Юриспруденция древний рим. 1. Возникновение права и государства и его влияние на становление науки о государстве и праве.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Становление и развитие юриспруденции в Древнем Риме. Юриспруденция древний рим


1. Возникновение права и государства и его влияние на становление науки о государстве и праве.

2.Содержание понятие права (jus) и возникновение науки юриспруден-ции в Древнем Риме. Родиной юридической науки и первых форм целенаправленной подготовки профессиональных правоведов по праву можно считать Древний Рим. Обозначением общего понятия права – во всем многообразии предполагаемых оттенков и соотношений – являлось латинское слово jus, имеющее древнейшее, еще индоарийское происхождение. Данное понятие имело чисто социальную наполненность, выражало некий выработанный самими людьми закон человеческого общежития. В этом отношении оно противопоставлялось понятию fas как установлению, имеющему божественное происхождение. Fas представлял собой род священного, единожды и навсегда установленного права, переданного людям в виде общих заветов, гарантированных божественным возмездием. Это право определяет как бы внешние рамки существования общины (святость гостеприимства, соблюдение межобщинных и международных договоров, статус главы рода или общины), и санкцией за его нарушения следует изгнание из общины или «предание воле богов». Jus же – это внутреннее право общины, формируется оно общественным согласием без всякого участия высших сил, а его обязательность основывается либо на целесообразности следования предписанному, либо на властной принудительности.Понятие права в римской юридической культуре имело много различных оттенков. Правом могли обозначаться правила общежития в отличие от нравов и обычаев. Право могло обозначать определенное общественное или государственное состояние – в отличие от бесправия. Наконец, право могло сливаться с более общим понятием правопорядка вообще. Под этим словом могла пониматься совокупность норм, отличающаяся по своему источнику: право писаное - право неписаное; по историческому значению: право новое – право древнее. Jus обозначало и субъективное право: право кого либо на выражение воли, на завещание или даже более узко – на отказ от опекуна.Несмотря на множественность своих значений, для того чтобы быть правом в юридическом смысле, т. е. функционирующим в сфере регулирования общественных отношений, право должно было отвечать некоторым основным критериям. По большому счету их можно выделить два: а) властно-обязывающая принудительность; б) выраженность в конкретных юридических нормах, представляющих особую форму существования этого права. Такое светское, конкретно-юридическое понимание права возникает в Риме на рубеже конца IV начала III в. в. до н. э. Связано это во многом с именем Гнея Флавия, который первым опубликовал сборник процессуально-правовых формул, впоследствии совокупность этих формул стали именовать цивильным правом (jus zivile).Так, собственно и возникла наука юриспруденция – наука о праве (jus), т. е. правоведение. Знатоки права стали называться юристами. Начало систематическому публичному преподаванию юриспруденции положил первый верховный понтифик Тиберий Корунканий, который в 253 г. до н. э. в присутствии своих учеников начал разбирать юридические вопросы, и открыто высказывать по ним свое мнение.Римские юристы помнили о своем высоком призвании и греческих корнях. Один из самых авторитетных римских юристов Ульпиан объяснял это тем, что они заботятся о справедливости, возвещении понятий добра и эквивалента (т. е. равенства), помогают людям отличать дозволенное от недозволенного и ведут людей к совершенному не только путем страха наказания, но и путем поощрения. Он же определял юриспруденцию как «познание божественных и человеческих дел, знание правового и неправового». В целом, как говорили римские юристы, предмет юриспруденции один – справедливость, ведь само слово право (jus) восходит к термину justizia, которое и обозначает справедливость. Встречается и такое определение: «право есть искусство добра и эквивалента». При этом изначально кроме обозначения и раскрытия собственно особенностей и признаков права, юриспруденция стала включать в себя и правовые трактовки проблем организации и деятельности государства, т. е. вбирало в себя и науку о государстве (государствоведение).Существенное значение также имело деление всего права на публичное и частное. Публичное право, согласно классическому определению Ульпиана, относится к положению римского государства, частное право – к пользе отдельных лиц. Римские юристы большей частью интересовались частным правом (и особенно гражданским), но в то же время много внесли и в публичное право (государственное, административное, финансовое, военное право). Большой вклад внесли они и в исследование проблем теории государства и права, разработку основополагающих юридических понятий, обоснованию предмета и методов юридических исследований. Принципиально важно то, что предметная сфера юриспруденции с первых моментов зарождения науки включала в себя не только учение об источниках права (то, что позднее стали называть позитивными правом), но и теорию естественного права. В этом римские юристы опирались на достижения древнегреческой философской мысли.

