Законодательство древней греции. Образование городов и законодательство Древней Греции периода Архаики (стр. 1 из 4)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Образование городов и законодательство Древней Греции периода Архаики. Законодательство древней греции


Образование городов и законодательство Древней Греции периода Архаики

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЛИНГВИСТИКИ

Кафедра Всеобщей истории

«Образование городов и

законодательство в Греции эпохи Архаики »

Специальность 031202 «Перевод и переводоведение»

Курсовая работа студентки 3-го курса отделения второго высшего образования

очно-заочной формы обучения

Москва 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .. 3

Основная часть .. 4

Основные черты полисной организации общества . 5

Типы полисов . 6

Развитие законодательства . 9

Тирания . 10

Заключение .. 11

Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ .. 12

Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ... 12

… Город должен представлять собой среди всего

окружающего пространства центральный пункт,

из которого было бы возможно выслать

помощь во все стороны.

Аристотель

Введение

Цель настоящей работы – кратко рассмотреть политико-правовую и социально-экономическую ситуацию в Древней Греции в период Архаики (VIII-VI века до н.э.), в том числе обратить внимание на специфику формирования греческих городов-государств и зарождение законодательной базы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. выявить общие черты, присущие различным типам греческих полисов,

2. рассмотреть тенденции преобразования обычного устного права в писаный закон.

Рассматриваемые нами события происходили в Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.), явившийся началом нового важного этапа в истории Древней Греции. В течение трех столетий были сделаны многие важнейшие открытия, определившие характер технической основы античного общества, развились те социально-экономические и политические явления, которые придали античному обществу определенную специфику по сравнению с другими рабовладельческими обществами: классическое рабство; система денежного обращения и рынка; основная форма политической организации – полис; концепция суверенитета народа и демократическая форма правления. Тогда же были разработаны и главные этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы, оказывавшие воздействие на античный мир на всем протяжении его истории вплоть до возникновения христианства. Наконец, в этот период зародились основные феномены античной культуры: философия и наука, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура, спорт. Одной из знаковых фигур периода поздней Архаики является Аристотель[1] , работы которого в сфере политики и государственности предоставляют нам бесценную историческую информацию.

Стремительный рост греческой культуры в этот период был непосредственно связан с проходившей в это время Великой колонизацией, позволившей греческому миру выйти из состояния изоляции, в котором он оказался после крушения микенской культуры[2] . Колонизация открывала широкий простор перед личной инициативой и творческими способностями каждого человека, что способствовало высвобождению личности из-под контроля рода и ускоряло переход всего общества на более высокий уровень экономического и культурного развития.

Таким образом, основным результатом Великой колонизации был переход греческого общества со стадии примитивного натурального хозяйства на более высокую стадию товарно-денежного хозяйства, для которой требовался универсальный эквивалент торговых сделок. С появлением денег появляется и долговое рабство, заключавшее в себе опасность для молодых и еще не окрепших греческих государств. Оно истощало внутренние силы полисной общины, подрывало ее боеспособность в борьбе с внешними врагами.

Основная часть

В отличие от других классовых цивилизаций древнего мира греческие города не пошли по пути развития империи, а выбрали свой особый, античный путь развития. Новые государства в Греции стали возникать именно как города-государства. Складывались они в рамках только общинно-частного сектора, и ими вполне успешно управляли общинные органы самоуправления – народное собрание, совет и некоторые выборные должностные лица. Государственный сектор существовал, в него входили рудники, неразделенные пастбища и запасный земельный фонд, но управлялся он органами городского общинного управления. Таким города-государства обозначаются греческим словом «полис ».

Уже на заре греческой цивилизации в произведениях лирических поэтов архаической эпохи можно встретить первые попытки осмысления формировавшихся основ полисной жизни. Так, лесбосский поэт Алкей писал:

«Ни грозящим кремлем не защититесь вы,

Ни стеной твердокаменной:

Башни, града оплот, - бранники храбрые».

(Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. С.7)

У Софокла в трагедии «Эдип-царь» с новой силой звучит ценностность гражданского коллектива:

«Коль ты и впредь желаешь краем править,

Так лучше людным, не пустынным правь.

Ведь крепостная башня иль корабль -

Ничто, когда защитники бежали».

(Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. С.7)

В позднеклассический период понимание полиса получило теоретическое обоснование в трудах греческих философов, особенно у Аристотеля и Платона[3] . Оба мыслителя подчеркивали возможность благой жизни для греков только в рамках полиса. Они тщательно обосновали идею становления и развития полиса из типологически более низких форм человеческого общежития - семьи и деревни. Основную задачу полиса философы видели в формировании гражданского коллектива в соответствии с потребностями граждан и законами полиса. Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших. Этим он разделяет естественно-правовое положение Сократа о том, что законное и справедливое одно и то же, поскольку в их основе лежит божественное начало. Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика - Аристотеля. Государство, по Аристотелю, - продукт естественного развития. «...Полис, - отмечает Аристотель, - возникает ради потребностей жизни, но существует он ради благой жизни» ( Доватур А.И. «Политика» Аристотеля).

Основные черты полисной организации общества

Образование городов было первым признаком, свидетельствующим о переходе греческого общества от варварства к цивилизации. В архаическую эпоху город по-настоящему отделился от деревни и политически, а также экономически подчинил ее себе. Почти все греческие города выросли из укрепленных поселков гомеровской эпохи – полисов, сохранив за собой это древнее название.

Каждый из множества греческих полисов был индивидуальным явлением, но при всей самобытности и своеобразии в большинстве греческих государств проступают некоторые общие черты, которые позволяют считать их именно полисными организмами. Каковы эти общие черты, сущность и наиболее характерные основы греческого полиса в его обобщенном виде?

Итак…

1. Демократия и/или военная организация . Общая тенденция античных полисов в сторону демократии, которая определялась взаимной обусловленностью права собственности и гражданского статуса и совпадением в принципе социальной и политической структур. Сограждане являлись (в идеале) абсолютно равными соучастниками политической жизни и суверенитет принадлежал народному собранию полноправных граждан (они же были и земельными собственниками с вытекающим отсюда чувством равного друг к другу отношения). Связь между гражданином и государством была непосредственной, и это вело либо к отсутствию бюрократического аппарата, либо к сведению бюрократических структур к минимуму.

Более или менее полностью совпадала политическая и военная организации. Гражданин-собственник являлся одновременно и воином, обеспечивающим неприкосновенность собственности полиса и, тем самым, своей собственности. Армия полиса в принципе являлась всенародным ополчением, служить в котором было долгом и привилегией гражданина.

2. Размеры полиса. «Население полиса, — писал Аристотель, — должно быть легко обозримо, также легко обозрима должна быть и его территория: легко обозрима в приложении к территории значит то же, что ее легко можно защищать». В центре полиса находился город. «Город должен представлять собою среди всего окружающего его пространства центральный пункт, из которого возможно было бы повсюду выслать помощь. Другое условие заключается в том, чтобы к городу легко могли быть доставляемы земельные продукты, далее, чтобы был удобный подвоз к нему лесных материалов и всего того, что государством будет приобретено для обработки... Сообщение города и всей территории полиса с морем является большим преимуществом и в целях безопасности государства, и с точки зрения полного снабжения его всем необходимым». Эта картина идеального полиса, нарисованная Аристотелем, была своего рода обобщением конкретной действительности.

