Зороастризм древняя религия. Древняя Персидская религия – зороастризм
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Зороастризм — древнейшая живая религия. Зороастризм древняя религия


Зороастризм и маздеизм. История религий Востока

Зороастризм и маздеизм

Религиозный дуализм древних иранцев чаще всего связывается с зороастризмом, т. е. с учением великого пророка Зороастра (Заратуштры), которое зафиксировано в древнейшей священной книге Авесте. Письменный текст Авесты – достаточно позднего происхождения (видимо, не ранее III в. до н. э.), тем более это относится к ее многочисленным комментариям. Наиболее же древние части священной книги, ее песнопения и гимны Гаты и Ясны, в том числе приписываемые самому Зороастру, датируются примерно ХП-Х вв. до н. э., т. е. по времени близки к ранним древнеиндийским ведам. Вся сложность проблемы состоит здесь в том, чтобы определить, что именно написал и предложил сам Зороастр и что существовало ранее и было лишь использовано пророком при проведении им своего рода религиозной реформы. А решение этой проблемы в свою очередь зависит от того, каким временем датировать годы жизни Зороастра.

Зороастр – личность легендарная, хотя многие исследователи признают его реально существовавшим деятелем. О нем нет практически никаких достоверных сведений, а время его жизни в разных древних источниках варьируется от XIII до VI в. до н. э. Более поздние легенды повествуют о преследованиях, которым он подвергался, изображают его культурным героем, великим пророком, спасителем человечества и т. п. Но в наиболее ранних персидских текстах (ахеменидских надписях) о нем не упоминается, хотя в этих текстах есть немало связываемых с его именем идей, в частности в связи с прославлением Ахура-Мазды. Неудивительно, что специалисты оказываются в затруднении. Одни вообще ставят под сомнение реальное существование пророка, другие считают, что он в свое время впал в немилость и был сознательно предан забвению, а третьи склонны видеть в религиозной системе персов времен Ахеменидов лишь предтечу зороастризма – маздеизм, т. е. первоначальную доктрину, которую впоследствии реформировал Зороастр.

Это последнее соображение заслуживает внимания, хотя оно тоже не отвечает на вопросы, когда жил Зороастр, что именно он изменил в раннем маздеизме и каким образом обновленный им маздеизм стал восприниматься в качестве зороастризма. Оставив все эти вопросы в стороне, обратимся к первоначальной основе древнеиранской религии. Будем условно именовать ее маздеизмом – по имени Ахура-Мазды.

Верховным божеством и творцом всего сущего считался Аху-ра-Мазда, причем его первой и основной функцией вначале было, видимо, моделирование космических элементов Вселенной. Своего рода правой рукой и земным помощником его был Митра, в функцию которого первоначально входили социальная организация людей и посредничество между миром божественного и человечеством. Позже он превратился в божество договора, согласия, а также стал богом солнца и покровителем воинов. Третьей в верховной первоначальной триаде древнеиранских богов была Ардвисура Анахита, богиня воды и плодородия, воспринимавшаяся в качестве дочери Ахура-Мазды. Параллельно с этой троицей существовал грозный бог времени Зерван (Зурван). Хотя его подчас считают не имеющим прямого отношения к маздеизму и тем более зороастризму, более поздние мифы приписывают именно ему рождение Ахура-Мазды.

Глава мира дэвов Ангро-Майнью был вначале, видимо, сравнительно мало значившей фигурой маздеистского пантеона – тем более, что с миром дэвов, как упоминалось, ассоциировалась индоарийская ветвь ариев, уже оторвавшаяся от иранцев. Но противопоставление двух ветвей, двух групп божеств и, как следствие, двух их глав (Ахура-Мазды и Ангро-Майнью) существовало. И не только существовало, но и вследствие каких-то неясных пока причин нарастало. Не исключено, что эти причины как раз и были связаны с именем и деятельностью пророка Зороастра, годы жизни которого приходятся, скорее всего, на VIII–VII вв. до н. э. Во всяком случае, первые ахеменидские цари уже должны были быть знакомы с этим учением. И если они по какой-то причине его не приняли, то виной тому, возможно, был консерватизм касты жрецов-магов, предпочитавших новому зороастризму древний маздеизм.

Реформы Зороастра, как они запечатлены в Авесте, были достаточно радикальными и уже по одной этой причине могли быть восприняты далеко не всеми и не сразу, особенно если учесть факт существования касты магов, ревниво оберегавших основы маздеизма. Суть нововведений сводилась как к резкому возвеличению Ахура-Мазды за счет всех остальных почитаемых богов и столь же резкому противопоставлению ему злобного Ангро-Майнью, так и к приданию всем древним божественным силам явственного этического акцента, к превращению их в некую абстракцию, символизирующую тот или иной аспект великого блага, абсолютного Добра (или соответственно Зла). Высшая божественная семерка в трактовке Зороастра выглядела не просто как семеро бессмертных святых (Амеша Спента), но как аллегории благих достоинств Ахура-Мазды, его шесть эманации – благая мысль, истина, власть (божия), благочестие, целостность, благосостояние и бессмертие, соответственно связанные с шестью основными первосубстанциями – скот, огонь, металл, земля, вода, растения. Сам Ахура-Мазда возглавлял божественную семерку в качестве святого духа.

Перенос акцента из сферы религии в сферу этики сопровождался настоятельной апелляцией пророка к человеку, стремлением не просто выдвинуть на передний план социальную проблему добра и зла, но соединить этику с космологией и придать упомянутой проблеме божественный, поистине космический смысл. В трактовке Зороастра сама этика была превращена в религию. Мир осмыслялся сквозь призму кардинальных этических категорий, за которыми явственно проглядывала личность самого пророка – человека, мощного духом, признанного вероучителя, одного из первых в истории харизматических лидеров. В этом смысле зороастризм как доктрина принадлежит к принципиально новому типу религий – к религиям основателя, пророка.

Суть зороастризма в самом общем виде, как уже говорилось, сводится к тому, что все сущее делится на два полярно противоположных лагеря – мир света и добра и царство тьмы и зла, между которыми идет непримиримая борьба, составляющая основу мирового процесса, как на земле, так и вне ее, в мире богов. Ахура-Мазде помогают в этой борьбе духи света и чистоты, истины и добра, Ангро-Майнью – силы зла. И далеко не случайно древние маздеистские божества в зороастризме стали олицетворяться высокими понятиями справедливости, благочестия, благомыслия: Зороастр как бы обращался к Человеку с призывами помочь благородным небесным силам в их непримиримой борьбе, став с этой целью лучше, честнее, чище и, сосредоточив все свои старания и чаяния на том, чтобы одолеть мир зла, покончить со всякой нечистью. Далеко не случайно в гимнах Авесты люди призывались быть доброжелательными, умеренными в помыслах и страстях, готовыми жить в мире и дружбе, помогать ближнему. Восхвалялись честность и верность, осуждались воровство, злословие, преступление. При этом едва ли не основной идеей этической доктрины зороастризма был тезис о том, что истина и добро, равно как страдание и зло, зависят от самих людей, которые могут и должны быть активными творцами собственной судьбы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Зороастризм

Реферат по истории религий на тему «Зороастризм»

Москва

1999

Религия древних персов имеет много различных названий: маздаизм (по главному богу – наиболее древнее ее название), авестизм (по названию священного писания), зороастризм (по имени ее пророка и основателя), огнепоклонство (по характерным особенностям ее обрядов), парсаизм (от парсы – название ее современных последователей в Индии). Иногда сторонников этой веры называют в Иране гебрами, а одно из направлений этой религии называется митраизмом, по имени главного бога – Митры.

