Япония древняя культура. Культура древней и средневековой Японии.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культура Древней Японии (стр. 1 из 3). Япония древняя культура


Культура Японии кратко

Культура Японии

Культура Японии сформировалась вследствие исторического процесса, который начался с миграции прародителей японцев на японские острова с континента и основания культуры эпохи Дзёмон. В нынешней культуре Японии прослеживается воздействие стран Азии (в частности Кореи и Китая), Северной Америки и Европы.

 

Краткое описание японской культуры

На культуру и мировосприятие японского населения сильно повлияло расположение страны, климатические особенности и особенности рельефа, и кроме того постоянные природные катаклизмы (землетрясения и цунами), что нашло отражение в особенном почитании японцев окружающей природы как  живого существа. Способность восторгаться мгновенным очарованием природы является характерной чертой японского менталитета, и отразилась в японском творчестве.

Японский язык и письменность.

Японский язык во все времена являлся важной частью культуры Японии. Японский представляет собой агглютинативный язык и отличается трудной концепцией письма, которое образовано из трёх разных видов иероглифов — китайские знаки кандзи, азбука слогов катакана и хирагана.

Кэндзи иероглифы

Кандзи

Литература Японии кратко

В течение длительного времени литература Японии испытывала воздействие Китайской империи, произведения литературы также были написаны на китайском языке.

Первыми образцами японской литературы являются сборник японских сказаний и мифов «Кодзики» («Письмена о деяниях старины») и исторические записи «Нихон сёки» («Написанные кистью анналы Японии» или «Нихонги» — «Анналы Японии»), которые были созданы в эпоху Нара (7 — 8 века). В это же время были написаны стихотворные антологии «Манъёсю» ( «Собрание мириад листьев», 759 г) и «Кайфусо».

Популярны и за чертой Японии типы поэтических стилей хайку, вака и танка.

Хайку знаменитого японского поэта Басё:

Цветы увяли.

Сыплются, падают семена,

Как будто слёзы…

Кинематограф

Поначалу в Японии кинематограф считался недостойным искусством, имело место пренебрежительное отношение к людям, которые снимали филльмы. Популярным кинематограф стал только в конце 30-х годов 20-го столетия.

В 50-е, 60-е годы 20 века кинематограф Японии начинает активно развиваться. Этот период называют «золотым веком» японского кино. В 1950 году было произведено 215 фильмов, а в 1960 году — их количество достигло 547. В это же время распространяются жанры политического, исторического кино, фантастика и боевики, Японский кинематограф становится знаменит во всем мире. Знаменитые режиссёры того времени — Акира Куросава, Сёхэй Имамура, Кэндзи Мидзогути. Большую популярность за пределами Японии приобретает актёр Тосиро Мифунэ, который играл практически во всех фильмах Куросавы.

В 90-х годах прошлого века по всему миру становится известен режиссёр и актер Такэши Китано.

 Семь самураев Куросава

«Семь самураев» Акиро Куросавы, который в 2010 году занял первое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа»

Аниме и манга

Аниме (японская анимация) широко известна по всему миру. От других анимационных жанров аниме отличается большей направленностью на взрослых зрителей. В аниме присутствует вспомогательное деление на жанры для определенной целевой аудитории. Мерой для разделения являются возраст, пол или психологический портрет кинозрителя. Зачастую аниме — это экранизированные японские комиксы манга, которые тоже получили большую известность.

Основная часть манги рассчитана на взрослую аудиторию. По данным на 2002 год примерно 40 % всего книжного рынка в Японии занимают комиксы с мангой.

 Принцесса мононоке аниме

Аниме «Принцесса Мононоке», 1997 г.

Одежда

В Японии существует два вида одежды — национальная — вафуку, и обычная европейская, которую носят в повседневной жизни. Кимоно (в переводе «одежда, наряд») — общее название любой одежды в широком смысле, а в узком — форма вафуку.

Юката — лёгкий халат;

хакама — штаны;

гэта, варадзи — сандалии;

оби — пояс.

 Кимоно гейши культура Японии

Кимоно гейши

Традиции, обычаи, этикет

Общество Японии характеризуется четко проявленным чувством принадлежности к конкретному социальному классу (семья, рабочий коллектив, студенческая группа), что также проявляется в своеобразных связях внутри сообщества.

В Японии особую важность имеют представления о «долге» и «обязательстве», именуемые гири. Несмотря на то, что гири это всеобщая общественная норма образа действия японцев, в некоторых ситуациях, в частности в среде молодёжи, к гири относятся не так серьезно.

В Японии присутствуют некоторые нормы жестикуляции, и чем сдержанней  человек, тем уважительнее к нему относятся, поэтому дружеский хлопок по плечу и дергание за руку в стране восходящего солнца не будут приветствоваться.

Театр и танец. Культура Японии кратко.

Самой первой разновидностью театра стал театр но, сформировавшийся в 14-15 столетии, играя в нем, актёры надевали маски и облачались в шикарные одеяния. В 17 веке был создан один из самых знаменитых типов национального театра Японии — кабуки, на лица актеров был нанесен сложный грим. Особенно ценится мастерство оннагата, актёров, которые играют роль женщины. В 1629 году сегунат Токугава запретил женщинам играть в кабуки, после Второй мировой войны женщины вновь стали появляться на сцене, и даже была создана первая женская труппа.

Также известен национальный театр кукол бунраку. Определенные драматурги, такие как Тикамацу Мондзаэмон, создавали пьесы для бунраку, которые позже обыгрывались на «большом театре» — в кабуки.

Театр кабуки культура Японии

Театр кабуки

 Женская труппа театра кабуки

Женская труппа кабуки 

бунраку кукольный театр марионеток япония

Кукла бунраку

Культура Японии видео

В видео рассказывается об интересных фактах о стране восходящего солнца.

Данная статья будет полезна при создании презентации о культуре Японии.

Интересные статьи по теме: Японские трехстишья хайку

Вернуться к разделу

Жанр статьи - Культура Японии

jamato.ru

Япония Древняя культура - История мировой культуры Библиотека русских учебников

Первые сведения о. Японии. Европа получила еще в эпоху. Средневековья, открыв ее вместе со смельчака-ми-путешественниками как страну невиданной вежливости и сказочного богатства. Эти представления доминировали и тогда когда в XVII-XVIII веках сначала португальскими, а потом голландскими купцами и миссионерами были обнародованы многочисленные факты из жизни и истории этой далекой для европейцев государства. Сегодня каждого ный может узнать из соответствующих справочников,. Япония (на японском языке. Нихон) - это островное государство, которое занимает ряд островов. Японского архипелага приблизительно на 3400 км вдоль восточной части. Азиатско ого материка, омытый водами. Тихого океана, первой встречает солнце из-за морского горизонта и поэтому носит среди различных своих названий и гордое имя"Страны восходящего солнца"Национальный флаг. Красной вно фиксирует это в изображении красного шара светила на фоне белого полотнищища.

Неугасимый интерес к. Японии в наше время получает новый импульс в осознании ее роли как единой в восточном регионе высокоразвитой капиталистической страны, которая заставляет считаться с собой действенностью своего в традиционного культурного комплекса. Предметом анализа становится данный феномен и в самой. Японии, которая видит в нем гарантии дальнейшего успешного развития. Японская культурологическая мысль, что не устойчивых к слидницьких традиций и внутреннего единства и существует как поле столкновения реакционно-националистических и прогрессивно-демократических концепций, подошла, наконец, к пониманию необходимости дать объективную е дповидь на вопрос об уникальности японской культуры, тем самым определив устоявшиеся в ней вспомогательные стимулли.

Традиционно это предусматривает обращение к древнейшему опыту освоения человеком мира и проявления им своих культуротворческим потенций. Но в. Японии только после. Второй мировой войны мифы о"эру богов", которые веки ами поддерживали авторитет власти и государственности, стали уступать место разговоре о первобытном обществе, о японской протокультура. Эпоха палеолита во всем спектре своих традиционных характеристик и на японской почве выявила единство общечеловеческого корни, неолит же и энеолит сделали шаги в направлении спецификации японской культуры как культуры определенного народа. С этого времени на протяжении своего ис. Торические существования она наряду с сильным традиционализмом постоянно демонстрирует умение ассимилировать элементы других культур, органично привлекая их к своего культурного комплексксу.

Патриархальный род (удзи), важный достижение родоплеменных отношений, стал определяющей основой социальной структуризации японского общества. Его роль доминирующей оставалась и тогда, когда общинная вла аснисть на землю и орудия труда, демократический характер первых форм власти были вытеснены имущественным расслоением, возникновением большого землевладения и рабовладения. Ярко иллюстрирует эти изменения появление среди родоплеменных объединений господствующего племенного союза. Ямато (III-IV вв) широко использовал труд рабов. Правда, исторические условия развития. Японии не позволили рабовладению выйти за пределы одного из общественных укладов и определить все стороны жизни. Соответственно его роль не была центральной в иерархической строении общества, где ниже родовой знати и аристократии находились свободные общинники (крестьяне), полусвободные профессиональные группы (бемин) мелких производителей и обособленные своим привилегированным положением профессиональные общины-роды служителей культа, администраторов, оружейников и других, свои с илу и влияние использовали в борьбе за власть при дворри дворі.