3. Экономическая основа . В силу природных условий сельское хозяйство включало несколько отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливководство, огородничество-садоводство и скотоводство, требовавших значительных затрат труда и материальных средств и потому нуждавшихся в использовании труда рабов. Рабы были уже рабами классическими: они не всегда участвовали вместе с хозяевами в едином производственном процессе и не входили с ним в одну семью. Для хозяев они были предметами, живыми орудиями труда. Именно в античном обществе рыб был наиболее рабом, а свободный – наиболее свободным. Лишь в греческих полисах появляется понятие «свободы» (элевтерия) как состояние отсутствия господства кого бы то ни было над данным человеком. Всякое наличие над человеком господства было рабством. Всякий, кто живет под царской властью, - раб по своей природе; всякий варвар – раб по своей природе, говорит даже Аристотель.

mirznanii.com

Законодательство Древней Греции — курсовая работа

Закат законов Ликурга  происходит в царствие Агида (426 г. до н.э.), при  котором в Спарту попали золотые деньги, разрушившие строй общества, подчиненного интересам гос-ва.

Государственное устройство Древней Спарты.

На основании “Лиркурговой ретры”, которую приводит Плутарх  в биографии Ликурга, можно выделить следующие госуд. органы:

Народное собрание (апелла) - состояло из всех женатых спартиатов старше 30 лет. Голосование производилось  криком. Высказываться имели право  только базилевсы (архагеты) и геронты. Остальные могли голосовать только “за” или “против” законопроекта, внесенного герусией.

Герусия (совет старейшин) состояла из 28 геронтов, достигших 60 лет  и 2 архагетов (царей). Геронты заседали пожизненно. Новые геронты избирались апеллой.

Компетенция герусии:

     –ведение текущих дел;

     –внесение законопроектов в апеллу.

В Спарте была диархия - власть двух царей (один царь пелаег, другой - дориец). Это звание было наследственным, а не выборным. Архагеты исполняли функцию военачальников, причем один из них отправлялся с войском в поход, а другой оставался в Спарте. Также они выполняли функции жрецов, а до появления эфоров, еще и судебные функции.

Позже появились эфоры - высшие должностные лица Древней  Спарты. Они избирались сроком на 1 год. Всего избиралось 5 эфоров. Эфоры  осуществляли высший надзор за госуд. делами, а также созывали герусию и апеллу; они являлись высшей судебной инстанцией.

 

В более поздний период 2 эфора сопровождали царя в походе и следили за ним. Эфоры имели  право требовать отчета от любого из геронтов и царей.

Спарта как государство  оказалась в изоляции от внешнего мира, переживала культурный упадок.

Масштабы культурного  упадка помогает представить себе собранный  археологический материал. С конца VI в. до н. э. уже не встречается расписная  лаконская керамика в святилище  Артемиды Орфии, в это же время  исчезают остатки импортных сосудов, поставлявшихся до того времени из других мест Греции и с Востока. Нет расписной керамики и в комплексах Лаконии и Мессении.

Археологическое изучение предметов декоративно-прикладного  искусства этого времени выявляет отсутствие предметов из слоновой кости, исчезли также терракотовые маски, бронзовая и мраморная скульптура. Павсаний, имея в виду статуи божеств из храмов, говорит об архаических образах в виде деревянных или каменных идолов, что явно контрастирует с высоким уровнем художественных произведений предыдущей эпохи.

Среди мотивных изображений  встречаются свинцовые фигурки  воинов, которые, как и погребальные ритуальные скульптуры, характеризуются  примитивностью исполнения и схематичностью деталей.

Известно, что за Спартой утвердилась в античном мире репутация «города прекрасных хоров». Песенная культура здесь была тесно связана с архаическими традициями формирования репертуара, не менявшимися еще со времен расцвета (до VI в. до н. э.).

Литературные источники  приводят имена людей, составивших славу музыкальной культуры Спарты. Здесь упомянуты переселенцы - Терпандр с острова Лесбос, Полимнест из Колофона, Сакад из Аргоса, Филет из критской Гартины, Ксенокрит из Локр, Стесихор из Гимеры, Алкман, уроженец Сард. Традиции спартанской хоровой лирики возникли, как видно из вышеприведенного списка, в виде симбиоза местной дорийской песенной культуры и достаточно разнообразных чужеземных мотивов. Однако к концу VI в. до н. э. по мере упадка все эти плодотворные творческие связи постепенно затухают.

В отношении Ликургова  авторства законов Спарты имеется  несколько точек зрения, позволяющих  проследить, как появлению конкретной личности в общественном устройстве предшествовал трансформированный миф о древнем лаконском божестве Ликурге.

Отмечено существование  ранее особого культа Ликурга, возникшего до появления каких-либо законодательных  институтов, одновременно с этим признавалось, что спартанские обычаи глубоко  связаны с первобытной социальной организацией и развились из недр человеческого сообщества независимо от какого-либо законотворчества.

Сторонники другой теории утверждали, что древние дорийские  законы, постепенно забытые и переставшие  соблюдаться, были восстановлены приверженцами  древнего уклада из среды самих спартиатов. Так или иначе, но гипотетический Ликург как авторитетный легендарный герой или божество полностью отвечал по своим качествам возложенной на него миссии реформатора спартанского общества.

Хотя на вопрос, по какой  причине на роль законодателя из всех возможных богов и героев был выбран именно Ликург, однозначного ответа не имеется, но после второй Мессенской войны и возникшего вследствие войны кризиса гражданское общество Спарты консолидировалось наконец на основе когда-то существовавшей и уже почти забытой системы жесткого социального контроля. Это позволило спартанцам быстро справиться с деструктивными тенденциями внутри собственного общества и оказать сопротивление внешним противникам.

В истории государства  Спарты в своем максималистском  варианте были представлены полисная демократия и коллективизм с авторитарным институтом эфората. Постепенно коллегия эфоров переросла во властную замкнутую прослойку, стоящую над всеми гражданами Спарты.10

Таким образом, делая вывод, можно сказать, что Ликургом были созданы основные политические институты спартанского государства.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изложенное позволяет  сделать вывод о том, что одним из наиболее знаменательных явлений, связанных с процессом становления греческого полиса как автономной самоуправляющейся гражданской общины, было появление сначала в отдельных городах, а позднее - почти повсеместно, писаных законов. Процесс кодификации права протекал, насколько можно об этом судить по имеющимся данным, столь же неравномерно, сколь неравномерным было вообще социально-политическое и экономическое развитие отдельных областей и городов Греции.

Традиция донесла до нас немало имен законодателей архаической  поры - это Ликург в Спарте, Драконт в Афинах и другие. Аристотель, давая обзор ранних греческих законодательств, подразделяет их на два вида. В первую группу он включает те законодательства, которые были направлены в первую очередь на изменение существующего государственного строя, но вместе с тем содержали и другие законоположения, касающиеся жизни общества. К числу таких законодательств, имеющих характер всеобъемлющей конституционной реформы, Аристотель относит, прежде всего, законы Ликурга и Солона. Другие законодатели, как правило, ограничивались введением отдельных законов, регулирующих отношения собственности, прежде всего земельной, а также другие сферы общественной жизни, не затрагивая при этом основ существующего государственного строя.

