Земледелие древнего рима. Земледелие в древней Греции.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Истоки римской цивилизации. Земледелие древнего рима


Земледелие Древнего Рима

Количество просмотров публикации Земледелие Древнего Рима - 766

АНТИЧНАЯ АГРИКУЛЬТУРА

сельскохозяйственных культур. Размещено на реф.рфДля того чтобы получить новые территории под пашню и сады, они вырубили и выжгли великолепные дубравы, стали вырубать леса, покрывающие склоны гор. Размещено на реф.рфРасширяя площади посœевов и по­головье скота͵ греки мало заботились о защите легких каменистых почв от эрозии и истощения. В результате сельскохозяйственные земли давали всœе меньший и меньший урожай. На месте истощенных полей и пастбищ, расти­тельность которых была буквально под корень срезана многочисленными стадами овец и коз, они же вытаптывали молодые побеги деревьев. Говорят, что ʼʼГрецию съели козыʼʼ. На месте пастбищ возникли разреженные заросли невысокого шипастого дуба кермеса и ксерофитные кустарники. Эти расте­ния очень устойчивы к пожарам, но при частом их повторении заросли сме­нялись сухими лугами. Попытка выпасать на них овец и коз приводит к по­следней стадии вырождения ландшафта - появлению пустошей, где между редкими куртинами невысоких трав лежит обнаженная почва или голые по­роды.

Так в результате бесхозяйственной человеческой деятельности на мес­те некогда бескрайных дубрав возник современный ландшафт - кустарнико­вые заросли, вперемежку с сухими лугами и пустошами.

Древний Рим не имел такого ряда выдающихся математиков и филосо­фов, как Греция. Но от Рима работ по земледелию осталось больше, чем от греков. По этим работам мы можем преимущественно знакомиться с быто­выми и экономическими условиями того времени. Искать в них развития теоретических взглядов на питание растений и животных дело бесполезное.

Греческая культура проникла в Рим за 200 лет до нашей эры в связи с завоеванием Южной Италии и распространением римского влияния в других средиземноморских странах. Это дало толчок развитию римской культуры. И когда Рим победил Грецию, то победители восприняли культуру побежден­ных.

Завоевание Египта римлянами привело к переселœению виднейших еги­петских ученых в Рим. В Александрии имелась богатейшая библиотека древ­него мира, насчитывавшая 700 тыс. свитков.*

В Риме происходило накопление знаний, но их трудно было обобщить. К примеру, древние римляне знали не только действие навоза (нетрудно заме­тить, что если лошадь оставила на лугу испражнения, то на этом месте появ­ляется более темная зелœень и наблюдается лучший рост травы), но они знали также действие золы, гипса, знали действие зелœеного удобрения (запаханного люпина), вообще улучшающее действие бобовых, хотя они и не догадыва-

* Она погибла в VI в. при нашествии арабов-магометан. Завоевателю Омару приписывает­ся следующее изречение: ʼʼИли в этих книгах то же, что в Коране, тогда они излишни, или они противоречат Корану, тогда они вредны, а потому — сжечь ихʼʼ.

referatwork.ru

Земледелие Древнего Рима | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы

АНТИЧНАЯ АГРИКУЛЬТУРА

сельскохозяйственных культур. Для того чтобы получить новые территории под пашню и сады, они вырубили и выжгли великолепные дубравы, стали вырубать леса, покрывающие склоны гор. Расширяя площади посевов и по­головье скота, греки мало заботились о защите легких каменистых почв от эрозии и истощения. В результате сельскохозяйственные земли давали все меньший и меньший урожай. На месте истощенных полей и пастбищ, расти­тельность которых была буквально под корень срезана многочисленными стадами овец и коз, они же вытаптывали молодые побеги деревьев. Говорят, что «Грецию съели козы». На месте пастбищ возникли разреженные заросли невысокого шипастого дуба кермеса и ксерофитные кустарники. Эти расте­ния очень устойчивы к пожарам, но … при частом их повторении заросли сме­нялись сухими лугами. Попытка выпасать на них овец и коз приводит к по­следней стадии вырождения ландшафта — появлению пустошей, где между редкими куртинами невысоких трав лежит обнаженная почва или голые по­роды.

Так в результате бесхозяйственной человеческой деятельности на мес­те некогда бескрайных дубрав возник современный ландшафт — кустарнико­вые заросли, вперемежку с сухими лугами и пустошами.

Древний Рим не имел такого ряда выдающихся математиков и филосо­фов, как Греция. Но от Рима работ по земледелию осталось больше, чем от греков. По этим работам мы можем преимущественно знакомиться с быто­выми и экономическими условиями того времени. Искать в них развития теоретических взглядов на питание растений и животных дело бесполезное.

Греческая культура проникла в Рим за 200 лет до нашей эры в связи с завоеванием Южной Италии и распространением римского влияния в других средиземноморских странах. Это дало толчок развитию римской культуры. И когда Рим победил Грецию, то победители восприняли культуру побежден­ных.

