Жрецы древнего вавилона. Жречество. Жрецы Египта, Вавилона, Ассирии, маги Ирана, зороастрийцы и маздеизм, брахманы Индии. III–I тысячелетие до нашей эры
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Александр Андреев, Максим АндреевМистические ордена. Жрецы древнего вавилона


Мистические ордена. Жрецы Египта, Вавилона, Ассирии (А. Р. Андреев, 2010)

Жрецы Египта, Вавилона, Ассирии

Сложная и многоступенчатая религия египетских жрецов, символы, жертвоприношения, празднества были тесно связаны с жизнью природы в плодоносной долине великой реки Нил. Весь Египет – «черная земля» – лежит вдоль Белого и Голубого Нила. Ее часто называли «великолепным эпизодом в грандиозной поэме африканской пустыни». Дельта Нила, у которой находилась первая столица Египта Мемфис, своим изумительным плодородием манила к себе весь древний мир. Знаменитый древнегреческий историк Геродот назвал Египет «подарком Нила».

Весной начиналось таяние снегов в горах и к середине июля Нил разливался на громадные пространства. Вся страна, становившаяся необозримым морем, праздновала эти радостные дни. Только к октябрю Нил возвращался в прежнее русло, повсюду оставив плодородный ил. Как только почва слегка подсыхала, ее обрабатывали и засевали. Почти тут же горячие лучи солнца делали зеленой от посевов всю долину. Урожай собирали в марте и до июля на Египет обрушивалась засуха.

Созданные Нилом и солнцем условия жизни определяли все существование египтян. Урожай в долине был в сто раз больше посевов, а вокруг царили печальное бесплодие и мрачная пустыня. Трудом египтян развивалось земледелие, судоходство, искусство орошения полей, строительство плотин и каналов, землемерие. Раннее развитие культуры принесло египтянам славу древнейшего народа. Его предания и своеобразные культы уходили в глубину веков. Легендарные предания часто заменяли достоверные факты.

Исторические знания о египетской истории хранили жрецы. Около 250 года до нашей эры жрец Манефон из Гелиополиса на греческом языке написал историю Египта. До нашего времени этот труд дошел только в отрывках, которые удалось собрать иудейскому историку Флавию. Манефон утверждал, что в течение веков Египтом управляли боги, затем полубоги и потом фараоны, первый из которых Менес за четыре столетия до нашей эры построил город Мемфис. С этого времени в долине Нила «сосредоточилась вся цивилизация» древнего мира. Египтяне имели огромное влияние на многие племена и народы.

Национальным культом Египта и смыслом египетской религии стало поклонение солнцу. Солнце называли Ра и считали его непрерывно создающей и сохраняющей силой, воплощением всех высших божеств. Ра являлся «властителем обоих миров», отцом и царем богов. Он восседал на солнечном диске и плыл на своем корабле по небу. От него фараоны, называвшие себя «сыновьями Ра», получали свою власть. К солнцу отправлялись праведные души умерших. В городе Солнца Гелиополе находился древнейший храм Ра. Сюда раз в несколько веков с Востока прилетала чудесная птица Феникс, которая сгорала на костре из благоухающего фимиама. Она тотчас же возрождалась обновленной из пепла и возвращалась на родину. Этот миф, возможно, символически изображал круговорот солнца в земной природе.

Кроме отца света властителя небес Ра египтяне почитали и много других богов. «Духом истины» называли бога Пта, сотворившего землю из Хаоса. Быка Аписа считали священной силой солнца. Апис всегда был черного цвета с белыми пятнами на лбу, с двухцветным хвостом. Жрецы создавали для него священные покои и по его поведению предсказывали будущее. После смерти Аписа весь Египет погружался в траур, до тех пор, пока жрецы не находили нового священного быка.

Самыми красивыми святилищами являлись храмы «любящей Пта» богини Баст. Ее культ был светлым и радостным. Это нехарактерное для египтян явление привлекало в святилище Баст в Бубастисе множество народа.

Большой популярностью пользовался культ Осириса, его жены Исиды и сына Гора. Бог изобилия и властитель жизни Осирис, дарящий счастье Египту, был убит своим завистливым братом Тифоном. Исида долго искала тело Осириса, нашла и торжественно погребла в Тисе, древнейшем городе Египта. Осирис стал властителем в царстве смерти. Когда его сын Гор вырос, Осирис явился к нему и убедил отомстить за отца. Гор сражался с Тифоном и в жестоком поединке убил его. Гор вступил на египетский трон и стал последним правителем – богом Египта.

Нижний и Верхний Египет имели разных богов. Во времена, когда блестящей столицей Черной земли стали Фивы, жрецы и фараоны объявили культ Амона-Ра, царя богов. В Фивах Амону-Ра были построены роскошные храмы и святилища, вызывавшие восхищение всех египтян. Богослужение Амону обогащалось все новыми и новыми обрядами, создаваемыми жрецами. Обряды сопровождались увеселительными празднествами и символическими действиями. Они становились все сложнее и торжественнее. Мистические молитвы сопровождались богатыми жертвоприношениями и ритуальными очищениями, воздержанием, постами, мрачными церемониями погребения мертвых. Народу была открыта только внешняя обрядность, внутреннее содержание культов было для них скрыто.

Жрецы попытались преобразовать божественный космос в символику природы, упростить неясные и таинственные учения. В религиозной истории Египта появилась символика животных. Египтяне часто изображали своих богов с головами животных. Символические боги сливались с живыми фигурами животных и становились более наглядными и понятными. В животных-богах сосредотачивались таинственные и непостижимые неизменные законы природы, которым поклонялись жители Черной земли.

Священный бык Апис был посвящен богам, творящим жизнь. Ястреб посвящался всем богам солнца, змеи – Осирису, кошка – богине рождения Баст, баран – Амону. На этих животных стали смотреть, как на посвященных божествам и начали им поклоняться. Между тайным жреческим учением и народной религией образовалась пропасть.

Подобно животным, человек также был проявлением божественной природы. Подобно божествам, он был бессмертен. Египтяне считали, что истинная жизнь начиналась после смерти, достигая «полноты божественного существования». Следует сохранять тело умершего, бальзамировать его, хранить в недоступных гробницах. От сохранности тела у египтян зависело существование души. Вся долина Нила чуть не превратилась в грандиозный склеп.

Жрецы учили, что судьба души находилась в зависимости от ее земной жизни. На заходе солнца тело умершего вносилось в склеп и его душа вступала в мрачное царство теней. Осирис сообщал ей свой приговор. Благочестивые и нравственные души попадали в царство блаженных и наслаждались райской жизнью. Иногда их даже возвращали на землю в тело человека или животного. Преступные души попадали в ужасный ад, охраняемый страшными демонами. Эти души в человеческом образе пытали, кипятили в котлах, рвали, вешали. Описания ада, которые давали жрецы, очень устрашающе действовали на египтян, пугающихся вечного наказания.

Жрецы быстро превратились в высшее египетское сословие. Они вели богослужения, приносили жертвы, совершали обряды, проводили празднества в честь богов. Много времени жрецы занимались науками и искусствами. Верховный суд Египта состоял из тридцати жрецов. Египетские жрецы-врачи пользовались большой известностью. Жрецы создали эмблемную письменность, сформулировали свои нравственные и религиозные воззрения. Они хранили знания, опыт, наблюдения, увековечивали их для потомства. Ученые жрецы собрали в 42 рукописных книгах нравственно-религиозные учения, догматы, законы. Жрецы являлись душой общественной жизни. Они обладали огромным могуществом. Народ с удовольствием подчинялся тем, кто мог дать ему милость богов и вечное блаженство души. Жрецов уважали и почитали все фараоны, хотя часто и формально стояли во главе их.

Каждое святилище-храм в Египте имело своего верховного жреца. В них служили прорицатели, писцы, астрологи. Многочисленные служители готовили священные жертвоприношения, следили за правильным исполнением ритуалов, за украшением изображений богов, руководили многочисленными празднествами. Превосходные хоры певцов сопровождали богослужения. Прорицатели и астрологи выполняли в храмах мистические обязанности. По расположению звезд на небе они определяли приближение и размер разлива Нила, увеличение жары. Египетские жрецы установили продолжительность года в 365 дней. Астрологи предсказывали изменение судьбы, результат различных предприятий. Искусство предсказания было разработано до тонкостей. Египет всегда славился как великая страна чудес. При храмах находились многочисленные бальзамировщики, сторожа при священных животных, носители священных предметов во время торжественных процессий.