Законодательства второй группы тоже далеко не однородны по своему составу и назначению. К сожалению, о большинстве из них мы имеем лишь очень ограниченные данные, не позволяющие представить в полном объеме законодательную деятельность того или иного номофета.

Представления о характере раннегреческого законодательства, базирующиеся по преимуществу на литературных свидетельствах, могут быть существенно расширены благодаря надписям, которые непосредственно фиксируют законодательные акты того или иного полиса. От VII-VI вв. до н. э. таких надписей дошло очень немного. Среди них есть документы, относящиеся к разным типам законодательств. В некоторых надписях излагаются законы, вносящие изменения в существующую конституцию.

Но, безусловно, самым  значительным законодательным памятником Греции является надпись из Гортины, представляющая самый обширный и  подробно разработанный кодекс законов из всех, которыми мы располагаем.

Многие черты, характеризующие  гортинские законы, свойственны также  ряду других греческих законодательств, появившихся в архаический период. Так, в гортинском законодательном  кодексе детально разработаны нормы частного права, и в то же время нет никаких установлений конституционного характера. Таким образом, законодатель не пытается пересмотреть устоявшуюся систему государственного управления; в сферу его интересов входят, прежде всего, семейное право, наследственное право, некоторые вопросы имущественного права. Обращает на себя внимание слабая разработанность уголовного законодательства, в частности, отсутствие статей наказания за убийство, что можно рассматривать как один из пережитков родового строя, когда убийство рассматривалось как дело, интересующее прежде всего родственников убитого, а не общество в целом.

Драконт уделял больше внимания вопросам уголовного права. Как черту, общую для этой группы законодательств, можно рассматривать стремление законодателей к выработке точной юридической терминологии, что отличает вообще писаные законы от обычного права. Наконец, еще одной характерной чертой законодательств Драконта и гортинских законов является конкретность в определении наказания за каждое правонарушение.

Гортинские законы по ряду существенных признаков примыкают к одному из направлений в раннем греческом законодательстве, сохраняя при этом некоторые своеобразные черты, обусловленные спецификой социально-экономического уклада критского общества.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Законодательство Драконта //Хрестоматия по истории Древнего мира /Под ред. В. В. Струве.-М.:  Главная редакция восточной литературы, 1951. Т. II. Греция и эллинизм.-С. 112-113.
  2. Гортинские законы //Хрестоматия по истории Древнего мира /Под ред. В. В. Струве.-М.:  Главная редакция восточной литературы, 1951. Т. II. Греция и эллинизм.-С. 78-87.
  3. Законодательство Ликурга //Хрестоматия по истории Древнего мира /Под ред. В. В. Струве.-М.:  Главная редакция восточной литературы, 1951. Т. II. Греция и эллинизм.-С. 94-99.
  4. История государства и права зарубежных стран /Под ред. К. И. Батыра.-М.: Проспект, 2010. - 574 с.
  5. История государства и права зарубежных стран /Под ред. Н. В. Михайловой. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 558 с.
  6. История государства и права зарубежных стран /Под редакцией О. А. Жидкова.- М.: Норма: ИНФРА-М, 2001.-609 с.
  7. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон: биографии России. Ч. 1-2.-М.: Студия Колибри: Комптек, 1997.
  8. Вологдин, А. А. История государства и права зарубежных стран.-М.: 2005. - 574 с.
  9. Хрестоматия по древней истории. Т. 1 /Под ред. В. В. Струве.-М.: Учпедгиз, 1936.-236 с.
  10. Прудников, М. Н. История государства и права зарубежных стран.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.-543 с.
  11. Трикоз, Е. Н. Становление системы источников права в Древних Афинах // Известия вузов. Правоведение.-2007.-№ 4.-С. 196.
  12. Федоров, К. Г. История государства и права зарубежных стран.-Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1977.-456 с.
  13. Федоров, К. Г. История государства и права зарубежных стран.-Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1977.-456 с.

 

1 Лурье С. Я. История Греции. СПб., 1993. С. 125.

2 Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1991. С. 63.

3 Туманс Х. Рождение Афины: Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII-V вв.до н.э.). СПб., 2002. С. 193. 

4 Фюстелъ де Куланж Н. Д. Гражданская община древнего мира. СПб., 1906. С. 181-184; Петрушевский Д. М. Общество и государство у Гомера. М., 1913. С. 51-56.

5 Федоров К. Г. История государства и права зарубежных стран. Л., 1977. С. 22.  

6 Виллетс Р. Критские законы и общественный строй. Т. III., Ч. 3: Расширение греческого мира. VIII-VI вв. до н. э. М., 2007. С. 121.

7 Казаманова Л. Н. Некоторые вопросы социально-экономического строя Критских полисов в VI-IV вв. до н. э. // Вестник древней истории. 1957. С. 28.

8 Пальцева Л. А. Гортинское законодательство и его место в становлении греческого права. СПб., 2001. С. 55.

9 Вологдин А. А. История государства и права зарубежных стран. М., 2005. С. 25.

10 Трикоз Е. Н. Становление системы источников права в Древних Афинах // Известия вузов. Правоведение. 2007. № 4. С. 196.

yaneuch.ru

Право Древней Греции | Рефераты KM.RU

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Юридический факультет Студентка 1-го курса 14 группы Кузнецова Олеся Сергеевна Р  Е  Ф  Е  Р  А  Т по Истории государства и права зарубежных стран ТЕМА: Право Древней Греции г.Оренбург 1998 г.

     История цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается с Древнего Востока.

     Её новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы, в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в первом тысячелетии до нашей эры, в начале первого тысячелетия нашей эры. Именно к этому времени относится впечатляющие успехи греков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой.

     Всё возрастающие политические контакты греков с восточными странами позволяли им использовать им и переосмысливать чужой, заморский государственно-правовой опыт, искать свои, более рационалистические подходы к законотворчеству.

     Право как один из факторов скрепляющий гражданское общество и, элементы его культуры не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в Древней Греции осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил своё отражение и в праве. Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельностью и её постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки.

     На смену не писаным обычаям, толкование которых не редко произвольно осуществлялся светской или греческой аристократии, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме.

     Древней историей и права в Афинах являлся обычай. Ареопаг в своей деятельности руководствовался старинными обычаями, в том числе и обычаями первобытнообщинного строя. В 621 году архнот Драконт впервые издал законы. Эти первые писаные нормы права, были не чем иным, как записью обычаев, получивших отражение в судебной практике, в силу чего Драконт именуется в источниках фесмофетом, в отличие от Солона, который именуется законодателем номофетом. Законы эти до нас не дошли, кроме той части, которая относилась к убийствам.

     В начале шестого века обширное законодательство было осуществлено в Афинах Солоном. То, что известно о его законах, даёт основание заключить, что Солон учитывал интересы укрепляющейся частной собственности и способствовал своими законами развитию ремесла и торговли в Афинах. Так Солон впервые допустил завещание для тех, кто не имеет законных детей мужского пола, а также дарение с оговоркой «буде не действовал в состоянии болезни, не был околдован зельем, не был заключен в оковы или не был вынужден необходимостью, или не находился под влиянием женщины». Он постановил, что сын не обязан содержать отца, если отец не обучил его какого либо ремеслу. Ареопагу он поручил наблюдать за источниками средств к жизни отдельных лиц и наказывать тех, кто не имеет ни каких занятий.

