Зарождение рима древнего. 1.1 Римская цивилизация: зарождение, развитие и упадок
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2.1 Зарождение римской религии. Зарождение рима древнего


1.1 Римская цивилизация: зарождение, развитие и упадок. Архитектура Древнего Рима как воплощение древнеримской ментальности

Похожие главы из других работ:

Древнегреческая и древнеримская скульптура

Упадок Римской империи

Начиная с третьего столетия, Римская империя почти постоянно находилась в состоянии кризиса. Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гражданские войны, "варваризация" Империи, растущий сепаратизм провинций...

Дэвид Линч как представитель постмодернизма

Постмодернизм: зарождение и развитие

Термин «Постмодернизм» произошел от французского слова postmodernisme ? после модернизма. Появление новых постмодернистских форм было впервые отмечено в середине 50-х годов ХХ века в США в таких областях культуры, как архитектура, скульптура...

История и культура Древней Греции

1. Расцвет и упадок крито-микенской культуры. Ее влияние на становление античного мира

Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III-II тысячелетий до н.э. с севера, из района Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья, где они обитали первоначально. [1, c...

История развития искусства

5. Римская цивилизация как эпоха расцвета античности

Дальнейшее развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории «вечного Рима», государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на реке Тибр до огромной мировой державы...

Культура Древнего Египта

2.1 Зарождение и развитие письменности

Если человечество не верит в сверхлюдей из Атлантиды, или пришельцев, то необходимо признать, что где-то всё-таки существовала колыбель цивилизаций, и самые очевидные «кандидатуры» на это звание: Месопотамия и Египет...

Культура Древнего Рима

Римская культура эпохи царей

Центр будущей великой державы - город Рим - возник в Лации, в средней Италии, в нижнем течении реки Тибр. Ранняя история Рима окутана преданиями и туманом легенд. Известно...

Культура и цивилизация и проблемы их взаимодействия

2. Культура и цивилизация. О понятие “цивилизация”.

Цивилизация и культура - понятия тесно связанные друг с другом. В настоящее время в определённый уровень развития общества или общество, достигшее культурологии и других гуманитарных науках...

Мифологические модели мира

3.1 Римская космогония

Римская мифология, как и мифология других народов, содержит определённую модель мира. Что скрывается за понятием «модель мира»? Речь идёт о представлении о мироустройстве, которое включает, во-первых, закономерности его возникновения, во-вторых...

Мифологические модели мира

3.3 Римская эсхатология

Римская космогония была неразрывно связана с эсхатологией. Как это ни парадоксально, столетиями римляне были одержимы идеей «конца Рима» и стремились обрести, как пишет М. Элиаде, систему его «renovatio» (обновления). Существовало древнее предание...

Музей Усольской усадьбы графов Орловых-Давыдовых

1.3 Упадок имения

Прекрасно налаженное хозяйство, как и весь уклад жизни России, разрушила революция 1917 года. Последние владельцы усольской вотчины, внуки В.П. Орлова-Давыдова Владимир и Александр Анатольевичи Орловы-Давыдовы...

Особенности античной скульптуры

1.2 Римская скульптура

Историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий. Поэтому важно определить в развитии римского искусства границы его становления, расцвета и кризиса...

Особенности культуры Древнего Рима

2.1 Римская мифология

Начать разговор о культуре Древнего Рима мне хотелось бы с его мифологии, так как она, на мой взгляд, дает нам наиболее четкое представление о духовном мире человека того времени...

Создание росписей собора святого равноапостольного князя Владимира в Киеве

1. Религиозный упадок и религиозное возрождение в 19 веке

Представляется неправомерным мыслить общество в качестве монолита, процессы в котором устойчивы и однообразны. Общество состоит из индивидов, каждый из которых в каждом из своих поступков неоднозначен...

Философия культуры и цивилизации

1. Культура и цивилизация. О понятие “цивилизация”

Цивилизация и культура - понятия тесно связанные друг с другом. В настоящее время в определённый уровень развития общества или общество, достигшее культурологии и других гуманитарных науках...

