« Назад

Фундаментальный поиск

Универсальность религии

История человечества является в некоторой степени хронологией попыток поиска религиозной истины и чувства определенности. Религии и религиозные ритуалы возникли во всех культурах. Это не удивительно, ибо религиозные, духовные измерения являются частью нашего человеческого облика.

Кажется, нет другой обоснованной причины универсальности религии кроме универсального стремления выплеснуть, выразить, кто же мы есть на самом деле. Музыка, искусство, литература и этическое поведение находят свою первоначальную основу в религиозных импульсах. Чувства благоговения, чуда, духа и то, что Рудольф Отто назвал "чувством угрозы", находятся глубоко внутри нас и находят свое выражение по-разному.

Религии и идеологии представляют собой не просто способ выражения потребности поклоняться кому-либо, но дают различные оценки того, что означает быть человеком, а что есть божественно. Именно эти различающиеся картины человеческой природы и природы божественного нуждаются в понимании и оценке. Это не одно и то же, что позволяет нам сопоставлять и сравнивать, критиковать и оценивать их с точки зрения правдивости и обоснованности.

Сегодня мы живем в глобальной деревне, и проблема плюралистического общества остро встает перед человечеством. Ради будущих поколений мы должны искать новые подходы к проблеме совместного проживания, к наведению мостов между различными культурами, расами и религиями и установлению взаимопонимания между ними.

Универсальность морали

Релятивизм дает серьезную трещину, если выдвигается постулат о том, что не существует универсальных моральных ценностей. В процессе реагирования на вызовы, бросаемые нам плюрализмом и релятивизмом, стало ясно, что сам факт того, что мы можем иметь и на самом деле ведем моральные дискуссии и владеем аргументацией, указывает на то, что мы в целом имеем представление о том, что считается моральным и аморальным, и мы способны принять решение, выбирая между соперничающими образами того, что есть мораль.

Более тщательное изучение морали показывает, что вместо абсолютного различия наблюдается набор общих ценностей. Наверное, каждая культура, религия и моральный кодекс имеют какие-то правила, регулирующие отношения отцов и детей, сексуальное поведение, правдивость, святые обязанности в жизни, а также, что принадлежит личности или группе людей, а что нет.

Конечно, существует много различных выражений подобных правил, но они являются всего лишь вариациями на тему. Эта тема - общая основа морали. Только путем прямого использования различных моральных установок, юридических и религиозных кодексов мы сможем разглядеть меру и степень этого общего основания.

Проверка на правдивость

Религии и идеологии не допускают тот факт, что они просто дают устаревшую оценку окружающего нас мира, человека, божества и морали. Они убеждены: все, что ими толкуется, точно и основано на фактах, которые могут быть изучены и подвергнуты проверке другими. Если мы хотим быть справедливыми к подобным системам вероучения, мы должны исследовать такие притязания на предмет объективности и правдивости.

Для того чтобы осмыслить то, о чем толкуют религии и идеологии, мы должны захотеть применять на их собственных условиях, а также проверить их, основываясь на их собственных установках. Это будет означать очень осторожное разграничение между тем, что имеет объективные основания, и тем, что представляет собой просто субъективный вкус или чьи-либо личные пристрастия или предрассудки.

До тех пор, пока мы не изучим каждую из религиозных установок, мы не сможем сделать ни огульные суждения, ни объявить религию или мировоззренческую систему нонсенсом.

Претензии на истину лежат в самом корне всех религий и идеологий, и подобные претензии зачастую основываются на исторических фактах. Существует направление, которое предлагает подход, где религия является скорее нормально существующим ответом на жизнь, а не исторически обоснованным взглядом. Религии имеют притязания не только на прошлое, но и на будущее тоже. Эти притязания должны быть изучены и получить соответствующую оценку. Как это сделать?

Первый тест называется согласованность. Этот способ помогает нам сделать суждение о том, имеет ли смысл данное мировоззрение или оно самосогласующееся. Если даже оно не имеет никакого смысла, мы не можем ничего с этим поделать, тем более судить о его правдивости или ошибочности.

Второй тест называется соотношение с реальностью. Различные религии и идеологии будут давать абсолютно разные оценки окружающего мира, людей в нем, истории, религиозного опыта, прошлого, настоящего и будущего, а также моральных ценностей и духовной реальности.

Каким же образом все представленное соотносится с реальностью? Соотносятся ли предложенные картины людей и божественной реальности в мире с нашим собственным опытом?

Здесь существует опасность принятия того, что нам уже известно, и возникновения потребности во всем, что может вписаться в эту схему. Если мы так поступим, мы никогда не добьемся какого-либо продвижения вперед или перемены в области знания или опыта. Вместо этого мы должны быть преисполнены желания исследовать и проверять картину и оценки, которые нам предлагаются то ли путем воображения или в открытую, отдавая себе отчет об ограниченности нашего собственного опыта и мировоззрения.

Третий тест называется прагматическим. Это может означать, что мы пытаемся разглядеть тот способ, которым идеология или религия изменяет или трансформирует людей и ситуации. Эта способность развивать и наполнять чем-то людей, а также показывать всему сообществу то, где человечество должно процветать, вместо того чтобы быть подверженному злу и унижениям, является одним ключевым способом проверки обоснованности и ценности системы мышления и жизни.

Наличие различных религий и мировоззрений в нашем мире делает всем нам удивительное приглашение понять и сделать определенные суждения о них как отдельных способах жизни и соперничающих системах.

Все религии не могут быть правдивы, ибо их притязания и то, что они толкуют, зачастую находятся в противоречии друг с другом. Будучи разумными существами, мы способны найти смысл в подобных притязаниях, проверить их и в свете тех суждений решить для себя, хотим мы или нет следовать в каком-то одном направлении. И тогда истина в своей объективной реальности становится субъективно реальной для нас. То, во что мы верим своим собственным умом, также становится частью нас самих и радикально влияет на всю нашу жизнь.



« Назад