Женщины древний египет. 1.2 Жизнь женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Женщины - фараоны древнего Египта. Женщины древний египет


Женщина в Древнем Египте Википедия

Изображение придворной дамы в гробнице Менны (TT69), Луксор

Женщина в Древнем Египте занимала высокое положение в сравнении с большинством прочих развитых цивилизаций того периода — от Шумера и Аккада до Древней Греции и Римской империи. При этом и женщины, и мужчины должны были соблюдать свои обязанности в обществе.

Правовые основы

Египтянки обладали равными с мужчинами юридическими правами наследования, завещания, свободно вне военного времени передвигались по стране, могли составлять договоры и присутствовать в качестве свидетеля, подавать в суд, записывать детей на своё имя. Проживающие в Египте эпохи Птолемеев гречанки, зависящие от мужчины-покровителя кириоса (др.-греч. κύριος), завидовали свободе и независимости египтянок[1][2].

Редко, но женщины достигали высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Такая исключительность связана с основными возлагавшимися обществом на женщину обязанностями — материнство, управление хозяйством.

Женщина в Древнем Египте играла важную роль в системе наследования, так как земельная собственность переходила по женской линии. Это происходило из того, что факт материнства более очевиден, нежели отцовства. Муж мог пользоваться землёй, пока жива супруга, после же её смерти всё наследовала дочь[2]. Поэтому женитьба на любой наследнице престола давала фараону право управлять страной. Возраст жены в этом случае часто не имел значения — бывало, что женой становилась и пожилая старуха, и новорождённый младенец. Часто, чтобы убрать конкурентов, фараон брал в жёны всех наследниц престола. Например, Рамсес II женился на царице Иситнофрет, и впоследствии, чтобы не лишиться престола, женился на своей дочери Бент-Анат[3].

Семья

Брак

Любой свободный гражданин имел право на брак. В Египте женщина после замужества сохраняла своё имя, добавляя «жена такого-то», и получала статус «Хозяйки дома», оставаясь лично свободной. Многие девочки мечтали выйти скорее замуж, ибо тогда они освобождались из-под родительской опеки и могли позволить себе бо́льшую свободу[3].

Необязательно было молодой переходить в дом мужа, нередко супруг переезжал в родительский дом невесты. Это происходило либо в целях удобства и выгоды, либо по причине отсутствия сыновей и братьев в семье невесты.

Брак не освящался священнослужителями, египтяне свадебных торжеств не устраивали, ограничиваясь обменом подарками. Нередко, особенно в поздние периоды, заключались брачные договоры. Муж произносил сакраментальную фразу «Я беру тебя в жёны», а она отвечала «Ты берёшь меня в жёны»[4]. Родственники невесты преподносили подарок жениху и получали с его стороны «выкуп невинности» за невесту, что говорит о важности соблюдения девства перед замужеством (хотя это не считалось принципиально важным). При повторном замужестве женщина получала «подарок невесты». Нередко эти подарки были лишь формальностью, поскольку семьи объединялись и вели общее хозяйство, но при разводе эти подношения могли вернуть по решению суда.[1]

В Древнем Египте не существовало строгих запретов для холостяков и одиноких женщин или вдов — они могли не заводить семьи, если не хотели. Но желательным всё же считали одинокими не оставаться, продолжить род, обеспечить свою старость. Завести семью зачастую было попросту экономически выгодно, а также помогало в продвижении по карьерной лестнице.

Измена

В Папирусе Весткар говорится о женщине, которую за измену мужу сожгли заживо. В сборнике Гастона Масперо «Contes populaires» (Популярные сказки) приводится древняя легенда о фермере Биту, которого соблазнила жена его брата Анопу. Коварная женщина обманом заставляет мужа расся с Биту. Лишь после убийства брата Анопу раскрывает обман неверной жены и бросает её на съедение собакам.

Развод

Потребовать развода по той или иной причине могли и мужчина и женщина. Инициатор развода вынужден был отдать половину своего имущества супругу. Если на развод подавал мужчина, то ему приходилось выплачивать алименты бывшей супруге до её следующего замужества или до её решительного отказа от выплат. Дети оставались с матерью[5]. Решение принималось без вмешательства каких-либо административных или религиозных структур[4]. Одним из оснований для развода могло стать отсутствие в семье детей.

Дети

Беременные женщины обращались с молитвами к богине-лягушке Хекат, носили амулеты с изображением сидящей на лотосе лягушки. Роженицу мазали благовониями, клали на живот фигурку женщины, сажали на ковёр, по углам которого ставили четыре кирпича, олицетворявших богинь Нут, Тефнут, Исиду и Нефтиду. После родов чрево женщины находилось под защитой богини Таненет. Для определения пола будущего ребёнка существовала практика, распространившаяся позднее в Греции, Византии и Европе. Мешочки с ячменём и пшеницей помещались в мочу беременной женщины — проросший ячмень сулил мальчика, а пшеница — девочку[6].

