Законы древний рим. 10 странных и пугающих законов Древнего Рима
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Роль закона в Древней Греции, Риме, Индии. Законы древний рим


10 странных и пугающих законов Древнего Рима

Римское право стало основной современной юриспруденции. Его обязаны знать все: юристы, адвокаты, прокуроры, судьи, все, кто имеют дело с законами. На тот момент это было самое развитое и передовое государство в мире. Впрочем, в самом Древнем Риме существовали такие законы, которые сейчас кажутся не просто дикостью, а настоящим варварством.

Запрещалось носить пурпур

zakony-drevnego-rima-2zakony-drevnego-rima-2

Основной одеждой римского гражданина была тога — большой кусок шерстяной материи, который повязывали вокруг тела. Тога, как правило, была белого цвета, часто имела пурпурные или золотые полосы или цветной орнамент. Скорбящие носили серую или чёрную тогу. Каких-то строгих правил в выборе цвета тога в Риме не было. Кроме одного: носить тогу пурпурного цвета мог лишь император. Причём продиктовано это ограничение было сугубо прагматичными соображениями. Дело в том, что фиолетовый краситель в те времена был невероятно дорогим. Его изготавливали только в Финикии и привозили в Рим по специальному заказу императора. Причём для того, чтобы изготовить достаточное количество красителя для покраски одной тоги, требовалось раздавить около 10 тысяч моллюсков. Так что пурпур был в прямом смысле слова на вес золота.

Запрещалось закатывать большой пир древний рим, римское право, странные законы

zakony-drevnego-rima-3zakony-drevnego-rima-3

В Древнем Риме были весьма распространены сумптуарные законы — законы против излишней роскоши в обстановке, одежде, еде и прочем. Один из таких — закон Гая Орхидия от 181 года до н. э., который ограничивал расходы на пиры. Впоследствии была принята его более строгая версия, которая называлась Фанниев закон. Этот закон разрешал угощать у себя в доме не более трех гостей, а в базарные дни — не более пяти: таких дней было три в месяц. Приварок позволялось готовить не дороже, чем на 2,5 драхмы, на копчёное мясо разрешалось тратить в год не больше 15 талантов, овощей же и бобов для похлёбки — сколько давала земля.

Запрещалось плакать на похоронах

zakony-drevnego-rima-4zakony-drevnego-rima-4

Похороны в Древнем Риме были весьма интересной церемонией. Вынос тела, особенно если покойный был человеком знатным и состоятельным, сопровождал глашатай. Перед преданием тела земле или сожжением на костре, покойного в сопровождении процессии проносили по городу с обязательным посещением форума. В начале похоронной процессии шли музыканты, позже — плакальщицы, затем певчие, которые исполняли умершему похвалы, а после актеры, исполнявшие комические сцены из жизни покойника. После актеров несли картины, изображавшие деяния умершего (особенно, если он был военным), а также маски его предков. Чем более знатным и почитаемым человеком был усопший, тем больше плакальщиц нанимали в его процессию. Совершенно посторонние женщины, которые даже не знали покойного, буквально рвали на себе волосы, стенали и царапали лица, изображая скорбь. В конце концов дошло до того, что плач на похоронах просто запретили, чтобы люди не нанимали таких актёров.

Отец мог легально убить любовника своей дочери

Arles muséee archeologiqueArles muséee archeologique
Arles muséee archeologique

Вообще, по части супружеских измен законодательство Древнего Рима было достаточно своеобразным, хотя и отражало в достаточной мере мораль и нравы того времени. Если мужчина заставал свою жену с любовником, он должен был запереть их обоих в доме и позвать как можно больше соседей, чтобы они засвидетельствовали факт измены. После официального обвинения мужчина должен был обязательно развестись со своей женой, чтобы его самого не обвинили в сутенёрстве. В том случае, если любовник жены оказывался актёром или вольноотпущенником, мужчина имел полное право убить его. А вот если отец застанет свою незамужнюю дочь с любовником, то имеет право бить его в независимости от его социального статуса. С другой стороны, измена мужчин своим жёнам с проститутками, актрисами и прочими порочными женщинами юридически никак не наказывалась.