Проникновение в. Японию буддизма, китайской общественно-политической мысли, письменности существенно повлияли на ее дальнейшее культурное и общественное развитие. Процесс разложения родового строя был значительно ускорен ный введением прогрессивных форм орошения и обработки земли, эффективных способов ремесленного производства, возникновением чайной культуры и шелководства. Обострение классовой борьбы требовало прочность ной власти, способной сдерживать протест низов, то есть единого централизованного государства. В результате политической борьбы знатных родов верховный правитель племени. Ямато был объявлен императором, активно п оширювалася легенда о его божественном происхождении. Вся страна, получив в это время название"Страна восходящего солнца", была разделена на разные административные единицы, власть в которых, как и важнейшие по сады и ранги при дворе, отдавалось бывшим вождям и старейшинам, чтобы избежать создания оппозицию феодальной кодексом. Тайхорьо в 701 году было оформлено надельную и налоговую системы, структуру дер ственного аппарата, права феодальной аристократии относительно крестьянства и таким образом созданы раннефеодальную централизованное государство, которое определило жизненный уклад японцев более чем на 500 лет. Развитие мате альных основ феодальной системы вызвал длительное существование феодальной раздробленности и многочисленные междоусобные войны, край которым было положено в 1598 году победой в битве при. Сэкигахара дома. Токугава что завоевал первенство в процессе объединения страны. Власть перешла в руки военных, возглавляемых сегуном, обладателем наибольшего из княжеств. Правительство (сегунат) находился в. Эдо. Остальная часть территории принадлежала феодальным князьям (дайме). В то же время император, почитался как номинальный суверен, жил со своим двором в. Киото на правах затворникзатворника.

В период. Токугава, продолжавшийся более 250 лет, сложилась жесткая социальная иерархия, которая разделила общество на 4 состояния: дворян, крестьян, ремесленников и купцов. С 1640 года начинает проводиться политика на айсуворишои изоляции страны от внешнего мира с целью сохранения созданной общественной целостности, защиты от любого влияния. Запада. Но к нему так или иначе. Японию подталкивали реальные процесс и развития государства: укрепление товарного производства дало сильный толчок дифференциации крестьянства, богатые представители которого начали класс буржуазииії.

В 1854 году в результате демонстрации силы американского флота у берегов. Японии страна открылась для внешних отношений, что, безусловно, ускорило процесс вызревания в ней капиталистических отношений н. Это вызвало протест у части служилого дворянства, зажиточных крестьян и купечества, которые начали реформистское движение под лозунгом реставрации императорской власти, узурпированной домом. Токугава. Он завершил ся в 1868 году свержением сегуната и началом так называемой"революции. Мейдзи"("Мэйдзи"- просвещенное правление), что ликвидировала феодальную систему и образовала единое национальное государство, где возвращен на пре стол император в решении государственных вопросов руководствовался решениями вновь кастово-аристократического правительстводу.

Обеспечение национального единства требовало повышение престижа императора, пропаганду исключительности японского государственного устройства, толкало на путь шовинизма и милитаризма. Конституции 1889 года власти императора была признана абсолютной, кабинет министров подчинялся ему полностью, несущественные демократические права декларировались только формально. Серия победоносных войн, что поставило страну в надзвич. Айне положение в дальневосточном регионе, увенчалась ее успехом в. Первой мировой войне - под власть. Японии поджоги не только. Маньчжурия,. Внутренняя. Монголия, но и. Китай, вынужден выполнить большинство ее каба ных условий. Капитуляция, подписанная. Японией как участницей. Второй мировой войны 2 сентября 1945 года, конец японским милитаризмом, что определило дальнейшую политику страны, провозгласившая отказов в от войны в решении международных проблем и запрет создания каких-либо вооруженных сисил.

Сегодня. Япония - конституционная монархия, где император,"символ государства и единства народа", не имеет суверенной власти. Роль высшего органа государственной и законодательной власти выполняет парламент

Двери в самобытный мир японской культуры открывает эпоха. Дземон (VIII-I тыс. до н есть) свидетель первых серьезных шагов человека в осознании себя в природе, в обобщении и благоустройстве ранних представят лень о мире. Это время прорыва из пределов жестокого существования в творчество, результатом которого стали солнечные часы - символ вечности - и керамика. Дземон (огромные парадные сосуды и бытовая посуда), п ластика и символическая орнаментация которой свидетельствуют о возникновении определенного космогонического кода. Обожествление творческого акта породило миф о создателях японской земли - супруги. Идзанаги и. Идзанами, о прои ния от уважаемого божества - богини солнца. Аматэрасу - рода императоров, положив начало эре мифотворчества, астральным культам времени. Япония должна была идти определенным богами путем (синто - путь. Боги в), т.е. поклонение силам природы и предкам, воспринимая мир через чувства удовлетворения от общения с ни з ним.

Синтоизм стал чисто японской религией, которая даже после проникновения в страну других религиозных верований оставалась значимой, всегда ассимилируясь с ними в виде влиятельного ментального знаменателя отвечает овидно к ней японцы с давних времен видели свое предназначение в гармонизации мира. Уже в одном из ранних законодательных документов"Конституции из 17 статей"Сетоку. Тайси (574-622 гг), правивший. Японией п онад 30 лет, мы ждут:"Уважайте гармонию и возьмите за основу - не действовать наперекорір".

Гармония заняла особое место в системе японской культуры как главный организуя принцип человеческой жизнедеятельности. Как отмечают японист, ощущение органической слитности с природой подкреплялось не только одухотво-рюючим ее синтоизмом, позже приложили к этому усилия и буддизм, который утверждал, что"все в природе - твой отец и твоя мать", и даосизм, уверен, что дао пронизывает все - от былин ки к. Вселенной. Убежденный в живой связи всего со всем, японец знал, что нарушение этой связи угрожает вселенскому организму, и соответственно корректировал свои мысли, чувства и поступки, тем более что родоплеменной строй - материнское лоно синтоизма - ориентировал на восприятие окружающей среды через коллективное переживание, ощущение единства и общей соглашенийди.

Этот стереотип начинает меняться, когда иммиграция с азиатского континента (Кореи,. Китая) обогащает. Японию культурой металлов и поливного земледелия, вызывая коренные изменения в ее развитии: концентр прав большей массы людей в поселениях, появление избыточного продукта, имущественное расслоение и, наконец, зарождение системы эксплуатации с соответствующими властными структурами. Тенденция к концентрации власти, появившаяся с приходом эры железа (примерно III в), привела к созданию первой японской государства -. Ямато, своеобразно соединила в себе рабовладельческий строй с элементами феодализма, заимствованными в. Китае и. Корее ей соответствовала весьма однородная культура, одним из самых ярких явлений которой было возведение тысяч курганов (кофун), символов солярного культа, трансформированного в условиях нового социально-п олитичного устройства в культ государственного вождя, потомка богини солнца. Аматерасу. Уникальным культурным достоянием того времени стала культура дотаку - бронзовых колоколов, которые были священным ритуальным предметом связанным с культом предков. Признаки мастерства видны на найденных в курганах погребальных аксессуарах: медных зеркалах, золотых шлемах, мечах с позолоченными рукоятками, золотых и серебряных украшениях высококачественных гончарных изделиях больших размеров и сложной конфигурации, выполненных пицц влиянием континентального гончарного искусстваецтва.

Процессы классовой дифференциации общества способствовали формированию японской литературы, отделившейся от фольклора, а с появлением письменности стала самостоятельным видом художественного творчества. Значительную роль в этом м играла"вера в душу слова", его магическую власть, которой изначально держалась земледельческая обрядность. Древнейшие из известных письменных памятников книги"Кудзикы"(620 г),"Код-зикы"(712 г) и"Нихонги"(720 г), посвященные истории, догматике и ритуала синто, демонстрируют переход обрядов, которыми сопровождалась каждая существенная фаза сельскохозяйственных работ, в мифы. Кроме того, их важную функцию ю было укрепление государственного устройства, ибо мифологическая часть эпоса должна дополняться исторической, что, например, в"Кодзики"ведет читателя от времен легендарного императора. Дзимму до правления императры эти. Суйко (593-628 гг28 рр.).

поздняя литературная обработка не лишила ранние эпические произведения первоначальных черт: последовательного изложения представлений о мироздании, силы природы и общественные нормы тогдашней жизни. Общей тенденцией ци литературных памятников является постепенный переход от богов к героям и земных правителей, от космогонии - к истории: устанавливается прямая преемственность власти японских императоров от богов, позже с политической целью широко использовалось официальной идеологией. И все же перед нами прекрасные образцы древней поэзии, где песни органично входят в прозаический текст и связанные с ним содержательно. Они не имеют еще стройной метрической системы, характерной для классического японского стихосложения, к тому же им свойственны фольклорные формы художественной выразительности и настоящей народной мудрости. Не случайно миф с книги"Кодзики"о богине солнца. Аматэрасу, которая спряталась в небесной пещере, а потом снова явила себя миру, является не просто рассказом о смерти и воскресении, а фиксацией факта понимания диалектически й природы бытия. Первой собственно литературным памятником того времени стала большая поэтическая антология"Манъесю"(вторая половина VIII в). Разнообразие содержания, тематики, стиля ее песен отразила тогдашние является литературная жизнь во всех направлениях его развитияозвитку.

