Защитники древней руси. Защитники Отечества: с Древней Руси до наших дней
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Воспитание защитников Отечества в Древней Руси. Защитники древней руси


Черные клобуки — загадочные защитники Древней Руси

Черные клобуки — загадочные защитники Древней Руси

Небольшое село Берендеево в Ярославской области получило название, кажется, прямо из старых русских сказок, от царя Берендея из всем известной «Снегурочки». Но в отличие от произведения Островского, в настоящих старых русских сказках нет такого царя и нет его сказочного Берендеева царства. Берендеи в Древней Руси — персонажи отнюдь не сказочные, они играют важную роль в становлении древнерусского государства, ныне, к сожалению, почти забытую.

Древняя Русь в XI веке — это водоворот этнических миграций. С севера на юг, в Византию, по русским рекам плывут варяги, а навстречу им, из Дикого поля на Русь едут орды степных кочевников. У недавних повелителей Степи, печенегов и торков, большая беда — на их землях появились половцы, и за какие-то 50 лет Дикое поле превратилось в Поле Половецкое, где нет уже места другим степным народам…

Оставшись без пастбищ, кочевники пришли к русским князьям, как когда-то готы пришли к римлянам, и предложили себя на роль пограничной стражи Руси. Их боевые качества в рекламе не нуждались: только недавно печенеги осаждали Киев и пили вино из черепа легендарного русского князя-воина Святослава… Князь Ярополк выделил им земли в Поросье, находящемся между Русью и Степью.

Постепенно туда начали стекаться тысячи кочевников, которым не было места в одной степи с половцами. В Поросье уклад жизни кочевников быстро менялся: многие переходили к оседлой жизни, начинали заниматься сельским хозяйством, чувствовать себя частью создающегося древнерусского государства, а не песчинкой в бесчисленной орде. У «русских кочевников» Поросья даже строится своя столица — город Торческ.

Но главное — Поросье надежно прикрыло Русь от Степи, впервые в истории русские князья не опасаются внезапного налета с юга. Успешный опыт берут на вооружения другие князья, и кочевников расселяют: значительная группа получает земли на Волыни, а Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский переселяют часть степных пришельцев во Владимиро-Суздальскую землю. Их называют «берендеями», и под этим именем память о них до сих пор живет в местных названиях (слобода Берендеева, ст. Берендеево, Берендеево болото и др).

Внутри этого «Берендеева царства» перемешиваются разные народы, стирая между собой этнические различия. Через лет 50-70 в Поросье уже нет торков, печенегов и берендеев, теперь все они — новый племенной союз под названием «Черные клобуки» (прозвище дано за высокие черные шапки). Его политическое значение резко растет. Теперь военная сила Русской земли состоит из трех частей: княжеская дружина, славянское ополчение и кочевая конница. Постоянно сражающиеся за Русь берендеи отождествляются врагами с самим государством.

Как складывались отношения русских князей и их степных вассалов? По-разному. Кочевники понимали свое значение в государстве и смело разговаривали даже с самыми уважаемыми князьями. Например, в 1155 году, те, что жили в нынешней Ярославской области, разбили половцев и захватили много пленных.

Князь Юрий Долгорукий приказал их отпустить, но нарвался на категоричный отказ: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном, и головы свои складываем за твою честь, а пленники — наша собственность».

Иногда князья мирились с такой дерзостью, иногда выгоняли кочевников из Поросья. Впрочем, выгоняли ненадолго, потому что «черные клобуки» были нужны почти всегда — они участвовали во всех походах русских князей в Степь. Только дважды они отказались сражаться против половцев — оба раза в половецкой орде, на которую готовился поход, у них оказывались родственники — «сваты».

В битвах «черные клобуки», которых летописцы ласково называли «своими погаными», шли в бой в первых рядах, отвечали за самые опасные операции — разведку и преследование отступающих — и обычно несли гораздо большие потери, чем варяги и славяне. Как и варяги-русь, «черные клобуки» постепенно начинают отождествляться со всей Русью. В первой половине XII века в летописях незаметно меняется название новообразованного государства: «вся земля Руськая и черные клобуки». Похожая история случилась и с самим словом Русь — так, по одной из версий, варяги называли свои дружины, которых славянские города нанимали для защиты своих интересов. Но враги запоминали тех, с кем бились, и переносили их название на всю страну и ее народ, называя ее Русь, а народ — «русские».

Позднее монголы также сочли Русь «страной двух народов».

Персидский историк Рашид-ад-Дин писал: «Царевичи Бату с братьями… направились походом в страну русских и народа чёрных шапок».

После их прихода история «народа черных шапок» прекращается резко и навсегда. Тумены Батыя рассеивают кочевников в Поросье (их лучшие воины к тому времени уже погибли на Калке и на Сити, при обороне Рязани и Владимира) и сжигают дотла их столицу Торческ. Кочевников монголы переселяют в район Волги и включают в состав Золотой Орды, оседлые «клобуки», уцелевшие после Батыева побоища, быстро ассимилируются среди славянского населения.

В XIII веке «черные клобуки» навсегда исчезают из летописей. От «русских кочевников» остается только несколько названий на карте, истинный смысл которых уже почти забыт.

historicaldis.ru

Величайший защитник Руси

Главная » Русские святые воины » Величайший защитник Руси

6 декабря — день памяти Александра Невского

Он победил шведов, немцев, замирил финско-угорские племена, сумел сохранить русскую государственность и веру христианскую в условиях татаро-монгольского ига

 Величайший защитник Руси

 Александр Ярославич Невский родился 6 июня (н. ст.) 1220 года в Переславле-Залесском. Он был сыном великого князя Ярослава Всеволодовича, правнука Мономаха. После неожиданной смерти старшего брата Федора Александр остался старшим из Ярославичей и стал княжить в Новгороде. Великую славу князю принесла победа, которую он одержал на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 года над шведскими войсками, которые вторглись в нашу землю. Со своей дружиной и небольшим отрядом новгородцев Александр неожиданно атаковал численно превосходивших шведов. Понеся огромные потери, те на своих кораблях ретировались с позором. Эта победа надолго отбила у шведов охоту ходить на Русь. А к имени Александра прибавилось гордое звание Невский.

Но вскоре на Новгород стали надвигаться немецкие рыцари-крестоносцы. Они захватили

Изборск, и Псков. Вся западная часть новгородских владений разорялась немецкими отрядами. Александр собрал войско, состоявшее из собственной дружины, новгородцев и отряда младшего брата Андрея из Суздаля и отправился освобождать Псков. Сначала он разорил опорную крепость завоевателей Копорье, а затем очистил от врага Псков.

В апреле 1242 года войско Александра Невского схлестнулось с немецкими рыцарями на Чудском озере (на границе с Ливонским Орденом). Эта битва нам известна под названием «Ледовое побоище». Полный разгром здесь врага заставил немцев прислать в Новгород в том же году посольство с просьбой о мире: Орден отказывался от своих притязаний на русские земли и просил об обмене пленными. Такой договор был подписан, в результате чего крестоносцы долгие годы не беспокоили русские земли. Правда, как водится у европейцев, они в 1253 году нарушили мирный договор и напали на Псков, но были отбиты псковичами и подоспевшими на помощь новгородцами.

