Живопись древней византии. Изобразительное искусство и архитектура Византии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство Средних веков. Искусство Византии. Живопись древней византии


Искусство Византии. Краткая характеристика

На развитие современного общества огромное влияние оказало культурное достояние Римской империи, Византии, Египетского царства и многих других, столь же великих цивилизаций. Огромное количество памятников культуры дошло и до наших дней, представляя обществу традиции, обычаи и мировоззрение древнего народа.

Искусство Византии – ярчайший тому пример. После раздела великой Римской Империи на престол взошли цари Константинополя, которые оставили после своего одиннадцативекового правления гигантское количество культурных ценностей. Сложные и тяжелые этапы исторического развития не только не усугубили рост и совершенствование искусства цивилизации, но и подарили миру незабываемые артефакты, небольшая часть из которых доступна для визуального знакомства и теперь.

искуство византии

Искусство Византии начало свое развитие с рабовладельческого строя. Плавный переход от античности к средневековью также наложил на совершенствование культуры свой неизгладимый отпечаток. Этому периоду присущи великолепные памятники архитектуры и художественного искусства. Именно в то время зодчие государства старались сохранить огромное наследие, которое досталось народу от великой Римской империи.

Огромную роль на искусство Византии оказало принятие народом христианства. Это сблизило государство с такими непохожими территориями как Русь, Грузия, Армения, Сербия и т.д. Данному периоду присуще широкое распространение установки купольного перекрытия при строительстве храмов. На средневековый период приходится развитие таких направлений, как создание мозаик, фресок и книжных миниатюр. Стоит отметить, что именно на данном этапе все большую роль играет иконопись. А вот скульптурные творения не могут похвастаться своим быстрым развитием. Однако особый шарм и неповторимую красоту на искусство Византии наложил именно общественный быт и строй народа государства. При этом церковь полностью служила на пользу общества. В соответствии со средневековыми представлениями народа, император являлся наместником Господа. Его власть поддерживалась мощным церковным аппаратом.

изобразительное искусство византии

Изобразительное искусство Византии также претерпело некоторые изменения. Художники первых веков нашей эры отображали в своих творениях яркие образы, которые были пронизаны аллегорическими чертами. Пластичность и отвлечение от христианского начала – вот основные черты картин того времени. Им на смену пришло творчество, главным признаком которой стало божественное начало. Экспрессия духовного величия сделалась неотъемлемой частью каждого предмета искусства.

византия искусство

Церковь являлась единственным главным критиком. Основными направлениями, по которым шло развитие и становление художественного искусства, являлись иконопись, фрески, мозаики и книжная миниатюра. Фон мерцающего золотого цвета, искрящиеся грани камней и смальты, яркие орнаменты – вот главные черты практически любого произведения творцов той эпохи, которой на весь мир прославилась Византия. Искусство данного государство прошло несколько этапов своего развития. Первым из них являлся раннехристианский этап (с 1-го до 3-го века нашей эры). За ним следует так называемый ранневизантийский, затронувший шестой и седьмой века. Этот период славится развитием храмовой архитектуры и равеннских мозаик. Следом за ним на полтора века наступает иконоборческий этап, на смену которому пришло Македонское Возрождение, продолжавшееся до 11 века. Предпоследним периодом стала эра консерватизма, а закончилось развитие великого искусства Византии эллинистическими началами и антикризисными тенденциями, что нашло отражение в Палеологовском Ренессансе.

fb.ru

Византия. Византийская каноническая живопись - руководство к применению на практике. - Путешествия и культура

Все основные виды и направления византийской живописи рассмотрены (точнее те, которые были интересны лично мне, и, надеюсь, вам тоже). Осталось немногое – подвести итоги. С моей точки зрения, итоги, в таком деле, это краткая формулировка основных положений и особенностей, в которых может возникнуть потребность на практике. Нет, я не имею в виду занятия живописью или, тем паче, иконописью, но посещение художественных выставок и музеев – одно из моих любимый занятий. Вот там-то эти мои записи могут понадобиться, мне самой (что-то может подзабыться), а возможно и вам, друзья.

Итак, начинаем.Византийская живопись канонична и имеет ярко выраженный религиозно-церковный (православный) характер, поэтому ее главным видом является иконопись (в его византийском понимании термина – изображение святых).

Мы не апостолы и не святые, но, может быть, с божьей помощью, хотя бы просто научиться "читать" иконы сможем. Давайте попробуем...

Церковный иконописный канон включает несколько положений/компонентов:

А. Общая композиция иконы чаще всего имеет треугольную форму. Причем в треугольник выстраиваются не сами фигуры, и даже не их головы, а нимбы над их головами. При этом следует помнить, что видов и форм треугольников множество (прямоугольные, остроугольные, равносторонние, равнобедренные и пр.)

Главные персонажи иконы, наполненные большей благодатью, как правило, увеличены в размерах и расположены в центре. Их фигуры располагаются фронтально (анфас). Это очень выгодный для иконописца ракурс. Например, когда актер на авансцене, у самой рампы обращается прямо к зрителю, то информация «без перевода» (дополнительных знаний и усилий) считывается зрителем с фигуры, выражения лица, с глаз и рук персонажа. Хорошо зная эту особенность фронтального изображения, иконописцы даже подчеркивают/усиливают необходимое выражение лица и увеличивают глаза главного образа – ему есть что сказать людям.Наоборот, в профиль изображают отрицательных персонажей: предающего и кающегося Иуду, попираемого Сатану и др. Их лица становятся плоскими, существующими в одном им присущем измерении. Так от них до зрителя доходит минимум информации.Остальные фигуры изображаются вполоборота.

Б. Поскольку иконописец/живописец/мозаичист изображает на иконе/фреске/мозаике образ духовного, идеального, а не реального мира; не святых людей, а их идеальные образы; не реальные события, а их отражение, то пространство иконы/фрески/мозаики – особое, духовное и оно имеет особые свойства.Светская живопись после достаточно долгих поисков выбрала и использует в основном прямую перспективу как наилучший способ изображения реальной картины мира. В прямой перспективе изображение картины выстроено так, что линии, по которым скользит глаз зрителя, сходятся в одной точке (в пределах или за пределами картины). Поле зрения постоянно сужается и заканчивается. Человек как бы смотрит в окно и видит довольно большой кусок мира, но сам он ментально и чувственно остается в комнате.

В обратной перспективе, которую выбрала и использует религиозно-церковная, православная живопись лучи зрения постоянно расходятся, поле зрения расширяется, и воспринимаемый мир постепенно разворачивается, втягивая зрителя в свою орбиту. Ментально и чувственно человек погружается, втягивается в этот новый идеальный мир. Недаром от глаз образа изображенного на иконе «уйти» невозможно.

В. Время – икона/фреска/мозаика не передает реального времени. Время духовного мира – вечность. Здесь всегда в наличии прошлое, настоящее и будущее – они сосуществуют. Все уже есть, ничего не становится. Это позволяет иконописцам/живописцам/мозаичистам изображать разновременные события в одном пространстве. К тому же фоном для фигур чаще всего служит весьма условное изображение архитектуры или пейзажа. Интерьер, его детали практически никогда не изображаются, что позволяет уйти от привязки к конкретному времени.Отношение фигур, тел к земле тоже весьма условно. Это ведь не реальные тела, а их нематериальные образы парят над землей. Этому же служит и предельная статичность предметов и фигур.

Г. Система света.На произведениях светских художников объемы и пространство создается светотенью, изменением освещенности разных пространственных планов.При отображении духовного пространства используется иная система света.