3. Роль римских юристов в становлении юридической науки. Исключительно важным и своеобразным источником развития римского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима. Римская юриспруденция приобретает чисто светский характер начиная с плебейского понтифика Тиберия Корункания (с 254 года до н.э.), правовые консультации которого впервые носили публичный и открытый характер. Юристы республиканского периода играли важную роль в судебной практике. Они давали юридические консультации, особенно по вопросам судебного процесса, формулируя в связи с ними правовые ответы, редактировали и составляли юридические акты, в ряде случаев принимали участие в самом судебном процессе, оказывая помощь одной из сторон. Юристы республиканской эпохи происходили, как правило, из аристократических кругов — из сенаторской знати, а в 1 в. до н.э. также и из всадников. В эпоху принципата круг юристов становится, шире. Многие из них, например Ульпиан, Гай и другие, были уже не римлянами, а выходцами из восточных провинций. Юристы этого времени играли более активную роль в развитии юридической доктрины и практики, были подлинными творцами классического римского права. Важное значение приобретает преподавательская деятельность юристов. В 1 — начале 11 в. н.э. возникают две основные школы права: сабиньянцы (основатель Капитон) и прокульянцы (основатель Лабеон), которые вели преподавание права и давали разную трактовку некоторых (правда, второстепенных) правовых институтов. Наиболее известными представителями первых были Сабин и Юлиан, а вторых — Прокул и Цельз. Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие — для практического использования. Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 год н.э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала. Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права. От институции других римских юристов они отличаются большей полнотой и четкостью изложения. В них дается стройное и логичное деление гражданского права: Хотя многие исследователи не считают систему, использованную Гаем, оригинальной, она была значительным шагом вперед в понимании права. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права — от средств их защиты.

4. Основные этапы развития юриспруденции в Древнем Риме. Кодекс Юстиниана и его роль в становлении европейского права. В Древнем Риме право было изначально занятием понтификов, одной из коллегий жрецов. Раз в год один из понтификов сообщал частным лицам позицию и решения коллегии по правовым вопросам. К 300г до н.э. понтифики перестают играть какую-либо роль в юриспруденции, и происходит ее освобождение от них. Начало светской юриспруденции связано с именем Гнея Флавия, который был писцом у видного государственного деятеля Аппия Клавдия Цэка. Флавий похитил у Цэка сборник юридических формул, составленных государственным деятелем, и опубликовал их. Эта публикация получила название «Цивильное право Флавия». В 253 году до н.э. верховный понтифик из плебеев Тиберий Корунканий положил начало публичному обучению юриспруденции, когда начал в присутствии учеников в открытую разбирать юридические вопросы и высказывать свое мнение по поводу них. В начале IIв. До н.э. Сект Элий Пет дополнил сборник Гнея Флавия новыми исковыми формулами. Он опубликовал книгу, в которой соединил законы XII таблиц с комментариями юристов и исковыми формулами. Своего расцвета римская юриспруденция достигла в последний период республики. Уже первые императоры стремились приобрести поддержку влиятельной юриспруденции и, если это было возможно, подчинить ее своим интересам. Исходя из этих целей, выдающиеся юристы с правлением Августа получили право давать ответы от имени самого императора. Эти ответы пользовались большим авторитетом и постепенно стали носить обязательный характер для судей. А уже в III веке на некоторые положения юристов-классиков ссылались как на текст закона, т.е. носили нормативный характер. Со второй половины  III века происходит упадок римской юриспруденции, т.к. императоры приобрели законотворческую власть, и прекратилась правотворческая деятельность римских юристов. Сочинения этих выдающихся юристов легли в основу проведенной в VI веке во время правления византийского императора Юстиниана кодификации – всесторонней систематизации всего римского права. Кодекс Юстиниана включал в себя: 1) Институции – систематизированное изложение основ римского права, его главных догматов; 2) Дигесты – главная часть, включавшая в себя отрывки из сочинений наиболее известных римских юристов; 3) Кодекс – систематизация императорских конституций. Кодификация Юстиниана способствовала дальнейшему развитию юриспруденции и явилась толчком для появления первых в истории учебных заведений, начавших подготовку профессиональных юридических кадров. Так, с опубликованием Дигест 16 декабря 533 г. Юстинианом был учрежден 5-летний цикл обучения в юридических школах Бейрута и Константинополя