Убийцу родителей надлежало утопить в кожаном мешке с животными

Monographien zur deutschen Kulturgeschichte, herausgegeben von G. Steinhausen

Monographien zur deutschen Kulturgeschichte, herausgegeben von G. Steinhausen

Читай продолжение на следующей странице

1 2 Читать дальше →

factor-e.ru

Роль закона в Древней Греции, Риме, Индии

У греков и римлян, как и у индусов, закон был в начале частью религии. Древние кодексы гражданских общин были собранием ритуалов, обрядовых предписаний, молитв и вместе с этим законодательных постановлений. Законы о частной собственности, законы о наследовании были рассеяны среди правил, касающихся жертвоприношений, погребения и культа мертвых.

То, что осталось у нас от древних законов Рима, называвшихся царскими законами, относится настолько же к культу, как и к правилам гражданской жизни. Один из них запрещал виновной жене приближаться к алтарю, другой запрещал употребление известных кушаний при священных обедах; третий указывал, какую религиозную церемонию должен совершить победитель при возвращений в город. Законы Двенадцати Таблиц, хотя и более позднего происхождения, содержали, тем не менее, еще мельчайшие предписания: относительно религиозных обрядов погребения. Труд Солона был одновременно сводом законов, постановлений государственного строя и религиозных предписаний. Там был обозначен и порядок жертвоприношения, и цена жертвенных животных, равно как и обряды бракосочетания и культа мертвых.

Цицерон в своем трактате «О законах» намечает план законодательства, и план этот не вполне плод его творчества. Он подражает по существу, как и по форме, своего кодекса древним законодателям. Вот первый закон, который он вписывает: «Пусть никто не приблизится к богам иначе, как с чистыми руками; — пусть всякий блюдет храмы отцов и жилище домашних Ларов; — пусть жрецы употребляют во время священных трапез лишь дозволенные яства; — пусть воздается богам манам должный им культ». Римский философ, без сомнения, мало интересовался этой древней религией ларов и манов, но он писал свой трактат в общих чертах по образцу древних законодательных сборников, и ему казалось, что он должен внести в него религиозные правила культа. В Риме было вполне признанной истиной, что нельзя быть хорошим верховным жрецом, не зная законов, и обратно — нельзя знать хорошо права, не зная религиозных постановлений. Верховные жрецы являлись долгое время единственными юристами.

Так как не было почти ни одного случая жизни, который не имел бы отношения к религии, то вследствие этого все было подчинено решению жрецов, и они являлись единственными компетентными судьями в бесчисленном количестве судебных дел. Все спорные дела, касающиеся браков, развода, гражданских и религиозных прав детей, — подлежали их суду. Они судили и за кровосмешение, и за безбрачие. Так как усыновление касалось религии, то оно могло быть произведено только с согласия верховного жреца. Составить завещание значило прервать тот порядок, который религия установила для наследования имущества и передачи культа, а потому завещание должно было вначале представляться на утверждение верховного жреца. Так как границы всякой земельной собственности были обозначены религией, то, если возникали пограничные споры между двумя соседями, они должны были являться на Суд к верховному жрецу или к арвальским братьям. Вот почему одни и те же лица были и жрецами и юристами: право и религия составляли одно целое.

В Афинах первый архонт и царь имели почти одни и те же судебные права, как и римский верховный жрец. Обязанностью архонта было наблюдать, чтобы домашние культы не прекращались, а царь, весьма походивший на римского верховного жреца, являлся верховным руководителем религии гражданской общины. Поэтому первый разбирал все споры, касающиеся семейного права, а второй — все преступления против религии.