Анализ данного материала свидетельствует, что человек достиг того уровня, когда, освоившись в собственной ментальности, открылась к восприятию наработанного другими народами, которые создали на континенте свою разовью. Уту культуру открытости способствовал и поиск новой формы государства в отличие от исторически первого его варианта -"общества удзикабане"(аристократы носили фамилию"удзи"в знак происхождения и имя"каба не", что указывало на их общественное положение), где власть над человеком как свое естественное право осуществлял каждый аристократ отдельно. Потребности же дальнейшего развития общества, которое входило в феодализм, требует али скорейшей централизации правительственной власти. Кроме того, в пределах государства. Ямато этническое сообщество, опиравшейся на кровнородственных связи систему военной демократии, постепенно превратилась в наро днест, объединенную общностью территории, экономики, языка и культурури.

Продолжающаяся экспансия на северо-восток, захват чужих земель способствовали кристаллизации японской народности относительно тамошних жителей - варваров - и одновременно создавали новую, служилой знати, что реально п работая на государство, оттеснила от руля старую родовую аристократию. С введением табеля о рангах, которые имели присваиваться в зависимости от личных заслуг, началось формирование бюрократической системы, принцы пово отличной от системы удзикабане. А по отправке в. Китай посла и группы студентов и ученых монахов (607-608 гг) начинается планомерное заимствование континентальной культуры. Благоприятным для этого фактором становится приспособление к японскому языку китайского письма (завезенное в страну еще около 400 года, он оставался достоянием немногих) и его широкое практическое использование. Буддизм, который проникает в. Японию вместе с китайской письменностью и сначала воспринимается неоднозначно, теперь успех у аристократии как средство защиты существующего режима, а также благодаря его идеи о необходимости и м ожливисть достижения состояния просветления (сатори). Культура данного периода почти полностью формируется под его влияниемпливом.

uchebnikirus.com

Доклад - Древняя Япония - Культура и искусство

ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат

По дисциплине: «История отечественной и зарубежной культуры»

Тема: ”Культура древней Японии”.

Луганск 2000

Первые упоминания о Японии Европа услышала ещё в эпоху Средневековья, познав её вместе со смелыми путешественниками как страну неслыханной вежливости и сказочного богатства. Эти представления доминировали и тогда, когда в XVII-XVIII веках сначала португальскими, а потом голландскими купцами и миссионерами были обнародаваны многочисленные факты из жизни и истории этой далёкой для европейцев страны. Сегодня каждый может узнать из соответствующих источников, что Япония (на Японском языке Нихон) – это островное государство, которое занимает часть островов Японского архипелага приблизительно на 3400 км вдоль восточной части Азиатского материка, омытого водами Тихого океана. Япония первой встречает солнце из-за морского горизонта и поэтому носит гордое имя «Страна восходящего солнца». Национальный флаг великолепно отображает это в изображении красного овала солнца на фоне белого полотна.

Неугасающий интерес к Японии в наше время получил новый импульс в понимании её роли как единой в восточном регионе высокоразвитой капиталистической станы, которая заставляет считаться с собой и её неординарным культурным комплексом. Предметом анализа становится данный феномен и в самой Японии, которая видит в нём гарантии дальнейшего успешного развития. Японская культурологическая мысль, которая не имеет стойких исследовательских традиций и внутреннего единства и существует как поле столкновения реакционно-националистических и прогрессивно-демократических концепций, подошла, наконец, к пониманию необходимости дать объективный ответ на вопрос об уникальности японской культуры, тем самым определить постоянно действующие в ней вспомогательные стимулы.

Традиционно это предусматривает поворот к древнейшему опыту освоения человеком мира и нахождения ним своего культурно-образовательного потенциала. Но в Японии только после II Мировой Войны мифы про «эру богов», которые веками поддерживали авторитет власти и государственности, стали уступать место разговору про первичность общества, про японскую культуру. Эпоха палеолита в аспекте своих традиционных характеристик и на японской почве выявила единство общечеловеческих корней, неолит и энеолит сделали шаги в направлении спецификации японской культуры как культуры определённого народа. С этого времени на протяжении своего исторического существования она наряду с ярко выраженным традиционализмом постоянно демонстрирует умение ассимилировать элементы других культур, органично включая их в свой культурный комплекс.

Патриархальный строй (удзи), важное приобретение родоплеменных отношений, стало главной основой социальной структуризации японского общества. Его роль оставалась доминирующей и тогда, когда общинная собственность на землю и орудии труда, демократический характер первых форм власти, были вытеснены имущественными различиями, возникновением большого землевладения и рабовладельства. Ярко иллюстрирует эти перемены появление среди родоплеменных объединений главенствующего племенного союза Ямато ( III – IV ст.), который широко использовал труд рабов. Необходимо добавить, что исторические условия развития Японии не давали возможности рабовладельцу выйти за пределы одного общественного строя и определить все стороны жизни. Соответственно его роль не была центральной в иерархическом укладе общества, где ниже родовой знати и аристократии находились вольные общинники (селяне), полувольные профессиональные группы (бемин) мелких производителей и выделение своим привилегированным положением профессиональные общины-роды служители культов, администраторов, военных и других, которые свою силу и влияние использовали в борьбе за власть при дворе.

Проникновение в Японию буддизма, китайской общественно-политической мысли, письменности существенно повлияли на её дальнейшее культурное и общественное развитие. Процесс расклада родового устройства был значительно ускорен введением прогрессивных форм орошения и обработки земли, эффективных способов ремесленного производства, возникновением чайной культуры и шелководства. Обострение классовой борьбы требовало крепкой власти, способность сдерживать протест низов, то есть единой централизованной державы. В результате политической борьбы знатных родов верховный правитель племени Ямато был провозглашён императором, активно распространялась легенда про его божественное происхождение. Вся страна, приобретшая в это время название «Страна Солнца, что восходит», была раздроблена на отдельные административные единицы, власть в которых, как и важнейшие должности и ранги при дворе отдавались бывшим вождям и старейшинам, для того чтобы устранить формирование оппозиции. Феодальным кодексом Тайхорьё в 701 году были оформлены разделительная и налоговая система, структура государственного аппарата права феодальной аристократии относительно крестьянства и таким образов создано раннефеодальную централизованную державу, что определило жизненный уклад японцев более чем на 500 лет. Развитие материальных основ феодальной системы вызвало длительное существование феодальной раздробленности и численности междоусобных войн, коней которым было положено в 1598 году в битве при Секигахара дома Токугава, который приобрёл первенство в процессе объединения страны. Власть перешла в руки военных. Возглавляемых Сёгеном, владельцев наибольшего из княжеств. Правительство (сёгунат) находился в Эдо. Остальная часть территории принадлежала феодальным князям (даймё). В тоже время император, который был признан как номинальный суверен, жил со своим двором в Киото на правах затворника.

В период Токугава, что длился более 250 лет, сложилась жестокая социальная иерархия, что поделило общество на 4 класса: дворяне, крестьяне, ремесленники и купцы. С 1640 года начинает проводится политика жесточайшей изоляции страны от внешнего мира с целью сохранения созданной общественной целостности, Защиты от какого либо влияния Запада. К западу так или иначе подталкивали Японию реальные процессы развития государства: укрепление товарного производства дало сильный толчок дифференциации крестьянства, богатые представители которого основали класс буржуазии.

В 1854 году в результате демонстрации силы американского флота возле берегов Японии страна открылась для внешних взаимоотношений, что, безусловно, ускорило процесс вызревания в ней капиталистических взаимоотношений. Это вызвало протест участий служивого дворянства, зажиточных крестьян и купечества, которые начали реформистское движение под лозунгом реставрации императорской власти, узурпированной домом Токугава. Он завершился в 1867 году свержением сёгуната и началом так называемой «революции Мэйдзи» («Мэйдзи» — просвещённое правление), что ликвидировало феодальную систему и создало единое национальное государство, и возвращённый на престол император в решении государственных вопросов

руководствовался решениями новосозданного кастово-аристократического правительства.

Обеспечение национального единства требовало повышение престижа императора, пропаганда исключительности японского государственного устройства толкало на путь шовинизма и милитаризма. Конституцией 1889 года власть императора была признана абсолютной, кабинет министров подчинялся ему полностью, несущественные демократические права декларировались только формально. Серия победоносных войн, что поставило страну в чрезвычайное положение в дальневосточном регионе, увенчалось её успехом в Первой мировой войне – под власть Японии попала не только Монжурия, Внутренняя Монголия, но и Китай, вынуждены выполнять большинство её кабальных условий. Капитуляция, подписанная Японией как участницей Второй Мировой войны 2 сентября 19454 года, положило конец японскому милитаризму, что соответственно определяло дальнейшую политику страны, которая провозгласила отказ от войны в решении международных проблем и запрет создания каких-либо вооружённых сил.

Сегодня Япония – конституционная монархия, где император, «символ государственности и единства народа», не имеет фактической власти. Роль наивысшего органа государственной и законодательной власти исполняет парламент.

