Язык древних египтян. Древнеегипетский язык
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние египтяне. Язык древних египтян


Древнеегипетский язык - это... Что такое Древнеегипетский язык?

Еги́петский язы́к (менее точно — древнееги́петский язы́к) — язык древних египтян, коренного населения долины Нила от современного Асуана на юге до берега Средиземного моря на севере. Египетский язык является отдельной ветвью афразийской языковой семьи (в рамках данной семьи наиболее близок к семитским языкам). Это один из древнейших языков мира, имевших письменность. Самые ранние письменные памятники относятся к концу IV тыс. до н. э., самые поздние — к V веку н. э. Письменность — на основе иероглифики. Научное изучение египетского языка начинается со второй четверти XIX века, после того как в 1822 году Ф. Шампольону удалось окончательно расшифровать египетскую иероглифику.

Прямым потомком египетского языка является коптский язык (культовый язык египетских христиан, который перестал быть разговорным примерно в XVIII веке).

Периодизация

До недавнего времени в науке было принято разделять египетский язык на пять следующих друг за другом периодов:

  • Староегипетский язык (XXVII—XXII вв. до н.э.),
  • Среднеегипетский (классический) язык (XXII—XVI вв. до н.э.),
  • Новоегипетский язык (XVI—VIII вв. до н.э.),
  • Демотический язык (VIII в. до н.э. — V в. н.э.),
  • Коптский язык (III—XVIII вв.).

Однако даже в ней можно видеть, что коптский язык некоторое время существовал вместе с демотическим. Поэтому в результате многолетних исследований египетских текстов была предложена более сложная периодизация, отражающая существование различных языковых норм в одно и тоже время. В соотвествии с ней египетский язык можно разделить на два больших этапа[1]:

  • египетский язык древней ступени (XXVII—XIV вв. до н. э.), куда входят староегипетский и среднеегипетский, и
  • египетский язык новой ступени (XIV в. до н. э. — V в.), куда входят новоегипетский, позднеегипетско-демотический и коптский.

В одно и то же время в том, что мы называем египетским языком, могли существовать разные грамматические и речевые нормы, то есть можно говорить о внутреннем многоязычии. «Классическим» литературным языком, употреблявшимся с XXIII в. до н. э. до христианской эпохи, является среднеегипетский язык. В настоящее время существуют так называемые «классическая» (А. Эрман, Г. Лефевр, А. Гардинер), «стандартная» (Х. Я. Полоцкий) и «современная», она же «не столь стандартная» (Дж. Аллен (США), Й. Борхаутс (Нидерланды), В. Шенкель (Германия) и др.)[2]грамматики, различия между которыми основаны главным образом на объяснении глагольной системы.

Поскольку гласные звуки не отражались на письме, то наши сведения о них более чем скудны. Акустические и артикуляционные характеристики согласных звуков сделаны на основе коптских данных, а также сравнения египетского языка с другими языками. В египетском языке были 23 согласных звука, каждый из которых обозначался специальным, так наз. «алфавитным», знаком. На протяжении истории развития египетского языка происходили процессы оглушения звонких, редукции конечных гортанных и др. Для передачи египетских согласных звуков существует транслитерация на основе латинского алфавита. Из-за отсутствия гласных для произношения египетских слов принято «условное чтение», которое не отражает того, как эти слова произносили носители языка.

Корень египетского слова состоял только из согласных звуков. У подавляющего большинства слов он трёхсогласный. В Берлинском словаре приведено около 16 000 слов. Графически, слово могло состоять только из корня, корня и суффикса, приставки и корня (редко), а также из удвоенного корня. Эмоциональные качества и оттенки мышления описываются манерами их проявления и выражаются сложными словами, состоящими из двух и более корней («щедрость» — «протягивание руки»). Заимствования в египетском языке из других языков начинаются с конца XVII в. до н. э. в период вторжения гиксосов и продолжаются во время египетских завоеваний в Азии. Заимствования из египетского языка, главным образом в ономастике и топонимике, встречаются в аккадском, древнееврейском, арабском и греческом языках. Через посредство последнего некоторые слова попали и в русский. В настоящее время создаётся первый этимологический словарь египетского языка[3].