Для поддержания своего влияния жрецы вели нравственную жизнь, подвергали себя лишениям, отказывались от наслаждений. Верховный жрец следил за исполнением всеми жрецами строгих законов высшего египетского сословия. Он контролировал точное выполнение культа, жертвоприношений, передавал преемникам религиозные ритуалы и предания. Должности многих жрецов передавались по наследству. В жреческих школах при святилищах учились их многие сыновья.

Религиозное учение жрецы держали в строгой тайне и передавали только посвященным. Мистический полумрак внутреннего святилища храма был доступен очень немногим. Об организации жреческих обществ сохранились очень немногие сведения. Сословие жрецов состояло из нескольких разрядов, посвящение в которые совершалось постепенно. Посвящения всегда представляли собой сложные церемонии с мистической символикой.

О содержании учения египетских жрецов почти ничего не известно. Возможно, они создали единую доктрину, определенную систему знаний. Они пытались разобраться в явлениях и движущих силах природы, определяли законы жизни, даже рассуждали о единобожии, пытаясь свести многочисленные образы богов к одной божественной сущности. При появлении догмата о едином боге рушилась вся древнейшая мифология. Жрецы пытались разгадать великую загадку о цели и смысле человеческой жизни.

С древнейших времен город Вавилон в междуречье Тигра и Евфрата вызывал всеобщее изумление окружающих народов. Миллионное население, гигантские стены, великолепный замок царствующей династии венчались чудом света – грандиозным пирамидальным храмом бога Ваала. Он состоял из восьми сужавшихся этажей высотой до двухсот метров.

Основой вавилонской религии было беспрекословное преклонение перед таинственными, вечными и часто пугающими законами природы. Мужское начало природы заключалось в солнце, звездах, огне, женское – в воде и земле. Божеством неба считался Ану, «перворожденные среди богов, отец богов и властитель тьмы». Ваал почитался как творец небесного мира. Ео считался творческой силой богов. Их женами были Нана, Белита и Дав-Кина, царицы земли и плодородия. Бог солнца Бел считался ниже своего сына Сина, бога Луны. Бин почитался как бог дождя, молнии, грома. В Вавилоне поклонялись богам планет: Ададу – Сатурну, Мардуку – Юпитеру, Нергалу – Марсу, Иштар – Венере, Небу – Меркурию.

Поклонение звездному небу являлось основой формой культа и в Ассирии. Там главным богом считался Асур, покровитель народа. Во дворцах ассирийских царей стояли множество его изображений в виде гигантских статуй львов и быков с головами бородатых мужчин.

Большая священная книга Вавилона дошла до нас в двухстах глиняных клинописных таблицах, многие из которых посвящены магии и астрологии. Вавилонские жрецы составляли союз и жили в особой части города. Свои знания и должности они передавали по наследству в специальных жреческих школах. Ими был составлен священный кодекс заклинаний духов, много веков пользующийся славой собрания мрачной и таинственной мудрости. Считалось, что при помощи магических формул и слов особые люди могли овладеть таинственными силами природы, подчинить их себе. Эти особые люди иногда говорили, что могут предавать людей злым духам, или спасать от них. Три книги вавилонской магии содержали в себе заговоры и заклинания против злых духов, заговоры против болезней, которые приносят эти злые духи. Геродот писал, что в Вавилоне и Ассирии не было знающих врачей. Лечение часто сводилось к страшным заклинаниям и применению изготавливаемых кудесниками волшебных напитков. В третьей книге магии находились гимны и покаянные псалмы к разным богам, чтение которых должно было производить сверхъестественное, мистическое воздействие. Распространены были амулеты и талисманы. Из Вавилона магия проникла в Ассирию, Мидию, Персию.

Жрецы с Вавилонского храма наблюдали звездное небо, могли определить полдень, время дня, предсказывали солнечные и лунные затмения, пытались предсказывать будущее. Жреческая астрология утверждала, что звезды определяют все земные события, все перемены в человеческой жизни – «если луна видна в первый день месяца, то страна будет радоваться; если она будет очень маленькой, будет богатый урожай». Каждому главному богу принадлежал какой-то день недели. Так появилась наша семидневная неделя, вавилонское изобретение, ставшее достоянием цивилизации.

Вавилонские и ассирийские астрологи создали очень сильную школу распознавания сокровенных тайн судьбы. Их мрачные приемы прорицания дали им огромную силу воздействия на население, на все стороны общественной жизни. Они гадали по птичьему полету, по внутренностям жертвенных животных, по явлениям природы, по снам. Это искусство быстро перешло из Вавилона в Малую Азию, Грецию, Карфаген, даже в Европу. Мистические пророчества давались по линиям руки, падению дождя, цвету дневных и ночных облаков, блеску молний, раскатам грома, шелесту деревьев и кустов. Ассирийцы вообще записывали содержание снов как исторические события.

Огромные знания и искусные приемы прорицаний составляли особо охраняемую тайну вавилонского жреческого сословия.

kartaslov.ru

Жречество. Жрецы Египта, Вавилона, Ассирии, маги Ирана, зороастрийцы и маздеизм, брахманы Индии. III–I тысячелетие до нашей эры

Жречество. Жрецы Египта, Вавилона, Ассирии, маги Ирана, зороастрийцы и маздеизм, брахманы Индии. III–I тысячелетие до нашей эры

С III тысячелетия до нашей эры известна особая общественная группа, занимавшаяся религиозными жертвоприношениями. Само слово «жрец» одного корня со словом «жертва». Жрецы являлись посредниками между людьми и древними богами, произносили молитвы, разрабатывали догмы и системы религиозных представлений и ритуалов. У многих древнейших народов существовали первобытные колдуны, кудесники, чародеи, врачеватели. За ними признавался дар общения с невидимыми духами и даже возможность принуждать их к послушанию. В истории остались североамериканские медицинмены, бразильские пиаи, южноафриканские фетишисты, австралийские и папуасские кудесники, нойды лопарей и сибирские шаманы.

Из жрецов-кудесников в процессе развития общества развилась особая каста. Ее возникновение было вызвано появлением общественных жертвоприношений. Для их проведения была нужна специальная подготовка, соблюдение определенных, достаточно сложных правил.

Образовалась каста профессиональных жрецов, монополистов по общению с духами и богами. Они проходили особую длительную подготовку и сложное посвящение под руководством старых жрецов. Постепенно появилась наследственность жреческого звания, устанавливающая преемственность тайных знаний, недоступность другим, непосвященным людям. Часто на жрецов налагались особые запреты – табу. Возникли особые корпорации жрецов, по происхождению и интересам близких к военачальникам и вождям племен. Корпорации разделялись по функциям и профессиям, они занимались лечением, предсказаниями, гаданиями, военной магией, судили.

Верховная власть с раннего исторического периода была тесно связана с жречеством, дававшим вождям и ранним царям сакральный характер их правления. Нередко сами вожди присваивали себе функции жрецов. Наибольшего развития касты жрецов добились в Египте, Иране, Индии, где при храмах действовали греческие учебные заведения. Египетские жрецы при XXI династии фараонов даже захватили власть. Жрецы древнего Вавилона полностью контролировали экономическую жизнь страны. В Индии брахманы часто соперничали со светской властью и иногда побеждали.

Жрецы добились больших успехов в науке. Из их практических культов возникли начала астрономии, геометрии, геодезии. Жрецами разработан современный календарь. Корпорации жрецов хранили и тщательно оберегали все имевшиеся в их распоряжении научные знания.

В Древней Греции жрецы действовали только при немногих святилищах. Жрецами становились представители высших сословий. Ими могли стать только полноправный член общества, гражданин, человек с безукоризненной нравственностью, с отсутствием физических недостатков. Его наружность должна была быть достойной богов. Жрецов могли выбирать жребием, их власть передавалась и по наследству. При некоторых культах были необходимы юношеский возраст, девственность, или обязательное замужество. Божествам мужского пола обычно служили мужчины, женским – женщины. Жреческая служба почти всегда была пожизненной.

