Язычество древнего рима. Древние боги Рима: особенности язычества. Кому поклонялись римляне?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние боги Рима: особенности язычества. Кому поклонялись римляне? Язычество древнего рима


его особенности, сходства и отличия от других политеистических верований

Римское язычество: его особенности, сходства и отличия от других политеистических верований

Да, было в мировой истории и римское язычество. Если Вас удивляет этот факт, то совершенно напрасно. Все народы, появившись на этой земле, проходили схожие ступени развития. Это касалось и религии. Если вспомнить, то почти все народы Европы в свое время были язычниками. Просто язычество у каждого государства имело свои неповторимые, самобытные и уникальные черты.

Римляне многое получили от завоеваний Греции. Иногда даже говорят о «греко-римском» язычестве. Это, однако, не совсем корректное понятие. Был заимствован целый пантеон богов, обряды и традиции. Просто эти божества «поменяли» свои имена и «место жительства», а вот их функции остались прежними. Зевс стал Юпитером, Гера – Юноной и так далее. Причем Юпитер был главенствующим во всей этой божественной иерархии.

Но, как и у любой многобожной религии, у римского язычества не было четкой организации и структуры. Это было лишь сборище культов. Каждое божество покровительствовало тому или иному природному явлению или сфере человеческой жизни. Как и везде, у богов просили помощи по всем возможным поводам, будь то сбор урожая или кровопролитная война. Языческие обряды проводили жрецы – специально обученные люди, подобие священнослужителей, посредники между богами и человеком.

Римское язычество, однако, имело и свои особенности:

  • Оно «впитывало» в себя культуры многих других народов, той же Греции.
  • Римское язычество: его особенности, сходства и отличия от других политеистических верований
  • Оно состояло в тесной связи с системой государственного управления, властью императора.
  • Такие понятия как любовь, счастье, справедливость обожествлялись.
  • Римская мифология и римская вера находились в связке.
  • Существование большого числа обрядов и культов, которые затрагивали все стороны жизни человека.
  • В римском язычестве, кроме почитания богов, существовал и культ природы.

Римский пантеон богов

Подробнее рассмотрим, какими же представлялись божества в римском язычестве. Начнем с того, что изображались они всегда, как обычные люди. То есть ни о каких элементах животного мира (рога, копыта, звериная голова) речи не шло. У них могли быть свои атрибуты (например, статуя Ники и скипетр в руках Юпитера). Как и во многих языческих культурах для богов сооружали храмы, славили их.

  • Юпитер. Был богом грома и молнии, что очень напоминает славянского Перуна.
  • Венера – богиня любви.
  • Юнона – богиня брака, семейного очага, материнства.
  • Диана – богиня охоты.
  • Миневра – богиня ремесла.
  • Миневра богиня
  • Веста – богиня домашнего очага.
  • Сатурн – бог земледелия.
  • Рома – богиня государства.
  • Нептун – бог моря.
  • Плутон – бог подземного царства.
  • Марс – бог войны.
  • Сол – бог солнца.

Всего их было около пятидесяти. Наиболее важных и почитаемых богов называли богами-отцами. Существовали и низшие существа, духи наподобие наших домовых и леших. Эти духи (иногда их называют демонами) могли быть добрыми и злыми. Добрые защищали домашний очаг, хозяина.

Таким образом, римское язычество имело очень много черт, схожих с язычеством других народов. также существовал культ природы, многобожие, боги покровительствовали тем же явлениям. Также проводились обряды, праздники в их честь с целью задобрить, улучшить свою жизнь.

Рим языческий.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

345-348 – Язычество в Римской империи

ГЛАВА XV

 

Падение язычества и торжество христианства

 

 