В египетском языке можно выделить следующие части речи: существительные, местоимения, прилагательные, числительные, наречия, глаголы, предлоги, частицы и междометия. Имена имели мужской и женский род, единственное, двойственное и множественное число. Падежное склонение отсутствует, отношения между именами выражались предложными группами. Личные местоимения в зависимости от употребления представлены тремя разрядами (суффиксальные, зависимые и независимые). Из указательных местоимений позднее произошёл определённый артикль. Глагол имеет спрягаемые (перфект, статив, относительная форма и др.) и неспрягаемые формы (причастие, инфинитив). Глаголы могли быть переходными и непереходными, действительного и страдательного залога. Позднее большое значение приобретают формы описательного спряжения, образованные с помощью вспомогательных глаголов. Из наклонений можно выделить только повелительное. В ранний период у глагола отсутствовала категория времени, глагольные формы выражали однократность-многократность, мгновенность-длительность, действие-состояние. Позднее за некоторыми формами закрепляется то или иное временно́е значение. Предлоги могли быть простыми и сложными, образованными из сочетания простого предлога и другой части речи. Частицы могли быть проклитическими и энклитическими. Они придавали различные оттенки значения как глаголам, так и целым предложениям.

В египетском языке имелось два типа сочетаний имён: прямой генитив (без связующего слова) и косвенный (с помощью особого прилагательного). Позднее прямой генитив был практически вытеснен косвенным. В зависимости от выражения сказуемого в египетском языке могло быть три типа предложений: глагольные, ложноглагольные (сказуемое — предлог с инфинитивом) и неглагольные, последние в свою очередь подразделяются на именные (сказуемое-существительное), адъективные (сказуемое-прилагательное), адвербиальные (сказуемое-наречие). В каждом типе предложений был свой довольно строгий порядок слов. Предложения могли быть простыми и сложными, в последних различаются главные, вспомогательные и придаточные предложения. Роль союзов в сложноподчинённых предложениях отчасти играли предлоги.

Примечания

Литература

Общие работы

Основные грамматики

  • Староегипетский язык:
    • Edel A. Altägyptische Grammatik, Bd. I—II. Roma, 1955—1964.
  • Среднеегипетский язык:
    • Gardiner A.H. Egyptian Grammar. Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. Oxford, 1957.
    • Петровский Н.С. Египетский язык. Л. 1958.
    • Graefe E. Mittelägyptische Grammatik für Anfänger. 5th ed. Wiesbaden, 1997.
    • Allen J.P. Middle Egyptian: An Introduction to the Language and Culture of Hieroglyphs. Cambridge, 1999.
    • Malaise M., Winand J. Grammaire raisonnée de l'égyptien classique. Liege, 1999.
  • Новоегипетский язык:
    • Korostovtsev M. Grammaire du néoégyptien. M., 1973.
    • Černý J., Groll S.I. A Late Egyptian Grammar. 4th ed. Rome, 1993.
    • Junge F. Einführung in die Grammatik des Neuägyptischen. Wiesbaden, 1999.
  • Демотический язык:
    • Lexa F. Grammaire démotique. Vol. I—VII. Praha, 1947-51.
    • Johnson J.H. - Thus Wrote 'Onchsheshonqy. An Introductory Grammar of Demotic. 2nd ed. Chicago, 1991.

Словари

  • Общие
  • По отдельным стадиям развития языка
    • Kahl, J.; Bretschneider, M.; Kneißler, B. Frühägyptisches Wörterbuch. Bd. 1—3 (от ȝ до ḥ, издание продолжается). Wiesbaden, 2002—2004.
    • Hannig, R. Ägyptisches Wörterbuch I: Altes Reich und Erste Zwischenzeit. Mainz am Rhein, 2003 (Hannig-Lexica, 4).
    • Faulkner, R. O. A Concise Dictionary of Middle Egyptian. Oxford, 1962.
    • Hannig, R. Ägyptisches Wörterbuch II: Mittleres Reich und Zweite Zwischenzeit. Mainz am Rhein, 2006 (Hannig-Lexica, 5).
    • Lesko, L. H., Lesko, B. S. A Dictionary of Late Egyptian. 2nd ed. Vol. I—II. Providence, 2002—2004.
    • Johnson, J. H. The Demotic Dictionary. Chicago, 2001.

Хрестоматии

  • Sethe K. Ägyptische Lesestücke. Leipzig, 1924.
  • Лурье И.М. Хрестоматия египетских иератических текстов. Л., 1947.
  • Матье М.Э. Хрестоматия египетских иероглифических текстов. Л., 1948.

