Законы древней месопотамии. Источники права Древней Месопотамии. Общая характеристика Законов царя Хаммурапи.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнейшее законодательство Месопотамии. Законы древней месопотамии


Древнейшее законодательство Месопотамии.

Начало исторического (не мифического) законодательства на Ближнем Востоке относится ко времени еще древнешумерийских протогосударств. Законы Уруинимгины (конец XXIV в. до н. э.) – самые древние из известных в истории права. Эти законы не были еще вполне правовыми предписаниями, большинство правил устанавливало неюридического характера порядки в государственно-храмовом хозяйстве Лагаша, упорядочивало оплату жрецов и других слуг правителя, гарантировало держателям храмовых и государственных наделов их права на будущее на основе справедливости. Общей социальной цели поддержания древних порядков и стабильности служили столь важные декларации о «защите вдов и сирот», об отмене разного рода долговых и продажно-закладных сделок (купля-продажа в ту эпоху была еще особой, вынужденной сделкой, совершаемой только в случае невозможности вернуть долги и унизительной по смыслу). В законах были и правила уголовного суда о наказаниях за покушения на личность и имущество полноправных шумерийцев – в основном, штрафах.

Более развитыми в юридическом отношении были законы Ур-Намму (конец III тыс. до н. э.), правителя Шумера в период нового возвышения г. Ура. Они заключали до 35 правил-статей касавшихся главным образом охраны брачно-семейных устоев: разрешалось невозбранно убить любовника неверной жены, допускался развод, о чем составлялся особый договор. В этих законах впервые упоминалось о приниженном социальном статусе рабов: так, за попытку рабыни «равняться с госпожой» следовало весьма своеобразное наказание – промывание рта 1 кг соли. Законы карали лжесвидетельство в суде, членовредительство в драке, разного рода оскорбления. Самым древним и основным уголовным наказанием были штрафы. Некоторые правила регулировали охрану частных аграрных хозяйств.

Законы Липит-Иштара (XIX в. до н. э.)были первым законченным сводом судебных правил. По указу правителя их даже высекли на каменной стеле, чтобы все прониклись идеей всеобщей справедливости, о которой гласило особое Введение. В своде было 43 статьи-правила, большая часть которых посвящалась особым правам и положению царских людей, найму ими рабочих. Более строго охранялась частная собственность: за кражу со взломом предписывалось вора зарыть в землю на месте преступления. Специальный условный раздел (ст. ст. 25-37) заключал правила, по-видимому новые, отличные от традиционных, которыми следовало руководствоваться царским судьям в брачно-семейной сфере. Разрешалось иметь двух жен, причем личные и имущественные права жены были значительными; так, ее приданое наследовали только ее дети. Развод допускался, но только через суд. Дети от рабыни по смерти господина получали свободу. Охранялась и честь женщин: за ложное обвинение в недевственности при вступлении в брак полагалось наказание в виде штрафа, наказывалось изнасилование (правда, оговаривалось, лишь в том случае, если женщина «не могла дозваться на помощь»; если она этого не делала, то считалась виноватой сама). Впрочем, регулирование того или иного вопроса было довольно случайным и только по поводу новшеств.

Законы Эшнуны (XVIII в. до н. э.)* регулировали по преимуществу правила торгового оборота, даже цены на разные товары (которые, видимо, казались неизменными). Продавец товара должен быть его собственником и в случае сомнений указать происхождение вещи: представить договор или свидетелей. В этих законах впервые появляется подразделение на не вполне полноправных людей (мушкенум), связанных с дворцовым хозяйством, полноправных общинников (авилум) и рабов. Полноправные общинники защищались обычным правом. Новые же законы касались нововведений, появлявшихся ранее всего в сфере новых отношений, связанных с государственным хозяйством и дворцом.

* В старой литературе эти законы приписывались правителю Билаламе.

studfiles.net

доклад Месопотамия. законы Хаммурапи

Доклад на тему: Месопотамия

План:

  1. История Месопотамии

  2. Законы Хаммурапи

  1. История Месопотамии

Историческая судьба Месопотамии ("Междуречье", "Двуречье") была иной, нежели у Египта. Египетская цивилизация сложилась в долине одной великой реки - Нила; месопотамская в долине Тигра и Евфрата. В этом уже есть некоторое усложнение, так сказать в "меридиональном направлении".

В "широтном" же отношении регион четко делится на южный Шумер и северный Аккад. Первый древнее, он возник в четвертом тысячелетии до н.э., фактически это первая известная на земле цивилизация. Изначально здесь сложилось множество мелких городов-государств: Урук, Ур и т.д. Письменность шумеров расшифрована, но их трудно отнести к какой-либо современной языковой семье.

Аккадцы известны с третьего тысячелетия до н. э. когда возникли их, аналогичные шумерским, города-государства: Аккад, Мари, Лагаш... Аккадский язык, вполне обосновано, относят к семитской группе обширной семито-хамитской языковой семьи. В политическом и культурном отношении Аккад является учеником Шумера.

Для истории древнего Двуречья (в противоположность Египту) характерно было состояние нестабильности, что, отчасти стимулировало относительно быстрое развитие региона. Города отчаянно боролись за власть, что иногда выливалось в создание крупных государств. Первая попытка построения империи была предпринята Саргоном Аккадским, объединившим все Междуречье. Однако, уже к концу правления Саргона, его дело рухнуло.

Гораздо более серьезным явлением была империя Третьей династии Ура, под руководством которой власть в регионе снова перешла к шумерам. Она просуществовала более века. Экономическая жизнь Месопотамии, руководимой Уром, отличала крайняя упорядоченность. Господствующей формой были крупные государственные хозяйства, все производственные процессы внутри которых были расписаны с чрезвычайной тщательностью (мы знаем об этом, ибо сохранились глиняные таблички, содержащие обширную документацию). Нередко экономику Ура эпохи Третьей династии называют плановой, сравнивая с социалистической практикой.

Господство шумерской цивилизации простиралось от южного побережья Малой Азии через все Двуречье, охватывая южное побережье современного Ирана и северное побережье Аравии. Влиянию же шумеров были подвержены и более дальние страны, например, хараппская цивилизация долины Инда.

Однако империя эта, будучи полиэтничной, (шумеры составляли в ней меньшинство населения), постепенно стала ареной борьбы между провинциями. Западные (Сирия, Палестина) территории проявляли тенденцию к отпадению. Против них шумерские цари привлекали воинственных эламитов (население княжества на примыкающей к Месопотамии территории Иранского нагорья). Борьба приняла опустошительный характер и привела не только к гибели империи и потере шумерами политического преобладания, но и к их ассимиляции Аккадом.

После периода хаоса, выросло значение молодого аккадского города Вавилон. Царь Хаммурапи (знаменитый по стелле, на которой сохранились тексты его законов) вновь объединил Междуречье, создав Древневавилонскую империю. Однако при его преемниках она получила страшный удар от хеттов (индоевропейского народа, населявшего Малую Азию (нынешняя Турция без Курдистана) и в течении второго тысячелетия до н.э. образовывавшего могущественное государство). Хетты ограбили Вавилон и ушли, но ослабленная после войны страна стала легкой добычей горного племени касситов, около пяти столетий осуществлявших там свое господство.

Постепенно, на северной окраине Месопотамии сложилась новая, родственная аккадцам, этническая общность - ассирийцы. Они, не проявляя особой оригинальности в сфере литературы, искусства, не создав передовых форм хозяйственной деятельности, обладали тем, что Ницше назвал бы ярчайшим проявлением "воли к власти". Удивительно целеустремленно ассирийский народ шел к господству над всем Ближним Востоком. Делалось это исключительно военным путем.

