Жрецы древнего рима. Жрецы в Древнем Риме (авгуры, фециалы)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Галлы: жрецы Фригии и Древнего Рима. Жрецы древнего рима


ЖРЕЦЫ И ЖРИЦЫ В РИМЕ. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима

ЖРЕЦЫ И ЖРИЦЫ В РИМЕ

Если бы всех, кто грешит, поражал Юпитер громами,

То без единой стрелы вскоре остался бы он.

Бог же, когда прогремит и грохотом мир испугает,

Чистым, дождь разогнав, делает воздух опять.

Овидий. Скорбные элегии, II, 33—36

В Риме религиозные обряды, связанные с жизнью семьи, с делами домашними, частными, совершал сам отец семейства; в деревне же его мог заменить имевший особые полномочия управляющий поместьем. Обряды, связанные с делами государственными, совершались под руководством носителя высшей власти; в древнейшую эпоху римской истории это был царь, в период республики — главные должностные лица: консулы, преторы, а когда положение державы бывало особенно сложным, критическим, всю полноту власти брал на себя назначенный сенатом диктатор. Непосредственно отправлением культа, обрядами, жертвоприношениями, молитвами ведали жрецы.

Религиозная процессия

Считается, что впервые их ввел в Риме царь Нума Помпилий, к временам которого местная традиция возводила начало организованной религиозной жизни вообще. По словам Плутарха, «Нуме приписывают учреждение должности верховных жрецов (римляне зовут их „понтификами“)» (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Нума, IX). Однако и в Риме не было особого замкнутого жреческого сословия, ведь в принципе обязанности жреца и даже верховного понтифика мог исполнять любой гражданин, удостоившийся избрания. Известно, что и Цицерон, и Плиний Младший добились сана авгуров — жрецов-птицегадателей, занимавшихся предсказаниями исходя из наблюдений за птицами, за их полетом, криками и т. п. Плиний Младший, получивший при императоре Траяне сан авгура, очень радовался этой высокой чести, и прежде всего потому, что сан этот давался пожизненно: «Само это жреческое звание, и древнее, и святое, замечательно еще и тем, что его нельзя отобрать. Другие звания, почти равные по достоинству, можно и пожаловать, и отнять; тут же судьба властна только дать» (Письма Плиния Младшего, IV, 8).

Наибольшей властью в вопросах религии располагала коллегия понтификов, во главе которой стоял верховный понтифик. К коллегии принадлежали также высший жрец, ведавший жертвоприношениями («священный царь»), и три фламина, служивших определенным божествам: жрецы Юпитера, Марса и Ромула-Квирина — божественных покровителей Вечного города. Эти фламины назывались старшими, и выбирали их из представителей знатнейших патрицианских родов в отличие от фламинов младших, служивших божествам, менее почитаемым в Риме, и не входивших в коллегию понтификов; младшими фламинами могли стать и выходцы из плебса. Наряду с этим существовали и другие религиозные объединения: коллегии «арвальских братьев», салиев, луперков — жрецов, имевших самые различные сферы компетенции и связанных главным образом с древнейшими земледельческими культами; об этих жреческих коллегиях речь еще пойдет ниже.

Важную роль играла и коллегия фециалов, существовавшая еще в царскую эпоху римской истории. Фециалы ведали вопросами международных отношений, оказывая помощь при проведении переговоров, при заключении мира или перемирия, при объявлении войны, при подписании всякого рода соглашений и договоров. Если какое-либо государство нарушало условия договора с Римом, туда направляли комиссию из нескольких — обычно четырех — фециалов, — которая и выясняла, что произошло. При заключении мира глава коллегии, «патер патратус», оглашал текст договора в присутствии представителей обеих сторон и грозил проклятием той стороне, которая осмелится нарушить соглашение.

В мирное время верховный понтифик, возглавлявший коллегию понтификов, осуществлял весьма важные государственные функции. Именно он в календы каждого месяца возносил на Капитолии молитвы за благополучие Римской державы, а в иды руководил торжественными жертвоприношениями, призванными снискать городу благоволение богов. При отправлении культа его помощницами выступали жрицы богини домашнего очага и семейной жизни Весты — единственной богини римского пантеона, в храме которой несли службу женщины — весталки. Весталки, целомудренные девы, воплощение чистоты и непорочности, образовывали своего рода монашеский орден; всего их было шесть, одна из них считалась старшей весталкой. Они носили белую парадную паллу, заворачиваясь в длинную и широкую полосу ткани, служившую римским матронам верхней одеждой. Жили весталки в так называемом Атрии Весты близ храма своей богини-покровительницы. Такое соседство было необходимым, ибо главной обязанностью весталок было по очереди, днем и ночью, поддерживать огонь на алтаре Весты в ее храме. Статуи богини в святилище не было, и единственным символом ее божественной силы был этот священный вечный огонь. Культ Весты был, как верили римляне, тесно связан с судьбами их государства, поэтому если бы священный огонь однажды погас, это было бы истолковано как худшее предзнаменование для всей Римской державы. Благодаря такому значению культа Весты для благополучия Рима к священному служению богине допустили женщин, обеспечив их к тому же множеством привилегий: весталки пользовались в городе большим уважением и влиянием.