Разное

Дополнительные материалы в сети

Wikimedia Foundation. 2010.

dikc.academic.ru

Реферат Древнеегипетский язык

Опубликовать скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 Периодизация
  • 2 Фонетика
  • 3 Лексика
  • 4 Морфология
  • 5 Синтаксис
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
    • 7.1 Общие работы
    • 7.2 Основные грамматики
    • 7.3 Словари
    • 7.4 Хрестоматии
    • 7.5 Разное
  • 8 Дополнительные материалы в сети

Введение

Египетская надпись на знаменитом Розеттском камне (демотическим письмом)

Еги́петский язы́к (древнееги́петский язы́к) — язык древних египтян, коренного населения долины Нила от современного Асуана на юге до берега Средиземного моря на севере. Египетский язык является отдельной ветвью афразийской языковой семьи (в рамках данной семьи по мнению одних учёных, наиболее близок к семитским, по мнению других, в частности, И. М. Дьяконова — к чадским языкам[1]). Это один из древнейших языков мира, имевших письменность. Самые ранние письменные памятники относятся к концу IV тыс. до н. э., самые поздние — к V веку н. э. Письменность — на основе иероглифики. Научное изучение египетского языка начинается со второй четверти XIX века, после того как в 1822 году Ф. Шампольону удалось окончательно расшифровать египетскую иероглифику.

Прямым потомком египетского языка является коптский язык (культовый язык египетских христиан, который перестал быть разговорным примерно в XVIII веке).

1. Периодизация

До недавнего времени в науке было принято разделять египетский язык на пять следующих друг за другом периодов:

  • Староегипетский язык (XXVII—XXII вв. до н. э.),
  • Среднеегипетский (классический) язык (XXII—XVI вв. до н. э.),
  • Новоегипетский язык (XVI—VIII вв. до н. э.),
  • Демотический язык (VIII в. до н. э. — V в. н. э.),
  • Коптский язык (III—XVIII вв.).

Однако даже в ней можно видеть, что коптский язык некоторое время существовал вместе с демотическим. Поэтому в результате многолетних исследований египетских текстов была предложена более сложная периодизация, отражающая существование различных языковых норм в одно и то же время. В соответствии с ней египетский язык можно разделить на два больших этапа[2]:

  • египетский язык древней ступени (XXVII—XIV вв. до н. э.), куда входят староегипетский и среднеегипетский.
  • египетский язык новой ступени (XIV в. до н. э. — V в.), куда входят новоегипетский, позднеегипетско-демотический и коптский.

В одно и то же время в том, что мы называем египетским языком, могли существовать разные грамматические и речевые нормы, то есть можно говорить о внутреннем многоязычии. «Классическим» литературным языком, употреблявшимся с XXIII в. до н. э. до христианской эпохи, является среднеегипетский язык. В настоящее время существуют так называемые «классическая» (А. Эрман, Г. Лефевр, А. Гардинер), «стандартная» (Х. Я. Полоцкий) и «современная», она же «не столь стандартная» (Дж. Аллен (США), Й. Борхаутс (Нидерланды), В. Шенкель (Германия) и др.)[3] грамматики, различия между которыми основаны главным образом на объяснении глагольной системы.

2. Фонетика

Поскольку гласные звуки не отражались на письме, то наши сведения о них более чем скудны. Акустические и артикуляционные характеристики согласных звуков сделаны на основе коптских данных, а также сравнения египетского языка с другими языками. В египетском языке были 23 согласных звука, каждый из которых обозначался специальным, так наз. «алфавитным», знаком. На протяжении истории развития египетского языка происходили процессы оглушения звонких, редукции конечных гортанных и др. Для передачи египетских согласных звуков существует транслитерация на основе латинского алфавита. Из-за отсутствия гласных для произношения египетских слов принято «условное чтение», которое не отражает того, как эти слова произносили носители языка.

3. Лексика

Корень египетского слова состоял только из согласных звуков. У подавляющего большинства слов он трёхсогласный. В Берлинском словаре приведено около 16 000 слов. Графически слово могло состоять только из корня, корня и суффикса, приставки и корня (редко), а также из удвоенного корня. Эмоциональные качества и оттенки мышления описываются манерами их проявления и выражаются сложными словами, состоящими из двух и более корней («щедрость» — «протягивание руки»). Заимствования в египетском языке из других языков начинаются с конца XVII в. до н. э. в период вторжения гиксосов и продолжаются во время египетских завоеваний в Азии. Заимствования из египетского языка, главным образом в ономастике и топонимике, встречаются в аккадском, древнееврейском, арабском и греческом языках. Через посредство последнего некоторые слова попали и в русский. В настоящее время создаётся первый этимологический словарь египетского языка[4].

