Жизнь в древнем египте. Вера в загробную жизнь в Древнем Египте
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Особенности жизни в Древнем Египте. Жизнь в древнем египте


10 малоизвестных фактов из жизни простых людей в Древнем Египте

  • Подписаться
  • Лента публикаций
  • Последние публикации
  • Лучшие публикации
    • за все время
    • за полгода
    • за месяц
  • Категории
    • Города и страны
    • История
    • Космос
    • Личности
    • Наука
    • Среда обитания
    • Технологии
    • Человек
НАУКА И ЖИЗНЬ Подписаться Войти / РЕГИСТРАЦИЯ

    interesnosti.com

    Жизнь в Древнем Египте | История Древнего мира. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

    Происхождение неравенства между людьми

    Ещё в камен­ном веке земледелие стало главным занятием племён, населяв­ших Египет. Они также разводили коров, овец, коз, свиней и ос­лов. Египет богат строительным камнем, в долине Нила росло множество деревьев, так что имелась и древесина. На располо­женном поблизости Синайском полуострове были открыты за­лежи меди. Появилось много ремёсел, развивалась торговля.

    Развитие хозяйства, улучшение орудий труда привело к появлению имущественного неравенства между людьми. В племенах выделялась знать. В ходе войн между племена­ми победители захватывали пленников, которые становились собственностью других людей, то есть превращались в рабов. В Египте их называли «живые убитые».

    Жизнь земледельцев

    Большинство населения Египта со­ставляли крестьяне. О жизни и ежедневном труде земледельцев можно узнать из настенных росписей в гробницах вельмож, а также из различных сочинений, записанных на папирусе.

    К началу ноября вода уходила с затопленных полей, крестья­не принимались пахать и засевать зем­лю. Лошадей в Египте не было, египтяне впрягали в плуги коров. Это было воз­можным, потому что ил очень мягок.

    Быков же использовали для перевозки тяжёлых грузов.

    В зимние месяцы большого труда требовало орошение полей. На высокие места, куда невозможно прорыть ка­нал, воду поднимали в кожаных вёдрах с помощью специальных приспособле­ний — шадуфов.

    Шадуф. Роспись гробницы
    Полевые работы в Древнем Египте. Современный рисунок

    Весной во время жатвы колосья сре­зали серпами, а обмолачивали, гоняя по сваленным снопам быков и коров. Обмолоченное зерно сдавали в царские зернохранилища. Писцы ста­рательно подсчитывали размер урожая каждого крестьянина.

    Затем крестьяне ремонтировали оросительные каналы, го­товясь к новому разливу Нила. Во время подъёма воды им час­то приказывали явиться на царские работы — строить гробницы для фараона и вельмож.

    Жизнь ремесленников

    На стене гробницы, в кото­рой похоронен один из вельмож, сохранилось изображение: гончары изготовляют глиняную посуду на гончарном круге и обжигают её в печи, похожей на высокую, круглую трубу. На другой росписи каменщики делают кирпичи и строят стену. Для производства кирпичей египтяне перемешивали глину с рубленой соломой, поливали её водой и месили ногами. За­тем смесью наполняли деревянную форму, лопаткой убирали сверху излишек, снимали форму и оставляли кирпич на про­сушку.

    Строительство дома. Роспись гробницы

    Много ремесленных специальностей было в Древнем Егип­те — кузнецы, прядильщики, ткачи, кожевники, каменотёсы, стекольщики, ювелиры, — всех не перечислить.

    Сохранилось поучение писца своему сыну, которого он вёз учиться в столичную школу. Автор красочно описал труд ремесленников: «Я видел медника за работой, его пальцы были как кожа крокодила. Каменотёс сидит до сумерек, ко­лени и спина согнуты. Строитель стен болен, так как предо­ставлен ветрам. Ткач — внутри дома. Ноги его — на желудке его. Не дышит он воздухом. Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам на­чальник».