Завоевание Египта римлянами привело к переселению виднейших еги­петских ученых в Рим. В Александрии имелась богатейшая библиотека древ­него мира, насчитывавшая 700 тыс. свитков.*

В Риме происходило накопление знаний, но их трудно было обобщить. Например, древние римляне знали не только действие навоза (нетрудно заме­тить, что если лошадь оставила на лугу испражнения, то на этом месте появ­ляется более темная зелень и наблюдается лучший рост травы), но они знали также действие золы, гипса, знали действие зеленого удобрения (запаханного люпина), вообще улучшающее действие бобовых, хотя они и не догадыва-

* Она погибла в VI в. при нашествии арабов-магометан. Завоевателю Омару приписывает­ся следующее изречение: «Или в этих книгах то же, что в Коране, тогда они излишни, или они противоречат Корану, тогда они вредны, а потому — сжечь их».

refac.ru

Земледелие Древнего Рима

АНТИЧНАЯ АГРИКУЛЬТУРА

сельскохозяйственных культур. Для того чтобы получить новые территории под пашню и сады, они вырубили и выжгли великолепные дубравы, стали вырубать леса, покрывающие склоны гор. Расширяя площади посевов и по­головье скота, греки мало заботились о защите легких каменистых почв от эрозии и истощения. В результате сельскохозяйственные земли давали все меньший и меньший урожай. На месте истощенных полей и пастбищ, расти­тельность которых была буквально под корень срезана многочисленными стадами овец и коз, они же вытаптывали молодые побеги деревьев. Говорят, что «Грецию съели козы». На месте пастбищ возникли разреженные заросли невысокого шипастого дуба кермеса и ксерофитные кустарники. Эти расте­ния очень устойчивы к пожарам, но при частом их повторении заросли сме­нялись сухими лугами. Попытка выпасать на них овец и коз приводит к по­следней стадии вырождения ландшафта - появлению пустошей, где между редкими куртинами невысоких трав лежит обнаженная почва или голые по­роды.

Так в результате бесхозяйственной человеческой деятельности на мес­те некогда бескрайных дубрав возник современный ландшафт - кустарнико­вые заросли, вперемежку с сухими лугами и пустошами.

Древний Рим не имел такого ряда выдающихся математиков и филосо­фов, как Греция. Но от Рима работ по земледелию осталось больше, чем от греков. По этим работам мы можем преимущественно знакомиться с быто­выми и экономическими условиями того времени. Искать в них развития теоретических взглядов на питание растений и животных дело бесполезное.

Греческая культура проникла в Рим за 200 лет до нашей эры в связи с завоеванием Южной Италии и распространением римского влияния в других средиземноморских странах. Это дало толчок развитию римской культуры. И когда Рим победил Грецию, то победители восприняли культуру побежден­ных.

Завоевание Египта римлянами привело к переселению виднейших еги­петских ученых в Рим. В Александрии имелась богатейшая библиотека древ­него мира, насчитывавшая 700 тыс. свитков.*

В Риме происходило накопление знаний, но их трудно было обобщить. Например, древние римляне знали не только действие навоза (нетрудно заме­тить, что если лошадь оставила на лугу испражнения, то на этом месте появ­ляется более темная зелень и наблюдается лучший рост травы), но они знали также действие золы, гипса, знали действие зеленого удобрения (запаханного люпина), вообще улучшающее действие бобовых, хотя они и не догадыва-

* Она погибла в VI в. при нашествии арабов-магометан. Завоевателю Омару приписывает­ся следующее изречение: «Или в этих книгах то же, что в Коране, тогда они излишни, или они противоречат Корану, тогда они вредны, а потому — сжечь их».



3-net.ru

Земледелие в древней Греции.. Греция. Туристический портал

земледелие в древней греции

Земледелие Древнего Рима

сельскохозяйственных культур. Для того чтобы получить новые территории под пашню и сады, они вырубили и выжгли великолепные дубравы, стали вырубать леса, покрывающие склоны гор. Расширяя площади посевов и по­головье скота, греки мало заботились о защите легких каменистых почв от эрозии и истощения. В результате сельскохозяйственные земли давали все меньший и меньший урожай. На месте истощенных полей и пастбищ, расти­тельность которых была буквально под корень срезана многочисленными стадами овец и коз, они же вытаптывали молодые побеги деревьев. Говорят, что «Грецию съели козы». На месте пастбищ возникли разреженные заросли невысокого шипастого дуба кермеса и ксерофитные кустарники. Эти расте­ния очень устойчивы к пожарам, но при частом их повторении заросли сме­нялись сухими лугами. Попытка выпасать на них овец и коз приводит к по­следней стадии вырождения ландшафта - появлению пустошей, где между редкими куртинами невысоких трав лежит обнаженная почва или голые по­роды.

Так в результате бесхозяйственной человеческой деятельности на мес­те некогда бескрайных дубрав возник современный ландшафт - кустарнико­вые заросли, вперемежку с сухими лугами и пустошами.

Древний Рим не имел такого ряда выдающихся математиков и филосо­фов, как Греция. Но от Рима работ по земледелию осталось больше, чем от греков. По этим работам мы можем преимущественно знакомиться с быто­выми и экономическими условиями того времени. Искать в них развития теоретических взглядов на питание растений и животных дело бесполезное.

Греческая культура проникла в Рим за 200 лет до нашей эры в связи с завоеванием Южной Италии и распространением римского влияния в других средиземноморских странах. Это дало толчок развитию римской культуры. И когда Рим победил Грецию, то победители восприняли культуру побежден­ных.

Завоевание Египта римлянами привело к переселению виднейших еги­петских ученых в Рим. В Александрии имелась богатейшая библиотека древ­него мира, насчитывавшая 700 тыс. свитков.*

В Риме происходило накопление знаний, но их трудно было обобщить. Например, древние римляне знали не только действие навоза (нетрудно заме­тить, что если лошадь оставила на лугу испражнения, то на этом месте появ­ляется более темная зелень и наблюдается лучший рост травы), но они знали также действие золы, гипса, знали действие зеленого удобрения (запаханного люпина), вообще улучшающее действие бобовых, хотя они и не догадыва-

* Она погибла в VI в. при нашествии арабов-магометан. Завоевателю Омару приписывает­ся следующее изречение: «Или в этих книгах то же, что в Коране, тогда они излишни, или они противоречат Корану, тогда они вредны, а потому — сжечь их».