Способ создания древних законов представляется совершенно ясным. Не люди изобрели их. Солон, Ликург, Минос, Нума могли записать законы своих гражданских общин, но они их не создали. Если мы будем подразумевать под законодателем человека, который создает собрание законов силою своего гения и заставляет других людей подчиняться им, то такого законодателя никогда не существовало у древних. Народные постановления тоже не являлись источником законов. Мысль, что количество поданных голосов может создать закон, явилась очень поздно в гражданских общинах и лишь после того, как эти общины были дважды преобразованы переворотами. А до тех пор законы являлись как нечто древнее, неизменное, благоговейно почитаемое. Столь же древние, как и гражданская община, они были установлены основателем общины одновременно с тем, как он установил очаг, moresque viris et moenia ponit. Он учредил их одновременно с учреждением религии. Но все же нельзя сказать, что он их сам придумал. Кто же был их истинным создателем? Когда мы говорили об организации семьи, о греческих и римских законах, устанавливавших право собственности и наследования, право завещания, усыновления, то мы заметили, до какой степени точно соответствовали эти законы верованиям древних поколений. Если сопоставить эти законы с естественной справедливостью, то они часто окажутся в противоречии с ней, и станет совершенно очевидным, что не из понятий абсолютного права и не из чувства справедливости они почерпнуты. Но если мы сопоставим те же законы с культом мертвых и культом очага, сравним с различными предписаниями этой первобытной религии, то мы увидим, что они находятся в полном взаимном соответствии.

Человеку не приходилось обращаться к своей совести и говорить: это справедливо, это несправедливо; древнее право возникло не так. Человек веровал, что священный очаг в силу религиозного закона переходит от отца к сыну; из этого следовало, что и дом является наследственным имуществом. Человек, похоронивший своего отца на своем поле, твердо верил, что дух умершего навсегда овладел этим полем и требовал здесь себе вечного культа от потомства, из этого следовало, что поле — владенье умершего и место жертвоприношений — становилось неотчуждаемой собственностью семьи. Религия говорила: сын есть продолжатель культа, а не дочь, и закон вместе с религией повелевал: наследует сын, дочь же не наследует; наследует племянник по мужской линии, но не по женской. Вот как создался закон: он явился сам собою, его не надо было изыскивать. Он являлся прямым и необходимым следствием верований, он был сама религия, приложенная к взаимным отношениям людей между собой.

Древние говорили, что законы свои они получили от богов. Жители Крита приписывали свои законы не Миносу, но Юпитеру; лакедемонцы верили, что их законодателем был не Ликург, а бог Аполлон. Римляне говорили, что Нума писал свои законы под диктовку одного из самых могущественных божеств древней Италии — богини Эгерии. Этруски получили свои законы от бога Талеса. Во всех этих преданиях есть правда. Истинным законодателем древних был не человек; законодателем этим были религиозные верования, которые человек носил в своей душе.

Законы долгое время оставались предметом священным. Даже в ту эпоху, когда было признано, что для создания закона достаточно воли одного человека или общего голосования народа, даже и тогда к религии обращались за советом или, по меньшей мере, спрашивали ее согласия. В Риме единогласная подача голосов не считалась достаточной для создания закона; требовалось сверх того, чтобы решение народа было одобрено верховными жрецами, и чтобы авгуры удостоверили благосклонность богов к предлагаемому закону. Однажды, когда плебейские трибуны хотели добиться от собрания триб принятия нового закона, то один патриций сказал им: «какое право имеете вы создавать новый закон или касаться законов уже существующих? Вы, не обладающие правом ауспиций, вы, не совершающие в ваших собраниях религиозных священнодействий, что имеете вы общего с религией и всеми священными предметами, среди которых нужно считать и законы?»

Из сказанного будет вполне понятно, какую привязанность и какое глубокое уважение сохраняли долгое время древние к своим законам. Не дело человеческих рук видели они в них; происхождение этих законов было священно. И не пустой фразой являлись слова Платона, говорящего, что повиноваться законам — это значит повиноваться богам. Платон выражал только общую всем грекам мысль, когда в «Критоне» выводит перед нами Сократа, готового умереть, потому что закон этого от него требует. Еще раньше Сократа на Фермопильской скале было написано: «Путник, возвести Спарте, что мы пали здесь все, верные ее законам». Закон у древних был всегда священным; во времена царей он был владыкою царей, во времена республик — он был царем народов. Неповиновение закону был святотатством.