    Жизнь вельмож

    Иной была жизнь знатных и богатых египтян. Вельможи владели великолепными домами, ок­ружёнными тенистыми садами с бас­сейнами. Комнаты обставляли мебе­лью из драгоценных пород деревьев, украшенной слоновой костью и золо­том. Вельможу и его семью окружа­ла многочисленная прислуга. Иногда вельможа отправлялся на охоту.

    Знатные люди носили одежду из тонкой льняной ткани, драгоценные браслеты, серьги, кольца и ожерелья. Египтянки любили надевать парики и пользовались косметикой: краской для ресниц и губ, ароматными веществами. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

    Вельможа на охоте. Роспись древнеегипетской гробницы
    Жрец. Древнеегипетская скульптура

    Жизнь жрецов

    Важную роль в жизни Древнего Египта играли жрецы — служители многочисленных богов.

    Жрецы были образованными людьми. Они наблюдали за дви­жением звёзд на небе, вели календарь, изучали математику, ис­торию, литературу. Их обучение начиналось очень рано — с пяти лет. Будущие жрецы изучали иероглифы, религиозные церемонии, заучивали наизусть предания и мифы. Конечно, сыну жреца было легче усвоить все эти знания, поэтому иногда жреческие должнос­ти передавались по наследству.

    Древние египтяне верили, что их благополучие зависит от богов. Поэтому их старались задоб­рить дарами — жертвами, строили для них жи­лища — храмы.

    Храмам жертвовали земли и драгоценности, а к жрецам отно­сились с почтением и страхом. Только им были известны священ­ные слова — молитвы, с которыми нужно обращаться к богам, только они определяли, принял ли бог жертвы, и сообщали об этом просителям.

    Вопросы по этому материалу:
    • В чём проявлялось неравенство между людьми в Древнем Египте?

    • Как развитие хозяйства связано с возникновением неравенства между людьми?

    • Какие группы населения можно выделить?

    • Почему жрецы были очень влиятельными людьми?

    • Почему жрецов опасались фараоны и вельможи, боялись и почитали простые земле­дельцы и ремесленники?

    doklad-referat.ru

    Загробная жизнь в Древнем Египте. Тайны и загадки Древнего Египта

    Загробная жизнь в Древнем Египте

    По представлениям древних египтян, жизнь не заканчивалась смертью. Тело умирало, но душа продолжала жить в потустороннем мире, представлявшем собой копию реального. И в нем «Ка», жизненная сила, возвращалась телу. Родственники обязаны были обеспечить умершему достойную жизнь в загробном мире. Не сделай они этого — мертвые «возвратятся с ветром», и месть их будет страшной. К посмертным дарам принадлежала так называемая «Книга мертвых» — сборник заклинаний, которые должны были уберечь мертвых от опасности. Одно из почти 200 магических заклинаний «Книги мертвых» гласит: «Плыви, о успокоившийся в Осирисе, на ладье Ра, совершай с миром путь твой, о успокоившийся в Осирисе, пока не станешь единым, как Маат с солнечным диском, в бесконечном объятии его света».

    Древние египтяне не верили, что после смерти человек может занять другое социальное положение: фараон в царстве мертвых не мог стать придворным, а подданный — царем.

    В отличие от людей, боги могли перевоплощаться по своему желанию. Многих из них представляли в виде животных — кошки, коровы, быка. Так, бог Себек изображался с головой крокодила, богиня Хатор — в виде коровы или женщины с рогами коровы.

    Религиозные представления древних египтян отличались, с точки зрения современного человека, противоречивостью. В самих богах соединялись противоречия: Осирис одновременно был богом мертвых и богом плодородия.

    Подобно чередованию восходов и закатов солнца, постоянно чередуются смерть и рождение. Реальный и потусторонний мир относили к разным странам света, мир живых — к востоку, мертвых — к «прекрасному западу». Так, Луксор на левом берегу Нила предназначался для живых и для поклонения богам, а из Фив на западном берегу фараоны отправлялись в царство мертвых.