Источник: http://studopedia.ru/3_155739_zemledelie-drevnego-rima.html

eduotdyhat.ru

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА : Сельское хозяйство Ранней империи

285

5. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО РАННЕЙ ИМПЕРИИ. АГРИКУЛЬТУРА КОЛУМЕЛЛЫ

Включение агрикультуры в перечень наук Римской империи наряду с математикой, астрономией или медициной, на первый взгляд, может показаться странным. Между тем ко времени Империи теория агрикультуры в эллинистической и римской традиции насчитывала уже несколько столетий. Для общества, в котором сельское хозяйство было основой производительных сил, это неудивительно, так как богатство державы базировалось на земледелии и все влиятельные люди государства были крупными земельными собственниками. Римские авторы (Варрон, Вергилий, Цельс, Плиний Старший, Колумелла) включали теорию агрикультуры в круг «благородных наук», добавив к обычным представлениям греков об artes liberales сельское хозяйство, медицину, право и военное дело. Энциклопедия Корнелия Цельса в I в. и. э. включала в себя перечень шести «свободных наук»: агрикультуру, медицину, военное и ораторское искусства, философию и право.

 
286
Римские представления о науке, связанной с сельским трудом, определялись особенностями социального института римской гражданской общины и того типа хозяйства и землепользования, с которого, собственно, и начиналось «безмерное величие римского общественного порядка» (Plin., XXVII, 3), при котором статус свободного гражданина предполагал обязательное владение землей.Мельчайшей социальной единицей гражданской общины была сельская фамилия, состоявшая из свободных родственников и рабов под началом главы хозяйства, или «отца фамилии», пользовавшегося неограниченной властью внутри замкнутого автаркичного хозяйства 22. Правила жизни и этические представления замкнутой сельской фамилии нашли свое отражение в «философии хозяйства» 23 Марка Порция Катона Старшего. Свой трактат о земледелии он написал около 165 г. до н. э., после того как в результате победы в III Пунической войне перед Римом открылись небывалые возможности экономического и политического влияния на страны Средиземноморья. Изменения, происшедшие за 300 лет в социальной и экономической жизни Рима в процессе образования мировой державы и повлекшие новые формы хозяйства и землепользования, отразились и в литературе по сельскому хозяйству. Основой сельскохозяйственного производства Ранней империи, как показывают исследователи, были средние по размеру хозяйства, и господствующим типом хозяйства стала рабовладельческая вилла, связанная с рынкомОсновные источники о состоянии сельского хозяйства Италии в I в. н. э.— «Естественная история» Плиния (с 14-й по 19-ю книгу) и трактат «О сельском хозяйстве» Колумеллы. Если сведения Плиния касаются в основном практического состояния дел в этой области, то Колумелла пишет не просто пособие для хозяина-практика, но, обобщая сведения предшественников, вводит в свой трактат теорию агрикультуры. Колумелла написал не дошедшую до нас книгу о хлебопашестве и полностью сохранившуюся книгу о садах и виноградниках. Основную его заслугу исследователи видят в том, что в условиях «донаучной» агрикультуры Колумелла выдвинул тезис, противоречивший распространенной в его время теории естественного убывания плодородия почвы. Почти все его предшественники, писавшие о земледелии, придерживались мнения, что земля, устав от возраста и истощившись в результате вековой деятельности, словно существо женского пола, изнурена старостью и не способна рожать (II, 1, 2). Колумелла придерживался противоположного взгляда. На основании собственного опыта и теории он утверждал, что, давая земле отдыхать и своевременно ее подкармливая, можно получать большие урожаи: «Причина скудных урожаев по в одряхлении земли; не от усталости и не от старости, как думало большинство, а от нашего собственного нерадения поля меньше щедры к нам. Можно получать большие урожаи, если восстанавливать силы 22 См. выше, гл. 3.23 Сергеенко M. Е. Ученые земледельцы древней Италии. Л., 1970, с. 8.24 Кузищин В. И. Очерки по истории земледелия Италии II в. до н. э. M., 1906, с. 69.
 