В мире сейчас осталось немного последователей зороастризма: в Индии около 100 тыс., немного в исламском Иране (15-50 тыс.), несколько тысяч в других азиатских, европейских странах, в Америке. Религия эта почти не сохранилась в первозданном виде, но в жизни человечества она сыграла немалую роль.

Зороастризм трудно отнести к мировым религиям, потому что он не имеет столь обширной зоны распространения, как христианство или ислам. В то же время, нельзя сказать, что зороастризм – национальная религия, так как в древности и раннем средневековье он был распространен в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока.

Родина зороастризма – Иран (Персия). В I тыс. до н.э. здесь жили племена мидийцев. Их язык принадлежит к индоевропейской группе, а в непосредственном родстве с ними находились известные нам из отечественной истории племена скифов. В середине I тыс. до н.э. мидо-персидские цари из династии Ахеменидов (особенно знамениты были среди них Дарий и Ксеркс) создали огромную державу, подчинив себе множество народов и государств Древнего мира. Персия – это страна со сложными и контрастными природными условиями: здесь есть обширные плоскогорья с весьма суровым климатом, цветущие оазисы, пустыни, степи. Множество территорий, входивших в зону расселения и влияния персов, делали картину их жизни очень неоднородной и многообразной. Образно говоря, мидо-персидские земли представляли собой в древности "огромный котел", в котором кипела, а зачастую выплескивалась через край сложная, противоречивая и богатая национальная, духовная и политическая жизнь.

Самый ранний и основной источник по религии древних персов – Авеста (знание). Это огромный сложный комплекс священных текстов, который изначально передавался в устной форме, а в середине I тыс. до н.э. был записан. К европейцам списки Авесты попали в XVIII в (один из таких списков хранится в Оксфорде), но прочесть его удалось далеко не сразу. Француз Дюперон отправился в Индию к последователям этой религии и после многолетних трудов открыл ключ к чтению и переводу Авесты. С тех пор ее тексты стали известны европейцам. Переводом и изучением Авесты занимались крупнейшие русские востоковеды – Б.А.Тураев, В.В.Струве и др.

Авеста состоит из следующих разделов: Гаты (Песнопения), Ясна (Книга ритуала), Яшта (Книга гимнов), Вендидад (Кодекс против дэвов), Висперад (Книга обо всех высших существах), Нийайишн (Молитвы), Гах (Молитвы), Хорд (Ежедневные молитвы) , Хадохт Наск (Книга писаний), Аокмаэга (Мы принимаем), Нирангистан (Правила культа). Текст Авесты написан на мертвом авестийском языке, относящемся к иранской группе индоевропейской семьи языков. Авестийский язык используется для богослужения у зороас трийцев.

Другие значительные зороастрийские произведения, созданные большей частью в IX веке на языке пехлеви: Зенд (Толкование Авесты), Бундахишн (Первотворение), Денкарт (Деяние веры), Сборник жреца Затспрама, Датисан-и-Диник жреца Манушчехра, Шканд-Гуманик Вичар (Полное истребление всех сомнений), Намак (Книга), Датисан-и Менок-и Храт.

Как и большинство священных писаниий "мифологического периода" истории, Авеста имела энциклопедический характер и выражала собой полный комплекс представлений древних персов о мире. Самая древняя ее часть – Ясна представляет собой гимны и молитвы многочисленным богам – гаты. По языку и содержанию они очень напоминают тексты древнеарийских Вед. Это очень существенное наблюдение, оно позволяет сделать вывод об общих корнях авестийской и ведической религий. В составе Авесты, по преданию, 21 книга, но до нас дошли лишь отрывочные фрагменты. Позднейшая часть Авесты – Бувдегеш – это история великого пророка древнеперсидской религии – Заратустры (см. ниже). Ему и приписывается авторство текстов Авесты. Эти писания были созданы на пехлевийском диалекте и вошли в средневековую литературу как элемент эпических поэм классика иранской и таджикской литературы

Авеста, снабженная комментариями на более поздних наречиях персидского языка, называется Зенд-Авестой (Зенд – предание). Наиболее широкое распространение в качестве молитвенника у народов Древнего Египта и Таджикистана получила сокращенная или Малая Авеста. Отголоски авестийских преданий сохранились в греческих, латинских, арабских и древнеармянских источниках.

Боги авестийской религии весьма многочисленны, поэтому зороастризм можно считать типичной мифологической политеистической религией. Все царство богов довольно четко делится на две противостоящие группы – добрые, созидательные боги и злые, разрушительные. Боги, олицетворяющие доброе, светлое начало, называются агуры (ахуры), темное и злое – дэвы.

Во главе добрых богов стоял Ахура-Мазда (Ормазд в пехлевийском, более позднем варианте и Ормузд в древнегреческой передаче). Буквальное значение имени бога – "господь премудый". Обычно в древних мифологиях верховным богом был громовержец, воин (Зевс, Индра, Перун), но древнеперсидская была в этом смысле исключением. Здесь все время подчеркивается, что Ахура-Мазда – жрец, молитвенник, духовное начало. Иногда он изображался в виде совершенного человека-царя с крыльями птицы, перья которой символизируют солнечные лучи. Однако определенного изображения (иконографии) Ахура-Мазды, как и других богов, у древних персов не было.

Вместе с этим богом за гармонию, порядок и красоту во Вселенной борятся ахуры (агуры) – небесная свита Ахура-Мазды. Считают, что агуров 7 (Амеша Спента – небесные святые). Любопытно, что они олицетворяют совершенно абстрактные начала – мысль, справедливость, волю, смирение, здоровье, совершенство и бессмертие. Это загадка для исследователей, так как в остальных мифологических религиях боги обычно связаны с силами природы, олицетворяют небо, землю и т.п. (хотя некоторые черты связи с материальным миром у этих божеств все же есть, по своим функциям они напоминают известных ведических богов – Агню, Ушас и др.).

Если от Ахура-Мазды и его "воинства" произошло все благородное и полезное: возделанная земля, домашние животные, вода, огонь, здоровье, дневной свет и т.п., то от его противоположности – Ангра-Маинью все темное и нечистое: грехи, чародейство, смерть, болезни старость, зима, пресмыкающиеся, хищные звери, пустыни... Ангра-Майнью – олицетворение зла, лжи, нечистоты. Он действует через свое воинство – дэвов. Это он расколол единый мир на два начала – доброе и злое. Не случайно образ этого бога вошел в средневековые представления европейцев в виде злого колдуна Аримана (имя пришло в Европу из древнегреческих источников). Ортодоксального (соответствующего правилу канону) изображения демонов зла в древнеперсидской религии не было. Согласно более поздним учениям, они считались бесплотными. Жили, как считали персы, злые силы где-то на севере (откуда приходит холод и мрак) или в "бездне", в преисподней. Ангра-Майнью насылал на людей 9999 болезней, а их лечение рассматривалось как изгнание злых сил. Ангра-Майнью (Ариман) насылал на людей также и смерть. Вообще смерть, согласно зороастризму, – это победа злых сил, и чем праведнее был умерший, тем большая победа! Это очень важная черта религиозных взглядов персов, которая отразилась в их погребальном обряде (см. ниже).

