Обнаружено самое древнее в мире золотое украшение, – ученый. Золотые украшения древние


Золотые украшения древних перуанских индейцев - История искусства

Обзор произведений искусства древних перуанских индейцев: золотые украшения доколумбовых культур Южной Америки.

Культура куписнике, 1500—1000 гг. до н.э.

Куписнике, Cupisnique — доколумбова культура, существовавшая на территории тихоокеанского побережья Перу в период примерно 1500—1000 гг. до н.э.

Золотая серьга для носа и коронаЗолотая серьга для носа и корона; золото, вальцовка, чеканка

Ранние андские культуры, такие как куписнике, использовали сложные металлургические методы моддинга золота и серебра для создания украшений, как для живых, так и для усопших. Разогретые и мягкие крупинки золота раскатывались в тонкие листы, а затем прорезались или чеканились сложной орнаментацией, которая, в основном, состояла из изображений человеческих голов с атрибутами семейства кошачьих и змеиной тематики.

Культура Чавин, 800–200 гг. до н.э.

Ремесленники культуры Чавин демонстрируют мастерство в обработке металла. Золотые самородки раскатывались в фольгу, причем настолько тонкую, что квадратный метр такой фольги мог содержать менее одного грамма золота. Куски нужной формы вырезались ножом. Для создания рельефа применялась техника чеканки на основе из мягкого материала, например, кости или камня. В качестве завершающей отделки золотого изделия часто применялась инкрустация бирюзой и некоторыми другими минеральными самоцветами.

Золотая пластина в виде рыбообразного телаЗолотая пластина в виде рыбообразного тела; золото, техника отжига с тиснением. Налобник с орнаментом; золото.

Золотая фигурка выполнена в виде рыбообразного тела, с оскаленным клыкастым ртом, с крупными ромбовидными глазами. Голова рыбы изображена в профиль, туловище покрыто чешуей. Пластина найдена на балках, поддерживающих крышу храма в Чавин де Хуантар. Украшение отражает один аспект индейской культуры: древние перуанцы относились к водоемам как к месту входа в подземный мир.

По стилю пластина напоминает артефакты из долины Ламбайеке, которая располагается неподалеку, к северу от Чавин. Высокий рельеф орнамента этой золотой пластины напоминает линейный дизайн Куписнике. Близость Ламбайеке и некоторых других северных прибрежных культур, например Куписнике, по всей вероятности привело к развитию и широкому распространению морской темы и мотивов.

Многие из подобных золотых украшений, скорее всего, были элементами костюмов, нашивались на ткань, поскольку имеют следы соответствующей перфорации.

Образец типичного индейского налобника. Центральная фигура орнамента представляет Божество в человеческом обличье, имеющем некоторые характеристики животного. Божество изображено фронтально, наделено кошачьими клыками и когтями ящера. Три уровня Вселенной - подземный мир, земля и небеса - представлены в виде трех могущественных существ: змея, ягуар, орел. Центральный персонаж окружен двумя спутниками, которые изображены в профиль. Они имеют аналогичные атрибуты божеств, но здесь также изображены птицы, вылетающие из уст спутников.

Назначение данного изделия окончательно не установлено, но принято считать, что оно использовалось как налобное украшение. По другим версиям это может быть корона, погребальная мемориальная табличка или часть пояса. В любом случае, судя по двум небольшим отверстиям с двух сторон пластины, она действительно была частью какого-то большего изделия.

Культура наска, 100-700 гг. н.э.

Головной убор; золото индейцевГоловной убор; золото.

Блестящий лучистый орнамент, возможно корона или головной убор, сделан чеканкой золотого листа. В центре изделия изображено человеческое лицо. Похожие лица изображены также на каждом луче.

Культура фриас, 200-600 гг. н.э.

В долине Фриас найдены остатки древнего металлургического производства и шлак, оставшийся от выплавки золота. Хотя в долине Фриас традиционно доминировала культура Викус, найденные в склепах предметы имеют гораздо больше общего с северными культурами, существовавшими на территориях современного Эквадора и Колумбии. Это подтверждается аналогичными находками в самих прибрежных районах Эквадора и Южной Колумбии.

Стиль Фриас характеризуется замысловатой техникой работы с золотом. Платина и в некоторых случаях серебро также используются, чтобы подчеркнуть некоторые детали, например белые зубы и белки глаз на человеческих фигурках. Характерным для Фриас было также использование золотого бисера, плетение из золотой проволоки, пайки, горячего тиснения.

Ношение больших ушных украшений ограничивалось только представителями элиты индейского общества и считалось признаком достатка у древних перуанцев. Испанские конкистадоры называли всех носящих большие ушные серьги словом "орейонес", "большие уши".

Золотые серьги и корона южноамериканский индейцевЗолотые серьги (золото, серебро, хризоколл, литье, гравировка, тиснение, механическая сборка) и корона (золото, прокат, ручная сборка).

Корона является частью необычной находки в районе, известном как Пьюри в долине Фриас. В склепах, датируемых 200 - 600 годами нашей эры, найдены различные изделия из золота - сосуды, украшения. Предметы, найденные в Пьюре, известны как культура Фриас, хотя некоторые отнесены к культурам Викус и Моче. Большинство склепов были разграблены в период с 1943 по 1950 годы.

Корона сделана из золотого обода, спаянного сзади. К ободу посредством золотой проволоки прикреплены 26 золотых дисков. Концы проволок также спаяны. Материал имеет следы киновари, которой было натерто все изделие, чтобы придать ему красный цвет.

