Занятия жителей древнего рима. Население и управление в Древнем Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок 51. Жители Древнего Рима. Занятия жителей древнего рима


Население и управление в Древнем Риме

Природа и занятия жителей.

В Италии, расположенной на Апеннинском полуострове, благоприятные условия для жизни людей. Здесь были прекрасные условия для занятия земледелием и скотоводством. В отличие от Греции, в Италии было много плодородных земель. Местные жители выращивали просо, ячмень, пшеницу, садили оливковые деревья и выращивали виноград. Урожаи в Италии были гораздо богаче, чем в Греции. Юг полуострова славился своими прекрасными пастбищами, на которых паслись многочисленные стада скота: овец и коров.

Апеннинские горы были богаты строительным камнем, металлами, что позволяло ремесленникам изготавливать орудия труда, оружие, посуду и украшения. Склоны гор были покрыты лесами. Дерево использовалось для строительства домов и кораблей. Реки и прибрежные морские воды изобиловали рыбой, что способствовало развитию рыболовства и торговли.

Большее количество плодородных земель в Италии привело к тому, что в отличие от древних греков, которые отдавали предпочтение скотоводству, жители Древней Италии больше занимались земледелием. По этой причине у жителей Италии в отличие от греков никогда не было недостатка в хлебе. И если греки вынуждены были покупать хлеб в других странах, то римляне, имеющие излишки хлеба, наоборот, продавали его другим народам.

В I тысячелетии до н.э. народы, населяющие Италию, создали здесь свою, хоть и похожую на Грецию, цивилизацию.

Население и управление в Древнем Риме.

История древнего государства Италия известна как история Древнего Рима. В отличие от Греции, которая не была единым целым и представляла собой множество городов-государств (полисов), в Италии сложилось единое государство, столицей которого стал город Рим.

Почти во всех греческих полисах, население делилось на 2 группы: граждан (у которых были права) и неграждан (которые прав не имели). Главой древнегреческого полиса (кроме Афин) был царь, передающий свою власть по наследству. Такая форма государственного устройства называется монархией;

Главным органом власти было Народное собрание, в работе которого участвовали только граждане.

Население Древнего Рима также делилось на 2 группы: патрициев и плебеев. Патрициями считались потомки древнейших жителей Рима. Кроме патрициев в городе жили переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии. Их стали называть плебеями.

В управлении Римом принимали участие только патриции. Старейшины родов заседали в совете, который назывался Сенат. Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин – патрициев. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно. У плебеев было только одно право: служить в войске и получать часть военной добычи.

В 510 г. до н.э. римляне подняли восстание против царя Тарквиния Гордого, который не был избранным царём. Он захватил царский трон, убив своего предшественника. Тарквиний был изгнан из Рима, а римляне решили больше царя не выбирать.

Новое государственное устройство они назвали республикой (от латинского слова «общее дело»). Теперь народное собрание на 1 год избирало двух консулов, которые должны были советоваться друг с другом и принимать общие решения.

В 494 г. до н.э. плебеи, возмущённые недостатком прав, отказались подчиняться консулам и воевать в римском войске. Оставшись без половины войска, патриции разрешили плебеям выбирать Народного трибуна, который стал защищать права плебеев в сенате.

Верования древних римлян.

С давних пор у римлян возникли религиозные верования. Их первой религией, как и у греков, являлось язычество. Римляне верили, что их жизнь зависит от множества богов, которые дают им пищу, охраняют их жизнь, жилище, помогают одолеть врагов. Царём богов римляне считали Юпитера – бога неба, дневного света и грозы.

На капитолийском холме в Риме ему был воздвигнут храм. Здесь же стояло святилище богини Весты – хранительницы домашнего очага. Жрицы – весталки давали обед безбрачия и служили своей богине 30 лет.

Ещё одним почитаемым римлянами богом был Марс – бог войны. В храм, посвящённый ему, римляне приносили захваченное в бою оружие.

Богиней любви у римлян была Венера.