Медицинские папирусы приводят рецепты контрацепции, которая не возбранялась. Ингредиенты сегодня определить трудно, но некоторые понятны: напиток из сельдерея и пива, ферментированная смола акации[6], помёт крокодила.

Профессии

Основная масса египтянок были простолюдинками. Они занимались домашним хозяйством, пока муж и сыновья обрабатывали поля; женщина могла замещать мужа или сына в лавке, руководить полевыми работами. Часто женщин изображали за приготовлением пива, хлеба, тканием полотна, плетением корзин. Обычно «Хозяйка дома» командовала прислугой, обучала детей. Знатные женщины, которые нанимали прислугу и няней, изготавливали духи, служили при храмах богам и богиням, разучивая песни, музыку и танцы[7]. Служителями культа богини Исиды могли быть и женщины и мужчины, а жрецами бога Амона были исключительно мужчины. Наивысшим титулом для женщины (первоначально из царской семьи, позже из любой знатной) был титул «Божественная супруга Амона», который позволял ей совершать с главным жрецом религиозные обряды у статуи бога. В Новом царстве самой могущественной «Супругой Амона» считалась царица Хатшепсут[5].

Женщины из любого сословия могли работать плакальщицами. На главный фестиваль Осириса две самые выдающиеся женщины выбирались для исполнения «Плача Исиды и Нефтиды». В текстах Дейр эль-Медины сказано о «мудрых женщинах» (преимущественно жрицы Хатхор), которые трактовали сны, предсказывали будущее[8].

Чтобы стать жрецом, следовало пройти долгий путь обучения писцом. Если женщина получала образование писца, она могла претендовать на позицию жрицы, учителя или врача. Женщины-врачи почитались в Древнем Египте, а медицинская школа в Александрии обучала желающих и из других стран. Гречанка Агнодика в IV в. до н. э. отправилась изучать медицину в Египет, поскольку ей как женщине отказали в обучении в Афинах[5]. Прославленными египтянками-врачами были «главный врач» Мерит Птах (XXVII в. до н. э.) и акушерка Песешет (IV династия). Известна Ненофер времён Нового Царства, которая руководила своим бизнесом. Визирем чати служила Небет при VI Династии.

Женщины у власти

За 3000-летнюю историю египетской цивилизации женщинам приходилось становиться во главе государства либо в качестве регента, либо единоличным правителем по причине отсутствия других наследников или из-за собственных амбиций. Науке известны несколько таких женщин-фараонов:

Династический период
  • Нейтхотеп (I Династия) записывала своё имя в орнаментальную виньетку серех, что разрешалось лишь фараонам. Вопрос о единоличном правлении остаётся открытым.
  • Мернейт (I Династия) также записывала своё имя в орнаментальную виньетку серех. Регентствовала при малолетнем сыне Дене.
Древнее царство
Среднее царство
Клеопатра VII, статуя ок. 51 — 30 гг. до н. э.
Новое царство
  • Хатшепсут (XVIII Династия) не передала власть вступившему в права и возраст пасынку Тутмосу III, требовала обращения к себе «фараон».
  • Нефернефруатон (XVIII Династия) — тронное имя, предположительно, Нефертити, правившей около двух лет после смерти мужа фараона Эхнатона.
  • Анхесенамон (XVIII Династия) оставалась единственной представительницей царской семьи после смерти супруга Тутанхамона и правила непродолжительное время. Это следует из писем Дахамунцу.
  • Таусерт (XIX Династия) — последний правитель XIX Династии пришла к власти в качестве регента при сыне Сиптахе и вернулась на трон после его смерти. Следующий фараон Сетнахт уничтожал память о Таусерт, узурпировал её гробницу (KV14) в Долине царей.
Эллинистический период
  • Береника III (Птолемеи) вступила во власть в 81 году до н. э. и после 6 месяцев удачного правления была убита своим мужем Птолемеем XI. Разгневанный народ расправился с фараоном.
  • Береника IV (Птолемеи) узурпировала власть отца в 58 году до н. э. Первого мужа приказала задушить, со вторым правила 6 месяцев, пока вернувшийся из изгнания Птолемей XII не убил её.
  • Клеопатра VII (Птолемеи) боролась за власть со своим братом Птолемеем XIII, опираясь на поддержку Рима (особенно Юлия Цезаря). После гибели в бою одного брата Клеопатра вышла замуж за второго Птолемея XIV и правила практически единовластно. После убийства Цезаря она нашла союзника в лице Марка Антония, но потерпела поражение от Октавиана и покончила с собой. Считается последним египетским правителем, хотя по происхождению Птолемеи не были египтянами.