Культура чиму, 1100-1470 н.э.

Пара ушных украшений; сплав золота с медьюПара ушных украшений; сплав золота с медью.

Культура чирибая, 1100-1450 гг. н.э.

Культура чирибая процветала в районах Южного Перу в плодородной долине, протирающейся от Ило до прибрежных районов Северного Чили. Здесь же в Чили найдено несколько мумий чирибая в захоронениях, датируемых 670-900 годами нашей эры. Судя по находкам, общество чирибая было сугубо аграрным, но металлургическое производство было достаточно развито. Также чирибая славились текстильной продукцией, тканями, украшавшимися геометрическим орнаментом, использующим полосы, спирали и треугольные элементы, которые впоследствии будут включены в текстильные традиции поздних культур в этом регионе. В гончарных изделиях чирибая также используется украшение геометрическим орнаментом аналогичной структуры с преобладание черного, белого и красного цветов.

Культуру чирибая можно рассматривать как ответвление культуры тиаунако, доминировавшей в некоторых районах Южного Перу примерно в этот же период. В металлургической продукции чирибая заметно влияние тиаунако, особенно в специфических трубчатых конструкциях головных уборов и нагрудников.

Корона чирибаяКорона, золото

Эта корона является примером трубчатой формы, плотно заполненной тисненым орнаментом. Среди множества простейших геометрических мотивов здесь присутствуют более сложные и абстрактные изображения представителей семейства кошачьих. Хотя орнамент сложный и запутанный, в нем все же можно выделить элементы, характерные для всех древних индейских культур, особенно касающихся контекста обезглавливания.

Литература

  • Джони Исла, Культура Наска в Перу, Милан и Скира, 2006.
  • Головная вошь в андских мумиях Арика, Чили, журнал паразитологии, т. 98, апрель 2012.
  • Габриэла Шворбель, Фальсификаторы металла в Виктория Мухика, музей Оро дель Перу, Лима, фонд Мигеля Мухика Галло, 2009.
  • Томас Бесом, Этноисторическое изучение Инкских религиозных практик, Аустин: издательство техасского университета, 2009.
  • Мейнрад Мария Грюнинг, Золото инков: 3000 лет передовых цивилизаций - шедевры перуанского музея Ларко, Хайдельберг: Керера 2004.

Тэг: Изобразительное искусство

zen-designer.ru

Статьи » Одежда и золотые украшения древних скифов

Персы называли этот народ саки (по имени одного из племен народности), сами они именовали себя сколотами, но в наши дни этих древних кочевников принято называть греческим словом скифы.

Об их культуре известно благодаря трудам Геродота, археологическим раскопкам на местах так называемых скифских курганов, которые расположены в южной части России. Одной из самых интригующих находок являются украшения древних скифов: бусы, колье, браслеты, выполненные из камня, металлов или стекла.

Красота древности и вдохновения для современных дизайнеров

Разнообразие форм украшений древних скифов поражает. Однако большинство из них объединяет «звериный» стиль. В ожерельях, кольцах, серьгах и браслетах часто можно заметить животные мотивы, чаще всего изображение оленей и львов, а также птиц (орлов, грифов). Нередко на скифских «аксессуарах» были нанесены цветочные мотивы или сцены быта кочевого народа.

Самое интересное, что и в наши дни эти украшения не утратили своей актуальности. Многие дизайнеры черпают вдохновение из творений древности, переносят скифские мотивы на ультрамодные аксессуары и ювелирные изделия.

Культура одежды скифов

В повседневности древние скифы носили простые вещи: двубортные куртки без воротника, остроносую обувь, узкие штаны и башлык (головной убор для людей знатного происхождения, его носили и мужчины, и женщины; из-за этой особенности древние греки прозвали скифскую знать «колпаконосцами»). Простые люди повязывали на голову кожаные ленты. Так скифы одевались и в мирное время, и в войну.

Гораздо больше у древних скифов было ритуальных головных уборов: калафы, тиары (женские варианты). Они различались формой, материалами изготовления, элементами орнамента и «декора». В качестве украшений для ритуальных головных уборов часто использовались пластины и бляшки с орнаментами.

Какие украшения носили древние кочевники

Украшения скифов делились на мужские и женские. Представители сильного пола носили на шее металлические обручи (гривны) с изображениями животных, а также внушительно украшенные ожерелья – пекторали – они облегали грудь и плечи.

Женщины кочевого народа носили височные подвески, бусы, перстни, особые головные уборы с украшениями из пластин и бляшек, подвески, гривны, серьги, ожерелья. Драгоценные металлы, изделия изысканных форм могли себе позволить только знатные и богатые скифы, а простые люди довольствовались браслеты и ожерелья из стеклянных бус.

Помимо «аксессуаров» в виде браслетов, ожерелий, сережек и подвесок, скифы любили украшать одежду и обувь различными нашивками из золота. Начиная с V в. до н.э. в культуре этого народа стало появляться больше греческих ювелирных изделий, а именно золотых, стеклянных и каменных ожерелий. Об этом свидетельствуют археологические находки, сделанные в регионе Северного Причерноморья.