В принципе закон был неизменен, потому что он был божественен. Нужно заметить, что законы никогда не отменялись; можно было издавать новые, но старые продолжали всегда существовать, как бы ни были они противоречивы друг другу. Драконовы законы не были уничтожены законами Солона; ни царские законы — законами Двенадцати Таблиц. Камень, на котором были вырезаны законы, был неприкосновенен; самое большее, что наименее богобоязненные люди позволяли себе, это — повернуть его обратной стороной. Этот принцип был главною причиною той большой запутанности, которую мы видим во всем древнем праве. В нем были собраны различные законы различных эпох все вместе, и все они имели право на уважение. В одной из судебных речей Исея мы видим двух людей, оспаривающих друг у друга наследство; каждый из них приводит в свою пользу закон; оба эти закона

совершенно противоречат друг другу и оба они одинаково священны. Таким же точно образом и собрание законов Ману сохраняет старинный закон о праве первородства и тут же рядом помещает другой, требующий равного раздела имущества между братьями.

Древний закон никогда не сопровождается указаниями на мотивы его издания. Да и зачем? Он не обязан давать отчета; он существует, потому что боги создали его. Закон не вступает в объяснения; он является как повелительная сила; люди повинуются ему, потому что они в него верят.

В течение многих поколений законы не были записаны; они передавались от отца к сыну вместе с верованиями и формулами молитв; они были священным преданием, которое увековечивалось близ семейного очага или близ очага гражданской общины.

В тот день, когда законы начали записывать, их стали вносить в священные книги, в книги обрядов среди молитв и правил священнодействий. Варрон цитирует один древний закон города Тускулума и добавляет, что он читал его в священных книгах этого города. Дионисий Галикарнасский, разбиравший подлинные документы, говорит, что в Риме до эпохи децемвиров немногие из писанных законов находились в священных книгах. Позже законы перестали записывать в обрядовых книгах, их начали писать отдельно; но они продолжали находиться, по обычаю, в храме, и жрецы продолжали быть их хранителями.

Писанные или неписанные законы эти были неизменно выражены в виде кратких изречений и по форме их можно сравнить со стихами книги Моисеевой или же со шлоками законов ману. Весьма вероятно даже, что слова закона имели ритмический размер. Аристотель говорит, что раньше того времени, как законы были записаны, они пелись. Воспоминание об этом осталось в языке; римляне называли законы carmina, стихи; а греки говорили νόμοι — песни.

Эти древние стихи были неизменяемым текстом. Изменить в них хотя бы одну букву или переместить хотя бы одно слово, нарушая таким образом ритм, это значило разрушить самый закон, уничтожая ту священную форму, в которой он явлен людям. Закон был подобен молитве, которая только тогда была приятна богам, когда слова ее оставались совершенно неизменными, и которая становилась нечестивой, если хоть одно слово было в ней изменено. В первобытном законе внешняя форма, буква — были все. Здесь нечего искать идеи или духа закона. Закон имеет ценность не по тому нравственному принципу, который в нем заключается, но по тем точным словам, из которых состоит его формула. Его сила заключается в священных выражениях, которые его составляют.

У древних и особенно в Риме идея права была неразлучна с употреблением известных священных слов. Если, например, нужно было заключить какое-нибудь обязательство, то один должен был сказать: Dari spondes? и другой должен был ответить: Spondeo. Если эти слова не были произнесены, то и договор не считался заключенным. Напрасно заимодавец требовал уплаты своего долга, должник не считался его должником, потому что сила, обязывающая человека в древнем праве, не была совесть или чувства справедливости, это была священная формула. Эта формула, произнесенная взаимно двумя людьми, устанавливала между ними правовую связь. Там, где не было формулы, не существовало и права.

