Золото древних инков. Таинственное золото инков — дар Бога Солнца
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Золото древних инков смотреть онлайн. Золото древних инков


Таинственное золото инков — дар Бога Солнца — Jewellery Mag

Одна красивая легенда гласит, что давным-давно был у древних людей красивейший сад.

В этом саду росла золотая трава, в которой ползали золотые насекомые, в небо устремлялись высокие золотые деревья, а с золотых ветвей свисали налитые солнцем золотые плоды. Сад был абсолютно золотым. Его подарил людям Бог солнца, народ же относился к этому дару с трепетом и каждый день благодарил создателя за его дары. Золото уважали, берегли, но не считали его чем-то материальным, оно не приравнивалось к деньгам. Как можно сравнивать с деньгами то, что священно.

Сын Солнца

Территория, которая в тот или иной период принадлежала империи инков

Территория, которая в тот или иной период принадлежала империи инков

Империя инков – это рабовладельческое государство индейских племен, сложившееся около 1438 года, занимавшее территорию современного Эквадора, Перу, Боливии, северо-западную часть Аргентины и северную Чили. Одна из древнейших цивилизаций Южной Америки, подчинившая окрестные племена, принадлежавшая к языковой группе кечуа. Легендарный вождь Манко Капак основал правящую династию инков около 1200 г. Своему государству индейцы дали имя Тауантинсуйу, что означало четыре соединенных стороны света, а столица — Куско (пуп Земли).

Сапа Инка был верховным правителем империи и обожествлялся еще при жизни, его называли «Сын Солнца». Государство инков обладало высоким уровнем знаний в агрономии, инженерии, медицине, имело развитую систему дорог и оросительных систем. Мастеровитые гончары, ткачи и ювелиры считались общественными служащими, обеспечение их шло за счет правителя. Лучшие произведения использовались в ритуалах, или Сапа Инка одаривал ими подчиненных за заслуги.

К золоту у инков было особое отношение, потому что использовалось оно как проводник между Богом и людьми. Не все украшения были общедоступны, например, браслеты, сплетенные из золота и различных волокон с растения уайруро, могли носить все. Также сандалии, сделанные из кожи лам, украшенные золотом, могли себе позволить многие, но изделия императорских особ отличались более богатой отделкой с применением крупных и лучших по качеству камней, которые были недоступны простым жителям.

Золотой ритуальный нож, принадлежавший племени инков

Золотой ритуальный нож, принадлежавший племени инков

Вообще считалось, что золото — это то, что принадлежит по статусу, поэтому самые яркие и крупные изделия принадлежали знати и жрецам. Ярким примером статусных украшений являются серьги: рабам носить серьги было недозволительной роскошью, у простолюдина они были невзрачные и простые, а у императора и его семьи серьги были тяжелые и вычурные. Часто у жрецов и императорских особ серьги были просто большим, ограненным куском золота.

Не все могли носить золотые украшения каждый день — это было позволено только членам императорской семьи и жрецам. Простые же люди могли надевать ювелирные изделия из золота только в праздники или для ритуалов. Один из самых известных и удивительных ритуалов — это «Эльдорадо», что в переводе означает «Золотой человечек». Суть обряда заключалась в следующем: верховного вождя инков покрывали липким составом (например, смолой), а сверху осыпали песком из чистого золота, затем он вместе с сопровождением и золотыми дарами плыл на лодке на середину озера Гуатави́та (священное озеро на территории современной Колумбии), сбрасывая все золото в воду, тем самым принося жертву высшим силам. Обратно добирались вплавь, и золотая «кожа» вождя смывалась. Такой обряд проводился довольно редко, в частности, во время коронации царя-жреца.

Легендарный город Эльдорадо

Кадр из мультфильма «Дорога на Эльдорадо»

Кадр из мультфильма «Дорога на Эльдорадо»

Золото свозилось со всех областей империи в Куско, а вывозить его строго запрещалось — ослушавшихся казнили. Ежегодно в столицу империи поступало около 170 тонн золота.

В XVI веке впервые к инкам прибыли испанские завоеватели. Несмотря на то, что путь в то время был не близкий, слухи о богатстве инков быстро распространялись. В Испании все считали, что золото и драгоценные камни в тех дальних краях буквально валяются под ногами и не представляют для местных жителей никакой ценности, что было неправдой, ибо золото для инков было всем — оно было символом самого Солнца. Солнце настолько было священным, что никто из империи, даже Сапа Инка не мог смотреть на него, чтобы не прогневать высшие силы.

В 1532 году испанцы под предводительством Франциско Писсаро обманом захватили в заложники Сапа Инку Атауальпу. Взамен за свою свободу Атауальпа предложил заполнить целую комнату, от пола до потолка золотом.

Атауальпа и Франциско Писсаро. Рисунок. Hulton Archive

Атауальпа и Франциско Писсаро. Рисунок. Hulton Archive

Когда обещание было выполнено, вождя инков казнили. Перед смертью Сапа Инка оставил послание-кипу (узелковое письмо) из 13 узелков. Никто не знает, что именно сообщил Атауальпа, но по легенде после его смерти инки собрали все золото и спрятали его в горах, где основали город Эльдорадо. С тех пор не раз отправлялись целые экспедиции на поиски таинственного города, но по сей день легендарный Эльдорадо так и не был найден.

Последнее золото инков

Сохранившиеся изделия инков из золота и других драгоценных материалов, а также инструменты для обработки и добычи золота можно увидеть в музеях Южной Америки. Наиболее известны среди них — музеи золота в Лиме (Перу) и Боготе (Колумбия).

Индейцы добывали золото, обрабатывая заостренной палкой высохшее дно рек, или поджигали сухие растения на холмах, затем искали металл в грунте. Руду дробили в каменных мельницах, извлекая золото. Чтобы очистить его от примесей — переплавляли. У индейцев были тигли и горны, а также небольшие плавильни и весы с гирьками для взвешивания металла.

Часто золото смешивали с медью, создавая так называемый сплав тумбага. В отдельных случаях такие изделия покрывали серебром или разукрашивали специальными красками на растительной основе. Покрывали такими красителями не только для красоты, но и для того, чтобы изделие из-за большого содержания меди не темнело.

Фигурка ламы из золота. 1400-1533 гг. Фото: Daniel Giannoni, Музей золота Перу, Лима

Фигурка ламы из золота. 1400-1533 гг. Фото: Daniel Giannoni, Музей золота Перу, Лима

Техника поражает своей сложностью! Чего стоят одни только погребальные костюмы из Сину: множество золотых пластинок определенной толщины, и каждая украшена гравировкой, сделанной вручную с помощью особых костяных инструментов.

Золото использовалось в очень многих предметах обихода. Большую ценность представляют ритуальные предметы: сосуды и чаши, украшенные тотемными священными животными, такими как ягуар, лягушка, кондор, пантера, змея. Сохранились церемониальные ножи — туми, предположительно они использовались для жертвоприношений. Ну и, конечно, традиционные украшения индейцев.

В музее золота в Лиме представлены императорские головные уборы, ожерелья, серьги. Чаще это обереги, приносившие удачу или защищавшие от злых духов. У перуанских жителей считалось, что каждое отверстие на теле человека должно быть защищено, и для этой цели часто использовались украшения в форме полумесяца или круга.

Золотая пластина для облицовки стены. Фото: Manuel González Olaechea, Музей золота Перу, Лима

Золотая пластина для облицовки стены. Фото: Manuel González Olaechea, Музей золота Перу, Лима

Обереги и амулеты сопровождали не только в течение жизни, но и использовались в погребальных церемониях, потому что считалось, что эти предметы необходимы владельцу и после смерти. По захоронениям можно определить статусную принадлежность человека: чем важнее он был для общины, тем богаче и искусней предметы, использованные для украшения гробницы и тела усопшего.

Иногда над Кордильерами можно увидеть золотое свечение, говорят, что это светится спрятанное золото инков. По легенде, один избранный сможет найти его, и тогда вновь возродиться великая империя.

jewellerymag.ru

Золото инков. 100 великих кладов

Сколько крокодиловых слёз было пролито разного рода авторами по поводу горькой судьбы «миролюбивых индейцев», в одночасье ставших жертвами «алчных конкистадоров»! Как только не клеймили они Кортеса и Писарро в порывах «благородного» гнева! Между тем за этой бурей искусственно нагнетаемых эмоций совсем скрылся из виду простой вопрос: а откуда взялось такое изобилие золота, к примеру, у могущественных вождей империи инков? Плоскогорья Южного Перу — историческая родина инков — сравнительно небогаты этим металлом. Каким же образом достались «миролюбивым» инкам их сказочные богатства?

Империю инков называли не только «империей Солнца», но и «империей золота». Согласно представлениям инков, между золотом и ними, «сыновьями Солнца», существовала особая, мистическая связь. Золото было своеобразным тотемом владык империи Тауантинсуйу. Именно поэтому правители этой империи — Великие Инки — объявили золото своей собственностью. Всё золото, независимо от того, находилось ли оно ещё в земле или же было из неё извлечено, принадлежало только одному человеку — императору.