Жрецы получали доходы с храмовых земель, им отдавали часть жертвенных животных, другие приношения и сборы. Их личность считалась неприкосновенной. Жрецы имели право на почетное место в собраниях и театрах. Одежда жрецов была белой, пурпурной, шафрановой. На голову с длинными волосами одевали венки или повязки. В особых случаях некоторые жрецы могли появиться в типическом облачении божества, которому служили.

У жрецов всегда было много помощников, временных и постоянных. Они несли священные предметы в процессиях, пели в хоре, служили в алтаре, являлись музыкантами и глашатаями в храмах. Первые помощники служили за плату, потом эта работа стала почетной.

В Японии и Китае во главе даосской религии стояли многочисленные жрецы-даосы. Конфуцианский культ, однако, всегда находился в руках светских властей.

В Древнем Риме высшая жреческая власть была у первых царей. После их изгнания для совершения жертвоприношения была установлена должность жрецов и жриц. Над ними главенствовал понтифик, отвечавший за общественные и частные богослужения и даже за религиозный быт. Коллегия жрецов избирала верховного понтифика. Позднее императоры присвоили себе этот титул. Они одевались в белую тогу, обшитую пурпурной каймой. Высшие жрецы имели курульное кресло, ликторов, почетное место в сенате и театре, право на колесницу. Все жрецы были свободны от военной службы, не платили налоги, были несменяемы и не могли быть привлечены к ответственности гражданскими властями. Они имели служебное жилье и землю. В начале I тысячелетия в Риме насчитывалось более двадцати жреческих коллегий.

Восточные славяне не имели жреческого сословия. В древнейших Киеве и Новгороде не было храмов, только деревянные идолы. Старейшины родов одновременно являлись и жрецами, приносили жертвы, гадали о будущем. Общественные жертвоприношения старейшины совершали в капицах – рощах, у воды. Принесение жертвы имело характер трапезы для богов и душ умерших. У восточных славян были и чародеи и кудесники-знахари. Их называли волхвами. Они не являлись посредниками между богами и людьми и могли вступать в отношения только со злыми духами.

Могущественное сословие жрецов образовалось у балтийских славян. Жрецы в белом наблюдали за священными конями при храмах, назначали дни праздников, закалывали жертвы, возносили молитвы, давали присутствовавшим в храмах советы и поучения. Духовным главой у древних литовцев был верховный жрец Криве-Кривейто. Остальных жрецов называли вайделотами. Их власть распространялась и на эстов, ливов, кривичей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Жрецы Египта, Вавилона, Ассирии. Мистические ордена

Жрецы Египта, Вавилона, Ассирии

Сложная и многоступенчатая религия египетских жрецов, символы, жертвоприношения, празднества были тесно связаны с жизнью природы в плодоносной долине великой реки Нил. Весь Египет – «черная земля» – лежит вдоль Белого и Голубого Нила. Ее часто называли «великолепным эпизодом в грандиозной поэме африканской пустыни». Дельта Нила, у которой находилась первая столица Египта Мемфис, своим изумительным плодородием манила к себе весь древний мир. Знаменитый древнегреческий историк Геродот назвал Египет «подарком Нила».

Весной начиналось таяние снегов в горах и к середине июля Нил разливался на громадные пространства. Вся страна, становившаяся необозримым морем, праздновала эти радостные дни. Только к октябрю Нил возвращался в прежнее русло, повсюду оставив плодородный ил. Как только почва слегка подсыхала, ее обрабатывали и засевали. Почти тут же горячие лучи солнца делали зеленой от посевов всю долину. Урожай собирали в марте и до июля на Египет обрушивалась засуха.

Созданные Нилом и солнцем условия жизни определяли все существование египтян. Урожай в долине был в сто раз больше посевов, а вокруг царили печальное бесплодие и мрачная пустыня. Трудом египтян развивалось земледелие, судоходство, искусство орошения полей, строительство плотин и каналов, землемерие. Раннее развитие культуры принесло египтянам славу древнейшего народа. Его предания и своеобразные культы уходили в глубину веков. Легендарные предания часто заменяли достоверные факты.

Исторические знания о египетской истории хранили жрецы. Около 250 года до нашей эры жрец Манефон из Гелиополиса на греческом языке написал историю Египта. До нашего времени этот труд дошел только в отрывках, которые удалось собрать иудейскому историку Флавию. Манефон утверждал, что в течение веков Египтом управляли боги, затем полубоги и потом фараоны, первый из которых Менес за четыре столетия до нашей эры построил город Мемфис. С этого времени в долине Нила «сосредоточилась вся цивилизация» древнего мира. Египтяне имели огромное влияние на многие племена и народы.

Национальным культом Египта и смыслом египетской религии стало поклонение солнцу. Солнце называли Ра и считали его непрерывно создающей и сохраняющей силой, воплощением всех высших божеств. Ра являлся «властителем обоих миров», отцом и царем богов. Он восседал на солнечном диске и плыл на своем корабле по небу. От него фараоны, называвшие себя «сыновьями Ра», получали свою власть. К солнцу отправлялись праведные души умерших. В городе Солнца Гелиополе находился древнейший храм Ра. Сюда раз в несколько веков с Востока прилетала чудесная птица Феникс, которая сгорала на костре из благоухающего фимиама. Она тотчас же возрождалась обновленной из пепла и возвращалась на родину. Этот миф, возможно, символически изображал круговорот солнца в земной природе.

Кроме отца света властителя небес Ра египтяне почитали и много других богов. «Духом истины» называли бога Пта, сотворившего землю из Хаоса. Быка Аписа считали священной силой солнца. Апис всегда был черного цвета с белыми пятнами на лбу, с двухцветным хвостом. Жрецы создавали для него священные покои и по его поведению предсказывали будущее. После смерти Аписа весь Египет погружался в траур, до тех пор, пока жрецы не находили нового священного быка.

Самыми красивыми святилищами являлись храмы «любящей Пта» богини Баст. Ее культ был светлым и радостным. Это нехарактерное для египтян явление привлекало в святилище Баст в Бубастисе множество народа.

Большой популярностью пользовался культ Осириса, его жены Исиды и сына Гора. Бог изобилия и властитель жизни Осирис, дарящий счастье Египту, был убит своим завистливым братом Тифоном. Исида долго искала тело Осириса, нашла и торжественно погребла в Тисе, древнейшем городе Египта. Осирис стал властителем в царстве смерти. Когда его сын Гор вырос, Осирис явился к нему и убедил отомстить за отца. Гор сражался с Тифоном и в жестоком поединке убил его. Гор вступил на египетский трон и стал последним правителем – богом Египта.

Нижний и Верхний Египет имели разных богов. Во времена, когда блестящей столицей Черной земли стали Фивы, жрецы и фараоны объявили культ Амона-Ра, царя богов. В Фивах Амону-Ра были построены роскошные храмы и святилища, вызывавшие восхищение всех египтян. Богослужение Амону обогащалось все новыми и новыми обрядами, создаваемыми жрецами. Обряды сопровождались увеселительными празднествами и символическими действиями. Они становились все сложнее и торжественнее. Мистические молитвы сопровождались богатыми жертвоприношениями и ритуальными очищениями, воздержанием, постами, мрачными церемониями погребения мертвых. Народу была открыта только внешняя обрядность, внутреннее содержание культов было для них скрыто.

Жрецы попытались преобразовать божественный космос в символику природы, упростить неясные и таинственные учения. В религиозной истории Египта появилась символика животных. Египтяне часто изображали своих богов с головами животных. Символические боги сливались с живыми фигурами животных и становились более наглядными и понятными. В животных-богах сосредотачивались таинственные и непостижимые неизменные законы природы, которым поклонялись жители Черной земли.

Священный бык Апис был посвящен богам, творящим жизнь. Ястреб посвящался всем богам солнца, змеи – Осирису, кошка – богине рождения Баст, баран – Амону. На этих животных стали смотреть, как на посвященных божествам и начали им поклоняться. Между тайным жреческим учением и народной религией образовалась пропасть.