С древних времен и до наших дней

Скифы были воинственным кочевым народом, и это не могло не отразиться на «характере» украшений, которые носили представители племен. Многие изделия выполнены в виде животных, с которыми неразрывно было связано существование кочевников, другие – украшены привычными бытовыми сценами, отражающими уклад жизни народа, в третьих проглядываются традиционные орнаменты и различные символы, призванные защищать и оберегать владельца.

Несмотря на то что сакральное значение украшений давно утеряно, их красота прошла проверку временем, и многие современные женщины с удовольствием носили бы традиционные скифские подвески и бусы в повседневности или по «особым» случаям.

azazu.ru

Античные золотые украшения. Часть 1

Оригинал взят у sarmata в Античные золотые украшения. Часть 1Серьга. Нике, правящая колесницей. 4-3 вв. до н.э. Музей изящных искусств, Бостон

Серьга с диском и ладьевидной подвеской. Золото, эмаль. Куль-Оба. Около 350 г. до н.э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Ожерелье с тремя рядами амфоровидных подвесок. Золото, эмаль. Курган Большая Близница. 330-300 гг. до н.э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Подвеска с головой Афины Парфенос (реплика статуи Фидия) и серьга. Курган Куль-Оба. IV в. до н. э Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Браслет с протомами (передняя часть фигуры) сфинксов. Курган Куль-Оба. IV в. до н. э. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Змеевидные браслеты с Тритоном и нереидой. Около 200 г. до н.э. Музей Метрополитен. Нью-Йорк.

 Еще браслеты

Браслеты в виде змей. 3 в. до н.э. Национальный археологический музей, Афины

Сетка для волос с бюстом Артемиды. 3 в. до н.э. Национальный археологический музей, Афины

Сетка для волос и пояс. Эллинистический Египет. 3-2 вв. до н.э.

Сетки для волос с бюстами Артемиды и Афродиты. 3-2 вв. до н.э

ornament-i-stil.livejournal.com

Золотая жизнь. Как носили ювелирные украшения древние Египтяне?

Золотая жизнь. Как носили ювелирные украшения древние Египтяне? фото

Как носили ювелирные украшения древние Египтяне?

Мерцающие переливы чистого золота , блеск драгоценных камней, яркость красок и причудливость форм – все это было свойственно украшениям Древнего Египта, которые не перестают удивлять нас и сегодня. Они изобилуют богатством необычных дизайнерских решений, невероятно тонким ювелирным искусством. Но как и какие украшения носили в Древнем Египте?

Небогатая часть населения не могла похвастать шикарными или вычурными ожерельями. Все их подвески были малоценны и просты. Даже сегодня можно встретить коренных жителей Египта в подобных украшениях. Для пущей праздничности египтяне окрашивали некоторые части тела яркими красками.

Ювелирные украшения Древнего Египта

были очень разнообразными, необычными и местами роскошными, особенно у богатых и знатных особ. Они очень любили носить золотые вещи из эфиопского золота, а также уборы из благородных металлов и драгоценных камней. Такие ювелирные украшения в Египте появлялись благодаря азиатским торговцам, привозившим диковинные изделия.

Египетские женщины выбирали самые неожиданные места для ношения различного рода украшений, и надевали их даже на бедра. Украшения древнего Египта для мужчин представляли собой широкие кольца и обручи, которые традиционно надевались на ногу вокруг щиколотки, запястье или на руки выше локтя. Обычно такие ювелирные изделия изготавливали из металлов. Многие из них не имели никаких рисунков и были просто круглыми, а некоторые были украшены тонким узором из цветной эмали . Размер всегда четко подгонялся под определенную часть тела.

Древние украшения Египта

, которые можно было носить только мужчинам – металлические перстни с вращающимся или неподвижным гнездом, которое было изготовлено в форме иероглифического знака из глазурованной каменной массы. Мужчины могли себе позволить ношение нескольких колец одновременно.

Женщинам оставалось довольствоваться лишь серьгами , ожерельями и браслетами . С древних времен они украшали шею пестрой тесьмой, позже в моду вошли цепочки и шнурки, составленные из шариков цветного стекла, металлических фигурок, глазурованной глины или камня. Золотые украшения в Египте были доступны только самым богатым и привилегированным особам.

Дополнением цепочек служили привлекательные амулеты в золотых оправах

. Серьги египетских женщин изготавливались в форме колеса или круга . Помимо цепочек и сережек древние египтянки, которые относились к богатым семьям, носили на голове узорные повязки, обручи из драгоценных металлов, букеты и венки из живых цветов. Самым главным национальным украшением египтян всех сословий, возрастов и полов был специальный воротник, который закрывал верхнюю часть груди и плечи. Материалы для изготовления этих изделий подбирались в соответствии с финансовыми возможностями каждого. Простые воротники делали из сетки крупной вязки или части расписанного полотна. На него рядами нашивались бусы, разноцветные символические фигурки. Выглядели такие украшения Египта очень нарядно и были излюбленным аксессуаром всех женщин. Мужские воротники в свою очередь изготавливали из благородных металлов с украшениями из цветной эмали.

vilingstore.net

Обнаружено самое древнее в мире золотое украшение, – ученый — Naked Science

Обнаружено самое древнее в мире золотое украшение, – ученый

Об интересной находке сообщило издание Smithsonian. В материале говорится об украшении, представляющем собой золотую полоску, которую свернули в кольцо. Это миниатюрное изделие, вес которого составляет 0,15 грамма. Местом обнаружения находки стала болгарская стоянка Телль Юнаците, которая также известна как один из древнейших европейских «городов». Она находится неподалеку от населенного пункта Пазарджик (юг Болгарии). Стоянку основали люди, которые мигрировали в Европу из Анатолии. Ранее на территории Телль Юнаците были обнаружены керамические статуэтки птиц, за что стоянку прозвали «Птичьим городом».