5. Развитие юриспруденции в Средние века. Образование первых универ-ситетов и их роль в распространении правовых знаний. Средневековая юридическая мысль в Европе развивалась под заметным влиянием римской юриспруденции. С возникновением в Европе первых городов в XII веке появляются люди, занимающиеся интеллектуальной деятельностью. При монастырях возникают школы, сначала они были только «внутренними» – в них обучали молодых монахов, а затем они начали обучать учеников с разных мест. Исследования в области права (как и медицины) сначала сосредоточились в Италии. первые университеты в Европе возникли на базе школ при монастырях: некоторые из них вскоре пришли в упадок, а некоторые превратились в университеты. Термин «университет» означал поначалу «совокупность профессоров и студентов, обучающихся в одном центре». С течением времени некоторые центры учености, имевшие факультеты теологии, права или медицины стали университетами уже в другом, современном смысле: они имели хартии, уставы и устоявшиеся формы управления. К XIII веку наиболее передовые позиции занимал Парижский университет. Он был создан представителями монашеского ордена доминиканцев и францисканцев. Чуть позже был основан коллеж Сорбонна, который затем и дал название Парижскому университету. В университете функционировало 4 факультета: теологии, свободных искусств, медицины и права. Обучение в университете было долгим, хотя и приходили туда гораздо более молодыми, чем сегодня. Основной формой обучения была лекция, которая сопровождалась комментариями и замечаниями. Затем позднее лекции становились более свободными и похожими на современные. Заметной чертой университетской жизни являлись диспуты. На них обсуждались спорные вопросы: сначала формулировалась проблема, потом излагались и обосновывались различные мнения, студенты давали ответы, после следовало решение профессора. Несколько раз в год устраивались более свободные обсуждения, открытые для преподавателей, студентов и гостей, на них могли обсуждаться какие угодно вопросы.Выпускные экзамены были достаточно сложными и многоступенчатыми. Так, в Болонском университете новоиспеченный доктор права получал свою степень в два этапа: собственно экзамен и публичный экзамен, который по своей сути представлял скорее церемонию вступления в должность. Незадолго до личного экзамена кандидата представляли ректору, он заверял последнего, что исполнил все, что от него требуется уставами, и что он не пытался подкупить экзаменаторов. Затем ему давали тексты законов для комментирования, он удалялся к себе и готовил комментарии. Комментарии затем зачитывались перед коллегией докторов, которые задавали вопросы. Публичный экзамен проходил в присутствии студентов, которые также задавали вопросы. После прохождения испытаний выпускнику вручали лицензию, дающую право преподавать и соответствующие знаки отличия: кафедру, раскрытую книгу, золотое кольцо, судейскую шапочку или берет.Если говорить о юридической науке в средние века, то можно выделить несколько основных школ. Первой из таких, получивших широкую известность школ, являлась школа глоссаторов. Представители этого направления средневековой юриспруденции занимались толкованием текстов римского права – свода Юстиниана, и особенно Дигест. Римское право стало ведущим источником всего позитивного права средневековой эпохи. Первыми глоссаторами были юристы Болонского университета. Юриспруденция глоссаторов внесла заметный вклад в развитие всего позитивного права. Выдающуюся роль здесь сыграл знаменитый правовед, работавший в Болонском университете Ирнерий. Он и его последователи занимались тщательным изучением юридических источников, при этом они строго следовали текстам законов, а противоречия между правом (справедливостью) и законом разрешали в пользу законов. Судья в своих решениях не должен руководствоваться своими собственными ощущениями, а должен строго следовать требованиям официального законодательства. Глоссаторы, таким образом, были первыми европейскими законниками.

studfiles.net

§2 Становление юриспруденции в Древнем Риме. Сущность юриспруденции в представлении философов и юристов

Похожие главы из других работ:

Брак (римское право)

1. Историография семьи и брака в Древнем Риме

...

