Священные животные древних славян: Какие амулеты и обереги помогали нашим предкам. Животные древних славян


Славянский Мир: Животные в славянской мифологии

Волк - Зверь Дажьбогов

Волк - хорт, вовк, серый, зверь, лютый. Хищний зверь, давний сосед славянского племени. Предок домашней собаки, во многом близок к ней по повадкам - сбивается в стаи, плотояден и быстр.

Это сильное и опасное животное вызывало у славян противоречивые чувства. С одной стороны волк - тотемный предок многих славянских племен и память об этом крепка до сих пор. Волк по сей день внушает страх и уважение. Хотя и не смел он, в одиночку на охоту не выходит, предпочитает слабую или больную дичь. Но без нужды не убивает, в сытое лето практически не опасен.

Невры Геродота, которые обитали где-то в районе современной Белоруссии, несколько дней в году превращались в волков и это не удивляло даже древних греков. Как и у любого тотемного животного, у волка было несколько прозвищ, заменяющих настоящее имя -“серый”, “лютый”. Слово “волк” вслух не произносилось. Во многих сказках волк - это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира. Проводник, впрочем, не бескорыстный, за свои услуги волк всегда брал плату - коня или скот. В этой особенности слышны отзвуки древней справедливости, “взявши - отдай сполна”.

Темная сущность волка, странным образом связанного с луной и морозными ясными ночами пугала славян. Считалось, что волк принадлежит к миру мертвых и ведает его секреты. Унылый волчий вой заставлял содрогаться наших предков и считался дурным знаком. Услышавший его готовился к голоду, войне или жестокой зиме. Вера в оборотней-волкодлаков есть у многих европейских народов. Воткнувши в пень нож, колдун мог оборотится в волка и бегать в его шкуре до тех пор, пока нож остается на месте.

Таким образом, волк - существо двуединое. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой - хищный демон, чужой зверь из мира мертвых. Помянувший страшное имя к ночи, тут же осекался и замолкал, отводя беду. Все это можно увидеть в образе оборотня - наполовину человека, наполовину зверя.

Время волка - середина зимы. Цвета - серый, белый, черный

Пословицы и приметы:

  • Волка нога кормят
  • Либо с волками выть, либо съеденным быть
  • Сытый волк смирнее ненасытного человека
  • Таскал волк, потащат и волка
  • Сколько волка не корми, все в лес тянет
  • Волки появляются в селениях - голоду.
  • Волк дорогу перейдет - к счастью

Медведь - Зверь Велесов

Медведь - ведмедь, черный зверь, лесник, ломыга, косматый, мишка, лесной царь. Охотники различают три породы медведя: большой плотоядный - стервятник, средний -овсянник и самый малый - муравьятник.

Медведь был самым почитаемым славянским зверем. Недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведями. По поверью медведь был воплощением бога Велеса, также очень древнего бога, образ которого сохранился со времен каменного века. Изображения медведей можно найти и на стенах пещер первобытного человека и на гербах многих городов. Пещерные медведи издавна были соседями людей, славяне считали их своими предками (помимо некоторых других тотемных животных). Медведь считался хозяином леса, хранитель его богатств. Возможно, что воздетые к небу лапы медведя, его угрожающая стойка, были переняты людьми в своих танцах и обрядах.

На вид добродушный и неуклюжий, на самом деле медведь очень силен, жесток и скор на расправу. Охотников, рисковавших выходить с рогатиной на медведя, называли на Руси “отпетыми”, то есть идущими на верную смерть. В отличие от волка-хищника, медведь всеяден и не гнушается медом, малиной и другими сладкими ягодами. За пристрастие к разорению ульев диких пчел, получил он и свое прозвище - мед-вед (знающий мед). Истинное его имя - бер, об этом говорит название медвежьего жилища - берлога (логово бера). Кстати, берлога считалась одним из проходом в Подземный мир, а ее хозяин - сторожем Навьего царства. Медведь забирается в свое логово с наступлением зимы, а выбирается с первыми теплыми весенними днями. В дни зимнего противостояния (Коляд) медведь переворачивался в берлоге, знаменую поворот годового колеса.

Так же, как и волк, медведь мог быть оборотнем. Только, как правило, медведь превращался в человека, тогда как с волком случай обратный. Эта особенность говорит в пользу того, что с медведем люди столкнулись раньше и считали своим основным предком, то есть человек произошел от медведя через обряд оборотничества, и лишь затем научился принимать облик волка, зайца и других зверей.

Время медведя - конец зимы. Цвета - коричневый,черный

Пословицы и приметы:

  • Силен медведь, да в болоте лежит
  • Не дано медведю волчьей смелости, а волку - медвежьей силы
  • Не прав медведь, что корову съел, не права корова, что в лес пошла
  • Не продавай шкуры, не убив медведя
  • Два медведя в одной берлоге не живут
  • Счастлив медведь, что не попался стрелку, счастлив и стрелок, что не попался медведю
  • Медведь в берлоге на другой бок переворачиватся, зима с летом встречается (про Сретенье, отмечаемое 15 февраля).

Лиса - Зверь Макошев

Лиса - лисичка, лиска, рыжая, Патрикевна, кума.

Лиса - это яркий женский образ в животном мире, спутница и воплощение Макоши - богини судьбы и урожая. Славяне почитали лису за хитрость, изворотливость и смекалку, называли ласково кумой и сестрицей. За рыжий цвет лисицу сравнивали с огнем, а еще с грозовой тучей из-за бурого оттенка шубы. В Сибири предрассветный сумрак, когда солнечные лучи окрашивали небо в темно-оранжевый цвет, назывался лисьей темнотой. Но с лисой также связывали и зимнюю стужу, болезни и немочи, вызываемые холодом. Этим родством лиса обязана Маре, богине зимы, возможно ипостаси Макоши.

Время лисы - начало и середина зимы. Цвета - красный, рыжий, коричневый

Пословицы и приметы:

  • Лисичка всегда сытей волка бывает
  • Лисой пройти - хитростью
  • Кто в чин вошел лисой - править волком будет
  • Кабы лиса не подоспела, то овца волка бы съела!
  • Лиса и во сне кур считает
  • Лиса дорогу перебежала, быть беде.
  • Лисий лай услышать - к несчастью.

Заяц - Зверь Ярилин

Заяц - скоромча, выторопень, ушкан, кривень, косой, лопоухий, билей, беляк,зец. Вешнего зайца называют яровик, ранней зимой - настовник, осенью - листопадник, а летом - травник или летник.Степного зайца, который не меняет на зиму цвет шубы и остается весь год серым, называют русак. Беляк живет в лесах и зимой белеет, прячась от врагов.

Заяц был в чести у славян, как животное, символизирующее молодую, ярую силу, мощь нарождающейся жизни.Заяц труслив, проворен, ловок и быстр, чрезвычайно плодовит.

Заяц, как и глухарь, был посвящен Яриле - весеннему богу солнца и продолжения рода.Заяц хитер и этим спасает себе жизнь, противостоя грозной, но не очень разумной силе прочих животных. С ним часто соотносили весеннее безумие,наступающее в марте. Предчувствуя радость совокупления, обычно осторожный заяц теряет голову и легко попадает в лапы хищников. Несмотря на свою трусливость, заяц всегда бьется до конца, отбиваясь от врага мощными задними лапами.

За быстроту и легкость, зайца сравнивают то с лучом света, бегущим по воде, то с синими искорками на угольках костра. Индийцы считали зайца (saya) лунным животным,из-за его белой шубы, сравнивая с отблесками луны на водной глади. С приходом христианства, образ зайца, как древнего тотемического животного и объекта поклонения, был объявлен нечистым. Отсюда и примета - перебежал заяц дорогу, быть беде. ‘Пень тебе да колода, нам путь да дорога’, говорят вслед убегающему зайцу, чтобы отогнать беду.