    Мумификация

    Примерно с 3400 г. до н. э. c помощью высокого искусства мумификации готовили тела умерших к путешествию в загробный мир и к их сохранению в вечности. 70 дней останки находились в пересыщенном содовом растворе, далее бальзамирование продолжалось и включало очень много технологических стадий. Так, мумии фараонов пережили тысячелетия. Но им наносили ущерб расхитители гробниц, а также некоторые археологи.

    Сначала бальзамировщики рассекали тело и удаляли из него внутренности, чтобы замедлить процесс разложения. Мозг крючьями вытягивали через нос. Очищенные и обернутые в пелены внутренности в дальнейшем хранились в четырех сосудах (канопах) в той же гробнице, что и сама мумия. Только сердце оставляли в теле. После пеленания мумию посыпали порошком соды. При дешевом способе внутрь тела через кишечник вводили едкие растворы, а затем после растворения внутренностей раствор откачивали. Обработка содой уродовала тело, щеки проваливались, мышцы исчезали. Искусство возвращения телу его первоначального вида непрерывно развивалось. Для того чтобы придать объемность утончившимся тканям, пытались использовать опилки и жиры — взрывчатую смесь, от вспучивания которой по прошествии тысячелетий кожа растрескивалась.

    Под конец умащенное благовониями тело обертывали полотняными бинтами, пропитывая их маслами и смолами. Поэтому мумии имеют такую темную окраску. Между повязками закладывали амулеты для защиты покойника. На амулетах были записаны магические формулы типа: «Пусть смерть своими крылами погубит того, кто нарушит покой фараона».

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    esoterics.wikireading.ru

    Особенности жизни в Древнем Египте

    Некоторые особенности жизни в Древнем Египте.

    Фараон никогда не показывал своих волос — он должен был всегда носить особый головной убор под названием НЕМЕС. Как выглядел этот головной убор мы знаем благодаря золотой маске фараона Тутанхамона.

    Для того, чтобы мухи не докучали фараону Пепи II (Pepi II), возле него всегда находились несколько рабов, обмазанных медом, которые «отвлекали» на себя назойливых насекомых.

    Египетские женщины и мужчины носили макияж — зеленого цвета (сделанный из меди) и черного (свинцовый). Считалось, что такой макияж обладает исцеляющей силой. Изначально макияж использовался не для красоты, а для защиты от палящих лучей Солнца.

    Антибиотики были изобретены в 20 веке, но еще в Древнем Египте инфекционные заболевания иногда лечили с помощью заплесневевшего хлеба. А ведь именно эта плесень и стала источником антибиотика пенициллина.

    Дети в Египте не носили одежды до достижения ими возраста как минимум 10 лет — на такой жаре это было необязательно. Основную одежду мужчин составляла юбка, женщин — платье.

    Богатые египтяне носили парики, победнее — просто заплетали волосы в хвосты. До 12 лет мальчики брились наголо, оставляя только небольшой заплетенный хвостик — это делалось для того, чтобы не заводились блохи и вши.

    Неизвестно, кто изувечил знаменитую статую сфинкса в Гизе. Есть изображения безносого сфинкса, датированные 1737 годом, за 60 лет до вторжения Наполеона и за несколько веков до I и II Мировых войн. Главным виновником вандализма считают исламского религиозного деятеля по имени Саим-аль-Дахр (Sa’im al-dahr), который в 1378 году был казнен.

    Египтяне верили, что Земля плоская и круглая, а Нил протекает через ее центр.

    Египетские солдаты использовались также в качестве сил правопорядка, а также как сборщики налогов.

    В каждом храме Древнего Египта фараон должен был исполнять обязанности высшего жреца, но вместо него это делали назначенные им главные жрецы.