Возникновение государства в Древнем Риме

Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме.

...

Государственное устройство в Древнем Риме

Глава 1. Возникновение и развитие государства в Древнем Риме

Древний Рим возник в 753 г. до н.э. Территориально он был расположен на болотистой местности между Капитолием, Палатином и Квириналом. Историческое становление Рима, связывается с именами Romulus и Remus. Romulus и Remus братья...

Договор простого товарищества

1.1 История становления договора простого товарищества в Древнем Риме

История договора простого товарищества берет свое начало еще в Римском праве, где под договором товарищества понималось соглашение, по которому два или несколько лиц объединялись для осуществления известной хозяйственной цели...

Изучение истоков политико-правовой мысли

2. Политико-правовые учения в Древнем Риме

...

История возникновения международного частного права

1.2 МЧП в Древнем Риме

В Римской империи наряду с категорией собственно граждан -- римлян, подчинявшихся римскому праву (jus civile) имелся и другой разряд лиц -- перегрины, а также латины, на которых римское право не распространялось...

История судебного красноречия

2. Судоговорение в Древнем Риме

В Древнем Риме расцвет судебного красноречия совпадает с последним периодом Республики и кончается вместе с нею. Его развитию во многом содействовали блестящие образцы греческого ораторского искусства...

История юриспруденции: генезис и развитие

1.1 Предпосылки возникновения, становление и развитие юриспруденции в западных странах. Влияние опыта зарубежных стран на становление юриспруденции в России. Понятие юриспруденции

У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки - философии, которая наряду с остальными науками (логикой, медициной, этикой, математикой, физикой и т.д...

Особенности правового статуса женщин, детей, рабов и душевнобольных по римскому праву

3. Особенности правового положения рабов в Древнем Риме

На первоначальной стадии развития Римского государства рабство носило домашний (патриархальный) характер. Рабы использовались преимущественно в домашних хозяйствах в довольно сносных бытовых условиях...

Права на чужие вещи в Древнем Риме и современном праве

Глава 1. Право на чужую вещь в древнем Риме

...

Право в Древнем Риме

2. Эмансипация подвластного в Древнем Риме

Эмансипация (от лат. emancipatio) - объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. Гай называет институт отцовской власти ius proprium civium romanorum (строго национальным институтом римских граждан) и добавляет: "… едва ли существуют еще другие люди...

Право общей собственности в Римском частном праве

2. ПОНЯТИЕ ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Исключительный характер права побуждал юристов считать невозможным существование права собственности нескольких лиц на одну и ту же вещь. Однако и договорная практика товарищеских соединений и события...

Предпосылки возникновения и развития древнеримского государства

Глава 1. Возникновение государства в Древнем Риме

...

Проблематика античной государственности

2.2 Государственное устройство в Древнем Риме

* царский период. Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания...

Уголовное право и судебный процесс в Древнем Риме

1.1 Развитие уголовного права в Древнем Риме

Уголовное право и уголовная юстиция Древнего Рима развивались собственным путем, практически не взаимодействуя с переменами, происходившими в сфере частного права и общего судопроизводства. Во многом это происходило потому...

pravo.bobrodobro.ru

Становление и развитие юриспруденции в Древнем Риме

Федеральное агентство по образованию

федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Сибирская академия государственной службы

Институт переподготовки специалистов

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Истории политических и правовых учений

Тема: Становление и развитие юриспруденции в Древнем Риме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2011

Содержание

 

Введение

. Общая характеристика основных направлений политической и правовой мысли в Древнем Риме

. Вклад ученых в развитие древнеримской политической мысли

.1 Полибий

.2 Марк Туллий Цицерон

.3 Сенека

.4 Августин Блаженный

. История составления и источники Законов XII таблиц. Их общая характеристика

.1 Институты вещного права. Виды договоров в Законах XII Таблиц

.2 Правовое регулирование брачно-семейных отношений по Законам XII таблиц

.3 Преступления и наказания в Законах XII Таблиц

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Политическая мысль Древнего Рима находились под сильным влиянием различных древнегреческих теорий. Однако политики и мыслители римской империи внесли немало нового в исследование и организацию политической жизни общества. Одной из крупных заслуг древнеримской мысли стало создание самостоятельной науки - юриспруденции. В Древнем Риме получили дальнейшее развитие идеи греков о тесной связи между государством, политикой и правом, законом.