Часто быстрых зайцев сравнивали с молниями, верным спутниками громового бога Перуна. Молнии называли еще морскими зайчиками, которые купаются в море дождя, стремительно рассекая водяные струи. Зайцы, как и другие грызуны - белки и бурундуки имеют крепкие зубы,разгрызающие самое крепкое дерево, подобно молниям. Зайцы и белки несли с собой бурю и ненастье, губительное для людей. Плывущий в бурю, никогда не упоминал имени зайца, опасаясь гнева водяного. Первая весенняя охота на зайца посвящалась верховному богу - громовику и символизировала приход нового сезона. Как Перун преследовал трусливые молнии, которые спешили укрыться от его гнева в темные тучи, так и охотники загоняли зайцев и белок, во славу громовика.

Время зайца - начало весны. Цвета - белый и серый

Пословицы и приметы:

  • Без собаки зайца не поймаешь
  • Коня положили, да зайца уходили
  • За двумя зайцами погонишься, и одного не поймаешь
  • Заяц по селу бежит - к пожару
  • Заяц дорогу перебежал - к несчастью

Кабан - Зверь Перунов

Силен медведь, люты волки и рыси, но наперед всего боялся охотник в лесу схватиться один на один с грозным вепрем-кабаном. Упрям и жесток этот хищник, а если разозлить его - то смерть от его клыков не заставит ждать. Неукротимость, воинственность кабана внущали уважение и этого зверя по праву посвятили Перуну - богу грозы и военной власти. В Днепре обнаружили дуб, в который было вставлено девять кабаньих челюстей, очевидно в ритуальных целях. Об этой связи говорит и пословица: ’ На людях Илья - а дома свинья!’. Илья Пророквпитал многие черты Перуна. А свинья - многие черты кабана.

С древних пор кабан символизировал воинскую доблесть, но вместе с тем - и жадность, городость, похотливость, попрание целомудрия. Отношение к их одомашненным родичам - свиньям также было противоречиво. С одной стороны, упитанная и плодовитая свинья - воплощение сытости, богатства и благополучия. В индоевропейской традиции свинья - символ роющего землю плуга, весеннего буйства природы.

Славяне подмечали таинственную древнюю связь между поведением свиней и приближеним ненастья, ураганного ветра.Золотая щетина, приписываемая борову по легенде - это поэтический образ грозовой тучи, освщенной лучами летнего солнца. Острые зубы вепря - молнии, спадающие с темного тела тучи. Этот образ роднит кабана и свинью с многими грызунами - белками, зайцами, бобрами, крысми и мышами, также посвященными Перуну.

Несмотря на питательное свиное мясо и сало, склонность этих животных к грязи, неразборчивость в еде, упрямство и жадность, доставшиеся от диких собратьев, принесли им дурную славу. Часто свиньи относились к миру смерти и тьмы. У множества народов есть предания о превращении людей за чрезмерную похотливость и стремление к наживе в диких свиней. Одержимость свиней демонами - древняя мифологическая традиция, корни которой уходят в египетские сказки. Сет обратившись в черную свинью, ослепил Гора и лишь сам Ра смог излечить его.

Пословицы и поговорки про свиней исполнены презрения и плохо прикрытого страха. У свиньи нет рогов и клыков, а кабы были… И злорадствуют люди на ними, до сих пор дрожа от древнего ужаса перед Перуновым зверем… Недаром белый цвет свиной шкуры сравнивают с холодными грязно-белыми облаками, закрывающими солнце в короткие зимние дни.

Время кабана - конец лета. Цвета - золотой, бурый.Время свиньи-начало зимы. Цвета-белый, серый

Пословицы и приметы:

  • Была у свинки золотая шерстка, да в грязи завалялась, отняли.
  • Где свинье на небо глядеть!
  • Сердит да бессилен - свинье брат.
  • Гусь свинье не товарищ.
  • Не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами.
  • На медведя идешь, соломки стели. На кабана идешь - гроб теши.
  • Не пинай свинью - заболеешь.
  • Свиньи хрюкают - к беде.
  • Свинья чешется - к теплу, а визжит - к ненастью.
  • Свинья сено ест - к голоду или к худому покосу.
  • Свинья скажет борову, а боров - всему городу

Кошка - Зверь Велесов

Дикие кошки и рыси - лесные хищники, наделенные острым зрением, невероятной гибкостью, живучестью и терпением. За ночной образ жизни была причислена к вредным духам и силам. С самых давних временен кошки живут рядом с человеком и лишь дикие рыси до сих пор остаются грозой северных лесов.

Известна любовь кошек к ласке, домашнему теплу, чистоте и уюту. Вместе с тем кошки - самые независимые и гордые животные среди прирученных человеком. Кошками называют людей скрытных, ласкательных и лживых.

Если кошка - ярко выраженный женский образ, животное, любящее домашний уют, то кот - вольное, бродячее существо, воплощение похотливости и скрытой мощи. Ученый кот-баюн (рассказчик) - частый гость славянских сказок. Его звучный голос отпугивает духов на многие версты вокруг.

Кошки привязаны к дому более всего, даже больше, чем к хозяину. Бывали случаи, что кошка оставалась в старом холодном доме, когда люди переселялись в новый. Этим кошки напоминают домовых, верных своему углу до полного его разрушения.

Черных кошек считали помощниками колдунов и ведьм, встретится с ними - плохой приметой. На кошках и козлах разъезжали колдуньи. В тело кошки может вселиться враждебный дух, спасаясь от преследования или для проникновения в жилище человека. В таком виде ведьма может до смерти укатать лошадь или даже человека.

Оборотня-кошку еще называли кошколаком. Кошка, перепрыгнув через мертвеца, непременно обратит его в вампира. Убивший кота - навлечет на себя семь лет бед и несчастий.

Вечное противостояние кошки и мыши отражает борьбу двух сил - земной и подземной, накапливающей и созидающей, темной и скрытой (Велес) и небесной, яростной и обновляющей грозовой мощи (Перун).

Время кошки - зима. Цвета - черный, белый

Пословицы и приметы:

  • Черный кот хвост из трубы кажет (дым)
  • Белая кошка лезет в окошко (о рассветном солнце)
  • Кошка умывается - к гостям или перемене погоды.
  • Лежит кошка брюхом вверх - к теплу, прячет голову - к холоду, распушает хвост - к метели.
  • Кошку девятая смерть донимает (о живучести кошек)
  • Язык блудлив, что кошка
  • Сболтнул бы коток, да язык короток

Конь - Зверь Дажьбогов

Конь(комонь, клюся, тарпан) - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы - ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.

Например, Утренняя Заря (Денница) ведет по узды сияющих белых коней (рассветные облака),отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). Днем кони становятся красными (рыжими), к вечеру - сивыми(темно-серыми) и Вечерняя Зоря уводит их с небосвода. Ночь же - это вороной(черный) конь. В это время солнечный диск Хорс освещает подземный мир. Звезды и созвездия тоже сравнивали конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой - целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони.

Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Природная мощь коня трудноукротима, поддается только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина.

Всадник на коне - символ многогранный. Он несет с собой стремительные перемены, часто ведущие к гибели и разрушению. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет на своей спине саму Смерть. С далекого степного юга приходили орды кочевников и топот лошадиных копыт нес с собой дурные вести. С тех пор вороной огнедышащий конь - это образ всякой беды, демон, служащий темной силе. Вещий Олег погиб от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя.

