Жертвоприношения древних славян. Жертвоприношения у славян: немного фактов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Жертвоприношение в славянском язычестве. Жертвоприношения древних славян


Жертвоприношения у славян

Религией восточных славян долгое время было язычество. Славяне поклонялись камням, деревьям, рощам, лесам, животным. Невидимые духи — души предков и родичей «населяют» окружающий древнего славянина мир. Уже не сам предмет является объектом почитания. Поклонение относится к живущему в нем духу, демону. Не сам предмет, а именно дух (демон) оказывает положительное или отрицательное влияние на ход событий и на судьбы людей.

Духи, первоначально представлявшие однородную массу, обособляются. Прежде всего, по месту обитания, становясь «хозяином места». В водной стихии жили водяные и берегини, лес был царством лешего или лесовика, а на полях в высокой траве живут полевики. В жилище «хозяин» домовой.

Среди богов, которые были известны на Руси, выделяется Перун — бог грозы, молнии и грома. Верили также в Волоса или Велеса — бога скота, торговли и богатства. Культ его очень древний.

Были еще Дажбог и Хорс — различные ипостаси солнечного божества. Стрибог — бог ветра, вихря и вьюги. Мокошь, судя по всему, земная супруга громовержца Перуна, которая ведет свое начало от «матери сырой земли». В древнерусское время она — богиня плодородия, воды, впоследствии покровительница женских работ и девичьей судьбы.

Наконец, Симаргл — единственное зооморфное существо пантеона древнерусских богов (священный крылатый пес, возможно, иранского происхождения). Симаргл является божеством низшего порядка, которое охраняло семена и посевы.

Древняя Русь и после принятия христианства соблюдала языческие культы. Большинство языческих верований и обычаев продолжали соблюдаться без или с малым привнесением в них христианских норм и в последующее время.

Жертвоприношение в славянском язычестве — это известный факт. Своим богам, а точнее их идолам, приносили мясо животных, зерно, цветы, какие-то материальные ценности. Делали это для того, чтобы задобрить бога, попросить его о чем-либо или отблагодарить. Также жертвоприношение было типичным обрядом для разного рода праздников.

Жертвоприношения в язычестве осуществлялись не только для богов, но и для других существ и духов, например, для домового. Кроме того, задобрить таким образом могли и предков в так называемые поминальные дни.

Славяне были уверены, что, если не принести жертву тому или иному божеству или духу, то они могут разгневаться. А их гнев точно не приведет ни к чему хорошему. Славянское язычество предполагало дифференцированные жертвоприношения. То есть подход в этом деле был индивидуальным. Для каждого бога или духа была своя треба.

Жертвы чаще всего приносили на капища (так назывались языческие храмы), где были установлены идолы богов. Если же требу нужно было принести домовому, лешему и другим духам, то соответственно — в место их обитания.

Жертвы у славян подразделялись на кровавые и бескровные. Вторые приносили духам, предкам, женским божествам. Например, для предков типичной требой была еда, для богини Лады — женщины приносили живые цветы и ягоды, для банника — веник и мыло и так далее.

Что же касается кровавых жертв, то таковых, по мнению древних славян, требовали главные боги, особо почитаемые. К ним относятся Перун, Ярило.

В качестве требы в этом случае выступали животные, птицы и, вероятно, — люди. Если все-таки приносили мясо животных, то после праздника или ритуала его съедали сами люди. А кости и другие несъедобные «составляющие» использовали для гаданий. После этого их бросали в воду, костер или закапывали.

Типичной требой, например, для земли было зерно. Ведь оно олицетворяет урожай, а значит должно принести удачу в его сборе.

Также треба могла быть столовой. Это принесение в жертву пищи, которую ест сам человек. Он как бы делится своей трапезой с богом. И пища эта должна быть взята из общего «котла», откуда питаются все.

Строительная треба — это принесение лошади или домашней птицы.

Свадебной требой был петух.

Для здоровья и плодовитости скота закалывали белого ягненка.

Спорным остается вопрос, были ли у славян-язычников человеческие жертвы. Спорным, так как нет ни одного доказательства этого из дохристианской  эпохи.  Есть письменные источники, в которых говорится о них однозначно, но они относятся к X и более поздним векам.

В начале X века новой эры один арабский автор писал об обряде захоронения какого-то богатого славянина. И в качестве жертвоприношения на нем были куры, собаки, коровы, кони и... девушка.

По данным других средневековых авторов, на похоронах мужчины часто были жертвоприношения «в виде» вдовы усопшего.

Например, в летописи «Повесть временных лет» говорится о принесении в жертву Перуну молодого человека-христианина (было это, якобы, в 983 году). Выбор этого несчастного юноши определил жребий. Подобные истории также описаны в отношении богов Святовита, Триглава.

В «Повести временных лет» также есть иные упоминаний о человеческих жертвоприношениях: про жителей Киева сказано, что они приводили к изображениям богов, поставленных на холме, «сыны своя и дочери и жряху (приносили в жертву) бесом».

Известно, что после крещения Руси шла ожесточенная борьба христианства и язычества. Так вот, однажды язычники буквально растерзали епископа и принесли его тело в жертву. Было это во второй половине XI века. Об этом случае мы узнаем от одного немецкого летописца.

Также, согласно «Славянской хронике» Гельмольда (1167—1168 гг.): «Среди множества славянских божеств главным является Свентовит (Zuantewith), бог земли ранской (земли племени ранов, они же ободриты), так как он — самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают. Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему в жертву человека — христианина, какого укажет жребий…».

Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

paranormal-news.ru

Жертвоприношения у славян: приносили ли славяне людей и животных в жертву богам

Языческие жертвоприношения славян и целый спектр смежных вопросов активно обсуждается этнографами и культурологами всего мира не первый десяток лет. В Интернете на многочисленных околославянских форумах можно найти огромное количество статей, в которых описываются жертвоприношения древних славян и даже порой – со ссылками на некие источники. В этой связи нельзя не упомянуть основателя советской археологии Б.А. Рыбакова и его фундаментальную работу «Язычество древних славян», к которой мы еще обязательно вернемся, и которая по ряду нижеприведенных причин отвергается многими исследователями как объективный научно обоснованный труд.

Вопрос о том, что собой представляли жертвоприношения славян-язычников, остается полемичным для ученых, элементарно потому, что нет ни одного дохристианского источника, в котором упоминались бы подобные действия. Безусловно, здесь можно привести очевидный контраргумент – дохристианских русскоязычных источников нет в принципе. То есть археологами были найдены отдельные надписи (в том числе – выполненные рунами, некоторые – не расшифрованы до сих пор, как например, знаки на Микоржинских камнях и так называемая Ситовская надпись), но полноценных текстов нет. Притом, что некоторые находки (например, кости мамонта из Юдиновского музея) вполне читаемы с применением современного русского алфавита и знакомых нам грамматических правил, но это, как говорится, уже совсем другая история.

