Кто был Иисус?

Его называли пророком, человеком, посланным Богом. В его проповедях, учении и целительстве он соответствовал этой роли, и будучи таковым, он был одним из целого ряда достойнейших людей Божьих, живших до и после него. Но христиане верят, и его собственная жизнь и учение подсказывают, что он был гораздо больше, чем это.

В его обращении к Израилю был явный оттенок окончательности. Это не было просто одним из его пророческих предупреждений, но было последним призывом Бога. Отвержение этого призыва означало бы окончание эры народа Израиля как избранной Богом нации, принятие же его означало бы появление новой нации людей Божьих, в которых все устремления и чаяния Бога реализуются в максимальной степени.

Критерием было не только то, что прозвучало в ответ на обращение Иисуса, но то, какова была реакция на самого Иисуса. Он призывал к вере и преданности себе и представлял себя как окончательного арбитра людских судеб. Он не только провозгласил идею прощения и спасения: своей собственной жизнью, страданиями и смертью он реализовал ее. Он явился не только провозвестником этой идеи, но и ее сердцем. Он призывает людей к Богу, но он сам является этой дорогой к Богу.

Во время земной жизни Иисуса его ученики лишь в малой степени поняли все это, но этого было достаточно для появления у них чувства стойкой преданности Иисусу. После его чудесного воскресения они немедля стали говорить о нем больше, чем о человеке, и почитать его так же, как его Отца. Хотя еще при жизни Иисус подготовил для них путь к такому пониманию, говоря о себе как о Сыне Божьем в исключительном смысле и о Боге как о своем Отце, в понимании, отличном от того, что вкладывали в это слово его ученики.

"...Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить сам от себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит так же". Почитание Иисуса-человека как сына Божьего возникло не из слепого преклонения перед ним после его смерти, но как результат впечатления, которое он произвел на своих учеников за три года своей деятельности. Его воскресение лишь усилило это впечатление и укрепило его. Нисколько не сомневаясь в его человеческой сущности, они осознали, что пребывали рядом с Богом.