« Назад

Египетские храмы: Дома Власти

Джон Раффл

Египетский храм, если смотреть снаружи, не был особенно элегантен. Для тех из нас, чье восприятие подверглось влиянию готических соборов или греческих храмов, он напомнил бы электростанцию.

Египтяне меньше заботились о том, чтобы рассказать посторонним о величии и силе бога, которому предназначался храм, уделяя больше внимания ритуалам, происходившим внутри. Эти ритуалы были призваны обеспечить благосклонность богов к Египту.

Планировка храма

Храмы строились двух видов: культовые, посвященные конкретному богу, обычно главному богу данного города или местности, и погребальные, посвященные памяти умершего царя, которого почитали, как бога. Во всех отношениях планировки этих двух типов храмов были одинаковы.

Храм рассматривался как жилище бога, и его планировка была аналогична планировке домов аристократии и высших сословий. Они обычно состояли из нескольких приемных, откуда можно было пройти в личные апартаменты семьи. В храмах использовались те же типы помещений с обширными двориками и залами, ведущими в приемную, и с основной спальней, примыкающей к гробнице. Основное различие состояло в том, что залы храма были расположены в одну линию, чтобы от входа до святилища процессии могли двигаться без поворотов.

Некоторые храмы использовались сотни лет, их достраивали, перестраивали, разрушали и отстраивали заново, но планировка оставалась неизменной. Даже высеченные в скальных утесах Нубии, как, например, храмы Рамсеса II в Абу Симбел, они сохраняли одинаковую планировку. Было лишь несколько исключений, как в храме в Ком Омбо, где захоронены два божества одинакового ранга; там два прохода и две гробницы.

Храмы представляли Египет в миниатюре. Огромный монументальный вход напоминал по форме иероглиф, обозначающий горизонт или границы страны. С внешней стороны этих ворот видны изображения царя, разбивающего войска чужеземцев. Внутри здания стены залов разукрашены под густые заросли, полы выкрашены, словно вода, потолки расписаны звездами. Египетские архитекторы не строили сводчатых потолков, поэтому плоские каменные блоки потолка поддерживали тесными рядами колонн в форме растений с капителями в форме папируса или лотоса.

Ритуальная защита храма

Чтобы защитить ритуальную чистоту храма, его как можно надежнее отгораживали от внешнего мира. При церемонии закладки котлован заполняли чистым песком, содержащим магические амулеты для защиты от любых сил зла, которые могли напасть снизу. Углы здания были дополнительно защищены путем закладки в фундамент жертвенных животных. Высокая стена защищала территорию храма, а само здание строилось внутри еще одной стены и крытой галереи, служивших защитным слоем.

Тщательные предосторожности предпринимались даже для удаления воды с крыши, для чего строились сложные системы отводов и водосточных труб. Сама гробница часто строилась в виде отдельного здания внутри храма и имела даже собственную крышу. Еще одна степень изоляции от контакта с внешним миром.

Внутри основного здания размещались различные комнаты для вспомогательных нужд. Там была библиотека, где хранились папирусные свитки с ритуальными текстами, ризница для специальных одеяний, складские помещения для сосудов, необходимых для богослужений. В дополнение к основному богу в храме находилось место и для других, возможно, членов семьи. Их статуи содержались в маленьких гробницах, расположенных вокруг центральной гробницы.

Нарастающая таинственность

Стены храма украшались рельефными резными изображениями храмовых ритуалов. Произносимые во время ритуалов тексты также записывались на стенах. По расположению этих рисунков можно иногда определить назначение различных помещений. Эти рисунки не являлись просто учебными пособиями для проведения служб; церемония, проводимая при официальном представлении законченного здания божеству, включала ритуал "Открытия Уст", благодаря которому все вырезанные фигуры обретали жизнь и вечную эффективность. Можно предположить, что изображения сами по себе гарантировали вечное продолжение ритуалов, даже если жрецы прекратят их исполнять.

По мере того как почитатели божества продвигались от входа в храм к святилищу, дух таинственности постепенно нарастал. Размеры залов уменьшались, потолки становились все ниже, а уровень пола поднимался. Понемногу исчезал и дневной свет. Из открытых двориков человек переходил в крытые галереи, куда свет проникал только через специальные отверстия в стенах: внутренние помещения были отрезаны от дневного света. Даже сегодня экскурсии в некоторые храмы проводятся при свете масляных ламп, и легко представить, как неверный, колеблющийся свет факелов на резных настенных изображениях и иероглифах в сочетании с пением жрецов и курением благовоний вызывал чувство благоговейного страха и изумления у присутствующих. Большое значение имела и крыша храма. Там проводились некоторые церемонии, например, единение божественной статуи с солнцем. Для этого использовались специальные лестницы с пологими ступеньками, по которым статую бога в маленькой переносной гробнице можно было внести на крышу. Для подобных обрядов на крыше строились маленькие часовни.

Гробницы

Рядом с основным зданием храма, но внутри внешней стены, располагалось много других зданий. Они до сих пор сохранились в некоторых храмах, таких как Камак и Дендеры. В их число входят малые гробницы и часовни, среди которых часто находится та, где проводились ритуалы божественных браков и рождений. Там же располагались жилые дома жрецов, бойни и пекарни, где готовились жертвоприношения, колодец, поставлявший святую воду, и священное озеро, на котором проводились другие ритуалы, в частности средневековые пьесы-мистерии.

Громоздкие каменные конструкции храмов вместе с пирамидами и высеченными в скалах гробницами смогли пережить века. Еще долгое время после того, как они потеряли свое культовое значение, многие из них предоставляли кров более поздним обитателям, которыми могли быть христианские монахи или целые деревенские общины.

Храм в Люксоре
Храм в Люксоре

Амулет анкх
Амулет анкх, символ победы жизни над смертью.
Вход в храм в Дендерах
Вход в храм в Дендерах.
Бог Гор
Бог с головой сокола, Гор, из росписи в гробнице.
Храм в Люксоре
Вид на храмовый комплекс в Люксоре.
Храм-терраса царицы Хатшепсут
Храм-терраса царицы Хатшепсут возле Теб.
Внутренний двор храма в Люксоре
Внутренний двор храма в Люксоре.
Ритуальная аллея в Капнаке
Ритуальная аллея в Капнаке, обрамленная сфинксами с головами баранов.


« Назад