     В V-IV веках законы становится главным источником права. Законами считаются постановления народных собраний, содержащих общее положение. От них отличаются псефизмы, которые касаются каких-либо отдельных лиц. Законодательные акты греческих государств, относящиеся к рассматриваемому периоду (VI-IV века) в большинстве не дошли.

     Правами афинских граждан пользовались лишь лица, у которых как отец, так и мать – граждане Афин. По достижение 18-ти летнего возраста они зачислялись в списке членов дема – демотов. Граждане пользовались политическими правами, то есть правом участвовать в народном собрании, правом быть избираемыми на различные должности, в том числе на должность совета пятисот, а также на судебные должности. Афинское гражданство давало право на получение различного рода пособий от государства, на участие в производившихся государством раздачах. Отдельные граждане могли быть ограничены в своих гражданских правах по суду за различные преступления, то есть могли подвергнуться бесчестию (atimia).

     Не смотря на значительное развитие частной собственности, в Афинах в V-IV веках ещё не сложились представления о широких правах частного собственника, подобных римскому dominium. Нет даже термина, который обозначал бы эти права. Понятие «ousia» означает имущество, совокупность вещей, благ которыми владеет собственник, но не право собственности. Захват земли никогда не играл в Греции большой роли в качестве источника частной собственности.

     Право собственности защищалось несколькими исками. Сначала предъявлялся иск о доходах с участка или дома, истребуемых от владельца. Затем предъявлялся иск о собственности -dike ousias. Здесь истец обращался к доказательству своего права, к установлению титула, на котором покоится его требование о признании за ним права собственности.

     Возможно, что в первом случае доказательства для истца были легче, здесь он мог ограничиться предъявлением свидетельских показаний; напротив, его доказательства были значительно сложнее во втором случае. Поэтому начинали с первого иска. Возможно, однако, что для собственника была обязательна последовательность при использовании различных средств судебной защиты. Наконец, перед собственником была открыта третья возможность: он мог начать спор о нарушенном владении в порядке особого иска, который, по-видимому, помимо удовлетворения требований иска, влёк за собой для проигравшей стороны штраф в пользу государства.

     Аристотель в «Этике Никомаха» различает два вида обязательств – вольные и невольные, имея в виду два различных источника обязательств: договоры и деликаты. Всякое соглашение любого содержания могло послужить основанием договорного обязательства. Никакой обязательной формы для действительности договоров не существовало. Однако, в целях облегчения доказательства сделки чаще всего прибегали к письменной форме. По крайней мере, договоры, заключаемые в гомеровской Греции, то есть накануне образования государства, насквозь проникнуты преклонением перед формой, перед силой сакраментальных слов.

     Не исполнение договорных обязательств, влекло за собой до реформы Солона личную ответственность должника, которому грозила долговая кабала.

     После реформы Солона в качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и поручительство.

     Задатком называется сумма, уплачиваемая при заключении соглашения или вслед за ним в счёт предстоящих платежей и в подтверждение совершённой сделки. Для обеспечения обязательства пользовались также поручительством. Третьи лица брали на себя поручительство за исполнение должником его обязательств. При не исполнении им обязательств возникала дополнительная ответственность поручителей перед кредитором. Залоговое право получило широкое развитие в Древней Греции вместе с питавшим его ростовщичеством. Движимы вещи в случае их залога передавались во владение кредитора, который сохранял их у себя до уплаты долга, а при неуплате продавал для удовлетворения своих требований.

     Договор купли-продажи заключался в силу простого неформального соглашения сторон. Предметом договора могли быть не только движимые вещи, но и различного рода недвижимости – поле, дом, сад. Предметом купли-продажи были также рабы. Продажа свободных людей в рабство была не возможна после реформы Солона. Необходимым условием купли-продажи признавалась цена, которая могла быть выражена не только в деньгах, но и в каких-либо продуктах. Договор купли-продажи без особых формальностей влёк за собой переход права собственности на продаваемую вещь. Однако предварительным условием перехода права собственности являлась уплата покупной цены. Если вещь была передана до уплаты полностью покупной цены, продавец в случае не выполнения покупателем своих обязательств мог истребовать обратно проданную вещь.

     Договор найма имел своим предметом как движимые, так и недвижимые вещи. В наём отдавали скот, рабов, суда, землю, дома. Особенно распространённа была аренда домов, тем белее, что метэки, как правило, не имели право приобретать дома в собственность, и вынуждены были селиться в помещениях, взятых в наём. По договору найма наймодатель обязан предоставить в пользование нанимателя вещь на срок, установленный договором. Что бы предотвратить продажу вещи наймодателем, наниматели добивались включения в договор оговорки, запрещавшей наймодателю продавать вещь до истечения срока найма. Главная обязанность нанимателя своевременный взнос наёмной платы. Как правило, арендная плата вносилась деньгами. В сельском хозяйстве встречались договоры найма, допускавшие плату натурой.

     От договора найма отличался договор ссуды, то есть бытовой договор безвозмездного пользования вещью. Этот договор обозначался наименованием «chresis».

     Наёмный труд играл не значительную роль в хозяйстве, так как в основном прибегали к труду рабов. Тем не менее, договоры личного найма совершались, как и в сельском хозяйстве, так и для разного рода домашних и иного рода услуг в городе, а также на общественных работах.

     Договор займа был широко распространён. Как правило, заём предоставлялся с условием уплаты процентов. Однако существовал и беспроцентный займ.

     В VII-VI веках до реформы Солона широко практиковались кредитные операции в деревни, приводившие не редко к закабалению свободных крестьян. В IV веке появляются специальные менялы, предприниматели, занимающиеся кредитными операциями, так называемые трапезиты, от слова «трапеза». Ростовщичеством занимаются также храмы. Договор займа не требовал никаких формальностей. Он мог быть заключён устно и даже без свидетелей.

     В Афинах были весьма распространены различного рода объединения граждан, связанных между собой договором товарищества. Этот договор, как правило, оформлялся в письменном акте. Участники договора делали вклады для образования общего имущества товарищества. Товарищи несли ответственность друг перед другом за убытки, причинённые умышленным или небрежным ведением дела. Доходы и убытки делились между членами товарищества согласно условиям договора, а при отсутствии таких условий – пропорционально ценности их вкладов.

     Всякий вред, причинённый имуществу, давал основание для предъявления иска dike blabes. Этот иск предъявлялся, например, к соседу, по вине которого оказывалось залитым водой поле. Характерно, что отец семейства отвечал за имущественный вред, причинённый его детьми, хозяин – за вред причинённый его рабом.

     Вступление в брак считалось обязательным. Однако безбрачие не влекло за собой никаких наказаний; оно рассматривалось лишь как несчастие и как нечестие, поскольку безбрачие приводило неизбежно к прекращению рода. В гомеровскую эпоху, брак заключался с помощью договора купли-продажи невесты, сторонами в котором выступали отец девушки и её жених. Установление приданого не было обязательным для отца; ели же девушку выдавал замуж её брат, он обязан был дать приданое. Различались две формы заключения брака:

  • Engiesis – обычный договор жениха с отцом или опекуном невесты;
  • Epidikasia – заключение брака перед должностными лицами или перед судом.