Византийскими церковными художниками были выработаны три источника особого освещения пространства идеального мира.Во-первых, это золотой фон, часто покрывающий все свободное пространство. Таковы мозаичные иконы православных храмов, которые буквально светятся этим «внутренним» золотым светом. Золото, золотой фон здесь не показатель материального богатства, а символ чистого света в идеальном, духовном мире. Не диск солнца, не видимые лучи света, а сам свет, разлитый в пространстве, само светящееся пространство. Золото как фон стало символом такого пространства, которое, присутствуя в нашем мире, передает образы, информацию иного, духовного мира.Второй источник света – нимбы над головами изображенных фигур. Они светятся особенно ярко, выражая духовную сущность человека.Третий источник света – лики, особенно глаза. Их выделяют размером и наделяют особым внутренним свечением.

Д. Система цвета, используемая в ромейско-византийской живописи также условна и канонична.Пурпурный цвет – важнейший. Это цвет божественного и императорского достоинства. Кроме Христа, только Богоматерь в знак особого почтения изображали в пурпурных одеждах. Только алтарное евангелие было в пурпурном переплете. Из людей только император (василевс) мог подписываться пурпурными чернилами, восседать на пурпурном троне, носить пурпурные одежды и сапоги.

Красный цвет – цвет пламенности, мученичества, огня, как карающего, так и очистительного, символ огня Святого Духа, которым Господь крестит избранных своих. На земле – символ жизни, энергии, богатства, высокого социального статуса и красоты (пре-красный, красная площадь, красная девица). Но он же цвет крови Христа, а значит и грядущего спасения человечества. Красному цвету приписывают целительные свойства, защиту от дурного влияния: красные нити, красные пасхальные яйца, красные ткани, красные кораллы, красные цветы – обереги людей с древнейших времен. Особенно сильный оберег – красный петух.

Белый цвет – чистота и добродетель, святость, отрешенность от мирского, устремления к духовному миру. Белый цвет – дневной свет, цвет земли, но это чистый, холодный свет, цвет снега и льда, облаков, тумана и призраков. Поэтому в ряде культур он ассоциируется со смертью. Славяне одевали мертвецов в белые одежды, «белым человеком» до сих пор называют в ряде областей России домового. Поляки называют смерть «Белой» и выражение «жениться на Белой» означает умереть.Невесту обряжают в белое платье, потому что это одновременно символ чистоты, невинности и конца девичьей жизни, переход в новую жизнь, замужней женщины. По обычаю после первой брачной ночи белое платье уже не одевалось.

Черный цвет – символ ночи, горя, мрака, знак конца, смерти. Что таится во мраке неизвестно, поэтому черное – тайное, скрытое, колдовское. В темноте все люди одинаковы, поэтому черный цвет до сих пор цвет общепринятого во всем мире официального костюма.Но черное – это земля и потому это цвет любви и плодородия.Часто в иконописи используют противопоставление белого и черного цветов: один из канонов Успения Богоматери изображает ее в белых пеленах на фоне черной пропасти могилы.

Коричневый цвет – тоже цвет земли, но неплодородной, мертвой, символ праха (из праха сотворен был человек, в прах он обращается после смерти). Кроме того, коричневый и серый цвета были в средневековье цветами простолюдинов, отношение к ним было негативным – они означали нищету, безнадежность, убогость. Поэтому неслучайно после смерти и омовения мертвое тело Иисуса (форма наказания преступника возомнившего себя царем, сыном бога) было облачено в хитон коричневого цвета (икона «Положение во гроб»).

Желтый цвет – солнце, золото и Слово, цвет устойчивой связи с потусторонним миром, траура и печали.

Зеленый цвет – цвет юности, цветения, развития и роста, надежд, незрелости, несовершенства, но также уравновешенности и спокойствия. Это типично земной цвет, поэтому успокаивает без погружения в мистическое.

Синий, голубой и фиолетовый – символы трансцендентного мира, духовной чистоты, возвышенных чувств и мыслей, а также холода, тайны, вечности. Причем, чем темнее и насыщеннее оттенок, тем более глубокое погружение в потустороннее пространство он изображает. Самый слабый – голубой цвет, самый сильный – фиолетовый.

Эта система цветов или символика цвета, сложившаяся в Империи ромеев в VIII-IX вв., затем примерно к XI веку получила распространение по всем странам Средневековой Европы, т. е. стала общехристианской символикой. Поэтому бывает сложно всерьез относиться и разделять слова искреннего восхищения перед цветовой символикой театрального костюма средневековой Японии или Китая, вот, дескать, что они смогли. Смогли – честь им и хвала, но там эта символика касалась только одной страны, а византийский гений сумел создать такую символическую систему цвета, которую приняла и до сих пор считает своей вся Европа.

Переходим к последней части рассказа, но прежде небольшое уточнение: о космической символике византийского храма я уже писала, повторяться не буду; долгое, тщательное рассмотрение византийской архитектуры впереди (начнем примерно осенью), тогда же состоится рассказ о закономерностях топографической и временной символики храма и специфике византийского иконостаса (это тоже придумали они, византийцы).

Сейчас только и кратко о канонических требованиях при изображении сюжетов икон праздничного цикла и некоторых других обязательных изображений византийского храма. Сами сюжеты я пересказывать не буду – извините, но их описание найти в интернете просто.

Праздничный цикл – это совокупность сцен, в которых изображались основные события, описанные в Евангелии и ставшие праздниками: Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение и др.

Живописные сюжеты на стенах храма располагали в порядке, соответствовавшем церковному календарю, они ассоциировались с различными временами года, на которые приходилось празднование того или иного события. Каждый такой праздничный день церковного календаря не просто воспоминание о давно прошедшем событии христианской истории, но как бы совершение его вновь.На иконах праздничного цикла отображена история воплощений Сына Бога, причем обязательными были темы, для которых имелись положения канона, соответствующие записям Священного писания отцов Церкви/апостолов в Евангелии/Библии (нет записей – нет положений канона).В праздничный ряд часто включались события из земной жизни Иисуса Христа и Богоматери, но праздниками не являющиеся.

Благовещение: поскольку христианское учение не знало замкнутого пространства (Богу все доступно), то Дева Мария изображалась на фоне построек. Богоматерь – олицетворение двери, через которую вошел в мир Спаситель, пурпурная пряжа в ее руках – предстоящее «прядение» тела Иисуса из «пурпура» материнской крови. Вестник с крыльями, архангел Гавриил в белых одеждах – символ духовной чистоты, который изображается с рукой, простертой в сторону Богоматери со сложенными определенным образом пальцами. Это древний ораторский жест, означающий прямую речь. Точно также ответный жест Богородицы означает принятие ею благовестия.

 

Благовещение

слева - мозаика собора монастыря Ватопед на Афоне. XIV век., Грециясправа - фреска церкви Панагии. XII в., Кипр    

                                                      Благовещение

слева - икона. Византия. XIV век.справа - миниатюра из рукописи. Византия XIII век.

Рождество: в центре композиции – черный проем пещеры, ясли со спеленатым младенцем и заглядывающими в них волом и ослом – символы двух народов (иудейского и языческого). Рядом с яслями Богородица. У ног Богоматери погруженный в глубокую думу Иосиф. Поодаль Сатана, под видом путника с цветущим посохом в руке. С другой стороны Богородицы женщины-повитухи, купающие новорожденного, вводя его в круг земной жизни. Над пещерой сияет Вифлеемская звезда, сноп света которой падает прямо на родившегося младенца. На уступах и горках, обрамляющих пещеру, фигуры всех остальных участников события: поющие и ликующие ангелы, пастухи, пришедшие на поклон, волхвы на конях с драгоценными дарами.

   

Рождество Христово

слева - фреска пещерной церкви Каранлик. XI-XIII в. Каппадокия, Турциясправа - икона VIII - IX в. Византия

Рождество Христово. мозаика церкви Хора. Стамбул, Турция

Сретение: на фоне Иерусалимского храма (т.е. внутри храма) Иосиф с двумя жертвенными горлицами, Мария, держащая на покрытых одеждой руках младенца Иисуса, справа – старец Симеон, простерший в знак почтения «покровенные» руки к ребенку и пророчица Анна.  