Своеобразие древнеримской политической мысли определялось и тем, что Римская империя стала местом утверждения и развития христианской идеологии, провозгласившей идеи всеобщего равенства и свободы людей и отрицавшей позитивную роль частной собственности.

В условиях рабовладельческого общества, где рабы не были самостоятельными субъектами политической и правовой жизни и оставались лишь объектами чужой собственности, борьба за политическую власть развертывалась внутри привилегированного меньшинства.

Цель работы - рассмотреть политическую мысль Древнего Рима.

 

1.Общая характеристика основных направлений политической и правовой мысли в Древнем Риме

 

История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни Древнего Рима. Историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский (754 -510 гг. до н.э.), республиканский (509 - 28 гг. до н. э.), императорский (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.). Причем единая Римская империя в 395 году н. э. была окончательно разделена на Западную (столица - Рим) и Восточную (столица - Константинополь) империи, и последняя (Восточно-римская, Византийская империя) просуществовала до 1453 года. Политико-правовые институты и воззрения в Древнем Риме развивались на протяжении его долгой истории в условиях острой борьбы между различными слоями населения - патрициями и плебеями, нобилитетом (из патрициев и богатых плебеев) и неимущими, оптиматами (приверженцами верхов общества) и популярами (сторонниками свободных низов), свободными и рабами.

Хотя движения рабов не выдвинули сколько-нибудь четких и самостоятельных политико-правовых концепций и программ, однако они, нанося чувствительные удары по устоям рабовладельческого строя, несомненно, оказывали влияние на развитие политической и правовой идеологии тогдашнего общества. Это влияние заметно и в том внимании к проблеме рабов, которая характерна для ведущих теорий Древнего Рима, для учений Цицерона, стоиков, юристов, идеологов раннего христианства.

Древнеримская политико-правовая мысль находилась под заметным воздействием соответствующих древнегреческих концепций. Примечательно, что, когда в середине V века до н. э. плебеи потребовали составления писаного законодательства, в Грецию были направлены римские посланцы для ознакомления с греческим законодательством, и особенно с законами Солона. Результаты этого ознакомления были использованы при составлении важного источника древнеримского права - знаменитых 3аконов ХII таблиц (первые десять таблиц были приняты в 451 году до н. з., две последние составлены и приняты в 45О - 449 гг. до н.э.).

Значительное влияние на древнеримских авторов оказали, кроме того, взгляды Сократа, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, стоиков, Полибия и многих других греческих мыслителей.

В своих теоретических построениях римские авторы использовали естественно-правовые идеи греческих мыслителей, их учения о политике и политической справедливости, о формах государства, о смешанной форме правления и т. д.

Римские авторы в своих построениях теоретически отразили ту новую, отличную от древнегреческой, историческую и социально-политическую реальность, в обстановке которой они жили и действовали (высокое развитие рабовладения и отношений товарного производства, кризис полисного устройства государства и старой полисной идеологии, превращение Рима в мировую державу, переход от республики к империи, от традиционных форм правления к новым формам единоличной власти - к принципату и доминату, кризис рабского труда и становление колоната и т. д.). Оставаясь идеологическими защитниками основ существовавшего строя, они вместе с тем в теоретическом отношении внесли своим творчеством замет

www.studsell.com

Теоретическая юриспруденция в Риме

Определим особенности теоретической юриспруденции в Риме и выявим направления римской теоретической юриспруденции.

Для применения преторского права были необходимы соответствующие теоретические юридические познания. Уже во втором веке до нашей эры начинается бурное развитие теоретической юриспруденции.

К данному времени понтифики (жрецы культа Юпитера) лишились своей прерогативы на выступление в качестве судей и юристов, что освобождает право от религиозной оболочки.

