Жизнь древних башкир. Древние башкиры. Исторические сведения. Территория расселения. Культура.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Коневодство у древних башкир (стр. 1 из 4). Жизнь древних башкир


Древние башкиры. Исторические сведения. Территория расселения. Культура.

В исторической литературе IX – X вв. появляются первые упоминания о племенах Южного Урала. Южный Урал в IX – X вв. был заселен племенами, входившими в состав кипчакского этнополитического образования, господствовавшего в степях Сибири, Казахстана и Нижнего Поволжья. У них существовало нижнее мощное государство, известное как Кимакский каганат.

Впервые страна башкир под собственным именем народа описана арабским путешественником Саламом Тарджеманом, совершившим путешествие через Южный Урал в 40-х годах IX в. В 922 г. В составе посольства Багдадского халифата в Волжскую Булгарию через страну башкир проезжал Ибн-Фадлан. Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем, в районе нынешнего г.Уральска, оно переправилось через р. Яик и сразу же вступило в «страну башкир из числа тюрков». В ней арабы переправились через такие реки как Кинель, Ток, Соран, а за р. Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария.

Ибн-Фадлан в своем труде не уточняет границы страны башкир, но этот пробел восполняется его современником Истахри, который знает о башкирах , обитающих к востоку от булгар, в горно-лесных районах, следовательно, на Южном Урале.

Вопросы о происхождении древних башкир, территории их расселения и, в целом, этнополитической истории башкирского народа вплоть до современности оставались долгое время слабо разработанными, потому вызывали серьезные разногласия среди исследователей. Сейчас эти разногласия преодолены, в чем немалая заслуга археологов, открывших и исследовавших сотни памятников башкирских племен IX – XIV вв. Материалы раскопок в сочетании с данными других наук позволяют более полно обрисовать отдельные этапы развития истории и культуры башкирского народа вплоть до XIV – XV вв.

Понятие «страна башкир» в жизни складывается не мгновенно, а в течении нескольких столетий.В данном случае четко зафиксированное в источниках IX – X вв. понятие «страна башкир» («Исторический Башкортостан») возникло не сразу, а ранние этапы его формирования непременно включают исторические процессы на Южном Урале V – VIII вв. В этом смысле племена бахмутинской, турбаслинской и караякуповской культур можно рассматривать как ближайших предков башкир IX – X вв., и среди них могли быть группы племен – носителей имени (этнонима) «башкир»

Хозяйство и общественный строй башкир IX – XII вв.

Хозяйству башкирских племен IX – XII вв.большое своеобразие придает наличие у них собственного развитого металлургического производства. Это свидетельствует о том. Что у башкир были многочисленные кузнецы высокого класса, специализировавшиеся на изготовлении оружия, предметов украшения.

Археологический материал дает многочисленные примеры существования у башкирских племен IX – XII вв.активных торговых связей со своими отдаленными соседями. В частности, фиксируются подобные связи с народами Средней Азии, откуда башкиры получили роскошные согдийские шелка.

Культурно-экономичесткие отношения башкирских племен IX-XII вв. со своими соседями носили характер торгово-денежных.

Однако необходимо подчеркнуть. Что развитие хозяйства башкир конца I- начала II тысячелетий не привело к повсеместному их переходу к оседлому скотоводческо-земледельческомутруду и возникновению крупных городов, как это было, например, в Волжской Булгарии и Хазарском каганате.

Сохранилось много историко-этнографических сведений (легенд) о существовании башкир IX – XII вв. собственных политических объединений типа государственных образований, например, упоминается, что башкиры XIII – XIV вв. являются прямыми потомками союза семи башкирских племен под предводительством Мясем хана, чья личность вполне реальна.

Одним из ранних башкирских ханов IX – X вв. мог быть легендарный Башджурт (Башкорт). Башджурт был предводителем (ханом) народа, жившего между «владениями хазаров и кимаков с 2000 всадников», в близком соседстве с кыргызами и гузами.

studfiles.net

Коневодство у древних башкир

Содержание

Введение. 2

1. Причины и предпосылки развития коневодства у древних башкир. 3

2. Коневодство как фактор развития полукочевого хозяйства. 4

Заключение. 4

Список использованной литературы.. 4

Введение

Хозяйство башкир представляло собой сложный экономический комплекс, включающий скотоводство, земледелие, пчеловодство, охоту, рыболовство, промыслы и ремёсла. Каждая из отраслей хозяйства прошла длительный многоступенчатый путь развития. Их соотношение менялось с течением времени и было разным в различных природно-географических зонах.

Основным занятием башкир являлось скотоводство, сопряжённое с сезонными перемещениями населения вслед за табунами лошадей и отарами овец на пастбища. Башкирские племена являлись частью огромного мира кочевников-скотоводов евразийского материка. Их жизнь была подчинена единым правилам. Смена пастбищ и мест стоянок совершалась по определённому распорядку, маршруты были выверены и закреплены за племенами, родами и родовыми подразделениями. Этого требовала, с одной стороны, система ведения хозяйства, с другой, — относительная ограниченность пастбищных угодий, необходимость считаться с нормами землепользования и хозяйственными интересами соседей.

1. Причины и предпосылки развития коневодства у древних башкир

Лошадь являлась основной рабочей силой, транспортным средством, помощником кочевника во всех его делах и заботах. Верхом ездили и мужчины, и женщины. Верховой езде учились с детства. Без лошади была немыслима система хозяйства, которую создали скотоводы. На Южном Урале и в районах с аналогичными природными условиями без лошадей было бы невозможно содержание на подножном корму других видов скота. Привыкшие к тебенёвке лошади плотными рядами шли по зимним пастбищам, методично разбивая корку снега ударами копыт и освобождая траву из-под снежного покрова. За ними по уже проложенному следу шли овцы и козы. Сбиваясь в косяки во главе с жеребцом-вожаком, лошади были способны к самозащите от нападения волков.

Лошади легко переносили длинные переходы и круглогодичное содержание на подножном корму. Впоследствии малоприхотливая и выносливая порода башкирских лошадей, приспособленная и к вьюку, и к верховой езде, обрела широкую известность в России и Европе. Лошадь давала почти всё, что было необходимо для жизни кочевника. Конское мясо и жир, кумыс из кобыльего молока занимали значительное место в пищевом рационе башкир. Из кожи изготовляли утварь, колчаны, налучья, щиты, конскую сбрую, из сухожилий — тугую и крепкую тетиву боевых и охотничьих луков. Шкурой лошади или жеребёнка покрывали скользящую поверхность лыж. Из конского волоса делали рыболовные и охотничьи снасти, вили верёвки.

Состав и размеры стада находились в зависимости от общественного статуса их владельцев. Чем богаче хозяйство и знатнее род, тем многочисленнее были табуны лошадей. Так, в шежере племени усерган воспевается знатность и богатство биев, баев и других представителей родовой знати. Например, один из их предводителей Джумакай имел огромные стада, скот на его пастбищах "кишел, как рыба в реке". Сын его, Кужанак, "не знал счёта своим табунам. В уме он считал — около 90 тысяч голов"[1] .

Особое отношение к лошади выросло в культовое почитание, нашедшее воплощение в фольклоре. Для устного народного творчества традиционны образы мифологических коней — толпаров и аргамаков. В предании, записанном в юго-восточном Башкортостане, рассказывается о бае Галиакбаре: "Богатство его было огромно: когда лошади бая спускались на водопой к реке Кизил, другой конец табуна ещё пасся на отрогах горы Сыуаш. Овцы его и козы муравейником кипели на склонах гор"[2] . Понятно, что в фольклоре не обходится без гиперболизации, поэтического преувеличения. Но есть и исторические факты. В Бурзянском районе на р. Кана существовала д. Алдарово. Согласно источникам, ее основателем является старшина Бурзянской волости тархан Алдар Исекеев. Он имел 8 тыс. отборных лошадей, его табуны славились на всём Урале.[3] Старшина Калмакской волости из д. Султаново (ныне Сафакулевский район Курганской области) имел семь или восемь табунов по 400 голов. На юго-востоке часто приходилось слышать суждение, что богатые люди не всегда точно знали число своих лошадей. Осенью, по возвращении с летовки, работники и табунщики собирали скот в загоны. Считалось, если загоны полные — значит, табуны пригнаны все.