    Первая пирамида, построенная в Древнем Египте (по мнению большинства ученых) — ступенчатая пирамида Джосера — была окружена десятиметровой стеной, имеющей 15 дверей. Открыта была только одна дверь.

    Рамзес Великий имел 8 официальных жен и сотню наложниц. Умер он в 1212 году до н.э. в возрасте 90 лет.

    Когда мумифицировали тело человека, из него вынимали все органы, за исключением сердца, где, как считалось, находилась душа.

    thebester.ru

    Вера в загробную жизнь в Древнем Египте

    По картинам и постройкам египтян видно, что особенно их занимала мысль о продолжении жизни после смерти. Целая половина Фив, все, что лежит на левой западной стороне Нила, состоит из «города мертвых«. Это кладбище, в котором могилы — просторные, крепкие жилища, более прочные, чем дома живых. Они полны предметов: изображений, надписей и молитвенных листков, по которым мы узнаем о верованиях египтян. В этих верованиях смешивался страх живых перед покойниками, боязнь за собственную судьбу и надежды на лучшую участь в другом мире.

    Египтяне думали, что между добрыми и злыми духами идет непрерывно борьба за жизнь человека. Болезнь и смерть — это победа злых духов. Но демоны не окончательно берут верх; за гробом продолжается еще спор добрых и злых сил. Первые охраняют, вторые стараются истребить ту часть человеческого существа, которая покинула тело при смерти. В этой борьбе родственники и близкие умершего могут помочь ему так же, как помогают живому при болезни, посредством волшебных слов и молитв, обладающих таинственной силой. Тексты этих молитв лежат во множестве в египетских могилах.

    Очень живо представляли себе и загробный мир, в котором странствует умерший. Этот небесный мир похож на земной. Посредине его протекает великий небесный Нил, а по реке ежедневно проплывает бог солнца, сидя в крытой беседке наверху корабля; в темноте он возвращается по ночной реке опять к востоку, откуда снова начинается его дневной путь. Путешествие солнца казалось египтянину похожим на человеческую жизнь: в нем также сменяется рождение, жизнь и смерть. Солнце, скрывшееся ночью, это — умерший бог, который спустился в ад в подземное царство. Корабль его едет среди мрачных берегов, где поджидают злые духи; страшнее всех огромная змея, готовящая гибель солнцу; но в последнюю минуту друзья солнца бросаются на врага и заковывают его в цепи.

    Умерший человек может с помощью молитв и обрядов, исполняемых живыми, разделить участь солнца; душа его может счастливо проскользнуть с солнечным кораблем сквозь ночь и возродиться к новому утру; она может также улететь в виде птицы в небесную страну. Для того чтобы облегчить этот переход, умерших хоронили на западном берегу Нила и клали лицом к закату солнца: так они должны были скорее увидеть тот свет. Далекий запад, куда уходит солнце, считался блаженной страной душ, перешедших к другой жизни. Но это верование перебивалось и смешивалось со старыми понятиями о продолжении жизни умершего на земле.

    Египтяне поэтому различали в существе человека три доли:

    1) тело;

    2) дух, или «двойник», изображаемый в виде повторения человеческой фигуры рядом с живым человеком;

    3) душу, изображаемую в виде птицы.

    Тело умершего предается земле и около него должен остаться недалеко «двойник» человека. Жизнь двойника будет продолжаться тут же. Надо обеспечить ему прочный дом со всем убранством комнат, одежду и утварь, свежую пищу и особенно питье; иначе он будет страдать от голода и жажды, начнет тревожить живых людей. Поэтому кто мог, строил для двойника умершего родственника большую четырехугольную палату, «вечный дом». Чем богаче был покойник, чем знатнее, тем крупнее, лучше был его дворец; царю выкладывали целую каменную гору, пирамиду.Чтобы привлечь двойника, ставили каменное изображение умершего, с особым искусством исполняли на нем портрет лица. В то же время старались сохранить тело, в котором двойник должен был найти свою прежнюю обитель. Это повело к обычаю приготовлять из трупов мумии, т. е. вынимать внутренности из тела умершего, заливать асфальтом, обвязывать тканями и класть в раскрашенный деревянный ящик, изображавший завернутого человека. Мумии совершенно высыхали; в таком виде дошли до нас тела некоторых египетских царей. Простой человек, конечно, не имел средств сделать все это: он засыпал тело умершего солью и просто зарывал в землю. На том свете, казалось, родственник его по-прежнему должен будет отставать в благополучии от более богатых.

