« Назад

Карма и дхарма: этика индусов

Раймонд Хаммер

В классическом индуизме доминирующими концепциями считались поступок (карма) и долг (дхарма). Карма, как совокупность хороших и плохих поступков, оказывала влияние на предназначение человека, но приобрести благоприятную карму было невозможно. В ранних Ведах существовало понятие верховного морального закона (риты), за соблюдением которого следили Митра и Варуна. Человечеству приходилось подчиняться божественному повелению и с помощью жертвований и молитв поддерживать правильные отношения с божествами. Грех, однако, мог быть не только моральным, но и ритуальным.

Все относительно

Моральный закон служил основой общественного порядка, контролируемого с помощью жреческих учебников и поддерживаемого правителями. Но действия, за которые приходилось нести ответственность, ограничивались рамками классовой принадлежности. Вот почему дхарма не является долгом в абсолютном смысле, но зависит от социального статуса и, соответственно, является классово-кастовым понятием. Бхагаватгита считает неправильным стремление к исполнению чужой дхармы. Лучше плохо исполнить свою дхарму, чем хорошо выполнить чужую! Поступки как таковые не оказывают влияния на карму. Карма имеет отношение к поступкам, присущим определенному человеку, и совершенным в определенное время. Народный эпос подчеркивает долг ребенка перед родителями, любовь и привязанность, которые родители обязаны выказывать детям, взаимное уважение в браке, а также любовь и гармонию, которые должны характеризовать другие виды отношений.

Для тех, кто живет в мире, моральные поиски - стремление к богатству (т.е. суетные занятия), к получению удовольствий или ритуальному совершенству - понятия относительные. Единственное абсолютное моральное правило связано с освобождением человека от цепи перерождений. На нем были сконцентрированы усилия аскетов. Высшим долгом для аскетов являлся "поиск освобождения". При этом им приходилось соблюдать основные моральные правила относительно убийства, воровства, сексуальных пороков, лжи или употребления возбуждающих средств. Только в случае соблюдения этих запретов они могли достичь степени очищения, позволявшей сделать следующие шаги по пути к мокше.

Первоисточник

Наиболее часто цитируемым первоисточником этики индуизма является написанная метрическим слогом книга "Законы Ману", содержащая 2685 строф текста, определяющего вопросы религии, законности, обычаев и политики. Дата ее написания неизвестна, но, по всей видимости, она относится к первому веку до н.э. или первому веку н.э., а ее автор был мастером стихосложения в стиле Вед. Книга касается в основном проблем долга, будь это общая дхарма, лежащая на всем, или частная дхарма, определяемая кастовыми или родственными отношениями. "Законы" составлены с целью поддержать общественный порядок в момент, когда ему угрожала наибольшая опасность. Они одобряют классовую структуру общества как общее стремление к общему благу. Отдельный человек должен выполнять те функции, которые больше всего соответствуют его природе. Что правильно, а что нет, можно определить четырьмя способами: с точки зрения законов, священных книг, хорошего поведения или совести.

Четыре ступени

В книге рассматриваются четыре отдельные ступени - ученики, главы семейств, отшельники и аскеты - и для каждой из них определены соответствующие обязанности. Например, ученик должен изучать Веды. Для трех верхних классов разработаны церемонии посвящения в каждую из групп; специальный учитель (гуру или риши) научит правилам персонального очищения, принесения жертв, утренних и вечерних богослужений. Считается, что нижнего мира достигают ученики, уважающие свою мать, средней сферы - почитающие отца, но мира Брахмана (абсолюта) достигнут те, кто повинуется учителю!

Ни в коем случае не следует пытаться исполнять дхарму другой группы, так как это влечет за собой потерю членства в своей группе. Моральные правила и культовые действия, конечно, взаимосвязаны, и в дхарму жрецов входит прохождение через, как минимум, двенадцать священных обрядов от внутриутробного периода до брака.

В наше время основное значение придается не столько временным циклам, сколько прогрессу. Подчеркивается значение универсальных ценностей, таких как правдивость, доброта и помощь в облегчении страданий. Современные индуисты стали включать в число первоочередных целей достижение всеобщего блага.


http://megainfotop.com/
« Назад