Подобно животным, человек также был проявлением божественной природы. Подобно божествам, он был бессмертен. Египтяне считали, что истинная жизнь начиналась после смерти, достигая «полноты божественного существования». Следует сохранять тело умершего, бальзамировать его, хранить в недоступных гробницах. От сохранности тела у египтян зависело существование души. Вся долина Нила чуть не превратилась в грандиозный склеп.

Жрецы учили, что судьба души находилась в зависимости от ее земной жизни. На заходе солнца тело умершего вносилось в склеп и его душа вступала в мрачное царство теней. Осирис сообщал ей свой приговор. Благочестивые и нравственные души попадали в царство блаженных и наслаждались райской жизнью. Иногда их даже возвращали на землю в тело человека или животного. Преступные души попадали в ужасный ад, охраняемый страшными демонами. Эти души в человеческом образе пытали, кипятили в котлах, рвали, вешали. Описания ада, которые давали жрецы, очень устрашающе действовали на египтян, пугающихся вечного наказания.

Жрецы быстро превратились в высшее египетское сословие. Они вели богослужения, приносили жертвы, совершали обряды, проводили празднества в честь богов. Много времени жрецы занимались науками и искусствами. Верховный суд Египта состоял из тридцати жрецов. Египетские жрецы-врачи пользовались большой известностью. Жрецы создали эмблемную письменность, сформулировали свои нравственные и религиозные воззрения. Они хранили знания, опыт, наблюдения, увековечивали их для потомства. Ученые жрецы собрали в 42 рукописных книгах нравственно-религиозные учения, догматы, законы. Жрецы являлись душой общественной жизни. Они обладали огромным могуществом. Народ с удовольствием подчинялся тем, кто мог дать ему милость богов и вечное блаженство души. Жрецов уважали и почитали все фараоны, хотя часто и формально стояли во главе их.

Каждое святилище-храм в Египте имело своего верховного жреца. В них служили прорицатели, писцы, астрологи. Многочисленные служители готовили священные жертвоприношения, следили за правильным исполнением ритуалов, за украшением изображений богов, руководили многочисленными празднествами. Превосходные хоры певцов сопровождали богослужения. Прорицатели и астрологи выполняли в храмах мистические обязанности. По расположению звезд на небе они определяли приближение и размер разлива Нила, увеличение жары. Египетские жрецы установили продолжительность года в 365 дней. Астрологи предсказывали изменение судьбы, результат различных предприятий. Искусство предсказания было разработано до тонкостей. Египет всегда славился как великая страна чудес. При храмах находились многочисленные бальзамировщики, сторожа при священных животных, носители священных предметов во время торжественных процессий.

Для поддержания своего влияния жрецы вели нравственную жизнь, подвергали себя лишениям, отказывались от наслаждений. Верховный жрец следил за исполнением всеми жрецами строгих законов высшего египетского сословия. Он контролировал точное выполнение культа, жертвоприношений, передавал преемникам религиозные ритуалы и предания. Должности многих жрецов передавались по наследству. В жреческих школах при святилищах учились их многие сыновья.

Религиозное учение жрецы держали в строгой тайне и передавали только посвященным. Мистический полумрак внутреннего святилища храма был доступен очень немногим. Об организации жреческих обществ сохранились очень немногие сведения. Сословие жрецов состояло из нескольких разрядов, посвящение в которые совершалось постепенно. Посвящения всегда представляли собой сложные церемонии с мистической символикой.

О содержании учения египетских жрецов почти ничего не известно. Возможно, они создали единую доктрину, определенную систему знаний. Они пытались разобраться в явлениях и движущих силах природы, определяли законы жизни, даже рассуждали о единобожии, пытаясь свести многочисленные образы богов к одной божественной сущности. При появлении догмата о едином боге рушилась вся древнейшая мифология. Жрецы пытались разгадать великую загадку о цели и смысле человеческой жизни.

С древнейших времен город Вавилон в междуречье Тигра и Евфрата вызывал всеобщее изумление окружающих народов. Миллионное население, гигантские стены, великолепный замок царствующей династии венчались чудом света – грандиозным пирамидальным храмом бога Ваала. Он состоял из восьми сужавшихся этажей высотой до двухсот метров.

Основой вавилонской религии было беспрекословное преклонение перед таинственными, вечными и часто пугающими законами природы. Мужское начало природы заключалось в солнце, звездах, огне, женское – в воде и земле. Божеством неба считался Ану, «перворожденные среди богов, отец богов и властитель тьмы». Ваал почитался как творец небесного мира. Ео считался творческой силой богов. Их женами были Нана, Белита и Дав-Кина, царицы земли и плодородия. Бог солнца Бел считался ниже своего сына Сина, бога Луны. Бин почитался как бог дождя, молнии, грома. В Вавилоне поклонялись богам планет: Ададу – Сатурну, Мардуку – Юпитеру, Нергалу – Марсу, Иштар – Венере, Небу – Меркурию.

Поклонение звездному небу являлось основой формой культа и в Ассирии. Там главным богом считался Асур, покровитель народа. Во дворцах ассирийских царей стояли множество его изображений в виде гигантских статуй львов и быков с головами бородатых мужчин.

Большая священная книга Вавилона дошла до нас в двухстах глиняных клинописных таблицах, многие из которых посвящены магии и астрологии. Вавилонские жрецы составляли союз и жили в особой части города. Свои знания и должности они передавали по наследству в специальных жреческих школах. Ими был составлен священный кодекс заклинаний духов, много веков пользующийся славой собрания мрачной и таинственной мудрости. Считалось, что при помощи магических формул и слов особые люди могли овладеть таинственными силами природы, подчинить их себе. Эти особые люди иногда говорили, что могут предавать людей злым духам, или спасать от них. Три книги вавилонской магии содержали в себе заговоры и заклинания против злых духов, заговоры против болезней, которые приносят эти злые духи. Геродот писал, что в Вавилоне и Ассирии не было знающих врачей. Лечение часто сводилось к страшным заклинаниям и применению изготавливаемых кудесниками волшебных напитков. В третьей книге магии находились гимны и покаянные псалмы к разным богам, чтение которых должно было производить сверхъестественное, мистическое воздействие. Распространены были амулеты и талисманы. Из Вавилона магия проникла в Ассирию, Мидию, Персию.

Жрецы с Вавилонского храма наблюдали звездное небо, могли определить полдень, время дня, предсказывали солнечные и лунные затмения, пытались предсказывать будущее. Жреческая астрология утверждала, что звезды определяют все земные события, все перемены в человеческой жизни – «если луна видна в первый день месяца, то страна будет радоваться; если она будет очень маленькой, будет богатый урожай». Каждому главному богу принадлежал какой-то день недели. Так появилась наша семидневная неделя, вавилонское изобретение, ставшее достоянием цивилизации.

Вавилонские и ассирийские астрологи создали очень сильную школу распознавания сокровенных тайн судьбы. Их мрачные приемы прорицания дали им огромную силу воздействия на население, на все стороны общественной жизни. Они гадали по птичьему полету, по внутренностям жертвенных животных, по явлениям природы, по снам. Это искусство быстро перешло из Вавилона в Малую Азию, Грецию, Карфаген, даже в Европу. Мистические пророчества давались по линиям руки, падению дождя, цвету дневных и ночных облаков, блеску молний, раскатам грома, шелесту деревьев и кустов. Ассирийцы вообще записывали содержание снов как исторические события.

Огромные знания и искусные приемы прорицаний составляли особо охраняемую тайну вавилонского жреческого сословия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Месопотамия | Религия и обряды Вавилона

Говорят, Семирамида, царица Вавилонская, охотно дарила мужчинам свою благосклонность. “Вавилонской блудницей” прозвали в веках именно ее. Такое неудивительно слышать о властительнице города, где главным религиозным актом было совокупление верховного бога — покровителя Вавилона Мардука-Бела со жрицей из местных женщин в его собственном храме Эсагила (Э-Сагила, “Дом поднятия головы”) наверху храмовой башни Этеменанки (”Дом основания небес и земли”), известной народам как Вавилонская башня. Обряд совершал, замещая Мардука, главный жрец Вавилонии — царь.В день весеннего равноденствия, вычисленный астрономами-жрецами с вершины Этеменанки, то есть на вавилонский Новый год, и происходил обряд “священного брака” — как кульминация 9—12-дневного празднества. Ритуал его был расписан до мельчайших подробностей.