4. Морфология

В египетском языке можно выделить следующие части речи: существительные, местоимения, прилагательные, числительные, наречия, глаголы, предлоги, частицы и междометия. Имена имели мужской и женский род, единственное, двойственное и множественное число. Падежное склонение отсутствует, отношения между именами выражались предложными группами. Личные местоимения в зависимости от употребления представлены тремя разрядами (суффиксальные, зависимые и независимые). Из указательных местоимений позднее произошёл определённый артикль. Глагол имеет спрягаемые (перфект, статив, относительная форма и др.) и неспрягаемые формы (причастие, инфинитив). Глаголы могли быть переходными и непереходными, действительного и страдательного залога. Позднее большое значение приобретают формы описательного спряжения, образованные с помощью вспомогательных глаголов. Из наклонений можно выделить только повелительное. В ранний период у глагола отсутствовала категория времени, глагольные формы выражали однократность-многократность, мгновенность-длительность, действие-состояние. Позднее за некоторыми формами закрепляется то или иное временно́е значение. Предлоги могли быть простыми и сложными, образованными из сочетания простого предлога и другой части речи. Частицы могли быть проклитическими и энклитическими. Они придавали различные оттенки значения как глаголам, так и целым предложениям.

5. Синтаксис

В египетском языке имелось два типа сочетаний имён: прямой генитив (без связующего слова) и косвенный (с помощью особого прилагательного). Позднее прямой генитив был практически вытеснен косвенным. В зависимости от выражения сказуемого в египетском языке могло быть три типа предложений: глагольные, ложноглагольные (сказуемое — предлог с инфинитивом) и неглагольные, последние в свою очередь подразделяются на именные (сказуемое-существительное), адъективные (сказуемое-прилагательное), адвербиальные (сказуемое-наречие). В каждом типе предложений был свой довольно строгий порядок слов. Предложения могли быть простыми и сложными, в последних различаются главные, вспомогательные и придаточные предложения. Роль союзов в сложноподчинённых предложениях отчасти играли предлоги.

6. Примечания

  1. Языки Азии и Африки. Т.4. Афразийские языки. Кн.1-2. М., Наука. 1991-93.
  2. Ф. Каммерцелль. Периодизация египетского языка - www.egyptology.ru/lang/Hannig.pdf
  3. Теории среднеегипетской грамматики - www.egyptology.ru/lang/Allen-Theory.pdf
  4. Аннотация на словарь - www.egyptology.ru/annotations/Takacs.pdf

7. Литература

7.1. Общие работы

  • Коростовцев М. А. Египетский язык. М., 1961.
  • Коростовцев М. А. Введение в египетскую филологию. М., 1963. - www.egyptology.ru/lang.htm#Korostovtsev
  • Loprieno A. Ancient Egyptian: A Linguistic Introduction. Cambridge, 1995.

7.2. Основные грамматики

  • Староегипетский язык:
    • Edel A. Altägyptische Grammatik, Bd. I—II. Roma, 1955—1964.
  • Среднеегипетский язык:
    • Gardiner A.H. Egyptian Grammar. Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. Oxford, 1957.
    • Петровский Н. С. Египетский язык. Л. 1958. - www.egyptology.ru/petrovskij.htm#Petrovskij1
    • Graefe E. Mittelägyptische Grammatik für Anfänger. 5th ed. Wiesbaden, 1997.
    • Allen J.P. Middle Egyptian: An Introduction to the Language and Culture of Hieroglyphs. Cambridge, 1999.
    • Malaise M., Winand J. Grammaire raisonnée de l'égyptien classique. Liege, 1999.
  • Новоегипетский язык:
    • Korostovtsev M. Grammaire du néoégyptien. M., 1973.
    • Černý J., Groll S.I. A Late Egyptian Grammar. 4th ed. Rome, 1993.
    • Junge F. Einführung in die Grammatik des Neuägyptischen. Wiesbaden, 1999.
  • Демотический язык:
    • Lexa F. Grammaire démotique. Vol. I—VII. Praha, 1947-51.
    • Johnson J.H. — Thus Wrote 'Onchsheshonqy. An Introductory Grammar of Demotic. 2nd ed. Chicago, 1991.

7.3. Словари

  • Общие
    • Erman, A.; Grapow, H. Wörterbuch der aegyptischen Sprache. Bd. I—V. Berlin, 1926—1931. - www.egyptology.ru/lang.htm#Woerterbuch
    • Hannig, R. Großes Handwörterbuch Ägyptisch-Deutsch. Mainz, 1995.
    • Takács, G. Etymological Dictionary of Egyptian. Bd. I—ІІI (издание продолжается). Leiden—Köln, 1999—2007.
    • Thesaurus Linguae Aegyptiae - aaew2.bbaw.de/tla/
  • По отдельным стадиям развития языка
    • Kahl, J.; Bretschneider, M.; Kneißler, B. Frühägyptisches Wörterbuch. Bd. 1—3 (от ȝ до ḥ, издание продолжается). Wiesbaden, 2002—2004.
    • Hannig, R. Ägyptisches Wörterbuch I: Altes Reich und Erste Zwischenzeit. Mainz am Rhein, 2003 (Hannig-Lexica, 4).
    • Faulkner, R. O. A Concise Dictionary of Middle Egyptian. Oxford, 1962.
    • Hannig, R. Ägyptisches Wörterbuch II: Mittleres Reich und Zweite Zwischenzeit. Mainz am Rhein, 2006 (Hannig-Lexica, 5).
    • Lesko, L. H., Lesko, B. S. A Dictionary of Late Egyptian. 2nd ed. Vol. I—II. Providence, 2002—2004.
    • Johnson, J. H. The Demotic Dictionary. Chicago, 2001. - oi.uchicago.edu/OI/DEPT/PUB/SRC/CDD/CDD.html