Как все это относится к вопросу о человеческих жертвоприношения у славян? Всему свое время. Относительно дохристианских источников стоит сделать два замечания. Во-первых, не стоит забывать о том, что в 1724 году по указу Петра I была создана Санкт-Петербургская Академия наук, которая на момент открытия имела в своем составе 15 академиков, среди которых не было ни одного русского (хотя бы в принципе – славянина). Как известно сия Академия была призвана аккумулировать все научные ресурсы страны и, что немаловажно, собрать в своих стенах все известные археологические и культурологические артефакты, в частности – летописи. По удивительному стечению обстоятельств, именно в первой половине XVIII века (как полагают многие исследователи – именно в связи с деятельностью Академии) пропали списки многих древнерусских летописей (к примеру, Иоакимовская и Волынская летописи).

Второе замечание проще и рельефнее: «Славянские хроники» Гельмольда из Боссау и «Деяния данов» Саксона Грамматика (в которых также есть упоминания о русах) не содержат в себе сведений о жертвоприношениях славян-язычников, хотя из этих текстов мы многое узнаем о культуре и обычаях Древней Руси (в том числе – о храмах «языческим» богам). В совокупности эти два «нюанса» навевают весьма любопытную картину, которая, однако, может быть справедливо отнесена к разряду домыслов. Собственно, как и факты жертвоприношения язычников, каковыми сегодня принято называть подавляющую часть раннесредневековых славянских племен.

Достаточно точно факт жертвоприношения описал в своих дневниках араб Ибн Фадлан, но нужно понимать, что Фадлан был послом в Волжской Булгарии (921-922 годы) и встречался в основном с купцами-скандинавами, но не руссами. И хотя очевидна схожесть культур во многом обряды викингов и славян отличались. В частности, нет археологических подтверждений обряду, который описывал Фадлан: одна из жен погибшего воина добровольно умерщвляет себя во время погребального обряда. Важно отметить, что лишь некоторые отечественные историки полагают, что здесь араб писал о руссах, для западных историков все очевидно – это были именно скандинавы (викинги, выходцы из Дании и Швеции). Тем не менее, на скандинавском полуострове действительно найдены подобные захоронения (хоть и позднесредневековые), где поверх аккуратно уложенного тела мужчины находится тело женщины в неестественной позе. Однако, это также достаточно спорный вопрос, ведь археология подтверждает и другой факт: раннесредневековые скандинавы и славяне практиковали кродирование (кремацию).

Таким образом, записки Ибн Фадлана ни в коей мере не могут служить свидетельствами кровавых жертвоприношений у славян. Разоблачение стереотипа имеет и другое основание, которое зиждется на личности вышеупомянутого Б.А. Рыбакова. Жертвоприношениям славян в его исследованиях на самом деле отведено совсем немного места, собственно – это лишь отдельные упоминания (меньше десятка) в работах «Язычество древних славян» и «Язычество древней Руси». Что же об этом пишет Рыбаков? Для наглядности я приведу лишь пару примеров, на основе которых человек образованный и вдумчивый без труда найдет аналогичные «разъяснения» и для других фактов, упомянутых археологом. Б.А. Рыбаков пишет: «Другой автор, несколько более ранний (писал в начале XII в.), перечисляя бесчеловечные языческие обряды, упомянул и «Таверская деторезанья идолом от первенець». Любопытно, но о том, кем является этот «другой автор» мы не знаем до сих пор, сам археолог не делает на этот счет никаких пояснений. Да и фраза «Таверская деторезанья идолом от первенець» вызывает серьезные сомнения в своей подлинности, элементарно потому, что не удается найти ни одного документального источника, где она встречается.

Другой пример из работы Рыбакова, цитата: «Бог Род был верховным божеством неба и вселенной. Ему приносили кровавые жертвы. Особый праздник, приходящийся на 20 июля (день бога-громовержца), документирован для славян района Родня календарем IV века нашей эры, а в 983 году в этот срок был принесен в жертву молодой варяг, проживавший в Киеве». Здесь сомнения вызывают два факта. Во-первых, 20 июля (как ниже по тексту пишет сам же Рыбаков) славяне праздновали день Перуна, а не Рода. Во-вторых, факт убийства в Киеве варяга действительно имеет место, но речь идет о другой дате и в других источниках, упоминающих это событие, нет никаких сведений о жертвенном характере убийства.

При этом, рассуждая о том, как Б.А. Рыбаков пишет о жертвоприношениях у славян, нельзя не вспомнить о том, что Л.А. Дмитриев и Д.С. Лихачев, а также А.П. Новосельцев (чьи имена не нуждаются в разъяснении) говорили об этом исследователе. В частности, ученые не раз упоминали, что Рыбаков является дилетантом в своей области, его этнографические и лингвистические теории абсолютно несостоятельны, а многие сведения о духовной жизни раннесредневековых славян, упоминаемые им, выглядят надуманными и не имеют реального подтверждения.

Пожалуй, все эти моменты вызывают еще больше вопросов. Но они хотя бы заставляют задуматься и взглянуть на устоявшиеся стереотипы по-другому. В частности, стоит вспомнить известный фрагмент из «Круга Земного» Снорри Стурлуссона, где описывается как конунг «приносит в жертву Одину своего сына». Ранние исследователи понимали эту фразу буквально, и лишь совсем недавно сбор этнографического материала по Древней Скандинавии подтвердил, что в данном случае речь идет об иносказательной жертве, конунг отдает своего старшего сына в жрецы Одина, то есть по логике вещей действительно жертвует им, ведь жрец не может наследовать трон.

Не менее известный оборот «медвежья кровь», который неоднократно встречается в средневековых летописях, также длительное время понимали превратно. Предполагалось, что славяне действительно поливали корни деревьев медвежьей кровью, принося своеобразную жертву. Исследование восточноевропейских диалектов подтвердило, что это лишь поэтический оборот и под «медвежьей кровью» понимался малиновый сок. Ранние славяне действительно поливали корни священных деревьев соком малины, но лишь для того, чтобы привлечь муравьев, которые, как известно, занимаются истреблением тли, защищая древесные кроны. Вот, какими были жертвоприношения у славян-язычников! Кровавые варвары, право слово!