    Сначала в могилу приносили настоящую пищу и другие предметы. Но это стоило больших трат. Тогда явилась мысль заменить их изображениями. В «вечный дом» ставили каменные плиты, на которых были представлены съестные припасы, платье и т. п. Вещи эти заключали еще ту выгоду, что они тоже были вечными, не портились. Богатому человеку клали еще деревянные или каменные фигурки «работников» с орудиями в руках; они должны были на него пахать, возить, варить и т. п. На стенах для услады умершего рисовали картины жизни: тут была изображена охота в нильских болотах, нагружение корабля, сельские работы под надзором старосты, приготовление вина, игры и танцы и т. д. Мало-помалу ослабело и само рвение к постройке каменных громад для покойников.

    Придумали еще более простой способ удовлетворять умершего. Все, что желали ему доставить, выражали словами в волшебной молитве: «Да будет богу Озирису принесена царская жертва, чтобы он даровал покойному 1000 быков, 1000 гусей, 1000 хлебов, и т. д.» Длинные записи с подробными пожеланиями клались также в могилы.

    Благополучие умершего таким образом зависело от щедрости его близких или от искусства жреца, который читал молитву. Но наряду с этим у египтян стала пробиваться и более возвышенная мысль: умершему будет воздано на том свете по его делам. Отправляясь вслед за солнцем, душа подвергается суду в подземном царстве. Там сидит справедливый судья Озирис, бог, который сам пострадал и умер. Он разбирает всю жизнь души, предстающей перед лицо его, и произносит приговор. Поэтому в могилу, как бы в напутствие умершему, клали особый молитвенник, где подробно было записано, что должна отвечать душа на суде. «Я не обманывал никого, я не пребывал в праздности, я не отнимал раба у господина его, не мучил вдов, не грабил могил, не охотился на священных животных, я чист, я давал хлеб и воду нищему, одежду нагому, я приносил жертвы богам и кормил умерших». Из этих ответов видно, какие заповеди у египтян считались особенно важными.

    Смотрите также:

    istoriyadrevnegomira.ru

    Животные, охота и рыбалка в Древнем Египте.

    Часть IV – Животные, охота и рыбалка в Древнем Египте.

    Надежда Добрецова,специально для сайта www.ancient-luxor.com© Stratomedia, Inc.

    Охота в Древнем Египте

    Ручной лев Рамсеса II

    Знатные египтяне любили развлекаться охотой и рыбалкой, которые служили не способами добывания пищи, а своеобразным спортом, способом доказать свою ловкость, силу и смелость. Фараонам и знати не было необходимости убивать животных ради пропитания, но это была забава, удовольствие для молодых и энергичных мужчин. Некоторые фараоны, например Тутмосы и Рамсесы, были настоящими спортсменами, так как в молодые годы они убили сотни львов и быков, о чем сделаны соответствующие надписи.

    Тутмос III, будучи в Сирии, убил на охоте 120 слонов, причем однажды он чуть не погиб из-за своего увлечения. На заре своего правления Аменхотеп III всего лишь за неделю собственными руками убил 96 диких быков, а в течение 10 лет – 102-х свирепых львов. Тутмос IV охотился на львов и газелей.