Возникает сообщество светских юристов, к которым обращаются за консультационной помощью стороны в споре и претор. Последний составляет необходимую исковую формулу при помощи юристов. В это время открываются юридические школы, которые занимаются поверхностными теоретическими исследованиями.

Мнения и позиция римских юристов, их юридические конструкции и наработки формируют большую ценность, выступают в виде своеобразного образца для истолкования или интерпретации правовых явлений. Огромное значение имеет и их аргументация. Именно толкование законов юристами получает значение права.

Большинство институтов цивильного права развивается посредством толкования юристов. XII Таблиц, которые составляли основу права, действовали долго по причине их консерватизма. Их нужно было приспособить к запросам времени. Подобное приспособление происходило не только при помощи преторских эдиктов, но и посредством толкований юристов.

В процессе данной работы юристы дополняли, изменяли и отменяли устаревшие юридические нормы, создавали новые нормы в сфере имущественных отношений и судопроизводства. Юристы обучали праву будущих специалистов в области юриспруденции.

Во времена республики были наиболее известны следующие юристы: Секст Элий Пэт Кат, Маний Манилий, Юний Брут, Публий Муций Сцевола. Принято считать,  что они заложили теоретические основы гражданского права – IUS CIVILE FUNDAVERUNT.

Юристы осуществляли теоретическую, научную и литературную деятельность, которая приобретала разные формы:

1. Разработка цивильного права. В данном случае авторы Помпоний, Павел, Ульпиан писали в соответствии с планом, который был предложен Сабином в его труде «О гражданском праве».

2. Комментарии к преторскому эдикту, которые оформляли Лабеон, Гай, Павел, Ульпиан.

3. Дигесты – толкования цивильного и преторского права.

4. Учебники (институции). К ним же следует отнести разнообразные сборники правил – REGULAE,  а также сентенций (SENTENTIAE) Павла.

Римской теоретической юриспруденции было характерно существование двух направлений (школ).

К первой школе относят сабинианцев. Её основателем считают Капитона. Название Сабинианская школа приобрела по имени ученика Капитана – Сабина.

Ко второй школе относят прокулианцев. Её основателем называют Лабеона. Своё наименование Прокулианская школа получила по имени ученика Лабеона – Прокула.

Указанные школы по-разному видели решение отдельных вопросов гражданского (частного) права.

Капитон называется античными авторами консерватором в юриспруденции и сторонником принципата. Капитон упорно придерживался того, что ему было передано.

Лабеон признавался сторонником республики и противником принципата, а также новатором в юриспруденции. Считается, что Лабеон написал свыше четырехсот книг, которые тщательно изучались и комментировались в период принципата. Лабеон стремился создавать и вводить в право новые положения.

lecu.ru

Римское право

Оглавление.

1. Введение.______________________________________________ 2

2. Юриспруденция Древнего Рима – древнейший период._______ 3

2.1. Понтифики.______________________________________________________ 3

2.2. Сравнение Древнего Рима с Древним Востоком и Древней Грецией.______ 4

2.3. «Законы XII таблиц».______________________________________________ 5

2.4. Ликвидация монополии понтификов.________________________________ 6

3. Классический период.___________________________________ 8

4. Постклассический период.______________________________ 11

4.1. «Вульгаризация» римского классического права.______________________ 11

4.2. Своды Юстиниана._______________________________________________ 13

5. Список используемых источников._______________________ 16

1. Введение.

В существующей в настоящее время практике преподавания юридических дисциплин римская юриспруденция не выделяется в самостоятельный предмет изучения и рассматривается вместе с римским правом. Между тем выработанные римскими юристами приемы обработки правового материала, способы формулирования правовых норм, их классификации и систематизации, рациональные методы разрешения споров, дефиниции, понятийный и терминологический аппарат составляют наиболее ценный компонент римской правовой культуры.