Двери в самобытный мир японской культура открывает эпоха Дзёмон «VIII – I тысячелетие до новой эры», свидетель первых серьёзных шагов человека утверждение себя в природе, в обобщенных и упорядоченных ранних представлениях о мире. Это время прорыва из жестокого существования в творчество, результатом которого стали солнечные часы – символ вечности – и керамика Дзёмон (огромные парадные посудины и бытовая посуда), пластика и символичная орнаментация, которая свидетельствует о возникновении соответствующего космогоничного кода. Обожествление творческого акта породило миф о творцах японской земли – супруги Идзанаги и Идзанами, о происхождении от богини солнца Аматирасу, наиболее уважаемого божества, рода императоров, положили начало эры мифотворчества, астральным культам. С тех пор Япония вынуждена была идти путём определённым богами (Синта – путь богов), то есть поклоняться силам природы и предков, воспринимая мир через чувства удовлетворения от общения с миром.

Синтаист стал чисто японской религией, которая даже после проникновения в страну других религиозных направлений оставалась значимой, всегда ассимилируясь с ними в виде влиятельного ментального знаменателя. Соответственно в ней японцы с давних времён видели своё предназначение в гармонизации мира. Уже в одном из ранее законодательных документов «Конституции из 17 статей» Сётоку Тайси (574 – 622 годы), который правил в Японии более 30 лет, мы читаем: «Уважайте гармонию и возьмите за правило – не действовать наперекор». Гармония заняла особое место в системе японской культуры как главный организационный признак человеческой жизнедеятельности. Как определяют японисты, чувство органичного слияния с природой подкреплялось не только одухотворяющим его синтоизмом, позднее прикладывал до этого свои усилия и буддизм, который утверждал, что «всё в природе – твои отец и мать», и даосизм, уверенный, что Дао пронизует всё – от былинки до Вселенной. Убеждённый в живой связи всего со всем японец знал, что нарушение этой связи угрожает вселенскому организму, и соответственно корректировал свои мысли, чувства и поступки, тем более, что родоплеменное устройство, которое подпитывало синтоизм, ориентировало на восприятие окружающего мира через коллективные переживания, где царствовало всеобщее согласие о мироустройстве благодаря активности богов и вождей. Этот стереотип начинает, изменятся, когда иммиграция с азиатского континента (Кореи и Китая), обогащает Японию культурой металлов и поливного земледелия, вызывая коренные изменения в её развитии: концентрацию больших масс людей в поселениях, появление излишнего продукта, имущественное расслоение и, наконец, зарождение системы эксплуатации с соответствующими властными структурами. Тенденция концентрации власти, что появилась с приходом эры железа (приблизительно 3 столетие), привела к созданию первой японской державы – Ямато, которое своеобразно соединило в себе рабовладельческий строй с элементами феодализма, заимствованными в Кореи и Китае. Ей соответствовала весьма однородная культура одним из ярких явлений которой было возведение тысяч курганов (кофун), символов солнечного культа, трансформированного в условиях нового социально-политического устройства в культ государственного вождя, наследника богини солнца Аматерассу. Уникальным культурным приобретением того времени стала культура дотаку – бронзовых звонов, которые были священным ритуальным предметом, связанным с культом предков. Признаки мастерства видны на найденных в курганах погребальных аксессуаров: медных зеркал, золотых шлемов, мечах с позолоченными рукоятками, золотых и серебренных украшений, высококачественных гончарных изделий больших размеров сложной конфигурации, исполненных под влиянием континентального гончарного искусства.

Процессы классовой дифиренциации общества способствовали формированию японской литературы, которая отделилась от фольклора, а с появлением письменности стала самостоятельным видом художественного творчества. Значительную роль в этом сыграла «вера в душу слова», его магическую власть на которую издревле опиралось земледельческая обрядность. Древнейшие из известных письменных памятников книги «Кудзики»(620 год), «Кодзики» (712 год) и «Нихонги» (720 год), посвящённый истории, догматизму и ритуалу синто, демонстрирует переход обрядов, которыми сопровождалось какая либо существенная фаза сельскохозяйственных работ, в мифы. Кроме того, их важнейшей функцией было укрепление государственного строя, поэтому мифологическая часть эпоса должна была дополнять историческую, что, например, в «Кодзаки» ведёт читателя от времён легендарного императора Дзимму до правления императрицы Суйко (593-628гг). Последующая литературная обработка не лишила ранние эпические произведения их первоначальных черт: последовательного изложения представлений о мироустройстве, силы природы и общественные нормы тогдашней жизни. Общей тенденцией этих литературных памятников является последовательный переход от богов к героям и земным правителям; от космогонии до истории: устанавливается прямая наследственность власти японских императоров от богов, что позднее с политической целью широко использовалось официальной идеологией. И всё же перед нами прекрасные образцы старинной поэзии, где песни органично входят в прозаический текст и повязаны с ним по смыслу. Они не имеют ещё чёткой метричной системы, характерной для классического японского стихосложения, к тому же им присуще фольклорные формы художественной выразительности и настоящей народной мудрости. Не случайно мифы с книги «Кодзики» про богиню солнца Аматерасу, которая спряталась в небесной пещере, а потом снова явила себя миру, есть не просто рассказ про смерть и воскресенье, а фиксацией факта понимания диалектической природы бытия. Первой литературной памяткой того времени стала великая политическая антология «Манёсю» (вторая половина 8 столетия), что через разнообразие текста тематики стиля песен отображало литературную жизнь того времени в процессе его развития. Анализ данного материала свидетельствует, что человек достиг того уровня, когда, освоившись в собственной ментальности, стало открытым в широком восприятии наработанного в контактах с другими народами, которые создали на континенте достаточно сложную, развитую культуру. Открытостью способствовал поиск новых форм государства на отмену от исторически первого его варианта – «Общества удзикабане» (аристократы носили фамилию «удзи», что являлось знаком происхождения и имя «кабане», что указывало на их общественное положение), где власть над человеком как своё природное право осуществлял каждый аристократ отдельно. Потребности дальнейшего развития общества, которое входило в феодализм, требовали быстрейшей централизации правительственной власти. Кроме того, в пределах государства Ямато этническое общество, которое опиралось на кровнородственные связи и систему военной демократии, последовательно преобразовывалось на народность, объединённую общественной теорией, экономики, языка и культуры.

Длительная экспансия на северный восток, захват чужих земель способствовали кристаллизации японской народности относительно тамошних жителей – варваров и одновременно создавали новую, служивую знать, которая, реально работая на государство оттеснила от руля старую родовую аристократию. Сведением табелей о рангах, которые присваивались в зависимости от личных заслуг, началось формирование бюрократической системы, принципиально отличавшейся от системы удзикабане. Отправлением в Китай посла и группы студентов и ученных монахов (607 – 608 года) возникает планомерное заимствование континентальной культуры. Благоприятным фактором для этого становится привлечение к японскому языку китайского письма (завезенное в страну примерно в 400 году она осталась приобретением не многих) и его широкое практическое применение. Буддизм, который проникает в Японию одновременно с китайской письменностью и в начале там воспринимается не однозначно, теперь имеет успех у аристократии как способ защиты существующего режима на ряду с идеей необходимости для каждого достичь образованности «сатори». Культура данного периода почти полностью формируется под его воздействием.

Литература

1. «История мировой культуры. Культурные регионы: Уч. Пособие / под ред. Л. Т. Левчука. – Киев: 1997.

2. Бродский В. Искусство Японии VI-XVI вв. // Всеобщая история искусства. Москва 1964.

3. Иофан Н. А. Культура древней Японии. Москва, 1974.

4. Губер А. А., Ким Г. Ф., Хейфец А.Н. Новая история стран Азии и Африки. Москва 1982.

www.ronl.ru

Древняя япония культура и искусство

История культуры Древней Японии

Введение

Япония — страна-архипелаг, расположенная на четырех крупных и почти четырех тысячах мелких островов, вытянувшихся дугой в 3,5 тыс. км. с северо-востока на юго-запад вдоль восточного побережья Азии. Крупнейшие острова Хонсю, Хокайдо, Кюсю и Сикоку. Берега архипелага сильно изрезанны и образуют много заливов и бухт. Омывающие Японию моря и океан имеют для страны исключительное значение как источник биологических, минеральных и энергетических ресурсов.

В феодальный период Япония была изолирована от других стран. После незавершенной буржуазной революции 1867— 1868 годов она вступила на путь быстрого капиталистического развития.

На рубеже XIX — XX веках вошла в число империалистических держав. В XX веке вошла Япония участвовала в трех крупных войнах (Русско-японской и двух мировых). После окончания Второй мировой войны, были распущены вооруженные силы, проведены реформы. В 1947 году император лишился властных полномочий (по конституции) сейчас Япония является конституционной монархией. Высший орган государственной власти и единственный орган законодательной власти — парламент.

Сегодня, в начале XXI в. Япония стоит перед необходимостью вернуться к устойчивой экономической динамике и сохранить за собой место одного из лидеров мировой экономики. Это зависит от того, насколько успешно и быстро стране удастся преодолеть затяжной кризис, поразивший ее экономику в 90-х годах.