На конях любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи. Любимцев своих они ласкают и прихорашивают, а если захотят досадить хозяину - то и укатать до смерти. Священные кони были у каждого крупного языческого святилища. С конями связано множество пословиц и примет.Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа - все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия.

Время коня - конец весны. Цвета - белый, рыжий, сивый, вороной

Пословицы и приметы:

  • Конь споткнулась на пороге - к беде
  • Конь воина нюхает - к гибели
  • Больной бредит о конях - скоро умрет
  • Ржание коня - к добру, но при расставании - к долгой разлуке
  • Не в коня корм
  • Царство без грозы, как конь без узды
  • Счастье на коне, безсчастье под конем
  • Свинья коню рылом и по хвост не вышла
  • Дареному коню в зубы не смотрят
  • Кто в кони пошел - тому и воду везти

Корова - Зверь Велесов

Корова – буренка, боденушка, кравица.

В пастушескую эпоху у славян корова - одно из первых и крупнейшее из сельскохозяйственных животных. Стадо тучных коров, сравниваемое с плотными белыми облаками на небосклоне, считалось первым богатством скотовода. Недаром во многих индоевропейских языках слова “деньги” и “скот” звучат одинаково. Санскритский корень “go” (как, например, в слове говядина) означал главные силы природы – небо, землю и солнечные лучи.

Корова – питающая стихия, мать и кормилица, весенняя дождевая туча, сочащаяся живительной влагой, ревущая ураганными ветрами. Дождь и роса – молоко небесной коровы, им приписывались волшебные свойства, как и обычному молоку. Белая корова символизировала утреннюю зорю, черная – ночь и тьму. Рогами этой коровы служил месяц. Черная корова весь мир поборола – загадка, ответ на которую – ночь.

С черной коровой связан и жуткий образ славянского демона – Коровьей Смерти. Этот темный рогатый дух обходит стада, заражая их опасными болезнями. Ее появлением объясняли массовый необъяснимый падеж скота. Ведьмы иногда доят коров, задаивая до смерти

Но светлые коровы - это легкие рассветные облака, которых Заря выгоняет поутру на небесное пастбище.Их молоко - это роса, в целебные свойства которой так верили наши предки.

Время коровы - середина весны. Цвета - белый, черный, рыжий

Пословицы и приметы:

  • Купил мужик корову, привел домой, стал доить, ан бык; ин так и быть
  • Долог у коровы язык, да не велели говорить
  • Та бы корова молчала, что под медведем была
  • И одна корова, да жрать здорова
  • Которая корова пала, та по три удоя давала
  • Утка в юбке, курочка в сапожках, селезень в сережках, корова в рогоже, да всех дороже
  • Корова комола(безрога),лоб широкий, глазки узеньки, в стаде не пасется, в руки не дается - медведь
  • Черная корова идет вечером впереди стада - к ненастью, пестрая - к переменной погоде, белая или рыжая - к вёдру

Бык - Зверь Сварогов

Бык – вол, вил, бугай.

Если корова – это в первую очередь дойное животное, то бык использовался главным образом для пахотных работ. Отсюда и разделение их мифологических образов. Бык – олицетворение грубой и упрямой природной силы, похотливости, решительности, ярости, которую, впрочем, можно обуздать, что и сделали воспетые в легендах первые землепашцы.

Они верили, что боги сами пахали на небесных быках и научили людей обрабатывать землю. Низкое бычье мычание породило немало сравнений и поэтических метафор. Это и гудение пчел (бучел, по старому) и рокот воды близ глубокой заводи (бучила) и плотные предгрозовые тучи(бычки) и крик выпи (водяного быка) в ночной млге. Бык связывался с пахотными работами, с возрождением, с прибавлением и приростом. Многие народы мира поклонялись золотому тельцу - воплощением земного блага, богатства.

Ярый тур - образ наступающей весны, олицетворение напористого животворящего водного потока и огненного дыхания, который сметает на пути остатки зимней скверны. Бычье око сравнивалось со озерами, имеющими округлую форму и родниками.Быка славилив весенний праздник Турицы и в Коляды. Древнее обычай гласил, что хозяин имел право на такой надел, какой мог запахать за один день. В сказке Добрыня ограждает русские земли от кочевников, пропахав глубокую борозду на огнедышащем Змее, закрепив таким образом священные границы.

Время быка - середина весны. Цвета - рыжий, золотой, синий, красный

Пословицы и приметы:

  • Хвать быка за рога - ан вилы в руках
  • Богатый, что бык рогатый: в тесные ворота не влезет

Олень - Зверь Родов

Олень (елень) известен человеку с самых древних времен. Еще в незапамятные эпохи ледникового периода люди охотились на оленей. Сейчас основное место обитания рогатых красавцев – северные районы, но образ оленя навсегда сохранился в сказках и легендах.

В символическом плане олень – стремительно убегающая сущность, погоня за которой может привести как в высшие сферы, так и в подземный мир. Бесконечная смена времен года породила образы черного и белого оленя – зимы и лета. Златорогий олень с белой шкурой – летнее небо с сияющим на нем солнцем. Черный олень – смерть, несчастье, долгие и лютые зимние холода.

Олень связывался со священными языческими зимними праздниками – Колядами. Считалось, что олень также покровительствует семье и браку. Во многих народных сказках появление золоторогого оленя на свадьбе - к счастью и долгой жизни.

Олень олицетворяет верховные славянские божества – Рода и Рожаниц, которые изображались на вшивках в виде двух олених или лосих. В позднее славянское время место верховного бога занял Сварог, а затем и Перун. С ним также связан олень. Праздник Перуна 2 августа был последним летним днем, в который можно купаться, потому что в этот день олень мочится в воду и охлаждает ее.

Время оленя - середина зимы и конец лета. Цвета - золотой, рыжий, черный

Пословицы и приметы:

  • Хотел оленя словить - да в лес убежал.

Белка - Зверь Перунов

Белка(векша, мысь, урма) - мелкий лесной зверек, за крепкие зубы, как и прочие грызуны (заяц, крот, мышь и крыса), причислен к полку Перунову. Словно молнии разламывают камни и расщеплят деревья, белки ловко разгрызают орехи и желуди. Белка связана с самим понятием света, подобно лучам солнца она проворно прыгает по деревьям. Белка, разгрызающая орехи с золотой скорлупой и жемчужчными (или изумрудными) ядрами - поэтическая метафора, означающая гром и молнии.Во многих странах есть обычай весенней охоты на белку, посвященной громовику.

Время белки - конец лета, начало осени. Цвет - золотой, белый

Пословицы и приметы:

  • Белки в деревню забежали - быть войне или другой большой беде
  • Векша стрекочет - гостей пророчит

* * *

Андрей Кочергин - Мужик с топором Обряды славян

slavs.org.ua

Какие амулеты и обереги помогали нашим предкам – Time Go!

Славянские обереги и талисманы.

Древние славяне с большим уважением и почитанием относились к животным. Они считали зверей связующим звеном между человеком и могущественной природой. С той поры прошло много веков, но и в наше время все чаще можно встретить людей, носящих обереги с изображением животных. Что они означают, и чем, как считается, способны помочь своему обладателю?

Связка славянских амулетов: ключ, бубенчик, рыба.

Священных животных у славян было много. Люди верили — обереги с изображениями зверей наделяют своих обладателей их лучшими качествами — ловкостью, силой, смекалкой, плодородием. В языческие времена считалось, что любая часть священного животного обладает теми же свойствами, что и само животное. Именно поэтому было множество оберегов в виде костей, клыков, клочков шерсти, рогов, лап. Ими украшали одежду, в том числе и древнерусский женский ювелирный головной убор.

Волчья лапа или клык

Волк в славянской мифологии.