Идеал женской красоты

Примечания

  1. ↑ 1 2 Bob Brier, Hoyt Hobbs. Daily Life of the Ancient Egyptians. — Westport: Greenwood Press, 2008. — (Daily life through history). — ISBN 978-0-313-35306-2.
  2. ↑ 1 2 Barbara Watterson. The Egyptians. — Wiley-Blackwell, 1997.
  3. ↑ 1 2 Маргарет Мюррей. Величие Древнего египта. — Москва: ЗАО Центрполиграф, 2009. — С. 107-112. — 319 с. — ISBN 978-5-9524-44829.
  4. ↑ 1 2 Christiane Desroches Noblecourt. Женщина во времена фараонов = La femme au temps des pharaons. — Stock, 1988. — 344 с. — (Le Livre de Poche). — ISBN 2253046418.
  5. ↑ 1 2 3 Joshua J. Mark Women in Ancient Egypt (англ.) // Ancient History Encyclopedia : Статья. — 2016. — 4 ноября.
  6. ↑ 1 2 Кристиан Жак. Рамсес. Храм миллионов лет = Les Egyptiennes / пер. с фр. Е. Коваленко. — М.: Феникс, 2001. — 448 с. — (След в истории). — ISBN 5-222-00085-0.
  7. ↑ Hunt, Norman Bancroft. Living in Ancient Egypt. — New York: Thalamus Publishing, 2009. — ISBN 978-0-8160-6338-3.
  8. ↑ David, R. Religion and Magic in Ancient Egypt. — Penguin Books, 2003.

wikiredia.ru

свобода выбора стать карьеристкой или домохозяйкой — Северный маяк — интернет-издание

Женщины в древнеегипетском государстве были наделены такими правами, о которых римлянки и гречанки того времени могли только мечтать, считает Джошуа Дж. Марк, профессор философии в Колледже Марист, США. Египтянки владели землей, могли быть инициаторами развода, вести свое дело, работать писцами, провидицами, жрецами, продавцами, врачами и т.д. Хотя мужчины в Древнем Египте и занимали доминирующее положение в обществе, есть многочисленные свидетельства того, что женщины имели огромную власть над сильным полом.

Особенно их влияние прослеживается во время появления первых медицинских школ, около II тысячелетия до н.э в период Среднего царства.

“Женщины управляли страной без помощи мужчин. Им доверяли государственные тайны, и часто они состояли на службе: охраняли важные записи и предметы. Все это было возможно благодаря росту культа “Супруги бога Амона” ”, — говорит Джошуа Дж. Марк.

Супруга бога Амона — титул, который присваивался жрИцам. Этот высочайший ранг появился во время X и XII династий. Обладание этим титулом автоматически означало высокое положение в обществе. Носили его вначале женщины не-царской крови — жрИцы богов Птаха, Мина, Амона, но по мере роста влиятельности культа, его стали носить царицы

Аристократ в Древнем Египте

Фото: Бруклинский музей, Нью-Йорк/ Изображение аристократа. Новое Царство (около 1570-1069 гг. до н. э.)

Обычно древние египтянки занимались воспитанием детей и домом, однако, если они нуждались в дополнительных финансах, то могли переложить эти обязанности на слуг или другую семью и пойти на работу. В Древнем Египте с самого рождения девочек приучали к ведению домашнего хозяйства, поэтому, приобретенные навыки могли сослужить им хорошую службу. Часто девушки нанимались на службу в знатные дома, что в те времена сулило хороший заработок.

“Те, кто предпочитал оставаться дома, были довольны своим положением, ведь их обеспечивали всем необходимым мужья и сыновья. По сути, нет никакой разницы между структурой египетской семьи и современной, правда, за исключением того, что в Древнем Египте мужчина был главой семейства, и за ним оставалось последнее слово. Тем не менее, существует множество доказательств, что мужья регулярно советовались со своими женами в каком-нибудь деле, и что брак зачастую рассматривался как равноправное партнерство”

Домохозяйки

Если женщина работала вне дома, это не означало, что она прекращала отвечать за его содержание, говорит профессор философии Джошуа Дж. Марк. “Мужчины, конечно, помогали следить за хозяйством, но это была не основная их обязанность”.

Каждый день домохозяйки вставали с восходом солнца и принимались за работу по дому.

“Нужно было разбудить мужа, детей, накормить их, отправить на работу и учебу, убрать в комнатах, проследить за тем, чтобы в доме не было вредителей и грызунов, принести воду из колодца, закупить необходимую провизию, накормить скот, постирать, приготовить обед, ужин, заштопать одежду, встретить мужа и детей с улыбкой на лице, уложить их спать, в общем, никаких отличий от современных домохозяек”, — заключает Джошуа Дж. Марк.

Кроме выполнения всех этих обязанностей некоторые женщины умудрялись еще и подрабатывать на дому. Как правило, такая подработка была связана с выпечкой, пивоварением, плетением корзин, ювелирными работами, изготовлением амулетов.

Пивоварение в Древнем Египте

Фото: Британский музей, Лондон/ четыре деревянных фигурки людей, готовящих пиво. VI Династия (2410-2263 гг. до н.э.)

