« Назад

Жрецы и их деятельность

Почему институт жрецов получил такое распространение в Древней Индии, Китае, Греции и Риме, а также других цивилизациях, даже в средневековом христианском богослужении?

Прежде всего, следует описать картину обряда, основанного на жертвоприношении в его простейшей форме. Для современных людей сама идея приношения в жертву животных вызывает мысли о каком-то темном, суеверном ритуале. Важно понимать, что до возникновения джаннизма и буддизма в VI веке до н.э. люди употребляли в пищу мясо, как это принято во многих странах в наше время. Если животных нужно убивать, они должны быть убиты, и среди большинства рас принято выпускать кровь из туш животных. Это можно видеть в наши дни в бойнях. Подобная картина во многих из нас вызывает только неприятные ощущения, а у древних это было священнодействием. Когда мы читаем о тысячах животных, приносимых в жертву при Соломоне, то мы можем просто сказать: "Он устроил большой праздник для своих людей".

В Библии есть важный постулат, касающийся принесения в жертву животных, который связан с тем что Бог использовал пиршества с мясом животных, чтобы открывать людям духовные истины. Но приписывать жертвоприношениям животных высший духовный смысл так же примитивно, как и придавать святость хлебу и вину. В книгах Ветхого Завета можно найти много свидетельств приписывания священного значения обрядам жертвоприношения животных. Эти различные ритуалы могут быть рассмотрены как многообразные стороны смерти Христа, что и делается в современных службах богослужения и в благодарственных молебнах.

Еще до Моисея существовали 4 типа жертвоприношений, которые были хорошо известны отцам древнееврейской нации, арийцам Индии, древним грекам и, вероятно, многим другим народам.

  • Самым обычным типом была жертвенная трапеза. Такое жертвоприношение имело место каждый раз, когда люди садились за еду, радостно прославляя Бога.
  • Развитием этого типа приношения явилась идея договора, основанного на совместной трапезе и заверенного кровью жертвенного животного. Такой договор могли заключать 2 человека, 2 племени. Это мог быть также договор между людьми и Богом.
  • Время от времени приносились жертвы всесожжения. Они обычно совершались царем или вождем, посвящались Богу, выражали поклонение ему и благодарность.
  • И когда становилось известно о совершении греха или вопиющем нарушении моральных устоев, то требовалось приношение за грех или искупительная жертва.

Самые первые богослужения с жертвоприношениями совершались главой семейства или племени. При переходе к оседлому образу жизни стало неизбежным появление жречества, в значительной степени это было связано с ростом городов и возрастающей пышностью царского двора. В том, что появились профессиональные жрецы и в том, что право быть жрецом стало наследоваться, изначально не было ничего плохого, хотя в этом и таилась некоторая опасность. Так, например, Моисей назначил своего брата Аарона главой особой линии священства - левитов. Право быть левитом передавалось по наследству среди потомков племени Моисея. Другие племена должны были давать им десятину на пропитание. Левиты стали профессиональными священниками. При переходе к оседлому образу жизни Богу стало угодно иметь не только профессиональных священников, но и постоянное здание с соответствующими условиями для проведения богослужений с жертвоприношениями. Во времена правления Соломона был обязателен храм, вмещавший большое количество людей, с алтарями и сопутствующими зданиями. Интересно, однако, что в новозаветном Послании к евреям говорится скорее о передвижной скинии, чем о роскошном храме. Безусловно, в использовании постоянного здания для богослужения и в появлении профессиональных священников заключалась большая опасность. Поэтому пророки должны были постоянно сражаться и с жадностью служителей культа, и с заблуждениями остального народа. Там же, где не было пророков, священство и храмовое богослужение всегда вырождалось до безобразного жречества.

Ритуал

Самое ясное документальное свидетельство этого вырождения мы находим в истории жрецов-браминов в Индии. Примерно в 1500 г. до Рождества Христова были собраны самые ранние ведические гимны, называемые Ригведа. Собирались они сначала в устной форме, и было это в то время, когда арийские племена завоевывали северо-западную Индию. Эту работу вполне могли проделать первые профессиональные жрецы. В то время жертвоприношения еще могли совершаться любым арийцем, жрецами же становились по желанию. Однако при оседлом образе жизни власть жречества имела тенденцию к увеличению. Жрецы утверждали, что неправильное приношение вызовет недовольство богов, и поэтому только служители культа с высокой степенью подготовки могли освоить необходимые молитвы и ритуалы.