Волк у древних славян был тотемом неоднозначным. Его значение и толкование менялись в зависимости от ситуации. С одной стороны, это животное символизировало коварство и жестокость. С другой — самостоятельность и справедливость. Волк у славян ассоциировался с подземным миром, считался проводником умерших душ. Наши предки верили, что именно в теле волка могут являться к ним родственники, ушедшие в мир иной.

Волчьи амулеты наделяют хитростью, смелостью и помогают получить уважение в своей среде, защищают от злости и подлости. Волк — символ преданной любви, отражение однолюбов, которые, подобно прообразу, либо одиноки, либо с одной партнершей на всю жизнь.

Коровьи рога и шкура

Подвеска Турица, Радимичи.

Корова олицетворяла плодородие, изобилие и достаток. Идол этого животного был «питающей матерью для всех славян». Осадки сравнивались с коровьим молоком, месяц символизировал рога.

Обереги с символикой коровы — чаще встречаются у женщин. Ведь именно они являются продолжательницами рода. Женщины носят такие обереги, когда планируют ребенка, хотят создать крепкую семью. Считается, что плодородие, которое символизирует корова, помогает бесплодным парам завести детей.

Обереги-птицы

Славянские амулеты в виде птиц.

С образами птиц связано несколько видов славянских оберегов — петухи, уточки, гуси, курицы, совы. Древние верили, что птицы — посланники небес. Считалось, что они способны отогнать от своих обладателей беды, недуги, показать верный путь и помочь принять решение.

Петух был в почете как символ солнца и огня. Популярность и уважение славян он завоевал своей способностью с рассветом оповещать всех о наступлении нового дня. Считалось, что петушиный крик прогоняет нечистую силу, и новый день начинается с благословления солнечных богов. Курица и утка были символом плодородия и благополучия. Гусиная лапка — отпугивала нечистую силу и помогала найти верную дорогу тем, кто отправился в дальний путь. Сова — символ мудрости и справедливости наделяла своего хозяина прозорливостью и способностью принимать правильные решения.

Медвежья лапа или коготь

Славянские амулеты в виде когтей.

Медведь — хозяин языческого леса, сильный, мощный и благородный зверь. Считалось, что он защищает от всех проявлений зла. Во многих домах в качестве оберега держали лапу медведя. Славяне верили, что она защитит от людей с черными мыслями, болезней и бед. Наши предки наделяли медведя мудростью и огромными знаниями во всех сферах, его именем часто скрепляли клятвы. Если охотник нарушал такую клятву — его ждала гибель в лесу. Коготь медведя был признаком силы и уважения со стороны окружающих, приносил удачу и оберегал от опасностей.

Лапка и хвост лисицы

Лиса — своеобразное воплощение женского образа в славянской мифологии, один из самых популярных героев всех сказок и поверий. Лису за хитрость, смекалку и изворотливость, способность легко находить выход из сложных ситуаций. Считалось, что там, где лиса — будет успешный обман и лукавство.

Обереги с изображением лисы помогали своим обладателям решить спорные вопросы в свою пользу, избежать ответственности или переложить вину на других.

Оленьи рога

Олень в славянской мифологии.

Олень олицетворял чистоту, благородство и открытость помыслов. У славян это животное было покровителем семьи, брака. Недаром и по сей день на свадебных рушниках и полотенцах можно увидеть вышитые образы оленя.

Олениха считалась символом плодородия, достатка и благополучия. Славяне представляли ее с огромными ветвистыми рогами — отсюда пошла традиция вешать их над входом в жилище. Люди верили, что рога отпугнут зло, помогут завоевать хорошее расположение высших сил. Особое есто среди них занимали древние амулеты-лунницы.

Конь

Славянские амулеты в виде коней и лошадей.

Конь был одним из наиболее почитаемых животных. Древние люди верили, что именно эти животные наиболее приближены к богам, и что солнце движется потому, что его вращает колесница, запряженная тремя конями.

Коня ценили за выносливость, терпение и способность терпеть трудности и лишения. У славян с образом коней были связано множество знаковых символов. Белые и золотистые кони — отражение добра, благополучия и богатства. Черные — предвестники предательства, обмана и беды. Дикий необузданный конь — олицетворение самой природной стихии, усмирить такого — покорить себе мать-природу, взять у нее часть безграничных способностей. Многогранен и символ, изображающий всадника на коне — здесь смелость, самоотверженность переплетены с самоуверенностью и бравадой. Конь часто изображался на древнерусских привесках и амулетах XI – XIII веков.

Славянские амулеты: гребень с головами коньков, процветший крест.

Практически в каждом доме можно было увидеть атрибуты лошадиной упряжки — подковы, колокольчики, черепа. Они считались сильнейшими оберегами, защищавшими от бед и злых людей и заряжавшими на успех, богатство и благополучие.

Огромный интерес вызывают сегодня и височные украшения древних славян. Они могут многие рассказать и о системе верований, и о своих обладательницах.

Источник: kulturologia.ru

www.time-go.ru

Животные в Ведической культуре | Славянский Ведический Портал

Белка, тотемы, славяне и животные, оборотничество

Белку в народе причисляют к полку Перунову. Видимо за острые зубы и за быстроту. Белки очень активны и запасливы. Встретить белку в лесу к удаче. Время белки осень. Белка символизирует свет и быстроту. Она словно молния скачет по векам. А зубые её словно молоты разгрызают скорлупу. Вот эти две особенности и привели к тому что белку […]

Бык, тур, животные тотемы,

Могучий тур в славянской культуре прежде всего связан с сельхозработами и вспахиванием земли. Если корова больше дойное животное, то бык использовался для обрабатывания земли. Именно поэтому золотой бык олицетворял богатство и достаток. Славяне верили что сами боги наделили людей возможностью приручить быков и считали что боги пашут небеса на огромных быках. Бык — зверь Велеса, по вполне понятным причинам. Ранее считалось […]

Образ воробья в сказках, славянские тотемы, животные славян

Вроде и птичка не сильно велика, но имеет она своё место в славянской культуре! Да, воробей хоть и мал но занимает свою нишу в мифологической системе русского народа. В первую очередь воробей ассоциируется с быстротой, проворностью, ловкостью и половой активностью. Это достаточно привлекательные качества для народа. Именно поэтому на святочные игры и обряды используют тотемы воробья. На воробьев […]

Тотемы славян, языческие звери

Жаворонок, в мифологическом ключе, несёт достаточно интересную нагрузку. Жаворонок в обрядовой поэзии соотносится с традицией встречи Весны.  Считается что если жаворонки начали петь, то пришла Весна! В честь прилёта жаворонков славяне справляли праздник.  Этот праздник отмечался 22 марта. В этот день определяли когда можно начинать пахать землю. Хозяйки пекли обрядовые печенья в виде жаворонков. Этот тёплый и весёлый праздник особенно любила детвора. Также жаворонками […]

Кабан, свинья, животные у славян, тотемы русской культуры

Кабан — гроза всех охотников. Как ни грозны медведь и волк, а кабан страшнее. Дело в том что Кабана сравнивают с Перуном за его бесстрашие, быстроту, необузданную ярость и стремление к наживе. Если вы разозлили кабана, то это скорее всего плохо кончится. Кабан был знатным трофеем для охотника. И кабана уважали. Об этом говорит дуб в […]

Тетмы славян, божественные животные в ведической культуре

В давние времена, когда основное занятие у славян было не земледелие, а охота, они считали диких зверей своими прародителями, божествами которым поклонялись. В каждом племени было своё священное животное – Тотем. Одни племена поклонялись Волку, считали священные  имя его, которое даже не произносили вслух, заменяя его словом «Лютый», а себя именовали «Лютичи». В дни зимнего […]