Обычно в домах древних египтян женщин было много — тогда жили большими семьями, поэтому домохозяйка могла воспользоваться помощью рода. В древнеегипетском государстве как такового бракосочетания не было. Невеста просто переезжала со своими вещами в дом мужа или его семьи. Супруги могли жить с овдовевшей матерью мужа, тетями, дядями, двоюродными братьями, сестрами. Конечно, такая обстановка мешала уединению, но зато было большое количество людей, готовых помочь по хозяйству.

Культ домашнего очага

В Древнем Египте в каждом доме стоял алтарь. Люди редко ходили поклоняться богам в городские храмы, они совершали религиозные обряды и ритуалы на дому. На домашнем алтаре обычно находилась статуя божества-покровителя или богини и небольшое место для жертвоприношений и молитв. Молитвенная практика была особенно распространена в эпоху Нового Царства (около 1570-1069 гг. до н. э.) и именно эта практика, полагают ученые, породила Культ домашнего очага, в котором главенствующую роль играли женские божества.

“В период Нового Царства практически все алтари были заставлены статуэтками таких богинь, как Рененутет (богиня-защитница, охранительница зерна, изображалась в образе кобры), Таурт (богиня-покровительница рождения, беременных женщин и новорожденных, изображалась в виде самки гиппопотама), Бес (покровительница семьи, собирательный образ) и Бастет (богиня домашнего очага, женской красоты и любви в образе кошки)”, — рассказывает Джошуа Дж. Марк.

Ученый Барри Дж. Кемп полагает, что Культ домашнего очага развился в ответ на ту важную роль, которую женщины играли в повседневной жизни дома.

“В древнеегипетской религии женские божества имели важное значение, так что неудивительно, что из всех найденных нами статуэток божеств большая часть “женских””, — рассказывает Барри Дж. Кемп.

Стела Ренефсенеб

Фото: ancient.eu/ Прямоугольная известняковая стела Ренефсенеб. Изображение молитвенной сцены. Фивы, Среднее Царство (между 2040 и 1783 (или 1640) до н. э.)

Женский труд

Среди наиболее престижных профессией, которыми обладали женщины Древнего Египта, была должность “охранника” или “смотрителя” важных документов, записей, предметов. Широкое распространение это “женское дело” получило в период правления 12 династии Среднего царства (2040-1782 гг. до н. э.).

“В то время замков и ключей как таковых не было. Собственность защищали печатями. Например, у вас был какой-то папирус с важными записями, приходил мужчина (это доверялось делать только мужчинам), “закрывал” его официальной печатью и отдавал на хранение женщине”, — рассказывает египтолог Гай Робинс.

Работали женщины и врачами. Историкам известно имя одной из первых женщин-врачей Песешет (ок. 2500 г. до н.э.). По мнению ученых, она возглавляла медицинскую школу в городе Саисе, где находился храм, посвященный богине-целительнице Нейт, и носила титул “Супруги бога Амона”.

Интересно, что первыми пивоварами и портными в древнеегипетском государстве были представительницы слабого пола. Египтянки управляли текстильными фабриками и пивоварнями. В росписях, надписях, которые встречаются в гробницах фараонов, изображены женщины, работающие на таких предприятиях, а также осуществляющие надзор за производством и распределением товара.

“В то время женщина занимала высокое положение в семье в качестве «владычицы дома», что означало, что она не только ухаживала за своим жилищем, но и могла вести бизнес на своей земле”, — говорит Гай Робинс.

Древнеегипетские амулеты

Фото: Капитолийский музей, Рим/ Древнеегипетские амулеты (2040-1550 гг. до н.э.)

Если женщина обладала навыками управления домом, она могла зарабатывать на жизнь в качестве домохозяйки в богатых и благородных семьях. Такая управительница отвечала за слуг и их работу, за снабжение, организацию официальных обедов. Тем, кто качественно справлялся со своими обязанностями, вручали титул Хранительницы Обеденного Зала. Этот высочайший ранг был необходим для работы в домах высших сословий, где часто принимали иностранных дипломатов и других высокопоставленных лиц. Считалось, что египтянка, работающая в доме у таких хозяев, может организовать идеальный банкет.

“Египетская девушка с хорошими навыками всегда могла найти работу в качестве слуги, а затем подняться по карьерной лестнице. Заработная плата служанки была относительно малой, но в большинстве домов среднего и высшего сословия имелась, по крайней мере, одна служительница, которую обучали ведению хозяйства, а затем назначали управительницей с высокой зарплатой. Нужно отметить, что девушки, в основном, поступали на службу в молодом возрасте, около 13 лет”, — пишет египтолог Джойс Тилдсли.

Многочисленные письма и надписи рассказывают о том, какую важную роль играли слуги в знатных домах. Обычная практика в Древнем Египте — писать письма мертвым с просьбой о помощи в каком-либо деле. В то время люди считали, что все проблемы вызывают злые духи или духи, с которыми покойник в загробном мире мог общаться или бороться.

