Фундаменталистский ревизионизм

Данное положение, однако, вызывает серьезные нападки. Главной своей целью фундаменталистские движения всех видов ставят возврат к строжайшему применению шариата во всех областях жизни народа, семьи и личной жизни (хотя имеются внутренние разногласия по поводу толкования законоприменительной практики шариата). Следствием этого явилось размывание основных прав немусульманских групп.

И вновь на первом плане дискриминация правового характера; свидетельские показания в суде немусульман (и также женщин) в ряде случаев недопустимы. Из политической жизни страны удален, как, например, в Пакистане, круг избирателей по причине своей немусульманской сути. Немусульман зачастую не допускают возглавлять отделы учреждений и занимать командные должности в армии, потому что они не имеют возможности руководить своими сотрудникам во время богослужения (салят).

Имеют место ужесточающиеся ограничения свободы убеждений и вероисповедания. Во многих государствах запрещена пропаганда убеждений, отличных от преобладающей там мусульманской ортодоксии, невозможно инакомыслие для мусульман.

Возрастающим нападкам подвергаются и прогрессивные законы о семье, принимаются меры по серьезному пересмотру этих законов в сторону усиления "происламской" их направленности. Усиливается сегрегация женщин.

Фундаменталисты противостоят прогрессивному направлению развития права и часто, в качестве отправной точки, следуют учению наиконсервативнейшей из правовых школ, как например, представленную Ибн Ханбалом. Стремясь добиться упрощения "лоскутной" структуры современного права в странах ислама и вернуться к законам, непосредственно почерпнутым из шариата, они нередко останавливают свой выбор на наиболее жестких его толкованиях.

Особенно четко эта тенденция прослеживается в том, как они отстаивают традиционное исламское уголовное право, в первую очередь сохраняя систему наказаний (hudud). Подобные наказания редко применялись в жесточайшей форме. Для осуждения обвиняемого требовались столь специфические свидетельства, либо такое серьезное нарушение им закона, весьма четко сформулированное, что hadd не было нужды применять. Во многих случаях судьи не оказывали на подсудимого давления для получения признания.

Кроме того, уголовное право часто основывалось на обычном праве или на кодексах, заимствованных из европейских правовых систем. Многие современные мусульманские ученые учитывают правило, которое в восемнадцатом веке установил шах Валлиулах Делийский, а именно: супружеская измена порочна по причине подрыва самой основы общины - семьи.

Признается, что наказание находится в прямой связи с обычаями народа и неприменимо к представителям иных культур и эпох, но принципы профетического учения остаются действительными для всех времен и культур.

Подобные взгляды легли в основу тех принципов шариата, которые могли бы стать основанием для современных кодификаций, и, как мы говорили выше, исламское угловное право проводится в жизнь в своих наиболее радикальных формах и так рьяно, что в некоторых странах даже преступает границы шариата. Особенностью та кой правоприменительной деятельности является употребление уголовного права в отношении немусульман и в тех случаях, когда шариат освобождает их от этого, либо отсылает правонарушителей в их общинные суды.

Развивается основанная на либеральном консенсусе идея предоставления беспроцентных услуг "исламского банковского обслуживания", где краеугольным камнем служит понятие инвестиций и последующего деления прибылей. Однако, как отметил бывший управляющий Банка Англии, этим подрываются основополагающие принципы банковского дела и оно превращается в рискованное предприятие!