287
земли частым, своевременным и умеренным унавоживанием» (II, 1, 7).Теоретические положения Колумеллы заметно выигрывают от того, что основываются на практическом опыте. Размышляя о сортах винограда, он делится своими успехами в выведении выродившейся в Италии аменейской лозы, когда-то дававшей прекрасное вино. Несколько лет потратил Колумелла на то, чтобы этот сорт стал давать превосходные урожаи (III, 7, 2).Колумелла был не просто крупным землевладельцем, зависевшим от доходов своего поместья; судя по манере изложения, он человек с хорошим риторическим образованием, и агрикультура для пего включает не только перечень практических наставлений землевладельцу, она — «разнообразная и обширная наука» (I, praef., 28). К теории агрикультуры он подходит как философ, т. е. как ученый, охватывая разнообразие своей науки в совокупности составляющих ее частей и соизмеряя ее с природным целым. Для него несомненно, что наука о сельском хозяйстве ближе других наук стоит к философии и состоит с ней как бы в кровном родстве (Ibid., 4). В своих убеждениях Колумелла опирался на стоиков, с похвалой отзывался о своем современнике Сенеке, некоторые высказывания которого тесно перекликаются со взглядами Колумеллы на природу: «Когда я обозреваю огромность всей сельскохозяйственной науки, всю эту громаду, соотношение ее частей, словно отдельных членов ее, я всегда испытываю страх, не настигнет ли меня смерть раньше, чем я смогу постичь всю науку сельского хозяйства» (Ibid., 21). Сельскохозяйственная наука его времени включала многие компоненты: технику сева и пахоты, изучение различных видов почв, знание бесконечных видов лоз и деревьев и правила посадки и ухода за ними; уход за скотом и его досмотр; уход за домашней птицей и пчелами, виды прививок и обрезок плодов и овощей; технику выращивания смоковниц и роз и прочие вещи, знание которых необходимо для наилучшего ведения хозяйства, хотя и не требующего очень тонкого ума, однако, «не по плечу и тупице» (Ibid., 33).Как всякий образованный его современник, Колумелла убежден, что агрикультурой нельзя заниматься человеку непросвещенному и незнакомому с высокими науками, в то же время на практике «немногие ведь могут разобраться даже в различных видах почв» (Ibid., 23).Основной пафос трактата Колумеллы состоит в том, чтобы убедить читателя, что земледелие — наиболее благородный и достойный способ обогащения (Ibid., 10) и самый чистый способ сохранить и увеличить имущество (Ibid., 7). Советы Колумеллы обращены к «рачительному» хозяину и, по его выражению, лишь «костыли» на пути к тому, как получить наибольшую прибыль. Отсюда его обстоятельные и конкретные советы: где следует приобрести имение (вдали или поблизости от города), какими должны быть оптимальные его размеры, как выбрать место с учетом климата, природы и почвы, как правильно расположить постройки, какие требования предъявлять к соседям, каким должен быть управляющий имением (вилик), как часто посещать имение и т. д. Сообщаемые им сведения интересны не только подробностями современного ему
 
288
быта, они одновременно отражают изменения, происшедшие в системе культурных ценностей со времени Катона. Излюбленным предметом авторов эпохи Империи на долгое время стали моральные поучения на тему о страсти к роскоши и падении нравов современников.В этом смысле Колумелла не отличался оригинальностью. Довольно мрачную картину практического состояния сельского хозяйства в его время он постоянно соотносит с давно прошедшими временами, когда знатные землевладельцы жили в своих усадьбах, проводя время на охоте или собственноручно трудились на полях и виноградниках, а не сидели в цирках и театрах, когда сельских жителей предпочитали городским, а те, кто, ничего не делал, сидел в городах, казались бездельниками по сравнению с работавшими в поле или распоряжавшимися трудом колонов (Ibid., 17). Под влиянием перемен ветшали и ценности замкнутого общинного хозяйства, а их носители, «оставив плуги и серпы, сползались в город». В результате урбанизации сельских тружеников и разложения прежних понятий о чести «общепринятым стало убеждение, что сельское хозяйство — дело грязное» (Ibid., 15, 20). Собственным примером Колумелла пытался убедить современников, что правильно организованное хозяйство может и должно приносить прибыль.Ко времени Империи люди среднего достатка, занятые сельскохозяйственным трудом, обычно постоянно жили в усадьбе, непосредственно наблюдая за ведением хозяйства. Людям высшего круга, совмещавшим многочисленные магистратуры в столице и других городах, приходилось реже бывать в имениях, управление которыми в этом случае перекладывалось на управляющего — вилика. Поэтому Колумелла считает наиболее подходящим пригородное имение, куда легко ежедневно выезжать, закончив дела на форуме, даже занятому человеку (I, 1, 19). Именно такое пригородное имение в 17 милях от Рима описывает Плиний Младший (Ep., 5, 17), который имел несколько имений в Италии, живя на доходы от них (его состояние насчитывало около 20 млн. сестерциев).К таким землевладельцам и обращается Колумелла, говоря о важнейших принципах извлечения дохода с поместья: знание дела, возможность тратиться и воля действовать. Необходимой оказывается и теория агрикультуры, поскольку «воля и возможность, не соединенные со знанием, принесут хозяину большие потери» (I, 1, 2). Колумелла был сторонником так называемого интенсивного ведения хозяйства, основанного на использовании теории, финансовых вложениях и возможности экспериментировать. Сторонники экстенсивного ведения хозяйства, ориентируясь на мелкие и средние хозяйства (например, Плиний), отвергали эксперимент, ратовали за сокращение вложений, получение средних урожаев без особых затрат и обращались к традиционным методам хозяйствования. Вину за относительно низкий доход в этих хозяйствах перекладывали обычно на старение и истощение почвы, на нерадивость и леность работников, в основном рабов.Агрикультура Колумеллы соединила высшие достижения сельскохозяйственной теории II в. до н. э.— I в. н. э. Наряду с греческими теориями среди своих предшественников он называет Катона, обоих
 