Афинская семья – семья моногамная. Женщина занимала в ней подчинённое, приниженное положение. В действительности семья была моногамной лишь для женщины. Однако для связи мужчин с другими женщинами, кроме своей жены, не порождали никаких юридических последствий.

Развод для мужчины был свободен. Муж мог в любое время отослать жену из своего дома. В этом случае он обязан был вернуть ей приданое, если только развод не был вызван изменой жены.

          В наследственном праве ситуация складывалась следующим образом:

     Если умерший не составлял завещания, наступало наследование по закону. Наследовали в первую очередь сыновья умершего. Дочь при наличии сына не считалась наследницей. Между сыновьями наследство делилось поровну. Наследование по завещанию появляется в Афинах начиная с Солона. Для действительности завещания необходимо было, что бы завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому принуждению. Завещать мог лишь тот, у кого не было детей мужского пола.

     Право в вопросах о преступлениях и наказаниях сохраняло не мало пережитков первобытнообщинного строя. Это сказывалось в том, что убийство рассматривалось как дело, интересующее родственников убитого, а не органов государства. В тех случаях, когда родственники возбуждали преследование против убийцы, их иск носил характер частного обвинения. Убийца мог избегнуть наказания, добровольно удалившись в изгнание. Однако, в случае возвращения, он считался вне закона и мог быть убить безнаказанно.

     Наказание применялись следующее: при наиболее серьёзных преступлениях, таких, как умышленное убийство, государственная измена, безбожие, назначалась смертная казнь, причём осуждённому представлялось привести приговор в исполнение саморучно (путём принятия яда).

     Большое место в карательной политике занимали государственные преступления: государственная измена, обман народа, оскорбление богов, внесение противозаконных предложений в народное собрание и другие.

     Начинать судебные дела могли лишь полноправные граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи. Вызов обвиняемого или ответчика в суд производился не органами государства, а самим обвинителем (истцом), который перед свидетелями призывал обвиняемого или ответчика явиться в назначенный день или час в суд. При неявке дело слушалось заочно.

     На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе.

     Для исполнения решения ответчику назначался срок. При неуплате в этот срок истец мог захватить имущество должника, а если встречал при этом сопротивление, начинал процесс об исполнении решения, проигрыш которого ответчиком влёк для него штраф в пользу казны, равный сумме иска.

www.km.ru

Образование городов и законодательство Древней Греции периода Архаики

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образованияРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТИНСТИТУТ ЛИНГВИСТИКИ                                                                                       Кафедра Всеобщей истории «Образование городов и

законодательство в Греции эпохи Архаики» Специальность 031202 «Перевод и переводоведение»

Курсовая работа студентки 3-го курса отделения второго высшего образования

очно-заочной формы обучения

Преподаватель

д.и.н., проф.

_______________ 

Москва  2010 СОДЕРЖАНИЕВведение.. 3

Основная часть.. 4

Основные черты полисной организации общества. 5

Типы полисов. 6

Развитие законодательства. 9

Тирания. 10

Заключение.. 11

Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 12

Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 12

… Город должен представлять собой среди всего

окружающего пространства центральный пункт,

из которого было бы возможно выслать

помощь во все стороны.

АристотельВведение

Цель настоящей работы – кратко рассмотреть политико-правовую и социально-экономическую ситуацию в Древней Греции в период Архаики (VIII-VI века до н.э.), в том числе обратить внимание на специфику формирования греческих городов-государств и зарождение законодательной базы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.      выявить общие черты, присущие различным типам греческих полисов,

2.      рассмотреть тенденции преобразования обычного устного права в писаный закон. Рассматриваемые нами события происходили в Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.), явившийся началом нового важного этапа в истории Древней Греции. В течение трех столетий были сделаны многие важнейшие открытия, определившие характер технической основы античного общества, развились те социально-экономические и политические явления, которые придали античному обществу определенную специфику по сравнению с другими рабовладельческими обществами: классическое рабство; система денежного обращения и рынка; основная форма политической организации – полис; концепция суверенитета народа и демократическая форма правления. Тогда же были разработаны и главные этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы, оказывавшие воздействие на античный мир на всем протяжении его истории вплоть до возникновения христианства. Наконец, в этот период зародились основные феномены античной культуры: философия и наука, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура, спорт. Одной из знаковых фигур периода поздней Архаики является Аристотель[1], работы которого в сфере политики и государственности предоставляют нам бесценную историческую информацию. 

                                                                      

Стремительный рост греческой культуры в этот период был непосредственно связан с проходившей в это время Великой колонизацией, позволившей греческому миру выйти из состояния изоляции, в котором он оказался после крушения микенской культуры[2]. Колонизация открывала широкий простор перед личной инициативой и творческими способностями каждого человека, что способствовало высвобождению личности из-под контроля рода и ускоряло переход всего общества на более высокий уровень экономического и культурного развития.

Таким образом, основным результатом Великой колонизации был переход греческого общества со стадии примитивного натурального хозяйства на более высокую стадию товарно-денежного хозяйства, для которой требовался универсальный эквивалент торговых сделок. С появлением денег появляется и долговое рабство, заключавшее в себе опасность для молодых и еще не окрепших греческих государств. Оно истощало внутренние силы полисной общины, подрывало ее боеспособность в борьбе с внешними врагами. Основная часть

В отличие от других классовых цивилизаций древнего мира греческие города не пошли по пути развития империи, а выбрали свой особый, античный путь развития. Новые государства в Греции стали возникать именно как города-государства. Складывались они в рамках только общинно-частного сектора, и ими вполне успешно управляли общинные органы самоуправления – народное собрание, совет и некоторые выборные должностные лица. Государственный сектор существовал, в него входили рудники, неразделенные пастбища и запасный земельный фонд, но управлялся он органами городского общинного управления. Таким города-государства обозначаются греческим словом «полис».

Уже на заре греческой цивилизации в произведениях лирических поэтов архаической эпохи можно встретить первые попытки осмысления формировавшихся основ полисной жизни. Так, лесбосский поэт Алкей писал: «Ни грозящим кремлем не защититесь вы,

Ни стеной твердокаменной:

Башни, града оплот, - бранники храбрые».

(Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. С.7)У Софокла в трагедии «Эдип-царь» с новой силой звучит ценностность гражданского коллектива:

«Коль ты и впредь желаешь краем править,

Так лучше людным, не пустынным правь.

Ведь крепостная башня иль корабль -

Ничто, когда защитники бежали».

(Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. С.7)В позднеклассический период понимание полиса получило теоретическое обоснование в трудах греческих философов, особенно у Аристотеля и Платона[3]. Оба мыслителя подчеркивали возможность благой жизни для греков только в рамках полиса. Они тщательно обосновали идею становления и развития полиса из типологически более низких форм человеческого общежития - семьи и деревни. Основную задачу полиса философы видели в формировании гражданского коллектива в соответствии с потребностями граждан и законами полиса. Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших. Этим он разделяет естественно-правовое положение Сократа о том, что законное и справедливое одно и то же, поскольку в их основе лежит божественное начало. Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика - Аристотеля.  Государство, по Аристотелю, - продукт естественного развития. «...Полис, - отмечает Аристотель, - возникает ради потребностей жизни, но существует он ради благой жизни» (Доватур А.И. «Политика» Аристотеля). Основные черты полисной организации обществаОбразование городов было первым признаком, свидетельствующим о переходе греческого общества от варварства к цивилизации. В архаическую эпоху город по-настоящему отделился от деревни и политически, а также экономически подчинил ее себе. Почти все греческие города выросли из укрепленных поселков гомеровской эпохи – полисов, сохранив за собой это древнее название.