    Численность убитых львов, конечно, впечатляет. Но способ охоты на них был довольно беспроигрышный: льва заманивали к месту, где заранее был привязан бык-наживка. Оказавшись привязанным, бык начинал жалобно мычать, тем самым привлекая голодного хищника. А в это время в засаде добычу ждали охотники во главе с фараоном.

    В целом же египтяне очень любили львов, считая их благородными, смелыми и сильными животными, и даже научились их приручать. Например, у Рамсеса II был ручной лев, который участвовал в военных походах фараона. Ночью он сторожил вход в его палатку, а днем ездил с правителем в его боевой колеснице и даже участвовал в битвах, нападая на врагов Рамсеса.

    Большую ценность для охотников представляли леопарды, так как их шкура была непременным атрибутом одеяния богов и верховных жрецов, а поскольку добыть леопарда было трудно, то шкура его ценилась чрезвычайно.

    На охоту в пустыню на крупных и хищных животных египтяне брали с собой собак. Это были крупные борзые с остроконечными стоячими ушами и загнутым вверх хвостом. Данная порода еще в XIX веке нашей эры была распространена в Судане. Эти собаки стали для охотников величайшей драгоценностью, потому что были быстрее газели и не боялись даже льва. Кроме борзых египтяне держали маленьких безухих собак тесем, которых использовали как гончих для охоты на зайца. Египтяне вообще любили собак и держали их как домашних животных, даже если не были охотниками. Один из принцев Египта даже предпочел умереть, но не расстаться со своей верной борзой.

    Животные Египта: миф, тайна или вымысел?

    Сказочные животные Египта: сфинкс, грифон, саг

    Египтяне искренне верили, что в бескрайних пустынях Африки гуляют животные невиданной красы, про которых Гребенщиков спел свою знаменитую песню, в том числе огнегривые львы. Действительно, во множестве источников мы встречаем не просто упоминания, а подробные описания и рисунки необыкновенных животных, которых бы мы назвали сказочными. По всей видимости, именно эти животные населяли Дуат – небесное отражение Египта, и именно на них охотились египетские боги. Самые популярные из этих животных – сфинкс, грифон и саг.

    Грифон или ахех – наполовину орел, наполовину крылатый лев, считался самым быстрым из всех зверей. Грифон перекочевал от древних египтян сначала в предания Рима, а затем стал героем средневековых европейских легенд, в которых он одновременно охранял сокровища и служил надежным инструментом для их поиска. Принято считать, что грифон родом из Индии, однако он широко встречается на изображениях Древнего Египта и сказать, кто первым нарисовал грифона – египтяне или индийцы – невозможно. Со временем грифон стал геральдическим символом и таким образом попал на герб царского дома Романовых, а затем и на эмблему Академии внутренних войск Российской Федерации. Грифон символизирует силу, быстроту, натиск.

    Сфинкс был самым представительным, царственным зверем, имевшим тело льва и голову человека. Позже древние греки заимствовали сфинкса у египтян, сделав его существом женского пола и наделив крыльями. В греческой мифологии сфинкс весьма опасное и злобное существо. Самобытным характером наделили сфинксов современные писатели, в частности, Роджер Желязны в своей эпопее «Хроника Амбера». Для египтян же он был символом мудрости, вечности. Современные египтяне считают Великого сфинкса из Гизы «душой Египта». Древние их предки не стремились поймать или увидеть сфинксов, но почитали их и изображали в сотнях статуй, создавая целые аллеи сфинксов в храмовых комплексах.

    Очень интересной внешностью обладал саг – мифологическое существо с головой сокола и телом львицы. Видимо потому, что это существо обладало телом львицы, а не льва, ее хвост был украшен кокетливой кисточкой из цветков лотоса. Иногда сага изображали с львиным телом только в верхней его части, а нижняя часть была похоже, скорее, на тело лошади, таким образом саг мог быть изображен и в виде соколо-львицо-лошади, если анализировать его сверху вниз.