Александр большое внимание уделял выстраиванию приемлемых для Руси взаимоотношений с Ордой. Он понимал, что Русь пока не готова военной силой освободиться от ига. Поэтому предпринимал дипломатические усилия для ослабления власти восточных захватчиков. В 1947 году он поехал в Орду, чтобы получить разрешение на великое княжение. Вернулся домой он лишь через два года с ярлыком на княжескую власть. Александр был признан «старейшим» среди русских князей: получил Киев и «Всю Русскую землю», а владимирским князем стал младший брат Андрей. Но Андрей не умел ладить с татаро-монголами и вынужден был бежать в Швецию. Александр в тот момент находился в Орде и получил ярлык на великое княжение Владимирское. С тех пор он старался показной внешней покорностью перед ханом добиваться всевозможных льгот для русской земли, отдавал много золота в Орду на выкуп пленных. Это позволило Руси накапливать силы для будущих победных сражений.

Во время очередной поездки в Орду осенью 1263 года на обратном пути великий князь разболелся. Приняв схиму под именем Алексия, Александр Невский (14) 21 ноября 1263 года скончался в Городце на Волге и был похоронен (23) 30 ноября в монастыре Рождества Богородицы во Владимире. По традиции Русской Православной Церкви днем его памяти установлено 6 декабря. В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского были торжественно перенесены в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, где почивают и ныне в Троицкой церкви. Он канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского – одну из высших наград России, существовавших до 1917 года. А в 1942 году во время Великой Отечественной войны был учрежден советский орден Александра Невского для награждения командиров, проявивших личную отвагу и обеспечивших успешные действия своих частей.

После разрушения «демократами» Советского Союза он был сохранён в системе государственных наград Российской Федерации постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 марта 1992 года № 2557-I, однако как государственная награда Российской Федерации не имел статута и официального описания. Многолетние попытки общественности внести изменения в статут «спящего» ордена привели к появлению указа президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», которым учреждены статут и описание ордена. К сожалению, этот указ резко снизил великий боевой статус ордена Александра Невского: у «демократов» онстал общегражданской наградой. Одним из первых им был награжден, например, председатель Центральной избирательной комиссии России Владимир Чуров. Это, конечно, герой, но другого романа.

 

 

 

Сергей Турченко

6 декабря 2017 г.

Комментарии:

Добавить комментарий

Сегодня 8 июля воскресенье2018

В этот день:

8 июля 1708 года произошла Полтавская битва - крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Подробнее » 8 июля 1708 года произошла Полтавская битва - крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Предыстория такова. В 1700 году Карл XII вторгся в Европу и развязал длительную войну с участием многих государств. Армия Карла XII продвинулась глубоко на юг, одерживая победу за победой. Карл решил атаковать центральную часть России с захватом Москвы. Но тут украинский гетман Мазепа переметнулся на сторону шведов, и Карл устремился на Украину. В районе Полтавы Петр I дал шведу блестящий бой. Накануне сражения он объехал все полки и призывал воинов биться не за Петра, а за «Россию и российское благочестие». Интересно, что и Карл пытался словом воодушевить своих солдат. Но как отличается его меркантильная речь от высоких призывов русского Царя! Карл объявил, что завтра солдаты, если победят, будут обедать в русском обозе, где их ожидает большая добыча.

Конечно, победил русский дух. Тем более, что казаки в своем большинстве не поддержали Мазепу. Шведы потеряли свыше 11 тыс. солдат. Потери русских составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. В дальнейшем князь Меньшиков преследовал противника до Переволочны на берегу Днепра, где было взято в плен около 16 тыс. шведов.

Карл XII с Мазепой сумели бежать, шведский король скрылся на территории Османской империи.

Решительная победа русской армии привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как одной из ведущих военных сил в Европе.

 

8 июля 1935 года родился Виталий Иванович Севастьянов — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Подробнее » 8 июля 1935 года родился Виталий Иванович Севастьянов — лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза.

Член КПСС с 1963 года. Заслуженный мастер спорта СССР (1970). Депутат ГД РФ первого — четвёртого (1993—2007) созывов. Член фракции КПРФ.

В 1967—1969 годах Севастьянов входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны и посадке на неё. Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был назначен на 8 декабря 1968 года. Но он был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР (американцы планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21—27 декабря 1968 года). Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон». Приоритет остался за США — «Аполлон-8» в запланированные сроки совершил пилотируемый облёт Луны.

С 1 по 19 июня 1970 года Виталий Севастьянов совершил свой первый космический полёт в качестве бортинженера космического корабля «Союз-9» (вместе с А. Николаевым). Программа полёта включала обширный комплекс научно-технических и медико-биологических исследований и экспериментов. Экипаж корабля установил на тот момент мировой рекорд длительности пребывания в космосе — 17 суток 16 часов 58 минут 55 секунд. После возвращения из этого рекордного по продолжительности полёта космонавты испытывали серьёзные трудности при адаптации к земной гравитации ("эффект Николаева"), что впервые поставило вопрос о необходимости разработки тренажёров для длительных космических полётов.

С 24 мая по 26 июля 1975 года Севастьянов совершил второй полёт в космос в качестве бортинженера космического корабля «Союз-18» (вместе с П. Климуком) на орбитальную станцию «Салют-4». Во время полёта был выполнен большой комплекс исследований и экспериментов. Продолжительность полёта составила 62 суток 23 часа 20 минут.

8 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР введено почётное звание «Мать-героиня»

Подробнее » 8 июля 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР введено почётное звание «Мать-героиня»

Первое присвоение почётного звания «Мать-героиня» было произведено указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 октября 1944 года. Среди четырнадцати женщин, удостоенных этого звания, орден «Мать-героиня» № 1 и Грамота Президиума Верховного Совета СССР № 1 были вручены жительнице посёлка Мамонтовка Московской области Алексахиной Анне Савельевне, воспитавшей 12 детей. Последнее присвоение звания «Мать-героиня» состоялось 14 ноября 1991 года. Всего орденом «Мать-героиня» было награждено приблизительно 431 тыс. женщин.

8 июля 1974 года ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали.

Подробнее » 8 июля 1974 года ЦК КПСС утвердил проект строительства Байкало-Амурской магистрали.

БАМ является восточной частью Великого Северного железнодорожного пути — советского проекта 1928 года. Это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами с 1938 года по 1984 год.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» были выделены необходимые средства для строительства железной дороги первой категории Усть-Кут (Лена) — Комсомольск-на-Амуре протяжённостью 3145 км, второго пути Тайшет — Усть-Кут (Лена) — 680 км, линий Бам — Тында и Тында — Беркакит — 397 км.  1 ноября 1989 года весь новый трёхтысячекилометровый участок магистрали был сдан в постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса.

«Эпохальные реформы» коренным образом изменили состояние БАМа. В 1997 году самостоятельное управление Байкало-Амурской железной дороги было ликвидировано, а вся трасса БАМа административно поделена между двумя железными дорогами: Восточно-Сибирской и Дальневосточной.