В башкирских пословицах и поговорках отражено бережное отношение к семейному имуществу, в частности, к скоту: "В доме, где не знают счёта, богатства не бывает", "У того, кто не ведёт счёт, весь скот во дворе", "Считанная скотина не пропадает", "Считанных овец волк не порежет", "Клеймёная скотина не теряется"[4] . Раскалённым железным тавром ставили метки (тамга) на крупе лошадей. В очертаниях тавра обычно использовалась родовая тамга, в которую вносилась небольшая деталь — семейный знак. Некоторые знатные башкиры имели индивидуальный рисунок тавра.

Уход за скотом осуществлялся по сложившейся веками системе. Выявляется очень глубокое знание башкирами биологических особенностей животных, их жизненного цикла. Как и в языках других скотоводов, в башкирском языке существовала детальная "номенклатура" лошадей, крупного рогатого скота и других домашних животных по возрастным и поповым признакам. Классификация животных имела хозяйственное значение и раскрывала практические возможности использования того или иного вида скота по животноводческой лексике башкир, собранные Т.Г. Баишевым, приведены в книге С.И. Руденко. По свидетельству Т.Г. Баишева, отдельные косяки лошадей формировались с учётом их индивидуальных качеств. У богатых людей выделялись фондовые косяки из отборных кобылиц и жеребцов-производителей. Были также косяки дойных кобылиц, вместе с которыми содержались жеребята-сосунки. Взрослые рабочие лошади и молодняк до четырёх лет паслись в составе неплодоносящего стада. На зиму несколько косяков объединяли в табун.

Состоятельные башкиры нанимали для присмотра за скотом пастухов, были у них и табунщики, малообеспеченные обходились своими силами. Основные заботы скотоводов приходились на период появления приплода. Для содержания молодняка сооружали загородки с навесами, землянки и полуземлянки, сараи. Малообеспеченные семьи держали новорождённых телят, ягнят и козлят обычно в избе рядом с печью.

В X в. Башкирия представляла собой северную периферию огромного кочевнического мира тюркских племен и племенных объединений. По крайней мере, с конца I тысячелетия н. э. Южный Урал, Приуралье и населяющие их племена находились в тесной хозяйственной и этнической связи с Приаральем, Западной Сибирью, Волго-Яицкими степями, Северным Кавказом, Причерноморьем и Средним Поволжьем. Эти связи по существу не прерывались много столетий, хотя в соответствии с развитием политической карты упомянутых районов евразийского континента сила и направление этих взаимосвязей постоянно менялись. До начала монгольского нашествия, например, часть башкирских племен составляла восточную провинцию Булгарского государства основная же территория Башкирии входила в политическое объединение Дешт-и-Кипчак.[5]

В XIII—XIV вв. башкиры — подданные золотоордынских ханов, а с начала XV в. территория Башкирии была расчленена между Ногайской ордой, Казанским и Сибирским ханствами. Предположительно с конца XV в. и, особенно, в XVI среди башкирских племен начинает активно проявляться тенденций политической централизации. Добровольное присоединение Батурин к Русскому государству было собственно одним из проявлений этой тенденции. С другой стороны, X—XVI вв. были периодом формирования башкир в народность: именно в ту эпоху происходит расселение башкирских племен на современной территории их обитания и активное приспособление к природным условиям. Без учета всех этих факторов — особенностей природно-географических условий территории и, в равной степени, основных направлений этнической и политической истории огромного региона от Черного моря до Аральского — невозможно было бы рассчитывать на сколько-нибудь достоверный анализ хозяйственной жизни башкир в эпоху средневековья.

В X в. башкирские племена были кочевниками-скотоводами. Ибн-Фадлан (922 г.), описывая свое прибытие «в страну народа турок, называемого аль-Башгирд», указывает, что обитатели этой страны кочевали поблизости от камских булгар и печенегов. Краткую, но в то же время чрезвычайно точную характеристику образа жизни башкир дает Ибн-Руста (около 912 г.): «Живут они в шатрах и перекочевывают с места на место, отыскивая кормовые травы и удобные пастбища».[6]

В установлении на обширных пространствах Приуралья и Зауралья кочевого скотоводства как господствующего типа хозяйства первостепенную роль сыграли физико-географические условия этого региона. Сочетание гор, покрытых густыми лесами и богатых летними пастбищами, с малоснежными степями и лесостепями, в перелесках которых удобно укрывался скот во время зимних буранов,— было необходимым условием для кочевников, круглый год державших скот на подножном корму (тебеневке). Расчлененный рельеф предгорных долин создавал хорошие возможности для зимовки скота — ветер, сдувая снег с возвышенных частей на низины, облегчал тебеневку. Разнообразная фауна лесов, многочисленные реки и озера были основой для развития других традиционных занятий кочевников — охоты, бортничества, рыболовства.

Примечательно, что древние районы кочевого скотоводства возникли и развивались примерно в аналогичных природно-географических условиях: на Алтае, предгорьях Тянь-Шаня, в Монголии, на Северном Кавказе. Есть серьезные основания полагать, что примерно с середины I тысячелетия н. э. юго-восточный Урал, а позднее южное и юго-западное Приуралье были вовлечены в единый территориально хозяйственный комплекс с северным Приаральем и низовьями Cыр Дарьи; здесь установился круглогодовой цикл кочевки с учетом климатических особенностей отдельных частей этого огромного региона. Короткие зимние месяцы кочевники со своими стадами проводили в присырдарьинских и приаральских степях. Но мере приближения весны стада уходили на север; сроки продвижения кочевника на летние пастбища соответствовали срокам наступления весны и продвижения к северу. В жаркие летние месяцы скот укрывался в прохладных долинах уральских предгорий. С первыми признаками осени кочевники снимались с летних пастбищ и медленно продвигались на юг, добираясь до приаральско-присырдарьинских зимних пастбищ лишь к наступлению зимы. Такие дальние перехода кочевников были вызваны особенностями природно-климатических условий: летом трава на приаральско-присырдарьинских равнинах часто выгорала и приходилось перегонять стада на богатые сочные травы горных и предгорных пастбищ Урала.Осенью кочевники уходили от холода и снежных буранов снова на юг.[7]

mirznanii.com

История башкирского народа

       Предваряя предстоящее повествование об истории народов, заранее сделаем оговорку. Начнем его с истории башкирского народа. И вот почему. Среди современных народов, живущих на Южном Урале, первыми обитателями края оказались башкиры. Поэтому начало рассказа с башкир ничуть не искажает исторической правды, не умаляет роли других народов. При этом соблюдается историзм изложения материала.

       Если следовать письменным источникам прошлого, дошедшим до нас, то можно, казалось бы, считать башкир уже более тысячи лет коренным населением края. Но все дело в том, с каких пор башкиры здесь живут, какие племена представляли их предки, на каком языке они говорили? И самое главное, когда они сложились в один народ с общей территорией, культурой, языком?

       Эти нетривиальные вопросы вот уже несколько столетий привлекают внимание историков, языковедов, антропологов и других специалистов, порождают у них бесконечные споры, которые не прекратились и до сих пор. Причины этого во многом кроются в неконкретности и противоречивости устных преданий, легенд, первых письменных источников о башкирах.