Странные формы древнего судопроизводства не будут нас более удивлять, если мы подумаем, что римское право было религией, закон — священным текстом, правосудие — собранием обрядов. Истец преследовал по закону, agit lege. Выражением, формулой закона побеждает он своего противника; но ему нужна величайшая осторожность: чтобы иметь закон на своей стороне, он должен точно знать те выражения, в которых он формулирован, и произносить их вполне безошибочно. Если он употребит одно слово вместо другого, то закон более для него не существует, не может его более защищать. Гай рассказывает такого рода случай: у некоего человека сосед вырубил его виноградник; факт был несомненный; он произнес формулу закона, но в законе говорится «деревья», он же произнес «виноградник» и поэтому проиграл свой процесс.

Однако, произнесения точных слов закона было еще недостаточно, нужно было сопровождать их еще внешними знаками, которые являлись как бы обрядами этой религиозной церемонии, называвшейся договором или судебным процессом. Поэтому при всякой продаже нужно было употреблять кусок меди или весы; при покупке чего-нибудь — следовало дотронуться до покупаемого предмета рукой, mancipatio; если происходил спор о какой-нибудь собственности — изображалась притворно борьба, manum consertio. Отсюда произошли формулы при отпущении на волю, при выделении из семьи, при отправлении правосудия и все внешние действия, вся пантомима судопроизводства.

Так как закон составлял часть религии, то и он был облечен таинственным характером, как вся религия гражданской общины. Формулы закона хранились втайне, как и формулы культа. Они скрывались от чужеземцев и даже от плебеев. Происходило это не потому, чтобы патриции рассчитывали, владея законами исключительно, извлекать из этого для себя большую пользу; но потому, что законы по своему происхождению, по своей природе считались долго таинством, в которое нельзя было посвятить человека, не посвятив его предварительно в национальный и домашний культ.

Религиозное происхождение древнего права объясняет нам одну из главных его особенностей. Религия была чисто гражданская, т. е. особая для каждой гражданской общины; и вытекающее отсюда право могло быть тоже только гражданским. Но важно выяснить смысл, какой это слово имело у древних. Когда говорили гражданское право, ius civile, νόμοι πολιτικοί, то это означало, что не только каждая гражданская община имела свой кодекс, как имеет его в наши дни каждое государство, но также что и законы каждой гражданской общины имеют силу и действуют только между ее членами.

Недостаточно было жить в городе, чтобы находиться под властью законов и под их покровительством: нужно было еще быть гражданином. Закон не существовал для рабов, он не существовал также и для чужеземцев. Ниже мы увидим, что чужеземец, поселившийся в городе, не мог ни приобретать там себе собственности, ни наследовать, ни делать завещания, ни заключать какого- нибудь договора, ни выступать перед обычным судилищем граждан. В Афинах, если он являлся заимодавцем гражданина, он не мог преследовать его по суду за долг; закон не признавал силы за его договорами.

Такой порядок древнего права отличался полнейшей логичностью. Право родилось не из идеи справедливости, но из религии, и было немыслимо вне ее. Для того, чтобы между двумя людьми явились правовые отношения, нужно, чтобы между ними были предварительно религиозные отношения, т. е. чтобы у обоих у них был культ одного и того же очага и те же самые жертвоприношения. Если между двумя людьми не было этой религиозной обязанности, то не могло быть, по-видимому, и никаких правовых отношений. Ни раб, ни чужеземец не имели участия в религиозном культе гражданской общины. Чужеземец и гражданин могли долгие годы жить рядом друг с другом без того, чтобы явилась возможность установить между ними правовую связь. Право было только одною из сторон религии. Раз нет общей религии, то нет и общего права.



biofile.ru

Закон ХІІ таблиц - Рефераты по Древнему Риму - Статьи по истории древнего Рима

План

История создания законов 12 табл. Их общая характеристика

Важнейшие нормы публичного права. Публичные деликты

Правовое положение основных групп населения древнего Рима по законам 12 таблиц

Брачно-семейное право

Вещное прав

Суд и судебный процесс

История создания и общая характеристика

Римляне считали законы 12 таблиц основой всего цивилизованного права. Р. Давид считал что "римский гений создал юридическую систему, не имеющую прецедентов в мире". На протяжении многих веков законы 12 табл. Использовались у римских юристов. Стоит учитывать, что законы эти создавались в архаических период, на базе норм и обычаем доклассового и раннеклассового общества, по этому наряду с нормами и принципами основного римского права сохранялось большое число архаичных норм примитивного родового общества. Оригинальный текст законов не сохранился. Он частично воссоздан усилиями западных юристов 16-19вв. из трудов разных античных авторов цитировавших законы 12 табл. В науке посей день ведутся споры о том, что содержал оригинальный текст 12 таблиц, какова была его структура.