8 июля (25 июня ст. ст.) 1915 года в состав Черноморского флота Российской империи вошёл первый в мире подводный минный заградитель

Подробнее » 8 июля (25 июня ст. ст.) 1915 года в состав Черноморского флота Российской империи вошёл первый в мире подводный минный заградитель

В приказе по Флоту и Морскому ведомству № 17, подписанном морским министром, говорилось: "Предписываю подводную лодку "Краб" зачислить в действующий флот с 25-го июня сего года". Лодка была построена в Николаеве по проекту русского конструктора Михаила Петровича Налётова. 12 августа 1912 года «Краб» был спущен на воду, но только в 1915 году ПЛ вошла в состав Черноморского флота Российской империи (испытания, перепланировка).Лодка могла принимать на борт до 60 якорных мин и 4 торпед. За время службы «Краб» успел сделать три подводных минирования. Точно известно, что на минах, поставленных подводным заградителем, подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс». Есть версия, что именно на минах «Краба» подорвался немецкий крейсер «Бреслау».В 1918 году «Краб» попал в руки морского командования Антанты и был затоплен в Северной бухте Севастополя. В 1935 году «Краб» был поднят. Но за прошедшие годы Советский Военно-Морской Флот в своём развитии ушел далеко вперёд. В его составе появились десятки новых, более совершенных подводных лодок всех типов, в том числе и подводных заградителей, и надобность в восстановлении «Краба» — лодки уже устаревшей, естественно, отпала. Поэтому «Краб» после подъёма сдали на слом.

Обмен информацией

Если у вас есть информация о каком-либо событии, соответствующем тематике нашего сайта, и вы хотите, чтобы мы её опубликовали, можете воспользоваться специальной формой: Рассказать о событии

rosgeroika.ru

Защитники Отечества: с Древней Руси до наших дней

О светло светлая и украсно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими прославлена ты, реками и родниками, всеми чтимыми, гора¬ми, крутыми холмами, высокими дубровами, чистыми поля¬ми, дивными зверями, различными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божиими, и князьями грозными, и боярами почтенными, вельможами многими. Всем ты преисполнена земля Русская, о правоверная вера христианская!

Отселе до венгров, и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литвы, до немцев, от немцев до корелы, от корелы до Устюга, и за Дышащее море *; от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, до мордвы -всё то с помощью Божиею покорено было христианским народом. Безбожные эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его князю Юрию, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы пугали своих малых деток, литва из болот своих на свет не показывалась, а венгры укрепляли каменные стены городов своих железными воротами, чтобы их великий Владимир не покорил...Так рассказывает о бедах земли нашей «Слово о погибели Русской земли».

ПРИШЁЛ НАРОД НЕЗНАЕМЫЙ...В лето 1223, при князе Мстиславе Романовиче, в десятое лето княжения его в Киеве, за грехи наши, пришёл на незнаемый, рать неслыханная. Про них же никто не ведает ясно, кто такие, и откуда пришли, и каков язык их, и как они племени, и какова вера их. А зовут их — татары, а иные называют таурменами, а другие — печенегами. Иные же говорят, что про них ещё Мефодий, епископ Патарский*, пророчествовал: будто выйдет народ из пустыни Етривской, что между востоком и севером **, и к скончанию времён явится и пленит всю землю — от востока до Евфрат-реки, и от Тигра-реки до Чёрного моря. Бог же Один ведает их; мы же о них не ведаем ничего. Написали же мы здесь о них в память о князьях русских и о бедах, которые случились от них.

В лето 1359 умер великий князь Иван Иванович Красный. Русские князья отправились в Орду, к царю. И князь, Дмитрий, сын великого князя Ивана Ивановича, тоже пошёл. Увидал хан, что мал ещё князь Дмитрий*, и отдал ярлык на великое княжение князю Андрею Константиновичу Суздальскому. Князь же Андрей не захотел великого княжения, но уступил его своему младшему брату — Суздальскому князю Дмитрию Константиновичу. Вернулся из Орды Дмитрий Константинович и сел на великокняжеский престол.В это время в Орде была смута — один царь другого убивал. В лето 1362 заспорили князь Дмитрий Московский и князь Дмитрий Константинович Суздальский о великом княжении. И отослали каждый своих послов в Орду. И принесли из Орды ярлык на великое княжение князю Московскому Дмитрию Ивановичу.

МАМАЕВО ПОБОИЩЕВ лето 1380, к осени, двинулся на Русь окаянный Ордын¬ский князь Мамай с приспешниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими, и со всею силой татарской и половецкой; к тому же ещё нанял он войска басурман, армян, фрягов, черкасов, ясов, буртасов*. Также заодно с Мамаем были и Литовский князь Ягайло Ольгердович, с полками ли¬товскими и польскими, и Олег Иванович, князь Рязанский. И со всеми ними пошёл Мамай войной на великого князя Дмит¬рия Ивановича и на брата его, князя Владимира Андреевича.Этот Мамай не был царём, но правил всею Татарской зем¬лёй, будто царь. И вот, возгордившись и возомнив себя царём, начал он плести злой заговор и созвал тёмных князей своих поганых, и так сказал им:— Пойдём на Русского князя и на всю землю Русскую, как некогда при Батые ходили. Христианскую землю изведём, и церкви Божий огнём сожжём, и кровь христианскую про¬льём, и законы их порушим!

Белозерские князья Фёдор Семёнович, и Семён Михайлович, и другие; полки их были во всеоружии и изготовлены к битвам. Пришли ярославские князья с полками своими и многие прочие.Князь же великий Дмитрий Иванович, взяв с собою своегодвоюродного брата Владимира Андреевича и прочих князей, поехал в монастырь Живоначальной Троицы, на поклон своему духовному отцу, преподобному игумену Сергию Радонежскому, чтобы получить от него благословение. Препо¬добный игумен Сергий упросил князя, чтобы тот послушал Святую Литургию, потому что был тогда день воскресный и читалась в церкви память святым мученикам Флору и Лавру. Когда же он встал, преподобный игумен Сергий окропил освящённой водой его и всё христолюбивое воинство и осенил князя Крестом Христовым. И так сказал:— Пойди, государь, с Богом на поганых, и будет тебе Господь помощником и заступником.И ещё добавил тихо:— Будет тебе, государь, победа над супостатами.blogs.klerk.ru

www.colors.life

Кто такие черные клобуки — загадочные защитники Древней Руси?

Черные клобуки — загадочные защитники Древней Руси

Небольшое село Берендеево в Ярославской области получило название, кажется, прямо из старых русских сказок, от царя Берендея из всем известной «Снегурочки». Но в отличие от произведения Островского, в настоящих старых русских сказках нет такого царя и нет его сказочного Берендеева царства. Берендеи в Древней Руси — персонажи отнюдь не сказочные, они играют важную роль в становлении древнерусского государства, ныне, к сожалению, почти забытую.

Древняя Русь в XI веке — это водоворот этнических миграций. С севера на юг, в Византию, по русским рекам плывут варяги, а навстречу им, из Дикого поля на Русь едут орды степных кочевников. У недавних повелителей Степи, печенегов и торков, большая беда — на их землях появились половцы, и за какие-то 50 лет Дикое поле превратилось в Поле Половецкое, где нет уже места другим степным народам…

Оставшись без пастбищ, кочевники пришли к русским князьям, как когда-то готы пришли к римлянам, и предложили себя на роль пограничной стражи Руси. Их боевые качества в рекламе не нуждались: только недавно печенеги осаждали Киев и пили вино из черепа легендарного русского князя-воина Святослава… Князь Ярополк выделил им земли в Поросье, находящемся между Русью и Степью.