Жертвоприношение

Как только девочка становилась жрицей Весты, ей остригали волосы, складывая их под старую финиковую пальму, которая поэтому так и называлась: «дерево волос» (Плиний Старший. Естественная история, XVI, 235). Когда волосы отрастали, весталка обязана была делать себе особую прическу, разделяя волосы острым гребнем на шесть прядей и заплетая каждую в отдельности, точно так же как поступали невесты перед свадьбой. О том, как девочек готовили к служению богине, рассказывает, пользуясь самыми разными источниками, Авл Геллий (Аттические ночи, I, 12). Стать весталкой могла девочка в возрасте от 6 до 10 лет, у которой оба родителя были живы. Девочки, имевшие хотя бы малейшие затруднения в речи или пониженный слух, не подлежали избранию; любой другой физический порок также оказывался непреодолимым препятствием. Не допускались и те, что были вольноотпущенницами или имели отца-вольноотпущенника, а также те, у кого хотя бы один из родителей был рабом или занимался чем-либо не подобающим свободному человечку. Наконец, разрешалось освободить от обязанностей жрицы Весты ту девочку, у которой сестра уже была избрана жрицей или отец был фламином, или авгуром, или членом какой-либо иной жреческой коллегии. Девочка, помолвленная с кем-нибудь из жрецов, также не годилась для служения богине. Впоследствии отбор стал еще более строгим: отклонялись дочери граждан, постоянно проживавших за пределами Италии или имевших троих детей, — очевидно, для многодетной семьи отдавать дочь в жрицы, лишаясь тем самым надежды выдать ее замуж, было невыгодно.

Если все же девочку избирали весталкой, ее вели в Атрий Весты и передавали жрицам, которые теперь и юридически «забирали» ее к себе, освобождая таким образом от власти отца и признавая за ней всю полноту имущественных прав: весталка могла самостоятельно составлять завещание и вообще распоряжаться тем, что имела, по своему усмотрению. Обряд избрания и увода девочки от отца совершался, вероятнее всего, так, как это описывает Авл Геллий: верховный понтифик брал девочку за руку и отводил от отца, что юридически было эквивалентно взятию ее в плен на войне. При этом глава римских жрецов произносил установленную формулу посвящения, называя будущую весталку Аматой: по преданию, именно это имя носила первая римлянка, избранная для служения богине Весте. Как уже сказано, весталок в Риме почитали, и они пользовались многочисленными преимуществами: когда они выходили на улицу, впереди них шли ликторы, сопровождавшие обычно лишь высоких должностных лиц; в театре весталки занимали почетные места; принадлежало им даже право помилования.

Но весталку ожидала и суровая кара, если она допускала какое-либо из двух тяжких преступлений. Случалось, что из-за беспечности какой-нибудь из весталок священное пламя на алтаре Весты гасло, тогда верховный понтифик собственноручно наказывал виновную розгами. Но это наказание могло бы показаться легчайшим по сравнению с тем, какому подвергали весталку, нарушившую обет чистоты и целомудрия: преступницу живьем замуровывали в подземелье, обрекая на мучительную смерть. В своей «Римской истории» (книга XXVI) Дион Кассий сообщает о скандале в Атрии Весты, получившем широкую огласку в 14 г. до н. э. Три весталки не только нарушили обет непорочности и чистоты, но предались откровенному разврату, имея по нескольку любовников каждая. Всех своих избранников распутница уверяла, что любит только его одного; затем виновные дошли до того, что стали жить с братьями друг друга. Дион Кассий приводит имена нечестивых жриц: Марция, Эмилия, Лициния. Имена показывают, что все три весталки происходили из очень знатных родов. Преступление было раскрыто, преступниц постигла жестокая кара, однако долго еще после этого осквернение столь чтимой в городе святыни внушало римлянам отвращение и страх.

Известно также, как сурово обходился с весталками, нарушившими обет вечной девственности, император Домициан, любивший представлять себя блюстителем традиционной римской аскетической морали. Особенно много шума наделала в Риме история со старшей весталкой Корнелией, также обвинявшейся в недозволенных сношениях с мужчинами. Однажды, как пишет Светоний, ее уже оправдали, но впоследствии, много времени спустя, вновь уличили и осудили на страшную смерть: император приказал похоронить ее заживо, а почти всех ее предполагавшихся любовников до смерти засечь розгами (см: Светоний. Домициан, 8). Однако из письма Плиния Младшего к его другу адвокату Корнелию Минициану явствует, что вина старшей весталки не была убедительно доказана. Правда, один из сенаторов, обвиненный в незаконном сожительстве с ней, сознался в своем преступлении и потому избежал казни, а лишь отправился в изгнание. «Но неизвестно, — не без оснований замечает Плиний, — не возвел ли он на себя напраслину из страха пострадать еще тяжелее, если станет отпираться». Император был явно пристрастен и неистовствовал, пользуясь своими правами верховного понтифика и рассчитывая, по словам Плиния, «прославить свой век такого рода примером». Для суда над Корнелией он созвал остальных понтификов не в Регию — бывший царский дворец в Риме близ храма Весты, как того требовал обычай, а прямо к себе домой, в свое альбанское поместье. Плиний комментирует: «И — преступление, не меньшее, чем караемое: он осудил за нарушение целомудрия, не вызвав, не выслушав обвиняемую». Далее автор описывает сцену казни: «Тут же отправлены понтифики, которые хлопочут около той, которую им придется закопать, придется убить. Она, простирая руки то к Весте, то к другим богам, все время восклицала: „Цезарь (Домициан. — Прим. пер.) считает прелюбодейкой меня! Но я совершала жертвоприношения — и он победил и справил триумф“. Говорила ли она это из угодничества или насмехаясь, из уверенности в себе или из презрения к принцепсу, неизвестно, но говорила, пока ее не повезли на казнь, не знаю, невинную ли, но как невинную несомненно. Даже когда… палач протянул ей руку, она брезгливо отпрянула, отвергнув этим целомудренным жестом грязное прикосновение к своему словно бы совершенно чистому и нетронутому телу. Стыдливость блюла она до конца…» (Письма Плиния Младшего, IV, 11).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