    Среди других мифических животных было также чудовище Аммит – пожиратель умерших, бывший частично крокодилом, частично львом, частично гиппопотамом.

    Нил, рыбалка, поэзия

    Ловить рыбу сетью было для фараона неприличным

    В Древнем Египте в долине Нила было множество болот, заросших тростником и папирусом, где в превеликом множестве водились самые различные животные, а потому охота и рыбалка в этих болотах были настоящим праздником для любителей, позволяя, кроме того, добывать дичь и рыбу для питания. Здесь водились многочисленные виды птиц и рыбы, носороги, кабаны, крокодилы, зайцы, лисицы и много других животных. В жизни египтян эти болотные заросли играли ту же роль, что леса в европейском фольклоре. Возможно, величайшим наслаждением, которое знал египтянин, было грести в легкой лодке, проплывая между качающимися метелками папируса, срывать цветы лотоса, вспугивать диких птиц и затем сбивать их метательной палкой, пронзать острогой огромных нильских рыб и гарпуном – бегемотов и крокодилов. От всех эпох остались рисунки с изображением такой охоты, и нам достаточно лишь взглянуть на них, чтобы понять, как сильно египтяне любили эти дикие места и сколько поэзии находили в них (А. Эрман).

    Когда египтянам были нужны гуси для приготовления пищи, они расставляли силки, в процессе же спортивной охоты фараоны и знать использовали бумеранг и копье. То же и в отношении рыбы: сеть презиралась и служила инструментом профессиональных рыболовов – черни, фараоны же предпочитали пронзить рыбу острогой, доказав свою быстроту и меткость. Более того, охота и рыбалка фараонов имела некоторый налет церемониальности. Как пишет А. Эрман, знатный господин, пронзая рыб острогой или убивая птиц метальным оружием, всегда рисуется древними египтянами в своем самом почетном наряде – в царской юбке и даже с царской бородой. По их мнению, эта охота в болотах была не просто одним из их занятий, а драгоценной привилегией, царским правом.

    Промышленная добыча птицы и рыбы производилась с помощью сетей. В частности, сеть для ловли птиц расстилали на небольшом участке водной поверхности, окруженной низкими зарослями камыша, куда прятали концы растянутой сети. По периметру сети был продернут канат, за который резко дергали трое или четверо мужчин в тот момент, когда на воду над сетью опускалась стая птиц. За один присест древние египтяне могли поймать тридцать – сорок птиц, среди которых были гуси разной породы, пеликаны и даже удоды. Поскольку сразу такое количество птицы съесть было невозможно, ее засаливали впрок.

    Рыбу ловили коллективно, бреднем, протаскивая его по реке и захватывая сразу несколько десятков крупных нильских рыб. Многие из них были настолько тяжелыми, что один человек с трудом уносил домой одну рыбину. Рыб потрошили и сушили на солнце. Если рыболовы удалялись далеко от дома, то переработку начинали сразу же, на лодках, также, как это делается на современных рыболовецких судах. Сушеная рыба была самой дешевой белковой пищей в Древнем Египте и потому ее заготавливали много. Употребляли рыбу все слои общества и в самых разных условиях: дома, в гостях, в походе.

    ... Лодка бесшумно скользит вдоль берега, а охотник внимательно следит за своей добычей. Мгновение – и в воздух взлетает бумеранг, он с огромной силой ударяет летящую птицу, которая с шумом обрушивается в прибрежные заросли. В лодке у знатного охотника сидят жена и дети, которые ловят бабочек и собирают цветы лотоса. Упавшую добычу находит в воде и встаскивает в лодку ручной египетский кот, который получает за эту свою порцию мяса.

    Такую картину можно увидеть на рельефах и картинах почти в каждой из сохранившихся гробниц Нового царства.

    Литература:

    • Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
    • Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970.
    • Бадж У. Жители долины Нила / Пер. с англ. А.Б. Давыдовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
    • Википедия

    www.ancient-luxor.com