Живя возле моря, и ведя по нему активную торговлю, римляне поклонялись Нептуну – повелителю морей.

Провожая в последний путь своих умерших родственников и друзей, римляне приносили дары Плутону – богу царства мёртвых.

В отличие от Древней Греции, где не было жреческого сословия, и каждый гражданин полиса мог сам исполнять религиозные функции (совершать обряды, приносить жертвы богам, возносить молитвы) в Древнем Риме было создано особое религиозное сословие. Высшими жрецами у римлян считались понтифики, которые избирались на свою должность пожизненно. Всего римляне избирали 9 понтификов, которые возносили молитвы богам, исполняли различные религиозные обряды и приносили жертвы всем богам.

Так же как и древние греки (которые восхищались подвигами Геракла), древние римляне тоже почитали своих героев, которые своими подвигами завоевали их восхищения. Среди этих героев, которых считали полубогами, самым отважным для римлян являлся Геркулес – сын Юпитера.

Не смотря на всю похожесть римских религиозных верований на греческие, следует сказать, что всё- таки у древних римлян сложился свой пантеон богов, со своими именами, судьбами и религиозным сословием.

gigabaza.ru

Урок «Древний Рим»

Основные понятия: Италия, римляне, земледелие, садоводство, ремесло, животноводство, мореплавание, рыболовство, Ромул, 753 год до н.э.. Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение.

Задание «Отыщи слово». Учитель за экраном произносит понятия в определённом порядке, а учащиеся из предложенного индивидуального набора слов выбирают и раскладывают понятия в нужном порядке.

Древняя Греция, Македония, греки, македоняне, фаланга, полис, демократия, Вавилон, Александрия.

Назовите понятия, правильно расставляя ударение.

Задание «Найдите лишнее слово». Переставьте буквы так, чтобы получились слова. В каждом столбике есть лишнее слово.

I)

II)

Задание «Угадайте Что? или Кто?» Учитель показывает картинку, учащиеся отгадывают, что на ней изображено.

Полис, фаланга, акрополь, Олимп, портик, Македония, Древняя Греция, Зевс, ремесло, садоводство, животноводство, рыболовство, мореплавание, торговля. Задание. Сгруппируйте понятия. Работа с сигнальными карточками.

Древняя Греция Македония
III. Изучение нового материала Подготовка к восприятию темы

- Историю какого государства мы будем изучать?

- Решите ребус. (Древний Рим).

СЛАЙДы 1-2.

СЛАЙД 3

Запись темы на доске «Древний Рим».

- Какую тему мы будем изучать сегодня?

Цель: получить представление о Древнем Риме.

План:

1. Расположение государства.

2. Природные условия и занятия жителей.

3. Легенда о возникновении Рима. ФИЗМИНУТКА 1. Расположение государства.

Работа с картой. СЛАЙД 4

К Западу от Греции расположен Апеннинский полуостров, очертанием напоминающий сапог. Он как будто наступает на Грецию своим каблуком. Греки назвали эту страну Италией.

Продолжением Аппенинского полуострова является остров Сицилия.

Работа с атласом стр. 26 СЛАЙД 5

  1. Найдите на карте Апеннинский полуостров, остров Сицилия.
  2. Покажите Италию.
  3. Какими морями омывается Италия?
СЛАЙД 6

На Апеннинском полуострове располагалась страна Италия. (Запись в тетрадь) 2. Природные условия и занятия жителей.

По ходу рассказа учителя, учащимися заполняется таблица.

СЛАЙД 7.

Природные условия Занятия жителей
Обилие островов и изрезанность Тирренского и южного побережья Италии. мореплавание
Много плодородной земли. земледелие
Много сочных пастбищ. животноводство
В Италии плодоносили груши, яблоки, виноград, а на юге — оливковые деревья, гранаты и миндаль. садоводство
Моря были богаты рыбой и моллюсками. рыболовство
Полезных ископаемых было немного, но они имели важное значение: железо, медь, олово, сланцы, серебро, золото, строительный камень и мрамор. Богатством были соль и глина. ремесло

Природа Апеннинского полуострова в древности и занятия жителей Италии.