13_Жреческие коллегии Древнего Рима

Особенность древнеримских жреческих коллегий заключалась в том, что они были созданы не только и не столько для отправления культа какого-либо божества, не только служили посредниками между человеком и богами. Эти коллегии должны были участвовать в светской общественной жизни древнеримской civitas, то есть выполнять ряд магистратских обязанностей, видимо, за неимением в «царский период» истории древнего Рима таких магистратур.

Жрецы сами избирали себе товарищей путем кооптации, но право назначать лиц, которые должны были быть кооптированы, принадлежало народу. Это происходило на специально созываемых комициях под председательством консула, где позднее должны были присутствовать 17 триб, избранных по жребию.

АВГУРЫ

Название коллегии происходит от латинского avis (птица), откуда avgvr, ris – птицегадатель. Коллегия состояла из 15-16 членов. Первоначально ритуалы авгуров были связаны с божествами плодородия. Они должны были улавливать и комментировать поданные божеством знаки: атмосферные явления, полеты и крики птиц, встречи с дикими животными. С течением времени особое значение стало придаваться гаданию по полетам птиц и поведению священных кур (ауспициям). Участие в гаданиях давало авгурам право распускать народное собрание, объявлять неугодными богу выборы того или иного магистрата, отменять уже принятые законы, обладать правом veto на любое решение, применять штрафные санкции против любого магистрата, нарушившего их табу. Государственные деятели Рима должны были прибегать к ауспициям перед каждым крупным политическим или военным актом. В подчинении у авгуров находились гаруспики, Сивиллины жрецы. Внешние атрибуты (инсигнии) их сана, который никто не мог отобрать, — кривой Ромулов жезл и короткий царский пурпурный плащ (трабея). Деятельность авгуров распадалась на две сферы: решение государственных дел таким образом, чтобы закону божественному (fas) не противоречил закон человеческий (jus) и чисто религиозные действия, в действительности часто неотделимые друг от друга. Они проводили обряд инавгурации царя и некоторых жрецов, им принадлежало право предсказания будущего на основании гадания по полету птиц, небесных явлений, наблюдений за звездами. Авгуры выясняли причины неурожая, болезней, других несчастий в римской общине. Именно им римляне обязаны разработкой судебного процесса вообще и процессуального следствия в частности. Авгуры обязательно участвовали при разборе по куриям апелляций к народному собранию при уголовных процессах (provocation ad populum). Коллегия эта просуществовала вплоть до эпохи Империи.

АРВАЛЬСКИЕ БРАТЬЯ

Название коллегии происходит от латинского arvvm (пахотное поле). Коллегия включала в себя 12 человек. Это были жрецы полей, ведавшие почитанием божеств земли, испрашивающие у них плодородие. На празднике в конце мая Арвальские братья в ритуальных танцах и песнях испрашивали божественного благословения посевам и ниспослания урожая римской общине. Главная их богиня — Деа Диа (Dea Dia). Это не собственное имя, а нарицательное: Божественная Богиня. Ей приносили в жертву двух свиней, белую корову, жирную ярку в определенном, идущем еще с древности порядке. Члены коллегии в один из дней майского праздника совершали обряд амбарвалии, т.е. торжественный обряд обхода полей с жертвенными животными. Почти забытые обряды были возрождены при императоре Августе. В период Империи деятельность Арвальских братьев была связана с императорским культом. Ежегодно они принимали и выполняли обеты богам за здравие и благополучие правящего императора и его семьи, осуществляли священнодействия в его честь, а также другие обряды (например, отмечали день рождения императора).

ВЕСТАЛКИ

Название Vestales произошло от латинского Virgines Vestae (девы Весты, богини домашнего и государственного очага). Для посвящения богине отбирались девочки 6—10 лет, которые, дав обет целомудрия, в течение 30 лет должны были выполнять свои жреческие обязанности, главная из которых — следить за поддержанием вечного огня в очаге храма Весты. Это единственная жреческая коллегия, которая со времени Нумы Помпилия получала что-то  вроде заработной платы. Весталки находились во власти Верховного Понтифика, который и налагал на них наказания за преступления, прежде всего за нарушения обета безбрачия и целомудрия. При этом наказания носили чисто сакральный характер и обжалованию не подлежали. Весталки пользовались особыми почестями и привилегиями в римском обществе (правом распоряжаться своим имуществом самостоятельно, составлять завещание, правом амнистии преступника). Коллегия весталок состояла всего из 6 человек.

