Япония доклад древняя. Доклад: Япония : древние традиции и современный стиль жизни
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Доклад: Древняя Япония. Япония доклад древняя


Доклад - Древняя Япония - Культура

ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ

Реферат

Подисциплине:«Историяотечественнойи зарубежнойкультуры»

Тема:”Культурадревней Японии”.

Луганск2000

Первыеупоминанияо Японии Европауслышала ещёв эпоху Средневековья, познав её вместесо смелымипутешественниками как странунеслыханнойвежливостии сказочногобогатства. Этипредставлениядоминировалии тогда, когдав XVII-XVIIIвеках сначалапортугальскими, а потом голландскимикупцами имиссионерамибыли обнародаванымногочисленныефакты из жизнии истории этойдалёкой дляевропейцевстраны. Сегоднякаждый можетузнать изсоответствующихисточников, что Япония (наЯпонском языкеНихон)– это островноегосударство, которое занимаетчасть острововЯпонскогоархипелагаприблизительнона 3400 км вдольвосточной частиАзиатскогоматерика, омытоговодами Тихогоокеана. Японияпервой встречаетсолнце из-заморского горизонтаи поэтому носитгордое имя«Страна восходящегосолнца». Национальныйфлаг великолепноотображаетэто в изображениикрасного оваласолнца на фонебелого полотна.

Неугасающийинтерес к Япониив наше времяполучил новыйимпульс в пониманииеё роли какединой в восточномрегионе высокоразвитойкапиталистическойстаны, котораязаставляетсчитаться ссобой и еёнеординарнымкультурнымкомплексом. Предметоманализа становитсяданный феномени в самой Японии, которая видитв нём гарантиидальнейшегоуспешногоразвития. Японскаякультурологическаямысль, котораяне имеет стойкихисследовательскихтрадиций ивнутреннегоединства исуществуеткак поле столкновенияреакционно-националистическихи прогрессивно-демократическихконцепций, подошла, наконец, к пониманиюнеобходимостидать объективныйответ на вопрособ уникальностияпонской культуры, тем самым определитьпостояннодействующиев ней вспомогательныестимулы.

Традиционноэто предусматриваетповорот к древнейшемуопыту освоениячеловеком мираи нахожденияним своегокультурно-образовательногопотенциала. Но в Япониитолько послеIIМировой Войнымифы про «эрубогов», которыевеками поддерживалиавторитетвласти и государственности, стали уступатьместо разговорупро первичностьобщества, прояпонскую культуру. Эпоха палеолитав аспекте своихтрадиционныххарактеристики на японскойпочве выявилаединствообщечеловеческихкорней, неолити энеолит сделалишаги в направленииспецификациияпонской культурыкак культурыопределённогонарода. С этоговремени напротяжениисвоего историческогосуществованияона наряду сярко выраженнымтрадиционализмомпостояннодемонстрируетумение ассимилироватьэлементы другихкультур, органичновключая их всвой культурныйкомплекс.

Патриархальныйстрой (удзи), важное приобретениеродоплеменныхотношений, стало главнойосновой социальнойструктуризациияпонскогообщества. Егороль оставаласьдоминирующейи тогда, когдаобщиннаясобственностьна землю и орудиитруда, демократическийхарактер первыхформ власти, были вытесненыимущественнымиразличиями, возникновениембольшогоземлевладенияи рабовладельства. Ярко иллюстрируетэти переменыпоявление средиродоплеменныхобъединенийглавенствующегоплеменногосоюза Ямато(III– IVст.), которыйшироко использовалтруд рабов. Необходимодобавить, чтоисторическиеусловия развитияЯпонии не даваливозможностирабовладельцувыйти за пределыодного общественногостроя и определитьвсе стороныжизни. Соответственноего роль небыла центральнойв иерархическомукладе общества, где ниже родовойзнати и аристократиинаходилисьвольные общинники(селяне), полувольныепрофессиональныегруппы (бемин)мелких производителейи выделениесвоим привилегированнымположениемпрофессиональныеобщины-родыслужителикультов, администраторов, военных и других, которые своюсилу и влияниеиспользовалив борьбе завласть придворе.

