« Назад

Храмы-крепости

Самые древние из имеющихся свидетельств получены в результате раскопок, начатых в 1922 г. в штате Пенджаб и долине реки Инд.Однородная урбанистическая культура зародилась в третьем тысячелетии до н.э., к ней относятся два города, в которых производились раскопки: Хараппа, древняя столица Пенджаба на берегу реки Рави, и Мохенджо-даро, расположенный в 645 километрах от него на берегу Инда, в штате Синдх.

Не подлежит сомнению, что для жителей этих городов реки имели первостепенное значение, так как от их разливов зависело плодородие земли. Не меньшее значение имела для людей этого древнего мира ритуальная чистота, поэтому в храмах практиковались (и практикуются до сегодняшнего дня) церемонии омовения. Ритуальные купания не ограничивались принятием ванн в святилищах. Люди купались прямо в реках, которые давали жизнь их общинам и поэтому считались "реками жизни" и, следовательно, священными.

Находки из храмов-крепостей свидетельствуют о единстве политического и религиозного укладов. Тут можно провести параллель с сакральным характером царской власти в Древнем Вавилоне, где царь считался сыном божества,- в обоих случаях в этой роли выступала Мать-Богиня, символ созидания и продолжения жизни. Найдено множество статуэток этой богини, которые символизируют происхождение жизни (фигурки беременных женщин) или воспитание потомства и продолжение рода (фигурки с увеличенными грудями). Все эти свидетельства относятся к периоду матриархата, из которого в современную Индию пришло множество богинь. Похоже, что в каждой деревне есть собственная богиня, почитаемая в качестве дарительницы жизни и плодородия. Их также можно рассматривать как воплощение женского начала, шакти, в истории развития индуизма.

Существуют также изображения мужского бога с рогами и тремя лицами (по всей видимости, символизирующего триаду, тримурти, позднее воплощенную в союзе трех богов, Брахмы, Вишну и Шивы). Он изображался в виде йога (того, кто практикует йогу, путь самосовершенствования) в позе созерцания. Его часто можно видеть в окружении животных, и, возможно, он является предвестником великого бога Шивы, о котором часто говорят как о Повелителе животных. Среди находок представлены символы плодородия, лингам и йони (в виде мужских и женских половых органов), до сих пор почитаемые в народных формах индуизма.



« Назад