Золото украшало храмы Солнца и дворцы всесильных владык огромного государства. «Миролюбивые» инки так же рвались обладать золотом, как рвались к нему «алчные» испанские конкистадоры. Ведя непрерывные захватнические войны, инки расширили пределы своей империи до невероятных пределов и повсюду на захваченных ими территориях взимали с покорённых племён дань золотом. Самую большую добычу «сыновья Солнца» получили после захвата государства индейцев чиму, занимавшего прибрежные территории Северного Перу. Награбленное в городах и храмах чиму золото инки вывезли в Кахамарку: по иронии судьбы, именно в этот город Франсиско Писарро будет свозить захваченные им сокровища инков…

Столица инков, город Куско, являлась настоящим городом золота: здесь в прямом смысле слова сосредоточивалось всё золото Южной Америки. Инки под страхом смертной казни запрещали выносить из города жёлтый металл, хоть раз побывавший в Куско. Ежегодно со всех концов империи в Куско поступало 15 тысяч арроб золота (1 арроба — 11,4 кг). Таким образом, можно подсчитать, что во время правления инков в столицу их империи было доставлено совершенно невообразимое количество золото: от 50 до 100 тысяч тонн!

На заре истории инков золото имело в их глазах сакральный характер и служило доказательством исключительности инков и символом их сверхъестественной связи с Солнцем — небесным отцом. В последующие века золото стало символом головокружительного богатства «сыновей Солнца», самовластно объявивших себя воплощением солнечного божества, владыками всего мира. С помощью золота они демонстрировали свою мощь, безграничное богатство и… столь же безграничную спесь, алчность и жестокость.

Испанцы, ступившие на землю Перу, в глазах тринадцатого Великого Инки Атауальпы были ничтожествами, чем-то вроде блох. Сын и наместник божественного Солнца вряд ли бы снизошёл до встречи с этими жалкими червяками, если бы не настойчивость Франсиско Писарро и дипломатический талант и опыт Эрнандо де Сото. Долгожданная для испанцев встреча началась с того, что перед Атауальпой предстал монах-доминиканец Винсенте де Вальверде. Слова, с которыми он обратился к инкскому вождю, были темны и непонятны: монах говорил о Боге-отце, сотворившем мир, о его единородном сыне Иисусе Христе, который страдал за людей и умер на кресте…

Атауальпа слушал пришельца с недоумением, постепенно сменявшимся яростью: о каком Боге толкует этот странный человек, когда он, Атауальпа, и есть бог? Что это за Бог такой, который мог воплотиться в человека, пожертвовать собой и умереть мученической смертью ради спасения людей? Это он, Атауальпа, одним мановением руки отправляет на смерть тысячи людей! Только что по его приказу были зверски умерщвлены тысячи жителей Куско, поддержавших его мятежного брата Уаскара. 35 братьев Уаскара (бывших вместе с тем и сводными братьями самого Атауальпы), 80 детей ненавистного соперника, его многочисленные жёны и наложницы, включая беременных, были посажены на колья или живьём забиты камнями. Палачи Атауальпы сдирали кожу с живых людей, ещё не родившихся детей вырывали из чрева матерей…

Самого Уаскара милосердный бог Солнца пощадил: он просто посадил его, связанного по рукам и ногам, смотреть на то, в каких страшных муках умирают его дети. Уаскар молча наблюдал за этим кошмаром, и лишь запёкшиеся уста пленника еле слышно шептали молитву: «О Виракоча, творец вселенной! Пусть так же воздастся тому, кто так со мной поступает. И пусть когда-нибудь ему самому придётся увидеть своими глазами то, на что я должен теперь смотреть…»

И вот этот час, о котором молил Уаскар, наступил. 177 испанцев стояли перед 50-тысячной ордой «сыновей Солнца», в то время как само «божество» с нарастающим гневом слушало речи Вальверде. Конфликт цивилизаций был неизбежен: эти люди жили в разных мирах и в прямом, и в переносном смысле слова. Пожалуй, их роднило только одно: неутолимая жажда золота…

Первые же выстрелы двух испанских пушек вызвали панику в рядах армии Атауальпы. Поражение «сыновей Солнца» было полным. «Божество», восседавшее на носилках из чистого золота, в мгновение ока было свергнуто с пьедестала своего величия, превратившись в жалкого пленника.

Атауальпа предложил за себя выкуп: в обмен на жизнь и свободу он обещал наполнить золотом на высоту поднятой вверх руки весь огромный зал, в котором содержали пленника. Писарро дал «богу Солнца» два месяца сроку. Во все концы страны были разосланы гонцы с узелковыми письмами-кипу: узлы разной формы и размера говорили, сколько золота должна доставить в Кахамарку та или иная провинция. Выкуп был собран, однако принц Уаскар, содержавшийся по повелению императора под стражей, сумел отправить к Писарро своего посла с предложением: он заплатит испанцам ещё больший выкуп, если те помогут ему вернуть престол. Атауальпа заволновался: жестокий и малодушный трус, он боялся Уаскара больше, чем всех испанцев, вместе взятых. Он отдал своим подчинённым приказ немедленно убить Уаскара.

Приказ императора инки выполнили без промедления: Уаскар был утоплен. Лёгкость, с которой «божество» отправило на смерть своего сводного брата, покоробила даже видавших виды испанцев, среди которых отнюдь не было смирных овечек. Атауальпу предали суду трибунала, который приговорил императора к смертной казни. В числе выдвинутых против него обвинений на первом месте стояло убийство Уаскара. 29 августа 1533 года Атауальпа был задушен. Новым императором при поддержке испанцев стал Манко II, брат убитого Уаскара.

Эти события послужили питательной почвой, на которой выросли и буйно расцвели десятки слухов о несметных сокровищах инков, якобы спрятанных ими от конкистадоров. Рассказывают, например, что накануне казни обречённый Атауальпа передал верным людям узелковое письмо-кипу: тринадцать узелков были привязаны к слитку золота. Что это могло значить? Будто бы сразу после этого многие сокровища из храмов инков бесследно исчезли. Легенда гласит, что караваны носильщиков унесли и спрятали их где-то высоко в горах, в глубоких пещерах на склонах Анд. Там они и пребывают до сего дня…

Взяв в плен Атауальпу, Писарро направил в Куско трёх своих людей, которые в первый же день захватили в святилищах инков около 100 центнеров золота. Потом в столицу Тауантинсуйу прибыл весь отряд Писарро. Общая сумма захваченной здесь испанцами добычи составила 588 226 песо золота и 164 558 марок серебра (одно песо соответствовало 46 граммам золота и стоило 450 марок. Серебряная марка была в несколько раз тяжелее золотого песо). Доля каждого из рядовых участников похода составила 4 тысячи песо золота и 70 марок серебра. Однако испанцам было этого мало: ходили слухи, что все добытые ими сокровища представляют собой лишь часть истинного богатства Куско.

Особенно охотно подхватили эти слухи новые пришельцы из Старого Света, опоздавшие к дележу сказочных богатств империи Тауантинсуйу. Сразу же после похода Писарро было предпринято бессчётное количество попыток отыскать недостающую часть «золота Куско». До сих пор искатели сокровищ не оставили попыток отыскать спрятанное золото инков в подземных лабиринтах, якобы находящихся под крепостью Саксауаман — цитадели столицы инков. Версия о том, что золото инков сокрыто именно под Саксауаманом, опирается на многочисленные слухи и легенды. Рассказывают, например, о случае с двумя индейскими мальчиками, произошедшем уже в XX столетии: они будто бы заблудились в подземелье могучей крепости и целых три дня о них не было ни слуху ни духу. Потом они всё-таки выбрались на свет Божий, причём вышли на поверхность уже на территории самого города — в районе монастыря Санто-Доминго. Из этого продолжительного путешествия по подземельям Саксауамана, а затем по каким-то загадочным переходам под самим городом Куско, мальчики принесли золотой початок кукурузы, изготовленный древними инкскими ювелирами. По словам мальчиков, они нашли его в подземельях…

Впрочем, помимо случайных мелких находок, золотые сокровища Куско так до сих пор и не обнаружены. Между тем, по подсчётам энтузиастов, они должны составлять десятки, если не сотни тонн! Рассказывают, что когда Великий Инка Манко II встретился с испанским послом Руисом Диасом, он высыпал на стол бокал кукурузных зёрнышек. Одно из этих зёрнышек Манко взял в руки и сказал: «Это всё, что вам досталось из золота инков». Затем показал на оставшиеся зёрнышки и сказал: «А это то золото, которое осталось у нас». Манко II предложил послу следующее: он отдаст ему всё золото инков, если белые навсегда покинут Тауантинсуйу. Но испанцы не согласились на это заманчивое предложение. Так что сокровища инков до сих пор лежат где-то в тайниках и ожидают своего счастливого первооткрывателя…

Испанским конкистадорам, возможно, не удалось завладеть и личными сокровищами инкских императоров. Эти сокровища хранились не в Куско, а в других местах империи, куда белые проникли гораздо позже. Так, к примеру, известно, что большой клад могущественного Великого Инки Пачакути хранился в неприступном, возвышающемся на скале городе Писаке, в трёх больших пещерах неподалёку от вершины горы Писак. Сокровища Инки Уайна Капака, который был, по словам хроник, «большим любителем золота», хранились в перуанском городе Юкай. В городе Чинчеро, по слухам, хранятся сокровища Великого Инки Тупака Юпанки. Известно также, что множество сокровищ находилось в труднодоступном городе Мачу-Пикчу, который был открыт Хайремом Бингемом только в 1911 году. Испанские завоеватели не могли завладеть этими сокровищами хотя бы потому, что в Мачу-Пикчу вплоть до XX века не ступала нога белого человека. Наконец, существует предание о том, что где-то под непроницаемой завесой джунглей таятся затерянные города инков Вилькабамба, Виткос, Пайтити. В этих загадочных городах также, должно быть, хранится золото, спрятанное инками от ненасытных завоевателей…

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

ДРЕВНЕЕ ЗОЛОТО ИНКОВ - Катаклизмы и повседневность

На пресс-конференции выступили директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Антонова

1000 лет золота инков1.