В одном из таких писем жена обращается к умершему супругу с просьбой помочь больной служанке. Она пишет:

Разве ты не можешь бороться за нее день и ночь с теми духами, которые причиняют ей боль? Сражайся за нее снова и снова, чтобы она могла выздороветь и приступить к своим обязанностям. Или ты хочешь, чтобы твой алтарь стал пустым? Если от тебя не будет помощи, наш дом утонет в грязи, мы исчезнем, мы — я и твои дети. Борись за нее! Береги ее!

Хорошую служанку часто считали членом семьи. Иногда бездетная пара брала на службу девушку, обучала ее, а затем делала наследницей, чтобы после смерти приемных родителей она могла правильно совершать обрядовые ритуалы. В вышеприведенном письме жена угрожает мужу оставить его без еды и питья («… ты хочешь, чтобы твой алтарь стал пустым?»), если он не поможет служанке. Это была очень серьезная угроза. В то время считалось, что мертвые в загробном мире питаются земной едой, которую ежедневно родные умершего должны были ставить на специальный алтарь. Текст письма показывает, как много значила эта служанка для вдовы.

Если женщина не хотела быть домохозяйкой, она могла стать музыкантом, исполнительницей обычных или ритуальных храмовых танцев, храмовой певицей. Храмовые певицы в Древнем Египте сопровождали и помогали “Супругам бога Амона” в Фивах и даже могли сами со временем получить этот титул.

Деталь фрески из гробницы Небамона в Фивах

Фото: Британский музей, Лондон/ Деталь фрески из гробницы Небамона в Фивах. Танцующие девушки. XVIII династия

Чтобы стать «женой бога», египтянке нужно было уметь читать и писать. Хотя некоторые ученые и утверждают, что женщинам в древнеегипетском государстве не позволялось владеть этими навыками, надписи и находки говорят об обратном. .Свидетельством грамотности египтянок являются остраконы (осколки глиняных горшков) с записями о родах, детях, пошиве одежды и прочих бытовых проблемах.

Текст на остраконах выцарапывали или писали чернилами

Эти остраконы в древнеегипетском государстве были доступны для обычного человека (в отличие от дорогостоящих папирусов) и служили для записей, квитанций, расчетов, коротких писем, а иногда на них наносились тексты с защитными заклинаниями и проклятиями. Ученые уверены, что они написаны женщинами.

Женщины-царицы

Египетская культура, законы и правила позволяли женщинам не только занимать ведущее положение в древнем обществе, обладать престижной профессией, хорошо зарабатывать, но и иногда “стоять у руля” государства (правда, это скорее исключение из правил). Начиная с периода Раннего Царства (3150 — 2613 гг. до н. э.) и до династии Птолемеев (323-30 гг. до н. э.), в Египте периодически правили женщины: Нейтхотеп (конец IV тысячелетия до н.э.), Нитокрис (ок. 2200г. до н.э.), Нефрусебек (ок. 1763 — 1759 до н.э.), Хатшепсут (ок. 1489—1468 до н. э.), … и, наконец, Клеопатра (47—30 гг. до н. э.).

Конечно, египтянкам не разрешалось занимать высокие должности, например, должность визиря ( исключение — царицы), но зато женщины в древнеегипетском государстве имели больше возможностей для личностного роста и финансового благополучия, чем представительницы слабого пола в соседних странах. Египтянки в значительной степени могли управлять своей судьбой сами и во многом их будущее определяли таланты и творческая фантазия.