289
Сазернов (отца и сына), Тремеллия Скрофу, М. Теренция, а также Вергилия. Не оставили вниманием сельскохозяйственную науку и его современники — Корнелий Цельс посвятил агрикультуре 5 книг и отдельно книгу об уходе за лозами, Юлий Греции «изящно и учено» написал две книги о виноградниках.Римские сельскохозяйственные авторы, заимствуя эллинистические теории агрикультуры, по-разному относились к этому наследию. Наряду с приверженцами старинных методов ведения хозяйства, ориентированных на ценности замкнутого хозяйства во главе с pater familias, были теоретики, согласующие свои выводы с основными положениями эллинистических теорий, такие, как Скрофа Тремеллий или Марк Варрон. В книгах о сельском хозяйстве Марк Варрон ссылается примерно на 50 греческих и латинских авторов, своих предшественников, писавших о сельском хозяйстве. Энциклопедическое сочинение Корнелия Цельса, как и «Георгики» Вергилия, предполагало традиционно римскую систему ценностей. Плиний Старший, отдавая должное греческой учености, и в книгах о сельском хозяйстве не преминул назвать греков «отцами всех пороков» (XV, 19). Колумелла, столкнувшийся с огромным запасом практических знаний и опыта, накопленных в области сельского хозяйства, призывал, выступая одновременно в роли и ученого-философа, и практика, «прилежно рыться в сочинениях старых писателей, взвесить их соображения и советы и определить, все ли наставления предков согласуются с современной агрикультурой или здесь есть некоторые разногласия» (I, 1).
 

 

www.sno.pro1.ru

Истоки римской цивилизации

Римляне гордились тем, что в отличие от многих других народов знают историю своей страны до глубокой древности, начиная с того дня, когда, по преданию был основан Рим — 21 апреля 753 г. до н. э. На самом деле древнейший период римской истории хранит много загадок, которые и по сей день вызывают споры между учеными.

Апеннинский полуостров

Римская цивилизация, как и древнегреческая, была морской. Апеннинский полуостров, отгороженный от материка Альпами, омывается с запада Тирренским морем, а с востока — Адриатическим, которые являются частями Средиземного моря. Правда, в отличие от Греции береговая линия Италии изрезана гораздо меньше: там нет большого количества удобных гаваней и островов, которые так облегчали жизнь греческим мореплавателям. Но это не помешало Риму стать крупнейшей морской державой. Самые удобные бухты были в Неаполитанском заливе и в устье Тибра.

Климат в Италии мягкий и теплый, только на севере бывают суровые зимы. Самыми плодородными были долины рек По, Тибра, Арно. Условия для земледелия были не так благодатны, как, например, в Египте или в Междуречье, хотя многие античные историки с похвалой отзывались об изобильной растительности и других природных богатствах Италии.

«Обозначим самые важные условия, благодаря которым римляне в настоящее время поднялись до такой высоты. Первое из этих условий состоит в том, что Италия наподобие острова окружена, как верною оградою, морями, за исключением только немногих частей, которые, в свою очередь, защищены труднопроходимыми горами. Второе условие то, что, хотя большая часть ее берегов не имеет, гаваней, зато существующие гавани обширны и весьма удобны. Одно из них особенно выгодно для отражения нашествий извне; другое полезно для нападений на внешних врагов и для обширной торговли».

(Греческий историк Страбон об Италии, конец I в. док. э. — начало I в. и. э.)

Римляне и их соседи

 В древнейшие времена Апеннинский полуостров населяло множество племен: среди них были лигуры, умбры, венеты, а также латины, жившие в нижнем течении Тибра. Эта область, отделенная от соседей невысокими горами, называлась Лаций. Именно здесь возник центр будущей римской цивилизации.

В VIII в. до н. э., т. е. в эпоху зарождения римской цивилизации, все эти племена еще не вышли окончательно из состояния первобытности. Но рядом с ними жили и другие народы, стоявшие на более высокой ступени развития, — греческие, карфагенские поселенцы и племя этрусков.

В VIII—VI вв. до н. э. греческие колонисты расселялись по берегам Южной и Средней Италии, а также в Сицилии. Там возникли города, среди них Неаполь и Сиракузы — крупные торговые и культурные центры. Это сыграло большую роль для развития будущей римской цивилизации. Ведь в городах-колониях устанавливались те же формы управления государством, что и в самой Греции, расцветали философия, литература и искусство. Греческая техника, мифология, алфавит, навыки ведения сельского хозяйства, политическое устройство — все это в той или иной степени оказывало влияние на племена, населявшие Италию.

Западная часть Сицилии была колонизирована карфагенянами. Карфаген — в будущем главный враг Рима — был самой крупной североафриканской колонией финикийцев. Он находился на территории современного Туниса. Карфаген — важнейший центр посреднической торговли, был фактически самостоятелен и сам рассылал колонистов по берегам Средиземного моря. Карфагеняне были грозными противниками греков: в VII—VI вв. до н. э. они вели с ними упорную борьбу за Сицилию и сумели покорить значительную часть острова.

С племенем этрусков связано много загадок: неизвестно его происхождение, хотя большинство историков считают, что этруски пришли в Италию откуда-то с Востока. Этруски пользовались греческим алфавитом, но расшифровать их язык до сих пор не удалось. И все-таки от культуры этрусков сохранилось достаточно много, чтобы судить о ее высоком уровне. Этруски были ближайшими соседями римлян: они занимали область, которая называлась Этрурией (в районе современной Тосканы). Там воздвигались города с правильной прямоугольной планировкой и каменными домами и храмами. Этруски занимались земледелием, торговлей и морским пиратством, ремеслом.

Этруски оказали сильное влияние на римлян: это проявилось в искусстве, религии, в планировке городов, в особой архитектуре домов — с внутренним двориком. От этрусков римляне взяли знаки царской власти — пучки прутьев с вложенными в них топориками. Через этрусков перенималась греческая культура. Связи с Этрурией были сильны: туда посылали учиться юношей из знатных семей, в VI в. до н. э. цари этрусской династии правили римлянами, а в самом Риме даже возник особый квартал, где жили переселенцы из Этрурии.