Хараппская культура

3. Упадок хараппских городов

После нескольких столетий расцвета наступил «закат» хараппской цивилизации. Исследователи проследили внутреннее развитие хараппской культуры и определили, что существовало несколько периодов в жизни городов...

cult.bobrodobro.ru

2.1 Зарождение римской религии. Религия Древней Греции и Древнего Рима в культурно-историческом аспекте

Похожие главы из других работ:

Архитектура Древнего Рима как воплощение древнеримской ментальности

1.3 Духовное развитие римской общины и его кризис

древнеримский цивилизация архитектура Начать разговор о Древнем Риме хотелось бы с его мифологии, так как она, на мой взгляд, дает наиболее полное представление о духовной мире человека того времени...

Древнегреческая и древнеримская скульптура

Скульптура Римской республики

После установления республиканского строя Рим приобрел основные черты гражданской общины, т.е. полиса. Ранняя Римская республика была аристократической и патрицианской...

Древнегреческая и древнеримская скульптура

Скульптура расцвета Римской империи

Римская культура в эпоху ранней Империи сохраняла свой блеск и великолепие, а в некоторых отношениях и превзошла прежний уровень. Никогда раньше она не блистала таким созвездием имен: философы - Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Секст Эмпирик...

Древнегреческая и древнеримская скульптура

Упадок Римской империи

Начиная с третьего столетия, Римская империя почти постоянно находилась в состоянии кризиса. Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гражданские войны, "варваризация" Империи, растущий сепаратизм провинций...

Знаменитые архитектурные памятники Древнего Рима

ГЛАВА 3. ЭПОХА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (I в. до н.э.?V в. н.э.)

...

Зрелищность и ее формы в древнеримской культуре

2. Зрелищность в римской культуре

зрелище амфитеатр гладиаторский Винничук утверждала, что: "Как и в Греции, происхождение римских празднеств и зрелищ неотделимо от истории местных верований, культов и религиозных обрядов…" [4, с.406]...

Искусство Древнего Рима

1.1. Исторические корни римской культуры

К концу VI в. до н.э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тибре, стал аристократической республикой. Республиканский период явился временем становления римской культуры. В IV-III вв. до н. э...

Искусство Древнего Рима

1. Искусство Римской республики

История Рима начинается как история небольшой родовой общины на Тибре, затем разрастается до истории Апеннинского полуострова и к середине 2 в до н.э. превращается в историю всего Средиземноморья. С VIII по VI в до н.э...

Историческое своеобразие культуры Древнего Рима

1. Этрусская культура как пролог римской культуры

Победители-римляне отдавали побежденным этрускам должное и не уставали повторять, что они им обязаны знаками высшей государственной власти, целым рядом сооружений в Риме, искусством гадания, театром, музыкальными инструментами, военной трубой...

Культура Древнего Рима

Культура римской республики

После установления республиканского строя Рим приобрел основные черты гражданской общины, т.е. полиса. Ранняя Римская республика была аристократической и патрицианской...

Культура Древнего Рима и археология

7. Особенности римской погребальной архитектуры

В древнем Риме имелись погребальные постройки: мавзолеи и колумбарии. Columbaria назывались здания, предназначенные для погребения; в стенах их сверху до низу были устроены ниши рядами в несколько этажей; в нишах помещались урны с останками мертвых...

Культура Древнего Рима и археология

9. Выдающиеся памятники римской архитектуры

В центре города высится самый грандиозный памятник Древнего Рима -- амфитеатр Колизей. Пантеон («Храм всех богов») служит национальным мавзолеем. В Риме сохранились не только отдельные памятники античности...

Особенности античной скульптуры

2.2 Влияние римской скульптуры

Все художественное творчество Европы от средневековья до наших дней несет на себе следы сильного воздействия римского искусства. В идеях и памятниках Рима многие поколения находили нечто созвучное своим чувствам и задачам...