Дело в том, что в политическую борьбу в городах Древней Месопотамии часто в упрощенной форме можно представить как противостояние финансово-жреческой и военной группировок. В Ассирии безусловную победу одержали военные и навязали всем окрестным государствам тотальную войну на уничтожение.

На пути к мировому господству эту страну подстерегали три срыва. Первый раз она натолкнулась на мощную державу Хаммурапи. Второй раз Ассирия явилась объектом нашествия арамеев. Арамеи были еще одним семитическим народом, первоначально занимавшим территорию современной Иордании. Они наводнили многие районы Ассирии, рассекая ее территорию на отдельные куски. Постепенно, арамейский язык вытеснил аккадский (Иисус Христос в первом веке н. э. говорил по арамейски). Но арамеи не создали единой державы и куски Ассирии, концентрировавшиеся вокруг ее уцелевших городов, вновь срослись в единое целое, продолжив экспансию.

В третий раз опасность подстерегал Ассирию с Севера, в лице новой державы - Урарту (население которой, видимо, принадлежало к хурритам, чьими отдаленными потомками являются многие народы Кавказа).

Цари Урарту, схватившись с Ассирией не на жизнь, а не смерть, старались вклинить свои владения в ее территорию на западе и востоке, охватив коренные ассирийские земли с городами Ашшур, Нимруд, Ниневия. Но вторжение скифов вычеркнуло Урарту из рядов великих держав. Наступило время последнего и самого яркого взлета Ассирии.

Ее правители перешли к "политике Насаху", суть которой заключалась в широкой программе насильственного переселения народов. Таким образом, они стремились достигнуть следующих целей: преодоление сопротивления недавно покоренных стран, унификации империи, высвобождения коренных ассирийцев для пополнения армии. Проявлением данной политики явилось и знаменитое "ассирийское пленение" евреев, когда были уведены и были ассимилированы десять колен народа израильского.

Ассирийская армия стала наиболее боеспособной силой на Ближнем Востоке. Она широко использовала железное оружие, воины были закованы в пластинчатые брони, существовали различные рода войск, оснащенные передовой по тем временам осадной техникой. Устрашение наводила и чрезвычайная, даже по тем временам, жестокость ассирийцев и их натасканные на людей боевые псы.

Жертвами этой военной машины стали позднехеттские царства, Элам, арамейские княжества, Палестина, даже Египет. Но войны истощили ассирийский народ, соседи же начали перенимать прогрессивный военный опыт. На территории Ирана возникло Мидийское царство, обладавшее, подобно скифам, новым родом войск - конницей. На юге же отпал Вавилон, власть в котором захватили выходцы с южного побережья Персидского залива халдеи (они считаются потомками бежавшего от ассирийцев населения). Эти два государства сломили мощь Ассирии, разделив ее владения.

Большая часть Месопотамии после войны досталась правителю Вавилона знаменитому Навуходоносору, чью державу мы именуем Нововавилонской (в отличие от империи Хаммурапи). При нем Вавилон превратился в крупнейший город Древнего Востока (население 800 тыс. чел. !) практически неприступный для врага. Но внутреннее положение было весьма непрочным, происходила борьба этническая (халдеев и арамеев, также претендовавших на власть) и социальная (между военным и жреческим сословиями). Пророк Даниил не случайно назвал Вавилон "колоссом на глиняных ногах" (библейский образ, многократно прикладывавшийся позже к различным империям).

Могущественная финансово-жреческая группировка посчитала лучшим способом выйти из тупика противоречий присоединение к образовавшейся на востоке Персидской державе (сменившей Мидию). Окруженный тремя рядами стен Вавилон был сдан без боя (только отряд личной гвардии сына последнего царя Валтасара некоторое время удерживал цитадель в центре города). Но ростовщики, надеявшиеся, что полем их финансовых операций станет вся территория новой мировой Персидской империи просчитались. Разветвленный персидский административный аппарат жестко контролировал ресурсы, выкачивая налоги в виде серебряных слитков. Эти слитки складывались в царской сокровищнице. По иронии судьбе они не очень пригодились персам, став добычей преемников Александра Македонского, которые истратили их на междоусобные войны.

На этом заканчивается история народов древней Месопотамии, для которых миновали времена творческих порывов. Но их наследие явилось важным вкладов в мировую цивилизацию.

  1. Законы Хаммурапи.

Самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли являются Законы Хаммурапи, увековеченные на чёрном базальтовом столбе. Кроме того, сохранилось большое количество копий отдельных частей этого судебника на глиняных табличках. Судебник начинается с пространного введения, где говорится о том, что боги передали Хаммурапи царскую власть, чтобы он защищал слабых, сирот и вдов от обид и притеснения со стороны сильных. Далее следуют 282 статьи законов, охватывающие чуть ли не все аспекты жизни вавилонского общества того времени (гражданское, уголовное и административное право). Кодекс завершается подробным заключением.

Законы Хаммурапи как по содержанию, так и по уровню развития юридической мысли представляли собой большой шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими им шумерским и аккадским правовым памятникам. В кодексе Хаммурапи принимается, хотя и не всегда последовательно, принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Но телесные повреждения карались по восходящему к глубокой древности принципу "око за око, зуб за зуб". В некоторых статьях законов в определении наказания отчётливо выражен классовый подход. В частности, предусматривались суровые кары для строптивых рабов, которые отказывались подчиняться хозяевам. Человек, укравший или укрывший чужого раба, карался смертной казнью.

В старовавилонский период общество состояло из полноправных граждан, которые назывались "сыновьями мужа", мушкенумов, являвшихся юридически свободными, но неполноправными людьми, так как они не были членами общины, а работали в царском хозяйстве, и рабов. Если кто-нибудь нанёс членовредительство "сыну мужа", то наказание виновному выносилось по принципу талиона, то есть "око за око, зуб за зуб", а соответствующее членовредительство, причинённое мушкенуму, каралось лишь денежным штрафом. Если врач был виновен в неудачной операции над "сыном мужа", то он карался отсечением руки, если от такой же операции пострадал раб, необходимо было лишь уплатить хозяину стоимость этого раба. Если по вине строителя рухнул дом и в его развалинах погиб сын хозяина дома, строитель наказывался смертью своего сына. Если кто-нибудь украл имущество мушкенума, то ущерб необходимо было восстановить в десятикратном размере, в то время как за кражу царского или храмового имущества предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере.

Чтобы не уменьшилось число воинов и налогоплательщиков, Хаммурапи стремился облегчить участь тех слоёв свободного населения, которые находились в тяжёлом экономическом положении. В частности, одна из статей законов ограничивала долговое рабство тремя годами работы на кредитора, после чего ссуда, независимо от её суммы, считалась полностью погашенной. Если из-за стихийного бедствия урожай должника был уничтожен, то срок погашения ссуды и процентов автоматически переносился на следующий год. Некоторые статьи законов посвящены арендному праву. Плата за арендованное поле обычно равнялась 1/3 урожая, а сада - 2/3.

Чтобы брак считался законным, необходимо было заключить контракт. Прелюбодеяние со стороны жены каралось её утоплением. Однако, если муж желал простить неверную жену, не только она, но и её соблазнитель освобождались от наказания. Прелюбодеяние со стороны мужа не считалось преступлением, если только он не соблазнил жену свободного человека. Отец не имел права лишать сыновей наследства, если те не совершили преступления, и должен был научить их своему ремеслу.