История создания и обща характеристика.

Римский плебес почти полвека боролся с патрициями, узурпировавшими исполнительную и судебную власть, а так же распоряжение общественной собственностью. Плебеи добивались прав политического, экономического. Прежде всего равноправия всех граждан перед законом.

Юрист 2в до н.э. Помпоний отмечал, что в течении 20 лет до издания законов 12 таблиц с 471 по 451гг.до н.э. не было никакого права. Это связанно с тем, что плебеи в 471г. до н.э. перенесли выборы плебейских трибунов и принятие законов из куриатных собраний народа(где господствовали патриции), в трибутные, где плебеи имели преимущество перед патрициями в силу своего большинства. Патриции отказались подчиняться решению плебеев, и опираясь на сенат и патрицианских консулов, в течении почти 20 лет игнорировали попытки плебеев создать новое законодательство и тем самым установить равные права для патрициев и плебеев. Именно поэтому плебеи стремились создать такие законы, которые бы ограничили исполнительную и судебную власть консулов. Главным средством решения этой задачи плебеи выбрали - создание свода законов, публично изданных и доступных для всех. Плебеи добились создания посольства в Афины для изучения законов Салона. Многие законы были переписаны и включены в текст законов 12 таблиц. Среди источников законов 12 табл. Дионисий Галикарнасский называет обычаи ранее принятые законы римлянами наработанную веками судебную практику. В 451г. до н.э. - созданная законодательная коллегия децемвиров, которая в конце года выставила на римском форуме первые 10 таблиц, а через год ещё две. Утверждается принцип "закон- -это то, что приказал и установил народ".

В законы 12 табл. вошли как публичные законы так и частное право римлян. В них расписаны все нормы о госучреждениях, так же в этих законах присутствует упорядоченная система изложения и логичность их формулировок. Согласно Авсонию законы разделены на 3 части: сакральное, публичное и частное право. По частному праву остался такой памятник как Дигесты Юстиниана, и отдельные труды римских юристов.

Важнейшие нормы публичного права. Публичные деликты

Под публичным правом римляне понимали всё, что "относится к положению римского государства", включая право жертвоприношений, жрецов и магистров. Закон запрещает предлагать народу законы об отдельных гражданах, и запрещает консулам осуждать римского гражданина высшую меру наказания иначе как в суде народного собрания. Первый "закон о привилегиях" устанавливал принцип равенства всех граждан перед законом.

Второй закон утверждал народное собрание как высший судебный орган, куда любой гражданин несправедливо осужденный мог обратиться для обжалования приговора. Этот же закон разделял компетенцию суда народного собрания и суда римских судебных магистратов. Все дела особой важности рассматривались судом народа. Судебные магистраты рассматривали частные имущественные споры между гражданами и санкции не превышавшие штрафы свыше определённой меры. К публичному праву относилась и норма, придающая высшую силу последнему закону из судебника, и календари судебных дней (фасты). Была так же норма, указывающая на регулирование римского ценза. Эта система устанавливала имущественные разряды землевладельцев "Адсидуев" и безземельных "Пролитариев", а так же способ сбора налога "трибута"

При рассмотрении в Суде народа дел о гос. преступлениях часто следовала смертная казнь, осуждение в рабство или изгнание. Иногда смертная казнь заменялась конфискацией имущества или крупным штрафом. Судьи уличённые во взяточнистве , а так же гос. изменники наказывались казнью. Среди публ. Деликтов есть системы права по уголовным преступлениям (убийство сыном своего отца или мамы - самое страшное гос. преступление).