Дьяволы (цэвы) часто приходят к людям в "обманном виде" выдавая зло за добро. Особенно коварны демоны-женщины. За Ангра-Майнью следует целый сонм колдунов фокусников, фей, ведьм, их количество растет, так как каждый грешивший при жизни и не успевший очиститься после смерти приумножает количество нечистой силы, становясь дьявольским привидением.

Такое четкое разделение богов и всего, что они создали, на две части – добрую и злую, без промежуточных состояний и "полутонов" дает возможность назвать религию зороастризма типичной дуалистической религией (понятие дуализм означает раздвоенность на два противоположных непримиримых начала). Силы зла и добра находятся в постоянной борьбе. В конечном счете Ахура-Мазда одолеет в ожесточенной схватке Ангра-Майнью и на земле утвердится добро – вот во что верили древние персы.

Из всех этих основополагающих моментов в учении зороастризма вытекает своеобразная этика этой религии (этика – учение о поведении человека). Люди участвуют в борьбе двух божественных начал, но они могут выбирать, на чью сторону становиться. Человеческая душа – это поле сражения добра и зла. Чтобы сохранить верность Ахура-Мазде, человек должен избегать всего нечистого (смерти, мертвого тела, крови, грязи, мусора и всего, что с этим соприкасалось). По религии древних персов строжайше предписывалось говорить правду, не нарушать договоров, быть справедливым. Нравственно – пахать землю сажать растения, быть трудолюбивым ("когда утренний петух призывает людей к труду, длиннорукий демон Бушиаста уговаривает их остаться в постели", – говорили древние персы). Нарушая установления, человек совершает грехи. Некоторые из грехов можно смыть, искупить, выбить из человека ударами палок, но есть такие, которые не будут прощены никогда – ни в земной, ни в загробной жизни. Это главным образом три греха: сожжение трупов, поедание падали и половые извращения.

Нельзя не заметить, что такие строгие нравственные нормы успешно сочетались у персов с жесточайшими завоеваниями, в ходе которых они применяли обман и коварство, проливали кровь врагов. Дело в том, что, как это часто было в древности, нормы этики распространялись не на всех людей, а только на соплеменников верящих в Ахура-Мазду (единоверцев). Остальные, с точки зрения персов, за людей, видимо, не считались. Это можно проиллюстрировать на примере очень развитой древнеперсидской медицины. Иноплеменники и иноверцы могли свободно использоваться в качестве "подопытных кроликов". Если за "своего" врач отвечал головой, то за чужака он не нес ни малейшей ответственности. Каждый новый прием лечения должен был быть сначала дважды испытан на "неверящем в Мазду". Этика древних персов имела формальный, грубый характер, она не предполагала никаких промежуточных состояний между добром и злом. Даже религиозные чувства были рациональны, практичны, не сочетались ни с какой эстетикой и лирикой. Религия и закон для древнего перса были синонимами.

mirznanii.com

Зороастризм

ЗороастризмЗороастризм — древняя, но очень простая и всеобъемлющая религия. Это оптимистичная, жизнерадостная и многообещающая, свободная от догм Вера. Зороастрийское откровение записано в 21 книге Авесты, в которых последовательно объясняется причина происхождения Мира, объясняется природа Добра и причина появления зла.

Известно, что все блага, доброта, взаимопомощь,  созданы Богом, который не желает нам никакого зла, а вот  искушения, гнев, нищету, страдания,  бедность, несчастья, болезни и смерть Бог не создавал. Это всё  козни его противника.

Невозможно, что бы из одного источника одновременно исходили аромат и зловоние, значить у Бога и Чёрта нет ничего общего. Бог создал священные  творения и не создавал Чёрта.  Мысль о необходимости зла для понимания Добра или то, что зло дополняет Добро,  что зло может превратиться в добро,  недопустима. Существование зла ограниченно во времени, и уничтожение зла составляет основное содержание эволюции нашей планеты.

Величайшая беда происходит в следствии разделения мудрого устройства мира и ложного восприятия. Зороастризм  открывает для каждого возможность прямой связи с Богом путём  прославления и понимания  Создателя. Зороастризм это живая религия принадлежащая всем людям, он объясняет устройство мира как проявление Изначальной Мудрости через откровение благих мыслей, истину, гармонию, совершенство, благополучие, праведность, целостность, богатство, бессмертие.

Этими принципами Зороастризм ставит перед своими последователями важную задачу: путём добрых мыслей, добрых слов, добрых дел избавиться от зла и достичь блаженства, искупая все то плохое, что вольно или невольно подумано, сказано или сделано ним.

Зороастризм в древнем Иране

Специалисты полагают, что зороастризм распространял свое влияние сравнительно медленно: вначале его идеи разрабатывались лишь немногими общинами единоверцев и только постепенно, со временем, последователями нового учения становились адепты маздеизма из касты магов.

Империя Ахеменидов

Империя Ахеменидов в период расцвета.

Империя Ахеменидов в VI-V вв. до н. э. во многом способствовала успеху зороастризма: были резко расширены политические границы Ирана и обеспечены контакты зороастрийцев с представителями иных доктрин, как ближневосточных (Египет, Вавилон), так и особенно иудейской. Считается, что иудаизм как религия, разрабатывавшаяся особенно интенсивно именно в годы вавилонского плена иудеев, испытал сильное влияние зороастризма. И хотя сами Ахемениды явно покровительствовали древнему маздеизму, а не зороастризму, этический пафос учения Зороастра более соответствовал духу времени, причем именно он, видимо, повлиял на иудаизм.

Мало известно об успехах зороастризма в годы, последовавшие за крушением империи Ахеменидов и тем более в период эллинизма, когда влияние греческой культуры на всем Ближнем Востоке было весьма ощутимым. Но некоторые косвенные данные позволяют полагать, что зороастризм как доктрина на рубеже нашей эры не просто существовал, но даже процветал и расширял свое влияние, причем не только в собственно Иране, но и на соседних с ним землях. При этом следует иметь в виду, что речь идет уже о достаточно зрелом зороастризме, вобравшем в себя все уцелевшее наследие древнего маздеизма и разрабатывавшемся усилиями всех его жрецов, включая и потомков древних магов.