По мере того как возрастало могущество римлян, этруски утрачивали свое значение. К середине I в. до н. э., потерпев ряд поражений от римлян, они уже не играли никакой роли в истории древней Италии, и их язык вскоре был забыт. Похожая судьба постигла и греческие города-колонии: они стали терять силу в V—IV вв. до н. э. Среди соседей римлян самыми грозными противниками вплоть до середины II в. до н. э. оставались только карфагеняне.

Римская община в древнейший период

Древнейший период истории Рима получил название царского (VIII—VI вв. до н. э.). В те времена жители Лация разделились на роды, каждый из которых занимал свою территорию, т. е. представлял собой территориальную общину. Из объединения таких общин и возник Рим. Древние римляне занимались скотоводством и земледелием, которое в этом районе требовало осушения болот.

Во главе общества стоял выборный царь, выполнявший обязанности жреца, военачальника, законодателя и судьи. Высшими органами власти были также сенат, т. е. совет старейшин, и народное собрание. Когда род начал распадаться, основной ячейкой общества стала семья — фамилия,в которую входили родители, их дети и внуки, рабы. Фамилия напоминала общину в миниатюре: отец полностью распоряжался своими домочадцами. Его решения никто не мог оспорить, даже власти. Глава фамилии владел всем имуществом, имел право казнить, наказывать или продавать в рабство своих родственников. И этот жестокий обычай сохранялся долго. «Патер фамилиас» был и верховным жрецом фамильного культа предков — Ларов, охраняющих дом. После смерти отца сыновья наследовали имущество и становились главами своих фамилий.

«Римский законодатель предоставил отцу, можно сказать, полную власть над сыном в течение всей своей жизни — пожелает ли он его арестовать, бичевать, держать на полевых работах в оковах или убить, хотя бы сын уже занимался государственными делами, отличался на высших должностях и заслуживал одобрение за ревностное служение государству».

(Дионисий Галикарнасский, греческий историк конца I в. до н. э.).

Каждая фамилия имела свою собственную землю, нечто вроде приусадебного участка (примерно 0,5 га). Остальная земля считалась общественной и находилась в коллективном пользовании. Каждый член общины мог занять участок на общественной земле и начать его обрабатывать. Заброшенные участки возвращались в общий фонд, и у них появлялся новый владелец; этот закон действовал на протяжении всей истории Древнего Рима.

Полноправными членами римской общины считались только те, кто принадлежал к старинным родам. Из них образовалась привилегированная часть римского общества — патриции; первоначально только они и считались римским народом.

В ином положении находилась другая большая прослойка общества — плебеи. Плебеи были лично свободны, но не входили в роды, а потому не были и членами общины. Откуда появились плебеи? Это еще одна неразгаданная тайна римской истории. Скорее всего, население Рима возрастало за счет поселенцев и жителей покоренных областей, из которых и образовался этот социальный слой. Первоначально плебеи не имели никаких прав: они не допускались в народные собрания, не участвовали в религиозных обрядах, не могли вступать в браки с патрициями. Началась их борьба за право гражданства. В VI в. до н.э. плебеев допустили к военной службе и в народные собрания. И все-таки плебеи остались неполноправными, и в дальнейшем это станет источником длительных социальных битв в Риме.

На протяжении VIII—VI вв. до н. э. Рим отстраивался и расширялся, возрастало его влияние: в VI в. до н. э. он возглавил Латинский союз, в который входили 47 племен. За это время в Риме сменилось семь царей. Последним из них был Тарквиний Гордый, из этрусской династии, которого римские историки изображали жестоким тираном. В 509 г. до н. э. Тарквиний был изгнан сторонниками верховной власти сената и в Риме установилась республика.

Плебеи— в переводе с латыни «простой народ».

Патриции— в буквальном переводе с латыни «имеющие отцов». 300 коренных родов, населявших Лаций.

Патриции и плебеи

После установления республиканского строя конфликты в римском обществе обострились. Главными противоборствующими силами были патриции и плебеи. Положение патрициев после свержения монархии значительно улучшилось. Из их числа выбирались консулы —два высших должностных лица в государстве, которые выполняли функции прежних царей. Только патриции могли быть выбраны в сенат — главный орган римской республики, который решал важнейшие вопросы внешней и внутренней политики. Только патриции могли становиться жрецами. Они знали все тонкости судопроизводства и держали его в своих руках. Кроме того, у патрициев скапливалось все больше земли: они обладали правом занимать участки из земельного фонда своей общины — фонда, который постоянно увеличивался по мере того, как Рим одерживал военные победы. Так у патрициев появлялись крупные земельные владения.

Плебеи были лишены этой привилегии, многие из них разорялись и даже превращались в рабов за долги. Решить эту проблему можно было только одним способом — уравняться в правах с патрициями. В этом случае плебеи получили бы и доступ к управлению государством.

Исход конфликта во многом зависел от особенностей жизни Рима. Уже первые века своей истории Рим провел в бесконечных войнах с соседями, терпя поражения или одерживая победы, да и в дальнейшем оставался военизированным государством. В начальный период истории этой цивилизации военные походы проводились каждый год, начинаясь в марте и заканчиваясь в октябре. Каждый гражданин был обязан участвовать в 20 военных походах в пехоте или в 10, если был в кавалерии. Уклонение от военной службы грозило продажей в рабство. Собрать сильное войско без участия в нем плебеев было невозможно; патриции, таким образом, оказывались в зависимости от плебеев.

