« Назад

Империя - римский мир

Когда Вергилий (70-19 гг. до н.э.) написал в честь императора Августа "Энеиду", в которой назвал его прямым потомком основателей Рима. Август не только восстановил жилище Ромула, но и - строго соблюдая установленные приличия,- безропотно взвалил на себя обязанности древней должности верховного понтифика pontifex maximus, поставив тем самым собственную персону во главе всей религиозной истории города. Результатом явился храм Рима и Августа в Остии. В течение всей истории империи все, даже старые государственные боги, за исключением главных - Юпитера, Юноны и Минервы - уступали дорогу безудержно растущему культу власти имперского дома.

Обожествление в римском стиле

Республиканский Рим, даже во времена диктаторов, избегал конституционного закрепления абсолютной власти эллинистских царей. Прецедент был создан римским сенатом в 44 г. до н.э., после убийства Юлия Цезаря, когда он был внесен в список богов. Обожествления его последователя, Августа, потребовал ряд провинций, особенно восточных, еще при его жизни, когда божественные почести уже оказывались ему в некоторых местах. Несмотря на то, что попытка сената обожествить Августа следовала прецеденту, его наследник Тиберий (42 г. до н.э.-37 г. н.э.) категорически противился этому. После коронации Калигулы имя Августа было помещено в текст государственной присяги между "Зевсом Спасителем" и "святой Девой нашего города" (Афина Паллада). Тексты таких присяг выбивались на бронзе (за счет присягавших) и выставлялись для всеобщего обозрения.

"Трудно сказать, чего больше в событии рождения божественного Цезаря, радости или пользы; мы можем рассматривать его как начало всего сущего, если не в смысле мира природы, то в смысле пользы. Нет ничего такого, что было подвержено распаду или упадку в несчастном государстве, чего бы он не исправил, и благодаря ему обновилась вся Вселенная, которой пришлось бы удовлетвориться собственным разрушением, если бы не родился всеобщий благодетель - Цезарь Август. Рождение бога явилось началом благой вести (евангелия) о нем всему миру".

Выступление римского проконсула перед провинциальной ассамблеей Азии, 9г. до н.э.

Смесь религий в имперском Риме

Разрушительное извержение Везувия началось утром 24 августа 79 г. н.э. и к вечеру погребло под слоем пепла два цветущих города, Помпеи и Геркуланум, а также прибрежный курорт Стебию. По словам Марциала, "даже для богов это было слишком". Многие города древнего Средиземноморья были разрушены или засыпаны, но в процессе веков ни один так хорошо не сохранился.

Находки религиозного характера в Помпеях можно разделить на две основные группы. Во-первых, здания: официальные здания, бесчисленные домашние святилища и придорожные алтари. Кроме того, произведения искусства, особенно фрески, и надписи всех видов, включая граффити, а в Геркулануме вдобавок огромная библиотека папирусов, главным образом религиозной философии таинственного эпикурейца Филодерма (около 110-40 гг. до н.э.).

Процветали семейные культы. Почти в каждом доме и мастерской было свое личное святилище (ларарий), где обычно хранились бюсты предков и другие традиционные домашние боги (лары и пенаты). Под руководством главы семьи в этих святилищах проводились простые ритуалы, являвшиеся частью повседневной жизни, а также отмечались дни больших семейных торжеств, например, совершеннолетие наследника. Было найдено большое количество мемориальных досок и статуй, изображающих различных второстепенных богов - Фавна, Сильвана, Флору, Приапа и других. Эти боги главным образом заботились о плодородии и плодовитости, благополучии и достатке. Повсеместно изображались гирлянды фруктов и рога изобилия (cornucopiae). Также популярно изображение фаллоса, или в одиночестве, или неимоверных размеров на маленьком божке, часто с весами для измерения величины.

Официальные культы были более сложными, но таких находок гораздо меньше. В Помпеях было десять храмов, но три были разрушены при предыдущем землетрясении в 62 г. н.э. и стояли не отремонтированными, пока их не засыпало. Один был переделан для нужд частного общества: два были посвящены имперскому культу, один - недавно вступившему члену, Веспасиану (9-79 гг. н.э.), другой - Фортуне Августе. О недвусмысленном отношении народа к последнему культу свидетельствуют граффити: "Мать цезаря Августа была просто женщиной!" Из оставшихся четырех храмов только один, посвященный триединым, Исиде, ее супругу, Серапису, и их божественному сыну, Харпократу, имел приличный вид благодаря поддержке населения. Настенные фрески изображают религиозные обряды, проводимые бритоголовыми жрецами в белых одеяниях.

Кроме зданий религиозного назначения сохранились дома богатых и бедных, в которых встречаются не только предметы роскоши и различных эстетических вкусов и стилей, но также фрески или мозаики на религиозные темы. Наиболее значительна в этом отношении состоящая из шестидесяти комнат "Вилла Мистерий": на трех стенах одной из комнат, почти в полный рост, изображены разбитые на десять групп двадцать девять фигур, исполняющих сложный вакхический ритуал. Это был чисто женский обряд. Трудно сказать, какое место этот огромный дом или его эффектные декорации занимали в религиозной жизни города, возможно, где-то между горсткой больших храмов и многочисленными домашними святилищами.

Сохранившиеся развалины римского порта Остии представляют совершенно иной набор религиозной смеси, включая (к третьему веку н.э.) не меньше пятнадцати "митрей" - святилищ бога Митры (см. "Митраизм").

