« Назад

Личность и общество

Двадцатый век стал свидетелем быстрого расселения сикхов за пределы Пенджаба. В начале века и в короткий период после второй мировой войны много холостяков и семейных мужчин, оставивших дома своих жен, отправились в Америку, Великобританию, Канаду, а также в южную и восточную части Африки. Многим из этих сикхов пришлось в поисках работы в новом для них мире отказаться от тюрбанов и нестриженых волос. В то время сикхских храмов в этих странах почти не было, но невозможность проведения сикхских ритуалов не означала, что люди забыли свою веру.

Сикхи на Западе

Конец шестидесятых годов ознаменовался значительными изменениями в составе групп сикхов, проживающих на Западе. Это было время воссоединения мужей и сыновей со своими детьми и семьями. Дома сикхов перестали быть простыми общежитиями, куда мужчины приходили отоспаться между сменами на работе. Сикхи стали более заметны в социальном плане. Рядом с ними появилось множество женщин, а их многочисленные дети стали посещать школы. В больших индустриальных городах многие здания были превращены в храмы, которые стали не только религиозными, но и общественными центрами. Они во многом помогли адаптации пенджабских женщин к местным условиям.

В 1969 г. в Великобритании было основано Сикхское Миссионерское Общество, в Канаде - Сикхский Исследовательский Центр, аналогичные движения организовывались также в Америке. Постепенно к сикхам приходило осознание их общественной самобытности. Они стали издавать литературу для обучения своих детей истории религии и поощрять их к изучению пенджабского языка. Цель состояла в объединении сикхов и достижении статуса национальной общности. Подобный рост самосознания соответствовал представлению о неразрывности понятия принадлежности к пенджабской народности с сикхским вероисповеданием.

Традиционные обычаи

Некоторые сикхи снова стали отращивать бороды и волосы и носить тюрбаны. Членов хальсы легко отличить по пяти символическим признакам, составляющим так называемое правило пяти "к":

  • кеш, или пеостриженые волосы;
  • кангха, или гребень для очищения волос;
  • кара, или металлический браслет;
  • качх, или особые, до колен нижние брюки;
  • кирпан, или кинжал.

Иногда прекращали стричь волосы даже дети сикхов, демонстрируя тем самым изменение в отношении к вере у поколения ранних иммигрантов и у тех, кто родился в приютившей их стране и уверен в своем социальном статусе.

Несмотря на то, что в новых сикхских общинах произошло много перемен, некоторые традиционно пенджабские обычаи все же остались, например браки по договору. При создании таких семей решение за молодых принимают их родители: жених с невестой могут не иметь возможности выразить свое мнение. Некоторым молодым людям даже нравится, что не нужно решать самим, другие предпочитают выбрать себе спутника по любви.

Наиболее важным фактором при определении кандидатуры супруга является кастовая принадлежность, что бы ни говорили по этому поводу древние гуру. В ряде городов отдельные касты посещают только собственные гурдвары. Группы джатов часто не смешиваются с рамгархиями или бхатрами, поддерживая память о профессиональных различиях, существовавших когда-то еще в Пенджабе. Религия сикхов не является миссионерской в смысле привлечения верующих со стороны. Это этническая религия, цель которой в поддержании устоев общины. Лишь некоторые сектантские группы в Америке занимаются обращением в свою веру американцев. В Пенджабе тоже существует лишь несколько сект, члены которых убеждены в необходимости существования в наши дни живых гуру, выдвинутых ими из своих же рядов. Но в общем и целом религия сикхов сфокусирована на общине и моральных правилах, приносящих честь хальсе. Лишь в дружеском обществе истинно верующих можно найти путь к Богу. Религия сикхов не отрицает существования истины в других верах, ее основной заботой является поддержание в рядах своих приверженцев истинного стремления к верности Богу.

Свадебная церемония сикхов
Свадебная церемония сикхов в Лондоне. Брак является как социальным, так и духовным союзом.


« Назад