Сретение Господне

слева - византийская икона, XV вексправа - миниатюра Менология Василия II, XI в., Библиотека Ватикана

Сретение. мозаика триумфальной арки

базилики Санта Мария Маджоре в Риме. 432-440-е гг., Италия

Крещение или Богоявление: Христос в кресчатом нимбе на фоне реки Иордан, рядом Иоанн Предтеча/Креститель, кропящий голову Христа и ангелы, неизменные спутники Бога. Вверху над Христом полукруг мандорлы - символ Света Бога Отца, от которой в луче света Святой Дух «в виде голубином». Символ голоса Бога Отца – длань/рука с благословляющим жестом. Но все три элемента крещения отображаются не на каждом иконописном сюжете.  

Крещение или Богоявление

слева - мозаика. XI век. Осиос Лукас, Греция  (есть все элементы)справа - мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция (есть все элементы)  

Крещение Господне

слева - фреска, Афон, XIII в.; Греция.  (нет мандорлы)справа - мозаика собора Сан-Марко, Венеция, Италия (изображен только голубь – Святой Дух).

Преображение: симметричная композиция, большая часть которой занята горой Фавор. Вверху, в центре, - преображенный Христос с двумя пророками – седобородым старцем Илией и темноволосым Моисеем со скрижалью завета. Внизу потрясенные апостолы, «падшие на лица свои».

   

Преображение Господне

слева - мозаичная икона. Константинополь. XII в.справа - мозаика. Монастырь Дафни, XI в., Греция

Преображение Господне. Фреска. Темная церковь, Каппадокия. XII в., Турция

Воскрешение Лазаря: в левой части иконы фигура Иисуса Христа с поднятой благословляющей десницей, направленной в сторону повитого погребальными пеленами Лазаря, стоящего у выхода из пещеры. Христос в окружении апостолов и других свидетелей чуда, к ногам Спасителя припали Марфа и Мария. Рядом с Лазарем юноша разматывает пелены, чтобы воскресший «мог идти».    

Воскрешение Лазаря

слева - фреска катакомб Петра и Марцеллина. IV в. Рим, Италиясправа - миниатюра Трапезундского Евангелия. Византия, XII в., музей Уолтерса, США

Воскрешение Лазаря. Мозаика базилики Сан-Аполлинаре Нуово. Равенна, VI в.; Италия

Вход в Иерусалим: в центре, едущий на осле, Иисус Христос в окружении учеников. Осел - символ кротости и миролюбия. За ними поднимается гора – намек на предстоящее Воскресение. Иерусалим – в правой части и перед ним ликующая толпа встречающих и приветствующих Иисуса. Пальма – обязательный атрибут иконы, поскольку пальмовая ветвь символ мученической смерти и вечности загробной жизни. Цветовая гамма изображений может быть различна.    

                                 Вход Господень в Иерусалим

слева - фреска, XIII в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет

справа - мозаика собора Сан-Марко, Венеция, Италия

Тайная вечеря. Византийский канон предусматривает три разных изображения стола и возлежащих возле стола Учителя и учеников: первое - с полной чашей, и хлебами, второе – с пустой чашей, знаком свершившейся трапезы, третье – раздача Иисусом хлеба и вина, т. е причащение их телом и кровью. Но начинается Тайная вечеря с того, что Иисус Христос омывает ноги каждому из своих учеников. Однако, сам сюжет омовения ног не является каноническим.

Тайная вечеря. Омовение ног. Фреска. XIV в., церковь Николая Орфаноса, Салоники, ГрецияТайная вечеря. Афонская икона XII в., Греция (1 вариант)Тайная вечеря. Миниатюра из сирийской рукописи, XII в.  (2 вариант)

Тайная вечеря. Мозаика. Собор Монреале, Палермо, Италия  (3 вариант)

Суд над Мессией (изображения есть, но положения канона отсутствуют)

Иисус перед Пилатом. мозаика базилики Сан-Аполлинаре Нуово, Равенна, Италия

Несение креста (изображения есть, но положения канона отсутствуют)

Несение креста. Мозаика базилики Сан-Аполлинаре Нуово, Равенна, Италия

Восхождение на крест (изображения есть, но положения канона отсутствуют)

Великая Пятница. Восхождение на Крест. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон, Греция

Распятие: существует несколько канонических вариантов Распятия, но со временем главенствующим стало изображение очевидной смерти Христа на кресте, т. е. Иисус изображался с закрытыми глазами, склоненной на правое плечо головой и тяжело обвисшим мертвым телом. По обе стороны креста в позах скорби и печали стоят Богоматерь и Иоанн. Холмик у основания креста указывает на место Распятия – Голгофу.Распятие. роспись, Пещерная церковь, Каппадокия. XI в., ТурцияРаспятие Христа. мозаика собора Сан-Марко, Венеция, Италия

Распятие. икона, монастырь св. Екатерины, Синай. XII в., Египет

Сюжеты: Снятие с креста, Оплакивание и Положение во гроб (изображения есть, но положения канона отсутствуют).

Снятие с Креста, роспись, XIV в. из церкви Святой Марины в Калопанагиотис, Кипр

Оплакивание Христа. фреска XII в., церковь св. Пантелеймона, Нерези, Македония

Положение во гроб.  фреска. Кастория, Греция

Сошествие в ад (изображения есть, но положения канона отсутствуют).    

                    Сошествие в ад

слева - фреска, XIII в.,  Афон, Грециясправа -  икона из монастыря святой Екатерины на Синае. XII век, Египет

Вознесение: Вознесение на небо Бога, имеющего человеческий облик. В центре всегда фигура Богородицы, которая присутствовала при этом событии в окружении двух мужей в белых одеждах, обращающихся к симметрично расположенным группам апостолов. Все фигуры изображены на фоне Елеонской горы, уступами поднимающейся к возносящемуся в круге «славы» Иисусу.Человеческое естество его еще вполне определенно, но его хитон (длинная рубаха с широкими рукавами коричневого цвета, который полагался мертвому преступнику и символизировал прах земной) уже преобразился в пронизанные золотом – цветом вечности – одежды, и золотые лучи расходятся во все стороны от фигуры. Круг «славы» несут ангелы, вечные спутники Бога.

   

Вознесение Христово

слева - мозаика собора в Монреале, XII век., Сицилия, Италиясправа - роспись монастыря св. Екатерины на Синае. XII век., Египет

Воздвижение Креста Господня (изображения очень редки, положения канона отсутствуют).

   

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

слева - византийская миниатюра XII века - pravmir.ru.справа - икона, Равноапостольные Константин и Елена. Храм Святой Софии, Стамбул, Турция

Сошествие Святого Духа на апостолов: в центре композиции изображались закрытые двери – знак той закрытой горницы, где находились апостолы в день Пятидесятницы. Сверху, с неба, расходятся в виде сверкающих линий языки пламени – воплощение Святого Духа. В знак того, что схождение его совершилось, вокруг голов апостолов загораются золотые нимбы. Символами их учительства являются свитки в руках.

Сошествие Святого Духа или Пятидесятница -

икона, XV в., Византийский музей в Афинах, Греция

Святая Троица: ветхозаветная Троица – на золотом поле иконы, под мамрийским дубом помещаются три величавые фигуры путников в виде ангелов, восседающих за прямоугольной трапезой/столом, на которой стоят чаши, лежит хлеб. У ее торца, подчеркивая величие восседающих за трапезой, суетятся фигурки прислуживающих Авраама и Сары.  

Гостеприимство Авраама (Троица ветхозаветная)

слева - фреска в соборе монастыря Иоанна Богослова, XII в., о. Патмос, Грециясправа - мозаики хоров из церкви Сан Витале в Равенне, Италия

Святая Троица - Гостеприимство Авраама.