Постепенно туда начали стекаться тысячи кочевников, которым не было места в одной степи с половцами. В Поросье уклад жизни кочевников быстро менялся: многие переходили к оседлой жизни, начинали заниматься сельским хозяйством, чувствовать себя частью создающегося древнерусского государства, а не песчинкой в бесчисленной орде. У «русских кочевников» Поросья даже строится своя столица — город Торческ.

Но главное — Поросье надежно прикрыло Русь от Степи, впервые в истории русские князья не опасаются внезапного налета с юга. Успешный опыт берут на вооружения другие князья, и кочевников расселяют: значительная группа получает земли на Волыни, а Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский переселяют часть степных пришельцев во Владимиро-Суздальскую землю. Их называют «берендеями», и под этим именем память о них до сих пор живет в местных названиях (слобода Берендеева, ст. Берендеево, Берендеево болото и др).

Внутри этого «Берендеева царства» перемешиваются разные народы, стирая между собой этнические различия. Через лет 50-70 в Поросье уже нет торков, печенегов и берендеев, теперь все они — новый племенной союз под названием «Черные клобуки» (прозвище дано за высокие черные шапки). Его политическое значение резко растет. Теперь военная сила Русской земли состоит из трех частей: княжеская дружина, славянское ополчение и кочевая конница. Постоянно сражающиеся за Русь берендеи отождествляются врагами с самим государством.

Как складывались отношения русских князей и их степных вассалов? По-разному. Кочевники понимали свое значение в государстве и смело разговаривали даже с самыми уважаемыми князьями. Например, в 1155 году, те, что жили в нынешней Ярославской области, разбили половцев и захватили много пленных.

Князь Юрий Долгорукий приказал их отпустить, но нарвался на категоричный отказ: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном, и головы свои складываем за твою честь, а пленники — наша собственность».

Иногда князья мирились с такой дерзостью, иногда выгоняли кочевников из Поросья. Впрочем, выгоняли ненадолго, потому что «черные клобуки» были нужны почти всегда — они участвовали во всех походах русских князей в Степь. Только дважды они отказались сражаться против половцев — оба раза в половецкой орде, на которую готовился поход, у них оказывались родственники — «сваты».

В битвах «черные клобуки», которых летописцы ласково называли «своими погаными», шли в бой в первых рядах, отвечали за самые опасные операции — разведку и преследование отступающих — и обычно несли гораздо большие потери, чем варяги и славяне. Как и варяги-русь, «черные клобуки» постепенно начинают отождествляться со всей Русью. В первой половине XII века в летописях незаметно меняется название новообразованного государства: «вся земля Руськая и черные клобуки». Похожая история случилась и с самим словом Русь — так, по одной из версий, варяги называли свои дружины, которых славянские города нанимали для защиты своих интересов. Но враги запоминали тех, с кем бились, и переносили их название на всю страну и ее народ, называя ее Русь, а народ — «русские».

Позднее монголы также сочли Русь «страной двух народов».

Персидский историк Рашид-ад-Дин писал: «Царевичи Бату с братьями… направились походом в страну русских и народа чёрных шапок».

После их прихода история «народа черных шапок» прекращается резко и навсегда. Тумены Батыя рассеивают кочевников в Поросье (их лучшие воины к тому времени уже погибли на Калке и на Сити, при обороне Рязани и Владимира) и сжигают дотла их столицу Торческ. Кочевников монголы переселяют в район Волги и включают в состав Золотой Орды, оседлые «клобуки», уцелевшие после Батыева побоища, быстро ассимилируются среди славянского населения.

В XIII веке «черные клобуки» навсегда исчезают из летописей. От «русских кочевников» остается только несколько названий на карте, истинный смысл которых уже почти забыт.

ИСТОЧНИК:

rus-historical.blogspot.com

Воспитание защитников Отечества в Древней Руси

Воспитание мальчиков в Древней Руси

 

Все мы наслышаны о суровых тяготах воинского воспитания в древней Спарте. Но многие ли знают как воспитывали богатырей и защитников государства наши предки, жители Руси? Оказывается — почти так же сурово, как и спартанцы.

Справедливости ради, стоит отметить, что на Руси все мужчины считались воинами, эта традиция шла ещё со времён эпохи так называемой «военной демократии». Конечно же, были и специально подготовленные витязи, которые посвящали всю свою жизнь войне, но владеть военными навыками должны были все юноши и взрослые мужчины, будь то горожане, землепашцы или охотники.

Надо помнить, что взросление в ту пору происходило быстрее чем сейчас. Мужчина в 14–16 лет считался вполне взрослым и мог начать самостоятельную жизнь, жениться. Для землепашца всей общиной строили дом, боярский сын поступал на военную службу, юный князь получал в управление град.

Кроме того, люди той поры сильно отличались от нынешних, и сравнение будет далеко не в нашу пользу. Практически все они были психически и физически более здоровы. Все болезненные дети умирали в первые годы или при рождении — действовал естественный отбор. Выживали самые здоровые, в дальнейшем постоянный тяжелый физический труд землепашца, ремесленника, охотника, воина укреплял их. В обществе Руси отсутствовали нынешние пороки индустриального и постиндустриального обществ — алкоголизм, наркомания, проституция, блуд, ожирение от недостатка движения, переедание и т.д. 

Первым этапом в становлении мужчины было посвящение, переход из возраста младенчества в состояние ребёнка (отрока) — в 2–3 года. Этот рубеж был отмечен постригом и сажанием на коня. В четыре года за воспитание ребенка брались «дядьки». «Дядьки» — определенная воинская структура попечительства, традиционная у русов. Им выпадала непростая доля ответственности за обучение, которое проходило через цепочку инициаций и посвящений, вырабатывающих психологическую устойчивость молодого воина.

Это очень важный психологический рубеж, он создавал в мальчиках особый настрой, закладывал основные принципы бытия. Мальчиков настраивали на то, что они защитники своей семьи, общины, города, области, всей «Светлой Руси». В них закладывали стержень, который определял их судьбу. Очень жаль, что эта традиция почти утрачена сейчас. В современном мире мужчин в большинстве своём воспитывают женщины — дома, в садиках, школе, в вузах.В Восточной Руси не было специальных военных школ (по крайней мере нет достоверных фактов, указывающих на их существование). Их заменяли практика, традиция, ученичество. С самого раннего детства мальчиков приучали к оружию. Преодолевая страх и скрывая эмоции, юноша доказывал свою зрелость. Затем, опираясь на нелегкую школу воинского учения и рукоять ножа, он уходил в дремучий лес за шкурой медведя. Попробуйте на минуту представить себе во всех красках образ огромного лесного великана, ревущего перед вами. Когтистые тяжелые лапы, способные одним движением переломать ребра и разодрать тело, против одного ножа и человеческого умения.

По дошедшим поверьям, одолев разъяренного медведя, юноша превращался в воина-оборотня, как бы вбирая в себя дух убитого зверя. На шею ему вешался амулет из медвежьих когтей. Такая традиция укрепляла выдержку воина, придавая ему сильную психологическую поддержку в любой ситуации. В специфических игрищах, развивающих координацию движений, ловкость и быстроту проходило детство, закладывая несколько большее, чем просто умение, но и то, чему порой невозможно научиться — бесстрашие. 