“Второго нисана, за два часа до окончания ночи, встает жрец-шешгаллу и моется речной водой. Он становится перед Белом и обращается к нему с молитвой. Эта молитва — тайна Эсагилы. Кроме жреца-шешгаллу из Экуа, пусть Бел никому не показывается!”

Статуя Мардука, сидящего на троне, была из чистого золота. Перед ним стояли большой золотой стол и стул. На все вместе пошло 800 талантов (24 тонны) золота. Около храма были два золотых жертвенника — большой и малый, для мелкого скота, животных, сосущих материнское молоко. Помещение (капелла) Мардука имело мраморные стены, украшенные золотом и лазуритом. Еще одна золотая статуя Мардука - Бела высотой 6 метров стояла в пределах Эсагилы под открытым небом, символизируя Вавилон.

По ритуалу совершались жертвоприношения, сопровождаемые музыкой и пением храмовых певцов. Вообще за все дни праздника сжигалось воскурений (ладана) 1000 талантов (30 тонн). Златокузнецу и резчику-столяру приказывалось изготовить несколько деревянных статуй, изображений, оставшихся неизвестными. Для этой цели из сокровищницы выдавали душистую древесину кедра и тамариска, золото и драгоценные камни. На шестой день, после прибытия в храм Мардука «гостя» — бога Нэбо из соседнего с Вавилоном города-храма Борсиппы, таинственные статуи обезглавливались “носителями мечей”.

За жертвоприношениями следовали трапезы. За трапезами — ночные молитвы. Жрец-шешгаллу обращался к созвездию Ику — небесному подобию Вавилона. Затем он обращался к Мардуку и читал ему полностью “Поэму о сотворении мира”, в которой Мардук чаще всего назывался Белом. И тогда начинались приготовления к встрече бога Нэбо, сына Мардука, бога письменности.

Им были написаны таблицы судеб, находившиеся в “Храме судеб”. Начиная с III тысячелетия до н. э. владение этими таблицами давало право притязать на мировое господство. Мардуку таблицы достались после победы над Тиамат — праматерью богов и владычицей моря. Нэбо прибывал в Вавилон по своей дороге: поверх основания из обожженного кирпича она была вымощена красными и белыми плитами из брекчика (сцементированных обломков горных пород) и известняка; дорога проходила под Высокими воротами, украшенными изразцами. Кончался путь у канала, где Нэбо ожидал корабль.

Страницы: 1 2 3

Вернуться к содержанию рубрики Месопотамия

www.mysterylife.ru

Александр Андреев, Максим АндреевМистические ордена

«Когда Адам пахал, а Ева пряла,

Кто был там дворянин?»

Английская песня XIV века

Введение

С древнейших времен во многих государствах существовали политические, общественные, религиозные организации. Возникновение этих обществ, часто называемых орденами, всегда вызывались конкретными причинами. Ордена имели разные формы – военные, гражданские, научные. Некоторые исследователи называли политические общества «выражением совести в истории». Часто политические общества создавались из чувства мщения, но не личности, а учреждению, из ненависти к злу, к несправедливости, к рабству. Это придавало орденам мистическое величие, без которого они сразу же превращались в небольшие, традиционные политические партии. Это же объясняло и цель существования орденов, поскольку они редко исполняли или добивались того, что обещали.

Общества и ордена обычно были мистическими, так как знания человека о природе, об окружающем мире всегда перемешивались с заблуждениями. Посвященные и члены орденов обычно всегда ставили своей целью «выход от владычества поработительного мрака к дарующему свободу свету».

Во всех орденах при приеме существовал мистический обряд, везде провозглашалось внешнее, открытое, и внутреннее, тайное учение, наличие тайн, несколько степеней посвящения. Члены мистических орденов узнавали и общались друг с другом условными знаками и выражениями. Выдача тайн ордена, предательство, всегда считалось низостью и сопровождалось самыми тяжкими карами, поэтому при вступлении вступающий произносил самые страшные клятвы о сохранении этих тайн.

Правители всегда и во всех странах, кроме подлинно демократических, старались подавить или приручить философскую, политическую мысль, поскольку она нарушала их покой и образ жизни. Однако от частых и жестоких гонений мысль всегда делалась более свободной. А где преобладала свобода – там появлялась демократия и была не нужна мистическая таинственность.

Тайные политические и мистические ордена были не только созерцательного, но и активного типа. Некоторые историки называли их «благодетельными клапанами для настоящего и могущественными рычагами для будущего, без которых драма истории состояла бы из одного монолога деспотизма». Впрочем, часто ордена заслуживали и другого комментария, совсем не позитивно.

Работа рассказывает о жрецах, магах, брахманах, друидах, ессеях – первых древнейших мистических обществах. Ариане отрицали церковную иерархию. Монофизиты боролись за свободу против Византийской империи. Монтанисты боролись против несправедливости существовавшего строя. Донатисты говорили о грехах священников. Хилиасты добивались «тысячелетнего царства блаженства на земле». С донатистами и хилиастами боролся сам столп средневековой церкви Августин, написавший знаменитое сочинение «О граде Божьем».

В VII веке возникло движение павликиан, в IX веке – богомилов. Большую часть их учений приняли вальденсы, катары и альбигойцы в XIII веке. В это же время идеи «царства мира и правды на земле» развивали иоахимиты. Лолларды и гуситы возглавляли народные восстания против власти.

Многие общества образовывались, как правило, в городах, в Италии, Франции, Фландрии. В XVI веке прошедшая реформация породила протестантизм, баптистов, анабаптистов, множество различных самостоятельных групп, отказавшихся от сложной иерархии.

Деятельность масонов, розенкрейцеров, иллюминатов в XVIII и XIX веках всегда порождала много вопросов, на которые не было ответов.

Жречество. Жрецы Египта, Вавилона, Ассирии, маги Ирана, зороастрийцы и маздеизм, брахманы Индии. III–I тысячелетие до нашей эры

С III тысячелетия до нашей эры известна особая общественная группа, занимавшаяся религиозными жертвоприношениями. Само слово «жрец» одного корня со словом «жертва». Жрецы являлись посредниками между людьми и древними богами, произносили молитвы, разрабатывали догмы и системы религиозных представлений и ритуалов. У многих древнейших народов существовали первобытные колдуны, кудесники, чародеи, врачеватели. За ними признавался дар общения с невидимыми духами и даже возможность принуждать их к послушанию. В истории остались североамериканские медицинмены, бразильские пиаи, южноафриканские фетишисты, австралийские и папуасские кудесники, нойды лопарей и сибирские шаманы.

Из жрецов-кудесников в процессе развития общества развилась особая каста. Ее возникновение было вызвано появлением общественных жертвоприношений. Для их проведения была нужна специальная подготовка, соблюдение определенных, достаточно сложных правил.

Образовалась каста профессиональных жрецов, монополистов по общению с духами и богами. Они проходили особую длительную подготовку и сложное посвящение под руководством старых жрецов. Постепенно появилась наследственность жреческого звания, устанавливающая преемственность тайных знаний, недоступность другим, непосвященным людям. Часто на жрецов налагались особые запреты – табу. Возникли особые корпорации жрецов, по происхождению и интересам близких к военачальникам и вождям племен. Корпорации разделялись по функциям и профессиям, они занимались лечением, предсказаниями, гаданиями, военной магией, судили.

Верховная власть с раннего исторического периода была тесно связана с жречеством, дававшим вождям и ранним царям сакральный характер их правления. Нередко сами вожди присваивали себе функции жрецов. Наибольшего развития касты жрецов добились в Египте, Иране, Индии, где при храмах действовали греческие учебные заведения. Египетские жрецы при XXI династии фараонов даже захватили власть. Жрецы древнего Вавилона полностью контролировали экономическую жизнь страны. В Индии брахманы часто соперничали со светской властью и иногда побеждали.

Жрецы добились больших успехов в науке. Из их практических культов возникли начала астрономии, геометрии, геодезии. Жрецами разработан современный календарь. Корпорации жрецов хранили и тщательно оберегали все имевшиеся в их распоряжении научные знания.