Философская религия

Таким образом, можно сделать вывод, что римская религия была сложной смесью различных источников. Позднее, в третьем веке н.э. эта смесь была систематизирована, а из религиозных и философских ее составляющих возникла новая смесь, получившая название неоплатонизм. Основателем ее был Плотиний (205-269), а Порфирий (232-305) стал ее толкователем. Этот возрожденный платонизм явился смесью элементов, взятых из учений самого Платона, Пифагора, Аристотеля и стоиков. Мир-ум, Мир-душа и Природа - три нисходящих уровня реальности между Первоединым, который есть основа существования и источник ценностей, и Голой Материей. Все эти компоненты заключены в природе человека, чье назначение состоит в достижении единства с Единым в виде некоего восторженного союза. Этот трудно достижимый союз мог возникнуть в результате продолжительных усилий воли и познания. У Плотиния мало конкретных ссылок на религиозные обряды и конкретных богов, хотя его последователи включали в свои работы гимны некоторым богам. В результате получился философский эквивалент "мистерий".

"Следовательно, во всех обширных империях, провинциях и городах мы видим, как всякий народ исполняет свои собственные обряды и почитает местных богов... но римляне все как один".

Октавиан, "Минуций Феликс" 6.23

Подпорка для падающего государства

Из тридцати пяти римских императоров со 192 по 284 гг. н.э. только три правили более десяти лет, и только один умер естественной смертью. Все остальные были умерщвлены насильственно руками армии или соперников, и, по меньшей мере, в двенадцати случаях не процарствовав и года. Соответственно, мало кто из этих прожил достаточно долго или умер таким образом, чтобы удостоиться обожествления. Большинство императоров, даже самые могущественные, предпочитали править под эгидой какого-нибудь старшего божества, так как хорошо понимали, что объявление о своей божественности вряд ли продлит им жизнь. Самого сильного покровителя избрал император Аврелиан: Sol Invictus, Непобежденное Солнце.

Было всего лишь делом времени, когда государство обратится к единой, гибкой религии. Это случилось в 313 г., когда Лициний и Константин выпустили совместный "Миланский эдикт". Поклонение Христу, как и все другие религии, могло проводиться открыто; и христианская церковь, одна из всех соперничавших культов, была выделена для "получения вознаграждения от наших щедрот". Преимущество над всеми остальными вариантами в глазах высшей власти она получила только благодаря своей организованности, так как, по словам Арнольда Тойнби, христианство "было уникально тем, что само для себя создало всемирную исполнительную структуру, вместо того чтобы позволить каждой местной группе обращенных идти собственным путем".

"Те, кто будут заниматься изучением богов, должны с детства получить хорошее образование и не должны воспитываться в окружении глупых идей; они должны быть от природы добры и умны, чтобы иметь что-то общее с предметом".

Саллюстий, "Касательно богов и Вселенной" 1

Конец античности

Переплавка Римской империи в христианство длилась, во всех отношениях, больше, чем столетие, несмотря на то, что Теодосий I в 381 г. объявил все остальные религии вне закона. Между тем старые формы продолжали кое-как влачить свое существование. Изначально термин "язычник" (paganus) обозначал сельского, в отличие от городского, жителя; и в прежних условиях христианство, пока не стадо государственной религией, не делало больших успехов. К тому времени термин стал обозначать всех гражданских в отличие от солдат, и уже в этом виде получил дополнительный "религиозный" смысл.

Остатки древних религий еще продолжали некоторое время существовать. Недолго правивший Юлиан (361-363), философ, как Марк Аврелий, был последним императором нехристианином. В 382 г., после того как алтарь победы убрали из зала заседаний сената, городской префект Симмах обратился к императору Западной империи Грациану со страстной просьбой не прекращать те "традиции предков", которые "способствуют укреплению статуса общественного почитания и на протяжении такого долгого времени доказали свою полезность".

На востоке страны в 415 г. толпа монахов-фанатиков растерзала женщину по имени Ипатия, возглавлявшую кафедру философии в Александрийском музее, положив, таким образом, конец замечательной философской школе. Иначе получилось в 529 г. при закрытии по указу императора Юстиниана Афинской академии.

Последним руководителем школы неоплатоников был Дамаский из Дамаска, который с шестью последними учениками эмигрировал в более безопасную в религиозном и политическом отношении Персию, забрав с собой последние крохи интеллектуальных религиозных традиций Греции.

На более уязвимом уровне старые традиции вымерли при замене одних мифов на другие в процессе обучения, но сохранились в натуре человека и ее отклике на реальные события сельскохозяйственной экономики. На уровне фундаментальных предположений мало что имело значение, ибо, как говорил Саллюстий, есть "универсальные понятия, под которыми я подразумеваю те, с которыми, при правильной постановке вопроса, согласятся все; таким понятием является то, что каждый бог хорош и спокоен, и неизменен".

Сам Рим, как столица, продержался не намного дольше. Как только он показал свою уязвимость перед нашествием визиготтов в 410 г., вопросом времени стал перевод правительства империи в более безопасное место.

Разграбление города после 9 века ускорило идеологический кризис государства, недавно принявшего христианскую религию. Августин из Гиппо (354-430) в своей книге "Город Бога" тщательно просеял всю религиозность древнего города и его империи: все, что было полезного, было обращено в христианскую веру, остальное следовало отбросить навсегда. Город, сильно уменьшившийся в значении и размерах, стал христианским Римом. После того как правительство Западной империи было переведено на север в Равенну, и затем, когда в 476 г. Западная империя перестала существовать, единственным крупным чиновником в городе остался его епископ. Переход Рима в другие руки подытожил епископ Лев Великий, занимавший этот пост с 440 по 461 гг., когда взял себе реанимированный титул Pontifex maximus ("Великий Понтифик"). Христианская церковь стала конечным наследником древней религии, которой был сам город, и таким образом было провозглашено главенство церкви над Римом.



« Назад