В связи с этим целесообразно проследить развитие культуры Японии с древнейших времен. В этом и заключается цель работы. Перед работой поставлены следующие задачи:

1. Религия

2. Литература

3. Архитектура, изобразительное искусство

4. Театр

5. Научное познание

1. Религия

Древнейшая религия японцев – до объединения страны в первые века н.э. – отражала патриархальный родоплеменной строй, где выделялось воинственная племенная знать и зарождалось патриархальное рабство. Эта религия состояла, видимо, в почитании семейно-родовых и племенных духов и богов-покровителей – ками. Слово “ками” буквально означает наверху, верхний, начальник. Неясно, были ли это первоначально духи умерших, предков или духи земли, стихий; возможно, что в образах ками сливались оба эти представления. Места почитания их были отмечены каменными оградами или простыми постройками. Изображения ками японцы не делали, но в святилищах хранили фетиши – эмблемы божеств.

Старая традиционная религия японцев, которая раньше не имела определенного названия, стала, в противовес буддизму, называться ками-но-мити, дословно – “путь ками” , то есть “путь местных богов” , или по-китайски, шин-то; последнее слово вошло и в европейские языки.

Самурайская мораль сформировалась в общих чертах одновременно с системой сёгуната, однако основы её существовали задолго до этого времени. Нитобэ Инадзо выделял в качестве основных источников бусидо буддизм и синто, а также учения Конфуция и Мэн-цзы. И действительно, буддизм и конфуцианство, пришедшие в Японию из Китая вместе с его культурой, имели большой успех у аристократии и быстро распространились среди самурайства. То, чего не доставало самураям в канонах буддизма и конфуцианства, в изобилии давало воинам синто.

Наиболее важными доктринами, которые бусидо почерпнуло из синтоизма — древней религии японцев, представлявшей собой сочетание культа природы, предков, веры в магию, существование души и духов, были любовь к природе, предкам, духам природы и предков, к стране и государю. Заимствования из синто, которые восприняло бусидо, были объединены в два понятия: патриотизма и верноподданичества.

Особенно сильное влияние на бусидо оказал буддизм махаянистского направления, проникший в Японию в 522 г. Многие философские истины буддизма наиболее полно отвечали потребностям и интересам самураев.

При этом популярнейшей сектой буддизма была «дзен», монахи которой внесли значительный вклад в дело развития бусидо.Созвучие мировоззрения сословия воинов, с положениями дзен-буддизма позволили использовать секту «дзен» в качестве религиозно-философской основы этических наставлений самурайства. Так, например, бусидо восприняло из дзен идею строгого самоконтроля. Самоконтроль и самообладание были возведены в ранг добродетели и считались ценными качествами характера самурая. В непосредственной связи с бусидо стояла также медитация дзен, вырабатывавшая у самурая уверенность и хладнокровие перед лицом смерти, которые рассматривались как нечто положительное и великое, как мужественное вхождение в «му» — небытие.

Из конфуцианства идеология самураев прежде всего восприняла конфуцианские требования о «верности долгу», послушании своему господину, а также требования, касающиеся морального совершенствования личности. Конфуцианство способствовало возникновению в среде самураев и в их идеологии презрения к производительному труду, в частности к труду крестьян. Это отношение оправдывало безжалостную эксплуатацию японского крестьянства изречением, приписываемым Конфуцию: «Кормящийся от народа управляет им». То же самое легло в основу этико-политической философии Мэн-цзы, другого корифея конфуцианства, который называл принцип управления господствующего класса «всеобщим законом вселенной».

Так под воздействием синто, буддизма и конфуцианства формировались основные принципы самурайской этики, входившие в качестве составной части в мораль феодального общества, имеющую название «дакоту» (кит.: дао-дэ).

Мистическая аскеза свидетельствует об эгоизме, рассчитывающем на индивидуальное освобождение от страданий, но она же демонстрирует высшую степень альтруизма: отказ от земных благ, жертвенность служат для других примером бескорыстия, постоянным укором стяжательству, низким страстям и бездуховности. Миро- и жизнеотрицание нередко оказывается отрицанием лишь мира зла, но не жизни как таковой. Напротив, в постоянном стремлении к самосовершенствованию, в неустанном поиске истины проявляется подлинное утверждение жизни как вечно изменяющегося процесса, потока нескончаемых перемен.

Оценивая сократовский принцип «Познай самого себя», Гегель назвал его «центральным пунктом всего всемирно-исторического поворота» в том смысле, что «место оракулов заняло свидетельство духа индивидуумов… «. Аналогичный поворот наблюдался практически в то же время и в культурах Востока. Тенденция к признанию самосознания в качестве источника добродетельности, субъективирование нравственности, наблюдаемое, в частности, в раннем буддизме, было выступлением против абсолютного авторитета Вед и суровости кастовой дисциплины.

Колебание между двумя крайностями: обоснованием общественного статуса морали за счет принижения реального индивида или утверждением конкретного индивида за счет игнорирования социальной сути морали было универсальной характеристикой античной эпохи. Однако особенности социального бытия древнеазиатского общества не могли не сказаться на перевесе «колебаний» в сторону неблагоприятную для дальнейшего развития свободной личности. Это, в свою очередь, определило и судьбы развития философской мысли, которая на протяжении веков, оставаясь в замкнутом пространстве традиционных мыслительных структур, занята была преимущественно их комментированием и истолкованием.

2. Литература

Японский народный эпос лишен того героизма, который мы знаем по русской и европейской традиции. Примитивные легенды о происхождении вещей – чуть ли не самые красочные в японской мифологии. Самураи из этой мифологии вряд ли могут вызвать интерес у европейца и служить нравственным примером. Борьба культурных героев с фантастическими существами изобилует жестокостью (например, в легенде, согласно которой «герой» в качестве приманки для бога грома использует хладнокровно убитую к этому случаю девушку). Подобные ужасы встречаются в европейских сказках, но не в русских.

Легендарные герои добиваются успеха и совершают подвиги вовсе не так, как русские богатыри, предпочитающие честный бой. Японский принц Ямато Такэру в одном случае убивает двух опасных преступников, проникнув к ним в палатку переодетым женщиной, в другом – расправляется с разбойником, вложив ему в ножны деревянный меч, а потом, предложив помериться силами. В русском былинном эпосе подобные «хитрости» встречаются только в неравном бою. Русской богатырской мощи хитрость претит, она требует открытого боя.

Литература, созданная в эпоху Хэйан, составила классический период в истории японской литературе. В эту эпоху значение китайских культурных традиций было еще очень велико, но сказывалось прекращения живого общения с Китаем (династия Сун).

В 16 веке была создана первая полноценная письменная система на основе азбуки Кана, которая дала толчок дальнейшему развитию японской художественной литературы (китайский язык оставался языком деловой прозы и отчасти самой поэзии).

В создании Хэйанской художественной литературы исключительную роль сыграли авторы- женщины, хорошо знакомые с китайской поэтической культурой, но менее связанные конфуцианским литературным каноном. Мужчины большей частью еще писали по-китайски. Женский “поток” относится к 10-11 векам, т.е. к периоду высшего расцвета Японской средневековой литературы. Японская литература тесно связана с двором и аристократической средой, включавшей многочисленные художественные развлечения, в том числе музыкальные турниры, игры, церемониальный обмен танка, занятия живописью. Находившиеся при дворе правительственные учреждения имели чисто декоративное значение, так же как придворные. Император все больше превращался в распорядителя традиционных праздничных церемоний, знатока и ценителя искусств. Реальная же власть все больше сосредотачивалась в домах семейства Фудзивара, выступавших в официальных ролях регентов или канцлеров. На рубеже 10-11 веков вся полнота власти находилась в руках у семейства Фудзивара. Для буддизма Хэйан характерен отход от аскетизма (период Нара), ему свойственен большой интерес к государственной жизни и искусству. Признание божественной искры в человеке в период Хэйан сравнимо с эмансипацией Человеческой личности от строго религиозной догматики в куртуазной культуре Западной Европы. Соединение буддизма (идея сострадания, кармы), т.е. воздаяние за деяния в этой и прошлой жизни, синтаизма и конфуцианства (система правил поведения, источник позитивных знаний) составляет идеологическую основу хэйанской культуры. И буддизм, и синтоизм поддерживают в хэйанской культуре циклическую концепцию времени, образом которой являются смена времен года, поколений, этапов в человеческой жизни, судьба. При ознакомлении с японской литературой необходимо иметь в виду, в какой атмосфере каждое из ее явлений развивалось. Эта атмосфера создавалась формами общественности — в ее экономическом и политическом руслах, и формами того духовного уклада, который сопровождал данную форму общественности.

Япония знала патриархально-родовую стадию своего развития, характеризующуюся патриархальной монархией, стадию аристократической гегемонии , характеризующуюся сословной монархией , стадию власти воинского дворянства, с ее государственной формой — военной, и , наконец, — стадию буржуазного общества, с ее двухфазным развитием: под эгидой феодальной империи- сначала и под эгидой конституционной монархии – теперь. Время эпохи Хэйан это время, когда национальный уклад мировоззрения и, в первую очередь, — религиозно-мифологических представлений, жил и развивался по руслу исконной, национальной японской стихии, не будучи осложняем привходящими факторами извне. Эта эпоха более или менее самобытного религиозно-мифологического развития патриархальной Японии, эпоха формирования тех основных “начал”, которые впоследствии так или иначе заявляли о своем существовании во всей последующей истории. Творчество японцев этой эпохи подчинялось тем же основным действующим импульсам, под знаком которых шло развитие всей культуры: мифологический строй мироощущения, приводивший к попыткам осознания устройства окружающего мира и поведения человека в чисто мифологическом духе, направлял по тому же руслу и все течение художественной мысли и эстетического чувства.