В Древней Греции жрецы действовали только при немногих святилищах. Жрецами становились представители высших сословий. Ими могли стать только полноправный член общества, гражданин, человек с безукоризненной нравственностью, с отсутствием физических недостатков. Его наружность должна была быть достойной богов. Жрецов могли выбирать жребием, их власть передавалась и по наследству. При некоторых культах были необходимы юношеский возраст, девственность, или обязательное замужество. Божествам мужского пола обычно служили мужчины, женским – женщины. Жреческая служба почти всегда была пожизненной.

Жрецы получали доходы с храмовых земель, им отдавали часть жертвенных животных, другие приношения и сборы. Их личность считалась неприкосновенной. Жрецы имели право на почетное место в собраниях и театрах. Одежда жрецов была белой, пурпурной, шафрановой. На голову с длинными волосами одевали венки или повязки. В особых случаях некоторые жрецы могли появиться в типическом облачении божества, которому служили.

У жрецов всегда было много помощников, временных и постоянных. Они несли священные предметы в процессиях, пели в хоре, служили в алтаре, являлись музыкантами и глашатаями в храмах. Первые помощники служили за плату, потом эта работа стала почетной.

В Японии и Китае во главе даосской религии стояли многочисленные жрецы-даосы. Конфуцианский культ, однако, всегда находился в руках светских властей.

В Древнем Риме высшая жреческая власть была у первых царей. После их изгнания для совершения жертвоприношения была установлена должность жрецов и жриц. Над ними главенствовал понтифик, отвечавший за общественные и частные богослужения и даже за религиозный быт. Коллегия жрецов избирала верховного понтифика. Позднее императоры присвоили себе этот титул. Они одевались в белую тогу, обшитую пурпурной каймой. Высшие жрецы имели курульное кресло, ликторов, почетное место в сенате и театре, право на колесницу. Все жрецы были свободны от военной службы, не платили налоги, были несменяемы и не могли быть привлечены к ответственности гражданскими властями. Они имели служебное жилье и землю. В начале I тысячелетия в Риме насчитывалось более двадцати жреческих коллегий.

Восточные славяне не имели жреческого сословия. В древнейших Киеве и Новгороде не было храмов, только деревянные идолы. Старейшины родов одновременно являлись и жрецами, приносили жертвы, гадали о будущем. Общественные жертвоприношения старейшины совершали в капицах – рощах, у воды. Принесение жертвы имело характер трапезы для богов и душ умерших. У восточных славян были и чародеи и кудесники-знахари. Их называли волхвами. Они не являлись посредниками между богами и людьми и могли вступать в отношения только со злыми духами.

Могущественное сословие жрецов образовалось у балтийских славян. Жрецы в белом наблюдали за священными конями при храмах, назначали дни праздников, закалывали жертвы, возносили молитвы, давали присутствовавшим в храмах советы и поучения. Духовным главой у древних литовцев был верховный жрец Криве-Кривейто. Остальных жрецов называли вайделотами. Их власть распространялась и на эстов, ливов, кривичей.

Жрецы Египта, Вавилона, Ассирии

Сложная и многоступенчатая религия египетских жрецов, символы, жертвоприношения, празднества были тесно связаны с жизнью природы в плодоносной долине великой реки Нил. Весь Египет – «черная земля» – лежит вдоль Белого и Голубого Нила. Ее часто называли «великолепным эпизодом в грандиозной поэме африканской пустыни». Дельта Нила, у которой находилась первая столица Египта Мемфис, своим изумительным плодородием манила к себе весь древний мир. Знаменитый древнегреческий историк Геродот назвал Египет «подарком Нила».

Весной начиналось таяние снегов в горах и к середине июля Нил разливался на громадные пространства. Вся страна, становившаяся необозримым морем, праздновала эти радостные дни. Только к октябрю Нил возвращался в прежнее русло, повсюду оставив плодородный ил. Как только почва слегка подсыхала, ее обрабатывали и засевали. Почти тут же горячие лучи солнца делали зеленой от посевов всю долину. Урожай собирали в марте и до июля на Египет обрушивалась засуха.

 

Созданные Нилом и солнцем условия жизни определяли все существование египтян. Урожай в долине был в сто раз больше посевов, а вокруг царили печальное бесплодие и мрачная пустыня. Трудом египтян развивалось земледелие, судоходство, искусство орошения полей, строительство плотин и каналов, землемерие. Раннее развитие культуры принесло египтянам славу древнейшего народа. Его предания и своеобразные культы уходили в глубину веков. Легендарные предания часто заменяли достоверные факты.

Исторические знания о египетской истории хранили жрецы. Около 250 года до нашей эры жрец Манефон из Гелиополиса на греческом языке написал историю Египта. До нашего времени этот труд дошел только в отрывках, которые удалось собрать иудейскому историку Флавию. Манефон утверждал, что в течение веков Египтом управляли боги, затем полубоги и потом фараоны, первый из которых Менес за четыре столетия до нашей эры построил город Мемфис. С этого времени в долине Нила «сосредоточилась вся цивилизация» древнего мира. Египтяне имели огромное влияние на многие племена и народы.

Национальным культом Египта и смыслом египетской религии стало поклонение солнцу. Солнце называли Ра и считали его непрерывно создающей и сохраняющей силой, воплощением всех высших божеств. Ра являлся «властителем обоих миров», отцом и царем богов. Он восседал на солнечном диске и плыл на своем корабле по небу. От него фараоны, называвшие себя «сыновьями Ра», получали свою власть. К солнцу отправлялись праведные души умерших. В городе Солнца Гелиополе находился древнейший храм Ра. Сюда раз в несколько веков с Востока прилетала чудесная птица Феникс, которая сгорала на костре из благоухающего фимиама. Она тотчас же возрождалась обновленной из пепла и возвращалась на родину. Этот миф, возможно, символически изображал круговорот солнца в земной природе.

Кроме отца света властителя небес Ра египтяне почитали и много других богов. «Духом истины» называли бога Пта, сотворившего землю из Хаоса. Быка Аписа считали священной силой солнца. Апис всегда был черного цвета с белыми пятнами на лбу, с двухцветным хвостом. Жрецы создавали для него священные покои и по его поведению предсказывали будущее. После смерти Аписа весь Египет погружался в траур, до тех пор, пока жрецы не находили нового священного быка.

Самыми красивыми святилищами являлись храмы «любящей Пта» богини Баст. Ее культ был светлым и радостным. Это нехарактерное для египтян явление привлекало в святилище Баст в Бубастисе множество народа.

Большой популярностью пользовался культ Осириса, его жены Исиды и сына Гора. Бог изобилия и властитель жизни Осирис, дарящий счастье Египту, был убит своим завистливым братом Тифоном. Исида долго искала тело Осириса, нашла и торжественно погребла в Тисе, древнейшем городе Египта. Осирис стал властителем в царстве смерти. Когда его сын Гор вырос, Осирис явился к нему и убедил отомстить за отца. Гор сражался с Тифоном и в жестоком поединке убил его. Гор вступил на египетский трон и стал последним правителем – богом Египта.

Нижний и Верхний Египет имели разных богов. Во времена, когда блестящей столицей Черной земли стали Фивы, жрецы и фараоны объявили культ Амона-Ра, царя богов. В Фивах Амону-Ра были построены роскошные храмы и святилища, вызывавшие восхищение всех египтян. Богослужение Амону обогащалось все новыми и новыми обрядами, создаваемыми жрецами. Обряды сопровождались увеселительными празднествами и символическими действиями. Они становились все сложнее и торжественнее. Мистические молитвы сопровождались богатыми жертвоприношениями и ритуальными очищениями, воздержанием, постами, мрачными церемониями погребения мертвых. Народу была открыта только внешняя обрядность, внутреннее содержание культов было для них скрыто.

Жрецы попытались преобразовать божественный космос в символику природы, упростить неясные и таинственные учения. В религиозной истории Египта появилась символика животных. Египтяне часто изображали своих богов с головами животных. Символические боги сливались с живыми фигурами животных и становились более наглядными и понятными. В животных-богах сосредотачивались таинственные и непостижимые неизменные законы природы, которым поклонялись жители Черной земли.