Воины получали от государства земельные наделы и обязаны были по первому требованию царя выступить в поход. Эти наделы передавались по наследству по мужской линии и были неотчуждаемы. Кредитор мог забрать за долги только то имущество воина, которое тот сам приобрёл, но не надел, пожалованный ему царём.

studfiles.net

Источники права Древней Месопотамии. Общая характеристика Законов царя Хаммурапи.

Хаммурапи был удачливым военачальником, администратором и дипломатом. Значительная часть подвластной ему территории была присоединена путем дипломатических усилий, а не военных захватов.

Законы Хаммурапи (фактически судебник) были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления и вобра­ли: 1.    законы предшествующих правителей; 2.    обычное право; 3.    собственные установления Хаммурапи — его указы и типичные ре­шения судебных дел.

Обычное право здесь, как и в других райо­нах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных лич­ных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенно­сти в справедливости и высшей мудрости этих правил.

Законы Хаммурапи были составлены с учетом распространенных мифологических представлений о путях достижения "истинного счастья и доброго правления" (слова из торжественного Про­лога к Законам Хаммурапи). Его мудрость была нацелена на обуздание произвола власть имущих, безмерной жадности богатых и сильных по отношению к тем, кто платил налоги в царскую казну и поставлял воинов на царскую службу. В источниках времени его правления упоминаются "указы о восстановлении справедливости", которые были направлены на противодействие разорению и обезземеливанию общинников, воз­мещение ущерба от стихийных бедствий, а также социальных бед­ствий.

Законы Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов и Эпилога. Всего из сплошного текста, выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 ста­тей оказались уничтоженными (соскобленными).

Законы царя Хаммурапи были созданы в 18 веке до н.э. Структурно они делятся на введение, основную часть, включающую 282 статьи, и заключение.

Основные черты законов Хаммурапи:

  1. Сохранение пережитков древних обычаев.

  2. Казуистичность.

  3. Примитивность правовой техники.

  4. Отсутствие разницы между гражданским правонарушением и преступлением.

  5. Отсутствие деления на отрасли права.

  6. Тесная связь права и религиозно-морального ритуала.

  7. Формализм и символизм правовых норм.

  8. Наличие объективного вменения, то есть возложение ответственности на невиновного. Например, если обрушился дом и погиб сын хозяина, то надлежало убить сына строителя.

Статьи с первой по пятую посвящены наиболее тяжким преступлениям.

С 6 по 25 – охране собственности царя, храмов, царских слуг и общинников.

С 26 по 41 – имуществу и службе воинов.

С 42 по 88 – операциям с недвижимостью.

С 89 по 126 – другим торговым и коммерческим операциям.

С 127 по 195 – семейному праву.

С 196 по 214 – умышленным и неумышленным телесным повреждениям.

С 214 по 282 – операциям с движимым имуществом, имущественному и личному найму.

  1. Регулирование имущественных отношений по Законам царя Хаммурапи.

Важнейшим субъектом права собственности на землю были царь, храмы, общины и частные лица. Царские и храмовые земли объединялись в единую систему государственных земель. Из этого фонда участками наделялись должностные лица и воины. Эти земли являлись владением целевого назначения и царь мог в любой момент их отнять.

Рабы являлись объектом собственности, но поскольку они были ценными работниками, то право собственности на рабов энергично охранялось законами.

Если человек нанес телесные повреждения рабу другого человека, то должен возместить хозяину половину стоимости раба, а если в результате операции умирал раб, то врач обязан был возместить раба за раба. Таким образом, законы рассматривали телесные повреждения или убийства рабов как имущественный вред, нанесенный хозяину.

Законы Хаммурапи защищали и частную собственность. Нанесение вреда чужому имуществу влекло за собой возмещение. Кража имущества дворца или храма возмещалась в тридцатикратном размере, а имущества мушкенума в десятикратном размере.

studfiles.net

Древнейшее законодательство Месопотамии.

Количество просмотров публикации Древнейшее законодательство Месопотамии. - 63

Образ идеального правителя.

Своеобразие положения и полномочий древневосточного монарха явственно выразилось в представлении об идеальном правителœе. Монарх должен быть личностью особого рода со всœем набором добродетелœей, которые важны для стабильности правопорядка; качества, которые требуются от государя, в наибольшей степени связаны с его личным участием в управлении и в наименьшей – с его пониманием законов страны:

ʼʼ...Идеал государя является следующим: он должен быть высокого рода, со счастливой судьбой, обладающим умом и положительными качествами, обращающим внимание на совет старых и опытных людей, справедливым, правдивым, не изменяющим своему слову, благодарным, щедрым, в высшей степени энергичным, не имеющим обыкновения медлить, господином своих вассалов, с сильной волей, не имеющим в своем окружении лиц негодных и охотно принимающим наставления. Он должен обладать любознательностью, способностью учиться, воспринимать, удерживать в памяти, познавать, размышлять по поводу познанного, отвергать негодное и проникать в истину... принимающим меры против бедствий или для охраны подданных, дальновидным, обращающим главное внимание на правильное применение людей... искусным при выборе мира, войны, послаблений, крутых мер, верности договорам или использовании слабых мест врагов...ʼʼ (ʼʼАртхашастраʼʼ, 96).

Идеал древневосточного правления - ϶ᴛᴏ деятельность социально нейтральная, сдержанная в отношении к своим подданным. Среди которых, однако, следует выделять тех, кто прежде всœего служит опорой правителя и, следовательно, монархии в целом. ʼʼПоступай по истинœе, утешь плачущего, не притесняй вдовыʼʼ, – наставляет фараонов древнеегипетское Поучение. Даже судебная деятельность правителя должна быть возможно сдержаннее, в интересах собственной страны и ее правопорядка. ʼʼОстерегайся карать, неповинного не убивай; наказывай битьем и заточениемʼʼ. Подданные - ϶ᴛᴏ не враги власти и государства, в связи с этим их нужно по возможности вернуть к подчинœению; казнить следует открытых мятежников. Вместе с тем правителœей неоднократно наставляют обогащать вельмож, продвигать воинов – ибо вся их власть всœецело связана именно с этими слоями общества, на них опирается, ими поддерживается и охраняется от посягательств со стороны не только внешних врагов, но и тех, кто по своей политической роли противостоит власти правителя: жречества, областных правителœей, полупокоренных племен вассалов.

Древневосточная монархия стала особым типом ранней госудаственности – первым из известных истории права. Формирование государства проходило ранее всœего по пути выделœения управленческих функций и полномочий власти, персонифицированной в правителœе-монархе. Тем самым государство создавалось в обществе прежде всœего как управление и во вторую очередь – суд; роль законов поначалу играли обычаи и традиции.

§ 7. Право Древнего Вавилона (Законы царя Хаммурапи)

Законы древневавилонского правителя Хаммурапи (см. § 4.1) считаются одними из древнейших в мире. По своему содержанию и по юридическому значению эти законы стали самым важным памятником всœего древневосточного права, отразив вместе с тем самое-самое начало развития права вообще.

Начало исторического (не мифического) законодательства на Ближнем Востоке относится ко времени еще древнешумерийских протогосударств. Законы Уруинимгины (конец XXIV в. до н. э.)– самые древние из известных в истории права. Эти законы не были еще вполне правовыми предписаниями, большинство правил устанавливало неюридического характера порядки в государственно-храмовом хозяйстве Лагаша, упорядочивало оплату жрецов и других слуг правителя, гарантировало держателям храмовых и государственных наделов их права на будущее на базе справедливости. Общей социальной цели поддержания древних порядков и стабильности служили столь важные декларации о ʼʼзащите вдов и сиротʼʼ, об отмене разного рода долговых и продажно-закладных сделок (купля-продажа в ту эпоху была еще особой, вынужденной сделкой, совершаемой только в случае невозможности вернуть долги и унизительной по смыслу). В законах были и правила уголовного суда о наказаниях за покушения на личность и имущество полноправных шумерийцев – в основном, штрафах.