Обучение велось и на уровне учитель — ученик, сравните: на Руси до XVIII столетия университетов не было, но города и храмы строили, пушки и колокола отливали, книги писали, уровень образованности населения в X–XIII века был существенно выше европейского (как и уровень гигиены). Навыки передавались от учителей к ученикам на практике, чтобы стать мастером-зодчим русский человек шёл не в специальную школу, а становился учеником мастера, в военном деле также.

Игры в «царя горы» со временем перерастали в бои «стенка на стенку», а далее уже в построение боевых порядков. Постепенно, от простого к сложному, от игры в снежки до увиливания от града смертоносных стрел, а от палочных драк до рубки на мечах. Попечительство «дядек» заканчивалось после посвящения учеников в профессиональные воины. Из них и состояло отборное воинство — княжеская дружина. Важнейшую роль играла практика, Русь вела постоянные войны с соседними народами, не редкостью были и междоусобицы. Недостатка в реальных боевых условиях тогда не было, молодые воины могли на практике проверить себя. Естественно, война брала свою «дань», но те кто выживал, получали уникальный урок. Ни в одной школе таких «уроков» не получишь.

Исторически сложилось так, что русы всегда были вынуждены сражаться в меньшинстве. Поэтому дружине приходилось использовать любое, даже незначительное преимущество. Воины, сызмальства выросшие в этих местах, привыкали вести бой в условиях недостаточной видимости и стесненного пространства — например, в густом лесу. Отсюда и тактика боя, позволяющая вести сражение в одиночку даже в полном окружении.

Предания говорят, что один дружинник выходил на бой с десятью, а порой и с сотней врагов. Так ввергал в ужас захватчиков Демьян Куденевич, выезжавший один на бой даже без шлема и доспехов. Наверное, немало страха натерпелось половецкое войско, которое он отогнал от стен Переяславля с помощью шестерых братьев.

Воин, сражавшийся в одиночку, — это высшая степень воинского мастерства. Для такого воина не имело значения на какое количество врагов обрушить свои мечи. Как

 

правило, он не держал щита, а предпочитал и вторую руку занять оружием.

 

zema.su

Воины защитники древней Руси - начальные классы, уроки

2. Работа по теме:

3.Физкультминутка.

– Кто же такие богатыри?

Значение слова «богатыри» лучше всего даст словарь.

Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

Слово «богатырь» встречается в летописях начиная с 13 в.

Выяснив, кто такие богатыри, постараемся ответить на вопрос, какие они?

человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

– Выяснив, кто такие богатыри, постараемся ответить на вопрос, какие они?

-Каких богатырей вы знаете?

– Много богатырей на Руси. Невозможно сразу о всех рассказать.

– Герои нашего сегодняшнего урока очень необычные персонажи. Давайте посмотрим, ребята, как изображали художники древнерусских воинов, богатырей.

(На слайде картина В.Васнецова «Три богатыря»).

– Илья Муромец является самым ярким представителем всех русских богатырей. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри. Силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. У Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника.

Далее изображен Добрыня Никитич как мы видим он уже рвется в бой мизинцем держит тяжелейшее своё оружие

Алёша Попович он больше склонен за мир, мирный богатырь убирает свои стрелы подальше от боя.

А какой персонаж отличался своей силищей на Руси? Охарактеризуйте его?

Чем он был знаменит?

Святогор – богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Земля– матушка носить его не могла. Даже Илья Муромец оказывается перед ним беспомощным настолько, что Святогор его не замечает.

огромный великан; его с трудом носит мать сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живет на высоких Святых горах; при его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

А кому из ребят хочется узнать, что же дальше случилось со Святогором, пусть прочитают о нем в былинах(Святогор и Илья Муромец, Святогор и тяга земная)

Дайте словесный портрет богатыря Cвятогора?

А теперь рассмотрите репродукцию Васнецова богатырь охарактеризуйте его?

Что можно сказать о характере воинов?

Какая у них внешность?

-Где жили воины?

– А теперь познакомимся с доспехами древнерусских воинов.

Воины всегда старались украсить свои доспехи. Это служило оберегом.

Кольчуга;

Шлем;

Щит;

Оружия

Рассмотрим картину бой двух богатырей.

А какая сейчас современная экипировка? ратник

Спасибо за внимание!

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуть, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть

Ответы детей.

Слушают учителя и отвечают на вопросы.

Ответы детей.

Слушают рассказ учителя.

Ответы детей.

Рассматривают репродукцию картины В.М. Васнецова «Богатыри».

– отважный, непоколебимый, сильный духом .

-крепкое телосложение, строгое лицо, длинные волосы, усы, борода.

Рассматривают репродукции: М.В. Васнецова. Богатырь (1870) и П. Д. Корин. Александр Невский. (1942).

Ответы уч-ся.

Смотрят презентацию.

Выполняют упражнения.

Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русской живописи, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о мужественном образе древнерусского воина-защитника.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:умеют строить понятное монологическое высказывание

Личностные: Осознанно заботятся о своем здоровье

kopilkaurokov.ru

Урок, по теме "Святые защитники Руси"

Тема урока «Святые защитники Руси».

Цель урока: Рассмотрев деяния великих наших соотечественников прийти к выводу:

  1. О роли личности особенно в период тяжких испытаний и переломных моментов в истории нашего отечества.

  2. О чувстве патриотизма и ответственности за судьбу страны и людей живущих в ней.

  3. Испытать гордость и уважение к нашим предкам, стремившимся сохранить и укрепить нашу Родину.

Оборудование урока:

  1. Таблички со словами : убеждения, преданность, стойкость, героизм, слово.

  2. Иконы и портреты : Ф.Ф.Ушакова, Гермогена, С.Радонежского, Д.Донского, Даниила Александровича, Александра Невского.

  3. Таблички с высказываниями Патриарха Гермогена

  4. Выставка литературы посвящённая нашим святым защитникам Руси.

Вводное слово учителя.

Много святых было в ранний период истории нашего государства, потому, что нужно было обладать силою воли, чувством огромной любви к своей Родине и чувством глубокой ответственности за всё, что происходит в стране. И люди понимали эту ответственность и старались укрепить и усилить государство Российское.

Сегодня мы вспомним с вами далеко не всех святых защитников Руси, а лишь некоторых из них. Они создавали наше государство, своим авторитетом и мудростью укрепляли его, кто с оружием в руках, а кто словом отстаивали независимость нашей Родины в противоборстве с врагами.

Мы будем говорить с вами о :

  1. Данииле Московском

  2. Александре Невском

  3. Дмитрии Донском

  4. Сергии Радонежском

  5. Патриархе Гермогене

  6. Ф.Ф.Ушакове.

Нам нужно вспомнить, в чём их заслуги перед Родиной? За что их причислили к лику святых?

Почему Святых, не державших в руках оружие, мы с вами можем назвать святыми защитниками Земли русской? Что было их оружием?

Учащиеся называют, что по их мнению было оружием этих людей, учитель по ходу высказанных мнений вывешивает на доске заранее заготовленные таблички.