7.4. Хрестоматии

  • Sethe K. Ägyptische Lesestücke. Leipzig, 1924.
  • Лурье И. М. Хрестоматия египетских иератических текстов. Л., 1947.
  • Матье М. Э. Хрестоматия египетских иероглифических текстов. Л., 1948.

7.5. Разное

  • Ернштедт П. В. Египетские заимствования в греческом языке - ru-egypt.com/library/ernshtedt_egipetskie_zaimstvovanija

8. Дополнительные материалы в сети

  • Список литературы по египетскому синтаксису на русском языке - www.egyptology.ru/thematic/bibl-lang.htm#synt
  • Список литературы по египетским частям речи на русском языке - www.egyptology.ru/thematic/bibl-lang.htm#verb
  • Список литературы по египетской лексике на русском языке - www.egyptology.ru/thematic/bibl-lang.htm#synt
  • Список литературы по египетской фонетике и вокализации на русском языке - www.egyptology.ru/thematic/bibl-lang.htm#vocal
скачатьДанный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 10.07.11 15:05:31Похожие рефераты: Древнеегипетский календарь, Язык шэ, Фон (язык), Эве (язык), Бай (язык), Чви (язык), Язык С, Ро (язык).

Категории: Древний Египет, Древние языки, Египетская языковая семья.

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.

wreferat.baza-referat.ru

Древние египтяне - это... Что такое Древние египтяне?

Дре́вний Еги́пет — одно из первых государств в истории человечества, возникшее на африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н. э. и просуществовавшее до 30 г до н. э., когда вошло в состав Римской империи. Относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью, рабовладельческим строем и долгим периодом существования.

Происхождение названия

Название страны — «Египет» — происходит от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах — «дом Ка Птаха», греч. — Мемфис). Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос». Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки.

География

Древняя египетская империя в 1450 году до н. э.

Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Нила. В эпоху Нового царства власть фараонов простиралась до четвертых нильских порогов на юге и распространялась на значительные территории в Восточном Средиземноморье, а также на побережье Красного моря.

Весь Египет с раннединастического периода делился на две больши́е области: Верхний и Нижний Египет. А эти, в свою очередь, имели по несколько десятков областей, которые греки назвали номами.

Более 90 % территории Египта занимает пустыня, так называемая «Красная земля». Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек.

Экономика Египта основывалась на продуктивном сельском хозяйстве в плодородной долине Нила.

История

В 4-м тыс. до н. э. из многих небольших территориальных образований — номов — возникло два политических объединения — Египет Верхний и Египет Нижний (со столицами в Иераконполе и Буто). Создание единого государства приписывают правителю Верхнего Египта Менесу. Столицей объединённого государства около 3000 г. до н. э. стал Мемфис в южной части дельты Нила. К концу 4-го — началу 3-го тыс. относятся первые памятники, написанные египетским иероглифическим письмом.

В 30-28 веках начались столкновения с соседями: кушитами(нубийцами) — на юге, с ливийцами — на западе и кочевниками с Синайского полуострова — на северо-востоке.

В 28-23 веках сформировалась древнеегипетская цивилизация. Единство Египта воплощалось во власти фараонов — неограниченных хозяев всей страны. Фараон был главой культов всех богов Египта и сам был обожествлён. Выражением этого было строительство в этот период пирамид — гробниц фараонов Джосера, Снофру, Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Возросло значение гелиопольского культа бога солнца Ра, сыновьями которого называли себя все фараоны (в титулатуре).

В XXIII—XXI веках Египет распадается на множество номов. Новое объединение древнего Египта началось с возвышения номархов Гераклеополя (в Среднем Египте), позднее усилились правители южного города Фивы. Фиванский фараон Ментухотеп I стал правителем объединённого Египта.

В XXI—XVIII веках Египет переживает переходный период-нашествие гексосов расшатывает раннее царство и Египет снова распадется на верхний(Фивы) и нижний(Гераклиополь). Гиксосы захватили власть в Нижнем Египте и сделали своей столицей город Аварис в восточной части дельты Нила. Уничтожить владычество гиксосов удалось Яхмосу I. Преследуя их, он вторгся в Палестину, Сирию. Его преемники установили господство Египта в Палестине, Финикии, Сирии; страна Куш до 4-го нильского порога стала провинцией Египта.