Так, считается, что зороастризм оказал немалое влияние на формирование доктрины некоторых ранних иудео-христианских сект, в частности ессеев с их упором на идею добра и справедливости. Вообще проблема происхождения христианства не может быть полностью решена без учета влияния со стороны иранских религий. Известно, например, что культ Митры, распространившийся в восточных провинциях Рима незадолго до начала нашей эры, оказал огромное воздействие на римских легионеров после восточных походов I в. до н. э. Воитель Митра, патрон воинов, отождествлялся в рамках митраизма то с Ахура-Маздой и божеством солнца, то с Юпитером, то с тем мессией-спасителем, который упоминался в эсхатологических пророчествах иудеев. В честь Митры устраивались мистерии, строились ритуальные сооружения — митрейоны, создавались изображения и скульптуры. Ежегодно в день 25 декабря (позже — день рождения Христа) отмечали день рождения Митры. Веровавшие в Митру имели обыкновение причащаться хлебом и вином, символизировавшими его тело и кровь.

Все эти детали, как и сам культ мессии-спасителя, не оставляют сомнений в том, что митраизм сильно повлиял на некоторые стороны формировавшегося на рубеже нашей эры христианства, а легкость, с которой это оказалось возможным, объясняется тем, что зороастризм влиял и на иудаизм, и на иудео-христианские секты еще задолго до того, как в Римской империи широко распространился и стал популярен митраизм.

Но зороастризм был активен не только на западной периферии Ирана. Не менее ярко проявилось воздействие его на религиозные доктрины и на востоке, в частности в пределах Кушанской империи, существовавшей на рубеже и в первые века нашей эры. Отголоском зороастрийского влияния следует считать некоторые элементы буддизма Махаяны, сформировавшегося в начале нашей эры. Специалисты считают, что кушаны внесли в буддизм Махаяны эсхатологию зороастризма, что своим этическим потенциалом буддизм Махаяны обязан именно зороастризму, а сам будда грядущего Майтрейя в системе Махаяны — это ипостась все того же Митры.

Митра

Классическое античное изображение Митры в скульптуре.

Выход на передний план в зороастризме культа Митры в качестве своего рода alter ego Ахура-Мазды сыграл немалую роль в том, что зороастризм уже на рубеже нашей эры был, прежде всего, связан с почитанием солнца и огня, с культом света и сияния. Храмы зороастрийцев были храмами огня, так что далеко не случайно их стали именовать огнепоклонниками.

Огонь для зороастрийцев был символом чистоты, очищения, освобождения от скверны. Надо сказать, что физической чистоте они придавали исключительно важное значение, ритуальный смысл: всякая нечисть — это элемент сил тьмы и зла. Поэтому необходимо было остерегаться нечистоты, в том числе и трупов. Чтобы тела покойников (символ нечистоты) не соприкасались с чистыми стихиями (вода, земля, огонь, растения, металл), существовал и специфический обряд захоронения: в открытые сверху большие ступенчатые каменные ямы-башни особые служители сносили умерших. Их тела склевывали хищные грифы, а кости сбрасывались затем на дно вырытого в башне и облицованного камнем колодца. Такие сооружения сохранились и по сей день у парсов, живущих в западной Индии и исповедующих зороастризм. Нечистыми считались также больные, только что родившие женщины и женщины в определенные периоды их жизненного цикла. Всем им необходимо было пройти через специальный обряд очищения.

В процессе очищения, как упоминалось, самую важную роль играл огонь. Огонь зороастра был обязательным при любых ритуальных церемониях, в том числе и при совершении ритуалов в честь Митры или Ахура-Мазды, которые обычно сопровождались пением, жертвенной трапезой и вином и нередко отправлялись не в храме, а на свежем воздухе. Кроме огня почитались и остальные чистые стихии. Особым почтением пользовались также и некоторые виды животных — бык, лошадь, собака, пожиравшие трупы грифы.

Распространение зороастризма среди иранцев существенно изменило отношение к нему со стороны власть имущих. Если Ахемениды в свое время его как бы не замечали, отдавая явное предпочтение древнему маздеизму, то парфянские цари на рубеже нашей эры уже выдвигали его на передний план в качестве противовеса эллинско-римскому культурному влиянию, а в сасанидском Иране зороастризм стал даже официальной государственной религией (верховный жрец зороастрийцев мобедан-мобед был в числе самых высших сановников государства). Мало того, он стал идейным знаменем всех иранцев и именно в этом своем качестве оказался основой ряда сектантско-религиозных движений.

Читать продолжение…

magicjournal.ru

Зороастризм — древнейшая живая религия

Журнал "Митра" № 8 2002 год

В. Шкода

В. Г. Шкода на раскопках древнего храма. Пенджикент, 1978В декабре 2001 г. в Лекционном зале Эрмитажа но набережной р. Мойки, 45, состоялось лекция, посвященная древнейшей религии на Земле. Лекцию прочитал старший научный сотрудник Эрмитажа, кандидат исторических наук Валентин Германович Шкода, который уже давно изучает древнюю традицию, и не только по имеющимся в нашей стране литературе и предметам искусства на эту тему. Он побывал во многих странах мира, где исповедуют зороастрийскую религию, в том числе в Иране, своими глазами видел зороастрийские храмы, был в них: общался с зороастрийскими священниками. Многие из его знакомых и друзей за рубежом — зороастрийцы. Валентин Германович отметил, что существует мало изображений, связанных с зороастризмом, поэтому трудно иллюстрировать тематику лекции, но у него есть уникальные снимки, которые он сам сделал в своих зарубежных поездках. Лекция о зороастризме сопровождалась показом красочных диапозитивов. Представляем вниманию читателей краткий обзор содержания лекции, на которой прозвучало много интересного о развитии зороастрийской религии, а также некоторые из фотографий автора.----------------------------------------------------------