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

severnymayak.ru

Женщина в Древнем Египте •

В сравнении с прочими развитыми цивилизациями древнего мира — Шумером, Аккадом, Грецией, Римской империей, в  древнем Египте женщин  занимала высокое положение.
Египтянки обладали равными с мужчинами юридическими правами наследования, завещания, в мирное время свободно передвигались по стране. Бывало, что женщины достигали высоких позиций в административном управлении, властных структурах, становились писцами. Исключительность женщины  связана с основными возлагаемыми на нее обязанностями — материнством, управлением хозяйством.
Женщина в Древнем Египте играла важную роль в системе наследования, так как земельная собственность переходила по женской линии. Муж мог пользоваться ею только во время жизни своей жены, а после же её смерти всё переходило дочери.
Поэтому женитьба с любой наследницей престола давала фараону право управлять страной. Возраст жены в этом случае часто не имел значения — бывало, что женой становилась и пожилая старуха, и дитя. Часто, чтобы убрать конкурентов, фараон брал в жёны всех наследниц престола. Например, Рамсес II женился на царице Иситнофрет, а впоследствии, чтобы не лишиться престола, женился на своей дочери Бент-Анат.
В Египте женщина после замужества сохраняла своё имя, добавляя «жена такого-то» и получала статус «Хозяйки дома«, оставаясь во многом свободной личностью. Многие девочки мечтали выйти поскорее замуж, ибо тогда они освобождались из-под родительской опеки и могли позволить себе большую свободу.
Молодой не обязательным было  переходить в дом мужа, нередко супруг переезжал в родительский дом невесты. Это происходило либо в целях удобства и выгоды, либо по причине отсутствия сыновей и братьев в семье невесты.
Свадебных торжеств египтяне не устраивали, хотя, особенно в поздние периоды, заключали брачные договоры. Муж произносил сакраментальную фразу «Я беру тебя в жёны«, а она отвечала «Ты берёшь меня в жёны«.
В Древнем Египте не существовало строгих запретов для холостяков и одиноких женщин или вдов — они могли не заводить семьи, если не хотели. Но желательным  всё же  считалось  не оставаться одиноким, продолжить род, обеспечить свою старость. Завести семью зачастую  было попросту экономически выгодно, а также помогало в продвижении по карьерной лестнице.
В некоторых документах древности сохранились частные случаи наказания женщин. В Папирусе Весткара говорится о женщине, которую за измену мужу сожгли заживо. В сборнике Гастона  Масперо “Популярные сказки” приводится древняя легенда о фермере Биту, которого соблазнила жена его брата Анопу. Коварная женщина обманом заставляет мужа расправиться с Биту. Лишь после убийства брата Анопу раскрывает обман неверной жены и бросает её на съедение собакам.
Потребовать развода по той или иной причине могли и мужчина, и женщина. Инициатор развода вынужден был отдать половину своего имущества супругу. Решение принималось без вмешательства каких-либо административных или религиозных структур. Одним из оснований для развода могло стать отсутствие в семье детей.
Беременные женщины обращались с молитвами к богине-лягушке Хекат, носили амулеты с изображением сидящей на лотосе лягушки. Роженицу мазали благовониями, клали на живот фигурку женщины, сажали на ковёр, по углам которого ставили четыре кирпича, олицетворявщих богинь Нут, Тефнут, Исиду и Нефтиду.
Большее число египтянок были простолюдинками. Они занимались домашним хозяйством, пока муж и сыновья обрабатывали поля; женщина могла замещать мужа или сына в лавке, руководить полевыми работами. Часто женщин изображали за приготовлением пива или хлеба, тканьем полотна. Обычно хозяйка дома командовала прислугой, обучала детей. Знатные женщины, которые нанимали прислугу и няней, изготавливали духи, служили при храмах богам и богиням, разучивая песни, музыку и танцы.
Известна Ненофер времён Нового Царства, которая руководила своим бизнесом. Первой женщиной-доктором можно назвать акушерку Песешет времён IV Династии. Визирем (чати) служила Небет при VI Династии.
За 3000-летнюю историю Египетской цивилизации женщинам приходилось становился во главе государства либо в качестве регента, либо единоличным правителем по причине отсутствия других наследников или из-за собственных амбиций. Науке известны несколько таких женщин-фараонов, например Нейтхотеп из I Династии, которая записывала своё имя в орнаментальную виньетку серех, которую разрешалось лишь фараонам. Серех — особый геральдический символ Древнего Египта, который содержал в себе имя фараона. Слово «серех» происходит от египетского слова «фасад». Известна так- же Хенткаус I, которая на своей пирамидальной гробнице представлена с атрибутами власти и титулом «Фараон Египта». И, наконец, кто не знает могучую Клеопатру VII (из рода Птолемеев). Она боролась за власть со своим братом Птолемеем XIII, опираясь на поддержку Рима, особенно Юлия Цезаря. После гибели в бою одного брата, Клеопатра вышла замуж за второго Птолемея XIV и правила практически единовластно. После убийства Цезаря она нашла союзника в лице Марка Антония, но потерпела поражение от Октавиана и покончила с собой. Клеопатра считается последним египетским правителем, хотя по происхождению Птолемеи не были египтянами.
Вот, дорогие мои, история показывает, что женщины были успешны не только в управлении домашними делами, но и в управлении государством.
Оставайтесь с Богом!
Freetalyshistan.com

 

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

freetalyshistan.com

Женщины - фараоны древнего Египта

Женщины - фараоны древнего Египта

Древний Египет - один из очагов человеческой цивилизации, возникший еще в IV тысячелетии до н.э. и просуществовавший более 4 тысяч лет. Во главе этого огромного государства стоял фараон. Подразумевается, что это был мужчина, ведь даже женского рода слова «фараон» не существует. И все же в истории Древнего Египта были периоды, когда бразды управления страной брали в свои руки женщины, когда могущественные жрецы, военачальники, прожженные дворцовые интриганы склоняли головы перед женщиной и признавали ее власть над собой.

Женщина в Древнем Египте

Что всегда поражало всех путешественников древности в Египте, так это положение женщины в обществе. Египтянки имели права, о которых гречанки и римлянки не могли и мечтать. Египетские женщины законодательно были наделены правом собственности и наследования, наряду с мужчиной могли вести коммерческую и производственную деятельность, заключали от своего имени контракты и оплачивали счета. Мы бы сказали «признавались полноценными владелицами малого, среднего и крупного бизнеса».