ГАРУСПИКИ

Название переводится с латинского Haruspex как гадатель по внутренностям животных. Коллегия жрецов этрусского происхождения, которой предписывалось предсказывать будущее по внутренностям (главным образом — по печени) жертвенных животных. Предсказания их, однако, должны были быть удостоверены решением Сената. Гаруспики должны были пребывать в свите римского полководца. До императора Клавдия религиозной коллегией не считались, поэтому число их было неограниченно. Клавдий учредил коллегию из 60 человек. Свои обязанности эта коллегия исполняла до конца классической древности

ЛУПЕРКИ

Одна из самых древних коллегий Рима, несомненно, изначально связанная со скотоводством, с защитой пастухов и их стад от диких зверей и бесплодия. Состояла из 10 человек, название дословно переводится как «гонитель волков» (Lvpercvs). Празднества совершались один раз в году, когда 15 февраля на Палатинском холме проходили Луперкалии, праздник, при котором луперки приносили в жертву козу или козла (как наиболее плодовитых животных) и совершали вокруг Палантина бег в одних набедренных повязках (так называемый «магический круг»), хлеща всех встречных ремнями из козьей кожи. Не выявлена связь луперков с каким-либо одним божеством. Источники связывают их и с Фавном, и с Марсом, и с Юноной, и с Луперком. Вероятно, Луперкалии первоначально представляли собой праздник первого выгона скота на зазеленевшие луга.

ПОНТИФИКИ

Первоначально состояла из 5 членов, позднее расширилась до 15 человек. В переводе с латыни означает «мостостроитель». Коллегия эта занимала центральное место в римском государственном культе. Она осуществляла надзор за другими жреческими коллегиями, ведала календарем, священными обрядами и жертвоприношениями, касающимися жизни как отдельной семьи, так и государства, погребальным культом, сакральным правом, посвящением храмов тем или иным богам. Понтифики в качестве консультантов давали заключение относительно всех сакральных дел (например, принятие и выполнение обетов) с тем, чтобы обеспечить согласие общины с богами, и могли тем самым осуществлять свое влияние на политику. В семейном праве понтифики следили за сохранением родовых и фамильных священнодействий, осуществляли контроль за обрядами усыновления и оглашения завещаний, принимали участие в заключении брака по обряду конферреацио, следили за обрядами погребения и сохранением гробниц. Глава их, Великий Понтифик, был главой римской религии. Начиная с Божественного Юлия, римские императоры были Великими Понтификами, пока император Грациан не сложил с себя эти полномочия. Ныне этот языческий титул носит римский Папа.

САЛИИ

Название происходит от латинского слова «прыгун» (salier). Существовало 2 жреческих коллегии, которые включали в себя 12 человек от Палантина и Квиринала. Жрецы бога войны и плодородия Марса, совершавшие публичные шествия в марте и октябре. Одетые в короткие пурпурные туники и старинные боевые доспехи, со священными щитами, они исполняли в честь Марса ритуальные танцы и пели песню. Исследователи отмечают тесную связь коллегии с римской военной организацией. Мартовские празднества с участием салиев означали окончательную сакральную подготовку римской общины и ее войска к войне и выступлению в поход, а октябрьские — завершение общиной годовой военной активности. Император Август возобновил пришедшую в упадок к концу I в. до н.э. коллегию салиев.

ФЕЦИАЛЫ

В обязанности фециалов входило точное соблюдение принципов международных отношений и их правильное оформление: объявление войны, заключение мира, выдача пленных и заложников и т.д. В качестве консультантов и защитников международных отношений, опираясь на «право народов» (Jus gentium), еще со времен глубокой древности, первобытных догосударственных отношений фециалы:

  • присутствовали при заключении различного рода международных договоров, скрепляя их определенными строго регламентированными обрядами;
  • отправлялись к потенциальному противнику Рима, чтобы попытаться решить разногласия еще до объявления войны;
  • объявляли войну Рима с каким-либо противником, бросив копье на территорию врага;
  • сопровождали лиц, нарушивших договор и обещания, с тем, чтобы выдать их врагу;
  • выносили приговор римскому военачальнику, нарушившему клятву, присуждали его к смертной казни и отдавали палачам

Коллегия фециалов включала в себя 20 человек. Этимология слова не ясна, ученые производят ее от нескольких латинских терминов – fides – верность клятве, foedus – союзный договор, fas – божественное право.

ФЛАМИНЫ

Коллегия состояла из 15 членов, название происходит от латинского слова flamen – жрец какого-то определенного божества. Должность фламина появилась согласно римской исторической традиции при царе Нуме Помпилии. К числу первых так называемых «великих фламинов» принадлежали Фламин Юпитера (Flamen Dialis), Фламин Марса (Flamen Martialis), Фламин Квирина (Flamen Qvirinalis), избираемые из патрицианских семей. Позднее появилось 12 «младших фламинов», избираемых из плебеев. Они служили другим богам (Флоре, Вулкану и т.д.).