 

По мнению археолога Явора Бояджиева, руководящего раскопками, найденную золотую полоску следует датировать 4600 годом до н. э. Ученый заявил, что находка примерно на 200 лет старше знаменитого золота Варны, обнаруженного в 1972–1991 годах. Впрочем, официальный статус новой находки как древнейшего изделия из золота только предстоит подтвердить. Сделать это будет весьма непросто, поскольку технологии, которая позволяла бы безупречно точно датировать металл, не существует. Так что не исключено, что изделия, найденные в Варненском некрополе, все же окажутся древнее.

 

Найденное в Телль Юнаците золотое украшение / ©Reuters 

Найденное в Телль Юнаците золотое украшение / ©Reuters 

 

За время археологических работ в Варненском некрополе было обнаружено более 3 тыс. золотых предметов, общий вес которых превышал 6 кг. Особого внимания удостоилась могила № 43, представляющая собой захоронение исключительно важного и влиятельного человека. Здесь было найдено 990 предметов из золота, общий вес которых составил 1,5 кг.

 

Отметим, что подобные находки нередко рассматриваются болгарскими археологами в качестве доказательства существования «потерянной» первой европейской цивилизации, которая зародилась на Балканах. По мнению же других специалистов, речь идет об отдельных разрозненных культурах. 

naked-science.ru

Индия | Ювелирное искусство

История изготовления ювелирных изделий в Индии уходит корнями в глубокую древность. О драгоценностях необыкновенной красоты и ценности,  украшавших тела великих героев прошлого, повествуют нам многочисленные письменные источники. Это и сказание «Махабхарата», и эпос «Рамаяна», пуранические тексты и многое другое.  Согласно  же археологическим данным, уже в III тысячелетии  до  н.э.  на  территории Индии ювелирное ремесло процветало, а местные зодчие обладали несравненным уровнем мастерства.

С незапамятных времен Индия славится своими драгоценными камнями, жемчугом, кораллами украшениями из золота, серебра и других металлов, отчего всегда манила в свои края богатых иноземных купцов. Для здешних властителей драгоценности всегда являлись, прежде всего, элементами  красоты, констатации  власти, социального статуса и лишь после всего перечисленного — демонстрацией личного богатства. При раскопках в центрах цивилизации долины Инда (3300-1300 гг. до н. э.), а именно в  Мохенджо-Даро, Хараппе и Лотхале были найдены многочисленные артефакты. Это дает основание утверждать, что жители древних  городов, как женщины, так и мужчины носили различные украшения. Бусы, ожерелья, браслеты и кольца, найденные в этих городах, были сделаны из меди, золота, серебра, кости, полудрагоценного и драгоценного камня, ракушек, а также керамики.

украшения цивилизации долины Инда

украшения цивилизации долины Инда

Украшения более позднего периода, в частности времён господства царства Гандхара, демонстрируют сильное эллинистическое влияние, оказанное греками, появившимися в этих местах  после вторжения армии Александра Македонского.

украшения царства Гандхара

украшения царства Гандхара

Однако во времена правления империи Шунга (II – I вв. до н.э) искусство изготовления украшений претерпело значительные изменения. С ростом благосостояния  украшения перестали быть роскошью, доступной лишь для избранных. Изменился и подход к искусству. Украшения лишились эксклюзивности, приобретя изысканность. Стали чаще использоваться драгоценные камни, такие как рубины, сапфиры, агаты, а также кораллы. Повсеместно использовался жемчуг и бисер.

украшение Шунга периода

Прекрасным примером древнего ювелирного искусства являются серьги из золота эпохи правления Сатаваханов (I в. до н.э. Андхра-Прадеш). Изысканный стиль украшений восхищает красотой и тонкостью выполненной работы.

царские серьги эпохи правления Сатаваханов

Но с приходом моголов снова меняется вся концепция и дизайн  ювелирных украшений. За время существования Могольской Империи ювелирное искусство достигло новых вершин развития, чему способствовали мастерские, созданные при дворе Акбара Великого. Во времена могольского правления в украшениях становится заметен изысканный и утонченный иранский стиль. Нельзя не отметить, что особое влияние на дизайн ювелирных изделий оказали также раджпутские мастера (Раджастан), работавшие под покровительством могольского двора. Главным центром производства роскошных украшений в Раджастане и по сей день является Джайпур.

кольцо эпохи правления Моголов

могольские украшения

колье могольского периода

украшение для тюрбанов

украшение для тюрбанов

В период правления Могольской Империи возрождается древнейшая техника создания ювелирных изделий, называемая кундан (kundan). Кундан – это способ крепления драгоценных камней в каркасе из чистого золота 24 карат(4,8 грамма). Драгоценные камни словно впечатывают в каркас изделия так, что с обратной стороны получается имитация лицевой, но с гладкой поверхностью из золота. Обычно оборотную сторону изделия расписывают в технике минакари.  Обладать такими роскошными украшениями могли лишь представители царской семьи, поскольку их создавали только для элиты. Однако с течением времени украшения в технике кундан распространились по всей стране. Поскольку основным центром производства кундан является Джайпур и Биканер (Раджастан), существуют и другие названия изделий, выполненных в этой техники – джайпури (jaipuri), биканери (bikaneri), а также раджастани (rajasthani) . В Гуджарате эту технику называют джаду (jadau) или джадтар (jadtar). Украшения кундан завораживают красотой, роскошью и уникальными формами.