Зороастризм это религия откровения, в которой знания, полученные пророком от Бога, доносятся до людей. Считается, что зороастризм оказал огромное влияние на современный мир. Корни этой великой древнейшей религии уходят во второе тысячелетие до н. э., во времена, когда на просторах евразийских степей формировались две культуры, две гигантских культурных общности. Это андроновская культура, зародившаяся на юге Урала и охватившая Северный Казахстан. Она, предположительно, охватывает период до проповеди пророком Заратуштрой зороастрийской религии. Другая культура — это культура индоарийцев, которая в последующем была перенесена в Индию и Иран. Это была эпоха индоиранской общности, охватывающая период XV-TX вв. до н. э.Зороастрийская религия играла огромную роль в формировании, становлении и в период расцвета Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской Империй. Она имела общемировое значение и обеспечивала «власть и могущество Ирана» как сильнейшей державы мира. Положения зороастризма переняли такие религии, как иудаизм, ислам, христианство, а также некоторые гностические секты. Главное действующее лицо зороастрийской религии — пророк Заратуштра, который жил, согласно предположениям разных ученых исследователей, либо в период VII в. до н. э., либо на рубеже второго и первого тысячелетий.Имя «Заратуштра» означало «Обладающий старыми верблюдами». Пророк получил это имя, как оберег, призванный отвлечь от ребенка злые силы. Рождение пророка сопровождалось чудесными знамениями. В отличие от остальных детей при рождении он не заплакал, а засмеялся. Современные художники изображают Заратуштру-младенца родившимся в огне, среди языков пламени. Над ним — склонившаяся женщина- мать. Позднейшая традиция создала образ Заратуштры в виде ученого-звездочета.Позже имя «Заратуштра» было преобразовано греками в имя Зороастр, которое стало ассоциировать со словом «астра» — звезда. Это подтверждает тот факт, что Заратуштра был не только пророком от Бога, но и астрологом, звездочетом, т. е. человеком, умеющим читать божественные небесные знаки. Пророк жил на востоке области иранских племен. Иранцы, или иначе арии, близки к индоариям, о чем свидетельствуют научные исследования двух культур. В свое время проповеди Заратуштры не были приняты на той земле, где он родился. Первый, кто принял пророка и его веру, был царь Виштаспа. Это было время расцвета проповеднической деятельности Заратуштры. Умер пророк в 77 лет. Он был злодейски заколот кинжалом в спину во время молитвы. Но со смертью пророка знание религии, которое принес он в мир, не умерло. Оно распространилось по всему свету и нашло много единомышленников.В Коране зороастрийцы и христиане названы «людьми Книги». «Библия» зороастризма это Авеста, что означало восхваление или наставление. С Ш по VII вв. н. э. зороастризм был официальной религией в древнем Иране, из 21 книги Авесты до нас дошла только ХА текстов авестийского канона. Тексты Авесты слагались в разное время, поэтому она неоднородна по языку. Древнейшие ее части созданы еще во времена Заратуштры.Согласно зороастрийской религии, верховным богом является Ахура Мазда, имя которого в дословном переводе означает «Господь», «Мудрость», или «Владыка Мудрости». Ахура Мазда призывает следовать нравственным идеалам. А Ангро Манью, который противостоит ему, призывает к обратному. То есть в зороастризме большое значение придается борьбе двух противоположных начал. Силы добра и света олицетворяет собой верховный бог — Ахура Мазда, а зло и тьму — его антипод — Ангро Манью. Миф о братьях близнецах послужил основой для появления, как считают многие, «зерванитской ереси». Более подробно на смысле этой ереси и корнях ее происхождения лектор не останавливался. Он лишь процитировал древние источники, что когда «эти два духа сошлись, то были созданы бытие и небытие». Во всех проповедях Заратуштры звучит вера в справедливых правителей и желание того, чтобы они правили нами.Валентин Германович отметил, что религия зороастризма формировалась «на основе пастушеских племен». Вначале моления к священным изедам совершались на природе, у костров, вблизи источников воды. Лишь позже появились зороастрийские храмы. Одним из древнейших храмов считается Тахт-и-Сулейман, который был сооружен на месте выхода природного газа. Комплексы некоторых храмовых сооружений включали в себя крестообразные конструкции, которые назывались «чортак» или «чахартаг». По такому типу были построены: храм в Сузах, Шахре, Кух-и-Кхваджа, Сурх Котал и др. В состав храмов входили? зал для ожиданий и зал для таинств. Были и отдельно стоящие «чахартаги». Форма их представляла собой кубовидный объем с арками, с каждой из четырех сторон увенчанный куполом. В одном из них горел священный огонь, в другой - его вносили.В основе зороастрийской религии лежит триада — Благомыслие, Благословие и Благоделание, которым соответственно противостоят их антиподы — зломыслие, злословие, злоделание.Основные нравственные понятия зороастризма воплотились в шести Амеша Спента. Изначально слово «Спента» означало «благодетельная сила» (святой). Шесть Амеша Спента во главе с Ахура Маздой образуют «семерку единосущных». Присутствующим был представлен сохранившийся фрагмент изображения четырех из Амеша Спента. Шесть Амеша Спента - это шесть благих духов, шесть ипостасей Ахура Мазды, которые олицетворяют собой соответственно:Вохуман — это Благая мысль, стихия Животных;Аша-Вахишта — Наивысшая праведность, стихия Огня;Шахревар — Наилучшая власть, стихия Воздуха;Хаурват - Целостность, Здоровье, стихия Воды;Амертат - Бессмертие, стихия Растений;Спента Армаити — Наилучший распорядок, стихия Земли;сам Ахура Мазда — Владыка Мудрости, стихия Человека.Особое место в зороастризме принадлежит божеству, которое называется Срош. В буквальном переводе это слово означает «послушание». Срош считается покровителем молитв.

Чахартак. Сасанидская эпоха. Фарс, Захришт

Чахартак

Сурх-Котал. II в. Храм. Платформа в центральном помещении

Согласно зороастризму, каждый человек должен сделать правильный и добровольный выбор.В истории развития мира четко обозначены три периода:1. Эпоха Творения. Это время, когда один дух творит, создает, а другой — все портит.2. Эпоха Смешения, в которую живем мы с вами, когда и добро, и зло — все смешалось, когда зло часто выдает себя за добро и трудно это жен сделать правильный и добровольный выбор. распознать. Поэтому главная задача человека этой эпохи — помочь Ахура Мазде очистить мир от лжи и зла. А наказывать злых также важно, как и награждать за добрые дела.3. Эпоха Разделения. Это время, когда «зерна будут отделены от плевел», со зла будет сорвана маска и произойдет открытое противостояние между силами тьмы и света. И в этой борьбе победит Ахура Мазда и его творения.

Зороастрийцы нe стремились запечатлеть свои божества для потомков. Известно лишь изображение Ахура Мазды в виде бородатой мужской фигуры с солнечным диском в руке меж двух распахнутых крыльев. Сохранилось также не сколько наскальных рельефов, на одном из которых Ахура Мазда вручает кольцо власти Артатпиру. Ахура Мазда - владыка небесный, Арташир царь на земле. Оба на конях. Под ногами одного из них распростертый Ангро Манью, на голове которого вместо волос — змеи. Это единственное сохранившееся изображение злого духа, где он предстает перед нами побежденным. Ахура Мазда представлен в виде шаха, в шахской одежде, т. е. если его и изображали, то только в образе шахиншаха.В зороастризме впервые появляется идея о страшном суде, понятия об аде и рае. И практически почти все исследователи сходятся во мнении о том, что именно эти зороастрийские понятия наиболее логически выстроены, завершены, чем уже в других более поздних и заимствовавших эти идеи религиях. В других религиях нет такой «логической выстроенности», там много несовпадений, возникает много вопросов при изучении их.Зороастрийцы считали, что после смерти душа человека покидает земной мир и перемещается либо в рай, либо в ад, в зависимости от его заслуг на земле.Одно из дошедших до нас изображений, показывающих устройство мира — это стенные росписи в Пенджикенте, древнем памятнике в Средней Азии на реке Зеравшан. Это, пожалуй, единственное изображение, дошедшее до нас, где Рай изображался в виде дома или некоего города. В европейских религиях рай — это понятие парадиза, понятие золотого города, райского сада, образ которого прекрасно передан в стихотворении А.Волохонского и А.Хвостенко «Рай», оно известно нам как та самая песня «Над небом голубым есть город золотой», которую исполняет Б.Гребенщиков. Рай и ад изображаются зороастрийцами как два дома, где живут небожители добрые или злые. Иранское слово «парадайза» как понятие рая, парадиза, вошло во многие европейские языки.Учение Заратуштры о соединении души и тела оказало влияние на другие религии, в том числе иудаизм, ислам, христианство. Зороастрийское учение предстает перед нами то как откровение, единобожие, то как многобожие языческого типа. Идея о воскрешении в зороастризме наиболее естественна, чем в других религиях. Под влияние этих идей попали иудеи. Но в это время появились и так называемые фарисеи, которые искажали суть учения.Большое влияние зороастризм оказал и на христианство. В Евангелии от Матфея рассказывается о трех волхвах, трех царях, магах, подносящих дары Христу. Это были зороастрийские священнослужители. «Волхвы с Востока» принесли новому Мессии дары: золото, ладан и мирру, которые олицетворяют собой разные стихии. По одной из трактовок, золото — это «благовоние» растительно-животного происхождения.