Правовое положение основных групп населения др. Рима

В законах были нормы деления римского общества на свободных и рабов. Были так же долговые рабы. Рабство носило патриархальный характер и положение раба не особо отличалось от положения свободного человека, как это было в период классического рабства во 2-1 вв. до н.э. Увечье раба наказывалось штрафом но в 2 раза меньше чем за увечье свободного человека, так же за воровство раб наказывался более сурово. Правонарушения рабов приравнивались к правонарушениям подвластных сыновей, да и в имущественном отношении из положение не особо отличалось. Так же переход от рабства к свободе и наоборот не был столь затруднительным в позднереспубликанском Риме, но после того как закон Петелия 313г до н.э. запретил обращать гражданина в рабство а рабу стало труднее стать гражданином даже при освобождении из рабства.

Далее Законы 12 таблиц делят жителей Рима на патрициев и плебеев, запретив браки между ними. Эта норма через год была отменена плебсом.

Были сословия патроном и клиентов очень древнего происхождения. Клиент был обязан помогать своему патрону в военных операциях, на выборах и политической борьбе своего клана, но и патрон нёс ответственность перед клиентом защищая его интересы в частности в суде. Неисполнения обязанностей своему патрону сурово наказывались по закону.

Положение вольноотпущенника было похоже на положение клиента. Но вольноотпущенник сильно зависел от патрона социально и экономически. Имущество ,умершего без завещания, вольноотпущенника и не имевшего прямого наследника возвращалось патрону.

Были так же "Адсидуи"- богатые римляне относившиеся к первым 4 богатейшим разрядам. И "пролетарии" они были в 5 из беднейших разрядов( по реформе Сервия Туллия). Чаще всего это были мелкие арендаторы чужой земли. Были capite cenci (оценённые головой) бобыли не имевшие ни семьи ни имущества.

Так же выделялись латинские союзники римлян "Форкты" и "Санаты" это ближайшие соседи римлян имеющие с римским государством договорные отношения. Они заключали любые сделки в том числе и приобретали собственность на римской земле. В законах идёт речь о признании нерушимости правовых соглашений с иностранцами и о том что иностранец не мог купить вещь в Риме по давности владения.

Брачно-семейное право

В семьях был патриархальный склад. В законах были 2 нормы фиксирующие право отца над жизнью и смертью своего сына, и его право продать своего сына в рабство. Нормы установлены ещё первым рисским царём Ромулом. Отец мог признать или не признать законным сына. Ребёнок до 3 лет признанный уродом мог быть выброшен отцом. Отец властвовал над сыном всю жизнь или до 3-ей продажи, но он не мог продавать женатого сына. Положение сына уподоблялось положению роба. С освобождением сын терял права наследника.

Жена так же находилась под властью мужа. Ей было запрещено распоряжаться своим имуществом. Исключение было для "весталок" В законах было право о "3 ночах" жена не была под властью мужа, потому что она была под опекой родителей. Запрещалось продавать жену в рабство и если муж прогонял жену без причины он обязан был отдать часть имущества. За нецензурную брань перед женщиной римлянин наказывался казнью.

Вещное право

Вещное право свидетельствует о утверждении принципов частной собственности. В 5 таблице содержится норма о завещании. В древнем Риме завещание утверждалось на народном собрании или в войске. Норма Законов разрешила отцу семейства самостоятельно определять наследника в завещании. В тоже время контроль коллектива римского по распределению имущества по смерти хозяина сохранялся, о чём свидетельствует норма об очерёдности наследования при отсутствии наследника. Был архаичный принцип наследования членов одного рода. Законы утверждают право кредиторов на наследство их должников.