кундан

кундан (оборотная сторона украшений)

кундан

Самыми популярными в Индии украшениями являются наваратны. Наваратна (navaratna) в переводе с санскрита означает «девять драгоценностей» или если быть более точным «девять самоцветов». Согласно индийской астрологии, эти девять драгоценных камней являются лунными узлами и земными проявлениями планет. Рубин (Сурья/Солнце), жемчуг (Чандра/Луна), красный коралл (Мангала/Марс), гроссулярит (Раху/восходящий или северный лунный узел), синий сапфир (Шани/Сатурн), кошачий глаз (Кету/нисходящий или южный лунный узел), жёлтый сапфир (Брихаспати/Юпитер), изумруд (Будха/Меркурий) и алмаз (Венера/Шукра) —  девять камней, составляющих наваратну.  Наваратной  могут быть кольца, серьги, ожерелья, браслеты и кулоны. Наваратна считается особым оберегом, отгоняющим зло и приносящим счастье, мир и благополучие.

наваратна

наваратна

наваратна

РаджастанГлавным центром производства ювелирных украшений в современной Индии является Раджастан, а именно Джайпур. Не случайно каждый год здесь проводится Международная выставка драгоценных камней и ювелирных украшений (Jaipur Jewellery Show).  Здесь, в  Раджастане, развилось искусство украшения ювелирных  изделий эмалью — минакари (meenakari). 

Родиной этого искусства принято считать  Персию, откуда во времена правления Великих Моголов оно было привнесено в Индию. Техника нанесения эмали бывает различная. В классическом варианте на поверхность изделия наносится гравировка, которая затем заполняется эмалью. В других случаях берутся уже отлитые из металла заготовки, углубления которых наполняют эмалью. В некоторых вариантах эмаль наноситься исключительно на стекло. Процесс нанесения эмали проходит в несколько этапов. Вначале изделие покрывают глазурью и обжигают при температуре 750 °C, затем наносят отдельно каждый цвет эмали, чередуя этот процесс с обжигом. В завершении изделие полируют. Техникой минакари расписывают, как правило, золотые изделия.

минакари

минакари

Раджастанцы обожают яркие цвета и множество различных по форме и назначению украшений, которые дополняют их традиционные костюмы. Местные жители, как женщины, так и мужчины носят серьги, ожерелья, амулеты, браслеты и кольца.

Раджастанские ювелиры мастерят различного вида украшения — от грубоватых племенных, до изящных, покрытых цветной эмалью, а также современных ювелирных изделий, инкрустированных драгоценными камнями. Обладателями серебряных изделий чаще являются сельские жители, поскольку невысокая цена этого металла делает его более доступным. Этнические серебряные украшения Раджастана пользуются спросом не только за пределами штата, но и страны. Упор в создании этнических ювелирных украшений делается не на красоту и изящество, а на массивность и тяжесть. Такие украшение широко распространены среди банджаров — местной этнической группы (цыган,) для которых главное не красота, а вес изделия.

 

ГуджаратВ древние времена Гуджарат являлся «морскими воротами» или, выражаясь современным языком, главным портовым и торговым центром всей северной Индии. Удачное географическое расположение (большая часть территории штата омывается водами Индийского океана),  близость к устью реки Инд (Синдху) способствовали развитию торговли и ремёсел в этом регионе Индостана. Гуджарат знаменит своими  искусными мастерами  и, безусловно, создаваемыми  ими прекрасными украшениями.   Во времена правления Великих Моголов изо всех уголков Индии  купцами свозились сюда самые различные товары, включая украшения из золота, серебра, драгоценных камней, кости, жемчуга и кораллов. Здесь же были созданы центры, где ювелирного дела мастера творили шедевры из благородных металлов и драгоценных камней. В таких городах, как Ахмадабад, Сурат, а также в округах Бхавнагар, Кач и Навсари и по сей день кипит производство ювелирных изделий.

МахараштраГоворя о штате Махараштра нужно отметить, что здесь предпочтение отдают золоту, нежели серебру. Местные мастера придерживаются стародавних традиций изготовления драгоценностей. Поэтому украшения Махараштры высоко ценятся за неутраченный стиль, некогда присущий династии Маратха. С давних пор центром производства ювелирных изделий из золота и серебра считается Колхапур, где также мастерят знаменитые по всей Махараштре ожерелья, называемые колхапур-саадж, которые носят большинство женщин штата. Но одним из крупнейших поставщиков ювелирных изделий на рынок Махараштры и за ее пределы на сегодняшний день является город Джалгаон. Сам город славится превосходным качеством золота, за что и получил свое второе название — «Золотой город».

колхапур-саадж

Орисса Филигранными изделиями из серебра, изготовленными в оригинальном стиле, прославились ремесленники из Ориссы. Этот вид старинного искусства, которому более 500 лет, называется таракаши (tarakasi). Считается, что оно было завезено на восточное побережье Индии из Индонезии, благодаря торговым контактам. Основным центром производства таракаши, как и много лет назад, является Каттак.  С применением этой техники изготавливаются различные сувениры, браслеты, ожерелья, серьги, ларцы, а также множество безделушек. Местные ювелирные лавки предлагают широкий ассортимент украшений, способный пополнить коллекции даже самых избирательных и капризных модниц. Эти изящные украшения по красоте своей сравнимые разве что с тончайшими кружевами, сплетенными искусными рукодельницами, привлекают множество иностранных покупателей.