Башкиры, как и многие другие народы, жившие во второй половине XIX века на территории Южного Урала, находились на низкой ступени развития. Не имея письменных памятников, они не знали своей истории, не знали, откуда появились, где жили и чем занимались их предки. По незнанию сами башкиры называли себя древнейшими обитателями края. Однако у них, писал в конце XIX века историк А. Е. Алекторов, есть устные предания, повествующие о том, что до их поселения, во времена давно минувшие, по обе стороны уральского хребта жили многочисленные Югорские племена, им не известные. Только потом здесь появились башкиры.

       В этом нет теперь ни малейшего сомнения. Уцелевшие курганы, могилы, валы, остатки былых жилищ, медные копья, мраморные изображения человеческих лиц дают основание считать, что на месте нынешнего Южного Урала жили довольно развитые народы, знавшие о природных богатствах, умевшие отыскивать металлы, изготовлять из них орудия.

Особенно слабо исследованы ранние этапы этногенеза башкирского народа - IХ-Х вв. Отдельные историки ХVIII-ХIХ вв. (Д. Европеус, И. Фишер, А. Шлецер и др.) считали башкир финно-угорской языковой группой, впоследствии подвергшихся сильной тюркизации. Подобной точки зрения придерживался и советский этнограф, профессор МГУ С.А. Токарев. Одновременно возникла теория тюркского происхождения башкир, активными сторонниками которой являлись В. Н. Татищев, П. И. Рычков (XVIII в.), а затем П. С. Назаров, Н. М. Малиев (XIX в.). Известный уральский этнограф С. И. Руденко пришел к выводу, что в формировании башкирского народа участвовали различные племена. Существует также мнение (Р. Г. Кузеев), что башкиры в IX веке жили в Приаральских степях, а на Южный Урал они пришли и заселили его лишь в самом конце IX или в начале Х вв.

       Как показывают исследования этнографов, башкирские племена к моменту появления на Южном Урале не представляли однородной массы. Локальные различия в культуре башкир имели глубокие корни.

Специалисты считают, что у башкир, как кочевого народа, за несколько поколений сменился образ жизни. Этот процесс занял многие десятилетия и происходил он в условиях существования постоянных контактов кочевников с оседлым населением. Переход башкир к оседлой жизни длился три столетия (ХУ11-Х1Х вв.), причем шел он при определенном давлении властей.

Кочевая система хозяйства уступила полукочевой. Скотоводство на значительной территории края постепенно заменялось земледелием и лесными промыслами. Со временем оно приобрело отгонный характер. Смена образа жизни сопровождалась переходом населения к оседлости. Однако это не значит, что произошла полная смена уклада жизни. Даже в начале XX века сохранились выезды отдельных хозяйств на летовки. Одновременно продолжали существовать разнотипные элементы культуры, в том числе кочевых и оседлых поселений.

       Крупные знатоки истории башкирского народа С.И. Руденко и Р.Г. Кузеев рассматривают проблемы происхождения и формирования башкир в тесной связи с историей печенегов, огузов, волжских булгар, половцев и монголов. Эти так называемые "поздние кочевники", считают ученые, оказали существенное влияние на формирование башкирских племен. При явном сходстве в образе жизни с "ранними кочевниками" (скифами и сарматами) поздние кочевники во многом стали иными - у них появились нового образца, более легкие и удобные сабли, конские седла со стременами, передвижные разборные юрты, заметно изменились формы лука и наконечников стрел, погребальные обряды.

       Вполне естественно, интерес к истории башкирского народа проявлялся и гораздо раньше. Впервые этноним "башкорт" в исторической литературе упоминается с середины IX века в трудах арабо-персидских авторов. Историк Х века Ал-Масуди писал, что баутгарты (башкиры) в конце IX века участвовали в войне в районе Аральского моря.

Другой автор того времени Ал-Балхи знал башкир, которые заселяли горно-лесную страну, что их насчитывалось приблизительно две тысячи человек. Он указывал, что башкиры прекрасно защищены лесами, что их никто не мог покорить. Ал-Балхи сообщал также, что они "подвластны болгарам". В повествовании нетрудно заметить горы Южного Урала, где ближайшими соседями башкир были булгары в Нижнем Прикамье и гузы - в южноуральских степях.

       Среди арабских письменных источников о башкирах наиболее ценными и достоверными являются записки Ахмеда Ибн-Фадлана о его продолжительном путешествии в начале Х века из Багдада через Бухару и Хорезм к волжским булгарам. С группой путешественников в 921-922 годах он прошел через степи и пустыни Средней Азии и вышел к реке яик (Урал). Свой дальнейший путь он держал через страну башкир и подошел к Волге. Будучи очевидцем того времени, Ибн-Фадлан оставил интересные сведения о русах (русских), хазарах и башкирах. Особенно интересно описание им быта, культуры и нравов башкир.

Вот как характеризует Ибн-Фадлан башкир: "... это худшие из тюрок, самые грязные из них и более других посягающие на убийство.                Встречает человек человека, отделяет его голову, берет ее (с собой), а его (самого) оставляет. Поэтому, - писал он, - мы остерегались их (башкир - И. Г.) с величайшей осторожностью", так как это были грубые племена, жившие грабежом.

Конечно, к этим сообщениям издалека можно относиться по-разному: одни им могут верить, другие их отвергать. Однако многие ученые сходятся во мнении, что записки Ибн-Фадлана - это исторический источник, заслуживающий большого доверия, и он пригоден для научного использования. Известный историк А. П. Ковалевский в "Книге Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг." (1956) сделал вывод, что Фадлан относился к описанию всего, что он видел и слышал, весьма добросовестно. К сожалению, текст его рассказов дошел до наших дней не полностью, и он не свободен от искажений.

О башкирах той эпохи остались и иные мнения. Европейские путешественники, посетившие башкир в средневековье, высказались о них как о храбрых, живых и гостеприимных людях. Башкиры свободно перекочевывали по степям, устраивали там свои кибитки, занимались скотоводством, тешились верховой ездой и игрой.

       Эти черты характера башкир сохранились у них до начала XX столетия. В то время как татары, мещеряки, а также финно-угорские народы - черемисы, мордва, вогулы (манси) - угрюмы и малоподвижны, башкиры беззаботны, веселы, даже легкомысленны, писал путешественник М. А. Круковский. "Пережитые бедствия сделали их недоверчивыми, подозрительными к чужому. Но стоит лишь заслужить его доверие, и тогда башкир развертывался во всю свою широкую, степную натуру".

Среди башкирского народа бытуют старинные предания, в которых рассказывается о происхождении племен, родов и их названий, а также о связях башкир с другими народами. Наиболее древний мировоззренческий пласт образуют легендарные предания о мифических родоначальниках башкир, которыми у них часто выступают какие-то животные или птицы - волк, медведь, лебедь, ворона, а также демонические существа - шайтан, шурале (леший).

       Предания прошлого содержат самые разные сведения о приходе предков башкир на Урал во главе с мифическим предводителем. Используются при этом неопределенные формы выражения "откуда-то с юга", "с турецкой стороны"; "со стороны Алтая" и др. Безусловно, вымышленность, условность такого рода сюжетов весьма явственна. Но в этих повествованиях, облаченных в легендарные формы, нетрудно заметить отдаленные отзвуки этно-исторических связей башкир с народами Алтая, Средней Азии, Казахстана, что подтверждается историческими источниками.

Легендарные предания о происхождении башкирских племен и родов, о заселении и освоении Урала следует рассматривать как ранние народные рассказы, так как действительность в них берется "в общественном аспекте". Имеются также предания, в основе сюжетов которых лежат реальные факты общезначимого характера.

Как бы ни был широк разброс суждений, большинство ученых сходятся во мнении, что этническое ядро башкирского народа - в основе своей тюркоязычное. Признается как факт, что раннее башкирские племена обитали на Южном Урале, начиная с первых веков нашей эры.        По антропологическим особенностям башкиры больше тяготеют к татарам, удмуртам и марийцам и значительно отличаются от казахов, киргизов и других, южных тюркоязычных народов.