Далее следует религиозная реформа-покровителем фараонов объявлен бог Амон. Аменемхет I перенёс столицу из Фив в Иттауи в Файюмском оазисе.

При Аменхотепе III древний Египет достиг наибольшего могущества. Из провинций в Азии и в стране Куш Древний Египет получал дань древесиной, медью, оловом, свинцом, серебром, а также скотом, рабами, винами, ювелирными изделиями, слоновой костью. Из страны Пунт, куда царица Хатшепсут направила экспедицию, в Древний Египет поступали благовония. В этот период армия Египта стала регулярной. Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона) провозгласила культ единого для египтян бога Атона (солнечного диска). В честь этого бога строится новая столица Ахетатон. После смерти Эхнатона в 1335 г. до н. э. было восстановлено почитание прежних богов, и Фивы снова стали столицей Египта. Увлёкшись религиозной реформой, Эхнатон забросил управление государством. Упадок продолжался и после его смерти, но около 1290 г. до н. э. фараон Рамсес II восстановил могущество Египта. Он вёл упорную борьбу с хеттами и их сирийскими союзниками. Столицей Египта при Рамсесе II стал Пер-Рамсес, построенный на месте Авариса.

В XI—VII веках укрепилась власть монархов.

В 945 г. до н. э. ливийский военачальник Шешонк I провозгласил себя фараоном, сделав своей резиденцией город Бубастис в дельте Нила. Он взял Иерусалим и разграбил его.

В 671 г. до н. э. ассирийская армия Асархаддона захватила и разграбила Мемфис.

В 667 г. и 663 г. до н. э. ассирийцы овладели Фивами. Псамметиху I удалось вновь объединить древний Египет. При Нехо II, сыне Псамметиха I, был прорыт канал, связавший Нил с Красным морем.

В 528 г. до н. э. древний Египет был завоёван персидским царём Камбисом и стал персидской провинцией (сатрапией). В 341 г. до н. э. персы вновь вторглись в древний Египет, подвергнув его страшному разорению.

В 332 до н. э. в древний Египет вступила армия Александра Македонского: Древний Египет стал частью его державы. После раздела его империи между диадохами древний Египет достался полководцу Птоломею Лагу — основателю греко-македонской династии Птоломеев Лагидов (в 305-30 гг. до н. э.). Столицей стал город Александрия.

При Птолемеях древний Египет стал главным поставщиком хлеба в эллинистическом мире. В этот период флот Египта господствовал в Средиземном море. В правление царицы Клеопатры, последней из династии Птолемеев, древний Египет оказался втянутым в политическую борьбу в древнем Риме. После поражения флота Египта при мысе Акций в 31 г до н. э., самоубийства Клеопатры VII и смерти Марка Антония Египет был превращён в римскую провинцию (30 г до н. э.).

Возникновение классов

В период рабовладельческого строя все жители Древнего Египта делились на три основных класса: рабовладельцы, рабы и крестьяне.

Рабовладельцы имели земли, рабов, орудия труда, стада скота, золото. Рабы ничего не имели, сами принадлежали рабовладельцам. Крестьяне могли иметь небольшие наделы земли, орудия труда, немного скота.

Крестьяне

Земледелец в Египте создавал своим трудом больше продуктов, чем добывал охотник. Плодородные почвы долины Нила давали хороший урожай. Человек мог вырастить здесь хлеба и скота больше, чем было необходимо для его пропитания. Стало выгодным заставлять других людей работать на себя, чтобы отобрать у них часть созданных ими продуктов труда. Отобранный хлеб и скот можно было обменять на медь, золото, серебро и на изделия ремесленников.

Так, в древнем Египте с развитием земледелия появилась возможность эксплуатировать тружеников — отбирать часть созданных ими продуктов труда.

В древнем Египте сложился многочисленный класс крестьян. Крестьяне обрабатывали большую часть земли. Они имели небольшие наделы земли и вели свои хозяйства.

Их эксплуатировали знатные люди своего же племени. Взносы вождю и старейшинам за управление делами племени превратились в принудительный и тяжелый сбор. Крестьяне должны были отдавать знатным людям часть собранного на своих участках урожая и часть приплода скота, да еще строить каналы и дамбы для орошения земель.

Рабы и рабовладельцы

Во время войн между племенами победители захватывали пленников. Первоначально не было смысла заставлять их работать: все, что пленный мог добыть своим трудом, ушло бы на его же пропитание. Поэтому пленных в Египте убивали и называли «убитые».