таракаши

Западная Бенгалия На территории Западной Бенгалии украшения делают из различных материалов: золота, серебра, меди, бронзы, драгоценных камней. Здесь, как и в Ориссе, также распространена техника таракаши, однако посещающие эти места приезжие и туристы отдают предпочтение  бронзовым украшениям, сработанным в местном этническом стиле, называемом дхокра (dhokra).  

дхокра

дхокра

дхокра

Кашмир Северная Индия, а именно Джамму и Кашмир, славится украшениями из золота и серебра, инкрустированными драгоценными камнями.  За тысячи лет  непрерывного развития ювелирное искусство Кашмира достигло наивысшего совершенства. Кашмирские изделия отличаются особым изыском  уникальностью и разнообразием. Ювелиры Кашмира своей работой охватывают различные направления,  используя последние тенденции моды и достижения технического прогресса. Кашмир славится на весь мир своими бесценными глубоко синими сапфирами, каких больше не встречается ни в одной точке Земли. Здешние драгоценные небесно-синие камни ценятся намного выше чем добываемые в Бирме, Восточной Африке, на Шри Ланке и в Тайланде.  Безупречный цвет кристаллов завораживает. Однако  в наши дни  это большая редкость, поскольку добыча сапфиров в этих местах не ведется с первой половины XX века, а работы по поиску и разработке новых месторождений приостановлены из-за нестихающих вооруженных конфликтов в этом регионе. Сегодня кашмирские сапфиры находятся в частных коллекциях и оцениваются в миллионы долларов США. Небольшие группы местных жителей все же ведут кустарную добычу сапфиров в очень малых количествах, не позволяющих насытить огромный спрос.Центром производства современных ювелирных украшений в Кашмире является  город Шринагар.

кашмирский сапфир

кашмирские серебряные украшения

традиционное кашмирское украшение

Для территории Ладакха, где проживают тибетцы, характерен весьма самобытный стиль украшений. Массивные полудрагоценные и драгоценные камни в сочетании с серебром, а также жемчуг, кораллы и ракушки высоко ценятся в здешних местах.

ладакхское ожерелье

Химачал-Прадеш Рынок ювелирных изделий в Химачал-Прадеше всегда переполнен лавками, торгующими амулетами, подвесками, ожерельями, цепочками, браслетами, серьгами и кольцами. Серебро здесь превалирует над золотом, а разнообразие ювелирных изделий вводит в замешательство искушенных ценителей этнических украшений. Ювелиры из Кангры, Чамбы, Манди и Куллу всегда славились мастерством изготовления эмалированных изделий. Для Химачала в искусстве нанесения эмали характерно использование насыщенных синих и зеленых цветовых тонов. Местные ювелирные салоны предлагают изумительной красоты украшения, множество из которых ручной работы.

 

Мадхья-Прадеш Традиционные украшения Мадхья-Прадеша отличаются высокохудожественным стилем. Местные мастера работают с золотом, серебром, бронзой и другими сплавами. Крупными центрами изготовления ювелирных изделий являются Тикамгарх, Джхабуа, Шеопур Калан. Народные умельцы из местных племен мастерят причудливые украшения из металла, бисера, ракушек, жемчуга, дерева, монет и павлиньих перьев. Сельские жители обожают украшать себя всевозможными бусами, браслетами, кольцами и т.д.

Ювелиры южных штатов, в частности Карнатаки, Кералы, Тамил-Наду  и Андхра-Прадеша изготавливают украшения преимущественно из золота, инкрустируя драгоценными и полудрагоценными камнями или расписывая его  техникой минакари. Кроме золота местные мастера работают также с латунью, медью и серебром. Традиционные южноиндийские украшения поражают роскошным и смелым дизайном.

традиционное ожерелье Карнатаки

традиционные украшения Кералы

керальские золотые браслеты

керальское золотое колье

керальское золотое колье

золотые серьги в традиционном керальском стиле

тамильское колье

золотой комплект (Андхра-Прадеш)

украшения Андхра-Прадеша

В наши дни в Индии популярны украшения различных стилей. Сделанные под старину, выполненные в этническом стиле, а также исполненные в современном, классическом, либо ультрамодном дизайне ювелирные изделия привлекают своих покупателей из разных уголков мира. Современные производители украшений не ограничиваются только металлом, а используют все материалы от пластика, стекла, дерева, терракоты, драгоценных камней до ткани и даже бумаги. Того, кто впервые оказался на рынке или в современном салоне ювелирных украшений, будет изумлён и шокирован пестротой и разнообразием предлагаемых предметов красоты. Оставшегося один на один с огромнейшим выбором такое разнообразие может привести  к отчаянию  и  растерянности  от непонимания того, на чём следует акцентировать свой взор. А бывает наоборот, азарт поглощает вас целиком. Поэтому, будучи в Индии, следует поддерживать сдержанный подход к покупкам.