Густаво Отеро, посол республики Перу1000 лет золота инков2.

Виктория Мухика, директор Музея золота Перу1000 лет золота инков3.

Кира Вязовикина, куратор-хранитель выставки, научный сотрудник Отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина, правее: Александр Сафронов, МГУ.1000 лет золота инков4.

Выставку открывает Ирина Антонова

5.

Полумрак и витрины с подсветкой превратили знакомый белый зал в таинственную поляну, освещенную «светлячками» в ночи. Зал похож на горное ущелье, по сторонам которого высятся щиты с обширной информацией (однако "золотые" фоны и сумрак затрудняют чтение). Стекла здесь, явно, больше, чем золота…1000 лет золота инков

На стенах – огромные фотографии древностей Перу.1000 лет золота инков

Музей золота Перу насчитывает более 7000 предметов, принадлежащих многочисленным культурам доколумбовой Америки. Это не только изделия из золота и других металлов, но и текстиль, и керамика. В основу музея была положена коллекция Мигеля Мухика Гайо, которую он начал собирать 40 лет назад. Сегодня директором музея является его дочь Виктория Мухика. В настоящее время музей не приобретает новые экспонаты, а занимается изучением уже имеющихся.

Об истории музея и коллекции рассказывает  Виктория Мухика6.

7.

Название выставки, скорее, поэтическая метафора и требует уточнений. Музей из Лимы привез артефакты длительного периода истории. Наиболее древние из них относятся к культуре долины Наска (200 г. до н. э. – 600 г. н. э.), самые поздние – два сосуда инков (сер. XII века – 1532 г. н. э.). И те – из серебра. Имя верховного правителя одного из племен в Андах – Инка, стало со временем наименованием его родственников, представителей знати, а позднее – всей могущественной империи Тауантинсуйу и её народа. Завоевывая соседние племена, инки впитывали и развивали особенности их культуры, вырабатывая свой стиль. Так золотых дел мастера из северного государства Чиму были перевезены инками к себе.Большую часть предметов датируют временем культур долин Ламбайеке (900–1100 г. н. э.) и Моче (100–800 г. н. э.). Немало изделий на выставке происходят из горной деревни Фриас на границе с Эквадором на севере Перу. Здесь в 1956 году был найден клад изделий из золота, которые датировали 400 г. до н. э. – 90 г. н. э.

Пинцеты из сложенного листа золота. Слева: в виде божества (?), стоящего на двуглавой змее. Золото, серебро (возможно, платина), хризоколла. 13,0х8,0 см;Справа: в форме полумесяца, с головками драконов (?), в центре ласка (?). Золото, хризоколла. 11,3х10,5 см. Фриас1000 лет золота инков

Там же были найдены предметы культуры Викус (500 г. до н. э. – 100 г. н. э.). Отдельные артефакты происходят из культур Уари (500–1100 г. н. э.), Чирибайя (900–1350 г. н. э.), Чиму (1000–1470 г. н. э.). Такая хронология культур древнего Перу приведена в предисловии к каталогу выставки. В описании экспонатов указаны более широкие, пока «приблизительные» датировки: Ламбайеке – 900–1450 н.э., Фриас – 200 до н.э. – 700 н.э., Наска – 200 до н.э. – 700 н.э., Моче – 200 до н.э. – 700 н.э., Чирибайя – 200 до н.э. – 700 н.э., Уари – 700–900 н.э.,  инки – 900–1450 н.э.

Шлем. Золотые пластины скреплены растительными волокнами. 28,5х20,0 см. Культура Уари1000 лет золота инков

Кроме золота, представлены изделия из серебра, меди и керамика. И сегодня они не менее ценны, чем золотые.Таким образом, название выставки весьма условно, что нисколько не снижает её значимость и уникальность.

Слева-направо: Сосуд в виде человеческой фигуры, предположительно, для возлияний во время жертвоприношений. Золото, серебро, медь. Высота 21,5 см; Двойной сосуд. Золото, хризоколла. Высота 19,0 см и 10,0 см. Культура Ламбайеке1000 лет золота инков

Горные области Анд богаты драгоценными металлами. С древности здесь добывали в шахтах и выплавляли золото, серебро, медь, бронзу, свинец, олово. В сезон дождей, потоки воды и сейчас приносят в долины крупинки золота и самородки. Индейцы верили, что металлы – дар богини Земли Пачамамы. Речное золото имело различные примеси, придававшие оттенки слиткам. Это навело мастеров на мысль создавать сплавы с нужным соотношением золота, серебра и меди. Каждый оттенок золота для древних перуанцев имел символическое значение и предназначался разным божествам.

Нагрудное украшение из листа золота. Фрагмент. 28,9х69,6 см. Культура Чирибайя. В центре – изображение стоящего человека с поднятыми руками, держащего в руке нож1000 лет золота инков

Считают, что именно на северном побережье Перу и началась обработка металлов в Южной Америке. Самым древним изделиям из Перу 4000 лет. Наибольших успехов достигли культуры Викус, Мочика, Чиму, Ламбайеке.

Древние индейцы владели разными способами обработки металла. Самый простой – выстукивание молотком, затем на лист наносили рисунок штампом или вырезанием. В технике металлопластики на более толстом листе создавали рельеф или выдавливали с помощью каменных или деревянных моделей. Более изящный рисунок делали клеймом и гравировкой острым инструментом. Крупные изделия, которые сегодня кажутся литыми, часто делали из отдельных частей, искусно соединяя их проволокой, сваркой, пайкой. Филигрань создавали спайкой элементов из проволоки. Оружие и инструменты из меди и сплавов отливали в восковой форме, покрытой глиной. Существовали и методы золочения, дерево и камень покрывали листами золота.

Слева-направо: Миска из цельного листа золота с отчеканенными изображениями стоящих персонажей в уборах из перьев, с жезлами в руках. 13,9х12,0 см; Чаша. 9,3х20,9 см; Черпак из цельного листа золота. 33,2х5,4 см. Культура Ламбайеке1000 лет золота инков

Благодаря чистоте, цвету и блеску, золото считалось символом Солнца, а серебро – Луны. Инки считали себя их сыновьями. Древний историк Пома де Айяла в «Новой хронике» (ок. 1567 г.) сообщает, что в декабре: «совершались жертвоприношения Солнцу: в земле хоронили много золота и серебра, а [также] столовой посуды. Пятьсот невинных мальчиков и девочек стоя живыми закапывали в землю вместе с золотой и серебряной посудой,.. и скота». Жертвы приносили, вымаливая плодородие.

Никто не может пройти мимо загадочных золотых рук (не перчаток!), найденных в погребении. «Каждое запястье изготовлено из двух листов золота, скрепленных золотыми скобами. К ним припаяны пальцы, выполненные из скрученных листов золота и скрепленные пластинами. На пальцах видны желобки ногтей и места сгибов. Они не предназначались для покрытия рук умершего» (Каталог). Но пара лишних рук для работы ведь всегда пригодится божеству?Руки. Золото. 20,5х8,8 см /23,0х6,8 см. Культура Ламбайеке1000 лет золота инков

Чем ценнее металл, тем выше на социальной лестнице находились те, кто имел право им пользоваться. Беднякам оставались глиняные изделия. Драгоценные украшения отправлялись с их владельцами в могилы. К ним добавляли погребальные амулеты. Пома де Айяла рассказывает, «Как хоронили индейцев из Чинчайсуйю… покойнику мыли тело и надевали все его [праздничные] одежды, и перья, и драгоценности из золота и серебра. Затем его укладывали на носилки, и несли в процессии».

Рисунок из «Новой хроники» Филипе Пома де Айяла. (F. Anton. Alt-Peru und seine kunst. Leipzig, 1962)«Новая хроника Пома де Айяла

Пома де Айяла описывает и Айя маркай килья – месяц культа умерших – Праздник усопших: «В этот месяц они вынимали усопших из их склепов, которые называли пукульо, и преподносили им еду и питьё. И они одевали их в свои [самые] богатые одежды, и украшали головы перьями, и пели, и плясали вместе с ними, а их [тела усопших], укладывали на носилки, и шли с ними от дома к дому, и по улицам, и по площадям, а затем возвращались [назад], чтобы вернуть их в их пукульо, снабдив едой и столовой посудой, которая у принципалов была из золота и серебра, а у бедняков – из глины».