Более развитыми в юридическом отношении были законы Ур-Намму (конец III тыс. до н. э.),правителя Шумера в период нового возвышения ᴦ. Ура. Οʜᴎ заключали до 35 правил-статей касавшихся главным образом охраны брачно-семейных устоев: разрешалось невозбранно убить любовника неверной жены, допускался развод, о чем составлялся особый договор. Размещено на реф.рфВ этих законах впервые упоминалось о приниженном социальном статусе рабов: так, за попытку рабыни ʼʼравняться с госпожойʼʼ следовало весьма своеобразное наказание – промывание рта 1 кг соли. Законы карали лжесвидетельство в суде, членовредительство в драке, разного рода оскорбления. Самым древним и основным уголовным наказанием были штрафы. Некоторые правила регулировали охрану частных аграрных хозяйств.

Законы Липит-Иштара (XIX в. до н. э.) были первым законченным сводом судебных правил. По указу правителя их даже высекли на каменной стелœе, чтобы всœе прониклись идеей всœеобщей справедливости, о которой гласило особое Введение. В своде было 43 статьи-правила, большая часть которых посвящалась особым правам и положению царских людей, найму ими рабочих. Более строго охранялась частная собственность: за кражу со взломом предписывалось вора зарыть в землю на месте преступления. Специальный условный раздел (ст. ст. 25-37) заключал правила, по-видимому новые, отличные от традиционных, которыми следовало руководствоваться царским судьям в брачно-семейной сфере. Разрешалось иметь двух жен, причем личные и имущественные права жены были значительными; так, ее приданое наследовали только ее дети. Развод допускался, но только через суд. Дети от рабыни по смерти господина получали свободу. Охранялась и честь женщин: за ложное обвинœение в недевственности при вступлении в брак полагалось наказание в виде штрафа, наказывалось изнасилование (правда, оговаривалось, лишь в том случае, в случае если женщина ʼʼне могла дозваться на помощьʼʼ; если она этого не делала, то считалась виноватой сама). Впрочем, регулирование того или иного вопроса было довольно случайным и только по поводу новшеств.

Законы Эшнуны (XVIII в. до н. э.)* регулировали по преимуществу правила торгового оборота͵ даже цены на разные товары (которые, видимо, казались неизменными). Продавец товара должен быть его собственником и в случае сомнений указать происхождение вещи: представить договор или свидетелœей. В этих законах впервые появляется подразделœение на не вполне полноправных людей (мушкенум), связанных с дворцовым хозяйством, полноправных общинников (авилум) и рабов. Полноправные общинники защищались обычным правом. Новые же законы касались нововведений, появлявшихся ранее всœего в сфере новых отношений, связанных с государственным хозяйством и дворцом.

* В старой литературе эти законы приписывались правителю Билаламе.

referatwork.ru

Положение женщины в древней Месопотамии по Законам Хаммурапи и Среднеассирийским законам

Положение женщины в древней Месопотамии по Законам Хаммурапи и Среднеассирийским законам

Московский Государственный Областной Университет

Курсовая работа

по Истории Древнего Мира

по теме: «Положение женщины в древней Месопотамии по Законам Хаммурапи и Среднеассирийским законам»

Выполнила студентка 1 курса

Ермакова Людмила

Преподаватель: Коровчинский И.Н.

Москва 2014 г

Содержание

Введение

Глава I. Брачно-семейное право и права женщин по законам Хаммурапи

Глава II. Правовой статус женщины в древней Месопотамии по Среднеассирийским законам

Глава III. Сравнительная характеристика правового статуса женщины в древней Месопотамии по законам Хаммурапи и Среднеассирийским законам

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Женщина и ее правовой статус является одним из важных аспектов общества всех времен. Во многих древнейших цивилизациях женщина играла важную роль в обществе, как хранительница очага, так и для воспроизведение населения. Однако не везде к женщины относились как к человеку и зачастую ее считали вещью.

Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что история древней Месопотамии, а особенно жизнь и правовое положение женщины представляют огромный интерес для изучения. Жизнь женщины в Древней Месопотамии не считалась полной, если у нее не было хорошего мужа и нескольких детей. Патриархальные отношения в семье здесь сохранялись в течение длительного времени. Они особенно ярко выражены в праве Древней Ассирии. Вместе с тем процессы разрушения больших патриархальных семей затронули во II тысячелетии до н.э. почти все месопотамское общество. В Вавилоне, кроме того, проявилась больше, чем в Ассирии, тенденция ослабления власти мужа над женой, отца над детьми. Таким образом, в рамках изучения курса необходимо охарактеризовать основные особенности положения женщин в Древней Месопотамии. Этим и обусловлен выбор темы курсовой работы: «Положение женщины в древней Месопотамии по Законам Хаммурапи и Среднеассирийским законам».

Цель исследования - изучить положение женщины в древней Месопотамии по Законам Хаммурапи и Среднеассирийским законам.

Предметом исследования являются понятие статуса женщины в древней Месопотамии, ее права и обязанности, законы брачного обряда или их отсутствие, условия брака, дееспособность женщины.

Целью данной работы является изучение особенностей правового положения женщины и ее взаимоотношение с мужем.

Для достижение поставленных целей выполнены следующие задачи:

·Изучить источники права в древней Месопотамии

·Проанализировать и охарактеризовать особенности правового статуса женщины в Древней Месопотамии по Законам Хаммурапи и Среднеассирийским законам.

·Дать сравнительную характеристику положения женщины по Законам Хаммурапи и положения по Среднеассирийским законам.

Теоретическую основу курсовой работы составляют исследования отечественных и зарубежных авторов и ученых-историков.

Методологической основой настоящей курсовой работы является общенаучная методология и вытекающие из нее частнонаучные методы познания: логический, системный, метод сравнения и анализа и т.д. При работе использовались методы анализа источников: выявление, отбор, критика содержания источника.

Данная курсовая работа состоит из введения, главы I Брачно-семейное право по законам Хаммурапи, главы II Правовой статус женщины в древней Месопотамии по законам Хаммурапи и Среднеассирийским законам. Сравнительная характеристика, заключения и списка литературы.

Глава I. Брачно-семейное право и права женщин по законам Хаммурапи

женщина хаммурапи месопотамия закон

Первым вопросом в работе рассматривается брачно-семейное право и права женщин по знаменитому своду Законов Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.), который состоит из 282 статей, высеченных на двухметровом базальтовом столбе. 70 параграфов из него посвящены взаимоотношений между мужчинами и женщинами, браку и семье. По ним ясно, что статус женщины зависит от ее семейного положения.

Что бы брак в Вавилоне считался законным, необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный): "Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина - не жена". Перед брачным обрядом жених или его отец заключал своеобразный договор с отцом невесты, так называемое обручение, на котором жених вручал семье девушки тирхату (определенную сумму денег) и библу (брачный подарок самой новобрачной или её семье). Но это не значило, что заключение брака обязательно: обе стороны могли от него отступить.