Эпоха Хэйан, названная так по признаку главного города того времени Хэйан-ке, продолжалась с 794 по 1192 год, то есть до момента официального провозглашения нового государственного порядка. Со стороны социально-политической, несомненно, самым тесным образом она связана с предыдущей эпохой Нара: на исторической арене действует то же первое сословие — родовая аристократия, развивается та же форма государственности — монархия. Однако, с точки зрения историко-культурной и, в более широком смысле этого слова, эпоха Хэйан оказывается истинным началом новой эры. Ранний период Хэйан (794 – 894) — важный этап в истории книжного искусства, он был ознаменован появлением японской письменности, что создало основу для расцвета книжного искусства. Поздний период Хэйан (894 — 1185) — одна из вершин японского книжного искусства. Это время создания всемирно известных рукописных книг – свитков, иллюстрирующих национальную прозу, буддийские сутры и синтоистские легенды, а также широкого распространения книгопечатания буддистских текстов на китайском языке. Источниками понятия моно-но аварэ были постулаты буддизма о единстве мира, об эфемерности и недолговечности красоты, кратковременности и бренности человеческой жизни. Именно эта грань буддизма заложила основы для особого видения хэйанских художников. Основной действующей пружиной восприятия вообще служила именно эстетическая апперцепция.

laservirta.ru

Культура Древней Японии

Министерство образования Российской Федерации

Кафедра общих экономических дисциплин

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ЯПОНИИ

Специальность «Финансы и кредит»

Дисциплина «Культурология»

Ведущий преподаватель – старший преподаватель

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Студент группы

заочной формы обучения

Т.В. Кокина

Барнаул 2008

Содержание.

1. Введение.

2. Древнеяпонская цивилизация.

3. Архитектура Древней Японии.

4. Скульптура Древней Японии.

5. Древнеяпонская живопись.

6. Древнеяпонское мировоззрение .

7. Заключение.

8. Список литературы.

1. Введение

Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. Однако этот смысл слишком широк, расплывчат и поэтому нуждается в уточнении. Само по себе это уточнение - достаточно сложное мероприятие. Ведь в современной научной литературе встречается более 250 определений культуры. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений

Суть определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

Исторические определения, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели и, что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

Нормативные определения, акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

Ценностные определения: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.

Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, и складывается из всех результатов такого приспособления.

Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.

Символические определения: культура - это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого. [1,275 ]

Древнеяпонская цивилизация не оказала существенного влияния на древнюю и средневековую культуру других регионов. Значение ее для мировой культуры заключается в ином.

Выработав на основании самых разнородных и разностадиальных элементов своеобразное искусство, литературу, мировосприятие, Япония сумела доказать, что ее культурные ценности обладают достаточными потенциями, как во времени, так и в пространстве, даже если они и оставались в силу островного положения страны не известными современникам в других странах. Задача историка японской древности состоит, в частности, в том, чтобы понять, каким образом были заложены основы того, что мы именуем ныне японской культурой, которая после многовекового периода аккумуляции культурного наследия других стран вносит в настоящее время всевозрастающий вклад в развитие общечеловеческой культуры.

2. Древнеяпонская цивилизация

Японская цивилизация молода. Молод и народ, создавший ее. Он сформировался в результате сложных и разновременных этнических слияний переселенцев, преодолевших водную преграду, отделяющую Японские острова от материка.Наиболее ранними обитателями Японии были, по всей вероятности, протоайнские племена, а также племена малайско-полинезийского происхождения. В середине I тыс. до н. э. из южной части Корейского полуострова наблюдается интенсивная миграция протояпонских племен ва, которым удалось в значительной мере ассимилировать население юга Японии (японский язык, согласно последним исследованиям С. А. Старостина, обнаруживает наибольшее родство с корейским).

И хотя в ту эпоху все племена, заселявшие территорию Японии, находились на уровне первобытно общинного строя, уже тогда, вероятно, был заложен один из ведущих стереотипов мировосприятия японцев, который просматривается на всем протяжении истории этой страны,— это способность к усвоению навыков и знаний, поступающих результате контактов с другими народами. [1;69 ]

Опираясь на имеющиеся источники и сведения, можно считать, что японская земля была заселена людьми примерно 15-17 тысяч лет назад. Японский этнос сложился в результате смешения местных племен с племенами Северо-Восточной Азии и островов Тихого океана. Позднее активное участие в формировании японского этноса приняли переселенцы из Кореи и Китая: Хозяйственную основу первобытного японского общества как и повсюду, составляли охота, собирательство и рыболовство. Первыми религиозными представлениями японцев были такие известные формы, как магия, тотемизм, фетишизм, анимизм. От этого периода, известного под именем “культуры Дзёмон”, сохранились причудливого вида керамические сосуды, а также фигурки человека и животных, сделанные в весьма условной манере.

В середине I тыс. до н. э. в Японии возникает сельское хозяйство и общество постепенно трансформируется из первобытного в древнее. Процесс перехода был достаточно длительным - примерно шесть веков, с III века до н. э. до III века н. э.

Этот период в японской истории носит название “культура Яёй” - по названию квартала в Токио, где были обнаружены остатки этой культуры. В этот период складываются основные элементы древнеяпонской цивилизации. Экономическую основу общества составляет поливное земледелие, главным образом выращивание риса. Высокого уровня достигает выплавка металла - бронзы и железа. Бронза используется для изготовления культовых предметов - ритуальных зеркал, колоколов и т. д., а железо - орудий труда, воинского оружия и снаряжения. Успешно развиваются другие ремесла.

Примерно со II века до н. э. развитие Японии идет под сильным и растущим влиянием со стороны Китая, которое сказывается как в материальной, так и в духовной культуре. В частности, именно благодаря китайским переселенцам в Японии развились многие ремесла. [ ]

Способность к усвоению иноземных образцов становится особенно заметной вместе с возникновением государственности, датируемой III—IVвв. н. э. В это время происходит завоевательный поход союза племен Южного Кюсю в Центральную Японию. В результате начинает формироваться так называемое государство Ямато, культура которого характеризуется невиданной дотоле однородностью. [4;26 ]

В IV - V веках н. э. из Китая в Японию приходит иероглифическая письменность, проникают также китайская астрономия и другие научные знания и представления. Почти одновременно с этим от мечено появление конфуцианства и буддизма, а вместе с последним начинается широкое распространение всего спектра буддийской культуры, в особенности искусства.

В целом влияние китайской культуры было настолько значительным, что русский культуролог Н. Данилевский рассматривал японскую культуру как вариант китайской, отказывая ей в подлинной самобытности. Хотя такая точка зрения не лишена основания, она, тем не менее, представляется слишком утрированной. Правильнее было бы говорить о том, что уже в глубокой древности у японцев сложилась способность к усвоению знаний и умений в процессе контактов с другими народами. Именно эта способность делать чужое своим и доводить его до высших кондиций составляет, видимо, главную черту самобытности японской культуры.

Китайское влияние способствовало ускорению разложения родового строя и становлению древнего общества и государства. В III-IV веках н. э., в связи с утверждением власти племенных царей Ямато, процесс объединения страны в единое государство заметно усиливается. Особую роль в этом процессе сыграл буддизм: будучи единой общегосударственной идеологией, он способствовал формированию нового типа личности, лишенной родовой привязанности. [4;28 ]

Период с IV по начало VII н. носит название курганного («кофундзидай») по типу погребений, устройство и инвентарь которых отличаются чертами сильного корейского и китайского влияний. Тем не менее такое широкомасштабное строительство—а в настоящее время обнаружено более 10 тыс. курганов—не могло бы иметь успеха, если бы сама идея курганов была чужда населению Японии. Курганы Ямато, вероятно, генетически связаны с дольменами Кюсю. Среди предметов погребального культа особое значение имеет глиняная пластика ханива. Среди этих блестящих образцов древнего ритуального искусства - изображения жилищ, храмов, зонтов, сосудов. оружия, доспехов, лодок, животных, птиц, жрецов, воинов и т. д. По этим изображениям восстанавливаются многие особенности материальной и духовной жизни древних японцев. Строительство сооружений курганного типа было, очевидно , связано с культом предков и культом Солнца. Что нашло свое отражение и в дошедших до нас памятниках раннеяпонской письменности. [2;131]

В III-IV веках н. э. существенно усложняется духовная жизнь японского общества. В нем окончательно складываются многие обычаи и традиции, религиозные культуры и ритуалы, включая важнейший культ предков и связанный с ним похоронный ритуал. Китайские источники сообщают, что у японцев существовал обычай, по которому после смерти кого-либо его сородичи в течение десяти дней не ели мяса, старший из них предавался плачу, а остальные пили вино, пели и плясали.

mirznanii.com

Культура Древней Японии. Культурология

Культура Древней Японии

Культура Древней Японии существовала примерно с III в. до н.э. и до IX в. н.э. Знакомство с ней сопряжено с большими трудностями, что обусловлено скудностью имеющихся источников и сведений о данном периоде. Это может показаться странным — если иметь в виду сегодняшнюю роль Японии в современном мире. Важно заметить, что однако, при всем этом положение именно таково, и оно объясняется вполне определенными обстоятельствами.