Апеннинский полуосторов напоминает сапожок, который глубоко вдается в Средиземное море. Еще в глубокой древности греки стали называть его Италией.

На западе Италия омывается волнами Тирренского моря, с юга Италия омывается Ионийским, а с востока — Адриатическим морем. Обилие островов и изрезанность Тирренского и южного побережья Италии способствовали здесь развитию мореплавания.

По площади Италия значительно превосходит Грецию, больше в ней и низменностей и долин, пригодных для земледелия.

Италия богаче Греции водными ресурсами. Крупнейшей водной артерией является Падус, который греки назвали Эриданом. В бассейне этой реки много сочных пастбищ.

В древности страна была богата растительностью, Альпы выше 1700 м были покрыты хвойными деревьями — сосной, пихтой, елью. Ниже их сменяли широколиственные буки, дубы, благородные каштаны. В Средней Италии они смешивались с вечнозелеными пиниями, кипарисами, олеандрами, на склонах Апеннин и в холмистых равнинах росли лавры, мирт. На юге шелестела только вечнозеленая растительность.

С глубокой древности в Италии плодоносили груши, яблоки, виноград, а на юге — оливковые деревья, гранаты и миндаль. Из злаков культивировали пшеницу, ячмень. Жители Италии выращивали лён, бобовые и огородные культуры.

Леса и рощи густо покрывали страну. В лесах водились волки, медведи, кабаны, зайцы, на горных склонах — серны, газели. В древней Италии были приручены свиньи, козы, крупный рогатый скот, овцы, лошади, ослы и мулы.

Моря были богаты рыбой и моллюсками. Из раковин, добываемых в Тарентинском заливе, получали пурпур.

Полезных ископаемых было немного, но они имели важное значение: железо, медь, олово, сланцы, серебро, золото, строительный камень и мрамор. Богатством были соль и глина. СЛАЙД 8.

Учащиеся записывают в тетрадь Занятия жителей Италии. 3. Легенда о возникновении Рима.

СЛАЙД 9.

СЛАЙД 10. Работа с атласом.

  • Найдите на карте город Рим.
  • Найдите на карте реку Тибр.
СЛАЙД 11.
  • Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Город Рим расположился на семи холмах. Главными из них были Палатин, Авентин и Капитолий.
  • Основание города Рима относиться к 753 г. до н. э.
  • Существует легенда о том, как появился этот город.

СЛАЙД 12.

Работа с текстом в форме игры «Реставрация».

Учитель выбирает текст по изучаемой теме. Каж­дое предложение должно начинаться с новой строки и нести са­мостоятельную смысловую нагрузку.

Необходимо разрезать текст на полоски. Полоски перемеши­ваются и помещаются в конверт. Это заготовка для игры. На уроке или индивидуальном задании ученику необходимо вос­становить текст с опорой на учебник стр. 205-206.

Для удобства проверки учитель в уголке каждой полоски написать опре­деленную букву так, чтобы при правильном выполнении задания учеником из этих букв складывалось словосочетание (об этой «головоломке» учащийся не предуп­реждается).

Чтобы восстановить необходимый порядок, учащимся не­обходимо внимательно изучить смысл каждого предложения. В результате происходит достаточно качественное усвоение информации.