Икона собора монастыря Ватопед на Афоне, Греция

Успение Богородицы: в центре ложе с усопшей Богородицей, к которой с обеих сторон склонились апостолы. Над ложем торжественно поднимается фигура Иисуса Христа, держащего в руках спеленатого младенца – душу Богородицы. Иногда апостолы изображались не только у ложа, но и на облаках.    

Успение Богородицы

слева - мозаика церкви Спасителя монастыря Хорасправа - фреска собора монастыря Ватопед на Афоне, XIV век, Греция

В пересказе канонических описаний – положений канона я постаралась, насколько возможно, сохранить церковную стилистику выражений, поэтому, друзья, поймите, это было необходимо, ведь речь шла о каноне.

Рассказ о византийской канонической живописи я закончила, но рассказ об истории государства Византии будет продолжен.

sengeoculture.livejournal.com

Искусство Византии

Глубоко своеобразная культура Византии начала свой путь как бы сразу с кульминационной точки: ее первый расцвет приходится на 6 век, «эпоху Юстиниана» (527–565). В это время Византийская империя до­стигла предельного могущества, сравнимого с величием императорского Рима. Она занимала обширную территорию, имела огромный международ­ный престиж. Иноземцев поражал внушительный облик византийской сто­лицы, Константинополя, блеск и роскошь императорского двора, тор­жественность церковного богослужения.

Главными силами, на которые опирался император Юстиниан, были армия и церковь, нашедшая в его лице ревностного покровителя. При Юстиниане сложился специфический для Византии союз духовной и светской власти, основанный на главенстве василевсов – императоров,

В эпоху Юстиниана высочайшего подъема достигло византийское зодчество. На границах страны возводятся многочисленные ук­репления, в городах сооружаются храмы и дворцы, отмеченные грандиоз­ностью масштабов и имперским великолепием. В это время были основаны две главные святыни Константинополя – патриарший собор св. Софии и церковь св. Апостолов.

Святая София явилась высшим достижением византийского зодчества: за все последующие столетия истории Византии не было создано храма, равного этому. Гигантское по объему сооружение, творение малоазийских архитекторов Анфимия из Тралл и Исидора из Милета – стало вопло­щением силы византийского государства и торжества христианской религии.

По своему плану храм св. Софии – трехнефная базилика, то есть прямоугольное здание, но прямоугольное пространство здесь венчает огромный круглый купол (так называемая купольная базилика). С двух сторон этот купол поддержан двумя более низкими полукуполами, к каж­дому из которых, в свою очередь, прилегает по три полукупола меньшей величины. Таким образом, все продолговатое пространство центрального нефа образует систему нарастающих ввысь, к центру, полукуполов.

Четыре массивных опорных столба, несущих главный купол, маскируются от зрителя, а сорок окон, окружающих его основание почти сплош­ным светящимся венком, создают потрясающий эффект. Кажется, что ог­ромная чаша купола парит в воздухе, словно светоносная корона. Не удивительно, что современникам храм св. Софии казался созданным «не человеческим могуществом, но божьим соизволением».

Наружный вид храма св. Софии1 с его гладкими стенами отличается суровой простотой. Но внутри помещения впечатление резко меняется. Юстиниан задумал построить здание не только самое большое, но и самое богатое по внутренней отделке. Церковь украшают более ста малахито­вых и порфировых колонн, специально привезенных из различных античных храмов, плиты разноцветного мрамора ценнейших пород, замечательные мозаики, с их блеском золотого фона и великолепием красок, тысячи канделябров из массивного серебра. Над амвоном – возвышением, на котором произносится проповедь – был балдахин из драгоценных металлов, увенчанный золотым крестом. Из золота были чаши, сосуды, переплеты священ­ных книг. Небывалая роскошь этого собора настолько изумила послов ки­евского князя Владимира, которые в X веке побывали в Царьграде (так именовали главный город Византии на Руси), что они, как повествует летопись, не могли понять, на земле они находятся, или на небе.

Св. София не стала образцом для последующего развития византийско­го зодчества, однако дала для него мощный импульс: на многие века здесь утвердился тип купольного храма.

В большинстве византийских церквей купол, символизирующий небесный свод, возвышается в центре постройки. Какой бы ни была планировка – круглой, квадратной, многогранной – все такие здания называют цент­рическими. Самыми распространенными среди них с VII века стано­вятся крестово-купольные храмы, по своему плану напоминающие равноконечный (греческий) крест, вписанный в квадрат?2

Центрическая композиция привлекала византийских зодчих уравновешенностью и чувством покоя, а планировка (крест) более всего удовлет­воряла требованиям христианской символики.

Если выразительность античного храма заключалась по преимуществу во внешнем облике (поскольку все обряды и празднества происходили снаружи, на площади), то главная содержательность и красота христиан­ской церкви сосредоточена в интерьере, ведь христианский храм – это место, где собираются верующие для участия в таинстве. Стремление создать внутри храма особую, как бы отделенную от внешнего мира среду, вызвало особое внимание к внутреннему декоративному убранству, связан­ному с нуждами христианского богослужения.

Богатство оформления интерьера создавалось, прежде всего, моза­иками, украшавшими своды и верхнюю часть стен. Мозаика – это один из основных видов монументального искусства, представляющий собой изо­бражение или узор из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла, цветных камней, металлов, эмали и пр.

В Византии мозаику ценили за ее драгоценность, за возможность достичь неожиданных оптических эффектов. Мелкие кубики мозаичной кладки, положенные под небольшими углами друг к другу, отражают свет перекрестными лучами, что создает переливчатое волшебное мерцание. Более круп­ные кубики смальты, положенные ровными рядами, напротив, создают «зеркальную» поверхность и мозаика приобретает эффект сильного свечения.

Уникальные образцы византийской мозаики хранят церкви и мавзолеи Равенны, города в Северной Италии, близ Адриатического моря. Наиболее ранний среди них – декор мавзолея византийской царицы Галлы Плацидии (середина V века). Внутри мавзолея, над входом помещена замечательная композиция, представляющая Христа – доброго пастыря среди холмистого пейзажа. Он молод и безбород: так изображали Христа в первые века христианства, когда еще были живы античные представления о вечной юности, как атрибуте божества. Торжественным жестом Иисус водружает крест, главный символ христианства.

Более поздний цикл мозаик находится в алтаре церкви Сан Витале (святого Ви­талия) в Равенне (VI век). Наряду с библейскими сюжетами здесь пред­ставлены две «исторические» сцены, церемониальный выход императора Юстиниана и его супруги императрицы Феодоры со своими свитами в храм. Они запечатлели богатство и роскошь византийского двора, сверхземное величие монарха. Фронтальные застылые фигуры расположены сплошным рядом на золотом фоне. Царит строгая торжественность, во всех лицах, похожих друг на друга, читается суровая отрешенность и сила духа.

К числу самых замечательных произведений византийской монументальной живописи принадлежали ныне утраченные3 мозаики церкви Успения в Никее (VII век) с изображением «ангелов небесных сил». Удивительны лица этих ангелов, с их отчетливой чувственной привлекательностью. Но эта чувственность бесплотна, она связана с экстатическим внутренним вдохновением. Стремление к передаче огром­ной духовной концентрации, к предельной спиритуализации4 художественной формы осталось идеа­лом для византийского искусства в течение столетий.

Особое место в ансамбле христианского храма принадлежит иконе5. Ранние христиане называли так всякое изображение святого, противопоставляя его «идолу», язы­ческому изображению. Позднее словом «икона» стали называть только станковые произведения6 стремясь отличить их от произведений мону­ментального искусства (мозаик, фресок).

В отличие от обычной станковой картины икона – предмет моления. Она рассматривается церковью как особый символ, таинственно связан­ный с «божественным», сверхчувственным миром. Созерцая иконный образ, человек может духовно приобщиться к этому миру.