Особенности возникновения и развития циркового искусства

1.3 В римской Африке

Огнем и мечом оттеснив сопротивлявшихся берберов в горы, римляне, начиная со II столетия до новой эры, приступили к выкачиванию богатств из североафриканских приморских поселений...

Фаллический культ в истории культуры

Фаллический культ в Римской империи

В Римской империи, то там, то сям попадались "гермы", посвященные Приапусу можно найти везде. Герма - квадратный столб с головой бородатого мужчины наверху и с эрегированным пенисом посередине. Эти гермы устанавливались у полей...

cult.bobrodobro.ru

Возникновение Рима

Рим находится на берегу р. Тибр в Лации. Местоположение города, благодаря климату, судоходной реке, в устье которой добывалась соль, соседству с морем, что облегчало связи с италийскими и заморскими народами, содействовало его развитию.

О древнейшей истории Рима и Лация рассказывают легенды, переданные античными авторами. Они сообщают, что место, где возник Рим, было издревле заселено и постоянно привлекало к себе иноземцев. Первыми из них были греки, сначала аркадянин Эвандр, а вскоре затем – знаменитый герой Геракл, или Геркулес. Потом после падения Трои к побережью Лация неподалеку от тибрского устья пристали корабли троянских беглецов во главе с героем Энеем. По наиболее распространенной версии, Эней на трудном пути в Италию лишился жены Креусы, отца Анхиза и остался лишь с сыном Асканием-Юлом. Все троянцы были истомлены скитаниями, и одна из троянских женщин предложила прекратить плавание, а для этого сжечь корабли. Звали её Ромой. Согласно одному из вариантов предания, её именем и назвали потом Рим (лат.Roma). Один из местных царей, Латин, дружелюбно принял троянцев и даже выдал за Энея свою дочь Лавинию. В её честь Эней построил г. Лавиний, а после смерти Латина стал царствовать и над его народом, и над троянцами. Этот объединенный народ в память об умершем царе стали называть латинами.

Тем временем подрос Асканий-Юл. Он основал в лесистых горах новый город Альба-Лонгу, где и стал царем. Все его потомки получили прозвище Сильвиев, что значит «Лесовики». Четырнадцатилетний царь Альбы-Лонги, Нумитор, не имел мужского потомства. Он был свергнут своим братом Амулием. Чтобы обезопасить себя от претендентов на власть, коварный Амулий под видом почести отдал дочь Нумитора, Рею Сильвию, в жрицы богини Весты, потому что они должны были 30 лет сохранять безбрачие. Но юную весталку посетил бог Марс, после чего у неё родились близнецы, Ромул и Рем. Амулий повелел бросить младенцев в корзине воды разлившегося Тибра. Но божественные близнецы не погибли. После спада воды их начала вскармливать своим молоком волчица, а потом подобрал и воспитал царский пастух Фаустул. Когда близнецы выросли и узнали тайну своего происхождения, они восстановили на царстве деда, но в Альбе-Лонге не остались, а, собрав дружину, отправились на поиски места для создания нового поселения. Нашли они его на Палатине. Но между братьями вспыхнула ссора, в которой Рем был убит Ромулом. В честь него, ставшего первым царем, по другой версии предания, город получил название Рима. В то время римляне состояли из одних молодых мужчин.