Когда труд людей стал производительнее, пленников начали оставлять в живых. Обычно их, как и другую военную добычу, забирали себе вождь племени и другие знатные египтяне. Называть пленников стали «живые убитые».

«Живые убитые» составили в Египте класс рабов. Раб не имел никакого имущества; он сам принадлежал своему владельцу. Владелец раба имел право его бить, продать, даже убить.

Рабов и рабынь заставляли выполнять тяжелый труд. Например, рабыни растирали камнями зерна в муку. Все произведенное трудом рабов принадлежало их владельцу. Он же давал рабам лишь столько еды, сколько было необходимо для того, чтобы они могли работать.

Знатные египтяне, захватившие рабов, составляли класс рабовладельцев. Сами они не работали, жили в богатых домах, обладали дорогой одеждой и предметами роскоши. Самыми богатыми рабовладельцами стали вожди племен.

Рабовладельческий строй в Египте

В IV тысячелетии до н. э. в Египте стал складываться рабовладельческий строй. Рабовладельческим строем называется такой порядок жизни людей, при котором одни люди (класс рабовладельцев) владели другими людьми (класс рабов), эксплуатировали их и распоряжались не только их трудом, но и жизнью. В Древнем Египте рабовладельцы угнетали не только рабов, но и крестьян. С возникновением в Египте классов началась борьба между ними. Рабы стремились вернуть себе свободу и не хотели работать на рабовладельцев. Крестьяне не хотели отдавать то, что добывали своим тяжелым трудом. Только силой можно было сломить сопротивление рабов и крестьян и заставить их повиноваться рабовладельцам.

Искусство

Египетская живопись, ок. 1400 до н. э.

Особенностью египетского искусства является то, что большинство его произведений создавалось для мёртвых. Древнеегипетские мастера могли хорошо обращаться с камнем, металлом, деревом и стеклом.

Египетское искусство было вновь открыто теми учёными, которых взял Наполеон в свой Египетский поход.

Египетские пирамиды

Египетские пирамиды величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы. Некоторые из них использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» — греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид[1] (на ноябрь 2008 года). По общепризнанной версии, первая египетская пирамида была построена по приказу фараона 3 династии Джосера — Ступенчатая пирамида в Саккара, архитектором которой, согласно древнеегипетской традиции, считается высший сановник (чати) Джосера Имхотеп. По мнению египтологов эта пирамида является развитием мастабы — традиционной гробницы знати в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств. Самыми известными пирамидами являются Великие пирамиды на плато Гиза (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина).

Источники

Спецификой большинства древнеегипетских источников является то, что они так или иначе связаны с погребальным культом. Дело в том, что в наиболее хорошей сохранности дошли до нас лишь погребальные памятники, которые создавались с использованием прочных и долговечных материалов (наиболее распространённый — камень), ведь от того, сколько просуществует заупокойный инвентарь египтянина, зависела его загробная жизнь. Из повседневной же жизни египтян, предметы для которой они создавали из менее прочных материалов (порча которых к тому же усиливалась влиянием климата нильской долины), сохранилось не так много. Особенно мало памятников до нас дошло из дельты Нила.

Важнейшие памятники:

