« Назад

Германские племена: смертные боги

Римский историк Тацит, примерно в 98 г н.э. описывая "германцев" своего времени, полностью осознает всю пропасть между ними и цивилизованным народом римского общества, но при этом испытывает зависть к их силе и простоте. Как все римляне, он отдает должное воинственности германцев, их влечению к битвам к постоянному кровопролитию, но вместе с тем он восхищается строгостью семейной морали целомудренного и по сути моногамного народа. Подобно другим римским авторам, он отождествляет германских богов с их, как он полагает, римскими эквивалентами и выделяет из глубин германской веры триаду Меркурия (наиболее почитаемого бога), Марса и Геркулеса. Он отмечает также культ женского божества, который, по его мнению, происходит от культа Исиды. С помощью сложного ритуала перед битвой вызывается Геркулес, а бог войны контролирует установление справедливости. С некоторым удивлением Тацит отмечает, что степень наказания за преступление устанавливается жрецами.

Ритуалы поклонения божествам, считает он, напоминают римские, но включают непонятные процедуры, связанные, к примеру, с лошадьми. Женщины также играют роль в вопросах "святости и прорицания", что позволяет им иметь определенное влияние в германском обществе.

Франкская шкатулка
Украшенная богатой резьбой Франкская шкатулка содержит множество сцен из северной мифологии. Сценка изображает трех норн, которые ухаживали за Иггдрасилом, древом жизни.

Германские божества

В упомянутую Тацитом триаду входили, вероятно, Вотан, Тиваз и Тор. Германские племена исповедовали в основном многобожие, и нам известны имена многих богов. Тем не менее, за более чем тысячелетний период, отделяющий Тацита от исландского писателя Снорри Стурлусона и исследователя позднего шведского варварства Адама из Бремена, три, самое большее, четыре божественных имени упоминаются таким образом, словно в них заключен весь германский божественный мир. Постоянно присутствуют двое: бог, известный южным народам под именем Вотан или Водан (чье имя увековечено в календарном дне среда"Wednesday"), а северным - как Один; и бог грома Тор, памятью о котором стал четверг "Thursday".

В ранних списках непременно присутствовал Тиваз (отсюда вторник "Tuesday"), бог законности, но в литературе Севера его потомок Тир переместился уже на вторые роли. Однако достаточно видная роль отведена там богу плодородия Фрейру (откуда и пятница "Friday") вместе с его женской копией Фрейей или без нее.

Согласно Стурлусону, боги по своему происхождению разделены на две группы, ранее враждовавшие, но теперь объединившиеся: асов (включающих Одина и Тора) и ванов (включающих Фрейра). В то время как некоторые ученые согласны со Стурлусоном, считая, что эти события имели под собой историческую основу, а именно покорение почитавшими асов племенами тех племен, чьими богами служили ваны, с частичным принятием религии побежденных, другие ученые считают противостояние активных, агрессивных богов (асов) и обслуживающих, производительных богов (ванов) основным принципом всей германской и, возможно, всей индоевропейской религиозности.

Схватка Тора с Мидгардом
Самым эффектным из подвигов бога Тора была схватка с Мидгардом, змеем, опоясывавшим землю. Тор пытался поймать его с рыбацкой лодки.

Аристократический Один

Северная религия, о которой (благодаря Стурлусону и другим создателям саг) известно немного больше, чем о верованиях родственных им племен, таких как саксы, изменялась в зависимости от социального состава и рода занятий верующих. Культ Одина исповедовали настоящие викинги, вожди и воины. Один приносит победу - но, непостоянный и капризный, может забрать ее назад. С помощью валькирий он собирает героев в свой громадный дворец Вальхалле, где дни проводятся в битвах, а ночи в пиршествах. У него один глаз (второй он отдал за глоток из источника мудрости и понимания): девять дней и ночей он провисел на древе мира Иггдрасил, чтобы научиться читать спрятанные руны. С ним связан целый набор преданий о мудрости, поэтичности, героических подвигах, смене обличья, удушении и смерти, и некоторые мрачные истории о ритуальных убийствах с помощью петли и копья наводят на размышления о древних формах поклонения этому богу.

Другие племена, зависевшие от сельского хозяйства, не могли пренебрегать культом Фрейра. Адам из Бремена поведал о величественном фаллическом изображении этого бога, украшавшем храм в Уппсале примерно в 1070 году.

Молот "черного Тора"

Наибольшим почтением из всех богов пользовался, по-видимому, Тор. В Уппсале его трон стоял между тронами Одина и Фрейра; а в эпоху позднего северного варварства "черный Тор" (по цвету его изображений?) был, кроме всего прочего, врагом "белого Христа". Его символ, молот, использовался в свадебных обрядах и в качестве защитного знака, подобно тому, как христиане использовали знак креста: по свидетельству археологов, так же как христиане клали в могилу крест, традиционные варвары клали туда молот.

Тор, подобно ведическому Индре, является богом грома, полным хаотической энергии и неизмеримой силы. И если царственные особы считали своим покровителем Одина, то простым людям приятнее было искать дружбы с Тором.

Во многих легендах Тор ассоциируется с Локи, странным, одновременно притягательным и отталкивающим обманщиком. Именно Локи хитростью вызвал смерть сына Одина, Бальдра, честнейшего из богов. Легенда о Бальдре прекрасна, но слишком мало существует свидетельств поклонения этому богу.

Гибель богов

Нет нигде и признаков Верховного Бога. Из хаоса божественной энергии отбирались для поклонения те боги, от которых быстрее можно было ждать благосклонности. Богам тоже суждено погибнуть - настанет день Рагнароок, день гибели богов, когда каждый падет в смертельной битве, и с ними погибнут земля и человечество. Затем возникнут новые небо и земля, и Бальдр восстанет из мертвых, и мужчина и женщина, укрывшиеся в кроне древа мира, дадут начало людям нового мира. В конце концов, Иггдрасил, самообновляющееся древо мира, станет могущественнее Одина, великого бога, который висел на его ветвях, чтобы выведать его секреты.


Источник Взято с http://cardiology-club.com
« Назад