И таким примеров – масса, просто нужно сойти в сторону с протоптанной колеи и самостоятельно разобраться в искомом вопросе. К примеру, важно отметить, что у славян слово «жертва» вообще никогда не использовалось в обрядах. Речь шла о «требах». Точная этимология слова неизвестна, но понятие – очевидно. До сих пор на поминках перед фотографией умершего мы ставим стакан водки и кусочек хлеба. А кто-нибудь знает – зачем? Не спешите «гуглить», ведь все элементарно. Это и есть наследие тех «треб», которые фактически представляли собой общую трапезу, в которой участвовали как живые, так и усопшие (предки, которые суть – боги). Не потому ли в христианских церквях, которые на Руси строились по подобию языческих капищ, есть место, которое так и называется – «трапезная»?

А что может означать фраза типа «забью 200 быков по случаю славной победы» (интерпретировано – «во славу бога победы»)? Неужели, две сотни быков положили на каменный постамент и безжалостно забили без всякой пользы (разумеется, сразу вспоминаются греческие гекатомбы)? Отнюдь, речь идет не о жертве, а об огромном пире, который военачальник устраивает для своих воинов. Всего-то!

Логично предположить, что стереотипы о славянских жертвоприношениях, использующие очевидную подмену понятий, появились в эпоху христианизации, чтобы очернить языческих богов в глазах молодых поколений (аналогичные процессы характерны также для христианизации Скандинавии, ведь, к примеру, многие исследователи полагают, что миф о Фрейе и Брисингах появился достаточно поздно и не входил в перечень оригинальных эддических текстов). В действительности, именно (и только!) христианские духовные деятели (как было показано выше – не историки!) писали о жертвоприношениях у славян. Да, это писали люди, которые «вкушают плоть и кровь бога своего»… Насколько это все забавно – вопрос риторический.

Купить обереги можно тут:

Цена:16900 руб.

Метал: золото

Вес: до 6,5 гр.

Цена:1800 руб.

Метал: серебро

Вес: до 6 гр.

Цена:6500 руб.

Метал: серебро с золотом

Вес: до 10 гр.

Цена:3000 руб.

Метал: серебро

Размер: 30 мм.

Смотрите так же:

radogost.ru

Жертвоприношения при язычестве Руси

Миф неоязычества о бескровности жертвоприношений Богам древними славянами.

Были ли подношения древнеславянским Богам бескровными?

Почему считаю это искусственно созданным мифом. Во первых, если говорить о догосударственном период и периоде начала складывания государства Киевской Руси. Тогда существовало множество племен и племенных объединений на территории будущей Киевской Руси, естественно они воевали друг с другом, когда территориальные границы их проживания стали ближе друг к другу. Об этом говорят и летописи, в том числе многим известна история как княгиня Ольга отомстила древлянам:

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

Миф неоязычества о бескровности жертвоприношений Богам древними славянами.• 1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: „Хороша ли вам честь?». Они же ответили: „Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их..

• 2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.

• 3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.

• 4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В ПВЛ(Повесть временных лет) летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицыИскоростеня. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов и скальдом Снорри Стурлусоном.

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени проводил в военных походах и не занимался управлением государством. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%EB%FC%E3%E0_(%EA%ED%FF%E3%E8%ED%FF_%CA%E8%E5%E2%F1%EA%E0%FF).

Исходя из этого отрывка, видно, что происходили столкновения различных племенных объединений, и была установлена выплата дани. Следовательно, древние славяне не были изолированы друг от друга, существовали военные столкновения друг с другом и приграничными государствами, в том числе были и походы на Византию.

Приверженцы неоязыческих течений утверждают, что в их авторитетных источниках – Велесовой книге и Славяно-арийских ведах сказано, что древние славяне были исключительно мирными, питались вегетарианской пищей и приносили требы своим Богам в виде злаковых, мёда, кваса, молока и т.п. но приношений в жертву животных и людей у них не существовало. И это единственные источники на которые они ссылаются, остальные же – свидетельства иноземных путешественников, хронистов, летописи, археологические и фольклорные изыскания якобы все были подчинены цели уничтожить ведическое знание, что все ни сфальсифицированы, но извините, если бы так было на самом деле, то не существовало бы, ни Киевской Руси, не было бы нашей страны с её историей и богатой культурной традицией. Территории, по которым селились славянские мирные племена, захватили бы соседи и расселились там.

Ну что ж, предлагаю поподробнее рассмотреть источники. Для начала хотелось бы привести выдержку из Академического энциклопедического словаря славянской мифологии (подготовленного Институтом славяноведения и балканистики РАН), который предлагает такое понимание жертвы:

« Жертва, жертвоприношение — в языческой (дохристианской) традиции главный религиозный обряд. Религиозным культом руководили жрецы, название которых в русском языке родственно слову «жертва». В языческую эпоху существовала иерархия жертв, приносившихся при отправлении культа. Так, арабский автор Ибн-Фадлан описывал в начале Х века похороны знатного руса, на которых приносили в жертву кур, собак, коров, коней, наконец, девушку-наложницу. О принесении в жертву наложницы или вдовы на похоронах мужа у русов и славян сообщают и другие средневековые авторы. Жертвоприношение человека было высшим ритуальным актом, увенчивающим иерархию прочих жертв. Людей, согласно средневековым русским источникам, приносили в жертву Перуну в Киеве: в 983 году жребий, указывающий на жертву, пал на сына варяга-христианина; тот отказался выдать сына на заклание перед идолом Перуна, и оба варяга были растерзаны язычниками. Так же по жребию приносили в жертву христиан и Свентовиту в Арконе, Триглаву, Припегале и другим богам. Немецкий хронист Гельмольд рассказал о мученической смерти епископы Иоанна в земле балтийских славян в 1066 году: захваченного в плен епископа язычники водили по своим городам, избивая его и издеваясь над ним, а когда епископ отказался отречься от Христа, отрубили ему руки и ноги, тело выбросили на дорогу, голову же, воткнув на копье, принесли в жертву богу Радегасту в своем культовом центре Ретре.

Ритуальное расчленение жертвы — характерный обряд, символика которого связана, в частности, с актом сотворения мира». Это — неплохое введение в понятие жертвы; но несколько удивляет оставление без комментария двух взаимоисключающих точек зрения: христианской (расчленение тела умершего — это преступление и святотатство) и языческой (расчленение тела — это сакральный акт).

Далее рассматриваются типы жертвоприношения: строительная жертва (подчеркивается использование лошади, петуха или курицы и, иногда, человека), свадебная жертва (чехи вблизи священного дерева рубили голову петуху), жертва во здравие скота (на Юрьев день болгары закалывали белого ягненка, первого из родившихся в отаре), жертвы во время главных календарных праздников (на Рождество южные славяне резали овец и кур на пороге дома или на рождественском полене, бадняке; на Петров и Ильин день резали быков, баранов, петухов. Бескровные жертвы (зерно, еду, питье, ткани) приносили на Варварин день и в другие праздники. То есть, существовали всё-таки как кровавые, так и бескровные жертвоприношения у славян.