345. Религиозный синкретизм

Образование Римской империи оказало громадное влияние и на историю религий тех народов, которые вошли в состав империи. Древнейшие религий отличались чисто национальным и даже местным характером, и каждый город имел своих богов, которые могли и не быть богами в соседних городах. Например, образование общегреческой религий произошло не сразу, а национальные различия, т.е. различия в языке, нравах и обычаям служили даже препятствием для религиозного общения. Первоначальная религиозная исключительность, однако, не могла долго держаться, потому что народы очень рано стали заимствовать один у другого отдельные верования и подробности культа. Некоторые мифологические представления греков были восточного происхождения, а римляне тоже довольно рано приняли кое‑какие эллинские мифы и культы. Иногда должностные лица Рима противились религиозным заимствованиям у соседей, и, например, в начале II в. сенат предпринял строгие меры против культа Вакха, сопровождавшегося диким разгулом (вакханалии), но зато в других случаях совершалось официальное признание новых богов. В своем суеверии римляне даже «переманивали» к себе божества своих врагов, обещая приносить им жертвы. Кроме того, они скрепляли политические союзы и религиозным общением с союзниками. С завоеванием провинций, с распространением римлян по всем странам вокруг Средиземного моря, с появлением массы иноземцев в самом Риме все более и более росло и крепло смешение богов разных стран и народов, или так называемый религиозный синкретизм. Особенным сочувствием римлян пользовались восточные культы с их таинственностью, пышностью и жреческими влияниями. В Риме стали чествовать и Beликую мать богов (Mater deorum), которой поклонялись в Сирии, и богиню египтян Изиду, и иранского бога света Митру, и многих других богов, боясь, не забыт ли еще кто-либо из богов, и даже ставя жертвенники неизвестным богам. Привлекали к себе общество и разные мистерии, т. е. таинственные обряды, стоявшие в связи с верованиями в загробную жизнь, которые у самих римлян были очень мало развиты. С восточными культами приходили и восточные суеверия, на которые особенно падка была невежественная толпа. Религиозными верованиями Востока интересовались и некоторые императоры (например, Адриан). В III в. император Гелиогабал был сам жрецом сирийского Ваала и привез с собою в Рим священный камень родного храма, упавший с неба. Его родственник Александр Север отличался даже особою наклонностью к религиозному синкретизму. В его дворцовом святилище стояли статуи богов разных народов, и в их числе была даже статуя Иисуса Христа, которого он тоже включал в сонм своих богов. Этого синкретизма не избежала и философия. В египетской Александрии в эпоху империи образовалась школа новоплатоников, которая сливала воедино на почве философии Платона отдельные системы греческой философии и религиозные представления разных народов. Предшественником неоплатонизма был александрийский еврей I в. Филон, старавшейся доказать, что книги Моисея содержат то же самое учение, что и философия Платона, которую он истолковывал по‑своему. Неоплатоники в III–V вв. создали целую философскую религию в духе пантеизма, т. е. всебожия, в которой мир рассматривался, как «эманация» (истечение) единого божественного начала, и населялся разными богами и духами, созданными творческой фантазией греков и восточных народов. На неоплатонизме особенно сильно сказалось влияние жреческих учений Египта. Таким образом, римская религия, как и греческий политеизм уже не были тем, что представляли собою в самом начале. Это было, так сказать, общее греко‑римское язычество, сильно проникшееся религиозными верованиями Востока.

 

346. Разложение язычества

Объединяясь в одну синкретическую религию, язычество в то же время разлагалось. Критика мифологии, начатая еще в эпоху греческой независимости некоторыми философами, продолжалась и в римскую эпоху. Образованному человеку делалось все труднее и труднее верить в мифы. Одни хотели тем не менее спасти мифы, толкуя их в смысле иносказаний, под которыми скрываются какие‑либо философские или нравственные истины, и таким образом именно поступали неоплатоники. Для других, наоборот, мифология была собранием басен. В образованном обществе распространялся так называемый эвгемеризм, т. е. мнение греческого писателя (около 300 г. по Р. X.) Эвгемера, который доказывал, что боги суть обоготворенные люди, когда-то действительно жившие на земле. По словам Цицерона, два авгура не могли без смеха видеть друг друга. Во II в. по Р. X. остроумный греческий писатель Лукиан из Самосаты (в Сирии, на берегу Евфрата) в своих разговорах богов и других произведениях выставил в смешном виде греческую мифологию и новых восточных богов, пробравшихся на Олимп. Наибольшей силы достигло неверие в богов политеизма в последние времена республики и в первом веке империи, но со II столетия по Р. X. началось усиление религиозности, которая, однако, у образованных людей, плохо мирилась с наивным политеизмом. В это время стало все больше утверждаться убеждение, что разные боги суть лишь простые обозначения отдельных свойств одного и того же божественного начала. Передовая религиозная мысль эпохи выражалась особенно часто в стремлении к единобожию. Не мало вреда принесла языческой религии апофеоза (обоготворение) императоров, когда люди воскуряли фимиам и приносили жертвы тиранам, запятнавшим себя пороками и преступлениями. Благодаря этому, религия прямо лишалась своего нравственного содержания, превращаясь в собрание грубых суеверий и вырождаясь в идолопоклонство.