В 494 г. до н. э. плебеи отказались выступить в военный поход и в полном вооружении ушли из Рима, разбив лагерь на Священной горе, одном из соседних с Римом холмов. Эта тактика подействовала — патриции вынуждены были уступить, и плебеи добились права иметь народных трибунов —защитников своих интересов. Личность трибуна считалась неприкосновенной. В дальнейшем плебеи не раз использовали тот же способ давления, и патриции всегда шли на уступки.

Одним из самых важных достижений было появление первых письменных законов в Риме. В 449 г. до н. э. законы были записаны на двенадцати медных таблицах и выставлены на всеобщее обозрение на Форуме — главной площади Рима. Так было покончено с произволом патрициев, которые прежде судили «по обычаю». Но борьба за политические права и землю еще не завершилась. Только к III в. до н. э. плебеи, в конце концов, уравнялись в своих правах с патрициями. Браки между патрициями и плебеями более не запрещались; решения, которые принимали собрания плебеев, имели силу закона; один из консулов обязательно выбирался из плебеев. Долговое рабство отменялось, а право владения общественной землей ограничивалось: теперь каждый гражданин мог получить участок не более 125 га.

В III в. до н. э. окончательно сложилась гражданская община Рима. К этому времени изменилась и ее внутренняя жизнь, и расширился состав — патрицианская община превратилась в патрицианско-плебейскую.

Гражданская община Рима

В римской общине, как и в греческой, сочеталось коллективное и частное землевладение; все граждане имели равные права и являлись не только земледельцами, но и воинами. Понятия «хороший земледелец», «хороший воин» и «хороший гражданин» долго сливались в одно целое в сознании римлян.

«Из земледельцев выходят храбрейшие мужи и самые предприимчивые воины, а земледелие есть занятие наиболее благочестивое и устойчивое...»

(Катан Старший, II в. до н. э.)

Жизнь общины была организована так, чтобы поддерживалось равновесие между личной и общественной пользой. В Риме не было налогов, за счет которых содержался бы государственный аппарат. Люди, занимавшие высшие должности, не получали жалованья и должны были за свой счет устраивать пиры, игры, строить храмы, обеспечивать бедных граждан наделами земли. Путь наверх был открыт, прежде всего, для нобилитета, в который входили патриции и плебейская верхушка. С другой стороны, чем богаче был гражданин, тем больше средств он был обязан тратить на общую пользу.

Служба в армии была обязанностью для граждан, но обязанностью почетной. Человек не мог стать государственным деятелем, не имея военного стажа. Лишь в IV в. воинам стали выплачивать жалованье: до этого они довольствовались плодами своих побед и должны были сами заботиться о вооружении и пропитании. Когда начиналась война, у граждан брали заем, который возвращался после победы. Военная добыча переходила в собственность общины, и ею пользовались все граждане. Отнятая земля присоединялась к общественной, а потом делилась между солдатами и безземельными. Драгоценные металлы и другая дань шли в казну общины. Остальное распределялось между солдатами, которых одаривали также и полководцы.

Нобилитет— от латинского слова «нобилис» — «знатный, благородный».

Большое значение в жизни римлян имела религия. Древнейшими богами были двуликий Янус — творец Вселенной, Юпитер — бог неба, Марс — бог войны. Римляне почитали Весту — хранительницу домашнего очага и государства, Юнону — богиню луны и покровительницу женщин, Минерву — богиню мудрости, покровительницу ремесел. Было и множество других богов, причем количество их все время возрастало. Римляне охотно принимали «чужих» богов — этрусских, греческих, а потом и восточных.

Религиозные обряды были своего рода общественной обязанностью граждан: члены общины должны были участвовать в обрядах своей фамилии, почитая «семейных» богов, и в обрядах общегосударственных. Любое дело в Древнем Риме начиналось с того, что испрашивалась воля богов.

Римскую религию историки называют рациональной и практичной. Отношения с богами имели, так сказать, деловой характер: следовало соблюдать верность богам, строго выполнять обряды и различные запреты, а взамен можно было рассчитывать на их помощь.

Высший суд над человеком в Древнем Риме осуществляли не боги, а общество — сограждане давали оценку поступкам человека, высказывали одобрение или неодобрение. Лучшие граждане были образцом для подражания, на их подвиги, совершенные ради общего блага, должен был ориентироваться человек.

В общественной жизни Рима большую роль играли народные собрания. Постановления народных собраний имели силу закона. Кроме того, высокими полномочиями обладали трибуны: они имели право наложить запрет на решения суда, сената и высших должностных лиц, если эти решения ущемляли интересы плебеев. Двери дома трибуна должны были оставаться открытыми и днем, и ночью, чтобы любой плебей мог найти там защиту.

Важнейшим органом управления был сенат, состоявший из патрициев и верхушки плебса: он ведал вопросами внутренней политики и определял внешнюю, под контролем сената были финансы и религиозный культ. Сенат был аристократическим органом. Историки считают, что, несмотря на все значение народных собраний, именно он в конечном счете и руководил государством. В этом отношении римская демократия отличалась от афинской.

В республиканском Риме сохранились и традиции, унаследованные от монархии. Высшая власть принадлежала двум консулам. Правда, они ежегодно переизбирались, но их полномочия практически ничем не отличались от тех, что прежде были у царей. Консулам после их избрания даже вручались символы царской власти. Вне Рима, во время войн, власть консулов была непререкаема, но в городе она ограничивалась сенатом и народными собраниями.

Древние историки осознавали своеобразие своей государственности и считали ее самой совершенной.

