Зооморфный орнамент древнего египта. Презентация к уроку изобразительного искусства "Растительный орнамент древнего Египта"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

6 класс Изо. Презентация "Зооморфный орнамент Древнего Египта". Зооморфный орнамент древнего египта


Презентация к уроку изобразительного искусства "Растительный орнамент древнего Египта"

Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта Урок ИЗО.6 класс. Учитель:Бердникова Е.В. МБУ школа №91

Растительный орнамент в искусстве Древнего Египта

Урок ИЗО.6 класс.

Учитель:Бердникова Е.В.

МБУ школа №91

Орнамент — это узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов

Орнамент — это узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов

Стилизация - декоративное обобщение фигуры, заимствованной от внешних форм животных, растений путем упрощения рисунка, формы, цвета, объёма

Стилизация - декоративное обобщение фигуры, заимствованной от внешних форм животных, растений путем упрощения рисунка, формы, цвета, объёма

Мотив – декоративный элемент орнамента (геометрический, растительный и т.д.) Ритм – это повторение мотивов узора через определенные расстояния и в определенной последовательности Раппорт - повторяющаяся часть орнамента мотив мотив раппорт

Мотив – декоративный элемент орнамента (геометрический, растительный и т.д.) Ритм – это повторение мотивов узора через определенные расстояния и в определенной последовательности Раппорт - повторяющаяся часть орнамента

мотив

мотив

раппорт

Виды орнамента в зависимости от мотива: Геометрический орнамент может состоять из точек, линий, кругов, многогранников, звезд, ромбов и др. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, плодов, ягод, веток и т.д

Виды орнамента

в зависимости от мотива:

  • Геометрический орнамент может состоять из точек, линий, кругов, многогранников, звезд, ромбов и др.

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, плодов, ягод, веток и т.д

  • Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры животных.
  • Антропоморфный орнамент составляют стилизованные фигуры человека.
  • Смешанный орнамент – узор из нескольких видов орнамента.
По характеру композиции можно выделить такие типы орнамента: - ленточный (бордюр ), - розетка (в круге ), - замкнутый (в квадратной или прямоугольной фигуре), - сетчатый.

По характеру композиции можно выделить такие типы орнамента: - ленточный (бордюр ), - розетка (в круге ), - замкнутый (в квадратной или прямоугольной фигуре), - сетчатый.

Древний Египет – родина растительного орнамента

Древний Египет – родина растительного орнамента

Линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни Круг символизировал солнце, квадрат — это земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение, плетенка – вода.

Линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни

Круг символизировал солнце, квадрат — это земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение, плетенка – вода.

В цветовом колорите часто: белый, серовато-желтый, кремовый. В узорчатых тканях на светлом или темном фоне применяли синий, голубой, коричнево-красный, охристо-желтый, зеленый, черный цвета узора. Чёрный цвет не являлся цветом траура. Используемые цвета В цветовом колорите часто: белый, серовато-желтый, кремовый, применяли синий, голубой, коричнево-красный, охристо-желтый, зеленый, черный цвета узора. Чёрный цвет не являлся цветом траура.

В цветовом колорите часто:

  • белый,
  • серовато-желтый,
  • кремовый.

В узорчатых тканях на светлом или темном фоне

применяли синий, голубой, коричнево-красный, охристо-желтый, зеленый, черный цвета узора. Чёрный цвет не являлся цветом траура.

Используемые цвета

В цветовом колорите часто:

  • белый,
  • серовато-желтый,
  • кремовый,

применяли синий, голубой, коричнево-красный, охристо-желтый, зеленый, черный цвета узора. Чёрный цвет не являлся цветом траура.