Восточный Иран. Таджикистан, г. Пенджикент, старое городище. «Рай и Ад».Прорисовка стенной росписи

Особое ритуальное значение в зороастризме имеют возлияния молока и сока растений.На изображениях преподнесения даров Христу показано, что три волхва — люди трех разных возрастных категорий: один — безбородый муж, другой — зрелый мужчина, с бородой и последний — бородатый старик. Все это имеет свой особый сакральный смысл.В. середине VII в. Иран был завоеван арабами, после чего началось расселение зороастрийцев по всему миру, в том числе в Индиго. По данным на 1976 г. в мире было всего 130-150 тыс. зороастрийцев. (Поданным 2001 г. — более 250 тыс. чел.)Особо почитается в зороастризме Огонь. В сасанидском Иране было много алтарей огня. Они назывались там «храмами огня». Сейчас храмы огня есть в Индии, в Тегеране и других странах.В древности зороастрийцы занимались земледелием, затем переключились на производство вина и уксуса. Одна из основных доктрин зороастризма — укрепление материального благосостояния. Возможно поэтому в индийской зороастрийской общине много достаточно богатых людей, занимающихся бизнесом. Даже раньше у нас в России как-то продавалось индийское мыло, которое производила фирма одного из крупнейших в мире миллионеров, зороастрийца.Богатые зороастрийские купцы основывали храмы. Среди них — храм в Адене, где была торговая мануфактура, потом, когда зороастрийская община в Адене прекратила свое существование, огонь из этого храма в специальном само лете с экипажем из парсов-зороастрийцев был перевезен в Индию. Зороастрийский храм есть и в Тегеране, недалеко от российского посольства.В храмовых помещениях особое место отводится вазе с огнем, иногда рядом находится небольшая подставка для проведения ритуала, перед началом которого зороастрийский священник в белой ритуальной одежде и с падамом на лице звонит в колокол, который является одним из ритуальных предметов. Жрец собирает куски сандалового дерева и укладывает в сосуд, осуществляя «кормление огня», он расправляет 6 кусков сандалового дерева, формирует Трон Огня, так называемую звезду. Затем трижды посыпает огонь опилками сандалового дерева, которое является топливом для огня в зороастрийском храме и обладает терпким ароматом. Жрец повторяет при этом молитвы с благими помыслами и звонит в колокол. Совершается, как правило, пятиразовая зороастрийская молитва.Ваза для огня изготавливается из стали, высотой более 1 м. Производство таких ваз налажено сейчас в Германии. Обычно вазы изготавливаются из стали, но иногда из серебра или бронзы.Одна из глав Авесты — Видевдат — является прямым руководством для зороастрийцев, как себя защищать от дэвов. Там говорится, что после смерти мертвые тела лучше всего отнести на самое высокое место, где есть собаки и птицы.Для хранения очищенных костей используются скальные склепы, лунки, выбитые в граните, горных склонах, иногда керамические и алебастровые. Такие хранилища найдены под Самаркандом. На одном из них были изображены алтарь Огня и два жреца. Хранилища останков людей у зороастрийцев называются «Башни молчания» или «Дахма». Они есть в Карачи, Бомбее.

Башня молчания обычно устраивалась на вершине горы вблизи крутого подъема на самую вершину.

mitra 4 8 02.jpg

Иран. V в. до н.э. Золотая пластина с изображением жреца с барсомом в руке. Британский музей

Миряне, находящиеся вблизи жреца в храме во время молитвы, не имеют падамов. Повязка, прикрывающая нос и рот, служит средством защиты от осквернения огня дыханием, чтобы «противопоставить себя мраку и Аиду и приблизиться к небожителям».Зороастрийские девушки и юноши в 14 лет проходят обряд посвящения — новязывания священного пояса — кусти и одевания рубашки — судре. После этого зороастриец должен носить рубашку всю жизнь, не снимая ее ни при каких обстоятельствах.Обряд погребения у зороастрийцев имеет свои особенности, так как нельзя осквернять стихии природы мертвым телом. Зороастрийцы считают, что после смерти на человека набрасывается демон Насу и тело становится вместилищем для бесов. Поэтому предписывается выставлять мертвые тела там, где их поедают специальные собаки или грифы, чистильщики мертвых тел. Недавно прошел слух, что в Индии грифов в связи с заражением какой-то инфекцией стали нещадно уничтожать, чем зороастрийцы были очень расстроены и выступили в защиту этих птиц.

Иран. V в. до н.э. Диск с изображением крылатого льва. Британский музей

У современных зороастрийцев есть желание сохранить веру предков. Многие из них ведут светский образ жизни. Однако существующие сейчас общины разрознены. Происходит процесс генетического вырождения. Некоторые зороастрийцы пытаются вырваться за пределы общины, женятся или выходят замуж не за единоверцев. Происходит обновление общины, когда заключаются неродственные браки. Примером такой семьи был брак Индиры Ганди. Ее муж был зороастрийцем, а она сама — нет.Лекция о зороастризме была завершена «Благожеланием дому сему» из Младшей Авесты: «Пусть одолеют в этом доме послушание (Сраоша) — непослушание, мир — ссору, щедрость — скаредность, вера - неверие, правдивое слово — лживое слово, Праведность (Аша) - Ложь (Друдж)».

После лекции В.Г.Шкоде было задано много вопросов. Некоторые вопросы и ответы на них мы публикуем.