Археологические и другие источники свидетельствуют, что башкиры в Х-Х1У вв. являлись тюркоязычным народом. Они заселяли вместе с другими народами весь Южный Урал с прилегающими к нему территориями - нынешними Оренбургской, Челябинской, Курганской, Свердловской и Пермской областями, Башкирской, Татарской и Удмуртской республиками. На этом обширном пространстве и происходило формирование башкирского этноса.

Важную роль в этнической консолидации башкир, развитии их культуры, по мнению Р. Г. Кузеева, сыграли XIII-ХIV века. Это было время, когда в среду башкир влились новые кочевые племена - табынцы, катайцы и другие. В результате такого слияния происходило окончательное созревание тех этнокультурных признаков, которые характеризуют современных башкир.

       Исследования археологов позволили проследить основные этапы обитания и становления на Южном Урале древнебашкирского этноса, начиная примерно с VII-IХ вв. Разумеется, на каждом из таких этапов этнос как исторический феномен не оставался неизменным, а постоянно развивался, приобретая все новые оттенки. Современная археологическая наука по сохранившимся и обработанным вещественным материалам достаточно точно установила, что начало формирования башкирского этноса, связано с массовым переселением южносибирских, казахстанских и других племен. Пришлые кочевники ассимилировали местное население. Древне-башкирское этническое ядро и по численности, и по территории оставалось намного меньше, чем в Х-ХII вв., когда в их состав влились новые потоки кочевников.

       Принимая во внимание современный уровень знаний и накопленный на сегодня археологической наукой материал, Р. Г. Кузеев этническую историю башкир условно разделил на два больших периода: 1)до VIII-IX вв., когда предки башкир еще пребывали в составе более обширных этнических образований, проживавших на разных территориях; 2) с VIII-IX вв., когда начинается собственно башкирская история и башкиры вступают на самостоятельный путь развития в пределах их сегодняшнего расселения.

В формировании башкир как народа, их этнического облика и культуры второй период сыграл решающую роль. Само собой разумеется, что происхождение племен и отдельных групп, вошедших затем в состав башкирской этнической общности, восходит к предыдущему этапу. Сплочение башкирского народа происходило в период между падением Западного Тюркского каганата (VIII в.) и возникновением империи Чингисхана (XIII в.). Окончательное формирование башкирского народа завершилось в последующие столетия. Оно неразрывно связано с вхождением Башкирии в XVI веке в состав Российского государства.

       Процесс становления башкирского этноса проходил в непростой обстановке. Реалии тогдашнего времени складывались по-своему. В начале XV века Золотая Орда окончательно распалась (такова участь всех империй) на несколько отдельных владений, в том числе возникла Ногайская Орда. Она сформировалась из различных тюркских и тюркизированных монгольских племен, обитавших на обширных просторах Прииртышья, северо-западной Монголии, Средней Азии, Северного Кавказа. И хотя точные границы расселения ногайцев определить трудно, считается, что основные кочевья их рассредоточивались по рекам Волге и яику.

Ногайская Орда, как самостоятельное государство, в середине XVI столетия в свою очередь раскололась на три отдельные части: одни улусы откочевали далеко на запад, другие - на восток. Улусы, оставшиеся в заволжских степях, стали называться Большими ногаями, с которыми в течение целых полутора веков жителям Южного Урала пришлось иметь дело.

       Большая ногайская Орда в 1557 году приняла российское подданство. Однако во многом продолжала сохранять самостоятельность и вела себя довольно агрессивно. Кочевья ногаев в отдельные годы доходили до среднего течения яика и Самары. В Приуралье ногайские племена сталкивались с башкирами. Под натиском кочевников-ногайцев башкиры вынуждены были отойти за реку Белую. Столкновения ногайцев нередко происходили и с волжскими казаками, которые сдерживали грабительские набеги непрошеных гостей на русские земли.

В первой половине XVII века под давлением кочевников-калмыков, вторгшихся с востока, многие улусы Больших ногаев покинули заволжские степи, откочевав к Приазовью и Северному Кавказу - в места кочевий своих соплеменников. Набеги со стороны ногаев прекратились.

       После присоединения в 1783 году Крыма к Российской империи царское правительство, чтобы оградить ногайцев от влияния Турции, решило перевести их в уральские степи. Последние были разорены и малолюдны после крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева. Однако из этого ничего не вышло. Ногайцы массами уходили в Турцию и в Закубанье, зависимое тогда от турок.

Ногайцы оставили глубокий след в истории Башкирии. Некоторые ученые, в частности П. И. Рычков, считали даже, что башкиры произошли от ногайцев, что весьма сомнительно. Несомненно, одно: ногайцы наложили заметный отпечаток на историю башкирского народа.

       Этнографам удалось восстановить родоплеменной состав башкир в ХVII-ХIХ вв. Они выделили самые древние башкирские этнические образования, состоявшие из ряда самостоятельных племенных групп - это бурзяне, усергане, тангауры, тамьяне и др. Все они были носителями башкирского этноса, но имели собственные названия, которые обладали большими территориями распространения у тюркских народов.

       Раньше башкиры обитали в степях и вели кочевой образ жизни. Впоследствии, теснимые с юга другими кочевниками, прежде всего киргизами, они оставили степи и переселились в горные и лесистые местности Южного Урала. В конце XIX века башкиры проживали, помимо Башкирии, на значительной территории Челябинского, Троицкого, Верхнеуральского, Орского и Оренбургского уездов. Они перешли к полукочевому образу жизни - зимой находились в деревнях, а весной выезжали с семейством и домашним скотом в горы и пребывали там вплоть до зимы, когда вновь возвращались в деревню.

Постепенно кочевники осваивали оседлость, отказываясь от ежегодных изнурительных переходов от пастбища к пастбищу. Но, перейдя к оседлости, они оставались верными своему главному занятию в жизни - скотоводству, благо земли для разведения скота хватало на всех.        Численность башкир на Южном Урале неуклонно росла. В 1897 году на территории Оренбургской губернии проживало свыше 254 тысяч лиц башкирской национальности, что значительно больше, чем столетие назад.

За многие столетия фиксированной истории башкирский народ создал уникальную, неповторимую и богатую культуру, включающую в себя все виды человеческого творчества: изобразительное искусство, зодчество, язык, музыку, танец, фольклор, украшения, самобытную одежду и т. д. Знание основ и этапов развития различных сфер культуры помогает изучению истории народа, лучшему пониманию специфики и путей дальнейшего развития национальной культуры башкирского народа.

(С.И.Руденко)

bashru-450.narod.ru

Башкирия в IX-XIII вв

Первые сведения о башкирах и их образе жизни, верованиях мы находим в письменных источниках IX-X вв. Посол багдадского халифа к царю волжских булгар Ибн-Фадлан, совершивший в начале X в. (922 г.) путешествие к волжским булгарам, сообщает о территории, занятой башкирами, приводит ряд интересных данных об их верованиях. Он описывает башкир как народ воинственный, ведущий кочевой образ жизни.

Арабский писатель Абу Сайд аль-Балхи пишет о том, что одно из двух башкирских племен жило "близ булгар" по соседству с "гузами-куманами". В XI в. известный ученый средневекового Востока Махмуд Кашгари включил башкир в число "двадцати главных и первоначальных тюркских народов".

Известно, что в X-XIII вв. западная часть башкир входила в состав Булгарского ханства.

Сохранились историко-этнографические сведения о существовании у башкир в IX-XII вв. и своих государственных образований, в том числе Союза башкирских племен под предводительством Масимхана. Среди упоминаемых в письменных источниках имен башкирских ханов IX — начала XIII вв. самое раннее (около IX в.) — хан Башкорт. Башкирские шэжэре сообщают, что в 20-х гг. XIII в. в Стране башкир правили могущественные ханы Муйтен-бий и Майкы-бий. В шэжэре Муйтен-бия перечислены более 10 его предков — знатных ханов. Их правление приходится примерно на IX-XII вв.