Однако это налагало определенную ответственность - моральную и материальную. Если отказывался от брака жених, то он не мог требовать возвращения ни тирхату, ни брачного подарка. Если же отказывалась невеста или ее семья, то они возвращали все получено в двойном размере. Следовательно, и тирхату, и библу выступали не как плата за товар, то есть девушку, как это было у многих древних народов, а как своеобразная гарантия заключения брака.

Приданное дочери давал отец - шерикту. Также шерикту выдавался и при посвящении дочери в жрицы. После получения приданного дочери по наследству не доставалось ничего. Приданное было собственностью дочери, но после свадьбы переходило в пользование мужа, а после смерти жены - к ее детям.

В семье господствовал муж. У него есть право распоряжаться женой, детьми, хозяйством и участвовать в деловых отношениях.

Измена жены наказывалась смертью. Но иногда были исключения, например: "Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна".

Из-за множества войн пленение было частым явлением, а так как мужчина был единственным кормильцем, то данная статья была просто необходима. Если бы не было данной статьи, то это привело бы к демографическому кризису, а, следовательно, к развалу государства. Если же воин возвращался, то его жена обязана была вернуться к нему, а дети от другого оставались с отцом: "дети следуют за их отцами". Но она не обязана была возвращаться к мужу, который сбежал с поля боя: "Если человек бросит свою общину и убежит и после этого его жена войдет в дом другого, то если этот человек вернется и захочет взять свою жену, - так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвращаться к своему мужу".

Изменой считалось, если жена, которая могла прокормить себя сама, ушла к другому. Это каралось смертью. Но в сторону мужа этот закон не распространялся. Он мог брать столько наложниц и рабынь, сколько мог прокормить. Но жена могла уйти к отцу, если муж "ходил из дома в дом", изменяя ей со свободными женщинами.

Иногда муж мог взять вторую жену с целью рождения детей, которым будет передано наследство, если его жена больная или не может иметь детей. Весьма интересна в семейных отношениях: "Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа, то ее должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее, - он может покинуть ее; он может в ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа, как рабыня". Это предложение говорит о том, что женщины в Вавилоне имели право заниматься торговлей на равне с мужчинами и могли распоряжаться накопленным капиталом по своему усмотрению.

Так же в то Законах Хаммурапи затронут имущественный вопрос между супругами: "Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и выдаст ее документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее своему сыну, которого любит, брату она не должна отдавать". По этой статье видно, что у женщин в Вавилоне было свое имущество, которое было закреплено ее мужем в документе.

Развод для женщин был практически не возможен. Но развод мог существовать, если доказаны его измена, унижение и издевательства над женой. Если же жена не сможет доказать это в суде, то она будет приговорена к смертной казне: «бросить в воду». Муж же мог развестись, не доказывая причин, но по ст. 149 Закона Хаммурапи должен будет вернуть ей ее приданое. Поэтому сосуществовало два принципа: свобода развода для мужчины и ограничение права на развод для женщины.

Так же по ст. 142, 149 Закона Хаммурапи жена могла распоряжаться подарками мужа, которые были закреплены за ней документально. Если муж не дарил ей подарков, то после его смерти жена претендовала на «долю, как один наследник». Но если свободная женщина выйдет замуж за раба, то после его смерти наследует половину совместно нажитого имущества по ст. 176 Закона Хаммурапи.

Жена по Законам Хаммурапи обладала не большими имущественными правами, но фактически она была материально бесправна. Оставшись вдовой, она не могла пользоваться имуществом мужа. Выходя замуж вторично, она могла пользоваться имуществом погибшего мужа для воспитания детей от первого брака, если это закреплено документами и разрешено судом.

Однако муж мог отдать жену в рабство за долги или непослушание, жена же и после его смерти оставалась зависимой и несостоятельной.

В случае заключения брака женщины низкого слоя с более высоким, то женщина сохраняла свой статус, а дети приобретали более высокий статус мужа по ст. 175, 176.

Женщины-жрицы (надитум) занимали высокое положение в обществе. У них было больше прав, чем у обычных женщин.

По ст. 40 Закона Хаммурапи жрицы имели право принимать участие в деловой жизни древневавилонского общества. Если же жрице отец не оставил приданого, то после его смерти она получала «долю как один наследник»,и «распоряжалась ею, пока жива».

Согласно ст. 180 если муж захочет оставить жрицу, которая родила ему детей, то он должен «вернуть ее приданое, а также…дать половину поля, сада и имущества…; как она вырастит своих детей, ей должны дать, как одному наследнику, долю во всем, что было дано ее детям».

Статус наложниц был совершенно другим. Она наследовала долю в имуществе своего отца только в том случае, если он не выдал ее замуж или не обеспечил приданым. Женщина-наложница в доме мужчины никогда не приравнивалась к жене, даже если родила ему ребенка.

Подводя общие итоги первой главы можно сделать вывод, что у женщины в Вавилоне были права, но только формально. Она могла принимать участие в деловой жизни и заключать договоры, наследовать и обладать правом собственности, но толь в исключительных случаях, что не делало ее равноправной с мужчиной. Женщина не могла занимать высокие посты. Максимум что ей было позволено это занимать должность жрицы.

Глава II. Правовой статус женщины в древней Месопотамии по Среднеассирийским законам

В Ассирии женщины были угнетены особенно жестоко, они считались собственностью мужчин. И больше нигде в Древней Месопотамии не существовало столько ужасных законов, направленных против женщин. В ассирийском «Судебнике» 59 статей было просвещенно именно наказаниям и пыткам женщин.

В ассирийских законах говорится: «...человек может свою жену бить, выщипывать ей волосы, бить по ушам и колотить, вины его в том нет», то есть муж имеет право издеваться над женой по любому поводу. Избивать ее палками, отрезать ей нос, уши, пальцы, обливать смолой, если, например, она плохая хозяйка, или слишком красива и привлекает внимание других мужчин, так как это уменьшает ценность жены в глазах мужа.

Поэтому ассирийские женщины закрывали лица специальными покрывалами в общественных местах. Если женщина нарушала этот закон, то ей отрезали уши.

Совершенно в другом положении находились блудницы. Женщинам, которые были собственностью мужа, нельзя было ходить с непокрытой головой, то блудницы наоборот должны были открывать свою внешность всем на показ, так как они считались общественным товаром, воспользоваться которым мог любой. Проститутка, которая была с закрытой головой, наказывалась избиением плетьми или обливанием головы смолой. Ассирийскими законами, хоть и слабо, но защищались только незамужние девушки. Изнасилование незамужней девушки считалось порчей имущества и наказывалось. Насильник должен был жениться на этой девушке и заплатить штраф ее отцу. Но если насильник был женат, то отец пострадавшей девушки забирал его жену в рабство.

Самым ужасным преступлением помимо воровства, считалась измена. Муж имел право убить неверную жену, но если считал, что она может быть полезна в хозяйстве, то он мог просто отрезать ей нос. Любовника жены так же могли казнить, если эта женщина была ценной вещью для мужа. Но если жена не представляла для мужа большой ценности, то любовника подвергали кастрации или просто калечили. Эти законы редко применялись на практике, так как ассирийцев не осмеливались заводить романы на стороне.

За укрывательство сбежавшей от мужа жены, полагалось отрезание ушей ей, и укрывающим ее родственникам. Разводов в Ассирии не существовало.

Делая вывод по второй главе работы, можно сказать, что жизнь женщины в Древней Ассирии была просто не выносимой. Она была не самым ценным имуществом в доме мужа. Ассирийцы ждали от своих жен верность и преданность, хоть и обращались с ними хуже, чем со скотиной.