Жители соседних городов не соглашались выдавать за таких безродных людей своих дочерей. Ромулу пришлось пойти на хитрость: он пригласил соседей-сабинов с семьями в Рим на праздник Нептуна. В разгар празднества римляне похитили сабинских девушек. Возмущенные сабины пошли войной на римлян, но сабинянки примирили своих отцов и мужей. Римляне и сабины объединились в одну общину. Сабинянин Тит Таций стал соправителем латина Ромула. После их гибели вторым царем стал сабинянин Нума Помпилий. Он упорядочил религиозную жизнь и учредил ремесленные коллегии. За ним правил Тулл Гостилий. Он завоевал Альбу-Лонгу, разрушил её, а жителей переселил в Рим. Четвертым царем был Анк Марций, внук Нумы. Он успешно воевал с латинами, многих из них переселил и включил в римскую общину, построил мост через Тибр и основал в устье Тибра колонию Остию. Затем царем стал полугрек, полуэтруск, эмигрировавший из Этрурии. Звали его Тарквинием Древним. При нём Рим начал благоустраиваться: центральную площадь (форум) замостили, создали систему подземных сточных каналов, построили цирк, заложили храм на Капитолии, скромные хижины стали заменять домами на каменном фундаменте. Тарквиний был убит, а его жена возвела на царство воспитанного в их доме сына рабыни, Сервия Туллия. Сервий обнес город оборонительной стеной и провел реформы, в частности организовал по-новому войско. Этот царь тоже был убит. Убийцей оказался его зять Тарквиний, захвативший впоследствии власть. Он правил тиранически, за что получил прозвище Гордого, и был изгнан. После этого в Риме была установлена республика.

Долгое время ученые считали историю древнейшего Рима вымыслом античных писателей. Но новые археологические раскопки, находки надписей и достижения археологической науки показали, что в сообщениях древних авторов, несмотря на ряд фантастических деталей, содержится много достоверных сведений. Так, оказалось, что место будущего города было заселено уже в середине IIтыс. до н.э. Путем сопоставления разных видов источников стало известно, что легенда о похищении сабинянок отражает реальный факт синойкизма латинской и сабинской общин; была установлена историчность не только этрусских царей, но и Нумы и Анка Марция. Была подтверждена дата основания Рима Ромулом. Археологи обнаружили на Палатине следы хижин середины VIIIв. до н.э. Вместе с тем новые материалы показали, что Рим начала царской эпохи в античной традиции приукрашен.

Для раннего государства характерно воспроизведение «родовых форм», поскольку главное классовое деление еще не оформилось, а государственный аппарат не освободился от форм потестарной организации (организации власти в догосударственном, дополитическом обществе). В области экономики характерна двухукладность, когда «господствующий способ производства является своего рода надстройкой над крестьянско-общинным укладом». Соотношение между складывающимися классовыми делениями определяется формой собственности, лежащей в основе общественных отношений. Применительно к римской истории в настоящее время существует две трактовки соотношения государства и античной формы собственности. Первая гласит, что «государство, возникающее в эпоху Сервия Туллия, предшествует складыванию гражданской общины». Согласно второй, «гражданская община не может считаться государством, и только её разложение привело римское общество к государственному устройству».

В это время народ Рима (populus) состоял из трех родовых триб. Нам известны только их поздние этрусские названия – тиции, рамны и луцеры. Считалось, что тиции – это сабины, римны – латины, а луцеры – этруски, что соответствовало этнической структуре Рима в конце царской эпохи. Римское население в этническом плане с самого начала было неоднородным. Но преобладали в нем латины и сабины, а этрусков почти не было.

Основой социальной структуры были роды (gentes). Вторым элементом общества были курии. «Курия в целом, видимо, представляла собой соседскую общину или группу близких общин»4. В общественной жизни курии, вероятно, участвовали взрослые мужчины, «поэтому курия может рассматриваться как сообщество мужчин (co-viria). Главенствовали в нем, видимо, главы генеалогических групп (patres gentium). Во главе курии стоял курион, наделенный сакральными функциями»

Римский род (gent) царского времени представлял собой общину. Подобно греческому, он был отцовским и экзогамным.

Социально-экономической основой рода была коллективная родовая собственность на землю. Сообща родичи пользовались только её частью в виде лесов и лугов. Основной же родовой земельный фонд распределяли между входившими в него большими отцовскими семьями (pater familias). Римская фамилия обладала общностью имущества и представляла собой основную хозяйственную единицу общества. Постепенно в ней возрастало значение pater familias, он становился единственным собственником всего достояния семьи.