 По книге Г.С.Самохиной «Древний Рим: основные аспекты политико-правового развития»

www.coins.msk.ru

Магия римлян

28 Август 2015       admin      Главная страница » Без рубрики      Просмотров:   3440

Античный мир включал в себя две наиболее известные человечеству цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. В хронологическом порядке они шли одна за другой, и Рим завоевал греческие полисы, как и великое множество других стран после распада империи Александра Македонского. Историки сходятся во мнении, что именно у этих покоренных народов римляне позаимствовали многие культурные и религиозные традиции, а также магическое искусство. С этим фактом трудно не согласиться, поскольку завоеванные народы действительно находились на более высокой стадии развития, нежели римляне.

Почитание природных сил

Однако, еще во времена, так называемого царского периода в римской истории, жители Рима поклонялись определенным животным, почитали священными некоторые водные источники и горы. Большое значение имел для них культ деревьев. Например, яблоня, слива, груша, олива, финиковые пальмы считались счастливыми деревьями. Из их ветвей изготовляли небольшие изображения божеств, почитаемых римлянами. Римские историки, Тацит и Плиний Старший, жившие в I веке, упоминали в своих произведениях каменный дуб, росший еще до возникновения Рима и легендарную смоковницу, под которой символическая римская волчица кормила своим молоком основателей города Ромула и Рема.

Большое значение имели для римлян обряды очищения или люстрации. Они совершали такой обряд с помощью огня, воздуха и воды. Именно в римских языческих святилищах стояли специальные чаши для очищения, в которых проводилось омовение рук.

Римляне почитали культ предков. Римские патриции строили святилища для своей семьи – фамилии, а культ основателей римских городов был схожим с культом почитания греческих героев.

Государственная магия Рима

В Древнем Риме жрецы официально были государственными чиновниками. Поэтому такой магический ритуал, как гадания, именуемый «мантика», играл важнейшую роль не только в религиозной, но и в общественной жизни Рима. При этом специализация магии распределялась по провинциям, например, маги из Вавилона занимались прорицанием, религиозные праздники и астрологические прогнозы были в ведении понтификов. Наиболее распространенными способами, почерпнутыми римлянами у их предшественников на Апеннинском полуострове – этрусков, а также египтян стали предзнаменования по полету птиц и по внутренностям животных.

Первые назывались ауспиции, что в переводе дословно означает «смотрение на птиц», вторые – гаруспиции. Оба способа, наряду с прорицаниями по молниям получили со временем официальный государственный статус. Для этих целей, специальные чиновники авгуры и гаруспики должны были профессионально растолковывать волю богов по общественному вопросу, который было необходимо решить. Множество особенностей таких гаданий, например, знамением у одних птиц служил их крик, а у других – их полет, давало жрецам возможность трактовать волю богов произвольно, так сказать, на свое усмотрение.

В Римской империи, когда вера в такие способы гадания несколько угасла, а должность авгура при императоре сохранялась, последние изобрели новый способ: предсказания на основании кормления кур. Для этого наблюдали, как именно куры будут клевать корм: если они жадно набрасывались и клевали зерно, это считалось хорошим знаком, а если нет – быть беде. Естественно, этот способ был еще более необъективным, нежели предыдущие гадания. Зато он был удобен самим жрецам, которые могли заранее скорректировать результат в нужное русло.

Также римские правители обладали магическим произведением под названием «Книги Сивилл». У этих книг спрашивали совета в том случае, когда авгуры и гаруспики не могли дать вразумительных ответов. По преданию, эти книги были куплены последним римским царем Тарквинием Гордым и хранились в храме Юпитера на Капитолийском холме. Упоминания о них, представил римский оратор Цицерон, предположивший, что они были изречениями греческих ораторов, подходящих под любую эпоху и событие. Хотя в эпоху, когда жил Цицерон в I веке до н. э. книги уже сгорели, и лишь их часть была восстановлена жрецами по памяти.

Народная магия римлян

Римские императоры официально запрещали магию и колдовство. Магия угрожала божественной власти императоров, ибо они не могли ее контролировать. Люди, уличенные в колдовстве, преследовались по закону. Так, существуют свидетельства, что император Тиберий сослал четыре тысячи римлян на о. Сардинию за то, что они занимались магией. Самые известные римские «Законы 12 таблиц» предусматривали наказание за «переманивание хлеба с чужого поля на свое при помощи магических заклинаний».

Однако римляне активно пользовались магическими ритуалами в повседневной жизни, невзирая на запреты властей. Чаще всего к магии прибегали с целью любовных приворотов или наказания своих обидчиков. В подтверждение этих слов, можно привести примеры из итальянских музеев, где хранятся расшифрованные относительно недавно в 2009 году, свинцовые таблички с проклятиями в адрес конкретных людей. Так историки доказали, что римская магия использовалась довольно активно простыми гражданами.

А затем их аргументы подтвердили и археологи. В северной части итальянской столицы при постройке подземного паркинга в квартале Париоли, было обнаружено священное ритуальное место в виде бассейна или фонтана, наполненного различными предметами. После научных диспутов, ученые остановились на версии, что раскопки помогли обнаружить фонтан, посвященный мистической богине Анне Перенне. Он отвечал за исполнение вышеупомянутых «пожеланий» своим недругам, играл роль энергетического резервуара.