Женщины - фараоны древнего Египта

Египтянки управляли грузовыми кораблями, были учителями, писцами. Аристократки становились чиновниками, судьями, правителями номов (областей), послами. Единственные сферы, куда египтянок не допускали, были медицина и армия. Но и это подвергается сомнению. В гробнице царицы Яххотеп среди прочих украшений были найдены два ордена Золотой мухи – награды за выдающиеся заслуги на поле боя.

Супруга фараона часто становилась его советником и ближайшим помощником, наряду с ним управляла государством. Поэтому нет ничего удивительного, что когда фараон умирал, безутешная вдова брала на себя бремя управления государством. История сохранила нам имена нескольких владычиц Древнего Египта.

Нитокрис (ок. 2200г. до н.э.)

Она же Нейтикерт (Превосходная Нейт) правила Египтом в течение двенадцати лет. Все эти годы Прекрасная Нейт умудрялась держать в железной узде всю страну. Египет не знал ни мятежей, ни переворотов. Смерть ее стала несчастьем для страны. Жрецы, придворные, чиновники и военные начали рвать друг друга в борьбе за трон, и продолжалось это полтора века (Первый Переходный период).

Женщины - фараоны древнего Египта

Нефрусебек (ок. 1763 — 1759 до н.э.)

Имя Нефрусебек означало «красота Себека». (Себек – бог с головой крокодила. Да, странные были у египтян представления о красоте.) Правила недолго, не более 4-х лет, но за это время сумела стать не только фараоном, но еще и Верховной жрицей, и верховным главнокомандующим, провести ряд реформ и победоносный поход в Нубию.

Женщины - фараоны древнего Египта

Чтобы замирить региональных аристократов, вышла замуж за одного из влиятельных номархов (правитель нома, т.е. губернатор), но титул фараона оставила себе. Обманутый в своих надеждах муж нанял киллера и тот убил царицу.

Последующие события показали, насколько права была Нефрусебек, не доверяя управление страной мужу. Новоявленный претендент на титул фараона не сумел удержать власть. Для Египта началась эпоха гражданских войн и переворотов, продлившаяся около 250 лет.

Хатшепсут (ок. 1489—1468 до н. э.)

Хатшепсут несомненно обладала и волей, и сильным характером. При живом наследнике мужского пола умудрилась захватить трон, объявила себя фараоном, приняла имя Мааткар и жрецы короновали ее как мужчину. Во время церемоний часто надевала искусственную бороду, чтобы уж совсем походить на мужчину-фараона. Сохранились как «мужские» так и «женские» изображения царицы Хатшепсут.

Женщины - фараоны древнего Египта

Хатшепсут. Женский и мужской варианты

Как этот маскарад воспринимали вельможи и народ, непонятно, но Хатшепсут добилась абсолютной власти, какой не имели и многие мужчины-фараоныя, стала величайшей женщиной-правительницей в истории Древнего Египта.

Ее правление стало Золотым веком для Египта. Развилось сельское хозяйство, царица бесплатно раздавала крестьянам землю и выдавала ссуды на покупку рабов. Восстанавливались заброшенные города. Организовала исследовательскую экспедицию в страну Пунт (нынешнее Сомали).

Женщины - фараоны древнего Египта

Хатшепсут. Женщина-фараон

Провела несколько успешных военных компаний, один поход (в Нубию) возглавила сама, т.е. проявила себя еще и как военачальник. Выстроенный по ее приказу заупокойный храм царицы-фараона Хатшепсут является жемчужиной Египта наряду с пирамидами и находится под охраной ЮНЕСКО.

В отличие от прочих цариц Хатшепсут смогла создать механизм преемственности и после ее смерти титул и трон благополучно принял Тутмос III. В этот раз Египет обошелся без катаклизмов, что лишний раз доказывает, что Хатшепсут обладала государственным мышлением.

Таусерт (ок. 1194—1192г.)

Таусерт была женой фараона Сети II. Брак был бездетным. Когда Сети умер, власть захватил побочный сын Сети Рамсес-Саптаху, за спиной которого стоял хранитель печати серый кардинал Египта Баи. Однако через 5 лет правления нового фараона Баи был обвинен в коррупции и казнен, а через год от непонятной хвори скончался и сам Рамсес-Саптаху. Как видим, Таусерт была женщиной решительной и излишней сентиментальностью не страдала.

Женщины - фараоны древнего Египта

Правили она по одним данным 2, по другим 7 лет, но спокойными эти годы для Египта не были. В стране началась гражданская война. Таусерт по непонятным причинам скончалась, но гражданскую войну это не прекратило. Ее преемник фараон Сетнахт с большим трудом навел в стране порядок и разрешил очередной политический кризис в стране.