Государственное образование могло быть и у южных башкир. Об этом свидетельствуют произведения башкирского фольклора.

Только при этом условии башкиры могли развиваться как самостоятельный народ в соседстве с грозными хазарами, булгарами, гузами и кимаками.

С X в. в среду башкир начинает проникать ислам. Вместе с исламом начинают распространяться арабское письмо, восточные знания и литература. Однако еще были сильны и их доисламские верования. Параллельно с арабским функционировало и руническое письмо. Продолжали развиваться традиционные народные знания.

Таким образом, к XI в. башкиры представляли собой довольно многочисленную древнюю народность, расселенную на Южном Урале и прилегающих к нему с юга и запада степных просторах, с общим самоназванием, с самостоятельным языком, своеобразным культурно-бытовым укладом, системой религиозных верований, своими государственными образованиями — ханствами.

Во времена Золотой Орды на территорию Башкортостана хлынули группы кочевых племен. Башкиры были обложены ясаком, состоящим из дорогих мехов, меда и прочих; были обязаны нести воинскую службу. Тогда же башкиры получили такие атрибуты рода и племени, как тамга, оран (боевой клич), дерево и птицу.

Башкиры не раз поднимались на борьбу против монголо-татарских захватчиков. Об этом свидетельствуют такие легенды, как "Акман-Токман", "Биксура", "Последний из Сартаева рода".

Территория Башкортостана неоднократно становилась ареной столкновения армий противоборствующих сторон в Золотой Орде. Одно из самых крупных сражений произошло в 1391 г. в башкирских степях на р. Кундурча. В этом сражении принимал участие великий Тимур, который наголову разбил войска золотоордынского военачальника Тохтамыша, что было началом конца Золотой Орды.

Золотая Орда как государство сложилась с четкими социальными принципами. В нем существовали развитые феодальные отношения. Пребывание башкир в составе этого государства способствовало формированию у них типично феодального сословно-иерархического общества во главе с ордынским ханом. Фактически же на правах вассалов от его имени страной управляли башкирские ханы (бии), обладавшие наследственной властью. Они распределяли земли между племенами, определяли маршруты кочевий отдельных племен, собирали налоги с подвластного населения, следили за пополнением нукеров ханскому войску и т.п. Аналогичные функции над башкирами в пределах своих кочевий (улусов) выполняли царевичи — представители правящего дома.

Правосудие осуществляли монгольские, позднее мусульманские судьи. В то же время у башкир были сильны и институты обычного права.

В башкирском обществе в роли крупных феодалов выступали родо-племенные вожди. На государственной службе они выступали в роли темников, тысячников и сотников.

Вся территория их расселения была разделена между улусными владениями и практически превратилась в кочевья ордынских царевичей и их ближайшего окружения. В результате башкирские племена лишились лучших своих земельных владений и были расселены на худших землях. Помимо выплаты непомерных налогов и различных повинностей, монгольское иго сопровождалось массовым истреблением людских ресурсов, грабежом скота и других ценностей. Это привело к заметному разрушению производительных сил и общему обнищанию народа.

Все это разрушало сложившуюся экономическую жизнь башкир. Но они сохранили свою этнокультурную самобытность и этническое самосознание. Процесс культурного и этнического развития башкир в золотоордынский период не был прерван.

Раздираемая внутренними противоречиями, в конце ХШ — начале XIV вв. Золотая Орда распалась на две части. Восточная, включавшая всю полосу степей от Урала до Западной Сибири, получила название Белой Орды (Ак-Орда) и утвердилась за потомками Ногая. Западная, вобравшая территорию Поволжья и территорию к западу от Крыма, досталась потомкам Тохтая.

Попытка Тохтамыша возродить в конце XIV в. единство и былую мощь Золотой Орды, окончилась неудачей.

Внутренние социально-экономические процессы привели в первой половине XV в. к образованию на развалинах Золотоордынского государства ряда феодальных ханств. Территория Башкортостана оказалась на стыке трех политических образований. На Волге возникло Казанское ханство, где основалась династия одного из последних ордынских ханов Улуг-Мухамеда. Политическое и хозяйственно-культурное влияние Казанского ханства на башкир, безусловно, было значительным. Однако башкирская территория, которая находилась под постоянным или длительным протекторатом казанских ханов, была невелика. Она ограничивалась средним и нижним течением Ика, долиной Мензели, низовьями Агидели и прилегающими районами левобережья Камы.

Политическое влияние Сибирского ханства на башкир до середины XVI в. было также незначительным. Лишь с середины XVI в. в связи с активизацией русской политики на востоке, походами Ермака и наступлением Русского государства на Сибирское ханство часть зауральских башкир была вовлечена в борьбу на стороне Кучумовичей. Однако их политическое господство здесь было нестабильным и непродолжительным.

Ногайское ханство было главным политическим фактором для Башкортостана XV — первой половины XVI вв. Его господство распространилось на большую часть Башкортостана: к западу от Уральского хребта оно достигало нижнего течения р. Агидель, в Зауралье — верховьев Ика и Ая. В первой половине XVI в. Ногайское ханство распалось на две самостоятельные Орды: Большую и Малую. Башкортостан остался под властью Большой Ногайской Орды.

Вопрос демографии башкирского народа с древнейших времен упирается в практическое отсутствие письменных источников по этой теме. Документы, которые могли бы пролить свет на эту проблему, погибли во время многочисленных катаклизмов — пожаров, войн и революций. Поэтому исключительно сложным является вопрос о численности коренного населения накануне присоединения Башкирии к Русскому государству.

Заметим, население края в это время было мононациональным — состояло из одних башкир. Царю докладывали о башкирах как многочисленном и воинственном народе. Тем не менее истинная численность коренного населения Башкирии в середине XVI века до сих пор остается неизвестной.

Некоторые исследователи, используя различные методики и косвенные материалы, попытались ответить на этот непростой вопрос. Согласно этим расчетам, численность башкир в середине XVI века варьировалась: по минимуму — от 50 до 60 тысяч, и по максимуму — до трех миллионов человек(!). Однако наиболее приемлемыми считаются цифры, приводимые Раилем Кузеевым, — это от 180 тысяч до 240 тысяч человек.

В середине XVII века, Россия имела девять миллионов населения (в том числе шесть миллионов — русскоязычного). Исходя из этого, абсурдно утверждать, что в середине XVI века в Башкирии проживало около трех миллионов башкир. Но не стоит забывать и упоминания о башкирах как многочисленном народе. Возникает вопрос: а какой народ в XVI веке можно было считать многочисленным? По мнению историков, для того времени, чтобы попасть в этот разряд, достаточно было ста тысяч человек. Поэтому отпадает и минимальная цифра в 50-60 тысяч человек. Отметим еще один важный момент. Башкиры, как известно, занимались и земледелием, и скотоводством, в том числе кочевым. А народы, занимающиеся кочевым скотоводством, передвигаясь, создают иллюзию, что они более многочисленны, чем это есть на самом деле. Отсюда можно сделать вывод, что в середине XVI века на территории края проживало от 150 до 180 тысяч башкир.



biofile.ru

§ 7

§ 2. Древние башкиры. Исторические сведения. Территория расселения. Культура.