Вопросы и ответы на них— Как зороастрийцы относились к кремации?Кремация у зороастрийцев была запрещена, так как считалось, что нельзя осквернять огонь мертвым телом.— Зороастризм — древнейшая религия, в которой, как Вы утверждаете, самая сильная логичность. Как зороастрийцы относятся к другим религиям?Конечно, они считают себя «истинными поклонниками». Но в целом трудно ответить на этот вопрос.— Какие есть у зороастрийцев праздники?Самым главным праздником был Новруз, встреча Нового года, день весеннего равноденствия. Отмечались также 6 гаханбаров. Перед Новрузом отмечался праздник Всех Душ, когда готовили ритуальную пищу, выпекали печенье в виде фигурок разных животных и выставляли это угощение в разных концах комнаты для предков.— Где зороастрийцы читают свои молитвы?Обычно перед источником света: Солнцем,лампой, свечой, огнем очага. Иногда у водоема.— Был ли Ницше зороастрийцем?Никогда. Его обращение к зороастризму — это спекуляция именем пророка, также как и использование фашистами свастики Солнца.— Каково отношение зороастрийцев к манихейству?Манихейство считалось сугубо гностической религией.— А зороастризм?Это природная, естественная религия, которая позволяла жить в гармонии с космическими ритмами.Что же касается манихеев, то могу отметить, что их не любили.— Был ли семейный очаг у зороастрийцев связан с храмом Огня?Существовала связь ритуала храма и дома, т. е. осуществлялся перенос золы из домашнего очага в храм, где она складывалась в общее место. Это означало укрепление общности.— Какая собака считается у зороастрийцев самой священной?Самой священной собакой в зороастризме считается «четырехглазая собака», т. е. черная, но бровки (в виде двух черточек) у нее рыженькие. Такие собаки есть и у нас в городе, но они часто оказываются бездомными. Такой собаке обязательно нужно дать дробленую косточку и кусочек хлеба, смоченный в воде. Это считается богоугодным делом.— Что означает символика Огня в зороастризме?Огонь в зороастризме считается символом божественной справедливости.

Поэтическая страницаРай

(песня)(музыка Франческода Милано)Над небом голубымЕсть город золотойС прозрачными воротамиИ яркою стеной.А в городе том сад,Все травы да цветы;Гуляют там животныеНевиданной красы.Одно как рыжий огнегривый лев,Другое — вол, преисполненный очей,Третье — золотой орел небесный,Чей так светел взор незабываемый.А в небе голубом Горит одна звезда;Она твоя, о ангел мой, Она всегда твоя.Кто любит, тот любим, Кто светел, тот и свят;Пускай ведет звезда тебя Дорогой в дивный сад.Тебя там встретит огнегривый лев,И синий вол, преисполненный очей;С ними золотой орел небесный,Чей так светел взор незабываемый.

А.Волохонский, А.Хвостенко

zoroastrian.ru

Древняя Персидская религия – зороастризм

Сегодня во всём мире осталось немного последователей этой религии, около 15 – 50 тыс. в исламском Иране и порядка 100 тыс. в Индии. Не более нескольких тысяч последователей зороастризма находятся также в Америке, европейских и азиатских странах. Религия сыграла немаловажную роль в истории развития человечества, но сегодня она практически не сохранилась в своём первозданном виде.

Основные принципы такого религиозного течения, как зороастризм, заключаются в  противостоянии двух вечных начал – добра, олицетворением которого является верховное божество Ахура Мазда и зла, которое воплотилось в виде Духа Анго-Майнъю (по гречески – Ариман). Борьба между этими двумя началами, согласно представлениям исповедующих зороастризм, определяет эволюцию всего человечества.

 

Несколько фактов о религии зороастризм

1. Основателем является Зороастр (Заратуштра). символика зороастризмаНастоящее имя – Спитама. Место жизни и дата рождения пророка точно не установлены. Согласно данным, полученным разными исследователями, годы жизни Заратуштры приходились примерно на период от 2 тысячелетия до н.э. до 6 века н.э.

2. Священная книга зороастрийцев – Авеста – состоит из пяти разделов, в которых описано сотворение мира, присутствуют легенды о конце света, а кроме того содержатся богослужебные гимны. Книга написана на языке, напоминающем санскрит. Самим Заратуштрой была составлена только древнейшая часть книги.

3. Последователи такого религиозного течения, как зороастризм, видят смысл жизни не столько в личном спасении, сколько во всеобщем благе. Зороастрийцы считают Землю лучшим из миров, который изначально был сотворён святым. Поэтому в зороастризме нет постов, ограничений и аскетических практик.

4. Важным условием жизни каждого последователя этой религии является соблюдение определённой ритуальной чистоты – это состояние может быть нарушено злыми мыслями и делами, соприкосновением с оскверняющими предметами и людьми, а также трупами. Те, кто был осквернён, должны проходить довольно сложные обряды очищения.

 

Священный огонь зороастризма

Согласно этому религиозному учению, огонь является зримым отображением Бога на земле. Поэтому вознося молитвы, зороастрийцы обращаются лицом к свету. Принято считать приверженцев этого религиозного течения огнепоклонниками, однако не меньшее уважение они оказывают и солнечному свету. Огонь пронизывает всё бытие – от телесного до духовного.

 

Рай и ад

религия зороастризм

Идея личной ответственности за свои деяния неизбежно порождает представления о наградах и наказаниях, ожидающих человека в загробном мире. Рай зороастризма имеет три ступени: благие помыслы, благая речь и благие поступки.

Высшая ступень рая представляет собой такое место «Дом Песни», где пребывает Сам Бог. В качестве противоположности раю, есть три ступени ада – дурные помыслы, дурная речь и дурные поступки. Сосредоточием Зла является «Дом Лжи» - Друджо Дмана.

 

Символика в Зороастризме

Пошитая из хлопчатобумажной ткани рубаха белого цвета, имеющая 9 швов, а также сплетённый из белой овечьей шерсти пояс (из 72 нитей) составляют главные символы последователя зороастризма. Этот наряд предписано носить как можно дольше, причём следует содержать его в чистоте. Другим символом является алтарь, на котором поддерживается священный огонь. Алтарь может быть как стационарным, так и переносным (в виде кубка).Белый цвет в зороастризме символизирует чистоту и благие помыслы, а зелёный – возрождение и процветание.

Это интересно: согласно представлениям зороастрийцев, в конце времён ад будет разрушен, силы зла потерпят поражение. Воскреснут все мёртвые – и праведники и грешники. Им предстоит испытание огнём – воскресшие пройдут через поток расплавленного металла, способного сжечь остатки несовершенства и зла. Нечестивые сгорят, а праведникам этот поток покажется купанием в парном молоке.

valtasar.ru

Зороастризм – кратко - Русская историческая библиотека

Зороастризм, одно из замечательных религиозных учений Востока, выработался в Древнем Иране. Подобно соплеменникам своим, арийцам Древней Индии, иранцы тоже обоготворяли сначала силы природы. Солнце, прогоняющее зимний холод и массы снега на горах; утренняя заря, рассеивающая ночные туманы, вспыхивающий огонь, земной отблеск небесного света, – огонь, который разрастающимся пламенем символически обозначает стремление души человеческой к вечному источнику света, представлялись божествами пастушеским народам Ирана, как и арийцам на Инде. Напротив, сухие ветры, ужасы степи и пустыни, где живут духи ночи и разрушения, внушали им страх, как враждебные демоны. Под улыбающимся небом Индии, где природа показывает себя только с благодетельной стороны своей, выработались понятие о божественной душе мира, от которой исходить все созданное, понятие о благом Провидении; напротив в Иране, где в природе, в климате ощутимы величайшие противоположности, развилось лежащее в основании всякой естественной религии верование в добрых и злых духов, в благодетельные силы света и враждебные силы мрака.