Глава III. Сравнительная характеристика правового статуса женщины в древней Месопотамии по законам Хаммурапи и по Среднеассирийским законам

Если сравнивать жизнь женщин в Древнем Вавилоне и в Древней Ассирии, то можно сказать, что ассирийские женщины жили как в аду. В Вавилоне мужчины не позволяли себе так относиться к женщинам и применять такие суровые методы наказания.

В Ассирии мужчины доказывали свое превосходство над женщиной отрезанием ушей и носа, уйти от мужа было не возможно, это считалось оскорблением, а в Вавилоне, напротив, обиженная жена могла уйти от мужа и даже вступить в новый брак. Это подтверждено ст.142 Закона Хаммурапи: «Если женщина возненавидела своего мужа и сказала: «не прикасайся ко мне», то дело ее должно быть рассмотрено в ее квартале, и, если она блюла себя и греха не совершала, а ее муж «гулял» и очень ее унижал, то эта женщина не имеет вины: она может забрать свое приданное и уйти в дом своего отца». Но в этом же законе существует нюанс: женщина должна доказать свою правоту, иначе она карается смертью: «в случае судебного проигрыша, мужу позволяется жену утопить».

Таки образом в Ассирии разводов не существовало, а в Вавилонии это было законодательно закреплено в большом количестве статей и регулировалось пунктами Закона Хаммурапи.

Например, Муж не мог развестись с женой, ничего ей не выплатив. Согласно ст. 138 он должен выплатить ей ее брачный дар и ее приданное.

Существует ещё одна справедливая статья в Законах Хаммурапи, аналогов которой нет в Древней Ассирии. Ст. 139: «Если жена становится хромой и муж решает взять в жены другую женщину, то он может поступать, как захочет, но не должен разводиться с первой женой, которая должна жить в его доме и которую он должен обеспечивать до конца ее жизни».

В Вавилоне изнасилование незамужней девушки, в отличие от Ассирии, каралось смертью. Так же брак по принуждению был запрещен, так как он должен быть закреплен документально, где описывались права и обязанности сторон. В Ассирии же принудительный брак не считался противоправным.

Сравнивая древневавилонские законы с древнеассирийскими можно сделать вывод, что Законы Хаммурапи защищают женщин, но это ошибочно. Из этих же законов видно, что женщины в Вавилоне считались такими же рабами, как и в Ассирии. Их различия только в том, что в Вавилоне к наказанию женщин применялись не такие ужасные кары, как в Ассирии. В Вавилоне мужчина, так же как и в Ассирии мог содержать, кроме жены, столько наложниц, сколько мог прокормить.

Заключение

Брак в древности представлял собой вклад средств, хозяйственную сделку. Он в большей степени основывался на деловых отношениях. В брак вступали ради благополучия. Наличие жены считалось знаком отличия, поэтому их браки планировались и устраивались группами: родителями и старейшинами.

Ни о каком, даже приблизительном, равенстве ни супругов, ни вообще членов семьи в праве речи не шло. Для Месопотамии также было характерно приниженное, подчиненное положение женщины. Здесь сохранились большие патриархальные кланы, в которых глава семьи обладал огромной, почти неограниченной властью. В Месопотамии по законам Хаммурапи также преобладал патриархат, однако брак не считался "священным и нерасторжимым", и женщина не была совсем беззащитной.

Право, регулирующее брачно-семейные отношения укрепляли институт брака древнейших цивилизаций, что подтверждается прочностью семейных отношений государств Древнего мира, чем у многих современных народов.

Для среднеассирийского периода характерно существование патриархальной семьи, насквозь проникнутой духом рабовладельческих отношений. Власть отца над детьми мало отличалась от власти хозяина над рабом; ещё и в староассирийский период дети и рабы одинаково причислялись к имуществу, из которого кредитор мог брать возмещение за долг. Жена приобреталась путём купли, и её положение мало отличалось от рабского. Мужу предоставлялось право не только избивать, но в ряде случаев и калечить её; жену за побег из дома мужа жестоко карали.

Нередко жена должна была отвечать своей жизнью за преступления мужа. По смерти мужа жена переходила к его брату или отцу или даже к собственному пасынку. Лишь в том случае, если в семье мужа отсутствовали мужчины старше 10 лет, жена становилась "вдовой", имевшей известную правоспособность, которой была лишена рабыня. За свободной женщиной, правда, признавалось право на внешнее отличие от рабыни: рабыне, как и проститутке, под угрозой строжайших кар воспрещалось ношение покрывала - признака, отличавшего каждую свободную женщину.

Считалось, что в сохранении чести женщины в первую очередь заинтересован её владелец - муж. Характерно, например, что насилие над замужней женщиной каралось много строже, чем насилие над девушкой. В последнем случае закон заботился главным образом о том, чтобы отец не лишился возможности выдать дочь замуж, хотя бы за насильника, и получить доход в виде брачного выкупа.

Подводя итоги данной работы можно смело заявить о тяжелом правовом положении женщины в древней Месопотамии. По среднеассирийским законам женщина была полностью лишена дееспособности. Среднеассирийские законы не знали брачного обряда обручения, здесь термин "библум" обозначал выкуп за жену и был связан с наступлением брака. С точки зрения права по законам Хаммурапи женщину нельзя назвать полностью беззащитной, хотя в общественном сознании ее роль еще долго сводилась к тому, чтобы она - собственностью мужа. С одной стороны замужняя женщина могла иметь свое имущество, распоряжаться собственным, нажитым в браке имуществом, сохраняла право на приданное, могла наследовать после мужа вместе с детьми, а с другой стороны она имела ограниченное право на развод, подчинялась мужу.

Список используемой литературы

1.Законы вавилонского царя Хаммурапи. Перевод И.М. Волкова - М., 1914

. Законы Хаммурапи. Перевод И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. 1952. № 3.

. Хрестоматия по истории древнего Востока. Под ред. М. А. Коростовцева. М., 1980. Т. I.

. Волков И. М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. М., 1914.

5. Дьяконов И. М. <#"justify">Приложение 1

Статьи из закона Хаммурапи :

§ 127. Если человек указал пальцем на энтум или на жену человека, но не уличил (ее), этого человека должны побить перед судьями и обрить ему половину головы.

§ 128. Если человек взял жену, но договора касательно нее не составил, эта женщина - не жена.

§ 129. Если жена человека с другим мужчиной на (ее) лоне была схвачена, их должны связать и бросить в воду, (но) если господин жены свою жену пощадит, (то) и царь своего раба должен пощадить.

§ 130. Если человек жену человека, которая мужчины не знала и живет в доме своего отца, изнасиловал и на лоно ее лег и его схватили (на месте преступления), этот человек должен быть убит, женщина (же) эта должна быть освобождена (от ответственности).

§ 131. Если жену человека ее муж клятвенно обвинил, но с другим мужчиной на (ее) лоне она не была схвачена, во имя бога она должна поклясться, и (тогда) она может вернуться в свой дом.

§ 132. Если на жену человека из-за другого мужчины указывают пальцем, но с мужчиной чужим на (ее) лоне она не была схвачена, ради своего мужа она должна погрузиться в Реку.

§ 133. Если человек уведен (в плен), но в его доме пропитание есть, жена его до [освобождения] своего мужа себя должна [блюс]ти, [в дом друго]го [не вход]ить; если (же) эта женщина себя не соблюла и в дом другого вошла, эту женщину должны изобличить и в воду ее должны бросить.

§ 134. Если человек уведен (в плен), и в его доме пропитания нет, его жена в дом другого может войти, на женщине этой вины нет.