Каждый из множества греческих полисов был индивидуальным явлением, но при всей самобытности и своеобразии в большинстве греческих государств проступают некоторые общие черты, которые позволяют считать их именно полисными организмами. Каковы эти общие черты, сущность и наиболее характерные основы греческого полиса в его обобщенном виде?

Итак…1.      Демократия и/или военная организация. Общая тенденция античных полисов в сторону демократии, которая определялась взаимной обусловленностью права собственности и гражданского статуса и совпадением в принципе социальной и политической структур. Сограждане являлись (в идеале) абсолютно равными соучастниками политической жизни и суверенитет принадлежал народному собранию полноправных граждан (они же были и земельными собственниками с вытекающим отсюда чувством равного друг к другу отношения). Связь между гражданином и государством была непосредственной, и это вело либо к отсутствию бюрократического аппарата, либо к сведению бюрократических структур к минимуму.

Более или менее полностью совпадала политическая и военная организации. Гражданин-собственник являлся одновременно и воином, обеспечивающим неприкосновенность собственности полиса и, тем самым, своей собственности. Армия полиса в принципе являлась всенародным ополчением, служить в котором было долгом и привилегией гражданина.2.      Размеры полиса. «Население полиса, — писал Аристотель, — должно быть легко обозримо, также легко обозрима должна быть и его территория: легко обозрима в приложении к территории значит то же, что ее легко можно защищать». В центре полиса находился город. «Город должен представлять собою среди всего окружающего его пространства центральный пункт, из которого возможно было бы повсюду выслать помощь. Другое условие заключается в том, чтобы к городу легко могли быть доставляемы земельные продукты, далее, чтобы был удобный подвоз к нему лесных материалов и всего того, что государством будет приобретено для обработки... Сообщение города и всей территории полиса с морем является большим преимуществом и в целях безопасности государства, и с точки зрения полного снабжения его всем необходимым». Эта картина идеального полиса, нарисованная Аристотелем, была своего рода обобщением конкретной действительности.  3.      Экономическая основа. В силу природных условий сельское хозяйство включало несколько отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливководство, огородничество-садоводство и скотоводство, требовавших значительных затрат труда и материальных средств и потому нуждавшихся в использовании труда рабов. Рабы были уже рабами классическими: они не всегда участвовали вместе с хозяевами в едином производственном процессе и не входили с ним в одну семью. Для хозяев они были предметами, живыми орудиями труда. Именно в античном обществе рыб был наиболее рабом, а свободный – наиболее свободным. Лишь в греческих полисах появляется понятие «свободы» (элевтерия) как состояние отсутствия господства кого бы то ни было над данным человеком. Всякое наличие над человеком господства было рабством. Всякий, кто живет под царской властью, - раб по своей природе; всякий варвар – раб по своей природе, говорит даже Аристотель.

Товарные отношения, торговый обмен стали одной из основ всей хозяйственной жизни полиса. Люди, принадлежавшие к разным родам, филам и фратриям, не только жили бок о бок, но и вступали в деловые и просто дружеские контакты, заключали брачные союзы. Происходит сращивание двух прослоек в единый господствующий класс рабовладельцев. Главную роль в этом процессе играли деньги. Это понимали уже современники событий. «Деньги в почете всеобщем. Богатство смешало породы», - восклицает мегарский поэт VI в. Феогнид[4]. 4.      Полисная собственность. В полисе возник особый вид древней собственности – полисная собственность; суть ее заключалась в том, что осуществлять право собственности на землю могли только полноправные члены города-общины. Помимо права на свою частную землю, рабов и другие средства производства граждане полиса имели также право участвовать в самоуправлении и во всех доходах полиса. Также чрезвычайно важно, что ни в одной прежней общине других типов чувство солидарности ее членов не было так сильно, как в полисе; полисная солидарность была одновременно и правом и обязанностью граждан, вплоть до того, что они в  массовом порядке, не на словах, а на деле, ставили интересы полиса выше личных; повинность зажиточных граждан в пользу полиса (литургия) выступала как почетная обязанность, которую знатные и богатые люди могли принимать на свой счет. В то же время нуждающиеся члены полиса имели право рассчитывать на помощь со стороны коллектива своих сограждан.

Это положение имело огромные социально-психологические последствия, оказавшие влияние на более чем сотню поколений. Коллективизм полиса, его гражданская солидарность превосходно уживались с индивидуализмом, с высокой ценностью личности. 5.      Социальная дифференциация. Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: господствующий класс, свободные мелкие производители, рабы и зависимые работники самых различных категорий. К господствующему классу относились крупные землевладельцы, собственники больших мастерских, торговых кораблей, солидных денежных сумм, пускаемых в рост. Основная часть полисного населения состояла из свободных мелких производителей, прежде всего земледельцев (в Афинах они назывались зевгитами и фетами), а также ремесленного и торгового люда, добывающего пропитание собственным трудом.Типы полисовОписанные выше наиболее общие черты свойственны в той или иной степени каждому полису, однако среди множества греческих городов-государств можно выделить два основных типа: полис аграрный, со слабым развитием торговли и ремесел, большим удельным весом труда зависимых работников и, как правило, господством олигархии. Образцом такого типа является Спарта. Другой тип представлял собой общество и государство с большим удельным весом ремесленных производств и торговых операций, товарно-денежных отношений, внедрением рабского труда в производство и повседневную жизнь, активным участием граждан в общественной и политической жизни, демократическим устройством. Наиболее ярким примером такого полиса являются Афины.Формирование полиса было результатом настойчивой преобразовательной деятельности многих поколений греческих законодателей. Античная традиция донесла до нас лишь некоторые из их имен, среди которых наиболее выдающее место занимают Солон, Клисфен и великий спартанский законодатель Ликург. Граждане  того или иного государства, доведенные до отчаяния бесконечными распрями и смутами и не видевшие иного выхода из создавшегося положения, избирали одного из своей среды посредником и примирителем. Одним из таких примирителей был Солон[5]. Избранный в 594 г. до н.э. на должность первого архонта[6] с правами законодателя, он разработал и осуществил широкую программу социально-экономических и политических преобразований, конечной целью которых было восстановление единства полисной общины, расколотой гражданскими междоусобицами на враждующие политические группировки. Наиболее важной среди реформ Солона была коренная реформа долгового права, вошедшая в историю под образным наименованием «стряхивание бремени» (сейсахтейя). В Афинах существовал обычай ставить на земле должника каменные плиты или столбы с обозначением суммы долга. Солон приказал снять все такие столбы. Крестьян проданных за долги в рабство за границу, он велел разыскать и выкупить на государственный счет. Впоследствии Солон писал об этом с гордостью в своих стихотворениях: Какой же я из тех задач не выполнилВо имя коих я тогда сплотил народ?О том всех лучше перед времени судомСказать могла б из олимпийцев высшая -Мать черная Земля, с которой снял тогдаСтолбов поставленных я много долге,Рабыня прежде, ныне же свободная.На родину, в Афины, в богозданный градВернул назад я многих, в рабство проданныхКто кривдой, кто по праву, от нужды иныхБезвыходной бежавших, уж забывших речьАттическую - странников таков удел, -Иных еще, в позорном рабстве живших здесьИ трепетавших перед прихотью господ,Всех я освободил. А этого достигЗакона властью, силу с правом сочетав,И так исполнил все я, как и обещал.