Легенда об основании Рима

Г В Италии в устье реки Тибр жило племя Латинов. Много лет назад здесь правил царь Нумитор. У него был злой и завистливый брат Амулий, который хотел царствовать один. Амулий отнял у Нумитора власть, убил его сына, а дочь Рею Сильвию сделал весталкой — жрицей богини Весты (жрицы богини Весты, должны были давать обет безбрачия).
о Не прошло и года, Рея Сильвия родила двух мальчиков. Услышав эту весть, Амулий велел утопить близнецов в волнах Тибра.
р Бросив корзину на мелководье, слуги возвратились домой. Корзина зацепилась за ветку прибрежных кустов, а когда начался отлив, дети оказались на берегу.
о На жалобный крик братьев прибежала волчица. Облизав малышей, она накормила их своим молоком.
д Вскоре их нашел царский пастух и отнес своей жене. Пастух и его жена, дав найденышам, имена Ромул и Рем, воспитали их отважными и сильными.
Когда они выросли и узнали тайну своего рождения, задумали мстить. Они убили Амулия. В тех местах, где так чудесно спаслись решили основать новый город.
Р Рем выбрал для строительства города один холм, а Ромул другой. Когда Ромул стал строить оборонительную стену, Рем в насмешку перепрыгнул через нее. Взбешенный Ромул нанес Рему удар, оказавшийся смертельным.
и Убийство брата не помешало ему основать город и назвать его своим именем Рим ( по-латински Рома). Ромул стал первым царем Рима.
м 753 год до н.э. – основание города Рим.

СЛАЙД 13.

Задание. Подберите текст к данному фрагменту

СЛАЙДы 14-16.

РОМУЛ – это основатель Рима.

Учащиеся делают записи в тетради.

III. Закрепление

  • Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

Задание 1. Назови слова, правильно расставляя ударение.

Италия, римляне, город Рим, Ромул, 753 год до н.э.

Задание 2. Найдите ошибку в тексте. Работа с сигнальными карточками.

На Апеннинском полуострове располагалась Древняя Греция. В 735 году до н.э. был основан город Рим. Основателем города Рима был Рем. Жителей Рима называли ромулы. Задание 3. «Древо познания». Учащимся необходимо составить по 4 вопроса. Лучшие вопросы вывешиваются на Древо познания на следующем уроке.

Кто …………………………..?

Где…………………………….?

Когда……………………………?

Как……………………………….?

IV. Обобщение.

V. Итог урока.

1. Рефлексия. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана. Слайд 17.

  1. На уроке я работал(а)
  1. Сегодня я узнал(а)
  2. Я выполнял(а) задания
  3. Материал урока мне был

………………

………………

понятен / не понятен

2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок. 3. Домашнее задание.
  1. Выучить записи в тетради.

Информация предоставлена сайтом: http://eztea.ru

С конспектами и презентациями по урокам истории и обществознанию Вы можете ознакомится на сайте http://eztea.ru

uverenniy.ru

Урок 51. Жители Древнего Рима

Урок 51. Жители Древнего Рима
Тип урока: урок–конкурс «Подготовка к путешествию в Древний Рим» (Б), (П)
Средства обучения:
  1. ПР
  2. Словарь «Культура Древнего мира»
  3. Рабочая книга «Я и история».
Цели урока:
  • создать представления о жизни и быте древних римлян;
  • организовать самостоятельное изучение темы учащимися на основе электронных словарей,
  • приобрести опыт воспроизведения знаний от лица героев прошлого,
  • диагностировать уровень сформированности умений самостоятльного изучения заданной темы.
План урока:
  1. Римская семья.
  2. Одежда и облик римлян.
  3. Религия и религиозные обряды римлян.
  4. Образование римлян.
  5. Жилища римлян.
  6. Пища.
Дифференциация обучения: Работа по группам равного состава
Преемственные связи: Межпредметные – Обществознание (опережающие): семья, семейные отношения; технологии (труд): пошив одежды, изготовление пищи; МХК: архитектура Рима. Внутрикурсовые – патриции, плебеи, опережающие – культура Древнего Рима.
Основные понятия: рабы, колоны
Подготовка к уроку: Ученикам разъясняются условия игры «Подготовка к путешествию в Древний Рим».Ученики участвуют в отборочном конкурсе претендентов на поездку на «машине времени» в Древний Рим. Победителям конкурса предстоит «отправиться» в Рим для «проживания» там в качестве сына или дочери (в своем возрасте) в одной из четырех римских семей. Ученики делятся на 4 группы. Члены группы заранее знают, в какую из 4 семей они смогут отправиться. Состав учеников каждой группы определяет учитель. В нее должны входить сильные, средние и слабые ученики примерно в равном составе. Из каждой группы для «поездки» на конкурсной основе отбирается по 2 человека.Для того чтобы «прожить» 1 день в Риме, ученикам надо подробно представлять жизнь в «своей» семье. Отборочную комиссию лучше составить из старшеклассников, обязательно снабдив их верными ответами на задания конкурса и количеством баллов, начисляемых за каждый ответ. Ученикам предстоит проявить знания о жизни и быте древних римлян. См. "Рекомендации учащимся" ниже.
Проведение урока. Для просмотра презентации скопируйте в адресную строку браузера и перейдите по ссылке