Неоязычкики часто цитируют и ссылаются на изыскания ученого археолога Б.А. Рыбакова, но вместе с тем совершенно упускают из виду то, что он писал о человеческих жертвоприношениях у древних славян. Процитирую отрывок из его монографии "Рождение Руси":

Погребальные обряды славян сильно усложнились к концу языческого периода в связи с развитием дружинного элемента. Со знатными русами сжигали их оружие, доспехи, коней. По свидетельствам арабских путешественников, наблюдавших русские похороны, на могиле богатого руса совершалось ритуальное убийство его жены. Все эти рассказы полностью подтверждены археологическими раскопками курганов.

...Бог Род был верховным божеством неба и вселенной. Ему приносили кровавые жертвы. Особый праздник, приходящийся на 20 июля (день бога-громовержца), документирован для славян района Родня календарем IV века нашей эры, а в 983 году в этот срок был принесен в жертву молодой варяг, проживавший в Киеве....Уртаб-Родень. Сюда, в место сосредоточения торгового флота с полюдьем, в город, контролируемый самим великим князем киевским (и до сих пор называемый Княжьей Горой), не пускают иностранных торговцев. Здесь в святилище Рода (по имени которого назван город) приносили в жертву чужаков....

Бог, управляющий небом, грозой и тучами, был особенно страшен в эти дни; его немилость могла обречь на голод целые племена. День Рода-Перуна (Ильин день -- 20 июля) был самым мрачным и самым трагическим днем во всем годовом цикле славянских молений. В этот день не водили веселых хороводов, не пели песен, а приносили кровавые жертвы грозному и требовательному божеству....Рядом с Бабиной горой расположен на другом холме могильник с трупосожжениями и трупоположениями. Особенностью этого могильника является захоронение здесь младенческих черепов без ритуального инвентаря. Они составляют 25% всех трупоположений. Предположение о ритуальном характере Бабиной горы и наличие младенческих захоронений в некрополе заставляют нас вспомнить слова средневековых писателей о древних языческих жертвоприношениях. Кирилл Туровский в проповеди на фомину неделю ("красная горка") писал: "Отселе (отныне) бо не приемлеть ад требы, заколаемых отцы младенецъ, ни смерть почести -- преста бо идолослужение и пагубное бесовское насилие"....Другой автор, несколько более ранний (писал в начале XII в.), перечисляя бесчеловечные языческие обряды, упомянул и "Таверская деторезанья идолом от первенець"......Суммируя эти разрозненные и разновременные сведения, Бабину гору можно представить себе как святилище женского божества вроде Макоши, где в исключительных случаях (абсолютное количество младенческих захоронений невелико - их всего 6) происходило упомянутое Кириллом Туровским "идолослужение". Особых случаев в те времена было достаточно, так как весь этот участок Среднего Поднепровья был зоной сарматских набегов.

Читаем продолжение на 2 -ой странице

Метки к статье: древнеславянские требы, жертвоприношения славян

www.magiya.net

Жертвоприношения у славян — Славянская культура

Жертвоприношения у славян

Среди людей, знающих о славянском язычестве лишь понаслышке, весьма активно навязывается стереотип, что практика человеческих жертвоприношений была обычным делом у язычников2. На самом деле подобное утверждение – не более, чем миф. 

На самом деле подобное утверждение – не более, чем миф.

"Кровавые человеческие жертвоприношения" у славян существуют исключительно в христианских поучениях "против язычников". Такая практика существовала лишь у некоторых полудиких народов на самых ранних стадиях развития социума. Когда мы говорим о язычестве в его развитой форме, то таких явлений в нем уже не встретишь. Некоторые отголоски бывают лишь в диковатой по определению сословно-воинской среде и, соответственно, в их узко кастовых культах. И то, не повсеместно, но именно в архаичных отголосках, чаще в символической форме. И лишь по стольку, поскольку их "профессия" сама повседневно связана со смертью. У славян же человеческие жертвоприношения вообще не практиковались - разве только в христианской пропаганде, наравне со "свальным грехом" и прочими прелестями. И объясняется это ничем иным, как самой сутью жертвоприношения в языческих культах. А суть эта в следующем. Язычники-славяне совершают требы богам. Принесение требы или собственно жертвы - это действо по устроению совместной с богами трапезы. Мы все до сего дня совершаем такие требы в быту, когда, например, устраиваем поминки, и у изображения умершего ставим символический стакан водки и кладем кусок хлеба. Суть богослужения - участие в соместной трапезе с богами - причастие к этой общей трапезе. Отсюда и выражения "жерать кому-либо" (жрать, жерать, жертва, жратва, жрец - одного корня) и "обедня", "дать обет". А в церквях (изначально переделывавшихся из языческих храмов) за определенной частью здания так и осталось название - "трапезная".

Общий же смысл в том, что богам посвящается часть того, что люди едят сами. Если племя дикарей практикует каннибализм, то и своих божеств они "кормят" человеченкой, а если нет, то им и в голову такое не приходит! Вы же на поминках не положите пред фотографией умершего деда кучку тараканов вместо хлеба? И язычникам такое тоже не приходит в голову.

Современный человек, оторванный от сельского быта, не понимает смысла фразы: "такой-то царь по этому случаю принес в жертву 200 быков!". Современный человек думает, что смысл заключался в том, что этот некто в угоду богам взял, да и лишил жизнь аж 200 невинных коров! Но суть-то в том, что этот некто устроил огромный пир, посвященный богам, и накормил этими быками свое войско. Смысл был не в лишении жизни или кровопролитии, но в самой совместной трапезе, на которой мистическим образом присутствовали и боги.

Разве вы не слышали от сельских жителей фразы - типа: "Вот, эту свинку зарежу на день рождения невестки" или чего-нибудь в этом роде? Вы же понимаете, что смысл сказанного не в том, что он именно специально убьет свинью по случаю дня рождения невестки, но в том, что на день ее рождения он приготовит из этой свиньи много вкусных и сытных блюд. Так и язычники, когда говорят, что принесли в жертву трех баранов, имеют в виду, что устроили большой пир по какому-то случаю.

Кстати, ровно по этой же схеме осуществляется христианская литургия. Дары (тело и плоть Христовы) сначала приготавливаются на жертвеннике, потом приносятся на алтарь, а затем коллективно потребляются всеми присутсвующими, которые являются причастниками этой трапезы.