 

347. Нравственная философия в эпоху Римской империи

Образованным людям, не удовлетворявшимся старой религией, последнюю заменяла философия. Римляне не имели склонности греков к решению отвлеченных вопросов бытия и знания и интересовались лишь вопросами жизни – о её цели, о добре и зле, о счастье и нравственном поведении. По этим вопросам римские философы не создали, однако, никаких самостоятельных систем, а лишь повторяли и развивали греческие учения эпикуреизма и стоицизма. Люди с наклонностью к безмятежному пользованию радостями жизни предпочитали эпикуреизм, но более глубокие натуры разделяли учение стоиков. Стоицизм позволял твердо переносить превратности жизни и неуклонно исполнять свой долг. В конце республики и начале империи римский стоицизм имел республиканский оттенок, но с течением времени он отрешился от всякой связи с политикой. Большою популярностью в римском обществе пользовались нравственные рассуждения стоического наставника Нерона, Сенеки, хотя сам он далеко не соответствовал своему идеалу. Во II в. по Р. X. в духе стоицизма писали два человека, стоявшие на двух противоположных концах общественной лестницы – раб Эпиктет и император Марк Аврелий, и оба они жили в полном согласии со своими принципами. Что особенно сближает между собою этих стоиков, так это проповедь человеческого достоинства, любви к ближнему и братства всех людей. Стоицизм возвышался над сословными и национальными рамками во имя идеи человечности. «И раб – человек», худшее же рабство есть рабство страстям. Стоики учили еще, что никакая внешняя сила не может поработить внутренней свободы человека, потому что человеческая душа имеет божественную природу.

 

348. Еврейский прозелитизм

В религиозном синкретизме времен империи не принимали участия только евреи, которым строгое единобожие не позволяло участвовать в языческих культах. Попытки навязать им язычество встречали всегда с их стороны отпор и под сирийским, и под римским владычеством. Верность религии предков и национальная исключительность возбуждали против евреев другие народы. Тем не менее, сами евреи ревностно распространяли свою религию между язычниками (прозелитизм). Еще с эпохи Птолемеев их было особенно много в Александрии, и греческий перевод священных книг, сделанный для александрийских евреев, способствовал этому распространению. Сближение евреев с остальным миром выразилось и в том, что среди них были люди греческого образования. Таков был, например, Филон. Равным образом греческим образованием владел и anостол Павел, бывший, кроме того, и римским гражданином. Это сближение евреев с греко‑римским миром было в высшей степени благоприятно для распространения христианства.

rushist.com

Как языческий Рим стал христианским миром • Arzamas

— Расскажите, почему вы стали заниматься именно этой эпохой? 

— Меня привлекает бездонность этой темы, множество содержащихся в ней аспектов. Как из средневекового жития узнать правду о случив­шемся много веков назад? Или, например, почему христианские герои в изображениях этого времени так похожи на языческих? И что слу­чилось с обществом: оно стало принципиально новым или осталось таким же, как было? И так далее и так далее.

— Какое место занимает предмет вашего изучения в современном мире?

— Переход от язычества к христианству создал европейскую цивилиза­цию такой, какой мы ее знаем. Важно понять, какие внутренние меха­низмы евро­пейской цивилизации были заложены уже в тот момент. Или разобраться с вопросом о сакральности власти: что в этой идее от христианства, а что от язы­чества? 

— Что для вас самое интересное в работе с историческим материалом?

— Самое интересное — это реконструировать прошлое (насколько, конечно, возможно) из очень разнородных и противоречивых источ­ников, ловить их проговорки и незаметные пружины событий. Например, я узнал, откуда в одном позднем христианском тексте взялись загадочные и притом правдо­подобные имена языческих чиновников Херсонеса. На самом деле автор текста взял эти имена из не дошедшей до нас древней надписи — таким образом, наряду с историей текста мне удалось реконструировать и пропавшую надпись. Вторая вещь — обратная сторона первой: по мере уяснения сути событий ты лучше понимаешь ее преломление в последующих веках, пытаясь различить случайные ошибки и тенденциозные искажения. В случае того же Херсонеса мне удалось понять, сколько раз его жители переписывали историю своего города и, главное, почему.