§ 135. Если человек уведен (в плен), ив его доме пропитания нет, (и) вследствие этого его жена в дом другого вошла и сыновей (ему) родила, (а) потом ее муж вернулся и своей общины достиг, эта женщина должна вернуться к своему первому мужу, сыновья (же) должны следовать за своими отцами.

§ 136. Если человек покинул свою общину и убежал, (а) после этого его жена вошла в дом другого, (то), если этот человек вернулся и жену свою (захотел) забрать, так как он возненавидел свою общину и убежал, жена беглеца не должна возвратиться к своему мужу.

§ 137. Если человек с шугетуих, которая родила ему сыновей, или с надитум, которая дала ему (возможность) иметь сыновей, развестить задумал, этой женщине должны вернуть ее приданое, и половину поля, сада и движимого имущества ей должны отдать, и своих сыновей она должна взрастить; когда своих сыновей она взрастит, из всего, что дано ее сыновьям, долю, равную доле одного сына, ей должны дать, и муж, который ей по сердцу, может взять ее в жены.

§ 138. Если человек свою первую жену, которая не родила ему сыновей, хочет покинуть, серебро, сколько составлял ее выкуп, он должен ей отдать, и приданое, которое она принесла из дома своего отца, он должен ей возместить, и (тогда) он может ее покинуть.

§ 139. Если выкупа не было, 1 мину серебра в качестве разводной платы он должен ей дать.

§ 140. Если он - мушкенум, он должен отдать ей 1/3 мины серебра.

§ 141. Если жена человека, которая в доме человека живет, задумала уйти, расточительствовать принялась, дом свой разоряла, унижала своего мужа, ее должны изобличить, и, если ее муж заявил о намерении покинуть ее, он может ее покинуть, на дорогу ей и (в качестве разводной платы) ничего он может ей не давать; если (же) ее муж заявил о намерении не покидать ее, муж ее другую женщину может взять замуж, (а) эта женщина должна жить в его доме как рабыня.

§ 142. Если женщина возненавидела своего мужа и сказала: Не прикасайся ко мне, ее дело ее кварталом должно быть исследовано, и если она себя блюла (и) греха на ней нет, а ее муж- гуляка и очень ее унижал, на женщине этой вины нет, она может забрать свое приданое и в дом своего отца она может уйти.

§ 143. Если она себя не блюла, гуляла, разоряла свой дом, унижала своего мужа, эту женщину должны бросить в воду.

§ 144. Если человек взял замуж надитум, и эта надитум дала своему мужу рабыню и (таким образом) сыновей произвела, (а) этот человек на шугетум задумал жениться, этому человеку не должны (это) позволить, шугетум замуж он брать не должен.

§ 145. Если человек взял замуж надитум, но она не дала ему иметь детей, и он решил жениться на шугетум, этот человек может взять шугетум замуж и ввести ее в свой дом, (но) эта шугетум не должна равняться с надитум.

§ 146. Если человек взял замуж надитум, и она дала своему мужу рабыню, и та родила сыновей, (а) потом эта рабыня стала равняться со своей госпожой, (то), так как она родила сыновей, ее госпожа за серебро ее продавать не должна, она может наложить на нее знак рабства и причислить ее к рабыням.

§ 147. Если сыновей она не родила, ее госпожа может продать ее за серебро.

§ 148. Если человек жену взял замуж и ее постигла болезнь ла'бу (заразная кожная болезнь), (и) он решил жениться на другой, он может жениться, (но) жену свою, которую постигла болезнь ла'бу, он не должен покидать, в доме, который он создал, она должна жить, и он должен пожизненно ее содержать.

§ 149. Если эта женщина не согласна жить в доме своего мужа, свое приданое, которое она принесла из дома ее отца, он должен ей возместить, и она может уйти.

§ 150. Если человек подарил своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и документ с печатью ей выдал, что после смерти ее мужа ее сыновья не должны с ней спорить, мать (же) то, что остается после нее, своему сыну, которого она любит, может отдать, а другому может не отдавать.

§ 151. Если женщина, которая живет в доме человека, чтобы кредитор ее мужа не задержал ее (за долг), связала своего мужа договором (и) заставила его выдать документ, (то), если этот человек, прежде чем он взял эту женщину замуж, долг на себе имел, его кредитор не может задержать его жену; и если эта женщина, прежде чем она вошла в дом человека, имела на себе долг, ее кредитор не может задержать те мужа.

§ 152. Если после того как эта женщина в дом человека вошла, на них возник долг, оба они должны удовлетворить кредитора.

§ 153. Если жена человека даст убить своего мужа ради другого мужчины, эту женщину должны посадить на кол.

§ 154. Если человек познал свою дочь, этого человека должны изгнать из общины.

§ 155. Если человек выбрал невесту своему сыну, и его сын познал ее, (а) потом он сам на лоно ее возлег, и его схватили, этого человека должны связать и в воду его должны бросить.

§ 156. Если человек невесту своему сыну выбрал, но его сын не познал ее, а он сам на лоно ее возлег, полмины серебра он должен ей отвесить, и все, что из дома своего отца она принесла, он должен ей возместить, и муж по сердцу ее может взять ее в жены.

§ 157. Если человек после (смерти) своего отца возлег на лоно своей матери, их обоих должны сжечь.

§ 158. Если человек после (смерти) своего отца на лоне своей мачехи (?), которая детей родила, был схвачен, этот человек должен быть изгнан из отцовского дома.

§ 159. Если человек, который в дом своего тестя дал принести брачный дар (и) отдал выкуп, загляделся на другую женщину и сказал своему тестю; твою дочь в жены я не возьму, отец девушки все, что ему принесено, может забрать.

§ 160. Если человек в дом своего тестя брачный дар дал принести (и) выкуп отдал, а отец девушки Дочь мою я тебе не отдам ,- сказал, все, что ему принесено, он должен удвоить и вернуть.

§ 161. Если человек в дом своего тестя брачный дар дал принести (и) выкуп отдал, а (потом) равный ему (по положению) оклеветал его, и его тесть хозяину жены Мою дочь в жены ты не возьмешь, - сказал, (то) все, что ему принесено, он должен удвоить и вернуть, а его жену равный ему в жены получить не должен.

§ 162. Если человек жену взял, и она родила сыновей, а (потом) эта женщина к судьбе ушла, ее отец не должен предъявлять претензий по поводу ее приданого, ее приданое - только для ее сыновей.

§ 163. Если человек взял жену, и она не дала ему иметь сыновей, (а потом) эта женщина ушла к судьбе, (то), если выкуп, который этот человек принес в дом своего тестя, его тесть ему вернул, по поводу приданого этой женщины предъявлять претензии он не должен, ее приданое - только для ее отцовского дома.

§ 164. Если его тесть выкуп не вернул, (то) из ее приданого столько, сколько (составлял) ее выкуп, он (т.е. муж) должен вычесть, а (остаток) приданого он должен вернуть в ее отцовский дом.

§ 165. Если человек своему наследнику, который ему приятен, подарил поле, сад или дом (и) написал ему документ с печатью, (то), после того как отец ушел к судьбе, когда братья стали делиться, награду, (что) отец ему дал, он должен забрать, и, сверх того, имущество отцовского дома поровну они должны разделить.

§ 166. Если человек сыновьям, которых он имел, взял жен, (а) сыну своему малолетнему не взял, (то), после того как отец к судьбе ушел, когда братья стали делиться, из имущества отцовского дома своему брату малолетнему, который жену (еще) не взял, сверх его доли серебро (для) выкупа они ему должны положить и (тем) дать возможность взять жену.