В одном из документов эпохи завоевания испанцами Америки описан храм Солнца в Куско – столице империи инков: «В роскошном храме Кориканча можно было увидеть литой диск из золота размером с колесо, символизирующий бога Солнца, золотые фигуры людей в человеческий рост и лам натуральной величины из золота и серебра, и все стены храма были покрыты листами из чистого золота».Сохранились и другие восторженные описания хронистов того времени. По соседству с храмом находился сад, в котором все было сделано из золота: земля, ламы с ягнятами, пастух, девочки, собирающие фрукты с деревьев, птицы на ветвях. Ползающие змеи сверкали глазами из драгоценных камней. Из них же были цветы, на которых сидели бабочки и жуки, были ящерицы, мыши и даже пауки.

Головной убор. Фрагмент. Золото. Культура Ламбайеке1000 лет золота инков

Ирина Антонова рассказывает:

Восемьдесят шесть перуанских сокровищ приехало в Москву. Всё в зале непривычно для европейского глаза. Посетителей встречает одна из двух больших погребальных масок, ставшая эмблемой выставки. Маска вычеканена из цельного листа золота. Раскосые глаза смотрят на нас, но не видят. Они смотрят в вечность, как и все остальные золотые лики. Зрачки инкрустированы хризоколлой – голубовато-зеленоватым минералом (силикат меди), напоминающим бирюзу. Под рельефным носом – украшение, возможно, вставленное в нос. Видны остатки раскраски киноварью.

Погребальная маска. Фрагмент. Золото, хризоколла, смола. 29,0х45.5 см. Культура Ламбайеке1000 лет золота инков

В центре экспозиции – комплект погребальных украшений правителя времени Ламбайеке. Головной убор состоит из 65 стилизованных перьев и круглого диска. Корона сделана из тонкого листа без декора, загнутого и скрепленного скобами. Перед ней – девять полусфер и две пластины, с отчеканенными изображениями таких же голов животных по краю, как и полоса под перьями.

Комплект погребальных украшений правителя. Головной убор. Золото. 30,5х52,7 см; Корона. Золото. 20х18,5 см. Маска. Позолоченное серебро. 24,5х33 см; Внизу слева: Конический бокал с двойным дном-погремушкой. Золото. Высота 12,7 см; в центре: Бокал. Золото, хризоколла. Высота 21,9 см. Культура Ламбайеке1000 лет золота инков

Погребальная маска, отчеканенная из цельного листа, в виде лица с раскосыми глазами и выступающим носом, в который вставлено украшение с подвесками. Маска выглядит очень живописно, благодаря сохранившейся окраске киноварью и окисью меди.1000 лет золота инков

Но почему маски, которые клали на лицо, такие большие? Секрет кроется в особенностях похоронного обряда. Хоронили умерших в позе человека, сидящего на корточках (в этой позе и молились, сообщает Пома де Айяла). Обертывали в несколько тканей – чем их больше и выше их качество, тем выше статус покойного. В некоторых культурах в результате получался целый тюк, а сверху прикрепляли маску, нагрудные украшения, плюмажи.

Мумия, покрытая тканью, перьями, и волокнами хлопка. Чанкай. Ок. 1300–1450 г. Высота 24 см. Кембриджский университетский музей археологии и этнографии (F. Anton. Alt-Peru und seine kunst. Leipzig, 1962)Мумия. Чанкай

Внизу в витрине (фото выше) стоят бокалы, с фигурами божества, с уборами из перьев, серьгами с хризоколлой, подобно представленному комплекту. На них видны нагрудные украшения, в руках – жезлы. На бокале в центре – «меандровый» орнамент из птичьего крыла. Слева – конический бокал с двойным дном-погремушкой. В него клали камушки.

Разнообразны короны. Головной убор правителя из Фриаса состоит из широкой полосы, спереди – фигурка хищника с серьгами из хризоколлы.Корона. Золото, хризоколла 23,3х6,6 см. Фриас1000 лет золота инков

Корона с лунообразной вставкой сложнее. На ней повторяются фигуры людей с поднятыми руками, в шлемах и серьгами в ушах, а так же малые фигурки и животные.Корона. Золото 19,8х19,5 см. Культура Ламбайеке1000 лет золота инков

Плюмажи Наска из листового золота в виде птиц с расправленными крыльями, напоминают сов.Плюмаж. Золото. 31,0х26,7 см. Культура Наска1000 лет золота инков

Большие и явно тяжелые (8 см в диаметре!) круги называют серьгами, хотя точнее будет – вкладыши. На фото видна круглая ножка и основание меньшего диаметра. На фото выше, с пейзажем Мачу-Пикчу, в витрине слева находится вариант вкладышей эпохи Чиму (900–1450 н.э.) из серебра, с диаметром верха 13,2 см. Это большие предметы, на массивных длинных ножках. Их вставляли в растянутые отверстия в ушах. У инков отверстия делали во время обряда инициации. Испанцы называли их длинноухими. Величина серег говорит о большом значении, которое придавалось защите всех отверстий тела. Особенно интересна средняя серьга тончайшей работы. Головы человека-птицы-змеи в форме свастики украшены короной и перьями, подобными тем, что представлены на выставке.Серьги. Золото, хризоколла. Диаметр 8,0 см и 8,7 см. Культура Ламбайеке1000 лет золота инков

На маске из немецкого музея видны эти большие отверстия в ушах.Маска мумии. Культура Моче. Ок. 400–800 н.э. Золото, медь. Линденмузеум, Штудгарт (F. Anton. Alt-Peru und seine kunst. Leipzig, 1962)Маска мумии. Моче

Украшения демонстрировали статус владельца и являлись оберегами.Разнообразные, более и менее изящные большие лунообразные украшения предназначены для носа.Украшения для носа. Вверху: Золото, хризоколла, бирюза. 11,0х18,0 см. Внизу: Подвеска с головами хищников. Золото, серебро. 6,8х17,4 см. Культура Моче1000 лет золота инков

На прямоугольном изделии в центре изображено божество (?) с двухголовой змеей (или двумя). На ветвях из хризоколлы сидят попугаи. Их головы инкрустированы ракушками, а клюв и лапки минералом содалитом.Украшение для носа. Золото, серебро, содалит, раковины, хризоколла. 11,1х19,0 см. Культура Моче1000 лет золота инков

Примеры тонкой работы – миниатюрные птички.Слева-направо: Серьга с подвеской. Золото, хризоколла. 9,1х3,8 см; Птица на цилиндре. Золото. 7,4х1,8 см; Чаша. Золото, хризоколла. 7,0х13,8 см. Фриас1000 лет золота инков

Довольно примитивное изображение неведомого зверя на самом деле является … сумкой. Она сделана из двух листов золота. Из оскаленной пасти хищника торчат клыки. По углам «тела» прикреплены лапки, внизу – четко обозначена принадлежность зверя к сильному полу (причем, человеческому) и хвост.Церемониальная сумка. Золото. 37,2х13,1х12,4 см. Фриас1000 лет золота инков

Всеобщее внимание привлекают церемониальные ножи в форме полумесяца – туми. Считают, что они имели значение как атрибуты царской власти и жрецов, и использовались во время обрядов жертвоприношений. Наиболее интересны их разнообразные рукоятки.На левом ноже она сделана в виде человеческой фигуры с остатками позолоты, в головном уборе с тонким золотым орнаментом. Возможно, изображен мифический правитель Наймлапа. В руке он держит такой же нож, видимо, собираясь принести жертву. Справа – с фигурой оленя на рукояти.