Основным мотивом древнеегипетского орнамента было изображение лотоса – священного розового цветка, который являлся знаком плодородия, жизни, солнечного света, знаком фараонов, символом Древнего Египта. Изображение лотоса стало обязательным во всех обрядовых росписях Древнего Египта

Основным мотивом древнеегипетского орнамента было изображение лотоса – священного розового цветка, который являлся знаком плодородия, жизни, солнечного света, знаком фараонов, символом Древнего Египта. Изображение лотоса стало обязательным во всех обрядовых росписях Древнего Египта

Не менее знаменит и орнаментальный мотив папируса – водного тростникового растения, из полосок стебля которого склеивали свитки для письма и рисования. В архитектуре Древнего Египта широко использовались колонны со стволом, напоминавшим связку тростника и с капителью в форме цветка папируса Лотос и тростник были государственными символами Древнего Египта

Не менее знаменит и орнаментальный мотив папируса – водного тростникового растения, из полосок стебля которого склеивали свитки для письма и рисования. В архитектуре Древнего Египта широко использовались колонны со стволом, напоминавшим связку тростника и с капителью в форме цветка папируса

Лотос и тростник были государственными символами Древнего Египта

Пальметта – стилизованный веерообразный лист. В орнаменте использовали ещё трилистник

Пальметта – стилизованный веерообразный лист.

В орнаменте использовали ещё трилистник

Алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. Фараоны считали его эликсиром долголетия. Алоэ был  неотъемлемым атрибутом погребальных церемоний и символизировал новую жизнь.

Алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. Фараоны считали его эликсиром долголетия. Алоэ был  неотъемлемым атрибутом погребальных церемоний и символизировал новую жизнь.

Творческое задание: используя мотивы древнеегипетского орнамента выполнить зарисовку орнамента в цвете

Творческое задание:

используя мотивы древнеегипетского орнамента выполнить зарисовку орнамента в цвете

kopilkaurokov.ru

Зооморфный орнамент в полосе на одежде

Зооморфный орнамент – так называемая «дань уважения», отдаваемая миру человеком. Известны такие композиции ещё с древних времён. Со временем они приобретали определённую трактовку символов. Она являлась отражением выражения конкретных стремлений и пожеланий человека. Зооморфный орнамент всегда являлся частью народного творчества. Нанося изображения со зверями на различные предметы, человек как бы просил их о покровительстве.

Зооморфный орнамент – своеобразное обращение к духам

Итак, подробнее. Зооморфный орнамент всегда являлся так называемым обращением к всевозможным духам. В одежде очень часто использовались образы домашних животных, таких как петух, собака, бык или конь. Дикие хищники также присутствовали в изображениях. Среди них – кабаны, медведи, волки. Встречались и мифологические существа – например, грифоны, морские чудовища, единороги, огнедышащие змеи и т. д. Изображая животных, люди старались привлечь их на свою сторону, просили у них защиты в таком неприветливом мире.

зооморфный орнамент

Каждое животное было наделено определёнными качествами, характеризующими их главные черты и привычки. То есть умный, как сокол, или сильный, как медведь. Человек хотел отобразить эти свойства на своих собственных личных качествах.

Изначально отличались изображения довольно примитивным характером. Внимание акцентировалось на внешнем контуре и выдающихся частях тела. Выделялись по большей мере крылья, зубы и рога. В цветовой гамме преобладали те тона, которые соответствовали внешнему виду животного.

Реальность и фантастика

Зооморфный орнамент всегда привлекал и продолжает привлекать людей. Его также называют «звериным», ведь он содержит их изображения. На сегодняшний день мастера намного точнее изображают мелкие детали животных, чем это делалось в старину. Им приходится проявлять немало терпеливости при работе. Даже самая мелкая неточность способна превратить изображаемое животное в мифическое существо.

Впрочем, часто мастера сочетают в своих орнаментах фантастику с реальностью. Окаймляя такими изображениями изделия, они придают им особую привлекательность, загадочность, оригинальность. Одним словом, одежда, украшенная зооморфным орнаментом, впечатляет многих ценителей ярких деталей и стиля. От таких нарядов просто невозможно оторвать свой взгляд.зооморфные мотивы в орнаменте

Вышивка

Зооморфный орнамент с кошками, лошадьми, зайцами, рыбками, лягушками, петухами, совами, голубями, кукушками, мухами, бабочками, пауками, летучими жуками – очень часто встречающиеся элементы декора на одежде. При этом очень часто используется вышивка. Мастера великолепно выполняют свою работу, вкладывая в неё своё собственное видение выполняемого узора. Иногда в самых разных необычных сплетениях встречаются бараньи рога, рыбья чешуя, бычьи глаза, волчьи зубы и т. д. Однако при этом сохраняются и традиционные требования к общей композиции.