Логика проведения урока задается в презентации заданиями для испытаний претендентов на путешествие в прошлое. Конкурсные задания поддерживаются видеорядом презентации. Выставляемые баллы конкурсантов подсчитываются как по группам, так индивидуально. Сумма баллов за самостоятельное изготовление моделей одежды и пищи должна в 5 раз превышать суму баллов за ответы на вопросы презентации.

Победителям игры выдается билет на «машину времени» для «поездки» в Древний мир.

Домашнее задание.

Изучение темы по учебнику.

Рекомендации учащимся.

Вам предлагается совершить путешествие на машине времени в Древний мир и оказаться членом одной их римских семей (сыном или дочерью). Но для такого путешествия необходимо пройти конкурсные испытания. Подготовиться к ним вам поможет электронный словарь «Культура Древнего мира» и другие словари. Постарайтесь сами найти в них нужные материалы. От добросовестности работы со словарями во многом зависит ваш успех в конкурсе.

Римские семьи, в которые вам предстоит отправиться.

Подготовку к «Путешествию» следует вести соответственно по четырем группам. Обращайте особое внимание на те материалы словарей, которые могут быть связаны с жизнью именно той семьи, в которую вы отправитесь. Помните, что в Риме жили как богатые, состоятельные семьи, так и бедные.

1 семья (D) Децима Сепрония Лонга (Длинного) – патриция, сенатора, владельца большого имения.

2 семья (С) Сервия Клавдия Гракха – патриция, полководца.

3 семья (Т) Тиберия Юния Метелла – рыночного торговца овощами, предки Тиберия – бедная семья, в прошлом плебеи.

4 семья (G) Анда Туллия – гражданина Рима, владельца таверны, его предок – бывший раб, вольноотпущенник.

Готовимся к испытаниям.

Испытание 1. Ваша Семья.

Надо правильно подобрать себе римское имя сына (или дочери). Продумать возможный состав семьи. Порядок заключения брака. Знать, кто распоряжается имуществом в вашей семье. Знать, кому кто подчиняется в семье, права и обязанности членов семьи.

Испытание 2. Одежда и облик членов семьи.

Надо знать название видов одежды и их внешний вид, обувь, головные уборы, а также прически, косметику. Дополнительные баллы можно получить за изготовление модели одежды и обуви (на кукол).

Испытание 3. Религия в вашем доме.

Надо знать римских богов, какие события в жизни человека всегда сопровождались религиозными обрядами, а также сами обряды и праздники.

Испытание 4. Дома и городские строения.

Надо знать жилые строения, городские постройки римлян, название домов и помещений (инсулы, триклиний, перистиль, атрий, термополий). Представлять, как и чем украшались дома, как следили за гигиеной, как обогревались и т. д.

Испытание 5. Ваше воспитание и образование.

С какого возраста, кто и как получал образование. Чему учили в римских школах.

Испытание 6. Ваше питание.

Надо представлять, как, когда и чем питались римляне. Каким могло быть меню на завтрак, обед и ужин. Какой была посуда и другая домашняя утварь. Особо поощряется баллами изготовление блюд по кулинарным рецептам римлян.

5-bal.ru