Туми (церемониальные ножи). Слева: Золото, серебро. 35,6х13,6 см.Справа: Золото 30,1х10,4 см. Культура Ламбайеке1000 лет золота инков

Ещё один нож в профиль1000 лет золота инков

То, что скромно называется бокалами, похоже на кубки для великанов. А следы киновари на них представляются возбужденному воображению кровью жертв. Но это, видимо, залог будущего возрождения.Сосуд с изображением перевернутой головы. Золото. Высота 25,5 см. Культура Ламбайеке1000 лет золота инков

На бокалах и других ритуальных сосудах видны фигурки тотемных животных. Лягушки – символы богини Земли Пачамамы, и, соответственно, плодородия. Точки на их спинах, скорее всего, – потомство, которое некоторые виды  выращивают на спине.Слева-направо: Бокал с изображением лягушек. Серебро. Высота 15,6 см; Бокал с изображением лягушек и голов. Золото. Высота 15,5 см; Бокал. Золото. Высота 18,8 см. Культура Ламбайеке1000 лет золота инков

Мастера культуры Наска прославились керамическими расписными изделиями. Рисунки на них прошли путь от реалистических до абстрактных. Они делали сложнейшие антропо-зооморфные сосуды. На двух сосудах видно, как богиня Земли Пачамама, лежа на спине, рожает растения и людей. В рисунке переплетаются змеи, хищные звери, люди и части тел. Сверху – два горлышка.Антары (флейты). 73,0х20,2; Фигурный сосуд. 26,0х20,5 см. Керамика. Культура Наска1000 лет золота инков

Славились гончары и производством глиняных музыкальных ритуальных инструментов. Сложной техникой отливали 12 соединенных воедино труб разной длины.На флейтах изображен стрелок из лука и его серая обезглавленная жертва.1000 лет золота инков

Инструменты, подобные древней флейте бытуют до сих пор.Так выглядит современный вариант флейты.ансамблЬ латино-американской музыки Мигеля Переса

А как звучит – слушайте и смотрите на видео (выступление на открытии выставки ансамбля латино-американской музыки Мигеля Переса)

Духовой музыкальный инструмент. Керамика. 33,0х15,0 см. Культура Моче.«Выходное отверстие выполнено в виде головы ягуара. Двухцветно окрашенный корпус и мундштук в виде змеи декорированы орнаментом, по форме напоминающим арахис. Ягуар символизировал божественные силы, а также был покровителем и защитником земледельцев и посевов» (Каталог)1000 лет золота инков

Два инкских сосуда: один – в форме головы ламы, – главного жертвенного животного, с характерным для инков реализмом. Второй – в виде высокого стакана с ликом  божества (?). В такие бокалы во время ритуальных обрядов наливали напиток наподобие пива (чичу).Сосуд в форме головы ламы. Серебро, позолота. 25,9х22,0 см; Бокал. Серебро. Высота 27,7 см. Культура инков1000 лет золота инков

Золото всегда и везде было в первую очередь символом богатства. Как в древности, так и сегодня, как для американских индейцев, так и для прибывших сюда европейцев. Драгоценный металл стал причиной гибели древних цивилизаций в Южной Америке в XVI веке. Жестокость и алчность завоевателей не знала границ. Испанцы переплавили и вывезли из Южной Америки тонны золота и серебра (называют цифры: 181 тонну золота и 16800 тонн серебра). Но то, что находилось в захоронениях, зарывалось или опускалось в воду священных озер, как дар богам, уцелело, и было позднее найдено грабителями и археологами.Уничтожив местные святилища, испанцы начали строить свои храмы, и теперь можно любоваться золочеными интерьерами колониальных церквей.

Что привлекает в первую очередь на подобные выставки? «Прежде всего, поражает богатство – много-много золота!». А в случае Южной Америки интерес подогревают и кровавые истории, связанные с предметами. Но менее всего эти вещи в наше время ценны как «драгметалл». Сегодня бесценные работы древних мастеров называют искусством.Так, в золотом плену оказываются все, кто соприкасался с «солнечным» металлом в прошлом и настоящем.

harmfulgrumpy.livejournal.com

Золото древних инков смотреть онлайн бесплатно

Золото древних инков

Страна:

Германия, Италия, Испания

В ролях:

Гай Мэдисон, Рик Баталья, Фернандо Рей, Уильям Ротлейн, Франциско Рабаль, Хейнц Эрхард, Крис Хоулэнд, Уолтер Гиллер, Карло Тамберлани

Режиссер:

Георг Маришка

Золото древних инков

 

Несколько авантюристов и любителей приключений ищут великие сокровища инков. Они вступают в противостояние с великолепно законспирированной могущественной организацией, основным составом которой являются потомки древних инков.

Смотреть фильм Золото древних инков онлайн в хорошем качестве бесплатно

загрузка...

  • Смотреть фильм онлайн
После просмотра рекламного ролика Вы сможете посмотреть фильм, приносим свои извинения за доставленные неудобства. Благодаря рекламе это видео для вас бесплатно.

Рекомендуем посмотреть

Золото древних инков смотреть онлайн на android Уважаемые кинолюбители, любой из вас может Золото древних инков смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве HD 720 на мобильном телефоне или планшете с поддержкой Android. Кроме того, имеется поддержка для iPhone и iPad под управлением iOS.

Понравился фильм? Расскажи о нем своим друзьям в социальных сетях!

Проблема с видео?

Если вы заметили, что фильм не показывает, сообщите об этом администратору сайта.

Информация Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

www.sovietcinema.info

Золото инков

Пропавшее золото инков

Пропавшее золото инков

Золотой город инков

«Золото» — это магическое слово, манило к себе испанцев через весь Атлантический океан…На вопрос индейца, почему белые люди так сильно любят золото, испанский конквистадор Эрнан Кортес ответил лишь «они страдают особенной болезнью сердца, излечить которую может только золото».

Инки относились к золоту только как к священному металлу бога Солнца.

Когда Франсиско Писарро, другой испанский конквистадор, взял в плен вождя инков Атауальпу, тот стал предлагать за свою свободу столько золота, что им можно будет покрыть пол в комнате, где они присутствовали. Но, как видно, заметив недоверие в глазах испанцев, сказал, что золота будет в этой комнате больше его роста. И Писарро согласился.

По всей империи инков были разосланы гонцы Атауальпы с кипами — бахромой из длинных шнуров, завязанных в узлы различной формы: инки пользовались узелковым письмом. Подданные вождя собрали для выкупа золотые сосуды и украшения из дворцов, храмов и общественных зданий. Спустя несколько недель комната объемом около 70 метров была заполнена золотом и серебром, и Писарро стал владельцем сокровищ, каких не имел ни один европейский монарх.

Золотой сад вокруг золотого храма

1533 год — на закате империи инков, на побережье Южной Америки высадилось не очень много испанцев. Но, умело используя междоусобную войну между наследниками Великого Инки, братьями Атауальпой и Уаскаром, они в скором времени стали фактическими хозяевами страны.

Писарро пообещал Атауальпе помочь ему в борьбе с братом, заманил в свой лагерь и фактически взял в плен. Вероломный конквистадор не отпустил его и после того, как тот наполнил пресловутую комнату золотом инков. Писсаро понимал, что золота у индейцев осталось еще очень много…

Атауальпа, будучи в плену, смог добиться умерщвления своего соперника. Писарро отдал приказ зарезать Уаскара, но тут же обвинил Атауальпу в братоубийстве и осудил по всей форме испанской юриспруденции.

1533 год, 24 августа — Атауальпу приговорили к смерти на костре. Инка дал согласие отречься от законов предков и креститься… И «раба Божьего Франсиско де Атауальпу», крестника Писарро, не стали сжигать, а… задушили железным ошейником — гарротой.

Перед смертью Атауальпа смог передать верным людям свое последнее прощальное письмо. Что было в нем — никто не знает, но оставшееся золото инков исчезло без следа…

Несколько месяцев спустя испанцы пошли в поход на столицу империи — священный город Куско. Их привлекало здание Кариканче — храм Солнца, опоясанный карнизом из чистого золота, впаянного в камни. Из золота были созданы и статуя Солнца, и статуи других богов, а также знаменитый большой диск, олицетворяющий Инку. Были в храме и множество золотых музыкальных инструментов, к примеру барабаны, украшенные кроме всего драгоценными камнями.

При храме был еще золотой сад. Один испанец описывал его так: «В саду этом были высажены самые красивые деревья, самые замечательные цветы и благоухающие травы, которые только могли произрастать в этом королевстве. Многие из них были отлиты из золота и серебра, при этом каждое растение изображено не один раз, а от маленького, едва видного над землей побега до целого куста в полный его рост и совершенную зрелость. Там видели мы поля, усеянные кукурузой. Стебли ее были из серебра, а початки золотые, и было это все изображено так правдиво, что возможно было рассмотреть листья, зерна и даже волосочки на них.

В добавление к этим чудесам в саду Инки были разного рода животные и звери, отлитые из золота и серебра, такие как кролики, мыши, змеи, ящерицы, бабочки, лисы и дикие кошки. Видели мы там и птиц, и сидели они так, будто вот-вот собираются запеть; другие же словно покачивались на цветах и пили цветочный нектар. И были еще там золотые косули и олени, пумы и ягуары — все животные в малом и в зрелом возрасте. И каждому из них было отведено соответствующее место, как это и подобало его природе».

Главную городскую площадь окружала цепь из чистого золота инков, длиной в 350 шагов (примерно 250 м), весом несколько тонн. Во время проведения религиозных праздников инки танцевали, держа ее в руках, и, чтобы это сделать, необходима была сила 200 человек.

Однако, придя в индейскую столицу, испанцы увидели, что все это неслыханное богатство, все это золото куда-то пропало… Не было в городе и индейцев…

Франсиско де Перес в своем сочинении «Завоевание Перу и провинции Куско» написал: «Но когда после завоевания страны Инка Манко II встречался с послом Испании, то он высыпал перед ним чашу кукурузных зернышек. И взяв в руки одно из них сказал: «Это все, что вы смогли украсть из нашего золота». И показав на оставшиеся сказал: «А это — осталось у нас»».

Куда пропало золото инков?

По сей день историки ведут споры о том, куда же исчезло золото инков.

Многие склоняются к версии, что свои сокровища инки могли спрятать в перуанской сельве, в легендарном городе Пайтити, основанном как перевалочный пункт между столицей и золотыми приисками.