Вывешиваем таблички на доске

слово убеждения

стойкость преданность

героизм

Далее учащиеся выступают с краткими сообщениями о выбранных нами персонажах нашего урока. В конце выступления каждого ученика, учитель задаёт выделенные синим цветом вопросы учащимся – слушателям.

1 ученик представляет Александра Невского

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской.

Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием ярла Биргера. Св. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил св. князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде». С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней св. мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Александр, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241г. молниеносным походом св. Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя св. Александра прославилось по всей Святой Руси.

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока. В 1242 г. св. Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской Земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой — необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси — продолжал крепить св. Александр Невский.

В 1256 г. умер хан Батый. Св. князь вновь поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 г. стараниями св. Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное св. Александром Невским историческое призвание Руси. В 1262 г. по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока.

В1263 году дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно».

Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, пред Куликовской битвой в 1380 г., и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547г.

30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу, Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 г., святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 г., когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Празднество было установлено указом от 2 сентября 1724 г., восстановленное в 1730г.

Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому — многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллинне, храм в Тбилиси. Эти храмы — залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами.

2 ученик представляет Даниила Александровича Московского.

Московское княжество оказалось той силой, которая собрала вокруг себя все русские земли, смогла покончить с тягостью монголо-татарского ига и возродить из пепла новое единое Русское государство.

hello_html_7ff77e5e.jpg

Еще в конце XIII века Москва являлась небольшим и небогатым уделом, там даже не всегда были князья. В начале 1280-х гг. Москва досталась младшему, четвертому сыну Александра Невского — Даниилу Александровичу. Именно Даниил Александрович (1261—1303) и стал родоначальником московской княжеской династии.

Впервые Даниил выступил на политической арене в 1282 г., когда принял участие в усобице старших братьев на стороне Андрея. Московский князь старался не проявлять активности в этой войне и, по возможности, дистанцировался от Орды.

Как сообщает Житие святого, мудро управлял Даниил Александрович своим княжеством. Он был смелым воином, стойко оборонял родные земли. Как и всем прочим русским правителям того времени, Даниилу Александровичу приходилось участвовать и в междоусобных войнах. Но московский князь отличался редким для той поры миролюбием. Он старался большинство споров своих братьев-князей решать миром, умирял их раздоры. И недаром древние песнопевцы именовали Даниила Александровича с любовью — «Братолюбец».

Сам же князь Даниил Александрович не выказывал желания властвовать над кем-либо. Он свято чтил тогдашний закон престолонаследия и не поднимал меча против своих старших братьев в борьбе за великокняжеский стол.

hello_html_m7bce75a0.jpg

Миролюбие князя Даниила Александровича снискало московскому правителю любовь и уважение современников. К Москве потянулись люди из других княжеств — бояре, ремесленники, земледельцы, князь Даниил гостеприимно встречал тех, кто искал в ней приюта. На рубеже XIII–XIV вв. Даниил принимает у себя беглецов из разоренных земель, среди которых были Федор Бяконт, отец будущего святителя, митрополита Московского Алексия. Каждому новоприбывшему московский князь находил дело по его призванию и склонности, имея попечение о пользе своих подданных. И многолюдно становилось в московских землях. И росли новые села, умножались крестьянские хозяйства, возрождались ремесла.

 Москва в годы правления князя Даниила постепенно строилась и крепла. Даже страшное разорение, которому Москва подверглась во время «Дюденёвой рати», не погубило её. Всем миром трудились москвичи, заново отстраивая свой город. И снова князь Даниил Александрович подал всем пример небывалой милости. Он отдал все свое имущество на помощь разоренным людям и на восстановление Москвы. И Москва быстро оправилась от погрома. Скоро и следа не осталось от пронесшейся татарской бури.

hello_html_m162b63b4.jpg

Князю Даниилу Александровичу удалось значительно расширить пределы своих владений. Он сумел присоединить к московскому княжеству Коломну и Переяславль-Залесский. Подготовил Даниил Александрович и присоединение Можайска, но этот город вошел в Московское княжество уже после его смерти, в 1303 году. В 1301 г. Даниил захватывает у Рязани Коломну . Князь Даниил всячески старался расширить пределы Московского княжества. В 1303 г. он подготовил присоединение Можайска, но внезапно умер. Можайск вошел в Московское княжество при его сыне Юрии.

Русский народ всегда с благодарностью вспоминал праведную жизнь князя Даниила Александровича. И потому в XVI веке, в 1547 г., князь Даниил Московский был канонизирован Русской Православной Церковью.

3-й ученик представляет Сергия Радонежского.

Становление  Российского государства отражается в его истории, которая раскрывается в событиях, фактах и датах. Жизнь многих людей была служением Богу, людям, отечеству - Святой Руси. Это название Россия получила благодаря подвигу Святых людей, прославивших ее. Но только одного из них православная церковь называет «игуменом земли Русской». Такое имя дано преподобному Сергию Радонежскому. Он не был ни общественным, ни государственным деятелем, но значение преподобного Сергия Радонежского, как и многих святых в истории Русской

Сергий Радонежский становится священником и игуменом основанного им монастыря (ныне       Троице-Сергиева лавра в подмосковном Сергиевом посаде).

Свою миссию духовного наставника народа он исполнил в  последующей истории России: при свержении татарского ига и установлении государственной независимости Руси, прекращении усобиц и свободном объединении русских княжеств под сильной властью московского князя.

В 1374 году Сергий стал доверенным лицом московских князей, являясь одним из духовников Дмитрия Ивановича Донского, крестным отцом его сыновей. Преподобный Сергий сам утвердил  и вручил духовную грамоту  Великому князю Дмитрию Ивановичу, завещавшему престол своему старшему сыну Василию Дмитриевичу, исключив повод к усобицам, тем самым помог утвердить самодержавную власть Московского государства.

Преподобный Сергий сам ходил к мятежным князьям Рязани, Твери и Ростова (1356 г.), Нижнего Новгорода (1365 г.)  и всеми силами убеждал их помириться с Москвой, дружно встать на общую службу под единой властью великого князя Московского. По словам  современника, преподобный  "тихими и кроткими словами" мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца, очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому. Примиряя русских князей,

Сергий способствовал объединению российского государства.

Сергий Радонежский объединил русские земли и всех русских людей в борьбе с внешними врагами. В 1380 г. великий князь Дмитрий Донской, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергия попросить благословения на предстоявшее сражение с татарами. В помощь великому князю Преподобный благословил двух своих монахов: Ослябю и Пересвета и предсказал победу князю Дмитрию. Монахи отца Сергия с честью погибли на поле брани, олицетворяя благословение церкви на святое служение Руси.

Пророчество преподобного Сергия исполнилось, 8 сентября 1380 года русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от иноземных захватчиков. На Куликовом поле и под Казанью Сергий сам чудесно являлся русским героям и своим явлением уже заранее решал их победу. Во время сражения преподобный  вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. Заслуга Сергия Радонежского не только в благословении на ратный труд войска Дмитрия Донского на решительную битву с татарами, поднятии духа измученных татаро-монгольским игом людей, но  гораздо больше –  в переломе самосознания русского народа, в появлении острой потребности в государственном единстве и независимости России.

          Всей своей жизнью преподобный Сергий Радонежский доказывал окружающим, что жить надо с добром и любовью в сердце, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло. Эта великая идея единения  не раз спасала наше государство от раскола в прошлом, и как хочется, чтобы и мои современники приняли ее всем сердцем!