И именно по той причине, что язычникам понятна мистическая суть литургии, они и называли с изумлением и неприятием христиан - богоедами. С точки зрения славян-язычников, такой обычай был верхом не только кощунства, но и моральной дикости, ибо христиане мистически поедали не просто человека - что само по себе ужасно для культурного человека, но к тому же еще и своего бога! 

Похожие статьи:

История → Русская вера!

Художественные фильмы → Сага древних булгар.Лествица Владимира Красное Солнышко (2004) DVDRip

Боги, духи и существа → О РОДичах, приРОДных взаимодействиях и эгрегора

История → Ведическая культура славян ариев

События → Под Калугой отдыхающие растащили капище Родноверов

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Человеческие жертвоприношения у славян – язычников

Славянская Лавка. Кумиры (идолы), этническая посуда, обереги, натуральная косметика

Сложная тема человеческих жертвоприношений, в родноверии поднимается редко. Тут нужно учитывать 2 момента. Во-первых, часть родноверов отрицает вообще возможность хоть каких-либо кровавых треб. Во-вторых, те, кто понимает, что кровавые требы были, просто не говорит об этом в слух. Но этот сложный вопрос придётся осветить. До нас это уже сделано многими авторами. Поэтому не ставим себе в задачу дать хронологию, или заявить о проблеме. Встала необходимость поговорить о типологии жертвоприношений. Существует 2 вида жертвоприношений, условно мы их поделим на человеческие жертвоприношения и жертвоприношение животных, растений, пищи и т.п. Не человеческие жертвоприношения (требы) были повсеместны у язычников. Задабривали богов во время торговли, праздников, просьб и т.п. Если говорить о человеческих жертвоприношениях, можно выделить 3 типа жертвоприношений. Добровольное, жертвоприношение христианина, вынужденное жертвоприношение язычников во время кризисных ситуаций. Человеческая жертва самая сильная, поэтому менее распространённая.

Человеческие жертвоприношения можно разделить и по типу. Сожжения (кремации) удостаивались только язычники, христиан могли закалывать или разрубать на части. Это связано с представлениями предков о загробном мире. Пленные и христиане, как иноверцы, не могли удостоиться такого вида жертвоприношения.

Так же хотелось бы задаться вопросом. Является ли жертвоприношением добровольное умерщвление жены умершего славянина? По ходу работы попытаемся разобраться в этих вопросах.

Человеческие жертвоприношения известны многим народом. Славяне не исключение в этом вопросе. Источников, которые описывают человеческое жертвоприношение у славян очень много.

Как отмечает Седов В.В. «Древние авторы (Маврикий, Иоанн Эфесский) неоднократно  упоминают   о многочисленных  стадах,  находившихся  во  владениях  славян.  Н  славянских поселениях найдены небольшие глиняные фигурки животных, очевидно  связанные с ритуалом жертвоприношения,  подчеркивающие значение  домашних  животных  в жизни и быте славян».Экономическая  основа  жизни  славянства  –  земледелие   –   наложила значительный  отпечаток  на   языческие   верования.   Согласно   языческому календарю,  большинство  обрядовых  празднеств  отражало  определенный  цикл сельскохозяйственных работ.  Сельскохозяйственные  продукты  были  основными языческими жертвоприношениями»

Но, с 6 по 10 век есть много свидетельств о человеческих жертвоприношениях. Правда указывается только о добровольном умерщвлении женщин, после кончины мужа. Об этом писал еще в VI в. Маврикий. О таком же обычае упоминал св. Бонифаций в VIII в., подробно его описывали арабские писатели IX-X вв. Такое добровольное умерщвление славянских женщин Масуди в «Золотых лугах» объясняет тем, что «жены пламенно желают быть сожженными вместе со своими мужьями, чтобы вслед за ними войти в рай». Если Фадлан и Масуди описывают это обрядовое действие как ритуальное сожжение, то в сочинение Ибн-Русте “Дорогие ценности” он описывает этот обряд так: «Если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его (Курсив мой С.А.), то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперёк, привязывают посреди этой перекладины верёвку, она становится на скамейку и конец [верёвки] завязывает вокруг своей шеи». Про особую любовь отмечает и Фадлан: «когда умер вышеупомянутый человек, то сказали его девушкам: кто умрет с ним? и одна из них ответила: я!». Так же, не заметно принудительных коннотаций. На добровольность указывает и Ибн Мискавейх описывая поход Русов на мусульман. Если погибал кто из Русов то «слугу его, если он любил его, согласно их обычаю (хоронили вместе)».

На наш взгляд, приписка этих похоронных обрядов к жертвоприношениям крайне условно. В мировоззрении славян язычников загробный мир значительно лучше явного. Поэтому славяне и умирали в бою не отступая и на костёр за мужем всходили. Это было заложено в ментальности. Да, если смотреть на это с сегодняшней мировоззренческой позиции, то это действие имеет, безусловно, жертвенную окраску. Но, предки рассматривали это как уход за супругом в лучшую жизнь, и это не рассматривалась как жертва. Более уместным будет отнести это к похоронной традиции, и собственно, вынести за скобки в данной проблеме. В подтверждение наших слов приведём цитату из труда Псевдо-Маврикия: «Жены же их целомудренны сверх всякой человеческой природы, так что многие из них кончину своих мужей почитают собственной смертью и добровольно удушают себя, не считая жизнью существование во вдовстве».

Немецкие хронисты и в частности, Титмар Мерзебургский говорит, что у славян «страшный гнев богов умилостивляется кровью людей и животных». Если у Фадлана описан обычай приносить овец и прочий скот в жертву богам для улучшения торговли, то Титмар говорит что гнев богов «умилостивляется кровью людей». Вот только остаётся непонятным, кровь тоже использовалась как треба. Было ли в обряде именно умерщвление, или просто описывалась клятва кровью, по источнику не понятно.

Первые реальные упоминания о человеческих жертвоприношениях, которые не поддаются опровержению встречаются у Гельмольда в «Славянской хронике».

По Гельмольду, славяне «приносят богам своим жертвы волами, и овцами, а многие и людьми-христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особенное наслаждение их богам». Свянтовиту ежегодно приносят в жертву «человека-христианина, какого укажет жребий» Особенно увеличивалось число христиан, принесенных в жертву, при восстаниях славян, например, когда в 1066 г. ободриты принесли в жертву епископа Иоанна и многих священников: «Епископу Иоанну, старцу, схваченному с другими христианами в Магнополе, то есть в Микилинбурге, жизнь, была сохранена для торжества [язычников]. За свою приверженность [77] Христу он был [сначала] избит палками, потом его водили на поругание по всем славянским городам, а когда невозможно было заставить его отречься от имени Христова, варвары отрубили ему руки и ноги, тело выбросили на дорогу, голову же отсекли и, воткнув на копье, принесли ее в жертву богу своему Редегасту в знак победы. Все это происходило в столице славян, Ретре, в четвертые иды ноября».