Клеопатра (47—30 гг. до н. э.)

Женщины - фараоны древнего Египта

Фараоном знаменитую царицу можно назвать с большой натяжкой. Египет был эллинизирован и мало напоминал древнюю страну. Царствование Клеопатры нельзя назвать удачным. Египет был полуколонией Рима, легионеры бесчинствовали в стране и закончилось все войной с Римом, которую Клеопатра проиграла. Египет потерял остатки даже призрачной самостоятельности и стал частью Римской империи. Таким образом Клеопатра стала не только последней женщиной-фараоном в истории Египта, но вообще последним египетским фараоном.

Автор Klim Podkova, источник

nice-flowers.com

1.2 Жизнь женщин в Древнем Египте с точки зрения социального, правового положения, причастности к политике, религии, искусству. Положение женщин в Древнем Египте

Похожие главы из других работ:

Блокадный Ленинград в воспоминаниях современников

1.2 Повседневная жизнь блокадного Ленинграда глазами женщин

блокада ленинград миф реальность Женские дневники, найденные и опубликованные, были посвящены подробностям быта, бытия, что творилось в очередях, булочной, квартирах, у соседей, на лестнице и кладбище. В дневнике Марии Васильевой...

Военная политика Древнего Египта

ГЛАВА 1. АРМИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

...

Военная политика Древнего Египта

ГЛАВА 4. РОЛЬ ВОЙНЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

...

Выдающиеся дипломаты России XIX в.: жизнь и политическая деятельность А.М. Горчакова

2.1 Оценка деятельности А.М. Горчакова с точки зрения российских ученых

Для характеристики политической деятельности А.М. Горчакова нужно учитывать те обстоятельства, при которых русская внешняя политика не всегда направлялась исключительно министром иностранных дел...

История Древнего Египта

1. Религия в Древнем Египте

...

Образование и развитие Российского централизованного государства

Рост Московского государства в XVI веке. Иван IV Грозный и становление самодержавия. Опричнина: точки зрения историков

Образовавшееся в конце XV - начале XVI в. Российское государство развивалось как часть общемировой цивилизации. Однако следует учитывать своеобразие условий, в которых происходило это развитие...

Особенности правления Ивана Грозного, Елизаветы Английской и Сулеймана Великолепного

4. Сравнительная характеристика правления Ивана Грозного, Елизаветы Английской и Сулеймана Великолепного с точки зрения единства всемирно-исторического развития народов

правитель реформа грозный елизавета В первых трех главах изложены история жизни, и правления великих государей своего времени: Ивана Грозного, Елизаветы Английской и Сулеймана Великолепного. Их объединяет нелегкая судьба...

Оценка личности и деятельности Петра I

I. Оценка личности и деятельности Петра I с точки зрения В.О. Ключевского

...

Оценка личности и деятельности Петра I

II. Оценка личности и деятельности Петра I с точки зрения С.М. Соловьева

С.М. Соловьев писал, что Петр 1 был действительно Великим, как и прозвали его в народе. Петр не был славолюбцем. Он жил и трудился на благо народа и заботился только о народе. Он осознал, что его обязанность -- вывести слабый, бедный...

Оценка личности и деятельности Петра I

III. Оценка личности и деятельности Петра I с точки зрения Н.В. Карамзина

Н.В. Карамзин с особым интересом относился к личности Петра I и его реформам. В 1798 г. у писателя даже появился замысел написать «Похвальную речь Петру I», однако он не был осуществлен...

Оценка роли монголо-татарского нашествия на развитие цивилизационных процессов в России в отечественной литературе

Три точки зрения

Итак, рассмотрим первую точку зрения, которая отражает значительное и положительное влияние монголо-татарского нашествия на Русь. Начнем с основоположника этой точки зрения Н.М. Карамзина...

Партизанское движение в Беларуси в годы Великой отечественной войны

4. Некоторые современные точки зрения на партизанское движение в Беларуси

В последние годы нередко имеют место попытки моральной дискриминации, деидеологизации, оскорбления чести и достоинства известных всему миру политических деятелей -- участников и организаторов антифашистского сопротивления...

Положение женщин в Древнем Египте

1.1 Анализ научной литературы изучения проблемы положения женщин в древне египетском обществе

Обращаясь к учебникам истории, мы очень мало можем узнать о женщинах. Даже если известны их имена, то это имена жен и дочерей (по отношению к мужьям и деятельности мужей), а не самостоятельных личностей. Причин две...

Происхождение татар

Глава 1. Булгаро-татарская и татаро-монгольская точки зрения на этногенез татар

Надо отметить, что кроме языковой и культурной общности, а также общих антропологических черт, историки немалую роль уделяют происхождению государственности. Так, например...

Школа в странах древнейших цивилизаций: Египет, Индия, Китай

1. Школа в Древнем Египте

Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых...

hist.bobrodobro.ru


Смотрите также