В исторической литературе IX - X вв. появляются пер-вые упоминания о племенах Южного Урала. Например, в книге широко известного автора этого времени Ибн-Хордалбека "Худуд ал-алам" сообщается о переселении с Иртыша в район Уральских гор племен кыпчаков Подоб-ные события отражены и в китайских источниках начала IX в. В них говорится о движении кыпчаков к горам Юйли-Бойли, под которыми многие подразумевают Уральские горы. Сообщения примерно такого же рода дают авторы ал-Ис-тахри, Ибн-Хаукаль и другие. Эти источники указывают, что Южный Урал в IX - X вв. был заселен племенами, вхо-дившими в состав кыпчакского этно-политического образо-вания, господствовавшего в степях Сибири, Казахстана и Нижнего Поволжья. У них существовало мощное государ-ство, известное как Кимакский каганат. Впервые страна башкир под собственным именем наро-да описана арабским путешественником Саламом Тардже-маном, совершившим путешествие через Южный Урал в 40-х годах IX в. В 922 г. в составе посольства Багдадского халифата в Волжскую Булгарию через страну башкир про-езжал Ибн-Фадлан. Как известно, целью этого посольства было распространение в Волжской Булгарии (Среднее По-волжье) мусульманской религии. Ибн-Фадлан вел дневник, куда записывал все увиденное и услышанное. Согласно его описанию, посольство долго ехало через страну огузо-кыпчаков (степи Приаралья), а затем, в районе нынеш-нею г. Уральска, оно переправилось через р. Яик и сразу же вступило в "страну башкир из числа тюрок" В ней ара-бы переправились через такие реки как Кинель, Ток, Со-ран, а за р. Большой Черемшан начинались уже пределы государства Волжская Булгария. Ибн-Фадлан в своем труде не уточняет границы стра-ны башкир, но этот пробел восполняется его современником Истахри, который знает о башкирах, обитающих к востоку от булгар, в горно-лесных районах, следовательно, на Юж-ном Урале. Эти сведения подтверждают многие авторы X в. (ал-Балхи, Ибн-Даста, ал-Масуди), но более полным счита-ется труд крупного арабского историка Идриси. Хотя он жил в XII в., но при описании истории народов Восточной Европы, Казахстана и Средней Азии пользовался не до-шедшими до нас в оригинале трудами авторов IX-X вв. и восстанавливал, таким образом, действительность этого времени. Судя по его сообщению, современники башкир X - X вв. знали внешних (степных) и внутренних (горно-лесных) башкир и протяженность различных маршру-тов пути до них от г. Булгар - столицы Волжской Булгарии. В стране башкир источники Идриси знают такие го-рода как Karukia, Masra и Kasra, которые состояли из бревенчатых домов и подвергались частым нападениям волжских булгар oставил подробное описание языка баш-кир выдающийся ученый-лингвист XI в. Махмуд Кашгари: он отнес его к числу крупных тюркских языков. Вопросы о происхождении древних башкир, территорий их расселения и, в целом, этно-политической истории баш-кирского народа вплоть до современности оставались дол-гое время слабо разработанными, потому вызывали серь-езные разногласия среди исследователей. Сейчас эти разно-гласия преодолены, в чем немалая заслуга археологов, открывших и исследовавших сотни памятников башкирских племен IX-XIV вв. Материалы раскопок в сочетании с, данными других наук позволяют более полно обрисовать отдельные этапы развития истории и культуры башкир-ского народа вплоть до XIV-XV вв.
Карта Исторической Башкирии X в. по письменным источникам. Латин-скими буквами обозначены башкирские города по Идриси (XII в.), круж-ками - некоторые археологические городища VIII - X вв. В нижнем углу - карта Южного Урала X -XII вв. (Автор - Идриси).
Следует отметить, что понятие "страна народа" в жиз-ни складывается не мгновенно, а в течение нескольких столетий. В данном случае четко зафиксированное в источ-никах IX - X вв. понятие страна башкир ("Историческая Башкирия") возникло не сразу и ранние этапы его форми-рования непременно включают исторические процессы на Южном Урале V - VIII вв. В этом смысле племена бахмутинской, турбаслинской и караякуповской культур можно рассматривать как ближайших предков башкир IX - X вв. и среди них могли быть группы населения - носители имени (этнонима) "башкорт". Культура башкир IX -X вв. полно представлена бога-тымиматериалами курганов. Известны и городища-крепости. Многие из них, несомненно, существовали в ранге средневековых городов и какие-то из них были известны Мдриси и его предшественникам. Будущие исследования позволяют уточнить этот пока неясный вопрос. Территориально все эти памятники покрывают весь Южный Урал (Башкортостан, Челябинская и Оренбургская области). Судя по материалам памятников, башкиры IX - X вв. но-сили роскошные пояса, сплошь украшенные серебряными и позолоченными пластинами. Пояса имели длинные под-вески, спускавшиеся спереди и сзади. Интересно отметить, Точно такие же пояса носили в IX-X вв. кочевые племена Центральной Азии, Сибири и Казахстана. Самобытность культуры башкирских племен этого вре-мени ярко прослеживается в богатом украшении седель-ных и уздечных ремней и самого седла различными плас-тинами, широком распространении сабель в роскошных ножнах и многочисленных женских украшений, в том числе шейных и нагрудных подвесок.
Поясной ремень из кургана IX - X вв. близ д. Бекешево Баймакского района Золотая серьга IX—X вв. из могильника близ г. Стерлитамака. Нагрудное украшение-подвеска. Серебро с позолотой. X в. Курган близ д. Каранаево в Мечетлинском районе.
В местах расселения башкир IX-X вв. найдены каменные скульптурные фигуры человека, сохранившиеся в памяти совре-менных башкир как "hынташ" т. е. камень-фигура. Тысячи подобных памятников были широко распро-странены в Центральной Азии (Монголия), на Алтае, в Казах-стане и Сибири, и появление их на Южном Урале бесспорно указы-вает о приходе на рубеже VIII - IX вв. новых групп кочевых пле-мен из восточных и южных степей. Ученые-языковеды считают, что_современный башкирский язык самобытен по многим признакам. В нем, например, широко употреб-ляют буквенные выражения с, з, h, редко встречающиеся в других тюркских языках. Его отличает также изобилие таких звуков, как с вместо ч, ш и других. В башкир-ском языке много диалектных раз-личий. К числу характерных осо-бенностей, например, разговорной речи жителей Централь-ной и Южной Башкирии, Оренбургской, Самарской и Саратовской областей, относится употребление звукосочета-ний лт, мт, нт, мк, мтс, нк, отсутствующих теперь почти во всех других тюркских языках, но ярко представленных в древних письменных памятниках тюрков VII - IX вв. Учитывая все эти факты, видные тюркологи (С. Е. Малов, Дж. Г Киекбаев, Н. А. Баскаков) единодушно считают, что башкирские племена, т. е. носители башкирского языка, уже в V-VIII вв. оторвались от основной массы тюрков и жили на территории современного Башкортостана. Горно-лесные условия края способствовали длительному сохра-нению у отдельных племенных групп диалектных разли-чий и сохранению многих рудиментных явлений, исчезнув-ших в других тюркских языках. Открыты и изучены многочисленные памятники башкир XI- начала XIII вв. Собранные в них материалы указы-вают, что развитие истории и культуры башкирских пле-мен в период после X в. шло относительно спокойно. В степ-ной зоне края по-прежнему происходили перемещения кочевых племен, но по своим масштабам они были очень не-значительными и почти не затронули территорию Истори-ческой Башкирии.
Бронзовое ожерелье в виде цепочки с колокольчиками с шумящими подвесками. Х- — XI вв. Из кургана близ д. Старо-Халилово Дуванского района. Человеческие фигуры из камня (пынташ). Найдены в кургане на горе Ямашитау. XI — XII вв.
Сайт управляется системой uCoz

bashkiria-ufa.narod.ru

Верования древних башкир

скачать Культура Башкортостана

6 класс

Родной Башкортостан

Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галлямов А.А.

Страницы 23-28. Тема урока: Верования древних башкир.

Ахмед ибн – Фадлан о верованиях древних башкир.

Цели урока: 1) повторение пройденного о легендах и преданиях;

2) дать понятие о тотемистических представлениях башкир;

3) воспитание интереса к верованиям древних башкир.