Важно заметить, что одно из них состоит по сути в том, что Япония заявила о себе на мировой арене относительно поздно, исключительно в III в. н.э., когда многие страны уже находились на стадии перехода от древнего общества к средневековому. Второе обстоятельство связано с тем, что самые ранние письменные источники, касающиеся древнейшего периода Японии, будут китайскими, ᴏᴛʜᴏϲᴙщимися, к тому же, не ранее как к началу нашей эры.

Первые японские источники, содержащие материалы о японской истории, появились исключительно в VIII в. н.э. Ими стали известные хроники — «Кодзики» («Записи о делах древности», 712 г.) и «Нихонги» («Анналы Японии», 720 г.). Хотя в них имеются сведения о более раннем времени, данные сведения ограничены и не уходят слишком далеко.

Наконец, часто случающиеся на Японских островах землетрясения явились причиной того, что многие памятники и свидетельства японского прошлого не сохранились и не дожили до наших дней. Эти и другие обстоятельства составляют ощутимые трудности, возникающие при изучении не только древнейшей, но и древней культуры Японии.

Важно заметить, что однако, при всем этом, опираясь на имеющиеся источники и сведения, можно считать, что японская земля была заселена людьми примерно 15-17 тыс. лет назад. Японский этнос сложился в результате смешения местных племен с племенами Северо-Восточной Азии и островов Тихого океана. Позднее активное участие в формировании японского этноса приняли переселенцы из Кореи и Китая. Хозяйственную основу первобытного японского общества, как и повсюду, составляли охота, собирательство и рыболовство. Первыми религиозными представлениями японцев были такие известные формы, как магия, тотемизм, фетишизм, анимизм. От ϶ᴛᴏго периода, известного под именем «культуры Дзёмон», сохранились причудливого вида керамические сосуды, а также фигурки человека и животных, сделанные в весьма условной манере.

В середине I тыс. до н.э. в Японии возникает сельское хозяйство и общество постепенно трансформируется из первобытного в древнее. Процесс перехода был достаточно длительным — примерно шесть веков, с III в. до н.э. до III в. н.э.

Этот период в японской истории носит название «культура Яёй» — по названию квартала в Токио, где были обнаружены остатки ϶ᴛᴏй культуры. В ϶ᴛᴏт период складываются основные элементы древне-японской цивилизации. Экономическую основу общества составляет поливное земледелие, главным образом выращивание риса. Высокого уровня достигает выплавка металла — бронзы и железа. Бронза используется для изготовления культовых предметов — ритуальных зеркал, колоколов и т.д., а железо — орудий труда, воинского оружия и снаряжения. Успешно развиваются другие ремесла.

Примерно со II в. до н.э. развитие Японии идет под сильным и растущим влиянием со стороны Китая, кᴏᴛᴏᴩое сказывается как в материальной. так и духовной культуре. В частности, именно благодаря китайским переселенцам в Японии развились многие ремесла. При этом основным каналом влияния китайской культуры выступает язык. В IV-V вв. н.э. из Китая в Японию приходит иероглифическая письменность, проникают также китайская астрономия и другие научные знания и представления. Почти одновременное данным отмечено появление конфуцианства и буддизма, а вместе с последним начинается широкое распространение всего спектра буддийской культуры, в особенности искусства.

В целом влияние китайской культуры было настолько значительным, что русский культуролог Н. Данилевский рассматривал японскую культуру как вариант китайской, отказывая ей в подлинной самобытности. Хотя такая точка зрения не лишена основания, она тем не менее представляется слишком утрированной. Правильнее было бы говорить о том, что уже в глубокой древности у японцев сложилась способность к уϲʙᴏению знаний и умений в процессе контактов с другими народами. Именно эта способность делать чужое ϲʙᴏим и доводить его до высших кондиции составляет, видимо, главную черту самобытности японской культуры.

Китайское влияние способствовало ускорению разложения родового строя и становлению древнего общества и государства. В III-IV вв. н.э., в связи с утверждением власти племенных царей Ямато, процесс объединения страны в единое государство заметно усиливается. Стоит отметить, что особую роль в ϶ᴛᴏм процессе сыграл буддизм: будучи единой общегосударственной идеологией, он способствовал формированию нового типа личности, лишенной родовой привязанности.

К V в. н.э. социальная структура японского общества включала в себя четыре основных слоя:

  • высшая знать — племенные вожди и родовые старейшины;
  • ϲʙᴏбодные земледельцы — общинники;
  • полуϲʙᴏбодные ремесленники — подчиненные племенной знати;

рабы — являющиеся слугами и работниками в семьях ϲʙᴏбодных людей. Сложившееся древнее общество так и не стало в полном смысле рабовладельческим, поскольку на сохраняющиеся в нем родоплеменные отношения накладывались не только рабовладельческие, но и быстро растущие феодальные.

Что касается Японского государства, то его становление завершилось исключительно на стадии раннего феодализма, в начале VII в. В официальных документах оно впервые упоминается в 607 г., когда принц-регенг Умаяло в послании китайскому императору назвал ϲʙᴏю страну китайским словом «Жибэнь», что в японском произношении звучит как «Ниппон» или «Нихон» — страна «Солнечного Восхода».

В III-IV вв. н.э. существенно усложняется духовная жизнь японского общества. В нем окончательно складываются многие обычаи и традиции, религиозные культуры и ритуалы, включая ключевой культ предков и связанный с ним похоронный ритуал. Китайские источники сообщают, что у японцев существовал обычай, по кᴏᴛᴏᴩому после смерти кого-либо его сородичи в течение десяти дней не ели мяса, старший из них предавался плачу, а остальные пили вино, пели и плясали.

По мере развития земледелия важное место начинают занимать связанные с ним ритуалы и обряды. Важно заметить, что один из них был весенним и означал испрашивание урожайного года, а другой — осенним и означал пробу нового хлеба. Эти обряды сохранились до наших дней, хотя по форме они, конечно, изменились: если первоначально они проводились на специально выбранной горе или в роще, где, как предполагалось, находилось само божество, то позднее для их проведения строятся храмы-святилища.

О последних веках древнего японского общества нам сообщают упомянутые выше хроники — «Кодзики» и «Нихонги». Первую из них наповествовал Ясумаро, один из приближенных ко двору царей Ямато, а составителем второй считается принц Тонэри. Важно заметить, что одна из основных целей данных хроник состояла в обосновании того, что стоящая у власти династия царей Ямато будет самой древней и самой знатной и потому наиболее достойной высшей власти.

Вместе с тем данные первые письменные памятники японской культуры содержат многочисленные мифы, легенды и сказания, переплетающиеся с историческими преданиями и описаниями реальных лиц и событий, а также другие интересные и ценные сведения. Первая часть каждой из них, излагающая историю «Века богов», рассказывает о том, как рождался мир, как появились первые божества, среди кᴏᴛᴏᴩых выделилось верховное божество — Небесная богиня Аматэ- расу.

Эти боги породили «Страну островов», и в конце концов один из потомков богов, ставший человеком, основал Японское государство и под именем Дзимму вошел в его историю в качестве первого императора, положившего начало династии Ямато. Эти мифы из хроник, культ Солнца в лице богини Аматэрасу и культ предков легли в основу японской национальной религии синтоизм («путь богов»).

Что касается японского искусства, то оно складывалось и развивалось под сильным влиянием конфуцианства и особенно буддизма, что наиболее сильно проявилось в архитектуре. Древние столицы Нара и Хэйан (Киото), как и другие города, великолепные храмы, монастыри и дворцы, строились в китайском стиле. Среди первых культовых сооружений можно назвать святилище Найку храмового ансамбля Исэ (III в.), а также святилище храмового ансамбля Идзу- мо (550). Важно заметить, что одним из самых известных архитектурных памятников будет храмовый ансамбль Хорюдзи (607) в Нара, включающий в себя Золотой храм, украшенный деревянными колоннами, и высокую пагоду с пятью крышами. Этот ансамбль с удивительной гармоничностью вповествовался в окружающий пейзаж и стшт классическим образцом для последующих построек. В наибольшей степени величественным буддийским храмом стал храм Тодайдзи (VIII в.), комплекс кᴏᴛᴏᴩого занимал более 90 га. Стоит заметить, что он представляет собой самое большое деревянное сооружение: его высота — 49 м, ширина — 57 м, длина — 50 м. В нем находится гигантская статуя Космического Будды Не стоит забывать, что вайрочаны высотой 18 м.

Широкое распространение в Древней Японии получает также буддийская скульптура китайского происхождения, кᴏᴛᴏᴩая в VII-VIII вв. существенно потеснила местную иконографическую традицию.

Во второй половине VIII в. побудет знаментый литературный памятник «Маньёсю» («Мириады лепестков»), ставший первой антологией народной поэзии и произведений японских по϶ᴛᴏв IV-VI11 вв., содержащей около 4,5 тыс. стихотворений. В антологию были включены произведения Хитомаро Какиномото, мастера «длинных песен» — элегий, од и плачей, а также народного поэта Акахито Яма- бо, вдохновенного певца природы, мастера «коротких песен», создаваемых в форме пятистиший и именуемых «танка». Этот изысканный стиль остается самым популярным вплоть до наших дней.