Об этой богине известно очень мало, письменные упоминания базируются на мифах, они довольно отрывочны и противоречивы. Ее считают богиней, олицетворяющей Луну и женским воплощением бога Януса. Единым мнением исследователей стал тот факт, что культ богини был связан с мартовскими идами, то есть фактически с наступлением Нового года в Риме. К слову, поскольку император Юлий Цезарь попытался изменить устоявшиеся традиции и провел календарную реформу, римляне связывали его убийство 15 марта – в день богини Анны Перенны и дореформенного Нового года с тем, что богиня прогневалась на цезаря и помогла заговорщикам убить императора.

В Фонтан римские колдуны бросали ритуальные монеты, лампы, фигурки и амулеты с приворотами и проклятиями именно 15 марта, чтобы все задуманное исполнилось. Таким образом, можно сказать, что это были римские новогодние ритуалы.

Кроме этой богини популярным было обращение к богине Гекате, позаимствованной римлянами из греческого пантеона. Она считается богиней чародейства и магии, совершаемой ночью. Изображалась Геката с волосами в виде шипящих змей и восьмиконечной звездой в области гениталий. При написании проклятий использовали не только текст заклинаний. Он обязательно подкреплялся соответствующими рисунками, показывающими, что именно желали адресату. Поэтому такие послания считаются своеобразными пиктограммами практически понятными без слов.

Подводя итоги, можно отметить, что древние римляне действительно активно использовали магию в бытовых целях, им были известны магические приемы, однако, на государственном уровне магия и колдовство были под запретом.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ

    

sovetzons.com

Жрецы в Древнем Риме (авгуры, фециалы)

Победа в войне, как вообще успех в лю­бом деле, зависела, по убеждению римлян, от воли богов. А помо­гали боги только тем, кто был прав. Римляне утверждали, что они не вели ни одной несправедливой войны, а только заступались за слабого или наказывали врагов за нарушение договора. Вот потому будто бы боги всегда оказывались на их стороне.

«Отношениями с богами» ве­дали жрецы. Это были всё те же консулы, народные трибуны и сенаторы. Разрешалось занимать даже несколько жреческих долж­ностей сразу. Великий понтифик (высший жрец) назначал многих жрецов, но его самого избирали в народном собрании.

Важную роль в Риме играли жрецы авгуры. Перед каждым важным делом они якобы выяс­няли волю богов. Для этого авгуры насыпали зерно в клетку со «священными» курами и следили, как птицы клюют его. Если хорошо, то можно начинать битву или заседание народного собрания. Если птицы отказывались есть, то задуманное считалось неугодным богам.

Римский храм. Современное фото

Объявлением войны ведали жрецы фециалы. Они втыкали окро­вавленное копьё во вражескую землю, и это означало, что римляне начали справедливую войну. Когда же Римское государство стало огромным и вражеские границы оказались далеко, в Риме для этого отгородили специальный участок земли, условно считавшийся вра­жеским. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Римляне были убеждены, что сами боги предначертали Риму властвовать над миром. Богов у них было много. Чужим богам и богиням римляне легко находили соответствия среди своих. Главный бог римлян Юпитер соответствовал греческому Зевсу, его жена Юнона — греческой Гере, богиня Минерва — Афине, бог морей Нептун — Посейдону, бог войны Марс — греческому Аресу.

Вопросы по этому материалу:
  • Почему римляне легко превращали «чужих» богов в «сво­их»?

  • Каких богов римляне особенно почитали и почему?

doklad-referat.ru

Галлы: жрецы Фригии и Древнего Рима | Культура

Кибела и ее возлюбленный Аттис правит колесницей, запряженной львами (4 в. до н.э., серебр. диск, покрытый золотом)

В 204 году до н. э. в конце длительной борьбы против Ганнибала римляне переняли фригийский культ Кибелы (Цибеллы)¹ —Матери Богов. В древнем Риме слово "галлы" ("galli; galloi" по-гречески, на латинском языке — "gallus"), переводилось как "петухи" и "галилеане"; название пошло от реки Галлус, чьи воды, предположительно, сводили людей с ума, но и помогали им в очищении.Согласно многочисленным литературным источникам, галлы отказывались от своей мужественности, чтобы избежать выполнения мужских обязанностей. По записям Крейга Уильямса, "кастрация — это крайний пример концепции "все или ничего", которая наполняет римские тексты: смягчение мужской конституции и прямое нарушение мужской идентичности." Более того, галлы перенимали женскую манеру одеваться и предпочитали пассивную роль в сексуальных отношениях (нарушая тем самым жесткие рамки Римской гендерной системы).