Повесть временных лет описывает как после похода князя Владимира на ятвягов в 983 г.: старцы и бояре выбирали по жребию отрока или девицу «на него же падеть, того зарежем богом», и жребий пал на сына варяга-христианина: «Приводяху сына и дщери своя, и заколоху пред ними, и бе вся земля осквернена». Отец отказался и пролилась кровь. Это были первые мученики православной веры.

По мнению некоторых родноверов. Жертвоприношение христианина нельзя рассматривать как собственно жертвоприношение, так как шла идеологическая война между язычниками и христианами. То что противостояние было, говорят многие летописи. Не будем вдаваться в частности. Но рассматривать христиан – славян как способ умилостивить богов, как не жертвоприношение, мы не можем. Но согласимся, что причиной таких жребиев было безусловное противоборство вероисповеданий. Но тут существовала градация: Растения, посевные культуры, животные, христиане и рабы, язычники – воры, полноправные члены языческой общины.

Отношение к военнопленным было двоякое. Многие отмечают, что славяне уводят пленных в свои земли, заставляли их отработать плен и давали выбор остаться с ними или уйти на родину. Но свидетельства Льва Диакона, говорят и о наличии другого обряда: «воины князя Святослава после битвы собрали своих мертвецов и сожгли их, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили нескольких младенцев и петухов, топя их в водах Истра». В этом описании есть интересные моменты. Так, единоверцев сжигают, а жертвоприношение осуществляется путём утопления. Вода у славян издревле считалась путём на «Тот свет». Поэтому заложных покойников топили в болотах. Хотя этот рудимент по Афанасьеву отслеживается умерщвлении колдуньи «в XIX в. в Белоруссии во время засухи топили старуху» Такая смерть считалась насильственной, дурной. Таким образом, Святослав совершил ритуальную казнь. Хотя это несколько не отбеливает его действие. Описывая предательство мусульман Ибн Мискавейх отмечает: «Русы пустили в ход мечи свои и убили много людей, не сосчитать числа их» В данном же примере не отмечается элемент ритуальности.

В повести временных лет есть свидетельства и человеческих жертвоприношениях, которые можно охарактеризовать как ритуальное умерщвления. В Суздале во время голода в 1024 г. по инициативе волхвов «избиваху старую чадь по дьяволю на-оученъю и бесованию, глаголще тако си держать гобино», в 1071 г. также при голоде в Ростовской земле волхвы заявили: «ве свеве, кто обилье держить», «ту же нарицаху лучьшие жены глаголаща, тако си жито держить…», «и привожаху к нима сестры своя, матере и жены своя… и оубивашета многы жены».

Данные действия нельзя интерпретировать по другому как жертвоприношение. Цель жертвоприношения умилостивить богов и послать урожай. Велецкая Н.Н. считает, что таким способом волхвы «отправляли своих представителей на тот свет для предотвращения неурожая».

Существовали другие причины для жертвоприношений в «Слове о маловерии» Серапиона (XIII в.) говорится, что его современники сжигали огнем неповинных людей при бедственных событиях жизни — неурожае, бездождии, холоде. Правда, нужно полагать, что сжигали уже не язычники…

По мнению многих учёных (Афанасьев, Топоров) отголоски древнего обычая человеческих жертвоприношений у восточных и южных славян сохранялись почти до современности. Они прослеживаются в деградированном и трансформированном виде, когда вместо человека на тот свет отправляли чучело или куклу, устраивали инсценировку такой жертвы во время праздника (похороны Костромы, Ярилы, Морены, проводы Масленицы).

Подтверждает человеческие жертвоприношения археология. Особенно много ритуальных ям, колодцев и т.п. находят в капищах возле Звенигорода.

Так, в сооружении 3, расположенном на дороге, ведущей на священную гору, лежал скорченный скелет подростка и кругом него в один слой уложены разрубленные на части туши коров, их наиболее мясные и съедобные части (позвонки с ребрами, бедренные кости) и четыре коровьи челюсти. Среди костей в земляной пол был воткнут наконечник стрелы. Это сооружение принадлежит к типу жертвенных ям, широко известных в славянских землях. В нем нет признаков жилых или хозяйственных помещений, что указывает на жертвоприношение, а не на обряд похорон.

Второй скорченный скелет на городище Звенигород найден в колодце, расположенном на террасе в южной части святилища. Скелет принадлежал мужчине лет 30-35, череп которого на темени пробит острым орудием. Рядом со скелетом лежал топор, оковка деревянной лопаты и обломки посуды XII в. Возможно, что около убитого положены орудия, при помощи которых было совершено жертвоприношение.

Но, есть мнения, что кости и некоторые трупы нельзя дифференцировать как жертвоприношения ввиду слабых контекстуальных привязок. Так кости и части тела могли быть принесены на капище из походов. И волхв отправлял в мир иной то, что осталось от воина. Так же тела могу быть похоронены на капище в честь уважения. Существовало несколько похоронных обычаем Это и захоронение в позе эмбриона, и трупосожжении, и трупосожжении с закапывание в землю и трупоположения. Несколько видов могли перекликаться в одну эпоху, поэтому то что считается насильственной смертью, может быть и обряд похорон. Но, всё это нам не даёт право исключить жертвоприношения у славян. Оно было, но уже с 6 века это было не повсеместно, а к 10 веку это уже было ближе к изуверству, рудиментально это закрепилось вплоть до 19 века.

В Звенигороде находили и трупы детей и младенцев, отдельные части тела и многое другое, что позволяет однозначно утверждать, что человеческие жертвоприношения у славян имели место быть. Так же много костей найдено возле Храмы Аркона. В местах человеческих жертвоприношений очень часто находили крестики, а в Звенигороде было найдено даже кадило. Это позволят говорить о том, что скорее всего, в жертву всё же приносили христиан.

Вопросы, касательно жертвоприношений у славян далеко не все изучены. И есть множество их интерпретаций. Но далеко не все типы и виды жертвоприношений, были насильственными. Ритуалы жертвоприношений всё же бытовали и у западных и у южных и у восточных славян. Н это совершенно не говорит о их чрезмерной жестокости или новизне обрядов. Жертвоприношения известны практически у всех индоевропейцев. Жертвоприношения были нормой для языческого мира. Но по оставшимся свидетельствам можно говорить, что они не были распространены повсеместно.