— Если бы у вас была возможность заняться сейчас совсем другой темой, что бы вы выбрали и почему?

— К счастью, у меня такая возможность есть. Сейчас меня очень интересует вопрос о поисках культурой новой идентичности после вынужденного слома. Например, какие храмы строили восточные христиане после полуторавекового перерыва, связанного с приходом арабов-мусульман. Насколько они подражали прежнему величию своей культуры, а насколько искали новые пути.

arzamas.academy

особенности язычества. Кому поклонялись римляне?

Образование 30 ноября 2014

Религиозные верования древних римлян эволюционировали. Изначально существовала политеистическая религия – язычество. Римляне верили во многих богов.

древние боги Рима

Структура и главные понятия древнеримской религии

Как и любая другая политеистическая вера, римское язычество не имело четкой организации. По сути, это собрание большого количества древних культов. Древние боги Рима отвечали за различные стороны человеческой жизни и природные стихии. В каждой семье почитали обряды – их проводил глава семьи. У богов просили помощи в домашних и личных делах.

Были обряды, которые проводились на уровне государства – их в разные времена проводили жрецы, консулы, диктаторы, преторы. У богов просили помощи в битвах, заступничества и способствования в бою с противником. Гаданиям и ритуалам отводилась большая роль в решении государственных вопросов.

Во времена правления Нумы Помпилия появилось понятие «жрец». Это был представитель замкнутой касты. Жрецы имели огромное влияние на правителя, они обладали тайнами ритуалов и общения с богами. Во времена империи функцию понтифика стал выполнять император. Характерно, что боги древней Греции и Рима были аналогичными по выполняемым функциям – они только носили разные названия.

Главные черты религии Рима

боги Древнего Рима список

Важными характеристиками римских верований были:

  • большое влияние иностранных заимствований. Римляне часто контактировали с другими народами в ходе завоеваний. Особенно тесными были контакты с Грецией;
  • религия была тесно связана с политикой. Об этом можно судить, исходя из существования культа императорской власти;
  • характерно наделение божественными качествами таких понятий, как счастье, любовь, справедливость;
  • тесная связь мифа и верований – определяет, но не отличает римскую религию от других языческих систем;
  • огромное количество культов, обрядов. Они отличались масштабностью, но охватывали все стороны государственной и личной жизни;
  • римляне обожествляли даже такие мелочи, как возвращение из похода, первое слово младенца и многое другое.

Видео по теме

Древнеримский пантеон

Боги Древней Греции и Рима

Богов римляне, как и греки, представляли человекоподобными. Верили в силы природы и духов. Главным божеством был Юпитер. Его стихией было небо, он был повелителем грома и молнии. В честь Юпитера проводили Великие игры, ему был посвящен храм на Капитолийском холме. Древние боги Рима опекались различными сторонами жизни человека: Венера – любовью, Юнона – брачными отношениями, Диана – охотой, Миневра – ремеслом, Веста – домашним очагом.

В римском пантеоне были боги-отцы – наиболее почитаемые из всех, и низшие божества. Верили также в духов, которые присутствовали во всем, что окружает человека. Исследователи считают, что поклонение духам присутствовало только на раннем этапе развития религии Рима. Изначально, главными богами считались Марс, Квирин и Юпитер. Во времена появления института жречества зародились родовые культы. Считалось, что каждому сословию и знатной семье покровительствует определенный бог. Появились культы у рода Клавдиев, Корнелиев и других представителей верхушки общества.

На государственном уровне отмечали Сатурналии – в честь Сатурна, бога земледелия. Устраивали грандиозные празднества, благодарили покровителя за урожай.

Социальная борьба в обществе привела к оформлению триады богов или «плебейской триады» - Церера, Либер и Либера. Римляне выделяли также небесных, хтонических и земных божеств. Существовала вера в демонов. Они делились на добрых и злых. К первой группе относились пенаты, лары и гении. Они хранили традиции дома, очаг и оберегали главу семьи. Злые демоны – лемуры и лавры мешали добрым и вредили человеку. Такие существа появлялись, если умершего захоронили, не соблюдая ритуалы.

Боги Древнего Рима, список которых включает более 50 различных существ, были объектами поклонения многие века – менялась лишь степень влияния каждого из них на сознание народа.

Во времена империи популяризируется богиня Рома – покровительница всего государства.