На характер орнаментальных мотивов немалое влияние оказывают различные вышивальные швы. На Украине, например, известно более ста техник, некоторые из которых характерны для определённых этнографических районов страны. В свою очередь, некоторые из них встречаются также в русских и белорусских вышивках.

зооморфный орнамент древнего египта

Китайские орнаменты

Если уж говорить о различных странах, то зооморфные мотивы в орнаменте – украшение, очень широко распространённое в Китае. Особое внимание здесь уделяется драконам.

Дракон вообще является символом счастья в Восточной Азии. Поэтому в Китае так часто и используются такие орнаменты. Изображаться они могут в очень причудливых формах, с кроличьими глазами, коровьими ушами, длинными усами, змеиным телом, покрытым чешуёй, четырьмя тигровыми лапами и орлиными когтями. Но, как бы ни были изображены драконы, облик их смотрится очень величественно, сурово и воинственно. Не зря в Древнем Китае орнаменты с драконами украшали одеяния императоров. На сегодняшний день свою популярность узоры сохранили.

зооморфный орнамент в полосе

Фантастический Феникс

Зооморфный орнамент в полосе смотрится очень красиво и стильно. Изображаются на них самые разнообразные животные. В том числе, как уже упоминалось выше, и фантастические. Например, Феникс, живущий, по легенде, в красной пещере.

Изображается птица с большим крылом, пышным хвостом и гребнем на голове. Она имеет горло ласточки, петушиный клюв, змеиную шею, рыбий хвост, журавлиный лоб, утиную голову, черепашью спину и драконью расцветку. Перья Феникса разноцветные – чёрные, синие, красные, белые, жёлтые. Символизируют они верность, знание обрядов, пристойность, долг и человеколюбие. Фениксами нередко расшивают женские платья и халаты. При этом могут использоваться серебристые и золотистые нити.

Хищники

Таким образом, многие животные изображались на одежде, олицетворяя определённые человеческие качества. Зооморфный орнамент Древнего Египта, например, очень часто включает мудрых, себялюбивых, самостоятельных, независимых кошек. Эти животные считались священными, потому и встречаются довольно часто. Впрочем, сегодня орнаменты с кошками встречаются сплошь и рядом.

зооморфный орнамент с кошками

Помимо этого мелкого хищника в орнаментах используются и более крупные существа. К примеру, тигры, олицетворяющие свирепость, отвагу, суровость, властолюбие и силу. Кроме того, тигр символизирует военную доблесть и отвагу. В Китае тигр является также защитником от злых сил и покровителем. Потому даже детские шапки новорожденных украшались «тигриным» орнаментом.

Вышиваются на одежде также и львы. Это могут быть отдельно взятые головы или львиные тела целиком. Такие украшения одежды смотрятся очень изысканно, по-настоящему царственно.

Журавли как символ долголетия

Композиция зооморфного орнамента в полосе в разных странах нередко может включать в себя определённые общие символы. Одним из таковых является, к примеру, журавль. У многих народов он считается символом долголетия. Это неудивительно, ведь журавль является птицей-долгожителем. Жизнь его длится около 60 лет. Выражения «журавлиный возраст», «журавлиное долголетие» существуют не просто так.

Одним словом, использование изображений зверей распространено на сегодняшний день достаточно широко. Это могут быть орлы и львы, кентавры и грифоны – самые разные реалистичные и фантастические животные. Ими украшают не только всевозможные аксессуары и предметы интерьера, но также и одежду. Звериные мотивы на полосе отличаются друг от друга цветовой гаммой, размерами, способами выполнения.