Этот город считался только красивой легендой, пока в начале XX столетия там не оказались случайно два работника одной гасиенды, бежавших от хозяина. На протяжении четырех суток они продирались через непролазные дебри, а на пятый день добрались до заброшенного города, все разрушенные строения которого были наполнены множеством золотых вещей.

Забрав столько, сколько смогли унести, беглецы смогли найти путь к цивилизации. Однако, поняв, что люди уже близко, они стали делить сокровища, и в Куско возвратился лишь один из них… Опять отыскать дорогу в золотой город он уже не смог — собственная жадность покарала его…

1925 год – отыскать древний город решили шесть членов католического Ордена иезуитов. Наняв десятки носильщиков и проводников, они двинулись в путь. Но по дороге на них напали индейцы, и уберечься от ядовитых стрел смог лишь проводник Санчес.

Он один нашел город, уставленный золотыми статуями. Там Санчес отрубил мизинец одной из статуй, чтобы было доказательство того, что он не сошел с ума. Однако свою драгоценную находку, боясь гнева индейских богов, он в течении всей жизни держал в тайне и открылся только перед смертью ученому Р.Ордоньесу. Тот безоговорочно поверил умиравшему и снарядил экспедицию. Но, несмотря на роскошно субсидируемые поиски, золотой город так и не нашли. После нескольких лет неудачных поисков многие посчитали, что Ордоньес просто зарабатывает себе имя, купив палец на какой-то распродаже.

Возникла новая версия о том, где могут лежать сокровища инков. Взгляды белых людей обратились к вулкану Эль-Сангай, расположенному на стыке западной и восточной частей Кордильер. Сангай — священный бог Огня древних инков, а склоны вулкана и в наше время служат индейскому племени хиваро местом захоронения вождей и героев. Доктор Курт фон Риттер из Кито, эквадорец немецкого происхождения, в начале 1960 годов стал разрабатывать эту версию и даже жил какое-то время в племени индейцев хиваро, которые известны как «охотники за головами». Расспросив индейцев по поводу находок на склонах горы, он получил в свои руки крошечную резную статуэтку инкской богини Созидания Илья-Тику, отлитую из чистого золота.

После того как доктору показали место находки — высокий, больше 2 000 м, обрыв, переходящий в исполинское ущелье, Риттер начал раскопки. И довольно скоро обнаружил череп человека, чей владелец при жизни подвергся сложной операции. Известно, что инки не только занимались хирургией, но и успешно проводили трепанацию черепа. В скором времени археолог нашел и скальпель — тонкую золотую пластину.

Вернувшись в Кито, Риттер опубликовал сведения о находках, но предупредил, что навряд ли получится найти клад без очень больших инвестиций: вулкан продолжает работать, и каждый год его пепел поднимает уровень почвы на Сангае как минимум на несколько сантиметров.

Несмотря на предупреждение ученого, в Эквадоре началась настоящая золотая лихорадка. Сколачивали бригады землекопов, нанимали специалистов, искали инвестиции… Другое дело, что найти необходимую сумму для проведения раскопок так никому и не удавалось. Но это никого не остановило…

Уже спустя месяц к подножию Сангая прибыла первая экспедиция. Это были два молодых человека из Америки, Фрэнк Рокко из Пенсильвании и Роберт Каупп из Калифорнии. Официальная цель экспедиции — поиск «ценных металлов». Американцы должны были спуститься в Кито к Рождеству, но так и не появились. В середине января за ними отправилась объединенная американо-эквадорская спасательная экспедиция.

Почти у кратера вулкана обнаружили последнюю их стоянку. На снегу были разбросанные вещи, а следы американцев терялись по дороге к долине Кулебрильяс. Спустившись в долину, экспедиция нашла на полу в развалившейся индейской хижине умирающего от истощения Роберта Кауппа. Он рассказал, что когда они с Фрэнком Рокко почти поднялись на вершину Сангая, то почувствовали, что не могут дышать из-за ядовитых вулканических газов, и с ними начало происходить что-то непонятное.

На американцев напал приступ злости, сознание их помутилось, они перестали понимать, где находятся и куда им надо идти. В скором времени они почему-то очутились на восточной стороне вулкана, хотя поднимались по южной, той самой, где Риттер нашел золото. Каупп начал уговаривать Рокко возвратиться к последнему лагерю, но тот отказался: «Оно тут, Каупп. Я чувствую, оно тут».

Каупп бросил невменяемого товарища, и сам не может вспомнить, как оказался внизу. Его отправили в больницу в Риобамбу. Спустя несколько дней, выписавшись оттуда, он бесследно исчез. Его попытались найти, чтобы снять показания и понять, не видели ли американцы чего-то, что могло бы навести на след золота. Но все напрасно.

Вскорости один участник спасательной экспедиции дал интервью местной газете. Он уверял, что спасатели нашли две цепочки следов, тянущихся на восточный склон, потом примятый снег — следы драки, а дальше были лишь одни следы. Крови, правда, как сказал спасатель, не было. Скоро прибыла еще одна американская экспедиция, спонсируемая родственниками Рокко, но она не смогла найти ни самого Рокко, ни каких-то следов его пребывания в горах.

Еще несколько экспедиций, которые пытались найти золото, так и вернулись с Сангая с пустыми руками. Многие говорили, что доктор Риттер просто подкинул на гору купленные по случаю индейские раритеты, чтобы создать себя имя в научных кругах. Однако четких доказательств, подтверждающих эту версию или опровергающих ее, нет по сей день.

Дух принцессы инков охраняет сокровища

На подъеме к замку Нидзица в польской области Спиш (Восточные Татры) стоит знак «Осторожно, привидение!».

Самое известное местное привидение — это дух принцессы инков красавицы Умины, которую закололи здесь в конце XVIII столетия испанские наемники.

Замок Нидзица был построен в начале XIV столетия, когда эта местность относилась к Северной Венгрии в качестве оборонительного рубежа против Полый». С тех пор Нидзица 5 раз меняла государственную принадлежность, переходя от Венгрии в состав Австро-Венгрии, после Чехословакии, а в 1920 г. была аннексирована Польшей. Но до 1945 г. владельцами замка оставались венгерские дворяне.

После национализации замка в 1946 г. под одной из лестниц нашли тайник с оловянным цилиндром, в котором были несколько индейских изделий из золота и кипа — узелковое письмо древних инков. Все попытки его расшифровать так ни к чему и не привели, а поздней кипа непонятным образом пропала.

…Историю этой находки можно начать отсчитывать с 1760 г., когда Себастьян Бежевичи, дальний родственник тогдашних владельцев Нидзицы, отправился в Перу на поиски золота инков. Там он полюбил прямую наследницу Атауальпы, женился на ней, но при родах принцесса умерла, успев произвести на свет девочку.

Бежевичи остался в Перу и даже участвовал на стороне инков в последнем крупном восстании против испанцев. Свою дочь Умину он отдал замуж за предводителя восстания, правнука последнего правителя инков Тупака Амару, после чего вместе с дочерью, ее мужем Тупаком Амару II и двором инков отправился в Европу.

Вначале двор пребывал в Венеции, но после убийства испанцами Тупака перебрался в замок Нидзица вместе с придворными индейцами и принцессой, если верить польским историкам, путешествовала и часть загадочных сокровищ инков. 1797 год — двор индейской принцессы вновь выследили испанцы. Они закололи Умину, чтобы прервать род правителей инков. Себастьян Бежевичи отдал внука, последнего принца инков, в качестве приемного сына своему родственнику. Сокровище же, согласно легенде, он закопал где-то в окрестностях замка, обозначив место в кипу.

Последний прямой потомок Тупака Амару — Антон Бенеш жил в XIX столетии поблизости Брно и умер, так ни разу и не поинтересовавшись сокровищем. Но его правнука, Анджея Бенеша, ставшего впоследствии вице-президентом парламента Польской Народной Республики, эта тема очень заинтересовала. И в 1930-е годы он начал поиски сокровищ своих предков.

1946 год — Бенеш нашел в Кракове документ об усыновлении его прадедушки, а также о том, где хранится кипу, которое и было найдено им в тайнике под лестницей.

Но расшифровать письмо было делом не простым. Язык кипу был позабыт даже самими индейцами, и людей, знающих его, во всем мире можно пересчитать на пальцах одной руки. В 1970-е годы в Перу отправились две польские экспедиции, которые должны были расшифровывать кипу. Но обе бесследно пропали. А в конце февраля 1976 г. и сам Анджей Бенеш погиб в автомобильной аварии на пути из Варшавы в Гданьск, где собирался встретиться с двумя иностранцами, знатоками узелкового письма.

Его сын, адвокат из Гданьска, по сей день отказывается говорить на эту тему и считает, что именно проклятое золото инков стало причиной гибели отца.