Управление Римом осуществляли сенат, комиции и царь. Цари опирались на сенат из patres (условно по 100 в трибе) объединенных в декурии (по 10 в трибе). По Титу Ливию от Ромула до Тарквиния Приска римский сенат состоял из 100 patres. После смерти Ромула у римлян было уже 200 сенаторов. «В передаче Ливия третья сотня сенаторов была «приписана к отцам» в начале республики, в отличие от patres, они назывались conscripti»6. Можно заключить, что представители третьей трибы, подобно главам плебейских gentes, латинской традицией не считались patres. «Conscripti – это, по-видимому, «вписанные в отцы» Тарквинием Приском», они были третьей сотней сенаторов. Вторая же сотня – это старейшины Альбы Лонги, после переселения Туллом Гостилием «записанные в отцы». В таком случае две из трех триб были латинскими. А обозначение сенаторов третьей сабинской трибы как conscripti указывает на иноэтничный характер представляемой ими трибы. Часть латинских сенаторов была patres maiorum (изначально альбанцы), а другая - patres minorum gentium (римляне). Впоследствии положение изменилось: победа Горациев над Куриациями могла изменить их место в родовой иерархии.

Реформы, знаменовавшие объединение трех триб regnum, следует относить не к Ромулу, бывшему лишь рексом латинского куриального объединения, а к Тарквинию Приску. Объединение латинов с третьей трибой, видимо, было вынужденной мерой Тарквиния. Согласно традиции, Тарквиний Приск не только «вписал в отцы 100 человек», но в период сабинской войны намеревался добавить к всадникам Рамнам, Тициям и Луцерам еще и центурию всадников своего имени. Однако введение четвертой трибы было запрещено, видимо потому, что «три соответствовали латинским социально-сакральным представлениям, а четыре – уже нет». Реформа такого рода отражала определенные сдвиги в общественных отношениях на куриально-гентильном уровне. Поэтому четвертую трибу ввел следующий царь Сервий Туллий, которому традиция приписывает разделение города на четыре части.

На трибальном уровне четвертая триба ничем не отличалась от трех прежних, и Сервий Туллий здесь шел проторенным путем, повторяя основателя regnum, создавшего третью трибу (или признавшего её таковой). «Видимо, потому в сознании передатчиков традиции образ Сервия перекликался именно с образом первого царя и, согласно Ливию, Тарквиний Суперб не давал похоронить Сервия, «твердя, что Ромул исчез тоже без погребения».

На заре царского времени Рим начал выходить за пределы родоплеменного строя. Развитие хозяйства, участившиеся войны и рост населения способствовали подвижности народа и разрыву родственных связей. Наряду с гентильными (родовыми) складывались общины соседского характера. Развивалось патриархальное рабство и частное владение землёй внутри общин.

«Древнейшим, «до-ромуловым» видом собственности на землю в Риме была, видимо, куриальная – ager publicus < poplicus».В эту эпоху земледелие было вспомогательным типом хозяйства, скотоводство же велось коллективом родственников во главе с «отцами». Перенос акцента на земледелие потребовал иной общественной формы освоения ресурсов: стали формироваться агнатские группы в пределах трех поколений и фамилии, как производственные ячейки, претендовавшие на роль собственников пахотной земли, т.к. курии уступили место трибам.

Выделение фамилии происходило параллельно с возникновением трибального общества, а это означало, что понятие ager publicus изменяло содержание – из куриальной земли он становится трибальной. С этого времени ager publicus находится в коллективной собственности. Оно было тесно связано с рексом, поскольку формировалось в ходе возглавлявшихся им завоеваний и вследствие его статуса сакрального представителя всего объединения cives и потому распределителя общественной земли. Со становлением социально-территориальных принципов плебеи, консолидируясь в сословие, стали требовать землю как равнозначные патрициям члены территориальных триб. Перелом наступил в 367г., когда и патриции, и плебеи получили одинаковое право на получение в собственность общественной земли. К 367г. окончательно формируется экономическая ячейка гражданского коллектива – фамилия. Только теперь она становится самостоятельной экономической единицей. Но полная независимость стала возможна только с появлением фамильной собственности на землю. Признание за плебеями права на землю означало признание фамильной собственности на неё.