Кастрация и культ

Галлы, жрецы Кибелы и Аттиса ², были известны римлянам еще во времена республики. Как священники галлы проходили посвящение богине путем самокастрации (удаление обоих яичек и пениса), кроссдрессерства и в некоторых случаях отдаваясь мужчинам. Налоги иногда вынуждали их заниматься проституцией."Эти скопцы в восточных одеждах, со статуэтками на груди, видимо, являли собой привычное зрелище на улицах Рима. Неся изображения богини, они под музыку кимвалов, барабанов, флейт и рогов процессией проходили по Риму, и, пораженные фантастическим зрелищем, тронутые необузданными мелодиями, люди в изобилии подавали им милостыню и забрасывали розами изображение богини и несущих его людей. Еще один шаг вперед сделал император Клавдий (10 до н.э. — 54 гг н.э.), включивший фригийский культ священного дерева (а с ним, вероятно, и оргиастический культ Аттиса) в состав римской государственной религии. Из надписей следует, что божеские почести воздавались Кибеле и Аттису не только в Италии, и главным образом в Риме, но также в провинциях: Африке, Испании, Португалии, Германии и Болгарии. Их культ пережил возведение христианства в ранг государственной религии императором Константином. О рецидивах праздников Великой Матери в IV веке н. э. сообщает Симмах, а во времена Блаженного Августина женственные жрецы Кибелы с выбеленными лицами и надушенными волосами еще шествовали семенящей походкой по улицам и площадям Карфагена, прося, подобно членам нищенствующих монашеских орденов в средние века, подаяния у прохожих...Величайший праздник года в Иераполисе приходился на начало весны, когда к святилищу из Сирии и окрестных районов стягивались огромные толпы людей. Под звуки флейт, барабанный бой и крики евнухов-жрецов, наносивших себе раны ножами, религиозный экстаз перекидывался на толпу зрителей. Новопосвященный жрец хватал приготовленный специально для этой цели меч, при всех оскоплял себя, пробегал через весь город, держа в руке окровавленный кусок мяса, а потом бросал его в один из домов. Жители дома, удостоившегося такой чести, должны были дать евнуху женское платье и украшения, которые тот носил до конца жизни…" (Джеймс Джордж Фрэзер "Золотая ветвь")Несмотря на то, что Кибела являлась официальной римской богиней, Сенат запретил гражданам Рима участвовать в обрядах в качестве священнослужителей. Этот запрет был результатом недоверия и страха римлян перед бесплодием и антимужественностью галлов. Галлы не только сознательно лишали себя возможного потомства, но и служили дурным примером остальным, вовлекая юношей в свои ряды. Благодаря своей женственной натуре галлы презирали римские идеалы, основанные на мужестве и храбрости. Уважительное отношение римлян к институтам отцовства и мужественности, повлияло на то, что кастрация стала презираемой, особенно для граждан Рима, и сделало галлов предельно маргинальным сообществом.К галлам часто применялись оскорбительные термины: pathicus (слово, обозначающее "гомосексуалист" или ругательство в адрес женщин "старая карга"), mollis ("слабак", "тряпка") или cinaedus (изначально — восточный танцовщик, позже — взрослый мужчина, ведущий себя женственно и пассивно).Из-за широкого распространения страха кастрации император Домициан Тит Флавий (51 — 96 гг н.э.) объявил членовредительство вне закона. После того, как христианство заменило язычество, стало государственной религией и высокоорганизованные греческие и римские культы исчезли, упоминания о галлах перестают встречаться (V в. н.э.).

Кастрация и воздержание

Юджин Райс считает самокастрацию галлов результатом несопоставимости двух важных верований древнего мира: только человек воздержанный может выполнять сакральные функции, а добровольное воздержание невозможно для мужчины. В результате энтузиасты "не видели другого способа достичь целомудрия, как при помощи ножа". Рабун Тейлор утверждал, что некоторые галлы имели другие побуждения для кастрации и подвергали себя операции по частичной смене пола по причине трансгендерных тенденций, чтобы лучше идентифицировать себя с Матерью богов.Возможно, кастрация была знаком уважения к богине: калеча себя, галлы отрекались от чего-то важного для себя. С этой точки зрения кастрация играет роль посвящения в веру.Конечно, радикальные действия, такие как кастрация, должны быть мотивированы комплексом психологических причин и могут быть порождены идеями о ритуальной чистоте и сексуальном воздержании. Известно только, что с точки зрения большинства римлян, галлы пострадали от своих убеждений. Согласно литературным свидетельствам, некоторые, напротив, считали галлов невоздержанными, распущенными и продажными людьми.

