« Назад

Эволюция религии

Тем не менее, существует и другая точка зрения, которая отрицает все вышесказанное: люди произошли от обезьяноподобного предка. Поскольку у животных нет религии, понадобился длительный период перехода от стадии нечленораздельного обезьяньего лепета и страха перед мраком неизвестности к стадии, которую Буке называет "аниматической", с характерной для нее верой в смутную, могучую, страшную и непостижимую силу.

Аниматическая стадия далее развивается в "анимическую", которая представляет собой религию удаленных племен, основанную на чувстве страха перед духами. Затем приходит черед политеистической стадии, увековеченной в греческой мифологии. Согласно этому краткому изложению истории религии Израиль снискал себе славу тем, что ему удалось свести все многообразие богов окружающих его наций к одному племенному богу. Таким образом, единый Бог-творец древнееврейских пророков в сочетании с философским монотеизмом Платона расчистил-таки путь к более совершенной религии.

Рассмотренную точку зрения разделяют многие исследователи со времен Дарвина. Поскольку теория эволюции считалась доказанной, было весьма привлекательным вывести из нее эволюцию религии. Единственный вопрос, который оставалось решить, заключался в том, каким образом вписать в эту схему Библию. Эту задачу удалось решить внешне весьма убедительно с помощью документальной гипотезы Вельхаузена, согласно которой текст ветхозаветного писания необходимо перестроить таким образом, чтобы привести его в соответствие с теорией эволюции религии.

Однако предпринятая Вельхаузеном попытка реконструировать текст Писания в настоящее время себя дискредитировала. Сейчас мы также располагаем данными, свидетельствующими о том, что монотеизм и религия, включающая сложную систему священнослужения, существовали задолго до времен Авраама. Таким образом, вновь утверждается теория восходящей эволюции религии, согласно которой монотеизм возник в тени глубокой древности. Как было показано антропологами во главе с венским ученым Вильгельмом Шмидтом, религию сотен разрозненных племен, существующих в современном мире, нельзя считать первобытной в смысле первоначальности. У этих племен сохранились представления о Высшем Божестве, так как не испытывают страха перед ним. Вместо принесения жертв они заняты рeшением более насущной проблемы умиротворения злобных духов джунглей. Угрозы шамана оказались для людей более значимыми, нежели спокойный и негромкий голос Бога-Отца.

Мы видим, таким образом, что нет оснований считать аксиомой точку зрения, в соответствии с которой религия эволюционировала из аниматической стадии. Некоторые антрополи полагают, что монотеистические представления относятся к более ранней исторической стадии, чем анимизм. Результаты проведенных ими исследований дают основания предполагать, что анимизм племен связан не с тем, что их жизнь осталась неизменной с древнейших времен. Имеющиеся свидетельства скорее указывают на то, что люди со временем отошли от истинных знаний о Боге. Живя в оторванности от божьих пророков и религиозных книг, они лишили себя радости совместной жертвенной трапезы в присутствии Создателя и стали приносить жертвы духам, дабы откупиться и умилостивить их.

Итак, имеющиеся исторические свидетельства снова возвращают нас к библейскому ответу на заданный нами вопрос. Люди, согласно Библии, были созданы по образу Бога, они исповедовали монотеизм и приносили в жертву животных. Однако возникает вопрос: как все это можно соотнести с данными об эволюции, обезьяньим лепетом, пещерными людьми и вообще картиной, представленной в сотнях учебников?



« Назад