(История Древнего Мира в 3-х книгах. Кн. 2. Расцвет древних обществ. С.85)Когда Солона спросили, какое государство он считает наиболее благоустроенным; он отвечал: «То, в котором все граждане одинаково стоят за обиженных и преследуют и наказывают несправедливость» (Личности Древней Греции. Солон. http://www.ellada.spb.ru).Еще один важный шаг в сторону демократизации афинского государства и укрепления его внутреннего единства был сделан в конце VI в. Клисфеном[7]. Он ввел новую, чисто территориальную систему административного деления, распределив всех граждан по десяти филам и ста более мелким единицам – демам. Теперь лица, принадлежавшие к одним и тем же родам и фратриям, были политически разобщены, проживая в разных территориально-административных округах. Клисфен, по выражению Аристотеля, «смешал все население Аттики», не считаясь с его традиционными политическими и религиозными связями. Реформы Клисфена завершают собой первый этап борьбы за демократию в Афинах. В ходе этой борьбы афинский демос добился больших успехов, политически вырос и окреп. Воля демоса, выраженная путем общего голосования в народном собрании (экклесия), приобретает силу обязательного для всех закона. Все должностные лица, включая самых высших – архонтов и стратегов, выбираются и обязаны отчитываться перед народом в своих действиях, а в случае ошибки могут быть подвергнуты тяжелому наказанию. Вместе с народным собранием работал совет пятисот (булé) и учрежденный Солоном суд присяжных  (гелиея).

Впрочем до полного торжества демократических идеалов было еще далеко. Зажиточные крестьяне – зевгиты составляли политически активное ядро народного собрания. Доступ во многие правительственные учреждения был ограничен в Афинах высоким имущественным цензом. Таким образом, потребовалось не одно десятилетие упорной политической борьбы для того, чтобы принцип гражданского равноправия был последовательно проведен в Афинах. Помимо афинского пути в Греции возникло много разнообразных типов и форм полисной организации. Один из своеобразных вариантов полисного строя сложился в Спарте. Проблему с острой нехваткой земель спартанцы решили путем захвата соседней Мессении, приостановив тем самым надвигавшийся аграрный кризис. В Спарте был осуществлен широкий передел земли вместе с государственными рабами-илиотами из числа покоренных жителей Лаконии и Мессении. В результате этой реформы спартанский демос превратился в замкнутое сословие профессиональных воинов-гоплитов. Удержать в повиновении илиотов, составлявших большинство трудового населения, было возможно только с помощью систематического беспощадного террора.

Постоянная угроза илиотского мятежа требовала максимальной сплоченности и организованности спартиатов. Поэтому одновременно с переделом земли в Спарте была проведена серия реформ – «законов Ликурга[8]». Реформы полностью изменили облик Спарты, превратив ее в военный лагерь, все обитатели которого были подчинены казарменной дисциплине. В соответствии с принципом «ликургова строя» все полноправные граждане Спарты официально именовались «равными». И на самом деле на протяжении почти двухсот столетий в Спарте действовала система мер, направленных к тому, чтобы свести к минимуму любые возможности личного обогащения и остановить рост неравенства среди спартиатов. Все спартиаты независимо от происхождения и общественного положения жили в совершенно одинаковых условиях, как солдаты в казарме, носили одинаковую простую и грубую одежду, ели одинаковую простую пишу за общим столом. Обладая большим запасом внутренней прочности, «община равных» смогла в дальнейшем выдержать такие серьезные испытания, как, например, восстание илиотов в 464 г. или Пелопонесскяа война 431-404 гг. до н.э. Замкнувшаяся в себе, отгородившаяся от внешнего мира глухой стеной вражды и недоверия, Спарта постепенно становится главным очагом политической реакции на территории Греции, надеждой и опорой всех врагов демократии.

Итак, Афины и Спарта – две крайние, наиболее различавшиеся формы древнегреческого полиса. Первая из двух форм, сложившаяся в результате реформ Солона и Клисфена, обеспечивала гражданам гармоническое развитие личности и оказалась более способной к развитию, чем вторая – казарменная спартанская форма полиса. Афины не знали свойственной Спарте полной политической дискриминации всех людей физического труда. Именно Афинам суждено было стать главным оплотом греческой демократии и крупнейшим культурным центром Греции.

Тем не менее, было между Афинами и Спартой нечто общее, позволяющее считать их разновидностями одного типа государства – полиса. Любой полис представляет собой самоуправляющуюся, автономную общину, чаще всего не выходящую за пределы одного небольшого города и его ближайших окрестностей. Основная особенность полисной организации заключается в том, что в управлении государством участвуют, хотя не в равной мере, все члены данной общины, а не только избранный круг придворной знати.

Гражданская община (демос) практически сливается здесь с государством. В этом проявляется важнейший политический принцип, лежащий в основе полисной организации, - принцип подчинения меньшинства большинству, личности коллективу.

Для своего времени полис может считаться наиболее совершенной формой политической организации господствующего класса. Его главное преимущество заключается в сравнительной широте и устойчивости его социальной базы и широких возможностях, которые он давал для развития частного рабовладельческого хозяйства. В правоспособности греки видели основной признак, отличающий гражданина от негражданина. В то же время полис был военно-политическим союзом свободных собственников, направленным против всех порабощенных и эксплуатируемых и преследующим две основные цели: 1) удерживать в повиновении уже имеющихся рабов; 2) организовывать военную агрессию против стран «варварского мира», обеспечивая тем самым пополнение рабовладельческих хозяйств необходимой им рабочей силой. Развитие законодательстваПрогресс в области внутриполисного и международного права связан как с ростом городов, так и с требованиями народных масс о записи законодательства. В архаическую эпоху происходит гуманизация общественных воззрений, согласно которым существует некая божественная справедливость, распространяющаяся в равной степени на всех людей, независимо от их родовой или племенной принадлежности. В различных греческих государствах выдвигают пользующихся доверием граждан для записи законов. Древнейшие сборники законов свидетельствуют о прогрессе общественного правосознания. Из законов VII в. были особенно известны законы Залевка из Локр, законы Харонда из Катаны в Сицилии и законы Драконта в Афинах. Не существовало писаных законов только в Спарте.

Кодексы эти были еще очень несовершенны, имели казуистический характер и содержали множество архаичных правовых норм  и обычаев: в основе своей законы Драконта были записью существовавшего обычного права. В задачу законодателей входила только запись старого права, обычно они не обращали внимания на произошедшие экономически изменения и пытаются бороться с ними путем запрещения. Так, по законам Залевка, запрещается всякая посредническая торговля, и крестьянин мог продавать свои продукты только потребителю. В области уголовного права господствует принцип «око за око, зуб за зуб».

Интересно процентное право того времени. Очевидно, что организация кредита, как элемента торгового оборота, была возможна только при материальной заинтересованности кредиторов. Тем не менее законодательство греческих государств борется со всякого рода процентными сделками. У Гесиода в его «Работах и днях» читаем: «С соплеменника бери только ссуженные деньги» (то есть, без процентов) (Лурье С.Я. История Греции. С. 154).