Древние боги Рима

Каких богов позаимствовали римляне?

В результате частых контактов с другими народами, римляне начали включать в свою культуру чужие верования и обряды. Исследователи склоны думать, вся религия представляет собой комплекс заимствований. Главная причина этого – римляне с уважением относились к верованиям народа, который завоевывали. Существовал ритуал, который официально вводил чужестранное божество в пантеон Рима. Этот обряд именовался эвокатией.

Древние боги Рима появились в пантеоне в результате тесных культурных связей с покоренными народами и активного развития собственной культуры. Наиболее яркими заимствованиями являются Митра и Кибела.

Таблица «Боги Древнего Рима и греческие соответствия»:

Римский вариантГреческий вариантСтихия
ЮпитерЗевсВерховный бог грома и молнии
ЮнонаГераБрак, материнство, верховная богиня
ВенераАфродитаЛюбовь
НептунПосейдонМорская стихия
ПлутонАидПодземное царство
МинерваАфинаСправедливость, мудрость
МарсАресВойна
СолГелиосСолнце

Таблица боги Древнего Рима

Мифология Древнего Рима

Во всех языческих культурах мифы и религиозные верования тесно связаны между собой. Тематика римских мифов традиционна – основание города и государства, сотворение мира и рождение богов. Это один из наиболее интересных для изучения аспект культуры. Исследователи по мифологической системе могут отследить всю эволюцию верований римлян.

Традиционно легенды содержат множество описаний чудесных, сверхъестественных событий, в которые верили древние люди. Из таких повествований можно выделить особенности политических взглядов народа, которые скрыты в фантастическом тексте.

В мифологии практически всех народов на первом месте стоит тема сотворения мира, космогония. Но не в этом случае. Здесь преимущественно описаны героические события, древние боги Рима, ритуалы и обряды, которые необходимо проводить.

Герои имели полубожественное происхождение. легендарные основатели Рима – Ромул и Рем – были детьми воинственного Марса и жрицы-весталки, а их великий предок Эней – сын прекрасной Афродиты и царя.

Боги Древнего Рима, список которых включает и заимствованных и местных божеств, насчитывает более 50 имен.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Олимпийские боги. Кому поклонялись в Древней Греции?Новости и общество Олимпийские боги. Кому поклонялись в Древней Греции?

Древнегреческая культура - колыбель цивилизации всего мира. В ее основе - множество сложных переплетений искусства, войн, переворотов и, главное, религиозных верований, воплотившихся в мифах и легендах. Главные герои ...

Древняя мифология Египта: особенности, боги, мифыОбразование Древняя мифология Египта: особенности, боги, мифы

Древний Египет, несмотря ни на что, остаётся одной из самых загадочных цивилизаций. Его до сих пор называют «даром Нила» и считают родиной пирамид и Сфинкса, устремившего свой взгляд в безбрежные пески. Пр...

Изобразительное искусство Древнего Рима. Особенности культуры Древнего РимаОбразование Изобразительное искусство Древнего Рима. Особенности культуры Древнего Рима

Согласно античным преданиям, Рим был образован в середине 8 века до н. э. Культура Римской империи, которая считалась одной из самых влиятельных в период античности, оказала огромное влияние на европейскую цивилизацию...

Древний бог Род у славян: история, изображение и описаниеДуховное развитие Древний бог Род у славян: история, изображение и описание

Распространение разных версий славянского неоязычества в последние годы сделало довольно популярным такого персонажа славянской мифологии, как бог по имени Род. О том, кто это и какую роль играет бог Род у славян, мы ...

Бог Марс. Древний бог войны. Марс - мифологияДуховное развитие Бог Марс. Древний бог войны. Марс - мифология

В мифологии, как ни в чем другом, выражается то, какие приоритеты имеет конкретный народ в своей духовной жизни. Например, у скандинавов бог войны - не только самый главный среди всех богов, но и самый высокоморальный...

Мифология: египетский бог Солнца и другие древние богиДуховное развитие Мифология: египетский бог Солнца и другие древние боги

Мифология Древнего мира настолько запутанна и многогранна, что уже невозможно точно определить, во что верили древние. Обратимся к такому немаловажному персонажу, как египетский бог Солнца, ведь солнце есть жизнь, све...