Началась специализация жречества. Появилась школа поющих жрецов (Udgatri). Они исполняли особые для каждого отдельного жертвоприношения гимны. Собрание 1225 таких гимнов (Самаведа) было полностью взято из Ригведы. К ним были добавлены и 75 новых гимнов. Затем жрецы, которые непосредственно осуществляли жертвоприношения, создали и третью книгу, названную Яджурведа.

Таким образом, к 900 г. до Рождества Христова уже существовали, по крайней мере, 3 группы жрецов, каждая из которых выполняла особые обязанности и имела свои школы для подготовки. Эти служители культа имели свободное время для учебы и преподавания, а знания давали им власть. Естественно, что жреческие школы написали свои комментарии к собраниям Вед (комментарии к ним пишутся и в нашидни). Они получили название Брахманы и состояли из объяснений гимнов, различных ритуалов и обязанностей жрецов. В результате изучения этих материалов возникла изощренная схоластика.

Ко времени появления книги Брахманов право быть жрецом-брамином стало передаваться по наследству. Теперь брамины стали утверждать, что правильными жертвоприношениями, которые могли осуществить должным образом только они, можно было завоевать благосклонность богов, получить их временные благословения и хорошее место на небесах. Таким образом, под жреческим контролем оказались и боги, и люди, и правительства.

Жречество и магия

Примерно в одно время с Брахманами была составлена и четвертая Веда, получившая название Атхарваведа. Но из-за того, что она появилась позднее других Вед, а также из-за низкого этического качества ее содержания, она все еще не получила повсеместного признания в Индии. Атхарваведа включает 6000 стансов (стихов), из которых 1200 взяты из Ригведы. Большая часть новых стихов состоит из формул и заклинаний, имеющих магический смысл. Это показывает, с какой легкостью искусство жречества упрощается до магии. Жертвоприношение становится действом, достойным награды. Оно просто вынуждает Бога дать свои благословения, а раз так, то его можно использовать как для своей выгоды, так и для нанесения вреда своим врагам - жрецам. Осталось сделать один шаг до знахарства. Знахарь также использует жертвоприношение, но оно направлено к духам, а не к Богу.

Современная культура антропологии указывает на то, что, в сущности, все племена, стоящие на низкой ступени развития, все еще практикуют принесение в жертву животных. Кроме того, мы имеем все больше и больше данных о том, что эти приношения являются упрощением ритуала, существовавшего у древнего жречества, а оно, в свою очередь, заимствовало его в упрощенной форме у первой религии человечества.

Как мы увидим, в VI и V вв. до Рождества Христова были сильные движения протеста против жречества. Возникшие в результате этого мировые религии, а также наметившийся подъем христианства в значительной степени упразднили принесение в жертву животных как важного элемента в истории религии. Перед тем как закончить обсуждение этой темы, отметим преобладающее влияние жречества во всех цивилизациях в то время. В результате этого возникла угроза преследования жрецами христианской церкви.

Рост влияния жречества заключался в появлении группы людей, которые заявляли, что доступ к Богу находится под их контролем. Они также утверждали, что жертвоприношение - это акт, достойный награды, и что оно вынуждает Бога даровать свою благосклонность. Жречество лишает богослужение радости, оно подавляет набожность каждого отдельно взятого верующего, удушает истину и справедливость, оно отделяет мораль от религии.

Правительство и религия

О ранней религии, существовавшей перед 3000 г. до Рождества Христова, написано много ученых трактатов. Но без письменных свидетельств того времени их содержимое является почти ни на чем не основанном предположением. Если бы все современные книги были уничтожены, то как могли бы понять нашу религию археологи, основываясь лишь на руинах и на наших могилах? Бог-творец, которому поклонялись принесением в жертву животных, не оставил никаких археологических свидетельств. Поэтому в своих рассуждениях мы должны ограничиться цивилизациями, о которых мы имеем документальные письменные свидетельства.

Самой древней религией, к письменным свидетельствам которой мы имеем доступ, и которые удалось расшифровать, является религия шумеров. Сотни документов описывают жертвоприношения богам, которые совершались в храмах Ура, Ниппура и других городов Шумера. Нам известно, что примерно к 2500 г. до Рождества Христова городские храмы владели обширными землями. Мы знаем и то, что между жрецами и правительством существовало ожесточенное соперничество. В шумерском пантеоне богов Бог-творец Энлиль был окружен многочисленными богами. Развращенное жречество, служащее этим богам, предвещало падение Шумера и завоевание его семитскими племенами Вавилонии.