Однако, сам факт записи нельзя не оценить как положительный сдвиг, поскольку он свидетельствует о стремлении положить предел самоуправству влиятельных семей и родов и добиться подчинения рода судебному авторитету полиса. Запись законов и введение правильного судопроизводства способствовали изживанию таких старинных обычаев, как кровная месть или мзда за убийство. Теперь в решении спора участвует вся община.

Передовые нормы морали и права распространяются в ту эпоху не только на соотечественников, но и на чужеземцев, граждан других полисов. Труп убитого врага уже не подвергается надругательствам, а выдается родственникам для предания земле. Свободных эллинов, захваченных в плен на войне, как правило, не убивают и не превращают в рабов, а возвращают на родину за выкуп. Принимаются меры для искоренения морского пиратства и разбоя на суше. Отдельные полисы заключают между собой договоры, гарантируя личную безопасность и неприкосновенность имущества граждан, если они окажется на чужой территории.ТиранияОднако прогресс имел и обратную сторону. Стремительное развитие товарно-денежных отношений отрицательно сказалось на положении греческого крестьянства. Из-за аграрного кризиса крестьяне массово разоряются и пополняют ряды батраков – фетов. Разгорается нешуточная классовая борьба, формируется масштабное демократическое движение. Защищая свою собственность, богачи все чаще пускают в ход террор и насилие, и классовая вражда перерастает в настоящую гражданскую войну.

Во многих греческих городах длившийся десятилетиями социально-политический кризис разрешался установлением режима личной власти. Истощенная смутами полисная община уже не могла противостоять притязаниям влиятельных лиц на единоличную власть, и в городе устанавливалась диктатура «сильного человека», который правил, не считаясь с законом и традиционными учреждениями: советом, народными собраниями и т.п. Таких узурпаторов греки называли тиранами[9], противопоставляя их древним царям – басилеям, правившим на основе наследственного права или всенародного избрания.

Захватив власть, тиран начинал расправу со своими политическими противниками, их казнили без суда и следствия. В позднейшей исторической традиции само слово «тирания» стало в греческом языке синонимом беспощадного кровавого произвола. Острие политических тиранов было направлено против знати.

По-иному складывались отношения тирана с народом. Многие тираны архаической эпохи начинали свою политическую карьеру в качестве простатов, т.е. вождей и защитников демоса. Однако главной целью  тиранов было всемерное укрепление владычества над полисом и в перспективе – создание наследственной династии. Осуществить эти замыслы тиран мог, лишь сломив сопротивление знати. Для этого ему и нужна была поддержка демоса. В своем «народолюбии» тираны обычно не шли дальше незначительных подачек и демагогических посулов толпе.

Тирания появляется только в государствах с сильным торгово-ремесленным классом; в государствах чисто земледельческого типа, как Беотия или Лакония, о тирании ничего не известно. Тирания оставила заметный след в истории ранней Греции. Колоритные фигуры первых тиранов – Периандра, Писистрата, Поликрата и др. – неизменно привлекали к себе внимание позднейших греческих историков. Стремясь увековечить свои имя, многие тираны привлекали к своим дворам выдающихся музыкантов, поэтов, художников. Такие греческие полисы, как Коринф, Сикион, Афины, Самос, Милеет, стали под властью тиранов богатыми, процветающими городами. Некоторые из тиранов вели довольно успешную внешнюю политику. Например, Периандр, правивший в Коринфе с 627 по 585 гг. до н.э., сумел создать большую колониальную державу, простиравшуюся от островов Ионического моря до берегов Адриатики. Тем не менее вклад тиранов в социально-экономическое и культурное развитие архаической Греции нельзя преувеличивать. Как писал греческий историк Фукидид, «все тираны, бывшие в эллинских государствах, обращали свои заботы исключительно на свои интересы, на безопасность своей личности и на возвеличение своего дома» (История Древней Греции. Под ред. В.И. Кузищина. С.111).

Однако, не имея прочной социальной основы в массах, тирания не могла стать устойчивой формой государственного устройства греческого общества. Позднейшие греческие историки и философы, например, Геродот, Платон, Аристотель, видели в тирании ненормальное противоестественное состояние государства, болезнь полиса, вызванную политическими смутами и социальными потрясениями, и были уверены, что долго это состояние продолжаться не может.

Тирания лишь ослабила родовую знать, но окончательно сломить ее могущества не смогла. Во многих полисах вслед за свержением тирании снова наблюдаются вспышки острой борьбы, и постепенно зарождается новый тип государства – рабовладельческий полис. Заключение Изучив разнообразные источники, в том числе и произведения древнегреческих философов, уделявших значительное внимание вопросу развития и существования государственности, можно сказать, что в силу исторически сложившихся предпосылок социально-экономического и общественно-политического характера появление полиса в Древней Греции было скорее неизбежным, чем неожиданным. Полис был основной формой политической и социальной организации античного общества и неотъемлемой чертой всей античной жизни. Именно характером полиса объясняется неповторимое своеобразие греко-римской цивилизации, и сам полис выступает как основной элемент, формирующий всю структуру этой цивилизации. Недаром она является одной из самых ярчайших цивилизаций в мировой истории.

Древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов средиземноморья в эпоху римского господства, который не только питал это развитие, но и позволил целому ряду достижений древних греков войти в структуру современной цивилизации как ее неотъемлемая часть.

Тем не менее, как ни важен был полис для дальнейшего развития человечества, однако в первоначальном виде просуществовал он недолго: возможности развития в замкнутых пределах городов-государств были ограничены, как и возможности частного международного обмена. К тому же в случае самостоятельных полисов их самостоятельно действующие граждане не могли быть достаточно защищены незначительными военными силами, коими располагало полисное государство. Несмотря на тысячелетнюю отдаленность, тема зарождения и развития полисов весьма актуальна и сегодня, ведь проблемы политики и общества не утрачивают своей важности с течением времени.

Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.      Библиотека по культурологи. История и культура Древней Греции. http://www.countries.ru/library/ant/grmik.htm (ноябрь, 2010).

2.      Брокгауз и Эфрон. Энциклопедический словарь. http://be.sci-lib.com (ноябрь, 2010).

3.      Древняя Греция. История Древней Греции. http://www.ellada.spb.ru (ноябрь, 2010).

4.      История Древнего Мира в 3-х книгах. Кн. 2. Расцвет древних обществ. Академия Наук СССР. Институт Востоковедения. Издательство «Наука».

5.      История Древней Греции. Под ред. В.И. Кузищина. http://www.sno.pro1.ru/lib/kuzishchin (ноябрь, 2010).

6.      Литературная энциклопедия. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature (ноябрь, 2010).

7.      Лурье С.Я. История Греции. Санкт-Петербург. Издательство СПбГУ, 1993.

8.      Яндекс словари. Большая советская энциклопедия. http://slovari.yandex.ru (ноябрь, 2010).Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

9.      Доватур А.И. «Политика» Аристотеля // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. С. 38–52.

10.  Латышев В.В.. Очерк греческих древностей. http://www.centant.pu.ru (ноябрь, 2010).

11.  Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Издание второе. Спб.: Издат.дом СПбГУ, 2004. 266 с.

en.coolreferat.com


Смотрите также