Происхождение икон обычно связывают с древнеегипетскими заупокойными живописными портретами, предназначенными для «перехода» человека в потусторонний мир. По месту первой крупной находки этих памятни­ков в оазисе Файюм (1887) они были названы файюмскими (фаюмскими) портретами. Изображения, исполненные на деревянных досках восковыми красками еще при жизни заказчика, после его смерти служили погребальной маской.

Древнейшие сохранившиеся иконы, близкие файюмским портретам, относятся к VI веку. Они обычно изображают одного святого, чаще всего по пояс или погрудно, строго в фас или трехчетвертном повороте. Взгляд святого, полный духовной глубины, обращен прямо на зрителя, ведь меж­ду ним и молящимся должна возникать некая мистическая связь.

К выдающимся памятникам византийской иконописи VI-VII веков относятся три иконы из монастыря св. Екатерины на Синае: «Христос», «Апостол Петр» и «Богоматерь между св. Федором и св. Георгием».

Период блестящего расцвета (VI – VII века) сменился трагическим для византийского искусства временем. В VIII – IX веках в стране бушева­ло иконоборческое движение, связанное с запретом изоб­ражений на христианские темы. Иконоборцы, на стороне которых стояли император и его двор, патриарх и высший круг духовенства, восстали против того, чтобы изображать Бога и святых в человеческом облике, основываясь на теологических аргументах о невозможности воспроизвес­ти божественную сущность Христа в материальной форме.

В период иконоборчества иконы были официально запрещены, множество их было уничтожено. Церкви украшались главным образом изображени­ями христианских символов и орнаментальными росписями. Культивирова­лось светское искусство: живописные пейзажи, изображения животных и птиц, сюжетов античных мифов и даже состязаний на ипподроме. Эти рос­писи были почти полностью уничтожены сторонниками иконопочитания (в ос­новном это широкие слои простого народа, низшего духовенства, привык­шие поклоняться иконам) после того, как оно было восстановлено.

После победы над иконоборчеством, заклейменном в 843 году как ересь, в византийском искусстве происходят важнейшие для его дальней­шего развития явления. Они связаны с началом сложения иконо­графического канона – постоянных иконографических схем, от которых не полагалось отступать при изображении священных сюжетов. Росписи храмов приводятся в стройную систему, каждая компо­зиция обретает строго определенное место.

В куполе храма изображался Христос Пантократор (Вседержатель), окруженный ангелами. Между окнами в барабане – верхней части здания, служащей основанием купола – помещались пророки или апостолы. На парусах, вверху столбов, поддерживающих купол, размести­лись евангелисты, четыре «столпа» евангельского учения. В апсиде, алтарном выступе, находится изображение Богоматери, чаще всего в типе Оранты, то есть молящейся с воздетыми руками. Около нее парят архангелы Михаил и Гавриил. В верхней части стен храма представлены эпизоды из жизни Христа, куда обязательно включались изображения 12 праздников (Благовещения, Рождества, Сретения, Крещения и так далее). В нижней части храма пред­стают фигуры отцов церкви, первосвященников, святых мучеников. Однаж­ды найденная, эта система росписи в основных чертах оставалась неиз­менной в течение многих столетий во всех странах православного мира.

В послеиконоборческий период, особенно в XI – XII веках, византий­ское искусство находит свои самые совершенные типы и самые идеальные формы как в мозаиках7, так и в иконах8 и в книжной мини­атюре. Глубокая одухотворенность лиц, легкие «парящие» фигуры, плав­ная текучесть линий, округленность контуров, блеск золота, насыщающе­го изображение неземным светом, отсутствие какого-либо напряжения – все это создает совсем особый образный мир, исполненный возвышенного покоя, гармонии и божественного вдохновения.

XIII и XIV века – эпоха поздней византийской культуры. Несмотря на сильнейшее экономическое и политическое ослабление Византии, утратившей большую часть своих территорий, искусство этого времени отмечено высочайшими достижениями, в первую очередь в живописи. Замечательными памятниками начала XIV века, когда искусство потянулось к большей экс­прессии и свободе, к передаче движения, являются икона «12 апостолов», мозаики церкви Кахрие Джами в Константинополе, представляющие жизнь Христа и Богоматери.

Однако новым художественным идеалам не суждено было по-настоящему окрепнуть на почве угасающей Византии. Видимо, не случайно поки­нул империю самый талантливый константинопольский мастер второй поло­вины XIV века Феофан Грек, предпочтя ей Русь.

В 1453 году Византия, покоренная турками, перестала существовать, однако ее культура оставила глубокий след в истории человечества. Со­хранив живую античную традицию, византийцы первыми в средневековом мире разработали художественную систему, отвечавшую новым духовным и общественным идеалам, и выступили по отношению к другим народам средневековой Европы своеобразными учителями и наставниками.

musike.ru

Изобразительное искусство и архитектура Византии

Категория: Византия в IV—XV в. 15.01.2014

Изобразительное искусство — мозаики, фрески, иконопись — это область, в которой византийская культура прославилась прежде и более всего. Самобытность, цельность и гармоничность художественных принципов, глубина образов, смысловая насыщенность, богатейшее разнообразие форм и красок, совершенство техники — соединение этих черт делает византийское искусство одним из высочайших достижений человеческой культуры. Византийские мастера сохранили, с одной стороны, сложнейшую технику изобразительного искусства античности, а с другой — наполнили ее новым символическим содержанием. В Византии была разработана целая эстетическая теория образа и символа, и живопись приобрела неслыханное прежде значение: ведь она помогала человеку постичь самого бога, спастись.Византийский стиль живописи характеризовался сочетанием плоских силуэтов с плавной ритмикой линий, благородной гаммой красок с преобладанием пурпурных, лиловых, синих, оливково-зеленых и золотых тонов. В IV—VI вв. в византийской живописи еще преобладают античные традиции, что, в частности, нашло отражение в мозаиках пола Большого императорского дворца в Константинополе. Они изображали в реалистической манере жанровые сценки из жизни народа. В дальнейшем формируется строгий иконографический канон. В IX—X вв. складывается целостная система декора храма: порядок расположения библейских сцен на его стенах и сводах. Одна из ее вершин этого времени — мозаики храма св. Софии в Константинополе. В XI—XII вв. в византийской живописи все сильнее проявляются черты условности и стилизации, изображения делаются все более аскетичными и отвлеченными, краски — более темными. Лишь в конце XIII — середине XIV в. византийская живопись вновь переживает еще один, последний период расцвета — он был связан с распространением гуманистических тенденций в культуре того времени. Живописцы стремятся выйти за рамки установленных канонов церковного искусства, обратиться к изображению не отвлеченного, а живого человека. Замечательными памятниками этого времени являются мозаики и фрески монастыря Хоры (ныне мечеть Кахриэ-Джами) в Константинополе. Однако попытки освобождения человеческой личности от пут догматического мышления в Византии были сравнительно робкими и непоследовательными. Византийское искусство XIV—XV вв. не могло подняться до реализма итальянского Ренессанса и по-прежнему облекалось в форму строго канонизированной иконографии, чему в немалой степени способствовала победа исихастов.

Архитектура Византии 11 века.