Таким образом, к середине IVв. до н.э. возникли основные слагаемые античной формы собственности: политическое единство civitas (верховный распорядитель всей общественной земли) и самостоятельная социально-экономическая ячейка (фамилия – частный собственник). К 300-287гг. в Риме окончательно сформировалась античная гражданская община. Такой тип общества в качестве основного классового деления предполагал противопоставление «граждане – рабы». Римская рабовладельческая вилла была логическим продолжением в расширенных масштабах принципов организации, лежавших в основе римской фамилии – экономической ячейки гражданского общества.

Возникновение гражданской общины было одной лишь стороной становления римского государства. Осуществлявшиеся параллельно завоевания в Италии, объединившие Рим с самоуправлявшимися италийскими общинами, «были местным проявлением процесса сегментации в условиях сокращения свободных земельных ресурсов». В результате первоначально в Лации сложилась система союзных общин, до конца IVв. походившая на иерархически организованный complex chiefdomОн имел двойную структуру: латины, частью которых были римляне, и остальные (дедитиции). Приобретавшиеся до конца IVв. земли осваивались двумя способами: либо включались в состав римской общины на правах новой трибы, либо на них выводились новые колонии.

Для типологической характеристики сложившейся в Риме к IIв. до. н.э. социально-политической системы представляется соответствующей категория «раннее государство». Общая картина эволюции раннеримского общества может выглядеть следующим образом:

1. Автономные поселения с эгалитарным обществом:

а) датировка традиции – до 753г. до н.э.

б) уточненная датировка – до 616/578г. до. н.э.

2. Ранжированное общество и простой чифдом (regia)

а) с 753г.;

б) с 616/578г.

3. Начало перерастания ранжированного общества в стратифицированное и формирование сложного чифдом (regnum):

а) с 616/578г.

б) с 509/493г.

4. Перенос акцента с гентильно-ранговых связей на сословные, уравнение плебеев с патрициями и юридическое признание фамилии; завершение латинско-сабинского противостояния и объединение триб в сложный чифдом – с 449/445г.

5. Оформление стратифицированного общества: превращение патрициев и плебеев в сословия, а фамилии в социально-экономическую ячейку, складывание единой политической системы сложного чифдом – с 367г.

6. Раннее государство: оформление гражданской общины и возникновение классов-сословий граждан и рабов – с 300/287г.

В заключение обратимся к завершающему этапу эпохи раннего государства. Государство вроде бы сохранило свою социальную форму (res publica restituta): по-прежнему гражданская община, расширившаяся, однако, до пределов Италии, противостояла провинциалам. Формально прежние взаимоотношения сохранялись, однако над гражданской общиной теперь стоял принцепс, призванный решать италийские и провинциальные вопросы. Принцепс одновременно был и правителем-императором.

Особенностью античного раннего государства, видимо, было то, что гражданская община, выполнявшая поначалу роль аппарата, постепенно растворялась сначала в италиках, затем в провинциалах. Поэтому в развитии римской государственности просматривается два переходных типа государства: республика и принципат.

Таким образом, переход к империи положил начало изменению гражданской общины в Римском государстве. Античная форма собственности как форма, основанная на господстве гражданской общины, изживает себя в I в. до н.э. Новая политическая реальность создала определённые условия воспроизводства старой социальной формы гражданской общины, но отняла у неё суверенность. Это положило начало высвобождению отношений частной собственности из-под опеки гражданской общины, укреплению крупного и мелкого землевладений, оформлению неограниченной частной собственности и переходу к новому, классическому праву на её основе. Поэтому «расцвет неограниченной собственности» логично приурочить «ко времени качественной политической перестройки, создавшей орудие вмешательства в отношении собственности».



biofile.ru

Возникновение Рима | История

возникновение римского государства

Возникновение Рима

Римляне начали исторический путь скромнее, нежели «богоподобные греки». У них не было и столь ярких сказаний. Рим вначале напоминал большую деревню (здесь не было роскошных храмов, каменных зданий и стен).

