« Назад

Эллинистический мир- государство

Насмешки над богами в пьесах Аристофана (около 450-385) в то время не вызвали сколько-нибудь существенной критики, несмотря на то, что в официальных государственных документах продолжали присутствовать посвящения богам. Но после поражения Афин в войне, против Сократа были выдвинуты следующие надуманные обвинения: непризнание богов, почитаемых в государстве, и предложение новой божественности или просвещенного атеизма, отвращающего молодежь от исполнения ее гражданских обязанностей.

Не совсем понятно, в чем состояли вклады в сферу религиозного развития у Платона (около 429-347) или у Аристотеля (384-322). Форма трактата Аристотеля более конкретна, чем диалоги Платона. Его обсуждение основной субстанции как базового компонента окружающего мира, послужило углублению осмысления природы Бога, по поводу чего в "Метафизике" есть ссылка на "неподвижного движителя" - Бога - как первопричину.

Начало пятого века было ознаменовано беспрецедентным ростом религиозного словаря. От Геродота пошло слово, обозначающее "религиозный ритуал", а это почти "религия", и глагол со значением "соблюдать религиозные законы" в значении "поклоняться", то есть "исповедовать религию". С другой стороны, во времена Теофраста (371-287) слово со значением "бояться" или "почитать" по отношению к божеству уже приобрело такой негативный оттенок, что его употребление могло быть указанием на "суеверность" человека. Интересно, что это время не создало слов со значением "верить в богов".

Правители, ставшие богами

Эллинизация имела место даже до появления Александра Великого (356-323), хотя именно после покорения им громадной Персидской империи на востоке этот процесс начал приносить плоды. Александр основал примерно семьдесят городов по греческому образцу, большинство из которых назвал в честь самого себя - "Александрия". Удобные транспортные пути и легкость общения в пределах империи, где повсеместно употреблялся греческий язык, открыли Средиземноморский мир для восточных влияний, включая религиозные верования. Это была эпоха ослепительной роскоши для богатых и могущественных.

На самом верху общества находились эллинизованные правители, объявившие себя божествами. Считалось, что Александр, чьи героические деяния не подлежали сомнению, после смерти был принят в общество богов, подобно Гераклу. Вскоре это привело к практике автоматического обожествления царей.

Даже афиняне, в ответ на свое "освобождение" в 307 г. до н.э. царем Македонии Деметрием Полиоркетом (336-283; "поглотитель городов"), провозгласили его Спасителеми Благодетелем, ввели его и его отца в культ богов города, с учреждением ежегодной выборной должности жреца, с первоочередным указанием его имени на всех городских указах и договорах.

В гимне, сочиненном Дурисом из Самоса (около 340-260), этот "несущий свободу" Деметрий был ото-ждествлен с богиней Деметрой с правом участия в торжественных проце-дурах "мистерий", назван потомком Посейдона (самого могущественного бога) и Афродиты и, более того, внимал молитве с заверениями в том, что пока "другие боги находятся или далеко, или не слышат, или не существуют, или не обращают на нас ни малейшего внимания; тебя мы видим лицом к лицу, не в дереве или бронзе, но истинного и по правде!"

Дельфы
Дельфы были местом обитания главных оракулов Греции. К оракулам обращались в основном по личным вопросам.

Мистерии и культы исцеления

Специальный термин "мистерии" впервые встречается у Геродота и трагиков, хотя они явно позаимствовали из городских церемониалов и храмовых праздников. Интересно, что секрет "мистерий" успешно хранился всеми, кто имел к ним отношение, независимо, посвященными или нет. В эллинистические времена, однако, процедура посвящения была уже открыта для всех, говорящих на греческом, чистых в ритуальном отношении и имеющих средства, чтобы заплатить вступительный взнос.

В конце концов, следует думать, что настоящие мистерии, то есть первоначальные мистерии в храме в Элеузии, недалеко от Афин (обычно его называли "Большим"), скорее всего, заключались в самом посвященном, которому открывали нечто реальное, чем в ритуальном действе параферналии. В комплекс входили: "вещи сказанные", "вещи показанные" и "вещи совершенные".

Посвящение сулило счастье, возможно, просто в восхитительном лицезрении бога. Несмотря на то, что сначала о благодатной жизни после смерти речи не было, религии мистерий отличались высокой степенью синкретизма и проявляли тенденцию к впитыванию восточных мифов, которые намекали, что это счастье продолжится после смерти, возможно, путем объединения с богами или путем обожествления самого человека. Но за этим не следовало никакой групповой организации, и за это счастье не требовалось давать никаких моральных обязательств - кроме соблюдения культовой чистоты и молчания о "мистериях "впоследствии.

Мифологический и ритуальный комплекс богини Деметры и ее дочери в Элеузии был связан с выращиванием зерна. Празднования и процессии, служившие основой для посвящения, проводились в сентябре-октябре, в сезон пахоты. В отличие от других греческих храмов, храм в Элеузии предназначался для большого собрания народа и мог вместить до 10000 человек.