…Польский историк Александр Ровиньский занимается историей таинственного сокровища вот уже 30 лет. Он считает, что клад покоится примерно в 70 км на север от Нидзицы — в руинах замка, который также стоял на реке Дунаец. Говорят, что последний владелец клада, краковский бизнесмен, приказал замуровать входы в подземелье замка 300 т бетона, объяснив, что не хочет не то что доставать сокровище, но и даже думать о нем, потому как оно приносит только несчастье…

 

 

В.Пименова

ред. shtorm777.ru

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

shtorm777.ru

Пропавшее золото инков

«Золото» — вот магическое слово, которое манило к себе испанцев через весь Атлантический океан. На вопрос индейца, почему белые люди так любят золото, испанский конквистадор Эрнан Кортес смог ответить только, что «они страдают особой болезнью сердца, излечить которую может только золото».

Для инков золото было лишь священным металлом бога Солнца.

Золотая стена инков в музее Перу

Когда Франсиско Кортес, другой испанский конквистадор, захватил в плен вождя инков Атауальпу, тот предложил за свою свободу столько золота, что им можно будет покрыть пол в комнате, где они находились. Но, видимо, заметив недоверие в глазах испанцев, сказал, что золота будет в этой комнате больше его роста. И Писарро согласился.

По всей империи инков были разосланы гонцы Атауальпы с кипу — бахромой из длинных шнуров, завязанных в узлы разной формы: инки пользовались узелковым письмом. Подданные вождя собрали для выкупа золотые сосуды и украшения из дворцов, храмов и общественных зданий. Через несколько недель комната объемом около 70 кубических метров была наполнена золотом и серебром, и Писарро стал владельцем сокровищ, какими не располагал ни один европейский монарх.

В 1533 году, на закате империи инков, на побережье Южной Америки высадилось не слишком много испанцев. Но, умело пользуясь междоусобной войной между наследниками Великого Инки, братьями Атауальпой и Уаскаром, они быстро стали фактическими хозяевами страны.

Писарро обещал Атауальпе помощь в борьбе с братом, заманил в свой лагерь и фактически взял в плен. Вероломный испанец не отпустил его и после того, как тот заполнил пресловутую комнату золотом. Писсаро понимал, что золота у индейцев осталось еще очень много.

Атауальпа, находясь в плену, сумел добиться умерщвления своего соперника. Писарро приказал зарезать Уаскара, но тут же обвинил Атауальпу в братоубийстве и осудил по всей форме испанской юриспруденции. 24 августа 1533 года Атауальпу приговорили к смерти на костре. Инка согласился отречься от законов предков и креститься... И «раба божьего Франсиско де Атауальпу» крестника Писарро, не сожгли, а... задушили железным ошейником — гарротой.

Накануне смерти Атауальпа сумел передать верным людям свое последнее прощальное письмo. Что было в нем — неизвестно, но оставшееся золото империи инков исчезло без следа...

Через несколько месяцев испанцы отправились в поход на столицу империи — священный город Куско. Их влекло здание Кориканча — храм Солнца, опоясанный карнизом из чистого золота, впаянного в камни. Из золота были сделаны и статуя Солнца, и статуи других богов, а также знаменитый большой диск, олицетворяющий Инку. Находились в храме и многочисленные золотые музыкальные инструменты, например барабаны, украшенные к тому же драгоценными камнями.

Храм Кориканча (Coricancha) был разрушен после вторжения конкистадоров. В настоящее время в центре города Куско в Перу сохранились руины храма. После сильного землетрясения в 1650 г. над ними был надстроен Собор Санто-Доминго (Святого Доминика).

При храме был еще золотой сад. Один из испанцев описал его так:

«В саду этом были высажены самые красивые деревья, самые замечательные цветы и благоухающие травы, которые только произрастали в этом королевстве. Многие из них были отлиты из золота и серебра, причем каждое растение изображено не единожды, а от маленького, едва видного над землей побега до целого куста в полный его рост и совершенную зрелость.

Там видели мы поля, усеянные кукурузой. Стебли ее были из серебра, а початки из золота, и было это все изображено так правдиво, что можно было разглядеть листья, зерна и даже полосочки на них. В добавление к этим чудесам в саду Инки находились всякого рода животные и звери, отлитые из золота и серебра, такие как кролики, мыши, змеи, ящерицы, бабочки, лисы и дикие кошки.

Нашли мы там и птиц, и сидели они так, словно вот-вот собирались запеть; другие же будто покачивались на цветах и пили цветочный нектар. И были еще там золотые косули и олени, пумы и ягуары — все животные в малом и в зрелом возрасте. И каждое из них занимало соответствующее место, как это и подобало его природе».

Главную площадь города окружала цепь из чистого золота длиной в 350 шагов (около 250 метров), весившая несколько тонн. Во время религиозных праздников инки танцевали, держа ее в руках, и чтобы это сделать, требовалась сила двухсот человек.

Золото инков в музее

Но придя в индейскую столицу, белые люди обнаружили, что все это неслыханное богатство, все это золото куда-то исчезло. Не было в городе и индейцев.

Франсиско де Перес в своем сочинении «Завоевание Перу и провинции Куско» писал;

«Но когда после завоевания страны Инка Манко II встретился с испанским послом, то он высыпал перед ним чашу кукурузных зернышек. И взял в руки одно из них сказал; „Это все, что вы смогли украсть из нашего золота“ и показал на оставшиеся: „А это — осталось у нас“».

До сих пор историки спорят о том, где же исчезло богатство империи инков. Многие предполагают, что свои сокровища индейцы могли спрятать в перуанской сельве, в легендарном городе Пайтити, основанном как перевалочный пункт между столицей и золотыми приисками.

Этот город считали всего лишь красивой легендой, пока в начале XX века там не оказались случайно два работника одной гасиенды, бежавших от хозяина.

Четверо суток они продирались через непролазные дебри, а на пятый день оказались в заброшенном городе, все разрушенные строения которого были наполнены множеством золотых вещей.

Взяв столько, сколько могли унести, беглецы сумели найти путь к цивилизации. Но, поняв, что люди уже близко, они начали делить сокровища, и в Куско вернулся лишь один из них. Снова найти дорогу в золотой город он уже не смог — собственная жадность покарала его...

В 1925 году разыскать древний город решили шестеро членов католического Ордена иезуитов. Наняв десяток носильщиков и проводников, они тронулись в путь. Но по дороге на них напали индейцы, и спастись от ядовитых стрел удалось только проводнику Санчесу.

Он единственный нашел город, уставленный золотыми статуями. Там Санчес отрубил мизинец одной из них, чтобы иметь доказательства того, что он не сошел с ума. Но свою драгоценную находку, боясь гнева индейских богов, он всю жизнь держал в тайне и открылся лишь перед смертью ученому Р. И. Ордоньесу.

Тот безоговорочно поверил умиравшему и снарядил экспедицию. Но, несмотря на роскошно субсидируемые поиски, «золотой город» так и не был найден. После нескольких лет неудачного поиска многие решили, что Одоньес просто зарабатывает себе имя, купив палец на какой-нибудь распродаже.

Появилась новая версия о том, где лежат сокровища инков. Взгляды белых людей обратились к вулкану Эль-Сангай, находящемуся на стыке западной и восточной частей Кордильер. Сангай — священный бог Огня древних инков, а склоны вулканы служат индейскому племени хиваро местом захоронения вождей и героев по сей день.

Доктор Курт фон Риттер из Кито, эквадорец немецкого происхождения, в начале 1960-х начал разрабатывать эту версию и даже жил некоторое время в племени индейцев хиваро, которые известны как «охотники за головами». Расспросив индейцев по поводу находок на склонах горы, он получил в свои руки крошечную резную статуэтку инкской богини Созидания Илья-Тику, отлитую из чистого золота

После того как доктору показали место находки — высокий, более двух тысяч метров, обрыв, переходящий в исполинское ущелье, Риттер начал раскопки. И очень скоро нашел человеческий череп, чей владелец при жизни подвергся сложной операции. Известно, что инки не только занимались хирургией, но и успешно проводили трепанацию черепа. Вскоре археолог обнаружил и скальпель — тонкую золотую пластину.

Возвратившись в Кито, Риттер опубликовал сведения о находках, но предупредил, что вряд ли можно найти клад без . очень больших инвестиций — вулкан продолжает работать, и каждый год его пепел поднимает уровень почвы на Сангае как минимум на несколько сантиметров.

Несмотря на предупреждения ученого, в Эквадоре началась подлинная золотая лихорадка. Сколачивались бригады землекопов, нанимались специалисты, искались инвестиции... Другое дело, что найти нужной суммы для проведения раскопок так никому и не удавалось. Но это никого не останавливало...

Уже через месяц к подножью Сангая прибыла первая экспедиция. Это были два молодых американца, Фрэнк Рокко из Пенсильвании и Роберт Каупп из Калифорнии. Официальной целью экспедиции был поиск «ценных металлов». Американцы должны были спуститься в Кито к Рождеству, но так и не появились. В середине января за ними отправилась объединенная американо-эквадорская спасательная экспедиция.