Священный бык Апис был посвящен богам, творящим жизнь. Ястреб посвящался всем богам солнца, змеи – Осирису, кошка – богине рождения Баст, баран – Амону. На этих животных стали смотреть, как на посвященных божествам и начали им поклоняться. Между тайным жреческим учением и народной религией образовалась пропасть.

Подобно животным, человек также был проявлением божественной природы. Подобно божествам, он был бессмертен. Египтяне считали, что истинная жизнь начиналась после смерти, достигая «полноты божественного существования». Следует сохранять тело умершего, бальзамировать его, хранить в недоступных гробницах. От сохранности тела у египтян зависело существование души. Вся долина Нила чуть не превратилась в грандиозный склеп.

Жрецы учили, что судьба души находилась в зависимости от ее земной жизни. На заходе солнца тело умершего вносилось в склеп и его душа вступала в мрачное царство теней. Осирис сообщал ей свой приговор. Благочестивые и нравственные души попадали в царство блаженных и наслаждались райской жизнью. Иногда их даже возвращали на землю в тело человека или животного. Преступные души попадали в ужасный ад, охраняемый страшными демонами. Эти души в человеческом образе пытали, кипятили в котлах, рвали, вешали. Описания ада, которые давали жрецы, очень устрашающе действовали на египтян, пугающихся вечного наказания.

Жрецы быстро превратились в высшее египетское сословие. Они вели богослужения, приносили жертвы, совершали обряды, проводили празднества в честь богов. Много времени жрецы занимались науками и искусствами. Верховный суд Египта состоял из тридцати жрецов. Египетские жрецы-врачи пользовались большой известностью. Жрецы создали эмблемную письменность, сформулировали свои нравственные и религиозные воззрения. Они хранили знания, опыт, наблюдения, увековечивали их для потомства. Ученые жрецы собрали в 42 рукописных книгах нравственно-религиозные учения, догматы, законы. Жрецы являлись душой общественной жизни. Они обладали огромным могуществом. Народ с удовольствием подчинялся тем, кто мог дать ему милость богов и вечное блаженство души. Жрецов уважали и почитали все фараоны, хотя часто и формально стояли во главе их.

Каждое святилище-храм в Египте имело своего верховного жреца. В них служили прорицатели, писцы, астрологи. Многочисленные служители готовили священные жертвоприношения, следили за правильным исполнением ритуалов, за украшением изображений богов, руководили многочисленными празднествами. Превосходные хоры певцов сопровождали богослужения. Прорицатели и астрологи выполняли в храмах мистические обязанности. По расположению звезд на небе они определяли приближение и размер разлива Нила, увеличение жары. Египетские жрецы установили продолжительность года в 365 дней. Астрологи предсказывали изменение судьбы, результат различных предприятий. Искусство предсказания было разработано до тонкостей. Египет всегда славился как великая страна чудес. При храмах находились многочисленные бальзамировщики, сторожа при священных животных, носители священных предметов во время торжественных процессий.

Для поддержания своего влияния жрецы вели нравственную жизнь, подвергали себя лишениям, отказывались от наслаждений. Верховный жрец следил за исполнением всеми жрецами строгих законов высшего египетского сословия. Он контролировал точное выполнение культа, жертвоприношений, передавал преемникам религиозные ритуалы и предания. Должности многих жрецов передавались по наследству. В жреческих школах при святилищах учились их многие сыновья.

Религиозное учение жрецы держали в строгой тайне и передавали только посвященным. Мистический полумрак внутреннего святилища храма был доступен очень немногим. Об организации жреческих обществ сохранились очень немногие сведения. Сословие жрецов состояло из нескольких разрядов, посвящение в которые совершалось постепенно. Посвящения всегда представляли собой сложные церемонии с мистической символикой.

О содержании учения египетских жрецов почти ничего не известно. Возможно, они создали единую доктрину, определенную систему знаний. Они пытались разобраться в явлениях и движущих силах природы, определяли законы жизни, даже рассуждали о единобожии, пытаясь свести многочисленные образы богов к одной божественной сущности. При появлении догмата о едином боге рушилась вся древнейшая мифология. Жрецы пытались разгадать великую загадку о цели и смысле человеческой жизни.

С древнейших времен город Вавилон в междуречье Тигра и Евфрата вызывал всеобщее изумление окружающих народов. Миллионное население, гигантские стены, великолепный замок царствующей династии венчались чудом света – грандиозным пирамидальным храмом бога Ваала. Он состоял из восьми сужавшихся этажей высотой до двухсот метров.

Основой вавилонской религии было беспрекословное преклонение перед таинственными, вечными и часто пугающими законами природы. Мужское начало природы заключалось в солнце, звездах, огне, женское – в воде и земле. Божеством неба считался Ану, «перворожденные среди богов, отец богов и властитель тьмы». Ваал почитался как творец небесного мира. Ео считался творческой силой богов. Их женами были Нана, Белита и Дав-Кина, царицы земли и плодородия. Бог солнца Бел считался ниже своего сына Сина, бога Луны. Бин почитался как бог дождя, молнии, грома. В Вавилоне поклонялись богам планет: Ададу – Сатурну, Мардуку – Юпитеру, Нергалу – Марсу, Иштар – Венере, Небу – Меркурию.

Поклонение звездному небу являлось основой формой культа и в Ассирии. Там главным богом считался Асур, покровитель народа. Во дворцах ассирийских царей стояли множество его изображений в виде гигантских статуй львов и быков с головами бородатых мужчин.

Большая священная книга Вавилона дошла до нас в двухстах глиняных клинописных таблицах, многие из которых посвящены магии и астрологии. Вавилонские жрецы составляли союз и жили в особой части города. Свои знания и должности они передавали по наследству в специальных жреческих школах. Ими был составлен священный кодекс заклинаний духов, много веков пользующийся славой собрания мрачной и таинственной мудрости. Считалось, что при помощи магических формул и слов особые люди могли овладеть таинственными силами природы, подчинить их себе. Эти особые люди иногда говорили, что могут предавать людей злым духам, или спасать от них. Три книги вавилонской магии содержали в себе заговоры и заклинания против злых духов, заговоры против болезней, которые приносят эти злые духи. Геродот писал, что в Вавилоне и Ассирии не было знающих врачей. Лечение часто сводилось к страшным заклинаниям и применению изготавливаемых кудесниками волшебных напитков. В третьей книге магии находились гимны и покаянные псалмы к разным богам, чтение которых должно было производить сверхъестественное, мистическое воздействие. Распространены были амулеты и талисманы. Из Вавилона магия проникла в Ассирию, Мидию, Персию.

Жрецы с Вавилонского храма наблюдали звездное небо, могли определить полдень, время дня, предсказывали солнечные и лунные затмения, пытались предсказывать будущее. Жреческая астрология утверждала, что звезды определяют все земные события, все перемены в человеческой жизни – «если луна видна в первый день месяца, то страна будет радоваться; если она будет очень маленькой, будет богатый урожай». Каждому главному богу принадлежал какой-то день недели. Так появилась наша семидневная неделя, вавилонское изобретение, ставшее достоянием цивилизации.

Вавилонские и ассирийские астрологи создали очень сильную школу распознавания сокровенных тайн судьбы. Их мрачные приемы прорицания дали им огромную силу воздействия на население, на все стороны общественной жизни. Они гадали по птичьему полету, по внутренностям жертвенных животных, по явлениям природы, по снам. Это искусство быстро перешло из Вавилона в Малую Азию, Грецию, Карфаген, даже в Европу. Мистические пророчества давались по линиям руки, падению дождя, цвету дневных и ночных облаков, блеску молний, раскатам грома, шелесту деревьев и кустов. Ассирийцы вообще записывали содержание снов как исторические события.

Огромные знания и искусные приемы прорицаний составляли особо охраняемую тайну вавилонского жреческого сословия.

fictionbook.ru

Жрецы. Вавилон

Фэн-Шуй

ХотейВ дословном переводе Фэн-Шуй значит "вода и ветер". Как гласит одно мудрое древнекитайское изречение, "поток энергии рассеивается ветром и останавливается на границе вод".

Согласно восточной философии, человек - лишь часть вселенной и у каждого из нас есть свой жизненный потенциал. Задача фэн-шуй - дать этому потенциалу раскрыться в полную меру, чтобы человек не тратил себя на преодоление препятствий и смог сделать в жизни то, что ему предназначено. А это во многом зависит от того, как человек располагает себя в пространстве.