Корова, животные в славянской культуре, тотемы славян

Корова в славянской мифологии не особо почитаема, хотя если верить Книге Велеса, то корова Земун играла важную роль в ведической культуре наших предков. Это и не удивительно. В хозяйстве корова это и молоко и мясо и все вытекающие из этого продукты. Такого почитания коровы как в Индии у славян, естественно, нет. Но говорить о том что […]

Славянские тотемы, кошка, животные в русской традиции

Кошка старая спутница человека. Она была одомашнена в далёкие времена и сейчас является домашним животным. Кошки очень гибкие, быстрые, живучие животные. Кошки являются чистоплотными зверями привязанные к дому. Коты очень свободолюбивы и вольны. Очень много поверий с котами. Дело в том что их считают ночными животными. Да, кошки хорошо видят в темноте. Они хищники. Есть даже поверье […]

Кукушка, тотемы, славянская мифология

Образ кукушки связан с целым рядом примет, обрядов и представлений. Кукушку, наши предки считали птицей вещей. Но образ кукушки очень двоякий. С одной стороны кукушка это женский образ. Такое сопоставление кукушка получила из-за того что она связана с мотивом одиночества. Кукушка всегда одна, она подкидывает  своих детей в чужие гнёзда. Поэтому правомерно сопоставлять кукушку с девушкой только […]

Славянский миф, животные в славянской культуре, тотемы

Лягушка в славянской мифологии олицетворяет плодовитость. Нет не заяц или мышь считается символом плодородия, а именно лягушка! Это знали наши предки и поэтому лягушка представляется им в символе плодородия и рожаницы. Поэтому основной цветовой символ у лягушки — белый. Лягушка в славянской мифологии олицетворяет больше подземное животное и навий мир. Это связано с тем что […]

Животные и славянская мифология, тотемы в славянской культуре

Образ мыши нельзя считать тотемным. Мышь в славянской культуру имеет образ неспокойного, пугливого, ночного зверька, который паразитирует на продовольственных запасах человека. Мышей боялись по многим причинам. Например, мыши считались переносчиками заразы, а иногда и смертельных заболеваний. Кроме всего прочего стаи грызунов могли спокойно опустошить амбары с припасами. Мыши отличаются огромной прожорливостью и, соответственно, крепкими зубами. Считалось […]

Животные в славянской мифологии, олень в русских сказках,

Олень известен с незапамятных времён. Его сущность в русской ведической культуре огромна. В основном оленя отождествляют с охотой. Символ оленя это быстрота и неуловимость. По легендам олень может привести к мечте, а может и привести в навье царство. Отсюда в народе закрепилось два образа оленя чёрный и белый. Что соответственно отображают лето и зиму, жизнь и […]

Паук у славян, животные в русской культуре, животные в русских сказках

Паук — хоть и не животное, хотя некоторые поэты так считают, но он играет любопытную роль в славянской мифологии. Христианство сделало так что сегодня все просто ненавидят пауков, а пендосы сделали из него ещё и супермена. У кого что болит как говориться. Но так ли плох «Злодей» паук? Давайте подумаем насколько он вреден? На самом деле […]

Навьи духи славян, животные в мифологии, Сказочные русские птицы

Сорока в славянской мифологии не выступает в качестве тотемного животного. Но тем не менее данная птица присутствует в мифологических представлениях славян. Сороку отождествляют с ведьмой или вещуньей. Считалось, ещё в 18 веке, что она может предсказывать будущее или даже судьбу. По другим поверьям в сороку обращались ведьмы для передвижения по Руси и сокрытия своей личины. […]

Птицы в славянской мифологии, животные в русском эпосе

Ястреб в славянской мифологии похож на образ Сокола, но имеет ряд отличительных особенностей. В первую очередь Ястреб — хищная птица, которая стремится любыми способами захватить дичь. Поэтому в сёлах и деревнях не любят Ястребов. Они представляют угрозу одомашненной птице. Поэтому их образ сливается с образом смерти и агрессии как таковой. В воинских стягах и знамёнах ястреб символизирует атакующий […]

Животные и мифология, русские сказки,

Ворон в славянской мифологии олицетворяет злую, предсказательную силу. Предки считали эту птицу дурным знамением.  Считалось что там где кружит стая Ворон там умирает человек или уже умер. Поэтому в былинном эпосе если в тексте присутствует мифологема ворона, то это значит что грядёт битва, смерть. В бытовых гаданиях как и трактовке сновидений ворон является, чаще всего, предвестником болезни и […]

Мифологические животные славян, тотемы русских животных

Коня сложно назвать тотемным животным славян. Но говорить о том что конь не играл большой роли в жизни и традиции славян не приходится. Конь был особенно почитаемым животным у славян. В первую очередь конь — основное солярное животное славян. Если искать аналога, покровителя или бога в ком максимально воплотилась животная сущность коня это Даждьбог! Даждьбог — солярное божество и недаром у него […]

Славянская мифология, животные в русской сказке, тотемы

Лиса стабильный персонаж русских сказок. Это не случайно. Лиса. в народе, ассоциировалась с кумой, сестрицей. И чаще всего она отождествлялась с хитростью, смекалкой, находчивостью и умением вести себя не предсказуемо. Поэтому в народе говорили что лиса обычно сытей волка. Лису отождествляют с Макошью. И получилось так что лисица-сестрица всегда в женском образе. Поэтому куму сравнивают […]

Мифологические животные у славян, тотемы русских

Сокол основной птичий тотем Славян! Сокол понимается Славянами как храбрость во всех её проявлениях. Поэтому знамёна многих князей имели этот символ как тотем. Характерно что стилизованный графикой символ Рюрика — это символ Сокола. И парадоксально, но факт, государственный герб Украины до сих пор содержит символ сокола как основной тотем. Поэтому можно говорить о трёх основных […]

Волк, волкодлак, Оборотничество, животные в славянской культуре

Говорить про волка в славянской культуре можно долго. Волк второй по значению в славянской мифологии персонаж. Судя по сегодняшним тенденциям волк даже опережает медведя по популярности. Это вызвано отчасти, вы не поверите, популярностью национал социализма, где волка рассматривают как основного тотемного животного. Давайте разбираться подробнее.  Волк это коллективное животное, наделённое мощью, скоростью, и разумом лесного […]

Животные в славянской культуре, тотемы славян

Медведь один из основных славянских тотемных животных. Славяне считают медведя один из первородичей. Его почитали всегда. Его силой восхваляли людей и давали им даже прозвище. На медведя охотились, желая победить самого страшного зверя славянских лесов. Медведь является одним из основных героем русских сказок. Иностранцы часто отождествляют русско-славянский менталитет с повадками медведя. Даже сегодня это видно […]

Заяц как животное, которое наделено особыми свойствами достаточно распространён у Славя. Не зря основным его именем было Яровик. Как известно из славянской культуры слог «Яр» означает ярый, а Ярило, божество, именно актуально весной, когда ярое солнце даёт жизнь всему сущему. Вот и получается что Яровик по-сути, переводится как плодовитый, что полностью отвечает его сущности. Поэтому распространённая характерная […]

Сложно преуменьшить роль животных в славянской ведической культуре. Животные представлялись нашим предкам не просто как звери, они виделись им как боги. Кроме всего прочего присутствует фактор причисления животным тотемного титула. Это значит что определённые животные были священными и по традиции считалось что они покровительствуют всем Славянам или одному определённому роду. Ещё существует традиция в раннем язычестве наделять особыми обереговыми […]

putisvaroga.ru

Какие амулеты и обереги помогали нашим предкам

Славянские обереги и талисманы.