Республика— в буквальном переводе с латыни «общественное дело». Государство, в котором власть принадлежит людям, выбранным обществом на определенный срок.

Первым из них был Полибий (201 — 120гг. до н. э.), грек по происхождению, много лет проживший в Риме и ставший восторженным его поклонником. Полибий создал теорию, которая объясняла, почему римляне сумели возвыситься над многими народами. По его мнению, в Риме была лучшая форма правления — смешанная, сочетающая и демократию (народные собрания), и монархический принцип (консулы), и аристократический (сенат). Ни один из этих принципов правления не подавлял остальные, а взятые вместе, они составляли единое гармоничное целое.

Современные историки называют Рим аристократической республикой, т. е. республикой, в которой большая власть принадлежала аристократическому сенату. Но все-таки власть сената, как и власть консулов, не была безграничной. Римляне создали государственную систему, в которой различные органы могли контролировать друг друга, а это ставило преграду самовластию.



biofile.ru

Кандидатский экзамен

Ответы на вопросы по истории сельскохозяйственных наук

2. Развитие сельского хозяйства в Древней Греции и Древнем Риме

Развитие сельского хозяйства в Древней Греции Заморская торговля способствовала развитию ремесла и ремесленной техники. В первую очередь развивалась металлургия. Производством железа славились города Малой Азии и Халкида на Эльбе (город медных рудников). Вместе с этим возросла потребность в одежде, тканях. Центром ткацкого и красильного производства являлся город Милеет. Его шерстяные ткани пользовались мировой известностью. Развитие шерстяного производства стало невозможно без овцеводства. В этом отношении Милеет стоял на первом месте. С увеличением спроса на предметы высокой сельскохозяйственной культуры послужило переходом от хлебных злаков к садово-огородническим, к развитию виноградарства, оливковых и фруктовых деревьев, к пчеловодству и огородничеству. Эксплуатация рабов в сельском хозяйстве становилось выгодным делом. Постепенно улучшилась обработка земли, развивалась сельскохозяйственная техника, и изменилось отношение людей к работе. Гесстон – поэт конца 8 века родом из Биотины. Земледелец-крестьянин создал для того времени выдающемуся поэму «Труды и дни». В ней он говорил, как лучше всего обработать почву, чтобы максимально извлечь доходы. +«Между жатвой и молотьбой проходит промежуток времени, чтобы зерно высохло и окрепло». С помощью своих знаний Гесстон сочинил и написал специальный календарь. Совет рассуждения Гесстона носит определенный характер. Он является выразителем сельской демократии. Поэма «Труд и дни» сначала и до конца проникло одной мыслью: созданием всех ценностей является упорный систематический труд. Нужно работать, чтоб избежать «бедность». На первом месте – работа, а все остальное потом. Сельскохозяйственным периодом реформ Солона – первая половина 6 века до н.э. Со времени Солона страна превратилась в садово-огороднических культур. Туда входили виноградники, масличные и фруктовые культуры. Но эти сады доступны среднему классу в целях поддержания садово-овощных культур. Также были изданы правила о совместном использовании колодца и порядке оросительных систем. Для поощрения разведения огородов Солон разрешил вывоз за границу оливкового масла, но запрещал вывоз зерна. Издал закон «о зеленом максимуме». Закон «о зеленом максимуме» говорит о том, чтобы на одну единицу находится наибольшее количество насаждений. При этом запрещалась вырубка деревьев. Развитие сельского хозяйства в Древней Риме Основой хозяйствования в Древнем Риме и, вообще, в Италии являлось земледелие. Земледельческий фонд Римского государства включал в себя как частные земли, так и земли принадлежащие руководству Сословия. Несмотря на завоевание и развитие торгово-расточительского капитализма отношения сельского хозяйства продолжало оставаться в Италии доходной отраслью. Одним из главных источников дающих сельское хозяйство об итальянском сельском хозяйстве 2 века до н.э. являлся тракт Катона Старшего «О сельском хозяйстве». Он отдает предпочтение земледелию. Он писал: «Когда предки хвалили земледельца. Торговля – это занятие рискованное, а расточительство – это непристойное». Катон, защищая земледельцев, говорил «о добром земледельце». Он был сторонником интенсивного сельского хозяйства. При этом не все виды культур он считал выгодным: 1 место – виноградарство, 2 место – огород; а 3 место – ивовые посадки (плести корзинки). Он отводил большую долю лугам и только на последнее место – хлебные поля. Ввел понятие «вилла» - хозяйство среднего размера. «Фундус» - от которого произошло понятие «Латифундия» - крупное владение. Вилла – это хозяйство около 60 га, а латифундия – 100 га. Произведение Катона подводит итог сельскохозяйственному опыту не только итальянским земледельцам (итог Рима, Греции). Он рассчитал, сколько надо рабов для каждого дерева. На оливковом – 13 рабов, на виноградарстве – 16 и т.д. Сочинение Катона дает нам право говорить о распространении интенсивных форм сельского хозяйства Италии во 2 веке до н.э. В середине 2 века до н.э. в Риме рабовладельчество приобрело классическую форму. Войны и доминирующее положение Рима способствовало притоку рабов, дешевой силы, что не требовало большей квалификации и это тормозило развитие сельского хозяйства Рима. В это время концентрируются денежные средства, поступающие из налогов, военных добыч, на часть вкладов в сельское хозяйство, на приобретение земель, рабов и имений.

Очень важно

Погода

    Яндекс.Погода

sgau64.narod.ru


Смотрите также