« Назад

Христианский или светский?

Наиболее любопытной чертой этих характеристик является то, что они в равной мере могут быть использованы как в философских системах с упором на христианство (Кьеркегор), так и светских и атеистических учениях (Фридрих Ницше, 1844- 1900). В границах этого спектра Кьеркегор был протестантом-индивидуалистом; Ницше - воинствующим атеистом; Карл Ясперс (1883-1973) осознавал ценность религии, однако отвергал исключительность традиционного христианства; Мартин Хайдеггер (1844-1976) не оставлял места Богу.

Габриель Марсель (1889-1973) писал с позиций католицизма. Однако Жан Поль Сартр (1905-1980) и Альбер Камю (1913 -1960) нападали на религиозные и христианские вероучения.

Такое различное применение единых для них установок легко объяснимо. Кьеркегор заполняет вакуум, образовавшийся из-за отсутствия понятия разума и теории, понятиями вера, решимость, риск и послушание. В тот же вакуум, или "бездну", Ницше помещает эгоизм, желания и властные устремления, рядящиеся под иллюзорные заявки на истину. Кьеркегор рассматривал разум как фальшивое алиби, отвлекающее людей от истинной веры и послушания Богу. Ницше рассматривал разум как фальшивое алиби, позволяющее людям выдавать свои корыстные интересы за объективную истину.

Христианский экзистенциализм по Кьеркегору утверждает, что:

  • Существование Бога не может быть аргументировано доказано и должно приниматься на веру.
  • Христианская вера не согласуется с догматами истины, она суть обязательство и послушание.
  • Бог находится далеко за пределами человеческого разума: истина о Господе заключает в себе парадокс.

Атеистический экзистенциализм по Ницше утверждает, что:

  • Человеческие существа проецируют понятие Бога для придания своим желаниям и интересам формы законности реальности исполнения.
  • Таким образом, Бог является лишь полезным орудием или функциональным шифром для поддержки манипулятивной риторики: продукт решимости.
  • Все заявки на объективную или окончательную истину иллюзорны; религия является системой ценностей и интересов, рядящихся под систему истины.



« Назад