Этот дуализм (двойственный взгляд) впоследствии перешел из естественно-символического противопоставления в область чисто-нравственную. Но как в народных верованиях индийских арийцев первое место поначалу принадлежало Индре, так у иранцев главным божеством был бог солнца – Митра. Эта естественная религия рано была приведена в систему мудрецом и основателем религиозного учения Зороастром (Заратустра): все разрозненные понятия и правила собраны им в одну священную книгу – Зенд-Авесту.

Заратустра (Зороастр)

Пророк Заратустра (Зороастр) - основатель зороастризма

 

Отправляясь от того мнения, что в природе, как и в душе человеческой, добро перемешано со злом, и опираясь на древнее двойственное воззрение народа, Зороастр разделил вселенную и все созданное на два царства: на чистое царство света, управляемое царем богов Ахурамаздой (Ормуздом) и заключающее в себе все благое, чистое и святое, и на царство мрака, управляемое «злонамеренным», «лукавым» Ахриманом (Ангра-Майнью) и вмещающее в себе все злое, порочное, грешное. По учению зороастризма, каждый из этих высших богов имеет полчища богоподобных духов, разделенных по степени своей важности на классы: Ормузд – шесть амешаспентов (главных духов) с второстепенными духами – ферверами (фраваши) и изедами (язата), Ахриман – дэвов (даэва и друджа), тоже разделенных на классы.

 

 

Оба основных начала – доброе и злое – существовали от века. Ахурамазда, утверждают зороастрийцы, был могущественнее, беспрепятственно создал священным творческим словом (гоновер) мир – царство света, заключавшее в себе лишь доброе и чистое; но когда он удалился в свое небесное обиталище, Ахриман в змеином образе прошел созданный мир и наполнил его враждебными духами, нечистыми и вредными животными, пороками и грехами. В противоположность Ахурамазде, творцу света, дня и жизни, злой демон зороастризма, Ахриман, был творцом мрака, ночи и смерти; Ахурамазда создал быка, собаку, петуха: Ахриман – хищных животных, змей, вредных насекомых; Ахурамазда старался, с помощью духов-ферверов, удержать людей на стезе добродетели и нравственной чистоты; Ахриман со своими дэвами пользуется всяким случаем, чтобы врасплох поселиться в сердце человека и обратить его на путь нечистоты и порока.

Ахурамазда и Ахриманом

Главный бог зороастрийцев, Ахурамазда (Ормузд), борется с демоном зла Ахриманом

 

Таким образом, согласно учению зороастризма, происходит вечная борьба между двумя силами за обладание землею и человечеством. Но когда-нибудь победа должна остаться за добрым началом: тогда царство света наполнит мир, и наступит состояние вечного блаженства. Тогда поклонники Ахурамазды, души которых по смерти окажутся незапятнанными после испытания на мосту Чинвате, получат иные, светлые тела, не бросающие от себя тени, и будут наслаждаться у престола божественного света вечным счастьем и небесною славой. Оттого поклонник Ормузда – зороастриец – обязан, во время земной своей жизни, всеми силами противиться злым духам, умилостивлять их и укрощать гнев их жертвоприношениями и смирением, бороться с ними в природе истреблением вредных животных и прилежным размножением полезных плодов и деревьев, а в собственной груди – исполнением священного закона, поклонением огню и молитвой, добрыми речами и делами, жертвоприношением коней и быков, позднее даже людей. Соблюдение «доброго закона» зороастризма, в котором Ахурамазда открыл людям свою волю, делает человека способным противостоять всем проискам дэвов, обитающих в Туране, в той дикой степной полуночной стране, откуда обыкновенно вторгались в царство света – Иран – хищные кочевые полчища.

Фаравахар

Фаравахар - один из главных зороастрийских символов

 

Такое воззрение представляло зороастрийским жрецам (магам) соблазнительную возможность наполнить Зенд-Авесту множеством предписаний, подчинивших жизнь иранцев рабскому игу неподвижного закона. Зороастр предписывал чистоту в помышлениях, словах и поступках, как вернейшее предохранительное средство от влияния дэвов, а позднейшие зороастрийские жрецы сообщили понятию о чистоте чисто внешнее значение и придумали целую массу внешних правил, обрядов и обычаев, с помощью которых, по их мнению, можно было сохранить чистоту или, утратив ее по неосмотрительности, возвратить снова. Этими очистительными предписаниями, жертвоприношениями и обрядовыми обычаями зороастризм превратил поклонение свету в рабскую покорность букве закона.

 

rushist.com

ЗОРОАСТРИЗМ - это... Что такое ЗОРОАСТРИЗМ?

  • зороастризм — зороастризм …   Орфографический словарь-справочник

  • ЗОРОАСТРИЗМ — древняя религия иранских народов, названная по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра). По имени верховного божества Ахурамазды З. называется также маздеизмом. Возникнув в первые века 1 го тысячелетия до н.э., З. был распространен на… …   Философская энциклопедия

  • Зороастризм — (маздеизм, авестизм, отқа табынушылық) б.з.д. VII VI ғ.ғ. пайда болған ертеирандық дін. Негізін калаушы Заратустра (Заратуштра), Зәрдеш, гректерде Зороастр деген атпен белгілі. Оның идеялары ежелгі грек философиялық ойының дамуына, әлемдік… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • ЗОРОАСТРИЗМ — [по имени пророка Заратуштры (Заратустры, Зороастра)] религия древних народов Средней Азии, Азербайджана, Ирана и ряда других стран Ближнего и Среднего Востока. Вероучение изложено в Авесте (АВЕСТА). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • зороастризм — парсизм, религия Словарь русских синонимов. зороастризм сущ., кол во синонимов: 2 • парсизм (4) • религ …   Словарь синонимов

  • Зороастризм — дуалистическая древнеиранская религия, создание которой приписывается пророку Заратуштре (Зороастру). Зороастризм окончательно оформился к VII в. до н.э. Главное в зороастризме – учение о постоянной борьбе в мире двух противоположных начал: добра …   Энциклопедия культурологии

  • зороастризм — а, м. zoroastrisme m. Дуалистическая религия, возникшая в Средней Азии. От им. основоположника доктрины Зороастра. Особенно чувствительно это отсутствие исторической перспективы там, где дело касается таких крупных, широко распространенных… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЗОРОАСТРИЗМ — ЗОРОАСТРИЗМ, религия, распространенная в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока; сохранилась у парсов в Индии и гербов в Иране. Названа по имени пророка Зороастра …   Современная энциклопедия

  • ЗОРОАСТРИЗМ — религия, распространенная в древности и раннем средневековье в Ср. Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Ср. Востока, сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. Название по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра).… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Зороастризм — религия, распространённая в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Персии, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока; сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. Название по имени пророка Зороастра (иранское… …   Исторический словарь

  • ЗОРОАСТРИЗМ — (ПАРСИЗМ) дуалистическая религия, сформировавшаяся на территории Древнего Ирана (Персии) отсюда «парсизм» в 7 6 вв. до н.э. на основе маздеизма. Основателем ее считается пророк Заратуштра (древнегреч. Зороастр, иран. Зардушт), которому… …   Новейший философский словарь

  • dic.academic.ru


    Смотрите также