Читать дальше...

Сакральная медицина

Медицина шаманов и древних египтян, обрядовая медицина аграриев, гностическая, антропософская, ведическая медицина, медицина Дао и методы африканских колдунов, а также и медицина доколумбовой Америки, алхимия, "возвышенное дыхание" йоги, Дзэн, Тайцзи-Цюань, -весь этот огромный опыт и знания нетрадиционной медицины, существовавший в специфических средах обитания, уходят в глубь веков, тысячелетий...

Читать дальше...

Магия

Магия - это явления природы, которые еще не изучены. Ничего сверхъестественного во Вселенной нет. Магия- это скрытые (от большинства людей) возможности любого предмета, живого существа или растения.

Вы наверняка слышали о таких понятиях как, магия имени, магия растений, магия камней… Магия взгляда… Здесь мы и подошли вплотную к человеку - у него тоже есть своя магия. И чем сложнее организм, а главное - чем более развит его Космический разум, тем более у него возможностей.

Для многих людей магия- это что-то сверхестественное и необъяснимое. Чудо из чудес. Фантастика. Вымысел и так далее. Но есть люди, которые считают магию, одним из искусств, которым может овладеть любой имеющий соответствующие способности и желание обучаться.

Читать дальше...

Гороскоп

Сколько бы не прошло времени с возникновения астрологии, человек все еще всерьез воспринимает её предсказания. Это наверное от того, что многое сбывается, многое соответствует, многое доказано наукой, как истина. И ко всему сказанному, очень хочеться добавить, кому же нам верить, как не звездам. Звезды не лгут.

Читать дальше...

naitysebya.narod.ru

Процветание и упадок вавилонской магии - 29 Апреля 2013 | Земля

Упадок древней вавилонской магии начался задолго до окончательного падения Вавилонского Царства. Тайная магия все более и более принимала дикие и жестокие формы примитивного суеверия.

Независимое Вавилонское государство перестало существовать за три века до того, как вавилонский жрец Бероз написал историю своего народа. Покорившее Вавилон Персидское царство само успело придти в упадок и было сокрушено Александром Македонским, который сделал Вавилон столицей державы, но после его смерти она распалась. Некогда величайший город мира стал провинциальным центром Антиохийского царства, где правила династия македонского происхождения. Вавилонский жрец, скорее всего, написал свой труд по заказу одного из антиохийских царей. Это самое полное историческое повествование о Древнем Вавилоне.

Магические знания, как и все прочие элементы науки и культуры, древние вавилоняне получили от семи загадочных рыб, которые однажды вышли на берег из вод Вавилонского моря, то есть современного Персидского залива. Жрец об этом пишет так: "Вначале в Вавилоне люди жили в беспорядке, как животные. Но однажды из Вавилонского моря поднялось существо по имени Оаннес, одаренное разумом. Оно имело тело рыбы и человеческую голову. Существо познакомило людей с науками, письмом, медициной и разными искусствами, научило строить храмы и селиться в городах. Затем существо вернулось в море, а люди развили то, что Оаннес объяснил в общих чертах."

Рациональные исследователи прошлого века пришли к выводу, что Бероз пересказывает какое-то не слишком древнее, по тем временам, предание. Тогда еще не было разговоров об инопланетянах, которые принесли на Землю всевозможные научные знания. Ныне у некоторых авторов эта версия стала очень модной. Ведь по преданию, люди-рыбы также показали вавилонянам летающие колесницы, а еще они умели за считанные мгновения переносится из одного места в другое. Но всему этому они не обучили древних вавилонян, так как они еще не были готовы к тому, чтобы воспринять подобные знания.

Тем не менее, в магических трудах древних вавилонян есть много самых фантастических рецептов того, как с помощью заклинаний перенести человека на огромное расстояние. Вера в то, что такое возможно, родилась именно в Вавилоне. Древние вавилоняне достигли огромных познаний в астрономии. Религия древних обитателей Междуречья состояла в поклонении небесным телам. Самыми авторитетными богами были боги Солнца и Луны.

Такие божества были у всех народов, так как дневное и ночное светила играли большую роль в жизни древних и даже первобытных людей. Кроме этого, в Вавилоне были боги пяти больших планет Солнечной Системы: бог Меркурия, Марса, Юпитера и Сатурна. Богиня Венеры в древнейших настенных надписях называлась матерью всех богов. Противоположностью ей была богиня смерти, которая считалась богиней одной из звезд.

Некоторые исследователи предполагают, что древние вавилоняне могли наблюдать на небе регулярно появляющуюся комету, которую они и считали звездой богини смерти, потому, что ее появление не приносило им ничего хорошего. Затем, эта комета исчезла и культ богини смерти постепенно сошел на нет. В прошлом веке в Ираке в районе древнейшей столицы Междуречья археологи обнаружили остатки храма, который предположительно был посвящен одному из планетарных богов. На стене этого храма был найден рисунок: десять кругов вокруг символического изображения солнца.

Если это действительно так, то придется признать, что жрецы Древнего Междуречья знали, что планет на самом деле не шесть, как думали все в Древнем Мире, а десять. Причем, о существовании десятой планеты человечество достоверно узнало только несколько десятилетий назад.

Первыми астрологами также были жрецы храмов планетарных богов Древнего Междуречья, которых называли магами. И только несколько столетий спустя это слово приобрело известное нам сегодня значение. Маги считали, что все обусловлено движением небесных тел, а Солнце подобно далеким звездам. Они знали, что за сам факт зарождения жизни мы должны быть благодарны теплу Солнца. Правда, они ошибочно полагали, что и Луна также является звездой. Со временем, на основании личных наблюдений они пришли к неверному выводу о том, что Солнце подобно всем прочим небесным телам вращается вокруг Земли на небесном своде.

Во времена первых вавилонских царей древняя астрология была тайная наука и не оставила о себе письменных свидетельств. Все, что сегодня известно под названием вавилонской астрологии, интерпретации начала христианской эры, составители которых, были знакомы с астрологическими таблицами времен вавилонского царства. Мы, вероятно, также никогда не узнаем, что представляли из себя древнейшие вавилонские оккультные науки и магическая медицина, как они развивались, и было ли это развитие прогрессивным или они постепенно деградировали, как считают сторонники теории о том, что эти знания принесли в Древнее Междуречье представители неземной цивилизации.

Ясно, однако, что упадок древней вавилонской магии начался задолго до окончательного падения Вавилонского Царства. Затем у Вавилона появился могущественный конкурент - Ассирия. Ассирийский царь Сарукин сокрушил вавилонского царя. Хотя в то время между Ассирией и Вавилоном еще не было непримиримой вражды. Вавилон даже был столицей Ассирийского государства, но вавилонские жрецы отказывались почитать ассирийских богов, за что многие из них подверглись гонениям, а сокровенные знания магов ушли в могилу вместе с их носителями, которые не передали их своим ученикам, опасаясь, что таким образом они станут известны и конкурентам - жрецам ассирийских богов. В этот период, вероятно, и появилась черная магия.

В этом деле особо преуспели халдеи, которые видели основной задачей магии причинение вреда своим врагам. При этом они не считали зазорным заключать соглашения с демонами и прочими злыми духами. В период вавилонского Царства черная магия получила большое развитие, наряду с искусством и архитектурой. Однако, магическая медицина и прочие науки продолжали деградировать. Отчасти это можно объяснить общей политической ситуацией в регионе. Вавилонские цари последней династии постоянно вели войны, которые сопровождались голодом и эпидемиями. Ценность человеческой жизни в глазах современников страшно упала. Судя по всему, цари последней династии были гораздо менее образованными людьми, чем их предшественники.

В середине шестого века до нашей эры царь персов Кир сокрушил вавилонское Царство, положив тем самым конец существованию независимого государства Вавилон. Сам "вечный город" был практически полностью разрушен. Вероятно, опасаясь, что вавилонские жрецы могут как-то повредить персам, Кир запретил всякую магическую практику. Впрочем, тайная магия продолжала существовать и при персах, но она все более и более принимала дикие и жестокие формы примитивного суеверия.

earth-chronicles.ru


Смотрите также