Основная настройка Firefox: особенностиКомпьютеры Основная настройка Firefox: особенности

Сейчас, во времена повсеместного Интернета, каждый владелец компьютера может буквально за пару кликов кнопкой мышки скачать любой доступный браузер – программу для работы с ресурсами глобальной сети.

Ботинки Salomon - обувь для настоящих профиМода Ботинки Salomon - обувь для настоящих профи

Существует множество факторов, которыми стоит руководствоваться при выборе пары горнолыжной обуви. Самое главное – это удобство. Очень важен контакт тела и ботинка. Если вы будете ощущать дискомфорт, то управлен...

Крапивник - птица со звонким голосом. Внешний вид и особенности поведения крапивникаНовости и общество Крапивник - птица со звонким голосом. Внешний вид и особенности поведения крапивника

Певчая птица крапивник издавна славится своим необыкновенным голосом. В наших краях лишь соловей способен обойти ее в этом искусстве. К тому же она является одной из наименьших птиц, обитающих на просторах стран СНГ. ...

Медицина Древней Индии: история, особенностиОбразование Медицина Древней Индии: история, особенности

Первые воспоминания о государстве, расположившемся в долине благодатной реки Инд, относятся к 3 тысячелетию до н. э. Священная река дала название огромной стране Индии, которая не уступает по величине своего культурно...

monateka.com

Язычество в Древнем Риме

Язычество античного мира представляло собой религиозную систему, которая связывала множество разнообразных культов. На первый взгляд даже может показаться, что древние римляне были достаточно веротерпимы, но это не так. Несмотря на то, что языческие культы того периода подразумевали существование множества богов, никакого религиозного плюрализма не наблюдалось. Поэтому в свое время, столкнувшись с соперником в лице христианства, язычники Древнего Рима не только устроили гонения и казни христиан, но и ввели в практику «перевоспитание» с помощью пыток, надеясь заставить противников отказаться от исповедуемой веры. Историки – исследователи того периода отмечают жестокость к иноверцам, соперничавшую с той, которая была во времена инквизиции.

Такая же нетерпимость была и между самими языческими культами. Исход жесткого и непримиримого состязания порой влиял на будущее народа, поклонявшегося своим богам. Примером такого противостояния является история о том, как культ александрийской богини Изиды проник в Рим. Этот культ появился в Риме во II веке до н.э. и постепенно распространился в народе. Собрав большое количество поклонников, он вызвал ожесточенное противодействие власти. Сенат неоднократно давал приказание разбивать статуи богини и разрушать алтари (в 59, 58, 53, 50 и 48 гг. до н. э.). Однако политика властей в этом вопросе регулярно полярно менялась.

Так, после смерти Цезаря в 44 г. до н. э., в угоду народу власти решили на государственные средства построить храм Изиды. Такое решение предполагало бы официальное признание культа, однако в 28 г. до н. э., так и не построив обещанный храм, сановники вводят запрет на воздвижение алтарей александрийским богам, и в том числе Изиде. А в 19 г. до н. э. император Тиберий после скандала с участием жрецов Изиды начал кровопролитные гонения на приверженцев культа. Лишь после смерти Тиберия, в 38 г. н. э., его наследник Калигула построил на Марсовом поле обещанный его предками храм богини Изиды.

Пределом желаний многих древних язычников было заставить остальных чтить именно их бога, поставив его на высшую ступень. И Рим не явился исключением из этого правила. Римские правители хорошо понимали, что покорить чужой народ и заставить его смириться можно, лишь насадив культ своих богов. Поэтому важнейшим требованием Рима к побежденным народам было признание римских богов.

horo.ua

особенности язычества. Кому поклонялись римляне?

Религиозные верования древних римлян эволюционировали. Изначально существовала политеистическая религия – язычество. Римляне верили во многих богов.

древние боги Рима

Структура и главные понятия древнеримской религии

Как и любая другая политеистическая вера, римское язычество не имело четкой организации. По сути, это собрание большого количества древних культов. Древние боги Рима отвечали за различные стороны человеческой жизни и природные стихии. В каждой семье почитали обряды – их проводил глава семьи. У богов просили помощи в домашних и личных делах.

Были обряды, которые проводились на уровне государства – их в разные времена проводили жрецы, консулы, диктаторы, преторы. У богов просили помощи в битвах, заступничества и способствования в бою с противником. Гаданиям и ритуалам отводилась большая роль в решении государственных вопросов.