Ювелирные изделия Индии завораживающие и неповторимые. Пройдя сквозь века, отражая внутренний мир жителей Индостана, они остаются самым большим соблазном и загадкой для искушенных ценителей и простых модниц всего мира. Любовь индийцев к роскоши и эффектности объясняет их сильное пристрастие к драгоценностям. Неповторимость и изящество характеризуют индийские ювелирные изделия из золота. На сегодняшний день Индия является одним из самых крупных потребителей золота в мире. Ежегодно страна импортирует около 1000 тонн золота в год.

Индия  также  крупнейший  производитель и экспортер ювелирных изделий во многие страны мира. Золотые украшения инкрустируют драгоценными камнями, либо раскрашивают цветной эмалью минакари. Кольца, серьги, браслеты, ожерелья, цепочки, броши, кулоны и амулеты, изготовленные индийскими мастерами-ювелирами, — все это вы можете найти в индийских ювелирных магазинах, а также в престижных салонах всего мира.

Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани

bharatiya.ru

Золото Античности

"Перед ослом, нагруженным золотом,не устоит никакая крепость".

Филипп II Македонский

Посмертая маска. МикеныВ Пактоле, протекавшем через Лидию, древнегреческое государство в Малой Азии, издавна находили значительные золотые самородки. Неудивительно, что традиция использования золота для изготовления драгоценного оружия, парадной посуды и украшений зародилась в греческих городах и государствах ещё в бронзовом веке. В двух десятках троянских кладов сосредоточена большая часть известных на сегодняшний день золотых предметов раннего и среднего бронзового веков. К этому периоду относятся греческие золотые изделия, найденные в Майкопских курганах на Северном Кавказе, Варненском некрополе в Болгарии, царских погребениях Аладжи в Центральной Анатолии, и, конечно, знаменитые троянские "сокровища царя Приама", хранящиеся ныне в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

Столицу одного из государств ахейцев - Микены (XVII-XIII вв. до н.э.) по праву называли "златообильным" городом. Правители Микен обладали огромными сокровищами, о чём свидетельствуют богатые заупокойные дары, найденные в царских усыпальницах. Лишь в шести гробницах, открытых в 1876 г. знаменитым археологом 1енрихом Шлиманом, были обнаружены золотые изделия, общий вес которых превышал 14 кг. Золотые диадемы и венки, роскошные украшения, мечи и кинжалы, инкрустированные золотом, сосуды из благородных металлов, золотые маски, тонко передающие черты усопшего владыки...

Сокровища микенских гробниц поставили учёных в тупик, ведь захоронения предшествующего среднеэлладского периода были более чем скромными. Предполагалось, что золото могли захватить во время каких-либо завоевательных походов, например на Крит. Существовала и гипотеза о том, что отряд микенских воинов принимал участие в освобождении Египта от гиксосов, был щедро награждён, а вернувшись домой, положил начало накоплению запасов золота. Однако большинство исследователей считают, что появление микенских сокровищ стало результатом разумной хозяйственной деятельности местных правителей.

Ритон в виде сидящего крылатого льваСравнительно крупные залежи золота находились лишь на островах Сифнос и Фасос, но в силу ряда природных явлений эти запасы быстро истощились. Самым известным районом добычи была Фракия, где возвышалась упоминаемая Еврипидом "золотая" гора Пангей. К началу правления Александра Македонского все золотоносные выработки греческой ойкумены оскудели и не могли удовлетворять возраставшие потребности в драгоценном металле.

Молодой правитель двинул войска на Персию, считавшуюся олицетворением роскоши и достатка. Эсхил называл её "сокровищ пристань, Персия богатая". В Персию, мировую империю того времени, стекалось золото, ранее принадлежавшее Египту и Ассирии, Бактрии и Согдиане, Вавилонии и Лидии. Только в разгромленном Персеполе воины Александра захватили более 120 тыс. талантов драгоценных металлов, а всего добыча составила 8840 т золота и серебра!

В античном мире из золота создавали ювелирные изделия и драгоценную посуду, декор вооружений и культовых предметов, чеканили монеты крупного номинала. Золото было показателем благосостояния и служило символом власти - как политической, так и религиозной. О виртуозных греческих ювелирах сохранилось немного сведений. Демосфен писал об одном из них: "Я, Паммен... владею золотоплавильной мастерской на рыночной площади, пребывая в которой я занимаюсь золотых дел мастерством. Демосфен дал мне приказ приготовить золотой венец и выткать золотом гиматии, чтобы он мог в них участвовать во время праздничного шествия в честь Диониса...".

Греческие мастера не располагали, как правило, средствами для закупки металла и получали его от заказчика в виде монет или лома. Помимо изготовления украшений ювелиры занимались и мелким ремонтом: на некоторых изделиях отчётливо видны следы починки, для чего, вероятно, использовались детали более ранних изделий (подвески, вставки), но чаще старая вещь шла в переплавку целиком.

Погребальный золотой лавровый листЛишь в Спарте, согласно Плутарху, "не появлялся ни один золотых и серебряных дел мастер, изготовляющий... украшения, так как монеты (на которую они их продали бы) не было (в Спарте деньги были железными). Таким образом, роскошь, лишённая того, что её поддерживало и питало, исчезла постепенно сама собой".

В Элладе красота, изящество, гармоничность одежды и украшений прекрасного пола возводились в ранг общественной добродетели. Пытаясь угодить заказчику, мастера создавали всё новые и новые виды ювелирных изделий. Серьги, ожерелья, браслеты, перстни и подвески были важной составляющей женского убора. Наиболее эффектными и престижными считались золотые венки и богато декорированные диадемы.