Значителен вклад Византии в развитие средневековой архитектуры. Византийские зодчие уже в V—VI вв. переходят к созданию новой планировки городов, характерной для всего последующего средневекового зодчества. В центре городов нового типа располагается главная площадь с собором, откуда, причудливо переплетаясь, расходятся улицы. С этого же времени появляются и многоэтажные дома с аркадами, а затем строятся и укрепленные резиденции знати и богатых горожан. Высочайшего развития достигает в Византии церковное зодчество. Наиболее выдающийся его образец — храм св. Софии в Константинополе, выстроенный в 532— 537 гг. по приказу Юстиниана. Храм увенчан огромным, как бы парящим в небе куполом диаметром свыше 30 м. С двух сторон к куполу примыкает сложная система постепенно повышающихся полукуполов. Стены и многочисленные колонны внутри храма были облицованы разноцветным мрамором и украшены чудесными мозаиками. В VI—X вв. в Византии сложился тип крестово-купольного храма, ставший основой всей последующей византийской архитектуры.После османского завоевания византийское культурное наследие, пусть иногда и в упрощенном виде, сохранялось греческим и другими балканскими народами. Оно было передано и воспринято и соседними, связанными с Византией единством культурной традиции, странами, в том числе Русью.

vladhistory.com

18 Вопрос. Византийская живопись XV в.

Искусство Византии занимает видное место в истории средневекового художественного творчества. Византийские мастера, воспринимая традиции эллинистического искусства и искусства народов, населявших империю, создали на этой основе свой собственный художественный стиль. Но церковное влияние сказывалось и здесь. Византийское искусство стремилось увести человека от земных страданий и бед в мир религиозной мистики. Отсюда торжество отвлеченного спиритуалистического начала в живописи над реалистическими традициями античности, которые, однако, никогда полностью в ней не исчезали. Византийский стиль живописи характеризовался сочетанием плоских силуэтов с плавной ритмикой линий, благородной гаммой красок с преобладанием пурпурных, лиловых, синих, оливково-зеленых и золотых тонов. Ведущей формой живописи в Византии была настенная мозаика и фреска. Имела распространение также станковая живопись — иконопись — на досках темперой, а в ранний период (VI в.) — восковыми красками. Большой популярностью пользовалась и книжная миниатюра.

В IV—VI вв. в византийской живописи еще заметно значительное влияние античных традиций, что нашло отражение в мозаиках пола Большого дворца императоров в Константинополе. Они изображали в реалистической манере жанровые сценки из жизни народа. В дальнейшем в византийской живописи получают преобладание библейские сюжеты. В IX—X вв. в монументальной живописи складывается строгая система расположения религиозных сцен на стенах и сводах храмов. Однако и в это время византийская живопись еще сохраняет живую связь с античными традициями. Одной из вершин византийской живописи являются мозаики храма св. Софии в Константинополе, сочетающие античный чувственный реализм с глубокой одухотворенностью. В XI—XII вв. в византийской живописи все сильнее проявляются черты условности и стилизации, изображений святых делаются все более аскетичными и отвлеченными, краски — более темными. Лишь в XIV — первой половине XV в. византийская живопись переживает кратковременный, но яркий расцвет, условно называемый «Палеологовское Возрождение». Этот расцвет был связан с распространением гуманистических тенденций в куль туре того времени. Он характеризуется стремлением художников лыйти за рамки установленных канонов церковного искусства, обратиться к изображению не отвлеченного, а живого человека. Замечательными памятниками этого времени являются мозаики и фрески монастыря Хоры (ныне мечеть Кахриэ-Джами) в Константинополе (XIV в.). Однако попытки освобождения человеческой личности от лут церковно-догматического мышления в Византии были сравнительно робкими и непоследовательными. Византийское искусство XIV—XV вв. не смогло подняться до реализма итальянского Ренессанса и по-прежнему облекалось в форму строго канонизированной иконографии.

Высокого развития достигает прикладное искусство. Византийские изделия из слоновой кости и камня, эмали, керамика, художественное стекло и ткани ценились в средневековом мире и имели широкое распространение за пределами Византии.

Вклад Византии в развитие средневековой архитектуры также значителен. Византийские зодчие уже в V—VI вв. переходят к созданию новой планировки городов, характерной для всего последующего средневекового зодчества. В центре городов нового типа расположена главная площадь с собором, откуда лучеобразно расходятся улицы. С V—VI в. появляются дома в несколько этажей, имеющие аркады. Великолепными памятниками светского зодчества являются императорские дворцы в Константинополе. Но со временем замки феодалов и даже дома некоторых горожан все больше приобретают вид крепостей.

Высокого развития достигает церковное зодчество. В 532—537 гг. в Константинополе по приказу Юстиниана был построен знаменитый храм св. Софии — самое выдающееся произведение византийской архитектуры. Храм увенчан огромным, как бы парящим в небе куполом диаметром свыше 30 метров. С двух сторон к куполу примыкает сложная система постепенно повышающихся полукуполов. Особенно поражает интерьер храма св. Софии, отличающийся необычной пышностью и тончайшим вкусом исполнения. Стены и многочисленные колонны внутри храма были облицованы разноцветным мрамором и украшены чудесными мозаиками.Упадок Византийского государства в XV в. отрицательно сказался на развитии византийской культуры.

Распространение реакционно-мистических учений вновь привело в искусстве к преоблада-вию схематизма, сухости, подчинению живописных форм канону. Переломным моментом в развитии культуры народов, населявших Византийскую империю, явилось турецкое завоевание. Литературное и художественное творчество, особенно народное, не прекратилось, но в условиях турецкого господства приняло своеобразные черты. Оно ярко отражало борьбу народа со своими угнетателями.

studfiles.net

Искусство Средних веков. Искусство Византии.

В. Н. Лазарев. История византийской живописи. Т. 1., М.-Л., 1947.

В. Лихачева. Искусство Византии IV-XV вв. Л.: «Искусство», 1986.

Искусство Византии V-IX вв.

В IV в. Римская империя распалась на две самостоятельные части, каждая со своим императором, - Западную и Восточную.

Столицей Восточной части стал Константинополь. Переход от рабовладельческого строя к феодальному происходил в Византии постепенно. Свой международный престиж Византия поддерживала не только военными, но и дипломатическими хитростями.

Архитектура средневековых церквей существенно отличалась от античных, в которых наружное пластичесоке решение играло значительную роль. Внутри, в полумраке стояла статуя божества, а все обряды си празднества происходили снаружи, на площади. Назначение христианской церкви иное. Она мыслится не как обиталище божества (христианский бог бестелестен, икона – его символ), но как место, где собирается община верующих для участия в таинстве. Организация внутреннего пространства – главная задача зодчих. Это пространство должно быть вместительным, удобным для совершения ритуала, заключать в себе символический смысл действа.

Существуют два основных типа средневековых храма: базиликальный и крестовокупольный. Первый получил широкое распространение в Европе, второй – в Византии и Древней Руси (окончательно сложился в IX-X вв. в монастырских церквях Афона).

В Константинопольской Софии (532-537 гг, арх. Анфимий и Исидор) произошло объединение базилики с купольным покрытием.

Скульптура в Византии развивалась мало и только в пределах малых декоративных форм.

Развитие получила монументальная храмовая живопись (мозайки, фрезки), иконопись, книжная миниатюра. Византийские мозаики первого тысячелетия христианской эры отличались многоцветием. Они выкладывались из смальты, учитывались угол падения света, эффект отражения, оптическое слияние цветов в глазах зрителя. Ра венские художники V-VI веков умели создавать массу разнообразных эффектов с помощью дополнительных цветов. В Мавзолее Галлы Плацидии (V в.), византийской царицы, в Равенне у мозаик еще синий, а не золотой, как будет впоследствии, фон. По - античному задрапированы христианские мученики («Христос – добрых пастырь»). В мозаике «Император Константин со свитой» церкви Сан Витале в Равенне (526-547 гг.) фигуры не стоят,, а предстоят, не живут, а пребывают. Большие глаза отражают внутренний мир. Интересны Мозаики церкви Сант Аполлинаре Нуово в Равенне.

В VIII в. иконоборцы одержали верх и в Византии официальным эдиктом были запрещены иконы и другие антропоморфные изображения божества. Этот период продлился свыше 100 лет. В IX в. иконопочитание восстановлено.

Искусство Византии IX-XV вв.