Древние славяне с большим уважением и почитанием относились к животным. Они считали зверей связующим звеном между человеком и могущественной природой. С той поры прошло много веков, но и в наше время все чаще можно встретить людей, носящих обереги с изображением животных. Что они означают, и чем, как считается, способны помочь своему обладателю?

Связка славянских амулетов: ключ, бубенчик, рыба.

Священных животных у славян было много. Люди верили — обереги с изображениями зверей наделяют своих обладателей их лучшими качествами — ловкостью, силой, смекалкой, плодородием. В языческие времена считалось, что любая часть священного животного обладает теми же свойствами, что и само животное. Именно поэтому было множество оберегов в виде костей, клыков, клочков шерсти, рогов, лап. Ими украшали одежду, в том числе и древнерусский женский ювелирный головной убор.

Волчья лапа или клык

Волк в славянской мифологии.

Волк у древних славян был тотемом неоднозначным. Его значение и толкование менялись в зависимости от ситуации. С одной стороны, это животное символизировало коварство и жестокость. С другой — самостоятельность и справедливость. Волк у славян ассоциировался с подземным миром, считался проводником умерших душ. Наши предки верили, что именно в теле волка могут являться к ним родственники, ушедшие в мир иной.

Волчьи амулеты наделяют хитростью, смелостью и помогают получить уважение в своей среде, защищают от злости и подлости. Волк — символ преданной любви, отражение однолюбов, которые, подобно прообразу, либо одиноки, либо с одной партнершей на всю жизнь.

Коровьи рога и шкура

Подвеска Турица, Радимичи.

Корова олицетворяла плодородие, изобилие и достаток. Идол этого животного был «питающей матерью для всех славян». Осадки сравнивались с коровьим молоком, месяц символизировал рога.

Обереги с символикой коровы — чаще встречаются у женщин. Ведь именно они являются продолжательницами рода. Женщины носят такие обереги, когда планируют ребенка, хотят создать крепкую семью. Считается, что плодородие, которое символизирует корова, помогает бесплодным парам завести детей.

Обереги-птицы

Славянские амулеты в виде птиц.

С образами птиц связано несколько видов славянских оберегов — петухи, уточки, гуси, курицы, совы. Древние верили, что птицы — посланники небес. Считалось, что они способны отогнать от своих обладателей беды, недуги, показать верный путь и помочь принять решение.

Петух был в почете как символ солнца и огня. Популярность и уважение славян он завоевал своей способностью с рассветом оповещать всех о наступлении нового дня. Считалось, что петушиный крик прогоняет нечистую силу, и новый день начинается с благословления солнечных богов. Курица и утка были символом плодородия и благополучия. Гусиная лапка — отпугивала нечистую силу и помогала найти верную дорогу тем, кто отправился в дальний путь. Сова — символ мудрости и справедливости наделяла своего хозяина прозорливостью и способностью принимать правильные решения.

Медвежья лапа или коготь

Славянские амулеты в виде когтей.

Медведь — хозяин языческого леса, сильный, мощный и благородный зверь. Считалось, что он защищает от всех проявлений зла. Во многих домах в качестве оберега держали лапу медведя. Славяне верили, что она защитит от людей с черными мыслями, болезней и бед. Наши предки наделяли медведя мудростью и огромными знаниями во всех сферах, его именем часто скрепляли клятвы. Если охотник нарушал такую клятву — его ждала гибель в лесу. Коготь медведя был признаком силы и уважения со стороны окружающих, приносил удачу и оберегал от опасностей.

Лапка и хвост лисицы

Лиса — своеобразное воплощение женского образа в славянской мифологии, один из самых популярных героев всех сказок и поверий. Лису за хитрость, смекалку и изворотливость, способность легко находить выход из сложных ситуаций. Считалось, что там, где лиса — будет успешный обман и лукавство.

Обереги с изображением лисы помогали своим обладателям решить спорные вопросы в свою пользу, избежать ответственности или переложить вину на других.

Оленьи рога

Олень в славянской мифологии.

Олень олицетворял чистоту, благородство и открытость помыслов. У славян это животное было покровителем семьи, брака. Недаром и по сей день на свадебных рушниках и полотенцах можно увидеть вышитые образы оленя.

Олениха считалась символом плодородия, достатка и благополучия. Славяне представляли ее с огромными ветвистыми рогами — отсюда пошла традиция вешать их над входом в жилище. Люди верили, что рога отпугнут зло, помогут завоевать хорошее расположение высших сил. Особое есто среди них занимали древние амулеты-лунницы.

Конь

Славянские амулеты в виде коней и лошадей.

Конь был одним из наиболее почитаемых животных. Древние люди верили, что именно эти животные наиболее приближены к богам, и что солнце движется потому, что его вращает колесница, запряженная тремя конями.

Коня ценили за выносливость, терпение и способность терпеть трудности и лишения. У славян с образом коней были связано множество знаковых символов. Белые и золотистые кони — отражение добра, благополучия и богатства. Черные — предвестники предательства, обмана и беды. Дикий необузданный конь — олицетворение самой природной стихии, усмирить такого — покорить себе мать-природу, взять у нее часть безграничных способностей. Многогранен и символ, изображающий всадника на коне — здесь смелость, самоотверженность переплетены с самоуверенностью и бравадой. Конь часто изображался на древнерусских привесках и амулетах XI – XIII веков.

Славянские амулеты: гребень с головами коньков, процветший крест.

Практически в каждом доме можно было увидеть атрибуты лошадиной упряжки — подковы, колокольчики, черепа. Они считались сильнейшими оберегами, защищавшими от бед и злых людей и заряжавшими на успех, богатство и благополучие.

Огромный интерес вызывают сегодня и височные украшения древних славян. Они могут многие рассказать и о системе верований, и о своих обладательницах.

 

published on cemicvet.ru according to the materials time-go.ru

cemicvet.mediasole.ru

Роль животных в славянской культуре

Роль животных в славянской культуре

Животные в Славянской Культуре

Животные в Славянской Культуре

Сложно преуменьшить роль животных в славянской ведической культуре. Животные представлялись нашим предкам не просто как звери, они виделись им как боги. Кроме всего прочего присутствует фактор причисления животным тотемного титула. Это значит что определённые животные были священными и по традиции считалось что они покровительствуют всем Славянам или одному определённому роду.

Ещё существует традиция в раннем язычестве наделять особыми обереговыми и стимулирующими свойствами части животных. Например зубы, кости. Даже существуют определённые инициации охотников, где мальчику нужно выследить и убить животное и съесть, например, печень. Поедание животных считается ритуальным. Дело в том что забирая жизнь животного человек пытается перенести качества этого животного на себя. Поэтому оно поедается, а части тела используются в качестве оберегов и талисманов.

У Славян было особое почитание животных. Это видно по сказкам и былинам, в которых сохранились отголоски былой ведической традиции. Из них понятно что двумя основными, тотемными родичами Славяне считали Волка и Медведя. Их обожествляли, давали качества богов, считали их покровителями родов и Славян как биологического вида!

Людей, которые умели общаться с животными особенно почитали. Их считали вещими. Животные по представлениям наших предков могли разговаривать и только избранные могли их понимать и общаться. Животные, как и деревья в нашей культуре имели огромную магическую роль. Животные как мифологема очень интересная тема для исследования.

Животные, если их рассматривать типологически, это комплекс человеческих обобщений. Так, например, лиса — хитрая, заяц — трусишка, Медведь — косолапый (неуклюжий) и т.п. Эти типологию показывают что люди долгое время наблюдают за животными и подмечают их характерные признаки. отсюда отождествления людей с животными.

В этой рубрике мы рассмотрим ключевых животных в контексте мифологии и понимания нашими предками сути животного мира.