Оборудование: карта Исторического Башкортостана, учебник, иллюстрации, тестовые задания.

Ход урока.
  1. Организационный момент.
  2. Повторение.
Самостоятельная работа.

а. Дать определение: предание, легенда.

б. Кого и почему назвали семиродцами? Почему этих семиродцев прозвали башкирами?

в. Как произошло слово «башкорт»?

г. Где живут потомки Гайны?

д. Что означает выражение «Кош юлы»?

е. Почему поселок называется Давлеканово?

  1. Новая тема.
1). Сообщение темы и цели.

2). Словарная работа:

тотем – первопредок в виде животного;

культ – почитание, преклонение перед кем-нибудь или чем-нибудь;

халиф – глава мусульманской общины;

Багдад – город;

Бухара – город;

Мусафиры – проповедники исламской религии.

3). Верования древних башкир.

Древние верования башкир – тотемистические представления.

Тотем – первопредок в виде животного для определенной группы людей.

Сведения о тотемах башкир отрывочны.

Отдельные пережитки тотемизма сохранились вплоть до начала 20 века.

Для защиты пришивали различные амулеты, пучки гусиного пуха, под порог закапывали волчью голову.

Некоторые имена собственные, образованные от слов «волк», «медведь»: Буребай, Айыухан.

Тотемизм был как формой религиозных представлений в первобытном строе.

4). Древние башкиры одухотваряли природу и ее явления (анимизм).

Пережитки культа сохранились и после принятия ислама до начала 20 века.

5). Совершение обрядов.

Остатки культа в свадебных обрядах.

Лесные духи (шуралэ-леший).

Водяные (хыу эйахы).

Господин ветра (пэрей-дух ветра).

Злые духи (албасты, аждаха, убыр, ен).

Мировое дерево (показ изображения мирового дерева).

Мировое дерево-это древо жизни.

В глубокой древности сохранилась концепция трехчленного строения мира. Считалось, что все мироздание состоит из трех ярусов: верхнего, среднего, нижнего.

Верхний мир - небеса, населенные богами.

Средний мир – земля, обиталище людей.

Нижний мир – преисподняя, живут злые духи, демоны.

6).Ахмед ибн – Фадлан о верованиях древних башкир.

Кто такой Ахмед ибн – Фадлан ?

Арабский путешественник, посол Багдадского халифата.

В 921 году посольство направляется в волжскую Булгарию.

В составе посольства арабский путешественник Ахмед ибн-Фадлан.

Он секретарь посольства.

Маршрут посольства:

Багдад – Бухара – степи Средней Азии – пустыни – река Яик (Урал) – страна башкир – Волга (волжская Булгария).

( Используется карта исторического Башкортостана, учебник, стр.27)

7). Чтение отрывков из дневниковых записей путешественника (стр. 26).

8). Господь на небе – Тенгре ( верховный бог). Небо как высшее божество.

У людей господь-------------

Йер-су (Родина)

Господи земли и воды------

У смерти господь – это Эрлик (бог нижнего мира).

У дождя господь, у ветра господь.

Ветер и дождь – своеобразный ответ божеств, к которым люди обращались с просьбами о потомстве, благополучии.

Обряды с почитанием деревьев.

Ось между тремя мирами – гигантское Мировое дерево.

Божества зимы и лета, дня и ночи.

День и ночь – это свет и тьма, разрыв и соединение, начало и конец, круговорот времени, летние и зимние сезоны, оживает и умирает.

Рассмотренный пантеон башкирских богов является общеплеменным культом. Кроме этого, каждое племя или род имело своих тотемных богов, покровителей данного рода (племени).

  1. Закрепление.
Вопросы.

- Что такое тотем?

- Сохранились ли пережитки тотемизма в наши дни?

- Почему древние башкиры одухотворяли природу?

- Какие обряды совершали?

- Кто такой ибн - Фадлан?

- Когда он был среди башкир?

- Как описывает реку Яик?

- Кто такие мусафиры?

- Кто такой халфа?

- Что означает слово «культ»?

  1. Составление плана по теме « Ибн – Фадлан – первый исследователь башкирских земель».
1). Ибн-Фадлан – арабский путешественник, посол, секретарь.

2). Ибн- Фадлан в стране башкир.

3). Река Яик – самая большая река.

4). Записи о «господах» башкир.

5). Путевые записи о почитании башкирами журавлей.

6. Самостоятельная работа (проверка усвоения материала обучающимися).

Тестовые задания.

7.Итог урока.

Выставление оценок.

8.Домашняя работа.

Прочитать стр. 23-28.

скачать

nenuda.ru

Коневодство у древних башкир

Содержание

Введение

1. Причины и предпосылки развития коневодства у древних башкир

2. Коневодство как фактор развития полукочевого хозяйства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Хозяйство башкир представляло собой сложный экономический комплекс, включающий скотоводство, земледелие, пчеловодство, охоту, рыболовство, промыслы и ремёсла. Каждая из отраслей хозяйства прошла длительный многоступенчатый путь развития. Их соотношение менялось с течением времени и было разным в различных природно-географических зонах.

Основным занятием башкир являлось скотоводство, сопряжённое с сезонными перемещениями населения вслед за табунами лошадей и отарами овец на пастбища. Башкирские племена являлись частью огромного мира кочевников-скотоводов евразийского материка. Их жизнь была подчинена единым правилам. Смена пастбищ и мест стоянок совершалась по определённому распорядку, маршруты были выверены и закреплены за племенами, родами и родовыми подразделениями. Этого требовала, с одной стороны, система ведения хозяйства, с другой, — относительная ограниченность пастбищных угодий, необходимость считаться с нормами землепользования и хозяйственными интересами соседей.

1. Причины и предпосылки развития коневодства у древних башкир

Лошадь являлась основной рабочей силой, транспортным средством, помощником кочевника во всех его делах и заботах. Верхом ездили и мужчины, и женщины. Верховой езде учились с детства. Без лошади была немыслима система хозяйства, которую создали скотоводы. На Южном Урале и в районах с аналогичными природными условиями без лошадей было бы невозможно содержание на подножном корму других видов скота. Привыкшие к тебенёвке лошади плотными рядами шли по зимним пастбищам, методично разбивая корку снега ударами копыт и освобождая траву из-под снежного покрова. За ними по уже проложенному следу шли овцы и козы. Сбиваясь в косяки во главе с жеребцом-вожаком, лошади были способны к самозащите от нападения волков.

Лошади легко переносили длинные переходы и круглогодичное содержание на подножном корму. Впоследствии малоприхотливая и выносливая порода башкирских лошадей, приспособленная и к вьюку, и к верховой езде, обрела широкую известность в России и Европе. Лошадь давала почти всё, что было необходимо для жизни кочевника. Конское мясо и жир, кумыс из кобыльего молока занимали значительное место в пищевом рационе башкир. Из кожи изготовляли утварь, колчаны, налучья, щиты, конскую сбрую, из сухожилий — тугую и крепкую тетиву боевых и охотничьих луков. Шкурой лошади или жеребёнка покрывали скользящую поверхность лыж. Из конского волоса делали рыболовные и охотничьи снасти, вили верёвки.

Состав и размеры стада находились в зависимости от общественного статуса их владельцев. Чем богаче хозяйство и знатнее род, тем многочисленнее были табуны лошадей. Так, в шежере племени усерган воспевается знатность и богатство биев, баев и других представителей родовой знати. Например, один из их предводителей Джумакай имел огромные стада, скот на его пастбищах "кишел, как рыба в реке". Сын его, Кужанак, "не знал счёта своим табунам. В уме он считал — около 90 тысяч голов"1.