Еще один культ, культ Диониса, был связан с изготовлением вина. Празднования сельской Дионисии начинались со сбором винограда и первоначальной выжимкой. Следующий месяц веселье перемешалось в городское святилище. В классическую эпоху в это время там можно было ставить комедии ("песни веселья"). К концу зимы вино в чанах отстаивалось и светлело. Ранней весной устраивалась церемония, на которой молодое вино сначала пробовалось, предлагалось богу, а затем употреблялось священнослужителями из храма на болотах.

Городская Дионисия отмечалась в марте-апреле. Характерной чертой этого периода являлось резкое снижение активности работ в деревнях, под городским контролем, разумеется, и хотя фаллические шествия от городских стен к святилищу, а затем обратно в Афины проводились только раз в году, они оставались непременным элементом праздника. Это был сезон постановки сложных наборов пьес - трех трагедий, одной пьесы о сатирах и конечно очередной серии комедий.

Слово бога

По свидетельству Геродота, самое древнее и в его времена единственное жилище оракулов во всей Греции находилось недалеко от Додоны, где рос огромный дуб. Сохранившиеся списки вопросов к оракулу из Додоны свидетельствуют о заботе людей о здоровье, включая благополучное разрешение от беременностей. Оракулы жили также в Амфиарее и Трофонии. В каждом случае разного рода знамения подготавливали почву для веры в присутствие божества и принесения культовой жертвы, после чего вопрошающий, заснув на месте, получал во сне соответствующий ответ на свой вопрос. Простые люди приходили со своими частными проблемами, официальные лица советовались о государственных делах.

Роспись на вазе со знаменитым Дельфийским оракулом представляет собой изображение жрицы (по имени Пития) в виде простой женщины, сидящей на треногом стуле, без всякой мистики. 615 известных ответов Дельфийских оракулов собраны из ответов современникам плюс пророчества времен Гомера, записанные более поздними авторами. Вопросы современников связаны большей частью с проблемами поклонения богам, законами, обычаями и жертвованиями. Остальные относятся скорее к личным делам и не затрагивают ни религии в строгом смысле слова, ни политики. Оракулы главным образом имели задачу давать простые советы по религиозным вопросам. Государство редко прибегало к их услугам в политически важных делах. Простых людей заботили главным образом здоровье и удача.

Божественное исцеление: Асклепиос

Храмовый культ Асклепиоса, бога исцеления, был, в принципе, установлен во времена большой необходимости, когда городам-государствам угрожали болезни. Он процветал благодаря щедрым дарам исцеленных богатых людей, хотя с бедняков платы не требовали. Он стал самым распространенным из всех новых культов, с главными центрами в Пергамоне и Коринфе, а также в Эпидауросе и Косе.

Кроме чистоты и свежего воздуха в курс лечения включались набор специальных упражнений, холодные ванны, отдых, лечение травами и диета, а также сон, вызванный внушением. Считалось, что к пациенту во сне является бог.

Ритуалы в Самотрасе были открыты для мужчин и женщин, свободных и рабов. Проводились как общие, так и индивидуальные обряды. Посвящение проводилось в несколько этапов. Первая степень проводилась в анакротоне, разделенном на основной зал, в который могли зайти даже непосвященные, и внутреннее святилище. Высшая степень посвящения проходила в отдельном здании, хироне. Это был зал со скамьями вдоль стен для зрителей. Надпись при входе на греческом и латинском гласила: "Непосвященным сюда входить нельзя". Посвящаемые раздевались и, как показано на рельефе, изображающем Деметру, поливающую водой обнаженного человека, проходили процедуру ритуального омывания, после чего получали пурпурное одеяние. Посвященный проходил в центральную часть зала и клялся хранить секрет перед алтарем, на котором приносили в жертву мелких животных.

В более поздние (римские) времена, во втором веке н.э., зал был перестроен, чтобы соответствовать драматическим изменениям в процедуре. Апсида (арена) была переделана таким образом, чтобы можно было спуститься в расположенную под ней крипту. Нижнее помещение было отделено от верхнего решеткой. Наверху зарезали быка или козла, и потоки его крови проливались на находившегося внизу посвящаемого или жреца.

Синкретизм в Египте

Интересной иллюстрацией дальнейшего смешения древних религий Ближнего Востока могут служить другие два культа. Культ Сераписа был введен в Египте при правлении Птолемеев как намеренное слияние греческих таинств с египетским культом бога мертвых, Осириса. Само название бога было составлено из двух имен, Осириса и Аписа, священного быка. Серапис стал олицетворением единого бога. К культовым центрам этого бога были приписаны специальные чиновники, в задачу которых входила пропаганда могущества и великих деяний бога.

Другим культом был культ Изиды, первоначально являвшейся олицетворением трона фараона. Согласно древнему мифу, она была божественной матерью царя и держала его на коленях, тот же образ "мадонны с младенцем". Кроме того, она была связана с мифом о наследственности Осириса и Гора, повивальной бабкой которого она являлась.

Под влиянием эллинистского синкретизма культы Сераписа и Изиды могли быть сведены вместе. Эти божества обладали силой избавления от войны, тюрьмы, боли, странствий, кораблекрушений, даже смерти, и считалось, что они направляли человечество, так как им приходилось иметь дело с разнообразными поступками как грешников, так и праведников. От них ждали, что они выделят праведникам, чья праведность была индивидуальным достоинством, справедливую долю от полученных ими жертв и славословий.



« Назад