Почти у кратера вулкана была обнаружена последняя их стоянка. По снегу были разбросаны вещи, а следы американцев терялись по дороге к долине Кулебрильяс. Спустившись в долину, экспедиция обнаружила на полу в развалившейся индейской хижине умирающего от истощения Роберта Кауппа. Он рассказал, что когда они с Фрэнком Рокко почти поднялись на вершину Сангая, то почувствовали, что не могут дышать из-за ядовитых вулканических газов и с ними стало твориться что-то непонятное.

Американцев охватил приступ злости, сознание их помутилось, они перестали понимать, где находятся и куда им следует идти. Вскоре они почему-то оказались на восточной стороне вулкана, хотя поднимались по южной, той самой, где Риттер нашел золото. Каупп начал уговаривать Рокко вернуться к последнему лагерю, но тот отказался: «Оно здесь, Каупп. Я чувствую, оно здесь».

Каупп бросил невменяемого товарища, и сам не помнит, как оказался внизу. Его отправили в больницу в Риобамбу. Через несколько дней, выписавшись оттуда, он бесследно исчез. Его пытались найти, чтобы снять показания и понять, не видели ли американцы чего-то, что могло бы навести на след золота. Но безуспешно.

Вскоре один из участников спасательной экспедиции дал интервью местной газете. Он утверждал, что спасатели нашли две цепочки следов, тянущихся на восточный склон, потом примятый снег — следы драки, а дальше были только одни следы. Крови, правда, как утверждал спасатель, не было. Вскоре прибыла еще одна американская экспедиция, спонсируемая родственниками Рокко, но она не смогла найти ни самого Рокко, ни каких-либо следов его пребывания в горах.

Еще несколько экспедиций, пытавшихся найти золото, так и вернулись с Сангая с пустыми руками. Многие говорили, что доктор Риттер просто подкинул на гору купленные по случаю индейские раритеты, чтобы создать себе имя в научных кругах. Но четких доказательств, подтверждавших эту версию или опровергающих ее, нет до сих пор.

Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

paranormal-news.ru

Золотой путь инков. 100 великих тайн Древнего мира

Золотой путь инков

Как свидетельствуют исследования учёных, инки господствовали на огромной территории Тихоокеанского побережья Америки и на плоскогорьях Анд. В XV веке их империя была самым большим и сильным государством этого континента.

Насколько далёко продвинулись инки на восток — в предгорья Анд и в Амазонскую низменность — до сих пор точно не выяснено. Финские и американские археологи нашли следы неизвестного «золотого пути» инков — извилистого и трудного маршрута через Анды на равнину.

В документе 1790 года рассказывается о походе Тупака Инки Юпанки в район Амазонки. Финского археолога Ари Сиирьяпена поразило, как далеко на восток забирались представители этого древнего народа. Археологическая экспедиция прошла по пути Юпанки и обнаружила много интересного и неожиданного. В 20 километрах к северу от озера Титикака бросается в глаза высокая отвесная скала — там находятся остатки исчезнувшей высокоразвитой культуры. Под скалой открыты руины сооружения, составленного из лежащих одна на другой каменных платформ. Грандиозное подобие пирамиды создано две тысячи лет назад культурой пукара — древнейшей цивилизацией на плоскогорье Анд. Вокруг ритуальной площади, устроенной в углублении, поднимались стены ограждения, лестницы и жилые постройки.

Каменные статуи культуры пукара, изображающие диких зверей, прямо указывают на то, что ваятели были знакомы не только со скудным животным миром Анд. Фигуры сказочных зверей напоминают змей и ящериц-легуан с головой пумы. Рядом с каменным шаманом, держащим в руке отрезанную голову, можно увидеть статуи ягуаров, которые водятся далеко внизу, на равнине с тропическим климатом. По этим каменным фигурам исследователи сразу поняли, что древние скульпторы знали дорогу в долину Амазонки и, вероятно, встречались там с другими народами.

От поселения пукара путь лежит через горы. На скалистых берегах горных рек сохранились фундаменты построенных древними индейцами мостов. Инки навешивали мосты из верёвок и плетёных матов через пропасти, достигающие в ширину 30 метров. По таким прочным подвесным мостам могли переходить не только люди, но и стада лам. Некоторые дороги инков используются и в наше время, их ремонтируют, продлевают. Общая же протяжённость всех проложенных инками дорог составляла 40 тысяч километров. Единая дорожная сеть объединяла широкие военные дороги и труднопроходимые горные тропы.

Дорога с плоскогорья в долину Амазонки лежит через горный хребет высотой 4900 метров. Американский археолог Чарльз Станиш организовал уже несколько экспедиций для поиска маршрутов, которые связывали империю инков с лежащей на востоке Амазонской низменностью. Списки сборщиков дани XVI века вывели его на реальный след: у инков не было золотых приисков в Андах, значит, они получали золото из отдалённых провинций.

Местные жители ещё до прихода инков проложили тропы на своих землях, но именно последние соединили разрозненные, труднопроходимые участки и построили собственную сеть дорог с висячими мостами через реки и ущелья. Караваны из сотен лам везли в столицу Куско тропические фрукты, разноцветные перья попугаев, мёд, листья коки и, главное, — золото. Благодаря хорошим дорогам и системе эстафет правителю за два дня доставляли свежую выловленную в 400 километрах от дворца рыбу.

Следуя указаниям местного крестьянина, археологи обнаружили в джунглях каменную лестницу, построенную 500 лет назад, и замшелую полуразрушенную стену. Экспедиция Чарльза Станиша пробралась через непроходимые заросли, ориентируясь на развалины стены. Археологи взобрались на маленькую ровную площадку, нависающую на головокружительной высоте над глубоким ущельем. С этого неуютного места, окутанного густым туманом, открывается вид на две долины. Но с какой целью возведена здесь древняя постройка? Была ли эта стена с площадкой частью крепости, храма или жертвенника?

Толщина стен позволяет предположить, что тут находилось масштабное сооружение. Его местоположение было очень удобным для центра управления покорёнными землями и для обороны от врагов. Расположение стен указывает на их ритуальное назначение — все постройки ориентированы на небесные тела. Для жилых помещений здания слишком велики. Скорее всего, это была крепость-храм. Подчиняя себе другие народы, инки думали не только о выгоде, они просвещали «дикарей», обращали их в свою, «истинную», веру.

Амазония была для инков чужой и враждебной землёй. Чтобы добывать там золото, нужно было заключить союз с местными вождями и, объединившись с ними, противостоять более воинственным и непокорным племенам. Инки вытесняли враждебные племена индейцев и отдавали их земли своим вассалам.

В древней хронике сказано, что крепость Юпанки стояла там, где сливаются две реки. Финские археологи продолжили поиски на реке Мадре-де-Диос. Индейцы называют её Змеиной рекой, потому что русло реки извивается на равнине, как ползущая змея. Финнов сопровождал боливийский коллега Хуан Фальдин. На реке им встретились лодки, оказавшиеся плавучими драгами золотодобытчиков: на реках Перу, Боливии и Бразилии таких лодок великое множество.

Технология добычи золота самая примитивная. Через широкий шланг насосы закачивают илистый грунт со дна в лодку на застеленный войлоком лоток. Золотая пыль оседает на войлоке вместе с мелким речным песком. Потом золото отделяют от песка с помощью ртути. Работа золотодобытчиков очень вредная, но даёт весьма приличный по тем местам заработок — 25–35 граммов золота в день.

При слиянии Мадре-де-Диос с рекой Бени археологи ожидали увидеть что-нибудь интересное, потому что местные жители рассказывали о каменных развалинах. Но вести археологические раскопки в джунглях — дело нелёгкое. Тропическая растительность густо оплетает любые постройки, и расчистить их очень трудно. Вдобавок реки часто меняют русло, поэтому часть сооружений периодически оказывалась под водой и теперь покрыта слоями ила. Сырость, удушливая, липкая жара, тропическая лихорадка Денге, ядовитые растения и животные, тучи назойливой мошкары тоже не облегчают археологам работу в амазонских джунглях.

Тем не менее, мало-помалу перед учёными открылась обвалившаяся стена. Возможно, она и была частью крепости, которую разыскивали археологи. Учёные подсчитали, что длина стены составляла 600 метров. Это солидное укрепление возвышалось в 400 километрах к востоку от известной границы империи инков.

Исследование развалин крепости в джунглях ещё только начато, но уже имеются доказательства присутствия там в своё время инков. Таким образом, можно предположить, что пограничные крепости империи инков находились даже гораздо дальше, но о них ничего неизвестно. При строительстве нового шоссе до Санта-Крус-де-ла-Сьерра в районе Тринидада прорыли 50-метровой ширины углубление в искусственном холме, каких в тех местах очень много. Археологи поспешили воспользоваться возможностью обследовать внутренность древней насыпи.

Радиоуглеродное исследование показало, что люди жили на этом месте с VI по XV век, а ещё раньше там проходило русло реки.

Исследовать искусственные холмы трудно и опасно. Места тут глухие, дорог мало, до некоторых холмов можно добраться только по воде. Однако немецкий археолог Хайко Прумерс с проводником Рикардо нашёл здесь следы развитой земледельческой культуры. Народ, живший в тех местах, предположительно находился под влиянием культуры инков и платил дань империи, но это ещё предстоит доказать.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru


Смотрите также