Значение древней греции. Значение Древней Греции в развитии мировой культуры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Значение Древней Греции в развитии мировой культуры. Значение древней греции


Значение Древней Греции в развитии мировой культуры

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Введение

2.Греческая община - полис

.Пути развития полиса

3.1Два центра цивилизации

3.2Афины

.3Спарта

.4Борьба за лидерство

4.Эпоха эллинизма

5.Литература, искусство, философия

Заключение

Литература

1. ВВЕДЕНИЕ

культура древняя греция

Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений.

Первый очаг цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III - II тысячелетий до н. э. Около XV в. до н. э. критская культура яркая и оригинальная, трагически быстро погибает (очевидно, после извержения вулкана).

Ей на смену пришла новая культура - ахейская. Племена ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря. Основой экономической структуры ахейского общества было дворцовое хозяйство, которое включало в себя большие ремесленные мастерские - по переработке сельскохозяйственных продуктов, прядильные и швейные, металлургические и металлообрабатывающие, изготовлявшие орудие труда и оружие.

Пережив в ХV - ХIII вв. до н. э. расцвет, уже в ХIII - XII вв. до н. э. ахейская культура погибла так же неожиданно и трагично, как и ее предшественница. Возможно, она была уничтожена во время нашествия северных народов, среди которых, очевидно, были и греки-доройцы.

Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода предварительным этапом, после которого начинается история собственно греческой цивилизации.

С VIII по VI в. до н. э. Греция занимала юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Около 500 г. до н. э. в истории Греции происходит важнейший перелом - начинается великая греческая колонизация (греческие поселения, скажем, в Италии, появлялись и раньше, но колонизация не имела массового характера). Она шла на запад (Сицилия, Южная Италия, Южная Франция, восточное побережье Испании), на север (Фракия, проливы из Средиземного в Черное море), на юго-восток (Северная Африка, Левант).

Что же дала Греции колонизация? Прежде всего она вызвала массовый отток населения, покидавшего родину из-за нехватки земли или частых внутренних усобиц. В результате число недовольных среди свободного населения Греции сокращалось, и это в какой-то степени снимало социальную напряженность.

Колонизация открыла огромные возможности для торговли, которая ускорила развитие судостроения и всех разнообразных ремесел, с ним связанных. В колониях быстро выросли богатые города: Халкида, Корифинф, Мегары, Милет, Эретрия и многие другие. Между ними и метрополией устанавливались прочные торговые связи. Из колоний поставлялось то, чем так беден был Балканский полуостров, - зерно, лес, металлы и продукты. В свою очередь из метрополий везли товары, которыми славилась Греция изделия ремесленников, вина, оливковое масло.

Проблемы, стоявшие перед колонистами, требовали от человека особых качеств. Борьба с морской стихией, трудности освоения новых, неведомых земель - в этих ситуациях решающую роль играли люди смелые, инициативные, способные, знающие свое дело. Поэтому неудивительно, что в жизни древнегреческого общества на первый план выходил культ личности и принцип соревновательности между людьми. Не случайно, начиная с 776 г. до н. э., в Греции впервые появилась спортивные соревнования - Олимпийские игры, на которые допускались только греки. Это были грандиозные празднества во славу божественного совершенства человека, прекрасного душой и телом. В честь победителей устанавливались статуи, а в родных городах их почитали как героев. Идеал совершенной личности, обладающей физической силой и благородством, отразился в многочисленных мифах о героях, полубогах-полулюдях (мифы о Геракле, Прометее и др.).

Классический период в истории Древней Греции, согласно принятой периодизации, охватывает время с рубежа VI - V вв. до 338 г. до н.э. Это время наивысшего подъема Греции, полного расцвета всех тех явлений, которые сформировались в архаичную эпоху, время господства такой своеобразной формой социально-экономической и политической организации общества, как полис. По мнению многих исследователей, именно полисной формой организации общества объединяются основные особенности развития древнегреческого общества, в том числе характер культуры и искусства.

2. ГРЕЧЕСКАЯ ОБЩИНА-ПОЛИС

 

Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общину. Особенности греческой общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т. е. на историю цивилизации в целом.

Это была община-полис, включающая в себя не только сельское население (как на Востоке), но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности, если он был свободным и владел частной собственностью.

Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю. Взаимообусловленность права собственности на землю и гражданского статуса, совпадение в принципе социальной и политической структур приводи ли к тому, что граждане обладали, в идеале, равными политическими правами. В полисе действовали различные органы управления (совет, магистратуры), но верховным органом (даже в полисах с явно олигархическими тенденциями

www.studsell.com

Значение Древней Греции в развитии мировой культуры

Роль Древней Греции и ее культуры в мировой истории. Периоды развития древнегреческой культуры. Суть греческой общины-полиса, пути ее развития. Афины и Спарта как два центра древнегреческой цивилизации. Эпоха эллинизма. Литература, искуство и философия. Краткое сожержание материала:

Размещено на

3

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Греческая община - полис

3. Пути развития полиса

3.1 Два центра цивилизации

3.2 Афины

3.3 Спарта

3.4 Борьба за лидерство

4. Эпоха эллинизма

5. Литература, искусство, философия

Заключение

Литература

1. ВВЕДЕНИЕ

культура древняя греция

Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений.

Первый очаг цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III - II тысячелетий до н. э. Около XV в. до н. э. критская культура яркая и оригинальная, трагически быстро погибает (очевидно, после извержения вулкана).

Ей на смену пришла новая культура -- ахейская. Племена ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря. Основой экономической структуры ахейского общества было дворцовое хозяйство, которое включало в себя большие ремесленные мастерские - по переработке сельскохозяйственных продуктов, прядильные и швейные, металлургические и металлообрабатывающие, изготовлявшие орудие труда и оружие.

Пережив в ХV -- ХIII вв. до н. э. расцвет, уже в ХIII - XII вв. до н. э. ахейская культура погибла так же неожиданно и трагично, как и ее предшественница. Возможно, она была уничтожена во время нашествия северных народов, среди которых, очевидно, были и греки-доройцы.

Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода предварительным этапом, после которого начинается история собственно греческой цивилизации.

С VIII по VI в. до н. э. Греция занимала юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Около 500 г. до н. э. в истории Греции происходит важнейший перелом -- начинается великая греческая колонизация (греческие поселения, скажем, в Италии, появлялись и раньше, но колонизация не имела массового характера). Она шла на запад (Сицилия, Южная Италия, Южная Франция, восточное побережье Испании), на север (Фракия, проливы из Средиземного в Черное море), на юго-восток (Северная Африка, Левант).

Что же дала Греции колонизация? Прежде всего она вызвала массовый отток населения, покидавшего родину из-за нехватки земли или частых внутренних усобиц. В результате число недовольных среди свободного населения Греции сокращалось, и это в какой-то степени снимало социальную напряженность.

Колонизация открыла огромные возможности для торговли, которая ускорила развитие судостроения и всех разнообразных ремесел, с ним связанных. В колониях быстро выросли богатые города: Халкида, Корифинф, Мегары, Милет, Эретрия и многие другие. Между ними и метрополией устанавливались прочные торговые связи. Из колоний поставлялось то, чем так беден был Балканский полуостров, - зерно, лес, металлы и продукты. В свою очередь из метрополий везли товары, которыми славилась Греция изделия ремесленников, вина, оливковое масло.

Проблемы, стоявшие перед колонистами, требовали от человека особых качеств. Борьба с морской стихией, трудности освоения новых, неведомых земель - в этих ситуациях решающую роль играли люди смелые, инициативные, способные, знающие свое дело. Поэтому неудивительно, что в жизни древнегреческого общества на первый план выходил культ личности и принцип соревновательности между людьми. Не случайно, начиная с 776 г. до н. э., в Греции впервые появилась спортивные соревнования -- Олимпийские игры, на которые допускались только греки. Это были грандиозные празднества во славу божественного совершенства человека, прекрасного душой и телом. В честь победителей устанавливались статуи, а в родных городах их почитали как героев. Идеал совершенной личности, обладающей физической силой и благородством, отразился в многочисленных мифах о героях, полубогах-полулюдях (мифы о Геракле, Прометее и др.).

Классический период в истории Древней Греции, согласно принятой периодизации, охватывает время с рубежа VI - V вв. до 338 г. до н.э. Это время наивысшего подъема Греции, полного расцвета всех тех явлений, которые сформировались в архаичную эпоху, время господства такой своеобразной формой социально-экономической и политической организации общества, как полис. По мнению многих исследователей, именно полисной формой организации общества объединяются основные особенности развития древнегреческого общества, в том числе характер культуры и искусства.

2. ГРЕЧЕСКАЯ ОБЩИНА-ПОЛИС

Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общину. Особенности греческой общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т. е. на историю цивилизации в целом.

Это была община-полис, включающая в себя не только сельское население (как на Востоке), но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности, если он был свободным и владел частной собственностью.

Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю. Взаимообусловленность права собственности на землю и гражданского статуса, совпадение в принципе социальной и политической структур приводи ли к тому, что граждане обладали, в идеале, равными политическими правами. В полисе действовали различные органы управления (совет, магистратуры), но верховным органом (даже в полисах с явно олигархическими тенденциями) всегда было народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов. Этим определяется демократическая тенденция в развитии древнегреческого общества. Еще одной важнейшей особенностью полиса было совпадение политической и военной организаций. Вооруженные силы гражданской общины -- ополчение граждан. Гражданин - собственник одновременно являлся и воином, обеспечивавшим неприкосновенность полиса и тем самым своей личной собственности.

Экономика полиса базировалась прежде всего на сельском хозяйстве, представлявшем основную сферу занятий гражданина. Даже в наиболее экономически развитых полисах таких, как Афины, подавляющая масса граждан занималась сельским хозяйством.

Основной экономический принцип полиса -- идея автаркии, т. е. самообеспеченности. Автаркия выступала в качестве экономической основы свободы. Ни отдельно взятый индивид, ни полис в целом не чувствовали себя полностью свободными, если средства их существования зависели от кого-то другого.

В соответствии с этими принципами вырабатывалась и полисная система ценностей, продолжавшая существовать и оказывать влияние даже тогда, когда менялись условия жизни. Важнейший элемент этой системы ценностей составляла твердая уверенность в том, что полис -- высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, что благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. Сюда же относились идея превосходства земледельческого труда над всеми иными видами деятельности, осуждение стремления к прибыли, желание сохранить неизменными и экономическую основу, и все остальные условия жизни, приоритет традиций. В целом полис предстает перед нами как своеобразная «крестьянская республика» со всеми свойственными такому социальному организму чертами.

Для данной эпохи характерно еще одно важное явление: начало широкого распространения в Греции рабства классического типа. Существовали две основные формы рабства: рабство типа илотии, засвидетельствованное не только в Спарте, но и в ряде других земледельческих областей, и рабство классического типа, наиболее распространенное в экономически развитых центрах. При классическом рабстве (лучше всего известном на примере Афин) раб не только лишен собственности на орудия и средства производства, но и сам представляет «говорящее орудие» и как таковое полностью принадлежит своему хозяину. Право собственности рабовладельца на раба ничем не ограничено, дети рабынь назывались приплодом и также становились рабами. Рабы классического типа в Греции, как правило, не являлись ее уроженцами, их захватывали в других странах во время военных действий и пиратских набегов. Затем они поступали на невольничьи рынки, становясь живым товаром. Полис превращается в «машину», обеспечивающую господство работорговцев над рабами.

3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ПОЛИСА

3.1 ДВА ЦЕНТРА ЦИВИЛИЗАЦИИ

Полисы достигли своего расцвета на рубеже VI - V вв. до н. э. К этому времени Греция представляла собой множество отдельных небольших городов-государств, которые то воевали между собой, то заключали союзы. Государство, выраставшее из общины, ею же ограничивалось, т. е. имело довольно узкие рамки. На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса Афины и Спарта, образовавшие два центра древнегреческой цивилизации, причем каждый из них развивался особым путем. История Афин -- это прежде всего история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту принято считать милитаристским, даже «полицейским», крайне консервативным государством. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским война...

www.tnu.in.ua

Значение Древней Греции в развитии мировой культуры

енная среда - аристократическая община - уступает свои позиции демократии. Эмансипирующаяся личность осуществляет свою потребность в выражении и осознании чувств и переживаний в другом роде литературы - в лирике. Именно в эпоху архаики возникает целое созвездие мастеров разных лирических форм - Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города - театр. Величайшие драматурги трагедии - Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии - Аристофан. Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусства - ораторского, для проявления которого было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту. Особыми мастерами этого искусства и одновременно политическими деятелями были Демосфен и Сократ. И кроме них можно назвать десятки имен, поскольку ораторское искусство не умирало в античности никогда, хотя с падением греческой демократии и римской республики оно, скорее, превратилось в красноречие.

Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновения литературы, описывающей государства в процессе развития, то есть историографии, наиболее выдающимися представителями начального этапа которой были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение субъекта и объекта, личности и окружающего мира, то есть проблемы, появившиеся вместе с греческой свободой, с помощью различных подходов пытается осмыслить родившаяся вместе с ней греческая философия, в отличие от других сфер греческой духовной культуры так и не получившая настоящего развития в римской культуре.