«Если римское право как совокупность юридических норм,— пишет известный итальянский правовед Б. Бионди, — для нас, современников, не только прошлое, но также история и как таковое и должно рассматриваться, то римская юриспруденция, т. е. наука римского права, все еще живет и нередко говорит еще сегодня несколько полезных вещей. Современные юристы часто жалуются на пробелы римского правопорядка, нередко обличают некоторые институты, с улыбкой смотрят на церемонию манципации, как и на кажущуюся столь же смешной античную форму «sponsio», бросают сочувственный взгляд на ряд принципов и институтов, считая их историческим курьезом и сравнивая их с обычаями отсталых народов; но римская юриспруденция, не переставая оставаться древней, даже по прошествии веков составляет наше правовое наследие и наполняет наше чувство юриста».

Римские правовые тексты — будь то Институции Гая или Дигесты Юстиниана — могут рассматриваться с двух точек зрения. С одной стороны, в них можно видеть лишь юридические нормы, регулирующие поведение людей. С другой стороны, на них можно взглянуть как на систему знаков, выражающих определенный стиль юридического мышления, определенное мировоззрение. Юриспруденция Древнего Рима, т. е. стоящие за римскими правовыми нормами теоретические идеи, принципы разрешения споров, логика юридического мышления, юридическая техника и т. д. — все это имеет для современного юриста не только познавательное, но и практическое значение. Римская юриспруденция была «первой попыткой в разработке всеобщей теории гражданского права».

Понятие «римское право» часто употребляется в литературе в широком смысле — под ним понимается не только совокупность юридических норм, но и то, что относится сугубо к сфере юриспруденции. Иэто не случайно. Нормативная часть правовой культуры Древнего Рима и римская юриспруденция тесно взаимосвязаны между собой. Коротко говоря, юриспруденция—это деятельность, обслуживающая механизм функционирования и развития права. Римское право как совокупность юридических норм есть в огромной мере создание римской юриспруденции. И без уяснения сущности последней, закономерностей ее эволюции невозможно сколь-нибудь глубоко познать сущность и закономерности эволюции первого.

2. Юриспруденция Древнего Рима – древнейший период.

2.1. Понтифики.

Расцвет юриспруденции в Древнем Риме падает на классический период его истории: I в. до н. э. — III в. н. э. Однако предпосылки данного расцвета возникли еще в древнейший период — эпоху царей и республики.

Носителями ранней римской юриспруденции — знатоками права—выступает коллегия религиозных служителей, так называемые понтифики . «Первоначальное назначение этой коллегии, — отмечал И. А. Покровский, — как и ее название (почему-то, «мостостроители»?), темно, но несомненно, что и историческую эпоху в этой коллегии сосредоточивалось знание и хранение сакрального права (jus pontificium). В этой коллегии вырабатываются правила и приемы толкования, ведутся даже записи юридических прецедентов, записи, носящие название «соmmentarii pontificium»; только у понтификов можно получить и надлежащий юридический совет. Таким образом, по всей справедливости понтифики считаются первыми юристами, положившими начало развитию римского гражданского права.

О том, чем конкретно занимались понтифики, можно получить представление, прочитав небольшой отрывок из первой книги «Истории Рима...» Тита Ливия, где идет речь о деятельности избранного царем после Ромула Пумы Помпилия. Историк рассказывает, что, став царем, он, помимо прочего, «избрал понтифика — Нуму Марция, сына Марка, одного из отцов-сенаторов, — и поручил ему наблюдать за всеми жертвоприношениями, которые сам расписал иназначил, указав, с какими именно жертвами, по каким дням и в каких храмах должны они совершаться н откуда должны выдаваться потребные для этого деньги. Да и все прочие жертвоприношения, общественные, и частные, подчинил он решениям понтифика, чтобы народ имел, к кому обратиться за советом, и в божественном праве ничто не поколебалось от небреженья отеческими обрядами и усвоения чужеземных; чтобы тот же понтифик мог разъяснить не только чин служения небожителям, но и правило погребенья, и способы умилостивить подземных богов, а также какие знаменья, ниспосылаемые в виде молний идя в каком-либо ином образе, следует принимать в расчет и отвращать».