История Рима начинается с середины VIII в. до н. э. Ранний период римского государства принято называть «царским», затем уж наступил этрусский период. Первыми рабовладельческими центрами в Италии были этрусские и греческие города. И вообще начальный период «древнеримской истории» (VIII–VI вв. до н. э.) принято считать неримским, ибо тогда была гораздо заметнее роль греков и этрусков. В Северной и Средней Италии сохранилось немало их памятников. Прежде всего это погребальные камеры с найденными оружием, утварью, ювелирными украшениями, росписями. Найден греко этрусский порт Спина на Адриатике. Остатки жилищ этрусков выявлены и близ Аквы. В этрусском порту Пирги обнаружены остатки святилищ и храмов, в одном из которых найдены золотые пластины с этрусско финикийскими текстами, посвященные богиням Уни и Астарте. В самом центре Рима, на Палатине, Эсквилине, других холмах, на форуме обнаружены могилы и сакральный комплекс «могилы Ромула». Тут же следы водостоков и замощенных улиц, следы храмов и дома жриц весталок, храма Согласия и архивохранилища. Наиболее древняя надпись на территории Рима, на керамическом осколке VII в. до н. э., дана этрускими или греческими буквами. Самая древняя латинская надпись на Черном камне с римского форума греческими буквами («могила Ромула») представляет собой место почитания легендарного основателя Рима. Все это отчетливо указывает на то, кто же был самым ранним обитателем земель Италии. Первые письменные представления о жителях Италии дал Гомер в «Одиссее», а первое упоминание о Риме встретите у Гелланика Лесбосского.

Первый римский царь принимал под свою руку пришельцев, включая нищих, разбойников и беглых рабов. Однако рост Рима сдерживался тем, что у римлян ощущался недостаток женщин. Тогда то и произошло знаменитое похищение сабинянок, которых пригласили на празднество. Сабины – италийское племя. Жили они в IX в. до н. э. севернее Рима, в Центральной Италии, и занимались преимущественно скотоводством. В правление легендарного царя Тита Тация на них напал Ромул. Легенда говорит, что причиной нападения были женщины. Среди разношерстной братии Ромула было гораздо больше мужчин, которые по ночам тосковали без дам. И вот Ромул решил с помощью хитрости восполнить нехватку женщин. Он устроил игры, позвал на них сабинянок вместе с семьями и их родителями, и те с удовольствием явились. Тут и состоялось знаменитое «похищение сабинянок». Хотя похитили лишь незамужних, сабины, естественно, возмутились, и вспыхнула война. В возникшей из за этого коварного похищения жестокой войне Ромул победил ценинов, антемнатов, крустуминов, сабинов и др., поскольку их города находились рядом. Тит Ливий описал первые шаги римлян: «Римское государство, первоначально весьма маленькое, а затем увеличившееся настолько, что нет тому примеров в памяти человеческой, ведет свое начало от Ромула. Он родился от весталки Реи Сильвии и, как утверждают, от Марса, вместе с братом своим Ремом. Разбойничая с пастухами, он, 18 лет от роду, на 11 день до майских календ третьего года от шестой Олимпиады и на 394 г. от падения Трои, основал на Палатинском холме небольшой город… Основав город, который по имени своему он назвал Римом, далее Ромул поступил так: многих окрестных жителей наделил он гражданскими правами, выбрал 100 человек из стариков, дабы по их совету управлять всеми делами, и назвал их сенаторами по годам их». Так начинал свой путь «великий Рим» – с разбоя и краж. Так что кровь убитого Ромулом на Палатине Рема, затем Ромула, убитого патрициями, и украденные женщины дали начало возникновению западной цивилизации. Римское государство начало свое существование в истории с актов насилия, грабежа, умыкания женщин. Эти темы нашли воплощение в картинах Давида, Пуссена, Рубенса и ряда других известных художников и скульпторов.

vladhistory.com


Смотрите также