В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже в классическое время имевшая большие достижения, - математика, геометрия, астрономия, медицина, продолжением которых и являются современные соответствующие научные дисциплины. Высокого уровня достигла и техника. Однако в античности она не образует тесной связи с научными разработками, поскольку все более распространявшийся в постклассическое время рабский труд был дешевле техники. Стабильное развитие имела только военная техника. Вместе с тем за тысячу лет от эпохи классики и до конца античности инженеры и техники дали сравнительно сильный толчок развитию производительных сил, расширили ассортимент товаров потребления, повысили их качество, увеличили их количество. Технические новинки кроме военной области использовались в подъемных механизмах, судостроении, горной промышленности (включая каменоломни и металлургические предприятия), водном хозяйстве (трубопроводы, водяное колесо). Применялось давление пара и воздуха. Несмотря на тормозящую силу рабского труда, еще в античности начинают применяться прогрессивные конструкции плугов, косилки, жатки, и водяные мельницы.

К четвертому веку до н.э. в общих чертах в Греции сложилась система образования - общее образование или энциклопедическое образование, энкюклиос пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни Римом, ни христианским средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем (гуманистическая или классическая гимназия, гуманитарное образование). Классические языки - древнегреческий и латынь - в форме так называемой интернациональной лексики вошли во все европейские и неевропейские языки и, являясь международным языком науки и культуры, связывают воедино, на живые нервы и кровеносные сосуды, современную цивилизацию с ее живительными источниками - историческим опытом и достижениями прошлого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений.

Классический период в истории Древней Греции, согласно принятой периодизации, охватывает время с рубежа VI - V вв. до 338 г. до н.э. Это время наивысшего подъема Греции, полного расцвета всех тех явлений, которые сформировались в архаичную эпоху, время господства такой своеобразной формой социально-экономической и политической организации общества, как полис. По мнению многих исследователей, именно полисной формой организации общества объединяются основные особенности развития древнегреческого общества, в том числе характер культуры и искусства.

В культуре Греции впервые в эпоху древности человек был показан так полно и жизненно: его гражданские добродетели, чувства любви, страха и отчаянья, его сила и слабость перед законами жизни, красота человеческого тела - все это отразилось в литературе, философии и искусстве Греции. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Греки создали науку, которую некоторые исследователи называют мышлением по способу греков.

Полисы достигли своего расцвета на рубеже VI - V вв. до н. э. К этому времени Греция представляла собой множество отдельных небольших городов-государств, которые то воевали между собой, то заключали союзы. Государство, выраставшее из общины, ею же ограничивалось, т. е. имело довольно узкие рамки. На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относи

www.studsell.com

Мифология Древней Греции

Deprecated: Function ereg() is deprecated in /home5/voytanet/public_html/wizzz/workpages/functions.php on line 350

Deprecated: Function eregi_replace() is deprecated in /home5/voytanet/public_html/wizzz/workpages/functions.php on line 431Значение Греческой мифологии

О! Снова добрый вечер! Или утро. Или день. Ну мало ли, откуда я знаю, какой у вас там стиль жизни)) С эпохами мифологии мы вроде разобрались. Пора поговорить об ее значении в культуре вообще.

Потому что хотя мифология - это форма освоения мира древними людьми, греческая мифология выросла в нечто более значительное, иначе бы ее не вспоминали через несколько тысячелетий. Для древних греков мифология, кроме цели обьяснить мир, приобрела со временем много других значений, постепенно заменивших самое первое и, казалось бы, главное.

Первое такое значение - эстетическое. Именно оно имеет наибольшее значение для нас, людей современного мира, многие из которых далеки не то что от древних богов, но даже и от привычного нам христианства. Гомеровский эпос (с ним мы еще встретимся на последующих лекциях) и "Теогония" Гесиода (а вот по ней рассказывался весь первый курс - происхождение мира и богов) - самые лучшие примеры такого значения. У Гомера красота есть божественная субстанция и главные художники - боги, создающие мир по законам искусства. Недаром красота мира создается богами в страшной борьбе, когда олимпийцы уничтожают древних чудовищ.