Стиль византийского искусства становится более строгим и каноническим. Выработались иконографические схемы, от которых не предполагалось отступать при изображении священных сюжетов. Эти схемы перешли в русскую иконопись и западное искусство, хотя там применялись гораздо свободнее и быстро изменялись.

Постепенно складываются основные закономерности росписи храма. Можно выделить три уровня символики:

  1. Первый уровень символики отражает представление о церкви как о своего рода космосе. Это обуславливает иерархию изображений. В верхней части здания (купол, барабан, конха апсиды) изображались только те сцены, которые мыслились на Небе. Здесь изображались Христос, Богоматерь, ангелы. На верхней части стен обычно располагались эпизоды жизни Христа. Это монументальный календарь двунадесятных праздников (Благовещание, Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Воскресение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Сошествие Святого Духа на апостолов, Успение Богоматери). Иногда, если позволяло пространство, художники вводили события из жизни Христа, происходившие между основными эпизодами Евангелия.

  2. Топологическая символика, согласно которой строение церкви задумывалось как образ земной жизни Христа. Каждая часть храма напоминала о месте в Палестине, христианин как бы совершал путешествие по святой земле. Например, апсида часто символизировала Вифлеемскую пещеру, где родился Христос.

  3. Временная символика определяла место росписей согласно датам богослужебного календаря. Так на стенах в хронологическом порядке располагались фигуры апостолов, святителей церкви, пророков, т. е. в соответствии с днями их памяти.

На византийских памятниках имя художника почти никогда не фигурирует, зато очень часто встречаются имена заказчиков. Мозаичные циклы XI-XII вв., такие, как в монастыре Дафни (около Афин) или в Чефалу (Сицилия) – примеры зрелого византийского искусства. Причем мозаикам, а затем и фрескам отводились в храме только криволинейные поверхности стен. Прямые части стен облицовывались мраморными плитами разных оттенков (храм монастыря Хосиос Лукас в Фокиде).

В XIV в. при династии Палеологов византийское искусство пережило свой последний подъем. Наблюдается интерес к эллинистическому искусству. В мозаиках церкви Кахрие-Джами в Константинополе встречается изображение фигур вполоборота. Творчество Феофана Грека соотносится с этим периодом.

В XV в. Византия пала под натиском турок. В последствие византийское искусство повлияло на культуру Болгарии, Сербии, южной Италии, Грузии, Древней Руси.

ЛЕКЦИЯ

studfiles.net

Изобразительное искусство Византии

Поиск Лекций

Главными видами изобразительного искусства Византии были монументальная живопись, книжная миниатюра, иконопись.

Ведущее положение занимала монументальная живопись. Именно ей была поручена сложная задача – создание образа небесного (горнего) мира. Для его воплощения наиболее использовалась мозаичная техника. Материалом для изготовления мозаик стала смальта. Кусочки смальты имели разные углы наклона, что создавало особый оптический эффект.

Крупным комплексом памятников монументальной живописи является г. Равенна, расположенный на Аппенинском полуострове. Вначале Vв., в годы заката Римской империи, этот город был резеденцией западных императоров, в Vв. – первой половине VI в. – столицей готских королей, а с 555 г. стал принадлежать Византии.

Из наиболее ранних памятников Равенны можно назвать мавзолей Галлы Плацидии. Снаружи здание украшают только «слепые» аркады. Интерьер же поражает своим убранством. Нижняя часть стен отделана полированным мрамором. Своды, паруса и купол украшены мозаикой, которая имеет густой синий фон, усыпанный золотыми звездами, а под куполом изображен крест из золота. Фигуры святых – в белых одеждах.

В Византии была выработана особая символика цвета:

- пурпурный цвет – цвет божественного и императорского достоинства;

- красный – цвет огня, как карающего, так и очищающего; он же и цвет крови Иисуса Христа;

- белый – символ божественного света;

- черный – знак конца, смерти;

- зеленый – символ юности, цветения. Это типично земной цвет. Он противостоит в изображениях “небесным и царственным цветам” –пурпурному, золотому , голубому;

- золотой цвет передавал сияние небесного, горнего мира;

- синий и голубой так же были символами горнего мира.

 

Изображения, создаваемые на сюжеты Священного писания, также несли особую символику:

- фигура, обращенная лицом к христианину, стоящая или сидящая – символ духовного общения;

- женская фигура с распростертыми руками («Мария Оранта») – символ материнской защиты, покровительства;

- распятая на кресте фигура – символ человеческих страданий, а также символ грядущего спасения человечества;

- фигура в нимбе – знак святости;

- крылатая фигура ангела – символ духовной чистоты и красоты.

 

Над входом в мавзолей Галлы Плацидии (с внутренней стороны) находится мозаичная композиция, в центре которой – Добрый пастырь в золотом одеянии. Иисус Христос сидит в райском саду, опираясь на крест. Его окружают овцы, символизирующие христианские души. Крест выглядит как знак торжества христианства. Особое освещение и золото одежд Христа создают атмосферу, в которой зритель чувствует себя перенесенным в священное неземное пространство.

В центрических типах зданий, каковым является мавзолей, главное внимание уделялось куполу, парусам и сводам. В базиликальных храмах наибольшее значение имели мозаичные украшения апсиды и центрального нефа, которые художники стремились объединить в единое целое. Так, в апсиде базилики Сант Аполлинаре Нуово изображены восседающий на троне Христос и Богоматерь. Центральный неф отделен от боковых рядом колонн, соединенных арками. Над ними по направлению к алтарю двумя потоками движутся процессии мучеников и мучениц, как бы готовя христиан к восприятию образов Спасителя и Богоматери.

Интерьер восьмигранной церкви Сан Витали является наиболее цельным в художественном отношении. В основу мозаик этого храма положена идея жертвенности. В конхе (верхней вогнутой части апсиды) изображен Христос, дарующий мученический венец св. Виталию, в честь которого построена церковь. В нижнем ярусе апсиды находятся две великолепные мозаичные композиции. В центре первой – император Юстиниан, в руках которого золотая чаша – дар храму. Рядом с императором – служители культа во главе с епископом Максимианом, телохранители. Над головой императора - нимб, в руках одного из воинов – щит с монограммой Христа. Пропорции фигур, застывших в торжественном напряжении, вытянуты. Фон мозаики – золотой, только земля обозначена зеленой полосой.

Вторая композиция посвящена императрице Феодоре, ее сопровождают придворные. Костюмы придворных дам украшены сложным орнаментом. Императрица одета в великолепный наряд, отделанный золотым шитьем. Жемчуга, рубины, изумруды украшают не только головной убор, но и часть платья. В руках Феодоры находится драгоценный потир (церковный сосуд, предназначенный для причастия) с золотыми монетами – он приготовлен в дар церкви.

Юстиниан и Феодора не были на освящении храма, поэтому данные композиции имеют чисто символическое значение.

Мозаики церкви св. Виталия передают атмосферу царских выходов византийского двора, ее торжественность, пышность и роскошь.

 

Круглая скульптура, особенно в эпоху раннего христианства, олицетворялась с языческими идолами, поэтому пластическое искусство нашло свое выражение в рельефе. Именно рельефы украшали алтарные преграды, капители колонн, епископский престол, саркофаги, погребальные стелы, а также предметы декоративно-прикладного искусства: ковши, чаши, различные блюда, фибулы (застежки одежды), резные пластинки из слоновой кости, камеи.

В прикладном, ювелирном искусстве, в украшениях полов светских зданий долгое время сохранялись традиции античной культуры. Создатели таких творений находили для них мотивы и сюжеты в античной мифологии. Кроме того, приемы изображения античности также присутствовали в работах византийских мастеров, как, например, объемное изображение Силена и Менады на серебряном блюде VII в..