Во времена правления Нумы Помпилия появилось понятие «жрец». Это был представитель замкнутой касты. Жрецы имели огромное влияние на правителя, они обладали тайнами ритуалов и общения с богами. Во времена империи функцию понтифика стал выполнять император. Характерно, что боги древней Греции и Рима были аналогичными по выполняемым функциям – они только носили разные названия.

Главные черты религии Рима

боги Древнего Рима список

Важными характеристиками римских верований были:

  • большое влияние иностранных заимствований. Римляне часто контактировали с другими народами в ходе завоеваний. Особенно тесными были контакты с Грецией;
  • религия была тесно связана с политикой. Об этом можно судить, исходя из существования культа императорской власти;
  • характерно наделение божественными качествами таких понятий, как счастье, любовь, справедливость;
  • тесная связь мифа и верований – определяет, но не отличает римскую религию от других языческих систем;
  • огромное количество культов, обрядов. Они отличались масштабностью, но охватывали все стороны государственной и личной жизни;
  • римляне обожествляли даже такие мелочи, как возвращение из похода, первое слово младенца и многое другое.

Древнеримский пантеон

Боги Древней Греции и Рима

Богов римляне, как и греки, представляли человекоподобными. Верили в силы природы и духов. Главным божеством был Юпитер. Его стихией было небо, он был повелителем грома и молнии. В честь Юпитера проводили Великие игры, ему был посвящен храм на Капитолийском холме. Древние боги Рима опекались различными сторонами жизни человека: Венера – любовью, Юнона – брачными отношениями, Диана – охотой, Миневра – ремеслом, Веста – домашним очагом.

В римском пантеоне были боги-отцы – наиболее почитаемые из всех, и низшие божества. Верили также в духов, которые присутствовали во всем, что окружает человека. Исследователи считают, что поклонение духам присутствовало только на раннем этапе развития религии Рима. Изначально, главными богами считались Марс, Квирин и Юпитер. Во времена появления института жречества зародились родовые культы. Считалось, что каждому сословию и знатной семье покровительствует определенный бог. Появились культы у рода Клавдиев, Корнелиев и других представителей верхушки общества.

На государственном уровне отмечали Сатурналии – в честь Сатурна, бога земледелия. Устраивали грандиозные празднества, благодарили покровителя за урожай.

Социальная борьба в обществе привела к оформлению триады богов или «плебейской триады» - Церера, Либер и Либера. Римляне выделяли также небесных, хтонических и земных божеств. Существовала вера в демонов. Они делились на добрых и злых. К первой группе относились пенаты, лары и гении. Они хранили традиции дома, очаг и оберегали главу семьи. Злые демоны – лемуры и лавры мешали добрым и вредили человеку. Такие существа появлялись, если умершего захоронили, не соблюдая ритуалы.

Боги Древнего Рима, список которых включает более 50 различных существ, были объектами поклонения многие века – менялась лишь степень влияния каждого из них на сознание народа.

Во времена империи популяризируется богиня Рома – покровительница всего государства.

Древние боги Рима

Каких богов позаимствовали римляне?

В результате частых контактов с другими народами, римляне начали включать в свою культуру чужие верования и обряды. Исследователи склоны думать, вся религия представляет собой комплекс заимствований. Главная причина этого – римляне с уважением относились к верованиям народа, который завоевывали. Существовал ритуал, который официально вводил чужестранное божество в пантеон Рима. Этот обряд именовался эвокатией.

Древние боги Рима появились в пантеоне в результате тесных культурных связей с покоренными народами и активного развития собственной культуры. Наиболее яркими заимствованиями являются Митра и Кибела.

Таблица «Боги Древнего Рима и греческие соответствия»:

Римский вариантГреческий вариантСтихия
ЮпитерЗевсВерховный бог грома и молнии
ЮнонаГераБрак, материнство, верховная богиня
ВенераАфродитаЛюбовь
НептунПосейдонМорская стихия
ПлутонАидПодземное царство
МинерваАфинаСправедливость, мудрость
МарсАресВойна
СолГелиосСолнце

Таблица боги Древнего Рима

Мифология Древнего Рима

Во всех языческих культурах мифы и религиозные верования тесно связаны между собой. Тематика римских мифов традиционна – основание города и государства, сотворение мира и рождение богов. Это один из наиболее интересных для изучения аспект культуры. Исследователи по мифологической системе могут отследить всю эволюцию верований римлян.