Однако доолимпийский мир мифов тоже полон красоты... весьма своеобразной. В нем совмещается чудовищность и чудесность. Однако такая красота оказывается гибельна: сирены привлекают моряков прекрасными голосами и умерщвляют их. Красота мифологической древности - в удивительном безобразии причудливых форм чудовищ. Гесиод, например, с упоением изображает стоголового Тифона, у которого пламенем горят змеиные глаза. Головы Тифона рычат львом, ревут яростным быком, заливаются собачьим лаем. Ужас и красота царят там, где сама Афродита рождается из крови оскопленного Урана, а богиня Земля-великанша неустанно порождает чудовищных детей, "отдавшись страстным объятиям Тартара". Зевс, сражаясь с титанами, тоже прекрасен своим грозным видом. Когда олимпийцы и титаны швыряют друг в друга скалы и горы, жар от Зевсовых молний опаляет мир, поднимается вихрь пламени, кипит земля, океан и море. Мы видим ни больше ни меньше как космическую катастрофу, картину мучительной гибели мира доолимпийских владык. И в муках рождается царство Зевса и великих героев, оружием и мудрой мыслью создающих новую красоту, ту, которую мы можем назвать гармоничной, которая освящена музами, харитами, орами, Аполлоном в его светлом обличье, мудрой Афиной, искусником Гефестом и которая как бы разливается по всему миру, преображая его и украшая.

Можно сказать, что если в доолимпийском мире верно выражение "красота и смерть неразлучны", то после воцарения Зевса оно заменяется на то, что "красота - это и есть жизнь". И, возможно, именно поэтому для душ умерших у греков не создано рая, а они блуждают в сумраке Аида - ведь красота - в жизни, а не после смерти.

Красота героических подвигов выражена в свете и сиянии солнечных лучей, блеске золота и великолепия оружия. Мрачные силы заключены в тартар или побеждены героями. Чудовища оказываются смертными. Прекрасные олимпийские боги жестоко расправляются со всеми, кто покушается на гармонию установленной ими власти. Однако побежденные древние боги вмешиваются в эту новую жизнь. Они дают, как Земля, коварные советы Зевсу, они готовы вновь возбудить силы разрушения. Да и сам героический мир становится настолько дерзким, что нуждается в обуздании.

И боги посылают в этот мир красоту, воплощая ее в облике женщины, несущей с собой соблазны, смерть и самоуничтожение великих героев. Так появляется созданная богами прекрасная Пандора с лживой душой. Так рождается от Зевса и богини мести Немесиды - Елена, из-за красоты которой убивают друг друга ахейские и троянские герои. Прекрасные женщины соблазняют богов и изменяют им и даже презирают их. Ушедший в прошлое мир мстит новому героизму, используя женскую красоту, столь воспеваемую в эпоху классического олимпийства. Женщины вносят зависть, раздор и смерть в целые поколения славных героев, заставляя богов наложить проклятие на своих же потомков.

Но в то же время боги используют красоту, помогая своим любимым героям - они могут изливать ее на людей, делая стройнее, моложе, выше и т.п. Но еще важнее та внутренняя красота, которой наделяют олимпийцы певцов и музыкантов. Мифический поэт и певец вдохновляется музами или Аполлоном. Представление о красоте преобразовалось в мифах от губительного к благодетельному, но нельзя отрицать ни один из этапов, потому что в каждом из них ищут и находят вдохновение и в наше время)) Пафосно получается, но это действительно так.

Просто другие значения мифологии не будут иметь такое же значение в наши дни, как в Древней Греции. Например, афинские трагики использовали мифологию для выражения своих политических взглядов, причем часто так, что от мифических героев оставались одни только имена. Философы древности точно также использовали имена богов, строя на них свои системы видения мира. Некоторые из них даже утверждали, что боги - это реальные люди, возведенные за давностью лет в ранг сверхъестественных существ.

С приходом Христианства и в Средние века на мифологию смотрели или как ничего не значащие сказки, или как на полное собрание всех земных соблазнов. Вновь возродилась она только в эпоху Возрождения, но выражала уже желание человека иметь и защищать свои личные-интимные права. Греческую мифологию позже превращали то в собрание анекдотов, то в источник для образов человеческих страстей, но в любом случае она почти благополучно (по сравнению с храмами и вообще памятниками древности) дожила до нас с вами, чему я вполне рада, а вы.. ну за вас не отвечаю, конечно )))

Домашнее задание

1) Что вы думаете о красоте доолимпийкого и олимпийского миров? (4 б) 2) А о женской, "смертельной" красоте? Что от нее переняло Христианство? Но что эта красота у древних Греков - причина бед, идущая против богов или средство, выполняющее их волю? (4 б.) 3) И значение греческой мифологии сегодня. Какое оно? (2 б.)

class.wizzz.voyta.net


Смотрите также