 

Связь с античными традициями присутствует и в книжной миниатюре. Уже в IV в. на смену античному свитку пришел кодекс – рукопись, состоящая из отдельных сброшюрованных листов. Если ранее, в свитках, иллюстрации, размещавшиеся свободно на полях манускрипта, имели свободную композицию, то теперь обрамление страницы диктовало новые правила. Эти правила привели к тому, что книжная иллюстрация стала миниатюрной картиной не только комментирующей текст, но и украшающей рукопись.

В V в. наибольшее распространение получили роскошные манускрипты, выполненные на пергаменте, окрашенном в пурпурный цвет («пурпурные» кодексы). Их текст был написан золотом или серебром. Одними из древнейших пурпурных кодексов являются Венская библия, написанная в Антиохии в середине VI в., а также рукопись труда греческого врача Диоскорида «Гербарий» (около 512 г., Вена, Национальная библиотека).

 

Предположительно, в V в. начинает развиваться иконопись. Икона (от греч. слова – «образ») как предмет культа была узаконена церковью в VI в. Она ведет свое начало от погребальных портретов Фаюмского оазиса эпохи эллинизма. Икона объединила две культовые функции – поминание и поклонение. Для иконописных работ применялась техника энкаустики(краски, замешанные на воске) или темперы (минеральные краски, замешанные на яичных желтках).

Первые иконы характеризует живописная манера, объемность форм, передача образов близких к эллинистическим («Богоматерь с младенцем, двумя ангелами, св.Федором и св.Георгием», «Епископ Авраам»).

Период VIII – нач. IX в. был весьма сложным в истории Византии. Именно в это время разгорелись споры о том, можно ли писать иконы или нет. Противники иконописи утверждали, что почитание икон является идолопоклонством. В этот период фигурные изображения религиозного содержания уничтожались. Их заменяли различные орнаменты, пейзажи, изображения животных и птиц.

И все же победили сторонники иконопочитания. Они утверждали, что цель иконописи – не изображение реальности, а создание образов, способных через телесное передать духовное и бесплотное. С помощью иконы верующие смогут постигать истину горнего мира. Согласно решениям Никейского собора 787 г. художник является исполнителем Божественной воли, а сами изображения должны исходить из постановлений церкви и религиозной традиции. Цель искусства – поучать и наставлять, открывать путь к спасению как к высшей цели – именно ей подчинялась вся жизнь средневекового человека.

В это время шли поиски строгих канонических правил иконописи, приведения многообразия художественных изображений в цельную систему. Постепенно сложились следующие иконографические типы:

1. Изображения Богородицы:

- Оранта (Молительница) – Богоматерь изображена в полный рост, ее руки подняты к верху, ладони открыты;

- Великая Панагия (Всесвятая) – на груди Оранты круглый диск с погрудным изображением младенца Иисуса;

- Богоматерь Знамение (Воплощение) – поясное изображение Богоматери в позе моления;

- Елеуса (Умиление) – поясное изображение Богоматери в трехчетвертном развороте, на руках она держит младенца Христа и прижимается к нему щекой;

- Одигитрия (Путеводительница, Наставница) – поясное изображение Богоматери, младенец Христос сидит на ее левой руке. Мать благословляет Иисуса на крестный подвиг во имя искупления человеческих грехов, а Сын благословляет ее на подвиг терпения.

2. Изображения Иисуса Христа:

- Пантократор (Вседержитель)– поясное изображение, где Бог в левой руке держит открытое Евангелие, а правой благословляет, на нимбе – буквы, означающие “Всегда сущий”;

- Спас Нерукотворный – изображение лика Христа. Во время шествия Иисуса на казнь он обратился к женщине по имени Вероника с просьбой дать ему воды. Выпив воды, Христос умылся и промокнул лицо полотенцем, на котором остался образ лика Спасителя;

- Спас Эммануил – изображение юного Христа, чаще всего поясное; имя Эммануил переводится с древнееврейского как “с нами Бог”.

 

Живописные работы византийских храмов проводились в соответствии с символикой интерьера крестово-купольного храма Она была такова: своды и купола – небо, пространство близ пола – земля, алтарь – рай, западная половина – ад. В соответствии с этим расписывался и храм.

Ближе к земле изображались отцы церкви, мученики, святители, цари и епископы. Образ Богоматери в алтарной нише превосходил их размерами. Она изображалась либо в позе моления (Оранта), либо с младенцем Иисусом на руках.

На парусах помещались четыре евангелиста или их символы: Матфей – в образе ангела, лев символизировал Марка, вол – Луку, орел - Иоанна.

В простенках барабана – ученики Христа (апостолы) или пророки, предсказывающие его пришествие.

В центральном куполе изображался Христос Вседержитель (Пантократор). В XI в. к этим сюжетам были присоединены сцены наиболее важных событий Священной истории, так называемого праздничного цикла: Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Сошествие Духа Святого на апостолов (Пятидесятница), Успение Богородицы и др. Изображения этих сцен образовывали на уровне второго яруса замкнутый круг. Сюжеты праздничного цикла символизировали круговращение времени – ведь эти праздники отмечаются в разные времена года. Время средневекового искусства было условным, повторяемым, прошлое и настоящее существовали одновременно. Таким образом, христиане, находящиеся в храме, становились соучастниками событий Священного писания.

 

Музыка Византии

Музыка, как и другие виды искусства, стала выразителем внутренней жизни страны. При императоре Юстиниане (IV в.) Византия объединила огромные земли, таким образом, население страны отличалось этнической пестротой: оно состояло из греков, арабов, итальянцев, иберов, армян, грузин, евреев и людей других национальностей. Такой же пестрой, многоликой по своему происхождению была и византийская музыка. Сирийская, арабская, еврейская, персидская, армянская песенность сливались в ней с интонациями, сохранившимися от античности, пришедшими из славянского, а в дальнейшем – из западноевропейского мира.

В стране бродило множество странствующих музыкантов – мимов, вагантов, гистрионов, нередко пришедших из других краев. Они создавали жанры народного искусства.

Музыка также играла огромную роль богослужебных церемониях. Византийские храмы имели многочисленные профессиональные хоры. Так, например, хор собора Святой Софии имел в своем составе более 100 человек. Главным видом культового песнопения был тропарь (от греч. слова «тропос» – стиль, характер, лад, тональность), предположительно возникший во II веке. Тропари сочинялись ко всем церковным праздникам и дням поминовения святых. В X веке их стали именовать стихирами. Они представляли собой музыкально-поэтические импровизации на сюжеты из Библии или тексты религиозного содержания назидательного характера.

Профессиональное музыкальное искусство играло большую роль и в быту богатых византийцев, при дворе императора. Пышное и величественное оно прославляло императорскую власть и мощь государства.

 

 

Вопросы и задания:

1. Назовите характерные черты культуры Византии.

2. Какие типы храмов существовали в византийской архитектуре? Приведите примеры.

3. Какие новые конструктивные формы архитектуры появились в V веке?

4. Когда и под чьим руководством был построен храм Св. Софии? Каковы особенности этого памятника?

5. Когда и почему возросло значение храмовых росписей в византийской архитектуре?

6. Каким образом было представлено изобразительное искусство Византии? Назовите ведущий вид.

7. Расскажите о значении цвета и символике изображений византийской живописи. Приведите примеры.

8. Каково значение слова «конха»?

9. Какие сюжеты использовались для украшения византийских храмов? Приведите примеры.

10. В чем состоят особенности пластического искусства Византии?

11. Что такое «кодекс»? Как он оформлялся? Приведите примеры.

12. Когда стали создаваться произведения иконописи и с какой целью?

13. Каковы характерные черты первых икон? В какой технике они писались?

14. Какова цель средневекового европейского искусства?

15. Назовите иконографические типы изображения Богоматери и Иисуса Христа.

16. Каковы традиции храмовых росписей Византии?

17. Почему византийская музыка считается многоликой?

18. Объясните значение слов «тропарь», «стихира».

 

poisk-ru.ru


Смотрите также