композиция зооморфного орнамента в полосе

Немалой популярностью пользуются орнаменты с изображением птиц. Куропатки, павлины, лебеди часто украшают различные предметы гардероба. Райские птицы, клюющие ягоды, тоже не редкость.

Одним словом, зооморфный орнамент – красивый декор для вашей одежды. Если вы хотите выглядеть стильно, модно, ярко, оригинально – обратите внимание на такое украшение своих нарядов. Даже не сомневайтесь в том, что окружающие оценят ваш внешний вид и образ по достоинству.

fb.ru

6 класс Изо. Презентация "Зооморфный орнамент Древнего Египта"

Зооморфный орнамент Древнего Египта Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Т.Я. Шпикаловой Дегтярева Татьяна Николаевна учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ № 16 Г.Щёлково, Московской области 2017г.

Зооморфный орнамент Древнего Египта

Урок изобразительного искусства в 6 классе

по программе Т.Я. Шпикаловой

Дегтярева Татьяна Николаевна

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ № 16

Г.Щёлково, Московской области

2017г.

Творческое задание: выполнить зарисовку повтор зооморфных мотивов для ленточного орнамента по мотивам древнеегипетского орнамента

Творческое задание:

выполнить зарисовку повтор зооморфных мотивов для ленточного орнамента по мотивам древнеегипетского орнамента

Готовые работы учеников Сутулина Карина

Готовые работы учеников

Сутулина Карина

Готовые работы учеников Ниязова Сабина

Готовые работы учеников

Ниязова Сабина

Готовые работы учеников Сальникова Ирина

Готовые работы учеников

Сальникова Ирина

Готовые работы учеников Воронина Катя

Готовые работы учеников

Воронина Катя

Выбери произведения скульптуры

Выбери произведения скульптуры

Выбери произведения живописи

Выбери произведения живописи

Выбери произведения декоративно-прикладного искусства

Выбери произведения декоративно-прикладного искусства

Оцените свою работу на уроке

Оцените свою работу на уроке

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я научился…
  • я приобрел…
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…
  • у меня получилось …
Используемая литература и источники

Используемая литература и источники

  • Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» - М.: Просвещение, 2012 г.
  • Изобразительное искусство. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская и др.; под.ред. Т.Я.шпикаловой. – М.: Просвещение, 2012
  • Шпикалова Т.Я. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 6 класс: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А.Поровская. – М.: Просвещение, 2013
  • foneyes.ru
  • picstons.ru
  • suzukicars.club
  • kameliya-spb.ru
  • mail.psudoterad.ru
  • liveinternet.ru
  • http://artlemon.ru
  • http://bpk.ucoz.ru/publ/9-1-0-15

compedu.ru

Египетский орнамент

Египетский орнамент имел влияние на орнаментальное искусство всех народов древности. Основным источником вдохновения для египетских художников служила природа. В египетских храмах применялись три основных ордера; связанных с пальмовидными, папирусообразными и лотосовидными колоннами, в которых все строилось на стилизации растительных форм. Склонность древних египтян к символизму превратила письмена-иероглифы в своеобразный орнамент, который вместе с рельефами сплошным ковром покрывал стены и колонны внутренних помещений. Композиции носили лентообразный характер. Ленты распологались друг над другом, смыкались одна с другой, размеры их по высоте менялись в зависимости от изображаемого сюжета. Изобразительные мотивы чередовались с иероглифами. Эта особенность египетского орнамента в дальнейшем нашла применение у персов, арабов, мавров. Ремесленники и художники Древнего Египта, основываясь на опыте многих предшествующих поколений, научились применять задолго до них созданные формы и композиционные схемы, заменив непосредственное копирование природы употреблением неподвижных декоративных мотивов. В росписи ранней керамики всречаются лишь абстрактные мотивы: точки, зигзаги, спирали, волнистые линии, треугольники, кресты, круги, овалы. С развитием тотемизма сосуды все чаще стали украшать изображениями священных животных: барана, быка, крокодила, коровы, змеи, рыбы и т.д. – добрых «помощников» и «защитников» человека. Среди деревьев тотемический характер имели пальма и египетская смоковница.

