« Назад

Кочевники степей

Аке Хулткрантц

Примерно 3000 лет назад безбрежные степи юга России населяли редко разбросанные индоевропейские племена: киммерийцы к западу от Каспийского моря, персы к востоку от него. Где-то в это время или вскоре после него северные персы, или скифы, превратились в народ кочевых всадников.

Это событие повлекло за собой потрясающие исторические последствия. Они не только захватили в седьмом веке до н.э. киммерийские земли, так что их владения протянулись от современной Румынии до Туркестана, но и открыли путь между Востоком и Западом, по которому религиозные верования и формы искусства ("анималистский стиль") устремились на открытые степные пространства. Долгие века после исчезновения скифов этот путь в Китай оставался основной связующей нитью между религиозными верованиями Запада (христианством) и Востока. Примерно по этому же маршруту проходил знаменитый шелковый путь (начиная с первого века н.э.).

Греческий историк Геродот (пятый век до н.э.) предоставил ряд интересных сведений о религии скифов. Основными божествами были Небесный Отец, Папа, и его супруга Мать-Земля, Апи. Среди других богов, тоже, естественно, небесных созданий, следует назвать богов огня и войны. Изображений богов, алтарей или храмов не существовало. Боги получали в качестве жертвы животных, обычно лошадей. Животных душили, а их мясо готовили на огне, разведенном на их костях. Кусок мяса бросали в огонь.

Бога войны представлял водруженный на кучу хвороста железный меч. В жертву ему приносили большое количество скота и лошадей, а также пленных, чьей кровью орошался божественный символ. Геродот упоминает и о прорицателях, которых, однако, убивали в случае неудачи.

Когда умирал царь, его тело помещали на повозку и длинной процессией в сопровождении жен и слуг объезжали все подвластные земли. В конечном итоге его хоронили в деревянной камере вместе с несколькими дворцовыми слугами (которых душили), лошадьми и золотыми кубками. Над местом захоронения насыпали громадный земляной курган. Осиротевшие потомки очищались, проходя через палатку, заполненную дымом от брошенных на раскаленные докрасна камни конопляных семян.

Это первое из имеющихся описаний религии кочевников-всадников. В главных чертах оно довольно точно соответствует сведениям о более поздних религиях кочевых скотоводческих народов. Культура кочевников распространилась на монгольские и тюрко-татарские племена к востоку от скифских земель и на плоскогорья Средней Азии. Там воинственная религия равнин слилась с традиционными верованиями охотников, с их культами повелителя животных и шаманизмом, и сформировался новый тип религии.

Статуэтки скифов на конях
Скифы были одними из первых людей, оседлавших лошадь.

Монголы: чувство изумления

Прекрасную иллюстрацию такого типа религии представляют монголы Средней Азии. Возникнув как племена на северо-востоке Азии, сначала они изгнали из Монголии тюркские племена, а затем создали империю, простиравшуюся от реки Амур до Волги и далее - величайшую империю, когда-либо виденную миром (тринадцатый и четырнадцатый века н.э.). Примитивное начало, кочевой образ жизни и патриархальный уклад общества - все получило отражение в их религии. далее

Славянские религии: боги страха

За первое тысячелетие нашей эры славяне из своих коренных мест в Польше и Белой Руси распространились по всей Восточной Европе. Они были представлены многочисленными племенами, которые с течением времени организовались в крупные группы. Из них только западные славяне, проживавшие ранее к востоку от Эльбы, и русские оставили следы религиозных верований. Однако, во что они верили, точно сказать трудно, и мнения ученых по этому вопросу расходятся очень широко. далее

Религии прибалтийских народов: долгое существование

Древние религии прибалтийских народов - латышей, литовцев и вымерших древних пруссов - продолжали существовать до самых недавних времен. Так, например, священные рощи в Латвии были вырублены только в восемнадцатом веке, а культ Перконса (в Литве Перкунаса), бога грома и плодородия, тесно связанного со славянским богом Перуном, продолжал преобладать в Латвии до 1750 г. Что касается Литвы, то ее народ принял христианство фактически лишь в пятнадцатом веке. Таким образом, признаки исповедания этих древних местных религий можно было наблюдать до самого конца предыдущего столетия. далее


Самая актуальная информация заказ автобусов на нашем сайте. Шины и диски купите в интернет магазине express шина rezina62.ru.
« Назад