Особое отношение к лошади выросло в культовое почитание, нашедшее воплощение в фольклоре. Для устного народного творчества традиционны образы мифологических коней — толпаров и аргамаков. В предании, записанном в юго-восточном Башкортостане, рассказывается о бае Галиакбаре: "Богатство его было огромно: когда лошади бая спускались на водопой к реке Кизил, другой конец табуна ещё пасся на отрогах горы Сыуаш. Овцы его и козы муравейником кипели на склонах гор"2. Понятно, что в фольклоре не обходится без гиперболизации, поэтического преувеличения. Но есть и исторические факты. В Бурзянском районе на р. Кана существовала д. Алдарово. Согласно источникам, ее основателем является старшина Бурзянской волости тархан Алдар Исекеев. Он имел 8 тыс. отборных лошадей, его табуны славились на всём Урале.3 Старшина Калмакской волости из д. Султаново (ныне Сафакулевский район Курганской области) имел семь или восемь табунов по 400 голов. На юго-востоке часто приходилось слышать суждение, что богатые люди не всегда точно знали число своих лошадей. Осенью, по возвращении с летовки, работники и табунщики собирали скот в загоны. Считалось, если загоны полные — значит, табуны пригнаны все.

В башкирских пословицах и поговорках отражено бережное отношение к семейному имуществу, в частности, к скоту: "В доме, где не знают счёта, богатства не бывает", "У того, кто не ведёт счёт, весь скот во дворе", "Считанная скотина не пропадает", "Считанных овец волк не порежет", "Клеймёная скотина не теряется"4. Раскалённым железным тавром ставили метки (тамга) на крупе лошадей. В очертаниях тавра обычно использовалась родовая тамга, в которую вносилась небольшая деталь — семейный знак. Некоторые знатные башкиры имели индивидуальный рисунок тавра.

Уход за скотом осуществлялся по сложившейся веками системе. Выявляется очень глубокое знание башкирами биологических особенностей животных, их жизненного цикла. Как и в языках других скотоводов, в башкирском языке существовала детальная "номенклатура" лошадей, крупного рогатого скота и других домашних животных по возрастным и поповым признакам. Классификация животных имела хозяйственное значение и раскрывала практические возможности использования того или иного вида скота по животноводческой лексике башкир, собранные Т.Г. Баишевым, приведены в книге С.И. Руденко. По свидетельству Т.Г. Баишева, отдельные косяки лошадей формировались с учётом их индивидуальных качеств. У богатых людей выделялись фондовые косяки из отборных кобылиц и жеребцов-производителей. Были также косяки дойных кобылиц, вместе с которыми содержались жеребята-сосунки. Взрослые рабочие лошади и молодняк до четырёх лет паслись в составе неплодоносящего стада. На зиму несколько косяков объединяли в табун.

Состоятельные башкиры нанимали для присмотра за скотом пастухов, были у них и табунщики, малообеспеченные обходились своими силами. Основные заботы скотоводов приходились на период появления приплода. Для содержания молодняка сооружали загородки с навесами, землянки и полуземлянки, сараи. Малообеспеченные семьи держали новорождённых телят, ягнят и козлят обычно в избе рядом с печью.

В X в. Башкирия представляла собой северную периферию огромного кочевнического мира тюркских племен и племенных объединений. По крайней мере, с конца I тысячелетия н. э. Южный Урал, Приуралье и населяющие их племена находились в тесной хозяйственной и этнической связи с Приаральем, Западной Сибирью, Волго-Яицкими степями, Северным Кавказом, Причерноморьем и Средним Поволжьем. Эти связи по существу не прерывались много столетий, хотя в соответствии с развитием политической карты упомянутых районов евразийского континента сила и направление этих взаимосвязей постоянно менялись. До начала монгольского нашествия, например, часть башкирских племен составляла восточную провинцию Булгарского государства основная же территория Башкирии входила в политическое объединение Дешт-и-Кипчак.1

В XIII—XIV вв. башкиры — подданные золотоордынских ханов, а с начала XV в. территория Башкирии была расчленена между Ногайской ордой, Казанским и Сибирским ханствами. Предположительно с конца XV в. и, особенно, в XVI среди башкирских племен начинает активно проявляться тенденций политической централизации. Добровольное присоединение Батурин к Русскому государству было собственно одним из проявлений этой тенденции. С другой стороны, X—XVI вв. были периодом формирования башкир в народность: именно в ту эпоху происходит расселение башкирских племен на современной территории их обитания и активное приспособление к природным условиям. Без учета всех этих факторов — особенностей природно-географических условий территории и, в равной степени, основных направлений этнической и политической истории огромного региона от Черного моря до Аральского — невозможно было бы рассчитывать на сколько-нибудь достоверный анализ хозяйственной жизни башкир в эпоху средневековья.

В X в. башкирские племена были кочевниками-скотоводами. Ибн-Фадлан (922 г.), описывая свое прибытие «в страну народа турок, называемого аль-Башгирд», указывает, что обитатели этой страны кочевали поблизости от камских булгар и печенегов. Краткую, но в то же время чрезвычайно точную характеристику образа жизни башкир дает Ибн-Руста (около 912 г.): «Живут они в шатрах и перекочевывают с места на место, отыскивая кормовые травы и удобные пастбища».2

В установлении на обширных пространствах Приуралья и Зауралья кочевого скотоводства как господствующего типа хозяйства первостепенную роль сыграли физико-географические условия этого региона. Сочетание гор, покрытых густыми лесами и богатых летними пастбищами, с малоснежными степями и лесостепями, в перелесках которых удобно укрывался скот во время зимних буранов,— было необходимым условием для кочевников, круглый год державших скот на подножном корму (тебеневке). Расчлененный рельеф предгорных долин создавал хорошие возможности для зимовки скота — ветер, сдувая снег с возвышенных частей на низины, облегчал тебеневку. Разнообразная фауна лесов, многочисленные реки и озера были основой для развития других традиционных занятий кочевников — охоты, бортничества, рыболовства.

Примечательно, что древние районы кочевого скотоводства возникли и развивались примерно в аналогичных природно-географических условиях: на Алтае, предгорьях Тянь-Шаня, в Монголии, на Северном Кавказе. Есть серьезные основания полагать, что примерно с середины I тысячелетия н. э. юго-восточный Урал, а позднее южное и юго-западное Приуралье были вовлечены в единый территориально хозяйственный комплекс с северным Приаральем и низовьями Cыр Дарьи; здесь установился круглогодовой цикл кочевки с учетом климатических особенностей отдельных частей этого огромного региона. Короткие зимние месяцы кочевники со своими стадами проводили в присырдарьинских и приаральских степях. Но мере приближения весны стада уходили на север; сроки продвижения кочевника на летние пастбища соответствовали срокам наступления весны и продвижения к северу. В жаркие летние месяцы скот укрывался в прохладных долинах уральских предгорий. С первыми признаками осени кочевники снимались с летних пастбищ и медленно продвигались на юг, добираясь до приаральско-присырдарьинских зимних пастбищ лишь к наступлению зимы. Такие дальние перехода кочевников были вызваны особенностями природно-климатических условий: летом трава на приаральско-присырдарьинских равнинах часто выгорала и приходилось перегонять стада на богатые сочные травы горных и предгорных пастбищ Урала.Осенью кочевники уходили от холода и снежных буранов снова на юг.1

Передвижения кочевников от зимних к летним пастбищам на многие сотни километров не являются чем-то необычным, особенно для эпохи раннего средневековья. Восточные источники часто упоминают о том, что кочевники, чтобы сохранить стада, на зимнее время перебирались далеко на юг. Главной целью далеких передвижений кочевников было сохранение трав на зимних пастбищах, расположенных в малоснежных районах. Традиция такой системы ведения кочевого скотоводческого хозяйства у башкир сохранялась очень долго: даже в XIX в. зауральские башкиры весной и летом старались откочевать от деревни на несколько десятков километров, чтобы уберечь от вытравливания наиболее ценные близлежащие к поселениям зимние пастбища.

www.coolreferat.com


Смотрите также