Постепенно все большее значение приобретает культ Солнца и других светил. В религиозной символике Древнего Египта происходит окончательная декоративная стилизация натурального прототипа. В основу содержания декоративного и орнаментального искусства легли растительные мотивы – лотос, папирус, пальмы виноградные лозы, ветви плодовых деревьев, а также изображения птиц, рыб и зверей. К примеру, ножки кресел, стульев, столов часто заканчивались изображениями лап и копыт животных, а также утиными головами. Период XVIII династии фараонов (1567-1329 гг. до н.э.) был временем расцвета художественного ремесла. Сохранившиеся предметы того времени изобилуют сложными растительными и геометрическими узорами. Бесконечные спирали и меандры, с розетками в промежутках, пересекающиеся кругом, различные сочетания лотосов, плодов, виноградных гроздьев и листьев сплошным ковром покрывали потолки и стены гробниц и дворцов. Развиваются многоцветные инкрустации из разных материалов, усиливается красочность полив, сложнее становятся комбинации орнаментов. Увлечение растительными мотивами возникло в связи с общей популярностью «садовой» тематики, которая вслед за развитием садов широко распространялась в искусстве (росписи полов в виде цветков, зарослей и т.п.). Распространяется применение растительных мотивов в орнаменте (туалетные коробочки в виде букетов цветов, фаянсовые чаши в форме лотоса, золотые и фаянсовые блюда с изображением лотосов и плавающих среди них рыб). В амарнский период (первая половина XIV в. до н.э.) наиболее широко использовались реалистически переданные растительные мотивы и особое внимание уделялось богатству расцветки изделий из фаянса и стекла. Колонны дворцов отличались разнообразием. Здесь были и колонны со стволами в виде связок папирусов, с изображением висящих вниз головами уток по капителям в форме цветков папируса, и колонны с необычными сочетаниями листьев пальм и фиников, и, наконец, пальмовидные, капители которых сплошь покрыты инкрустацией из блестящих цветных фаянсов с позолоченными перегородками. В некоторых помещениях дворцов стены облицовывались фаянсовыми изразцами с изображением растений. Для египетского искусства в целом была характерна тенденция к смягченности и пластичности форм, стремление избежать прямых углов, округлить места перегибов. Цвета, использовавшиеся в росписях и для покрытия рельефов, были условными и локальными. Применялись красный, синий, желтый, черный и белый, иногда зеленый цвета. Насыщенные контрастные тона большей частью встречались в геометрических узорах, а орнаменты с растительными элементами были выдержаны в нежных пастельных тонах.

studfiles.net

Орнамент зооморфный

План:

Введение.

1. История возникновения орнамента.

2. Виды орнамента.

3. Виды казахского орнамента.

4. Зооморфный орнамент.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

В народном декоративном искусстве все основано на отработанных профессиональных навыках и приемах, выработанных на протяжении многих поколений. Эти приемы настолько совершенны, что их применение позволяет достичь большой художественной выразительности средствами простыми и лаконичными. Изделия декоративно-прикладного искусства должны соответствовать требованиям органического единства утилитарности вещи и ее декора, национальным колоритам. Орнамент – основной способ украшения изделий декоративно-прикладного искусства. Элементы орнаментов создаются стилизаций реальных природных форм.

Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: геометрические, растительные, комплексные и т. д., от простых сочленений до сложных хитросплетений. Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного мира и мифологические существа, в орнаменте переплетаются и сочленяются натуралистические элементы со стилизованными и геометризированными узорами. Ранние формы орнамента — геометрические. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом.

В качестве мотивов орнамента используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (например, геометрических и звериных форм — т. н.

1. История возникновения орнамента.

Орнамент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости. Происхождение орнамента, доподлинно, неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно - поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности. Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.