Традиционно легенды содержат множество описаний чудесных, сверхъестественных событий, в которые верили древние люди. Из таких повествований можно выделить особенности политических взглядов народа, которые скрыты в фантастическом тексте.

В мифологии практически всех народов на первом месте стоит тема сотворения мира, космогония. Но не в этом случае. Здесь преимущественно описаны героические события, древние боги Рима, ритуалы и обряды, которые необходимо проводить.

Герои имели полубожественное происхождение. легендарные основатели Рима – Ромул и Рем – были детьми воинственного Марса и жрицы-весталки, а их великий предок Эней – сын прекрасной Афродиты и царя.

Боги Древнего Рима, список которых включает и заимствованных и местных божеств, насчитывает более 50 имен.

загрузка...

worldfb.ru

Мифы и боги Древнего Рима — Язычество

Главные особенности Р. религии оставались незыблемыми во все продолжение ее существования, причем на первый план всегда выступала обрядовая сторона (sacra). В древнейшую пору римской истории религиозные учреждения и культ находились под охраной государства, которое сосредоточило в руках царя, бывшего в то же время понтифексом, как гражданскую власть, так и духовную. Царская власть дала римскому культу…

Божественная супруга Юпитера царица неба Юнона, так же, как и он, дарующая людям благоприятную погоду, грозы, дожди и урожаи, ниспосылающая успех и победы, почиталась, кроме того, и в качестве покровительницы женщин, в особенности замужних. Юнона была хранительницей брачных союзов, помощницей при родах. Ее чтили и как великую богиню плодородия. Культом Юпитера ведал жрец — фламин,…

Внешними знаками отличия и преимуществами, общими всем жрецам, были praetexta, почетное место на играх и праздниках, освобождение от воинской и гражданских повинностей, право пользования участком aegr publicus. В распоряжении коллегий состояли рабы и вольнонаемные лица из свободнорожденных. К штату жрецов относились еще camilli и camillае, из знатных мальчиков и девочек, и pueri ingenui patrimi et…

Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле, — таков был верховный владыка богов Юпитер. Его обитель находилась на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов. Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц…

Древнейшим памятником Р. религии является календарь, составление которого лежало на обязанности понтификов. Римские общественные игры были тесно связаны с религиозными представлениями и культом римлян. Первоначально это были бега, в честь Марса и Конса, покровителей лошадей и мулов; существовал также древний обычай праздновать ludi votivi, обыкновенно в честь Юпитера. Эти последние празднества так часто повторялись, что…

Янус был прежде Юпитера божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Затем он уступил свое место владыке неба Юпитеру, а сам занял не менее почетное — владыки всех начал и начинаний времени. Под его покровительством находились все входы и выходы, будь то двери…

Бахус — бог — покровитель виноградников, виноделия и вина, почитавшийся под именем Либера. (Либер — по-латыни означает “Свободный”. По-видимому, это название содержало намек на некоторую свободу и распущенность проводившихся в честь Бахуса празднеств.) Его женой была богиня Либера, помогавшая виноградарям по виноделам. Праздник в честь этой супружеской пары отмечался 17 марта и назывался либералии. В…

Древнеримская мифология отличалась от греческой большей абстрактностью. Римляне обожествляли различные понятия — верность, доблесть, храбрость. Вначале самобытная, римская мифология уже на ранних этапах своего становления попала под влияние греков, населявших Италию. Так, например, Марс первоначально был богом, питающим корни растений, а Венера — богиней садов. Лишь потом они были отождествлены с греческими божествами войны и…

Теллура, мать-земля, была одной из древнейших италийских богинь. Она олицетворяла собой ту плодородную землю, на которой произрастает все, что нужно человеку для существования. Она же считалась владычицей землетрясений и властительницей живых и мертвых. По преданию, первой служительницей Теллуры (ее называли еще “Светлой богиней”) была жена пастуха Фаустула (нашедшего и воспитавшего близнецов Ромула и Рема), которую…

Многобожие, язычество или политеизм (polytheism), это вера во многих богов. Слово политеизм происходит от греческих слов поли-много (poly) и теос-бог (theos). В наше время термин «язычество» имеет несколько значений: (1) Первый, православный взгляд, это все религии кроме христианской, веры в истинного Бога; (2) Второй, секулярный взгляд, это древние верования и культы которые появились на Западе,…

pagandom.ru


Смотрите также