В содержание римской юриспруденции рассматриваемого периода входили три основные функции: знание и хранение обычаев, правил разрешения споров и т.п., толкование их; деятельность в качестве третейского судьи. С появлением различного рода письменных документов к этим функциям, естественно, добавилась и функция составления записи документов. Все перечисленные функции исполняли понтифики. Те, кто обращался к ним за помощью, обязаны были дать им определенное вознаграждение. Например, в случае третейского суда существовал следующий порядок: обе стороны накануне разбирательства спора составляли в строго определенном месте какие-нибудь ценные вещи в качестве платы третейскому судье. Сторона, в пользу которой разрешался спор, внесенное вознаграждение забирала обратно. Место, где стороны оставляли плату, называлось у римлян pons sublicius. Не отсюда ли и происходило наименование религиозных служителей — знатоков права — понтификами?

В литературе понтификов называют, как правило, жрецами. Это название верно лишь отчасти. Источники показывают, что среди жрецов Рима понтифики занимали особое место. Рассказывая о действиях Нумы Помпилия по восшествии на престол, Тит Ливий пишет, что он сперва назначил жрецов, потом весталок и caлиев и лишь после этого понтифика. Понтифик, таким образом, рассматривается стоящим вне группы жрецов. Примечательно и другое. Понтифик призывался наблюдать за жертвоприношениями, он же выносил решения о совершении обрядов, но сам ни жертвоприношений, ни других обрядов не совершал. Это делали как раз жрецы. Каковы же тогда подлинные функции понтификов? Они — знатоки божественного и человеческого права, его толкователи, консультанты и простых людей, и самих жрецов, советники царей и должностных лиц в управлении.

2.2. Сравнение Древнего Рима с Древним Востоком и Древней Грецией.

Так же, как на Древнем Востоке и в Древней Греции, первоначальная юриспруденция в Риме выступала в религиозных формах. По словам П. Г. Виноградова, в Риме «в древнейшей стадии права, вследствие громадного значения религиозных представлений в мировоззрении народа некоторые институты получают религиозную окраску. Наряду с jus, которое осуществляется государством и имеет за собою, в случае надобности, санкцию принуждения, признается fas, долг и благочестие, обязательность которого гарантируется не государством, а блюстительством богов и их представителей на земле — pontifices. Святость международных договоров и гостеприимства, например, обеспечивается не правами в собственном смысле — jus, а нравственно-религиозным долгом — fas. Формальной санкцией при этом является проклятие, которое навлекает на себя нарушитель fas».

Сходство первоначальной римской юриспруденции с юриспруденцией Древнего Востока и Древней Греции является, однако, чисто внешним. Если на Древнем Востоке в процессе становления классовогообщества практически повсеместно возобладала родовая аристократия и установилась жесткая, предельно устойчивая иерархическая структура, то в древнегреческих общинах, за редким исключением (Спарта и др.), господство родовой аристократии было сравнительно непродолжительном. В Афинах, к примеру, оно длилось до 594 г. до н. э., т.е. до реформ Солона. Здесь в конце концов возобладал демос. Во всяком случае, не возникло иерархической (кастовой) структуры восточного типа.

В Риме социальное развитие не пошло ни по древневосточному, ни по древнегреческому пути. Здесь возникла совершенно уникальная для древнего мира ситуация, когда из существующих в обществе групп населения с различными, во многом антагонистическими интересами ни одна не может взять верх над другой, окончательно ее не подавив. Подобное равновесие могло иметь место в истории любойиз стран древнего мира, но лишь на короткое время. И только в Риме оно приняло постоянный, длительный характер. В процессе борьбы с патрициями плебеи обрели собственную организацию, завели себе вождей и идеологов, что придало им способность эффективно противостоять господствующему сословию.

Вероятно, патриции могли бы с помощью вооруженной силы лишить плебеев возможностей сопротивления, но в условиях, когда римская община была окружена другими враждебными ей общинами, с которыми она вела постоянные войны, резкое обострение внутриобщинной межклассовой, межсословной борьбы угрожало бы существованию всей общины, а значит, и самим патрициям. Данное обстоятельство ясно осознавалось и римлянами, и их врагами. Тит Ливий писал в своей «Истории Рима...»: «Первейшие мужи всех этрусских племён кричали на шумных сходках, что мощь римлян будет вечной, если только сами они не истребят себя в мятежах. Это единственная пагуба, единственная страна для процветающих государств, существующая для того, чтобы великие державы были тоже смертны».

mirznanii.com


Смотрите также