4 ученик представляет Дмитрия Донского

hello_html_m39d25f9f.jpg

Полководец и выдающийся стратег, выигравший небывалое в истории Руси сражение, герой, бесстрашно шедший во главе русской рати. Но полководец глубоко религиозный. Посмотрите, как он готовился к сражениям, как истово молился перед ними, как оплакивал и поминал павших своих братьев! Не только Отечество свое и народ защищал святой Димитрий. В ратном подвиге им руководила готовность сразиться за веру и пострадать за Христа.

Куликовская и Вожская битвы – это не только противостояние войск и оружия, это противостояние вер и мировоззрений. Именно так понимали и ощущали это наши русские предки, да и их враги тоже.

В сознание потомков Димитрий вошел прежде всего как великий полководец. При этом его государственная деятельность собирателя русской земли («держателя» – у летописца) как бы отошла на второй план. А между тем, не решив эту задачу, он не смог бы вывести на Куликово поле общерусское войско, оказавшееся способным разгромить орды Мамая.

И, наконец, бесценная заслуга Димитрия Донского – учреждение нового порядка престолонаследия, когда после смерти московского князя власть переходила к его старшему сыну, а не к самому старшему в роду князю, как было прежде. Сколько кровопролития и разрушительной удельной борьбы это предотвратило – и представить трудно!

После Куликовской битвы стало очевидно: народ поддержал политику Московского князя на централизацию власти и борьбу с удельным сепаратизмом. Кровь русских воинов, обильно пролитая на поле Куликовом, укрепила в сознании уроженцев всех земель и княжеств идею русского единства, способствовала формированию великорусской нации.

Всю свою жизнь Димитрий Донской провел с оружием в руках, отдал все свои силы, принес себя в жертву ради Отчества.

 

5 ученик представляет Патриарха Гермогена

1 марта 2012 года исполнилось 400 лет со дня мученической кончины Патриарха Московского и всея России Гермогена.

hello_html_65eb106c.jpg

Во времена царя Алексея Михайловича Романова летописец так писал о Патриархе Гермогене (Ермоген):

«Один среди врагов неистовых и гнусных изменников, великий святитель Божий в темной келье сиял добродетелью, как лучезарное светило Отечества, готовое угаснуть, но уже воспламенив в народе жизнь и ревность к великому делу».

Современники же называли его «адамантом веры». Главный подвиг своей жизни – твердое противостояние воцарению над Россией иностранного государя. Вдохновенную проповедь освобождения страны от иноземных захватчиков Патриарх Гермоген совершил уже в глубокой старости. За свои слова он поплатился мученической смертью. Но перед этим была долгая и славная жизнь, которая сама по себе осталась бы в истории Русской православной церкви и России. В памяти православных людей отец Гермоген навсегда останется человеком исключительной духовной силы.

Когда первый Лжедмитрий со своей польской свитой победным маршем прошествовал к столице и воссел на троне московских царей, Казанский митрополит Гермоген молчал. Скорее всего, подобно большинству русских людей, верил вначале, что человек, пришедший из Польши, – на самом деле сын Ивана Грозного. Но когда псевдо-Дмитрий собрался сделать русской царицей католичку Марину Мнишек, святитель Гермоген не смог смолчать. Самозванец решил «облагодетельствовать» видного митрополита, назначив его на крупную государственную должность в Боярскую думу, нареченную на польский манер «сенатом».

Но вместо благодарности строптивый Казанский митрополит на пару с епископом Коломенским Иосифом осмелился письменно настаивать на обязательном крещении будущей русской царицы в православие. Обозленный царь приказал лишить Гермогена сана и отправить в заточение. Приказ исполнить не успели: через день Лжедмитрий был свергнут заговорщиками во главе с князем Василием Шуйским и убит.

Вскоре боярские соратники на Лобном месте «выкликнули» Шуйского царем. Василий Шуйский долго колебался в выборе нового патриарха. Прямой и даже крутой нрав Гермогена в вопросах веры был известен ему. Но понимал он и другое: шаткой власти «боярского царя» нужна была мощная легитимная подпора в лице принципиального и популярного в народе священника.

3 июля 1606 года в Москве Собором русских иерархов святитель Гермоген был поставлен Патриархом Московским и всея Руси. В это время ему было более 70 лет. И вскоре вразумляющий, обличающий голос Патриарха вновь услыхала вся страна.

Когда Лжедимитрий II в июне 1608 года подошел к Москве и остановился в Тушине, Патриарх Гермоген обратился к мятежникам и изменникам с двумя посланиями, в которых обличал их и увещевал:

«Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не на своих ли братьев? Не своё ли Отечество разоряете? Заклинаю вас именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца... Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад и всех нас; и мы станем молить за вас Бога...».

Патриарх Гермоген противостоял изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, искоренить Православие. Он рассылал послания, в которых убеждал народ в том, что Лжедимитрий II – самозванец, призывал всем объединиться и подняться на защиту веры и Отечества. Когда в Москве начался страшный голод, первосвятитель повелел келарю Сергиевой обители открыть для голодающих монастырские житницы с хлебом. Гермоген вдохновил иноков Троице-Сергиевой лавры на самоотверженную, героическую оборону обители от польско-литовских интервентов.

Многотысячный отряд осадил лавру в сентябре 1608 года. Жестокая блокада монастыря длилась больше года, но результата не принесла, и в январе 1610 года интервенты с позором отступили.

По благословению Патриарха Гермогена из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы (скорее всего – копия с подлинной), которая стала главной святыней ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Поляки многократно посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы тот приказал распустить ополчение, угрожая смертной казнью. Святитель же твердо отвечал:

«Вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру!».

Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего Престола и заключили его в Чудовом монастыре под стражу. Уже из заточения священномученик Гермоген обратился с последним посланием к русскому народу, в котором призывал крепко стоять в вере и думать лишь о том, как «души свои положити за дом Пречистой и за веру».

hello_html_m507e35a.jpg

Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды. Тело священномученика Гермогена было с подобающей честью погребено в Чудовом монастыре. Святость Патриарха была явлена свыше: при вскрытии в 1652 году раки с мощами святителя они оказались нетленными. Через 40 лет после смерти Патриарх лежал как живой...

В 1654 году рака была перенесена в Успенский собор Московского Кремля. В 1913 году Русская православная церковь прославила Патриарха Гермогена в лике святых. Его память совершается 12 /25 мая и 17 февраля/1 марта.

6 ученик представляет Ф.Ф.Ушакова

Праведный Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии. Происходил из небогатого древнего дворянского рода. Родители его — Федор Игнатьевич и Прасковья Никитична были людьми благочестивыми и глубоко верующими, главным условием воспитания детей они считали развитие в них религиозных чувств и высокой нравственности.

В феврале 1761 года 16-летний Ушаков был зачислен в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, где прилежно постигал науки, проявляя особую склонность к арифметике, навигации и истории. Через пять лет учеба была завершена — молодой мичман принял присягу и получил назначение на Балтийский флот. Первые годы его службы прошли в интенсивной учебе под руководством опытных моряков. Благодаря своему усердию, пытливости ума, ревностному отношению к делу и высоким душевным качествам, молодой мичман Федор Ушаков успешно прошел эту первую школу морской практики и был переведен на юг, в Азовскую флотилию.