Вавилоняне тоже имели сложно устроенное жречество, храмы и многочисленных храмовых служителей. Главной отличительной чертой жречества Вавилона было то, что жрецы большей частью принадлежали к царскому роду, а верховным жрецом был сам царь. Возможно, это было отражением практики, существовавшей ранее у кочевников: глава племени у них выполнял и функции жреца. В Вавилоне верховным богом был Ану (он соответствовал семитскому Элю, древнееврейскому Элохиму и арабскому Аллаху), но вавилоняне также заимствовали многих богов у завоеванных ими шумеров.

Там, где жречество являлось государственным ведомством, а верховный жрец еще и царем, удавалось избежать войны между правительством и религией, возможно, что вмешательство жрецов в светские дела уменьшалось еще и с необходимостью поддерживать правительство, которое назначалось самими жрецами. Но, с другой стороны, когда религия становится частью государственных институтов, то у человека, ищущего истинный город Бога, остается лишь один выход - покинуть это государство. Таким человеком был Авраам. Библия рассказывает, как он покинул город Ур с его религией, ставшей государственной. Авраам решил следовать только за Богом и служить только ему.

Жречество

В Египте, начиная, примерно, с 2400 г. до Рождества Христова, влияние жрецов бога-солнца Ра превосходило влияние самого царя. В связи с этим произошло восстание знати, в результате которого Египет разделился на несколько враждующих государств, а жрецы были взяты под контроль. После изгнания гиксосов, примерно в 1570 г. до Рождества Христова, политическая власть знати в стране достигла своего апогея. Секрет всесилия фараонов был в том, что вместо одной могущественной группы жрецов существовало несколько групп, служащих различным богам (Амону, Пта, Ра), а фараоны умело сталкивали их между собой.

Что касается ранней религии Крита, то, возможно, она станет нам более понятной, когда будут расшифрованы письменные свидетельства - таблички линейного письма А. Из греческих источников мы знаем, что в центре критской религии было принесение в жертву быка и совершалось оно жрецами. Произведения раннего древнегреческого эпоса дают нам многочисленные описания этого ритуала. Греческое жречество также было ослаблено прикрепленностью к определенному божеству и строго определенному храму. Кроме того, право быть жрецом не обязательно наследовалось, от жрецов не требовались особые интеллектуальные качества или изощренное учение. Над ними часто смеялись, но то, что служителей культа старались разобщить, означало, что греческие мыслители не осмеливались вступить в открытую битву с древней религией.

Единственные письменные свидетельства о периоде религиозной истории ранее 500 г. до Рождества Христова дошли до нас из Персии и Китая. Древнеперсидский пророк Зороастр (Заратустра) и древнекитайский философ Конфуций жили в одно время. Они оба провозгласили нравственные религии в противоположность вырождающемуся жречеству и многобожию, существовавшим ранее. Мы одинаково мало знаем и о жрецах-магах Древней Персии, и о жрецах-ву Китая. И те, и другие совершали жертвоприношения, которые, предположительно, не имели этического содержания. И те, и другие не смогли удовлетворительно ответить на вопросы, поставленные мыслящей частью общества.

Как мы увидим Зороастр и Конфуций были представителями великого движения за освобождение человеческого разума от влияния жречества, начавшегося в VI веке до Рождества Христова. Его значение в мировой истории можно сравнить со значением Возрождения и Реформации в Европе через 2000 лет.

Мы не будем здесь рассматривать другие сословия жрецов. Лишь упомянем древнеримских фламенов, приносивших в жертву людей. Мы не будем касаться алтарей скандинавских и германских племен, которые были низвержены ранними христианскими миссионерами. Но нам необходимо упомянуть о появлении жречества внутри христианства в средние века. В Послании к Евреям из Нового Завета ясно говорится, что все ветхозаветные жертвоприношения исполнились в Иисусе Христе. Крест, на котором Иисус принес себя в жертву, лишает жертвоприношение животных всякого смысла. Хлеб же и вино, имеющие характер приношения, служат нам напоминанием о мученической смерти Иисуса.

Но с причащением произошло то же, что и с принесением в жертву животных: его стали считать актом, заслуживающим награды и вынуждающим Бога быть милостивым.

Затем постепенно стало формироваться мнение, что без священника, должным образом посвященного в сан, причащение не имеет силы. Более пышным стало и само богослужение. Теперь оно требовало от священнослужителей специальной подготовки. Таким образом, к концу средних веков вновь налицо были все признаки жречества.



« Назад