Ваш Волхв Радосвет

Похожие статьи

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

putisvaroga.ru

Животные в Славянской традиции | Славянская мифология. Символы Славян.

Славянский тотемный гороскоп

Здесь выбираем промежуток в котором Вы родились!!! МЕДВЕДЬ (10 декабря – 10 января) Медведь-хозяин леса, но не царь зверей, не царь всех лесов, степей, пустынь и гор… И потому, что раньше Медведя родилась его непомерная лень. Он это знает, с этим свыкся и сжился, сам может рассказать о себе что-нибудь такое, что выставляет его в […]

Животные в славянской мифологии

Животные в славянской мифологии   Славяне верили, что все мы наделены разными характеристиками, присущими различным животным. Каждое животное, зверь ли, птица или рыба, самый малый муравей имеют свой характер, историю и волшебную силу. Нашим богам присуще перевоплощение. Так если Перуну больше нравится обращаться в орла, то Индрику проще перевоплотиться в змея. Это зависит напрямую от […]

Ястреб

Ястреб (коршун) — народная традиция нередко смешивает ястреба и коршуна, объединяя их общей символикой хищной птицы. Так существует обряд изгнания коршуна, смысл которого заключается в защите домашней птицы от пернатого хищника и мог интерпретироваться как оберег села от смерти как таковой. Ястреб и коршун в представлении русских объединяются в единый образ опасной птицы – хищника, […]

Сорока

Сорока, Вештица-сорока Опасная птица — оборотень; ведьма — птица. Представления о птице — предвестнице, предсказательнице и об оборачивающейся сорокой ведьме-вещице объединены распространенным в поверьях XIX-XX вв. у славян образом вещицы, вещейки (реже вещуньи). Сорока — один из обычных обликов ведьмы, упоминания, о котором постоянно встречаются в историко-литературных памятниках. Обернувшись сороками, ведьмы — вещицы (чаще всего […]

Сокол

Сокол — В русских сказках образ сокола используется редко, обычно это связано с мотивом его превращения в доброго молодца, который потом совершает различные подвиги (например «Финист — ясный сокол», «Марья Моревна»). Как символический образ, олицетворяющий «безумство храбрых», встречается в прозаическом стихотворении М. Горького «Песнь о соколе».   Сокол быстр, смел и бесстрашен, он способен совершать […]

Паук

Паук — Тварь Рода   Паук – мизгирь, павук, тенетник. Диковинное животное, не зверь, не насекомое, ткущее невероятно прекрасные паутины, спасающие мир от полчищ паразитов и (о несправедливость!) вызывающее в людях омерзение и страх. Ядовитый вампир, холодный и беспощадный убийца, пожиратель безобидных мух. Паучихи убивают самцов после спаривания, чтобы в свою очередь умереть, отложив яйца. […]

Олень

Олень — Зверь Родов   Олень (елень) известен человеку с самых древних времен. Еще в незапамятные эпохи ледникового периода люди охотились на оленей. Сейчас основное место обитания рогатых красавцев — северные районы, но образ оленя навсегда сохранился в сказках и легендах. В символическом плане олень — стремительно убегающая сущность, погоня за которой может привести как […]

Мышь

Мышь — Тварь Макоши   Мышь (плюгавка, гнус, гад, поганка) — маленькое серое животное, трусливое и беспокойное. Предпочитает укромные темные норы, за пропитанием выходит в основном ночью. Со стародавних времен живут рядом человеком, паразитируя на его запасах зерна и других продуктов. Мышь считалась нечистым, поганым животным. Стаи грызунов опустошают амбары, портят вещи, переносят опасные, иногда […]

Медведь — Зверь Велесов   Медведь — ведмедь, черный зверь, лесник, ломыга, косматый, мишка, лесной царь. Охотники различают три породы медведя: большой плотоядный — стервятник, средний — овсяник и самый малый — муравьятник. Медведь был самым почитаемым славянским зверем. Недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведями. По поверью медведь был воплощением бога Велеса, […]

Лягушка

  Лягушка — Тварь Макоши   Лягушка (ляга) — издавна связывалась с водными миром — струями дождя, реками и быстрыми ручьями, а особенно — с сумрачными, покрытыми ряской болотами. Тонкая кожица лягушек быстро высыхает на солнце, потому днем они прячутся, вылезая лишь по ночам и в дождь. Именно из-за вынужденной скрытности лягушек и считали принадлежащими […]

Лиса

Лиса — Зверь Макошев   Лиса — лисичка, лиска, рыжая, Патрикеевна, кума. Лиса — это яркий женский образ в животном мире, спутница и воплощение Макоши — богини судьбы и урожая. Славяне почитали лису за хитрость, изворотливость и смекалку, называли ласково кумой и сестрицей. За рыжий цвет лисицу сравнивали с огнем, а еще с грозовой тучей […]

Кукушка

Кукушка — персонаж целого ряда примет, поверий, обрядовых действий. Олицетворяет женское начало. Кукушкой становится девушка, жена, вдова в результате нарушения или утраты семейно — родственных или брачных связей и отношений. Кукушка так же связана с потусторонним миром, бытует представление о ней как о «проводнице» из Пекельного царства в мир Явный, поэтому она может выступать вестницей […]

Кошка

Кошка — Зверь Велесов   Дикие кошки и рыси — лесные хищники, наделенные острым зрением, невероятной гибкостью, живучестью и терпением. За ночной образ жизни была причислена к вредным духам и силам. С самых давних временен, кошки живут рядом с человеком, и лишь дикие рыси до сих пор остаются грозой северных лесов. Известна любовь кошек к […]

Корова

Корова — Зверь Велесов   Корова — буренка, боденушка, кравица. В пастушескую эпоху у славян корова — одно из первых и крупнейшее из сельскохозяйственных животных. Стадо тучных коров, сравниваемое с плотными белыми облаками на небосклоне, считалось первым богатством скотовода. Недаром во многих индоевропейских языках слова “деньги” и “скот” звучат одинаково. Санскритский корень “go” (как, например, […]

Конь

Конь — Зверь Дажьбогов   Конь (комонь, клюся, тарпан) — одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей. Изображения […]

Кабан

Кабан — Зверь Перунов Силен медведь, люты волки и рыси, но наперед всего боялся охотник в лесу схватиться один на один с грозным вепрем-кабаном. Упрям и жесток этот хищник, а если разозлить его — то смерть от его клыков не заставит ждать. Неукротимость, воинственность кабана внушали уважение и этого зверя по праву посвятили Перуну — […]

Заяц

Заяц — Зверь Ярилин Заяц — скоромча, выторопень, ушкан, кривень, косой, лопоухий, билей, беляк, зец. Вешнего зайца называют яровик, ранней зимой — настовник, осенью — листопадник, а летом — травник или летник. Степного зайца, который не меняет на зиму цвет шубы и остается весь год серым, называют русак. Беляк живет в лесах и зимой белеет, […]

Жаворонок

Жаворонок — распространённый персонаж обрядовой поэзии: встречается в многочисленных припевках, приговорах, песнях – веснянках. В народных представлениях жаворонок относится к «чистым» птицам. Образ жаворонка активно используется в ритуале встречи весны. Жаворонок поёт рано по утрам, находясь неподвижно высоко в небе. Жаворонками называют людей, которые привыкли рано начинать свой день. Пословицы и приметы: — Жаворонок к […]

Воробей

Воробей — птица, которой в народных представлениях присуща брачная символика, символика ловкости и проворства и мотив воровства. В обрядовой практике известны разнообразные обереги посевов, которым Воробьи наносят вред. У южных славян существовал обычай разговляться на Рождество печеными или вялеными Воробьями. Разговлялись ими чаще всего для приобретения воробьиной легкости, живости и проворства в новом году. Иногда […]