Орнаменты — узоры, состоящие из ритмически упорядоченных элементов для украшений каких-либо предметов — появились в древнейшие времена. Техника нанесения орнамента, виды орнаментов имеют много общего у тюркских народов. Немецкий ученый Херман Хаожк отмечает незначительные отличия в изготовлении ковров в Анатолии и в Туркмении. Причину этого он объясняет так: "Ясно, что эти ковры по способам нанесения орнаментов повторяют методы кочевых тюрков, переселившихся в Анатолию". Каждый орнамент тюркских ковров имеет свое название. Например, "верблюжья шея", "стрела лука", "след куропатки", "подбоченившаяся девушка", "восьмиугольная звезда", "гусиная ножка", "крючок", "кремень" и т.д. В текстильных изделиях чаще используются енисейские орнаменты и орнаменты, напоминающие буквенные знаки древнетюркского алфавита. На украшениях можно найти орнаменты, похожие на Орхоно-Енисейские руны.

Ученые считают, что в самом начале тюркские ковры появились в Центральной Азии. Первым тюркским ковром считается Пазырыкский ковер . Этот ковер появился за пять столетий до нашей эры. В ковре имеется 3600 узлов, размер его — 1,90 х 2 м, на нем изображены четырехлепестковый цветок, "цветок гунна".

Каждый орнамент, узор имеет свое значение. Например, орнамент "подбоченившаяся девушка" напоминает фигуру женщины, уперевшейся руками в бока. Этот орнамент чаще используется в производстве ковров, чулок и варежек. На алматинских коврах встречаются орнаменты, напоминающие по форме петуха. Наряду с этим изображаются и мелкие узоры в форме рогатины, бахромы, восьмиугольной звезды, следа кошки, букв U(y) и V(B). Эти орнаменты символизируют пятикратную молитву — намаз. Тюрки по-особенному относились к орнаментам. По орнаменту на головном уборе можно легко определить принадлежность человека к определенной нации (узбеки, татары, таджики, казахи, кыргызы), которые когда-то имели общие корни.

У кыргызов имеются такие виды орнаментов, как "бараний рог", "амулет", "цветок миндаля", у узбеков — "цветок хлопка", "миндаль". Казахские орнаменты подразделяют на три группы: симметричные, комбинированные, непарные узоры. Основным среди них является "бараний рог". Сам орнамент "рог" делится на несколько разновидностей. Иными словами, в быту широко использовался именно этот орнамент.

Как заметил ученый-искусствовед В.Чепелев: "Казахи, кажется, живут в мире узоров, орнаментов". В гармонично выполненных орнаментах,

являющихся народным достоянием, правдиво отображаются традиции, обычаи и быт предков. Орнаментальное искусство, как никакое другое, рассказывает об истории народа, его героических делах, является своеобразной летописью. Это искусство, подчеркивая своеобразие народа, развивается вместе с ним. Народные мастера умели находить достойную роль каждому орнаменту. К примеру, орнаменты, наносимые на головной убор, не использовались на верхней одежде, на брюках. Это объясняется следующим. К примеру, орнамент "собачий хвост" никогда не использовался на головном уборе. На верхнюю одежду, платья девочек наносились орнаменты в форме цветов или ласточки. На одежду мальчика наносились орнаменты в виде наконечника стрелы, орла, бараньего рога. Нанесенные в давние времена на камни, на дерево орнаменты со временем "перешли" на кошму, алашу, ковры и другие предметы быта. Благодаря знакам с определенным значением — танба, можно узнать о значении какого-то понятия, т. е. орнаменты порождены определенной жизненной необходимостью. Искусство наложения орнамента является одним из направлений прикладного искусства. Его виды, названия зависят от предназначения и использования в быту. Имеется немало методов нанесения орнамента: вышивкой, стежками, валянием, подбором цветов клювообразных орнаментов, потайным швом, кружевным шитьем. Нет отрасли, где бы ни использовались такие методы, как плетение, вязание, строгание, шитье, черчение, крашение, инкрустация костью, серебрение, чеканка. Они широко применяются в быту, в производстве, в строительстве, в области культуры, в архитектурном искусстве и играют важную роль в развитии мирового искусства.

Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор.

mirznanii.com