  1. Палермский камень. Это своеобразная летопись царей Египта эпох раннединастического периода и Старого царства.
  2. Розеттский камень. Для реконструкции истории древнего Египта он малоинформативен, но вот для историографии науки он имеет краеугольное значение. С этим памятником связана переломная эпоха в египтологии. Именно благодаря ему она стала полноправной наукой, ведь с помощью него удалось открыть секрет египетских иероглифов.
  3. Анналы Тутмоса III — описание походов великого фараона-воителя 18-го царского дома.
  4. Амарнский архив — архив клинописных глиняных табличек, обнаруженный в конце XIX века близ местечка Эль-Амарна, где ранее располагалась резиденция фараона-еретика (или фараона-реформатора, как его называют некоторые египтологи) Эхнатона. Амарнский архив включает в себя переписку правителей Передней Азии среднего — позднего 18 царского дома.
  5. «Тексты пирамид» — древнейший письменный источник в истории человечества, в котором отражены представления о загробной жизни. Тексты пирамид — это сборник различных текстов из нескольких пирамид царей 5-6 царских домов.
  6. «Тексты саркофагов» — это надписи на древнеегипетских гробах (а не саркофагах — просто такое название утвердилось в российской науке. В российской египтологической литературе был употреблён ещё один, пока не прижившийся термин — «Тексты ковчегов»). Эти надписи, вероятно, произошли от Текстов пирамид. Впервые классические тексты на гробах появляются в эпоху Старого царства.
  7. «Книга мёртвых» — генетическое продолжение «Текстов саркофагов» и «Текстов пирамид». Книга мёртвых — это сборник разрозненных заупокойных молитв заклинаний, который клался вместе с погребённым. Именно поэтому этот сборник и получил такое название: первые папирусные свитки, которые находились вместе с древними мумиями в начале — середине XIX века арабы прозвали «Книгами мёртвых», это название впоследствии утвердилось в европейской науке. На смену этому, старому именованию сборника приходит новое — «Книга о восхождении к свету» (или, что ещё лучше — «Книга просветления»), как называли его древние египтяне. Ведь жизнь для египтянина — это свет, а в книге, как раз даются заклинания для того, чтобы покойный победил все тёмные силы и перешёл в вечную жизнь с Ра — источником света. Особенно хорошо прижилось это название в западной египтологии.
  8. Палетка Нармера — каменная стелла из Иераконполя, датируемая временем правления царя Нармера — объединителя Египта. По существующей легенде, до Нармера не существовало единого Египта — были две независимых страны. Именно Нармер (ещё одно его имя — Мин) объединил Египет, и первым надел корону объединённого Египта, а палетка эта, как раз, зафиксировала, как считает большинство египтологов, процесс военного объединения египетской земли.
  9. Папирус Весткар — ныне — папирус Британского музея (инв. номер — 3033), назван же он так в честь первого его обладателя — мадам Весткар. Первым его исследователем стал немецкий египтолог Адольф Эрман, которому и был подарен сей манускрипт. Написан (вернее: переписан, а создание записанного в нём многие египтологи удревняют до тысячи лет) этот папирус был в эпоху гиксосского владычества, а содержит он сразу несколько прекраснейших литературных произведений Среднего царства — «Сказки сыновей Хуфу».

Кроме того, хорошими источниками служат городские и царские некрополи (в Саккара, Гизе, Дашшуре, Абидосе и других местах), мумии — прекраснейший антропологический материал, ну и, конечно же, археология — городская, подводная.

Источники

  • Богословский Е. С. Статуэтка дворцового служителя времени Тутанхамона (Stat. Louvre I 852). // ВДИ. 1990. 2.
  • Геродот. История в девяти книгах. / Перевод и комментарии Г. А. Стратановского. — М., 2002. ISBN 5-17-005085-2
  • Источниковедение истории древнего Востока. — М., 1984.
  • Коростовцев М. А. Путешествие Ун-Амуна в Библ. — М., 1960.
  • Коростовцев М. А. Египетский иератический папирус № 167 Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А. С. Пушкина в Москве. // Древний Египет / Сб. статей. — М., 1960.
  • Лирика древнего Египта. — М., 1965.
  • Максимов Е. Н. Папирус № 1115 из собрания государственного Эрмитажа. (Перевод и некоторые замечания). // Древний Египет и древняя Африка. — М., 1967.
  • Повесть Петеисе III. Древнеегипетская проза. / Пер. М. А. Коростовцева. — М., 1978.
  • Рубинштейн Р. И. Поучение гераклеопольского царя своему сыну (Эрмитажный папирус № 1116 А). // ВДИ. 1948. 4.
  • Савельева Т. Н. Надписи из гробницы Мечена (Перевод и комментарий). // Древний Египет и древняя Африка. — М., 1967.
  • Сказки и повести древнего Египта. / Пер. и комм. И. Г. Лившица. — СПб., 2004. ISBN 5-02-026987-5
  • Сказки древнего Египта. / Сост. Беловой Г. А., Шерковой Т. А. — М., 1998.
  • Струве В. В. Речение Ипувера. Лейденский папирус № 344. Социальный переворот в Египте в конце Среднего царства. — М.; Л., 1935.
  • Хрестоматия по истории древнего мира. / Под ред. В. В. Струве. — М., 1951.

История

  • Брэстед Дж. История Египта с древнейших времен до персидского завоевания. — М., 1915.
  • Древние цивилизации. — М., 1989.
  • Древний Египет. Энциклопедия под ред. В. В. Солкина. — М., 2005, 2-е изд. — 2008.
  • Котрелл Л. Во времена фараонов. — М., 1982.
  • Масперо Г. Египет. — М., 1915.
  • Перепелкин Ю. Я. Древний Египет. — СПб., 2000. ISBN 5-89740-011-3
  • Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. — М., 2001.
  • Тураев Б. А. История древнего Востока. Т. II. — Л., 1935.
  • Шоу Я. Древний Египет. — М., 2006. ISBN 5-17-031742-5

См. также

Ссылки

Русскоязычные сайты

Зарубежные сайты

Примечания

Иконка портала Портал об Африке — портал об истории, географии и культуре Африки.

Wikimedia Foundation. 2010.

dal.academic.ru


Смотрите также