Похожие Статьи

Вконтакте

Facebook

Google+

LiveJournal

Одноклассники

Мой мир

Twitter

slaviy.ru

Жертвоприношения в язычестве, славянское язычество и жертвоприношения

Жертвоприношения в язычестве, славянское язычество и жертвоприношения

Язычество – это древнейшая религия, характерной чертой для которой были жертвоприношения. Жертвоприношение в язычестве – это то, что необходимо богам и природе. А потребности последних подобны тем, какие есть у людей. Вообще жертва по-другому называлась словом треба.

Язычество и жертвоприношение

Жертвоприношение в славянском язычестве – это доподлинно известный факт. Своим богам, а точнее их идолам, приносили мясо животных, зерно, цветы, какие-то материальные ценности. Делали это для того, чтобы задобрить бога, попросить его о чем-либо или отблагодарить. Также жертвоприношение было типичным обрядом для разного рода праздников. Жертвоприношения в язычестве осуществлялись не только для богов, но и для других существ и духов, например, для домового. Кроме того, задобрить таким образом могли и предков в так называемые поминальные дни.

Славяне были уверены, что, если не принести жертву тому или иному божеству или духу, то они могут разгневаться. А их гнев точно не приведет ни к чему хорошему. Славянское язычество предполагало дифференцированные жертвоприношения. То есть подход в этом деле был индивидуальным. Для каждого бога или духа была своя треба.

Жертвы чаще всего приносили на капища (так назывались в свое время языческие храмы), где были установлены идолы богов. Если же требу нужно было принести домовому, лешему и другим духам, то соответственно – в место их обитания.

Разновидности жертвоприношений

Жертвы у славян подразделялись на кровавые и бескровные. Вторые приносили духам, предкам, женским божествам. Жертвоприношения в язычестве, славянское язычество и жертвоприношения Например, для предков типичной требой была еда, для богини Лады – женщины приносили живые цветы и ягоды, для банника – веник и мыло и так далее. Что же касается кровавых жертв, то таковых, по мнению древних славян, требовали главные боги, особо почитаемые. К ним относятся Перун, Ярило. В качестве требы в этом случае выступали животные, птицы и под вопросом – люди. Если все-таки приносили мясо животных, то после праздника или ритуала его съедали сами люди. А кости и другие несъедобные «составляющие» использовали для гаданий. После этого их бросали в воду, костер или закапывали.

  • Типичной требой, например, для земли было зерно. Ведь оно олицетворяет урожай, а значит должно принести удачу в его сборе.
  • Также треба могла быть столовой. Это принесение в жертву пищи, которую ест сам человек. Он как бы делится своей трапезой с богом. И пища эта должна быть взята из общего «котла», откуда питаются все.
  • Строительная треба – это принесение лошади или домашней птицы.
  • Свадебной требой был петух.
  • Для здоровья и плодовитости скота закалывали белого ягненка.

Человеческие жертвы у славян: да или нет

Спорным остается вопрос, были ли у славян-язычников человеческие жертвы? Есть письменные источники, в которых четко говорится о них. Они относятся к десятому веку новой эры. Причем такие жертвы приносили только особо почитаемым божествам. По данным археологических раскопок, в качестве жертвы приносили даже детей. Были найдены костные останки человеческих скелетов на одном из капищ. Но где вероятность, что это были не захоронения?

Жертвоприношения в язычестве, славянское язычество и жертвоприношения

Сторонники неоязычества ссылаются на Славяно-Арийские Веды и Велесову книгу, в которых нет даже намека на принесение кровавых, а тем более человеческих жертв. Мол, славяне были очень мирными и приносили своим богам молоко, зерно, напитки. Однако летописи зарубежных авторов, археологические источники говорят о совершенно противоположном. Приведем несколько примеров:

  • В начале десятого века новой эры один арабский автор писал об обряде захоронения какого-то богатого славянина. И в качестве жертвоприношения на нем были куры, собаки, коровы, кони и... девушка.
  • По данным других средневековых авторов, на похоронах мужчины часто были жертвоприношения «в виде» вдовы усопшего.
  • Например, в летописи «Повесть временных лет» говорится о принесении в жертву Перуну молодого человека-христианина (было это, якобы, в 983 году). Выбор этого несчастного юноши определил жребий. Подобные истории также описаны в отношении богов Святовита, Триглава.
  • Известно, что после крещения Руси шла ожесточенная борьба христианства и язычества. Так вот, однажды язычники буквально растерзали епископа и принесли его тело в жертву. Было это во второй половине одиннадцатого века. Об этом случае мы узнаем от одного немецкого летописца.

Получается, что сами славяне не хотели афишировать и оставлять свои потомкам хоть какую-то информацию о человеческих жертвах? Ведь все источники, из которых мы узнаем о подобных деяниях, написаны не ими, а сторонними наблюдателями. Или последние сфабриковали факты, фальсифицировали их? Но для чего им это было нужно? В любом случае, было ли человеческое жертвоприношение и славянское язычество как-то связаны, мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть. Оставляем решение этого вопроса Вам как пищу для размышлений.

Славенский Искон. Кровавые жертвоприношения на Руси?

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Жертвоприношение в славянском язычестве

Язычество – одна из древнейших религий, продолжающая существовать по сей день. Распространена данная религия у многих народов: германцев, скандинавов, африканских племен, а также у славян. Характерной чертой славянского язычества является большой пантеон божеств (как женского, так и мужского пола), а также жертвоприношение.

Жертвоприношение: что это

Под жертвоприношением понимается отказ от чего-то ценного и значимого, или же добыча этой ценности для последующей отдачи божеству или духу. Жертвоприношение стоит на уровень выше молитвы. Когда человек читает молитву, он тратит лишь свое время, и, несмотря на то, что оно очень ценно, жертвой это не считается. Жертва не всегда материальна. Она может выражаться в запрете на определенное действо, отказе себе в земных удовольствиях. Пост – одна из разновидностей жертвы, при которой человек на определённый промежуток времени отказывается от наиболее калорийной пищи.

На Руси жертву называли «треба». Треба приносилась в нескольких случаях:

  1. Когда нужно было задобрить бога. К примеру, Перун – громовержец мог погубить всю флотилию кораблей, отправляющихся на дальние берега, чтобы продать товар или завоевать новые земли. Чтобы он этого не сделал, мореплаватели перед отправлением закалывали жертвенных быков. Но задабривали не только божеств покровительствующих разрушающим проявлением природы, но также Долю (чтобы она даровала хорошую судьбу человеку и не отдала его жизнь своей сестре Недоле, способной испортить судьбу человека), а также богов смерти и даже демонов.
  2. Когда нужно было отблагодарить. К примеру, женщина просила богиню Ладу даровать ей хорошего мужа. А когда получила это, поднесла жертву богине – остригла свои длинные волосы и отдала их ей, или же поднесла главное свадебное блюдо как дар.
  3. Когда нужно было замолить свои грехи, или грехи своего рода. Если человек вел неправедную жизнь и получил за это наказание, он мог искупить этот проступок только жертвой.
  4. Когда нужно было попросить о чем-то, и точно это получить. Одни божества даруют блага всем, а иные требуют плату за свою работу, иначе говоря, благодарность или требу.