Так же были способы приобретения вещей по средству nexum и mancipium которые относятся с манципацией и судебной уступкой. Это так же понимается как торжественные способы отчуждения манципируемых вещей с помощью особых процедур в присутствии свидетелей или претора. Отчуждение манципируемой вещи - это или передача её другому лицу по средству nexum, или уступка в суде, с помощью которого это отчуждение может быть признанно в гражданском праве. Устанавливались не только способы передачи но и обязательства. Nexum - сделка по средству меди и весов. Законы словом "купля" охватывали всякое отчуждение вещи. Isukapio - приобретение вещи по давности владения, то есть если человек владел добросовестно вещью никому не принадлежащей, то через 1 год эта вещь становилась его собственностью (земля через 2 года). Если вещь ворованная, то срок давности на неё не распространяется. Иностранцам было запрещено приобретать собственность по давности владения. Сервитуты ограничивали права несобственника в чужой вещи, особенно это касалось земли. Нормы о сервитутах не только защищали права собственников, но и ограничивали их, защищая интересы соседей. Были сервитуты на право проезда, проведение воды, право на солнечный свет и система размежевания участка. Распространены формы коллективной собственности. Государственная земля была общественной собственностью. Ercto non cito - нормы об архаической общей собственности.

Главным юридическим основанием ответственности должника - Fides - нарушение верности клятве. Древнейшими формами договора были Nexum и Mancipium.

· Nexum - договоры частной земли.

· Mancipium - договоры по аренде государственной земли.

Для заключения денежных займов был институт стипуляции - устная форма договора (клятва). Была норма от произвола кредиторов. Были форма поручительство и залог. Некоторые лица могли сами захватывать залог.

В 8 табл. Находятся нормы о деликтах - правонарушения (уголовные): клевета, колдовство, членовредительство. Караемое либо по принципу Талиона, либо штрафом. Был так же институт Наксальной ответственности животного за ущерб нанесенный чужому имуществу. Ряд норм о воровстве и причинении имущественного ущерба. Здесь же есть номы о лжесвидетельстве злом умысле (обман)

Суд и судебный процесс

Ст. 1 табл. 1 говорится о вызове в суд. Истец сам должен обеспечивать явку ответчика и тюремное содержание. Ст. 4, 10 свидетельствуют о существовании института судебного поручительства. Ст. 5 табл. 1 оговаривает права римских союзников, а ст. 2 табл. 2 назначала день для суда между римлянами и латинами. Решение должно быть вынесено не позднее 10 дней. Ст. 7 табл. 1 говорила о состязательности судебного процесса. Судебные дела особой важности рассматривались не только судебными магистратами, но и судебной коллегией Центумвиров (100 мужей (сенаторы)). Судебный процесс носил публичный характер. Он мог состоять как из 1 так и из 2 стадий. это означает что решение суда выносилось часто судебным магистратом на стадии рассмотрения In iure. Об этом свидетельствуют наложение руки и сакраментальный иск, где решение выносил судебный магистрат, консул или претор. Был иск о требовании назначить судью. Претор назначал судью и 1-ая стадия завершалась.

2-ая стадия - In Iudicio - рассмотрение дела и вынесение приговора.

Были судьи и посредники или 3 посреднических судьи. В нормах закона содержатся сведения об основных формах легисакционных исках.

1. Иск по средству наложения руки. Истца мог защищать ответчик.

2. Сакроментальный иск. Обещание жертвоприношения. Личный и вещный (виндикационный). Принцип содействия свободе Favor Libertatis

3. Иск возникающий с момента требования истца назначить судью.

4. Иск по средствам захвата залога. Употреблялся военными или сборщиками налогов по отношении к тем кто не содержал войско. Захват освобождал истца от возбуждения дела если ответчик не предъявлял претензий.

5. Кандикционный иск.

Характер наказания: по частным искам наказывались штрафами в 2-4 кратном размере.

Не выполнение обязательств наказывалось рабством или казней. Лжесвидетельство каралось казнью.

По частным деликтам по нанесению увечья применялся древний принцип Талиона. (зуб за зуб)

Смертью наказывались за воровство чужого урожая, колдовство, поджог.

Поркой и рабством для свободного и смертью для раба наказывалось воровство.

Sacer Esto - проклятие осуждённого. Принесение виновного в жертву или изгнание.

romans.at.ua


Смотрите также