§ 167. Если человек жену взял и она родила ему сыновей, (а потом) эта женщина к судьбе ушла, (и) после нее он взял другую женщину, и она родила сыновей, (то), после того как отец к судьбе ушел, сыновья не должны разделяться по матерям: приданое своих матерей они должны взять, а имущество отцовского дома они должны поделить поровну.

§ 168. Если человек задумал лишить наследства своего сына и сказал судьям: Сына своего я лишаю наследства, судьи должны рассмотреть его дело, и если сын тяжкой вины, влекущей за собой лишение наследства, не несет, отец не может лишить наследства своего сына.

§ 169. Если (же) тяжкую вину перед своим отцом, ведущую к лишению наследства, он несет, на первый раз они должны его простить, если (же) он во второй раз тяжко провинился, отец своего сына может лишить наследства.

§ 170. Если человеку его законная супруга родила сыновей, и его рабыня родила сыновей, (и) отец при своей жизни сыновьям, которых ему родила рабыня, сказал: Мои сыновья (и) причислил их к сыновьям супруги, (то) после того как их отец к судьбе уйдет, имущество отцовского дома сыновья супруги и сыновья рабыни поровну должны разделить; наследник, сын супруги, из наследственных доль может выбрать и забрать.

§ 171. А если отец при своей жизни сыновьям, которых ему родила рабыня, Мои сыновья не сказал, то после того как отец уйдет к судьбе, имущество отцовского дома сыновья рабыни с сыновьями супруги (70) разделять не должны; освобождение рабыни и ее сыновей должно быть установлено, сыновья (же) супруги к сыновьям рабыни претензий по поводу рабства предъявлять не должны; супруга свое приданое и дар, который ее (покойный) муж ей дал и на табличке ей отписал, может взять, и в жилище своего мужа она может жить, она может пожизненно пользоваться (всем этим), но за серебро продавать не должна, после нее (все это) лишь для ее сыновей.

§ 172. Если (же) ее муж не дал ей подарка, ее приданое они должны ей возместить, и из имущества дома своего мужа долю как один наследник она может взять; если (же) ее сыновья, чтобы заставить (ее) уйти из дома, начнут ее притеснять, судьи должны рассмотреть ее дело и наложить на сыновей наказание, а эта женщина из дома своего мужа уходить не должна; если (же) эта женщина решение об уходе (сама) приняла, подарок, который ей дал ее муж, своим сыновьям она должна оставить, приданое (же) своего отцовского дома она может забрать, и муж, который ее по сердцу, пусть возьмет ее в жены.

§ 173. Если эта женщина там, куда она вошла, своему следующему мужу родила сыновей, (то) после того как эта женщина уйдет к судьбе, ее приданое первые и последующие сыновья должны разделить.

§ 174. Если своему следующему мужу сыновей она не родила, ее приданое должны забрать только сыновья ее первого мужа.

§ 175. Если раб дворца или раб мушкенума дочь (свободного) человека взял замуж и она родила сыновей, (то) хозяин раба к сыновьям дочери (свободного) человека претензий по поводу рабства предъявлять не должен.

§ 176а. Если раб дворца или раб мушкенума дочь свободного человека взял замуж, и когда он взял ее замуж, вместе с приданым своего отцовского Дома она вошла в дом раба дворца или раба мушкенума, и после того как они объединились, создали (общее) хозяйство (и) приобрели движимое имущество, а впоследствии раб дворца или раб мушкенума ушел к судьбе, дочь человека свое приданое должна забрать, а все, что ее муж и она сама после их объединения приобрели, должны разделить на две части, и половину должен забрать хозяин раба, (а другую) половину должна забрать для своих сыновей дочь человека.

§ 176b. Если у дочери человека приданого не было, все, что ее муж и она сама приобрели с тех пор, как они объединились, на две части должны разделить, и половину хозяин раба должен забрать, (а другую) половину дочь человека пусть заберет для своих сыновей.

§ 177. Если вдова, у которой (все) сыновья - малолетние, решила войти в дом другого (мужа), без ведома судей войти она не должна; когда она будет входить в дом другого (мужа), судьи должны рассмотреть обстоятельства хозяйства мужа ее прежнего и хозяйство мужа ее прежнего мужу ее последующему и (самой) этой женщине должны передать и заставить их выдать (удостоверяющий это) документ; они (муж и жена) должны хранить (это) хозяйство и вырастить малолетних детей; имущество (этого хозяйства) они не должны продавать за серебро, (а) покупатель, который имущество детей вдовы купил, должен потерять свое серебро, имущество (же) к своим хозяевам должно возвратиться.

§ 178. Если (есть жрица) угбабтум, надитум или секретум, которой ее отец приданое дал (и) написал ей (об этом) документ, (но) в документе, который он ей написал, не написал (о том, что) наследство после нее она может отдать (это) куда захочет, и поступать по своему желанию ей не позволил, (то) после того как отец уйдет к судьбе, ее поле и сад должны забрать ее братья, и соответственно размеру ее доли хлеб, масло и шерсть они должны ей выдавать и (этим) удовлетворять ее сердце; если ее братья соответственно размеру (90) ее доли хлеб, масло и шерсть выдавать ей не будут и сердца ее не ублаготворят, свое поле и сад пахарю (арендатору), какой ей угоден, она может это отдать, и пусть этот пахарь ее содержит; полем, садом и всем, что ей дал ее отец, она может пользоваться пожизненно, (но) за серебро продавать (их) она не должна, не должна (также) отвечать (ими по требованиям) другого лица: ее наследство (предназначено) только для ее братьев.

§ 179. Если (есть жрица) угбабтум, надитум или секретум, которой ее отец дал приданое, написал (ей об этом) документ с печатью (и) в табличке, что он ей написал, (о том, что) наследство после нее она может отдать куда захочет, он ей написал (и) поступать по своему желанию позволил, (то) после того как отец уйдет к судьбе, наследство после нее туда, куда она захочет, она может отдать, (а) ее братья не должны с ней спорить.

§ 180. Если отец своей дочери надитум, живущей в обители, или секретум приданого не дал, (то) после того как отец уйдет к судьбе, долю как один наследник она должна получить и пожизненно должна ею пользоваться, (а) наследство после нее - только для ее братьев.

§ 181. Если отец посвятил богу (жрицу) надитум, кадиштум или кульма-шитум, а приданого ей не дал, -(то) после того как отец уйдет к судьбе, из имущества отцовского дома одну треть (в качестве) ее наследственной доли она должна взять и пожизненно должна этим пользоваться; наследство после нее -только для ее братьев.

§ 182. Если отец дочери своей, надитум Мардука <http://grachev62.narod.ru/hrest/chapt02.htm> Вавилонского, приданого не дал (и) не написал ей документа с печатью, то после того как отец уйдет к судьбе, из имущества отцовского дома одну треть (в качестве) ее наследственной доли при разделе со своими братьями она должна получить, но повинности она нести не должна; надитум Мардука <http://grachev62.narod.ru/hrest/chapt02.htm> наследство после себя туда, куда она захочет, должна отдать.

§ 183. Если отец своей дочери-шугетум приданое дал, отдал ее мужу (и) написал ей документ с печатью, (то) после того как отец уйдет к судьбе, из имущества отцовского дома она не должна получить ничего.

§ 184. Если отец своей дочери-шугетум приданого не дал (и) мужу ее не отдал, (то) после того как отец уйдет к судьбе, ее братья должны дать ей приданое соответственно возможностям отцовского дома и мужу должны ее отдать.

diplomba.ru


Смотрите также