Ворон

Ворон (Ворона) — в народных представлениях ворон – «нечистая и зловещая птица, связанная с миром мёртвых. Вороны, имеющие чёрную окраску, противопоставлены птицам чистым, например, Матери Сва. В фольклоре ворон выступает как вестник близкой смерти. Существует поверье, что стая воронов кружит там, где находится умирающий или умерший человек.   Так же ворон птица вещая, владеет тайнами, […]

Волк

Волк (Собака) — Зверь Дажьбогов   Волк — хорт, вовк, серый, зверь, лютый. Хищный зверь, давний сосед славянского племени. Предок домашней собаки, во многом близок к ней по повадкам — сбивается в стаи, плотояден и быстр. Это сильное и опасное животное вызывало у славян противоречивые чувства. С одной стороны волк — тотемный предок многих славянских […]

Бык

Бык — Зверь Сварогов Бык — вол, вил, бугай. Если корова — это в первую очередь дойное животное, то бык использовался главным образом для пахотных работ. Отсюда и разделение их мифологических образов. Бык — олицетворение грубой и упрямой природной силы, похотливости, решительности, ярости, которую, впрочем, можно обуздать, что и сделали воспетые в легендах первые землепашцы. […]

Белка

Белка — Зверь Перунов Белка (векша, мысь, урма) — мелкий лесной зверек, за крепкие зубы, как и прочие грызуны (заяц, крот, мышь и крыса), причислен к полку Перунову. Словно молнии разламывают камни, и расщепляет деревья, белки ловко разгрызают орехи и желуди. Белка связана с самим понятием света, подобно лучам солнца она проворно прыгает по деревьям. […]

russianmyth.ru

Какие амулеты и обереги помогали нашим предкам — Жизнь под Лампой!

Славянские обереги и талисманы.

Древние славяне с большим уважением и почитанием относились к животным. Они считали зверей связующим звеном между человеком и могущественной природой. С той поры прошло много веков, но и в наше время все чаще можно встретить людей, носящих обереги с изображением животных. Что они означают, и чем, как считается, способны помочь своему обладателю?

Связка славянских амулетов: ключ, бубенчик, рыба.

Священных животных у славян было много. Люди верили — обереги с изображениями зверей наделяют своих обладателей их лучшими качествами — ловкостью, силой, смекалкой, плодородием. В языческие времена считалось, что любая часть священного животного обладает теми же свойствами, что и само животное. Именно поэтому было множество оберегов в виде костей, клыков, клочков шерсти, рогов, лап. Ими украшали одежду, в том числе и древнерусский женский ювелирный головной убор.

Волчья лапа или клык

Волк в славянской мифологии.

Волк у древних славян был тотемом неоднозначным. Его значение и толкование менялись в зависимости от ситуации. С одной стороны, это животное символизировало коварство и жестокость. С другой — самостоятельность и справедливость. Волк у славян ассоциировался с подземным миром, считался проводником умерших душ. Наши предки верили, что именно в теле волка могут являться к ним родственники, ушедшие в мир иной.

Волчьи амулеты наделяют хитростью, смелостью и помогают получить уважение в своей среде, защищают от злости и подлости. Волк — символ преданной любви, отражение однолюбов, которые, подобно прообразу, либо одиноки, либо с одной партнершей на всю жизнь.

Коровьи рога и шкура

Подвеска Турица, Радимичи.

Корова олицетворяла плодородие, изобилие и достаток. Идол этого животного был «питающей матерью для всех славян». Осадки сравнивались с коровьим молоком, месяц символизировал рога.

Обереги с символикой коровы — чаще встречаются у женщин. Ведь именно они являются продолжательницами рода. Женщины носят такие обереги, когда планируют ребенка, хотят создать крепкую семью. Считается, что плодородие, которое символизирует корова, помогает бесплодным парам завести детей.

Обереги-птицы

Славянские амулеты в виде птиц.

С образами птиц связано несколько видов славянских оберегов — петухи, уточки, гуси, курицы, совы. Древние верили, что птицы — посланники небес. Считалось, что они способны отогнать от своих обладателей беды, недуги, показать верный путь и помочь принять решение.

Петух был в почете как символ солнца и огня. Популярность и уважение славян он завоевал своей способностью с рассветом оповещать всех о наступлении нового дня. Считалось, что петушиный крик прогоняет нечистую силу, и новый день начинается с благословления солнечных богов. Курица и утка были символом плодородия и благополучия. Гусиная лапка — отпугивала нечистую силу и помогала найти верную дорогу тем, кто отправился в дальний путь. Сова — символ мудрости и справедливости наделяла своего хозяина прозорливостью и способностью принимать правильные решения.

Медвежья лапа или коготь

Славянские амулеты в виде когтей.

Медведь — хозяин языческого леса, сильный, мощный и благородный зверь. Считалось, что он защищает от всех проявлений зла. Во многих домах в качестве оберега держали лапу медведя. Славяне верили, что она защитит от людей с черными мыслями, болезней и бед. Наши предки наделяли медведя мудростью и огромными знаниями во всех сферах, его именем часто скрепляли клятвы. Если охотник нарушал такую клятву — его ждала гибель в лесу. Коготь медведя был признаком силы и уважения со стороны окружающих, приносил удачу и оберегал от опасностей.

Лапка и хвост лисицы

Лиса — своеобразное воплощение женского образа в славянской мифологии, один из самых популярных героев всех сказок и поверий. Лису за хитрость, смекалку и изворотливость, способность легко находить выход из сложных ситуаций. Считалось, что там, где лиса — будет успешный обман и лукавство.

Обереги с изображением лисы помогали своим обладателям решить спорные вопросы в свою пользу, избежать ответственности или переложить вину на других.

Оленьи рога

Олень в славянской мифологии.

Олень олицетворял чистоту, благородство и открытость помыслов. У славян это животное было покровителем семьи, брака. Недаром и по сей день на свадебных рушниках и полотенцах можно увидеть вышитые образы оленя.

Олениха считалась символом плодородия, достатка и благополучия. Славяне представляли ее с огромными ветвистыми рогами — отсюда пошла традиция вешать их над входом в жилище. Люди верили, что рога отпугнут зло, помогут завоевать хорошее расположение высших сил. Особое есто среди них занимали древние амулеты-лунницы.

Конь

Славянские амулеты в виде коней и лошадей.

Конь был одним из наиболее почитаемых животных. Древние люди верили, что именно эти животные наиболее приближены к богам, и что солнце движется потому, что его вращает колесница, запряженная тремя конями.

Коня ценили за выносливость, терпение и способность терпеть трудности и лишения. У славян с образом коней были связано множество знаковых символов. Белые и золотистые кони — отражение добра, благополучия и богатства. Черные — предвестники предательства, обмана и беды. Дикий необузданный конь — олицетворение самой природной стихии, усмирить такого — покорить себе мать-природу, взять у нее часть безграничных способностей. Многогранен и символ, изображающий всадника на коне — здесь смелость, самоотверженность переплетены с самоуверенностью и бравадой. Конь часто изображался на древнерусских привесках и амулетах XI – XIII веков.

Славянские амулеты: гребень с головами коньков, процветший крест.

Практически в каждом доме можно было увидеть атрибуты лошадиной упряжки — подковы, колокольчики, черепа. Они считались сильнейшими оберегами, защищавшими от бед и злых людей и заряжавшими на успех, богатство и благополучие.

Огромный интерес вызывают сегодня и височные украшения древних славян. Они могут многие рассказать и о системе верований, и о своих обладательницах.

Источник: kulturologia.ru

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook:

lamp.im


Смотрите также