Золотые украшения любили в Греции и женщины, и мужчины. Представители сильного пола предпочитали массивные золотые перстни-печатки и лишь в особо торжественных случаях надевали золотые венки, а парадную одежду расшивали золотыми бляшками. В греческих городах Малой Азии - вероятно, под влиянием традиций соседних народов - мужчины чаще носили драгоценности (известны даже изображения мужчин в серьгах и браслетах). Многие греки осуждали эти обычаи как варварские. Из армии Ксенофонта был уволен солдат, "проколовший себе уши на манер лидийцев".

Ювелирные украшения не только подчёркивали красоту владельца, но и указывали на его социальное и материальное положение. Золото дарилось по случаю рождения ребёнка, служило свадебным или любовным подарком. Существовало поверье, что золото обладает особой магической силой и способно защитить от различных напастей. Древние греки помещали золотые украшения и в погребения, стремясь тем самым воздать последние почести усопшему. Помимо ювелирных изделий в захоронения нередко клали золотые венки, сосуды, наглазники, нагубники, а также погребальные маски, закрывавшие лицо умершего.

Драгоценные изделия - венки, статуэтки и украшения - подносились богам в благодарность за заступничество или исцеление. Щедрыми дарами Храмам и святилищам эллины пытались задобрить богов, заручиться их покровительством. В "инвентарных книгах" крупнейших греческих святилищ - Дельф, Дидим и Делоса сохранились имена дарителей и списки их приношений. Причём нередко указывалось не только наименование изделия, но его вес и даже элементы декора.

Однако проявления чрезмерной роскоши были чужды греческому обществу. Золото Эллады - это в основном ювелирные изделия, драгоценные сосуды, статуэтки, парадное оружие. Огромные статуи богов, выполненные из золота, украшали лишь крупные полисы, например Афины. Крайне редко такие статуи воздвигались простым смертным. Цицерон сообщает, что жившему в V в. до н. э. знаменитому оратору и софисту Горгию из Леонтин поставили статую из золота в храме Аполлона Дельфийского, а Плиний Старший иронично замечает, что "такие деньги давало обучение ораторскому искусству".

Украшения сарматов: скоба, бляхи, фибулаВ Древнем Риме золото приобрело совершенно иное значение. Оно стало основой финансовой системы государства и средством накопления фантастических богатств, которые и не снились эллинам.

Во времена Римской империи одним из основных центров добычи золота была Испания. В Астурии, Галиции и Лузитании римляне создали знаменитые инженерные сооружения - арругии. Рудные пласты здесь залегали в рыхлых песчаниках. Изобретательные римляне первоначально обрушивали всю массу породы, для чего в ней прорубались специальные штольни с постепенно вынимаемыми перемычками и подпорками. Когда все подпорки извлекались, горная порода рушилась и дробилась. Затем эта масса смывалась водой из искусственно созданных водохранилищ. Из полученных после смыва россыпей добывали золото.

В Риме золотой перстень первоначально был отличительной чертой сенаторов и всадников. Петроний в "Сатириконе", описывая внешность вольноотпущенника Трималхиона, замечает: "На мизинце левой руки красовалось огромное позолоченное кольцо; на последнем же суставе безымянного, как мне показалось, настоящее золотое с припаянными к нему железными звёздочками. Но чтобы выставить напоказ и другие драгоценности, он обнажил до самого плеча правую руку, украшенную золотым запястьем, прикреплённым сверкающей бляхой к браслету из слоновой кости". Трималхион был, видимо, человеком осторожным: несмотря на богатство, носить золотое кольцо ему не полагалось по социальному статусу, поэтому он скрывал его под железом.

Зато знаменитые римские полководцы и императоры .не стеснялись использовать золото и могли позволить себе даже одежду из чистого золота. "...И сверх всего, золото волочится в нити, и из них ткут, как из шерсти, - даже без шерсти. Веррий сообщает, что Тарквиний Приск справил триумф в золотой тунике. Мы видели Агриппину, супругу принцепса Клавдия... облачённой в тканый, без другого материала, золотой военный плащ. А вотканье золота в атталийские ткани придумано уже давно царями Азии", - писал Плиний Старший. Золотые подносы, кубки, чаши нередко упоминали и другие древние авторы. Римский император Калигула сотрапезникам раздавал хлеб и закуски на чистом золоте: "нужно жить или скромником, или цезарем". А дворец императора Нерона так и назывался "Золотой".

Говоря об источниках подобной роскоши, Плиний Старший замечал: "То было дедовское богатство, награбленное, разумеется, в провинциях".

Заметки

Талант (греч. "талантон" - "вес", "весы") - мера веса и денежная единица (равна 6 тыс. драхм) в странах Древней Греции и Древнего Востока. Наиболее употребительный аттический талант весил 26,196 кг.

*  *  *

Среди ювелиров были и рабы. Известно, что за раба-карийца, владевшего ювелирным мастерством, заплатили 360 драхм,что почти вдвое превышало среднюю цену раба.

*  *  *

Иногда в целях экономии статуи лишь золотили или обивали золотыми листиками. Ювенал описал историю, как воры ободрали "бедро позолоченного Геркулеса, лицо Нептуна и сорвали листики с Кастора".

*  *  *

Жажда золота порой толкала на преступления, например, император Вителий "похищал из храмов приношения и украшения или подменял их, ставя вместо золота и серебра олово и жёлтую медь".

www.worldofgold.ru


Смотрите также