В конце IX в. официальные связи с Китаем прерываются и японская культура отправляется в самостоятельное плавание, завершая формирование ϲʙᴏего самобытного характера. Главные достижения придут к традиционной японской культуре позднее, в XVII в., однако необходимый для ϶ᴛᴏго фундамент был заложен уже в древнем периоде. Во второй половине XX в. Япония удивит мир взлетом современной научно-технической культуры, продемонстрировав поучительный пример удачно найденного равновесия — пусть не гармонии — между современной массовой и традиционно- гуманитарной культурами.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

Культура древней и средневековой Японии.

Поиск Лекций

Древнеяпонская цивилизация одна из самых молодых, как и создавший ее народ, сформировавшийся в результате слияния протоайнских и малайско-полинезийских племен, переселившихся на острова в 1-м тыс. до н.э.

Духовная культура Японии в своих общих основаниях - философских, мировоззренческих, эстетических - сложилась на базе древней китайской культуры, и даже хроники, законы, первая из дошедших до нас антология стихов «Кайфусо», философские и научные трактаты писались на китайском языке до VIII в. Сам японский язык, по последним данным, наиболее близок корейскому. Эта открытость к иноземным влияниям, гибкость восприятия, способность к усвоению знаний и навыков - отличительная черта японцев, давшая возможность для быстрого темпа развития японской культуры.

Второй мощной движущей силой развития японской цивилизации является высокоразвитый культ предков, обеспечивавший преемственность в ходе исторической эволюции. Не случайно и в современной Японии так сильны черты традиционной культуры средневековья.

Природа Японии при всей мягкости климата сурова и неспокойна: непригодные для проживания горы на большей части территории, землетрясения и тайфуны. Это также наложило отпечаток на культуру страны, для которой характерно не противостояние природе, а тяга к гармоничному слиянию с ней, утонченное восприятие ее красоты даже в самых малых проявлениях, познание внутреннего мира человека через образы природы.

Обособленность Японии вследствие расположения ее на островах также отразилась на японской культуре. Япония не знала вражеских нашествий, требующих консолидации сил всей нации, напротив, страну как в древности, так и в средневековье раздробляли непрерывные внутренние войны. Идеологией, способствовавшей объединению страны и становлению государственности, стал буддизм, проникнувший сюда в VI в. из Китая.

Однако, приживалось в Японии лишь то, что было созвучно коренным традициям и действующей религии - синтоизму (яп. «син»-бог, «то»-путь, учение) с его культом природы, а именно: буддизм в его дзенском толковании (кит. «чань»), даосское учение о «естественном», способствующие характерной для японцев эстетизации природы, пронизывающей все искусство. Не случайно наибольшее распространение в Японии получили пейзажные свитки, а архитектура, позаимствовав у китайской многоярусную кровлю и кронштейны «доу-гун», развивается на основе подчинения природе — включение построек в пейзаж по картинному принципу. Эта тенденция прослеживается от первых синтоистских и буддийских храмовых комплексов до замков XVII в. Древнейший храмовый комплекс в Исе с главными святилищами Найку и Гэку - пример чисто японской архитектуры, свободной еще от китайского влияния. Он создан в IX в. по повелению, как гласит легенда, солнечной богини Аматэрасу, которая станет прародительницей японских императоров, так как ее внук и был послан на Землю в качестве первого правителя. Аматэрасу выбрала Исэ, как мирный край, в котором не бывает бурь и войн, и повелела построить ей храм.

Большую часть жизни, не считая сна, японец проводил вне дома. Он не мог расстаться с природой, даже если она была представлена почти символически — в виде крошечного сада. Японский дом и сад - уникальное явление, единственное в архитектуре, созданное вне китайского влияния. Конструкция дома проста: вертикальные и горизонтальные опоры несут крышу, а переборки состоят из скользящих по желобкам бумажных ширм. В зимнее время наружные стены забирались деревянными ширмами - амадо. Модулем постройки служит циновка размером 1,8 х 0,9 м - татами. Ими устилают приемный зал, хозяйственные и жилые помещения. Постоянных переборок нет, их заменяют передвижные перегородки (седзи), затянутые промасленной бумагой, непрозрачной, но пропускающей свет. При необходимости их можно убрать, увеличив интерьер дома. Мебели, кроме низеньких столиков нет, люди сидят на циновках, и комната воспринимается с высоты 70 см, что позволило понизить потолки. В «нише красоты» («токонама») приемного зала висит свиток - картина для созерцания и беседы о ней, на полу или невысоком столике стоит ваза с цветами или лакированная шкатулка, подобранные в соответствии со вкусом хозяина и стилем интерьера. Ваза нередко единственный декоративный элемент пустого и просторного интерьера, создающий настроение. Букет (икебана) - скорее символическая скульптура из веток, цветов и листьев - обязательно соответствует времени года и картине-свитку, в нем учтены законы асимметрии и равновесия, сочетания «инь» и «ян», различных символов, связанных со значением каждого компонента.

Простота дома, скромность материалов (дерево, бумага, травяные татами) также подчеркивает вторичность архитектуры по отношению к пейзажу. В доме японца всегда есть лучшая точка для созерцания ландшафта сада, созданного именно с этой целью, а не для прогулок в нем.

Синтез архитектуры, живописи, поэзии, каллиграфии, садоводства, организации интерьера, их связь с повседневным бытом, осмысленным эстетически и оформленным в виде ритуала, придавали определенную театральность обычным человеческим действиям, формировали особый ритм бытия, в котором невозможно провести грань между художественным и внехудожественным. В известной всему миру чайной церемонии ярко проявилась специфическая черта японской культуры - возведение быта в ритуал, эстетизация повседневного. Формы чайной церемонии были заимствованы из крестьянских чайных собраний, а в соединении с придворным соревнованием по дегустации чая она превратилась в ритуал в специальном чайном домике, где культ равенства, простоты и естественности получил специфическое художественное воплощение. Эстетизация народной культуры привела к рождению из народного театрализованного танца в XV в. - театра Но, а в XVII в. - демократического театра Кабуки.

Культура восприятия многозначного символизма искусства, связанная с религиозно-фольклорными основами и повседневно бытующими произведениями живописи и ремесел, - черта национального характера японцев, мышление которых ассоциативно, интерпретационно и художественно. В процессе восприятия искусства, природы, ритуально бытовых действий эрудиция играет важную роль, она побуждает японца к размышлению, нередко - к творчеству. Так, в XVII в. родился особый вид живописи («хайга») как ответ на трехстишие («хокку») - излюбленный жанр поэзии.

Острота изображения, свежесть образа и неожиданность художественного решения, умение в лаконичной форме воплотить многозначное содержание — неотъемлемые черты японской поэзии и живописи. Японцы учились живописи и каллиграфии в Китае. Их горизонтальные (макемоно) и вертикальные (какемоно) свитки на шелковой и рисовой бумаге посвящены сходным сюжетам: пейзажи, цветы и птицы, беседы аристократов, чайные церемонии (школа Кано). Второе направление (школа Укийое или «картина жизни»), как и реалистическая повесть (Укийодзоси), и театр Кабуки предпочитало темы жизни города.

Совершенно самостоятельной явление японской культуры - ее знаменитые гравюры на дереве, отпечатанные на шелке и бумаге. Возникнув сначала в черно-белом варианте (XVII в.) они вскоре стали цветными. Первым цветную печать с нескольких досок ввел Сузуки Харунобу. Его любимые темы повседневная жизнь средних классов, особенно - изображение женщины и бытовой обстановке. Преобладающая роль линии и пятна, декоративность, острота композиции, свойственные его работам, - характерные черты японской гравюры, когда-то так пленившей европейцев, что под ее влиянием возникло повое направление в живописи - импрессионизм. Китагава Утамаро, младший современник Харунобу, прославился изображением гейш — певиц и танцовщиц Эдо (Токио) - во время праздников, прогулок, в созерцательном размышлении. Иногда ему заказывали гравюру как рекламу нового узора на ткани для кимоно. Он достигал изощренности в передаче переходов цвета, печатая иногда с двадцати досок, используя, например, только для одного серого цвета шесть из них.

Андо Хиросиге был знаком с перспективой и усиливал пространственность изображения с помощью переходных тонов. Мастер пейзажа, воспевший родину в своих сериях «100 видов Эдо», «36 видов Фудзи», «53 станции Токайдо», он стремился раскрыть состояние природы, ее изменчивость, умел передать и снежную пелену, и косую завесу дождя.

Крупнейшим, всемирно известным мастером был Кацусика Хокусай, «старик, одержимый рисунком», как подписывал он свои листы. Пейзажист, портретист, жанрист, иллюстратор, он создал серии гравюр, 30 тысяч рисунков и проиллюстрировал 500 книг. Будничные мотивы (он никогда не писал гейш, красавиц «Зеленых домов», но только жизнь и быт простого народа) опоэтизированы художником и повествуют о многообразии жизни и величии природы. Олицетворением японской культуры стала его знаменитая «Волна», в которой ярко воплотилась способность японского народа ценить мгновение, восхищаясь его неповторимостью, «останавливать» его в произведении искусства. Искусство Хокусая, в котором дыхание древнего пантеизма слилось с переживаниями человека Нового времени, естественно и органично привело многовековую японскую традицию в наше время.



poisk-ru.ru


Смотрите также