Жертвоприношение почти всегда происходило на капище (месте поклонения божествам), в храмах божеств, реже дома. Если дух обитал в определённом месте (лесу, болоте, дома за печкой) то треба подносилась в месте его привычного обитания.

Разновидность жертвоприношений

Славянское язычество имеет два вида жертвоприношений:

  1. Кровное. Такой вид жертвоприношения использовали исключительно для мужских божеств, к примеру, Перуна, Велеса, Сварога, Ярилы. Это обязательно было что-то живое (животное, птица), имеющее кровь, причем еще живую и бурлящую в венах. Жертва могла быть убита прямо на капище, или незадолго до подношения божеству. К кровной жертве часто предъявляли особые требования: ягненок, рожденный в определенные лунные сутки, старая кобыла, молодая овца, убитый путем удушения олень.
  2. Бескровное. Такие подношения не были живыми. Сюда относится: хлеб, драгоценность, что-то сделанное своими руками. Бескровную жертву приносили женским божествам: Ладе, Макоши, Леле, а также духам и предкам. Богиня Лада, покровительница женщин, принимала от людей требу в виде еды: приготовленной обязательно женщиной собственноручно. Леле же, богине весны и влюбленности, подносили цветы.

Требы были разного вида, для каждого праздника или события подбиралась особая жертва. Самые основные и наиболее известные из них:

  • Свадебная треба: петух. Петуха выбирали только плодоносного, оплодотворившего, по крайней мере, 20 кур. Брали его всегда у родителей жениха, у его ближайших родственников или опекунов. Принося его в жертву на капище Велеса, молодые мужья получали силы на то чтобы оберегать свою семью, кормить ее и всегда стоять на защите.
  • Треба на здоровье: животное. Если человека одолевал сильный недуг: болезнь способная свести в могилу, приносили в жертву животное. Это должно было быть самое здоровое животное в семье заболевшего человека. Только убив его, можно было вернуть здоровье. Не все семьи решались на такую требу, ведь самым здоровым животным могла быть главная кормилица семьи: корова, курица – наседка. А умирающим и больным членом семьи вполне мог оказаться старик или слабый ребенок, не способный никак помочь благополучию семьи.
  • Треба покаяния – отказ. Если человек каялся в совершенном проступке: убийство, воровство, непослушание, унижение богов, непризнание их силы, разрушение храма или капища, то он должен был искупить это деяние жертвой. Жертва всегда подразумевала личностный отказ: от еды на 40 суток, животной пищи, плотских утех, иногда отказ в разговоре с людьми на полгода, отказ от мирской жизни – отшельничество. Только отказ от чего-то особо важного мог искупить грех.
  • Столовая треба: еда со стола. Подносилась домашним духам: домовому, шишиге, баннику, а также духам предков. Столовая треба подразумевала, что человек делится своей пищей с духом, и тем самым дает понять ему, что он может быть вхож в семью, и питаться со всеми с общего стола.
  • Треба как откуп: черный петух. Если боги наказывали людей: мороком, порчами, неудачами, люди делали откуп в виде черного петуха убитого в полнолуние.
  • Треба на плодородие: зерна. Такие зерна предварительно вымачивали в набранной рано утром воде (в колодце, с листьев, дождевая и речная вода), после чего тщательно высушивали, но не до полного усыхания, и сажали в землю. Такая практика проводилась либо главным знахарем деревни, либо всеми членами деревни, чаще всего женщинами, так как именно женщина является символом плодородия. Примечательно то, что зерна сеяли не на месте будущего урожая, а в тех местах, где мало что растет, поля пустые и безжизненные. Так люди помогали Матери – Земле заполнить пустые земли, и ждали от нее помощи в укреплении плодородной силы почвы на сельскохозяйственных полях.

Использование в славянском язычестве человеческой жертвы по сей день остается спорным вопросом. Известно, что многие народы, практиковавшие языческую веру, подносили божествам покровителям воинских сражений головы своих врагов. Таким образом, скандинавские войны показывали своим божествам, что дарованная ими сила не уходит в пустоту, а используется прямо по назначению. Дикие африканские племена, состоящие исключительно из женщин (африканская версия амазонок) подносили своим богиням кровь мужчин, которых они заманивали в постель с целью продолжения своего рода. Не все из мужчин выживали после длительного кровопролития. В современном мире человеческая жертва является огромной редкостью, в современном славянском язычестве исключена полностью.

Жертвоприношение и магия

Магия также как и язычество тесно связана с практикой жертвования. И славянская магия не исключение. Существует неверное мнение, что исключительно черная ритуальная работа требует жертвы. На самом деле при сотворении блага, иначе говоря, во время проведения белых обрядов жертва также необходима.

Жертва совершается каждый раз, при каждой магической работе, но не всегда ее замечают и воспринимают именно как жертву.

Самая основная жертва в магии:

  • Огонь. Это могут быть свечи, или разведенный костер. Большинство обрядовых практик немыслимо без огня, но нужен он не только для освещения. Огонь подпитывает силы существ и сил помогающих совершать ритуалы. Когда-то давно огонь даровали людям боги, и отношение к нему было трепетное, его использовали не каждый день и разжигали в очень малых количествах. Обильно разжигая костры и зажигая свечи человек, показывает божествам и духам степень своего уважение и почитания.
  • Убранство алтаря. Алтарь – малое подобие капища славян, место силы для божеств и духов. Вместо того чтобы отправляться в место силы, к примеру, в храм, маг сооружает в своем доме алтарь. Этот алтарь соединяет силу человека с силой божества. Почти всегда на алтаре что-то обновляется: орехи, цветы, молоко, вода, листья, земля и т.п. Все это убранство и служит подношением.
  • Кровь. Как самого человека, так и животных. Для обрядовых практик требуется в малых количествах, порой все сводится до одной капли. В ритуалах может использоваться вся кровь животного, или значительный запас крови человека, вплоть до полулитра и больше.

Жертвоприношение не стоит рассматривать как часть демонического культа, ведь его сила многогранная, имеет и злое и доброе начало, так же как и многогранен мир.

© http://vedmochka.net

vedmochka.net


Смотрите также