11 августа 1787 года — Турция объявила России войну. Для ведения боевых действий были развернуты две русские армии, в задачу которых на первых порах входила охрана российской границы. И только флоту, базировавшемуся в Севастополе, были даны более широкие полномочия.

Вскоре произошла и первая генеральная баталия. Турецкий флот насчитывал 17 линейных кораблей и 8 фрегатов; в русской же эскадре, авангардом которой командовал капитан бригадирского ранга Федор Ушаков, было всего 2 линейных корабля и 10 фрегатов. И все же малочисленный русский флот впервые в открытом бою одержал победу над значительно превосходящими силами противника. Этому в большой степени способствовали личная храбрость, искусное владение тактикой и выдающиеся личные качества капитана Федора Ушакова, принявшего на себя руководство боем. Несомненное упование на помощь Божию и, как следствие, неустрашимость перед неприятелем — вот что было решающим во флотоводческом таланте капитана Ушакова.

За первый год русско-турецкой войны молодой Черноморский флот одержал решительную победу, приведя Оттоманскую Порту «в чрезвычайный страх и ужас». 45-летний Федор Ушаков, получив чин контр-адмирала, в начале 1790 года был назначен командующим Черноморским флотом. Князь Потемкин-Таврический писал императрице: «Благодаря Бога, и флот и флотилия наши сильней уже турецких. Есть во флоте Севастопольском контр-адмирал Ушаков. Отлично знающ, предприимчив и охотник к службе. Он мой будет помощник».

Через полгода недалеко от Керченского пролива произошло очередное сражение, в котором эскадра Ушакова вновь одержала блистательную победу над вдвое превосходящими силами турок. Потемкин докладывал Екатерине: «Бой был жесток и для нас славен тем паче, что… контр-адмирал Ушаков атаковал неприятеля вдвое себя сильнее… разбил сильно и гнал до самой ночи… Контр-адмирал Ушаков отличных достоинств. Я уверен, что из него выйдет великий морской предводитель».

В 1796 году на Российский престол вступил император Павел I. В то время революционная Франция «обратилась к завоеванию и порабощению соседних держав». Вице-адмирал Ушаков получил приказ привести в боевую готовность Черноморский флот, а в начале августа 1798 года — высочайшее повеление «тотчас следовать и содействовать с турецким флотом противу зловредных намерений Франции». Взяв курс на Константинополь, российская эскадра скоро приблизилась к Босфору. Командующим объединенными силами был назначен вице-адмирал Ушаков.

Так началась его знаменитая Средиземноморская кампания, в которой он показал себя не только как великий флотоводец, но и как мудрый государственный деятель, милосердный христианин и благодетель освобожденных им народов.

Первой задачей было взятие Ионических островов, расположенных вдоль юго-западного побережья Греции, главный из которых — Корфу, имея и без того мощнейшие в Европе бастионы, был еще значительно укреплен французами и считался неприступным.

Командующий поступил премудро: он обратился с письменным воззванием к жителям островов — православным грекам, призывая их содействовать в «низвержении несносного ига» безбожников-французов. Ответом была повсеместная вооруженная помощь населения. Как ни сопротивлялись французы, наш десант решительными действиями освободил острова Цериго, Занте и Кефалонию…

10 ноября 1798 года Федор Ушаков писал в донесении: «Благодарение Всевышнему Богу, мы с соединенными эскадрами, кроме Корфу, все прочие острова от рук зловредных французов освободили». 18 февраля 1799 года, в 7 часов пополуночи начался штурм и Корфу — на следующий день крепость пала. Это был день великого торжества адмирала Ушакова, торжества его военного таланта и твердой воли, поддержанных храбростью и искусством его подчиненных, их доверием к своему победоносному предводителю и его уверенностью в их непоколебимом мужестве.

Командующий сошел на берег, «торжественно встреченный народом, не знавшим границ своей радости и восторга, и отправился в церковь для принесения Господу Богу благодарственного молебствия… А 27 марта, в первый день Святой Пасхи, адмирал назначил большое торжество, пригласивши духовенство сделать вынос мощей угодника Божиего Спиридона Тримифунтского. Народ собрался со всех деревень и с ближних островов».

За победу при Корфу император Павел I произвел Федора Ушакова в полные адмиралы. Это была последняя награда, полученная им от своих государей.

Как полномочный представитель России, адмирал Ушаков создал на Ионических островах такую форму правления, которая обеспечила всему народу «мир, тишину и спокойствие». Так образовалась Республика Семи Соединенных Островов — первое греческое национальное государство нового времени.

Неаполитанский министр Мишуру восторженно писал адмиралу Ушакову: «За 20 дней небольшой русский отряд возвратил моему государству две трети королевства. Конечно, не было другого примера подобного события: одни лишь русские войска могли совершить такое чудо. Какая храбрость! Какая дисциплина! Какие кроткие, любезные нравы! Здесь боготворят их, и память о русских останется в нашем отечестве на вечные времена».

На очереди была Мальта, но на исходе 1799 года адмирал Федор Ушаков получил приказ императора Павла I о возвращении вверенной ему эскадры в Севастополь.

Жители Республики Семи Соединенных Островов прощались с адмиралом Ушаковым и его моряками, не скрывая слез. Сенат острова Корфу назвал его «освободителем и отцом своим». На золотом, осыпанном алмазами мече, поднесенном ему на прощанье, было написано: «Остров Корфу — адмиралу Ушакову». Столь же памятные и дорогие награды были и от других островов…

26 октября 1800 года эскадра адмирала Феодора Ушакова вошла в Севастопольскую бухту.

В ночь на 11 марта 1801 года император Павел I был убит заговорщиками, на Российский престол взошел его сын Александр I. Политика России резко изменилась. И вскоре адмирал Федор Ушаков был переведен в Санкт-Петербург — при дворе возобладало мнение о ненужности большого флота для «сухопутной» России.

В 1804 году Федор Федорович составил подробнейшую записку о своем служении Российскому флоту, в которой как бы подытоживал свою деятельность: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность оного флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей благости ни одно судно из оного не потеряно и пленными ни один человекиз наших служителей неприятелю не достался ».

Отойдя от служебных дел, некоторое время он жил в Санкт-Петербурге, а в 1810 году переехал в деревню Алексеевка Темниковского уезда, вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря.

По свидетельству тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила, «адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители… вел жизнь уединенную… по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам… В Великий пост живал в монастыре, в келлии… по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал… По временам жертвовал… обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».

После праведной кончины Феодора Ушакова прошло почти два столетия. Его подвижническая и высокодуховная жизнь не были забыты в родном Отечестве. В годы Великой Отечественной войны его имя, наряду с именами святых благоверных князей-воинов Александра Невского и Димитрия Донского, вдохновляло защитников Родины. Высшей наградой для воинов-моряков стал орден адмирала Ушакова.

Каждый выступающий должен уложиться во временной промежуток 3-5 мин.

После каждого выступления учащиеся высказывают своё мнение по вопросам предложенным учителем в начале урока.

Учитель опираясь и представляя публикации о этих людях (используя выставку литературы) подводит итог данного занятия.

infourok.ru


Смотрите также