Литература и сатира

С точки зрения карикатуры литературное изображение галлов концентрировалось на их женственном облике (манере одеваться и вести себя), их бесплодии, попытках религиозного поведения и жадности. Римские авторы часто используют женские местоимения относительно галлов. Катулл (Ок. 87 до н.э. — ок. 55-54 гг до н.э.) в поэме №63 (сборник "Книга Катулла Веронского") описывает судьбу Аттиса, юного фригийца, который в припадке религиозного исступления, себя оскопил; завершающие поэму три строки от первого лица позволяют предположить, что эта история имела для Катулла некое символическое значение.. Катулл пишет о галлах gallae (мн. число, ж. род), предполагая, что утеря определенных органов ведет к перемене пола. Таким образом, Аттис становится notha mulier ("поддельная женщина").Ювенал (Около 60 — около 140 гг н. э.) во второй Сатире сравнивает лицемерных священников с галлами:"Мерзость Кибелы свободно звучит голосами кастратов; Здесь исступленный старик, убеленный уже сединами, Таинств блюститель, редчайший пример достопамятной глотки, Дорого стоящий людям наставник. Чего же, однако, Тут ожидают все те, которым пора уже было б —Как у фригийцев — излишнюю плоть отрезать ножами?"В авантюрно-аллегорическом романе "Метаморфозы или Золотой осел" Апулея (ок 125 — ок . 180 гг н.э.) евнух покупает осла Люциуса. Люциус описывает нового владельца: "Он был настоящая старая королева, почти лысая кроме нескольких седых кудряшек, один из уличных отбросов, один из тех, которые носят сирийскую богиню по нашему городу под звуки цимбал и кастаньет." Покупатель приводит Люциуса домой и представляет его своей свите (друзьям священникам и евнухам): "Смотрите, девочки, какого милого маленького раба я купил." "Девочки" сначала подумали, что их предводитель купил им красивого мужчину, но увидев обман и разочаровавшись, что вместо мужчины им привели осла, смеются над своим другом, говоря, что это не раб для них, "а муж для него самого".Тибулл (ок. 55 — 19 гг до н. э.) в своей элегии просит у бога Приапа совет, касающийся мальчиков, особенно своего любимца Маратуса. Мальчики должны ценить дар поэзии выше, чем дешевые разговоры о любви, которые особенно ценятся последователями Кибелы:"Но тот, кто глух к музам, кто продает свою любовь,Отпусти его следовать за развратом.Идейская колесница наполнит триста городовБесполезными шагами, износит его бесполезную плоть,Как громкая фригийская музыка."Вергилий в "Энеиде" противопоставляет упаднических женственных людей Востока сильным мужественным итальянцам; Нуманус оскорбляет троянцев, называя их в женском роде; Турнус оскорбляет Энея словом semivir Phryx ("фригийский полумужчина"), намекая на фригийский культ Кибелы и ее "полумужских" служителей.Власть имущие также не избегали подозрений и насмешек. Например, Светоний в "Жизни Двенадцати цезарей" сравнивает императора Августа, который предавался пассивным взаимоотношениям, с галлом на римском троне.Даже христианские писатели упоминают о галлах. Блаженный Августин в трактате "О граде Божием" использует ритуалы в честь Кибелы как пример языческой грубости, религиозной проституции и однополых сношений. Анна Клосовска объясняет: "Для блаженного Августина Кибела — парадокс: плодовитая богиня, которая требует бесплодия от своих кастрированных служителей." (Но не требует ли Римская католическая церковь и некоторые другие христианские конфессии от своих священников подобной же жертвы? Вообще, целибат — не эквивалент кастрации, но современные религии бывают не менее парадоксальны, чем культ Кибелы.)

Секс и сексуальность

Чтобы принять постоянный статус женской покорности, галлы стали маргинальной частью римского общества. Они объединились в субкультуру, чтобы избежать враждебности большинства. Придерживаясь культа Кибелы, они могли следовать своим сексуальным интересам без остракизма от остального общества.В галлах объединяются природные стремления человека и воспитание. Уолтер Стивенсон, который заявляет, что евнухи стали более распространены в греко-римском мире, пишет: "Несмотря на то, что полезно отделять дискуссию о сексуальности от размышлений о "природе" и использовать более гибкую концепцию "конструкция сексуальности"; в случае евнухов нам приходится столкнуться с взаимодействием этих двух сил: зачастую сексуальность евнуха изначальна создается хирургической процедурой, потом она приобретает черты индивидуальной сексуальности, и общество создает роли и "конструкции" для этого человека."Изучение галлов и евнухов в целом (как культурный феномен, не существующий в современном мире) усложняет наше понимание античной сексуальности и ставит под вопрос жесткую дихотомию Фуко о природной и сконструированной сексуальности.

¹ Кибела — фригийская богиня плодородия, материнства, создательница богов, людей и зверей. Греки отождествляли Кибелу с богинями Геей и Реей. Носила также имена: Кивева, Диндимена, Идейская мать, Великая мать богов. Считалась матерью Мидаса и Марсия. Жрецом и возлюбленным Кибелы был Аттис. На золотой колеснице с зубчатой в виде башни короной на голове Кибела появлялась всегда в окружении безумствующих корибантов и куретов, диких львов и пантер. Она — владычица гор, лесов и зверей, регулирующая их неиссякаемое плодородие. Празднества в честь Кибелы были наиболее пышными в эпоху империи, когда особое развитие получил религиозный синкретизм и Кибела стала почитаться как покровительница благосостояния городов и всего государства. Овидий в "Фастах" подробно рассказывает об учреждении Мегалезийских игр в честь Кибелы.

² Аттис — бог фригийского происхождения, связанный с культом Кибелы. Происхождение Аттиса загадочно. Павсаний приводит два варианта этой истории. Аттис — сын некоего фригийца, неспособный с юности к деторождению. В честь Кибелы он утверждает священные празднества — оргии, но вскоре его убивает кабан, посланный Зевсом. По другому преданию, Аттис — сын двуполого божества Агдитис (так называли Великую мать богов — Кибелу) и дочери реки Сангариос. Он — небывалой красоты и в него влюбляется сама Агдитис, мешает его бракосочетанию с царской дочерью. Аттис впадает в безумие, оскопляет себя и умирает. Агдитис в раскаянии просит Зевса сделать тело Аттиса вечно юным и нетленным. Из его крови вырастают весенние цветы и деревья. В Древнем Риме существовала третья версия мифа: Аттис — любимец Кибелы, ее жрец, который нарушает обет безбрачия, полюбив нимфу. Кибела губит нимфу, насылает на Аттиса безумие и тот, оскопив себя, умирает.

По материалам © Nikolai Endres© Джеймс Джордж Фрэзер© Мифологический словарь© Перевод Анумис© РедакцияТалакус

Другая Культура | На Главную

ts-mysli.narod.ru


Смотрите также