Не все его утверждения могут считаться правдивыми, но нет сомнения в том, что истоки джайнизма лежат значительно глубже Махавиры, Парсвы, и даже Неми (предполагаемого двоюродного брата Кришны из эпохи войн Махабхараты) и теряются в глубинах индийской предыстории. Умер он по своей воле, отказавшись от пищи, в Паве, недалеко от места своего рождения, которое стало в наши дни знаменитым местом паломничества джайнов. Такой смертью он достиг нирваны, своего "окончательного покоя".



« Назад