Проникновениев Японию буддизма, китайскойобщественно-политическоймысли, письменностисущественноповлияли наеё дальнейшеекультурноеи общественноеразвитие. Процессрасклада родовогоустройствабыл значительноускорен введениемпрогрессивныхформ орошенияи обработкиземли, эффективныхспособов ремесленногопроизводства, возникновениемчайной культурыи шелководства. Обострениеклассовойборьбы требовалокрепкой власти, способностьсдерживатьпротест низов, то есть единойцентрализованнойдержавы. Врезультатеполитическойборьбы знатныхродов верховныйправительплемени Яматобыл провозглашёнимператором, активно распространяласьлегенда проего божественноепроисхождение. Вся страна, приобретшаяв это времяназвание «СтранаСолнца, чтовосходит», былараздробленана отдельныеадминистративныеединицы, властьв которых, каки важнейшиедолжности иранги при двореотдавалисьбывшим вождями старейшинам, для того чтобыустранитьформированиеоппозиции. Феодальнымкодексом Тайхорьёв 701 году былиоформленыразделительнаяи налоговаясистема, структурагосударственногоаппарата правафеодальнойаристократииотносительнокрестьянстваи таким образовсоздано раннефеодальнуюцентрализованнуюдержаву, чтоопределиложизненный укладяпонцев болеечем на 500 лет. Развитие материальныхоснов феодальнойсистемы вызвалодлительноесуществованиефеодальнойраздробленностии численностимеждоусобных войн, конейкоторым былоположено в 1598году в битвепри Секигахарадома Токугава, который приобрёлпервенствов процессеобъединениястраны. Власть перешлав руки военных.ВозглавляемыхСёгеном, владельцевнаибольшегоиз княжеств. Правительство(сёгунат)находился вЭдо. Остальнаячасть территориипринадлежалафеодальнымкнязям (даймё). В тоже времяимператор, который былпризнан какноминальныйсуверен, жилсо своим дворомв Киото на правахзатворника.

Впериод Токугава, что длилсяболее 250 лет, сложиласьжестокая социальнаяиерархия, чтоподелило обществона 4 класса: дворяне, крестьяне, ремесленникии купцы. С 1640 годаначинает проводитсяполитика жесточайшейизоляции страныот внешнегомира с цельюсохранениясозданнойобщественнойцелостности, Защиты от какоголибо влиянияЗапада. К западутак или иначеподталкивалиЯпонию реальныепроцессы развитиягосударства: укреплениетоварногопроизводствадало сильныйтолчок дифференциациикрестьянства, богатые представителикоторого основаликласс буржуазии.

В1854 году в результатедемонстрациисилы американскогофлота возлеберегов Япониистрана открыласьдля внешнихвзаимоотношений, что, безусловно, ускорило процессвызреванияв ней капиталистическихвзаимоотношений. Это вызвалопротест участийслуживогодворянства, зажиточныхкрестьян икупечества, которые началиреформистскоедвижение подлозунгом реставрацииимператорскойвласти, узурпированнойдомом Токугава. Он завершилсяв 1867 году свержениемсёгуната иначалом такназываемой«революцииМэйдзи» («Мэйдзи»- просвещённоеправление), чтоликвидировалофеодальнуюсистему и создалоединое национальноегосударство, и возвращённыйна престолимператор врешении государственных вопросов

руководствовалсярешенияминовосозданногокастово-аристократическогоправительства.

Обеспечениенациональногоединства требовалоповышениепрестижа императора, пропагандаисключительностияпонскогогосударственногоустройстватолкало на путьшовинизма имилитаризма. Конституцией1889 года властьимператорабыла признанаабсолютной, кабинет министровподчинялсяему полностью, несущественныедемократическиеправа декларировалисьтолько формально. Серия победоносныхвойн, что поставилострану в чрезвычайноеположение вдальневосточномрегионе, увенчалосьеё успехом вПервой мировойвойне – подвласть Япониипопала не толькоМонжурия, ВнутренняяМонголия, нои Китай, вынужденывыполнятьбольшинствоеё кабальныхусловий. Капитуляция, подписаннаяЯпонией какучастницейВторой Мировойвойны 2 сентября19454 года, положилоконец японскомумилитаризму, что соответственноопределялодальнейшуюполитику страны, которая провозгласилаотказ от войныв решениимеждународныхпроблем и запретсоздания каких-либовооружённыхсил.

СегодняЯпония – конституционнаямонархия, гдеимператор,«символ государственностии единстванарода», неимеет фактическойвласти. Рольнаивысшегооргана государственнойи законодательнойвласти исполняетпарламент.

Дверив самобытныймир японскойкультура открываетэпоха Дзёмон«VIII– Iтысячелетиедо новой эры», свидетельпервых серьёзныхшагов человекаутверждениесебя в природе, в обобщенныхи упорядоченныхранних представленияхо мире. Это времяпрорыва изжестокогосуществованияв творчество, результатомкоторого сталисолнечные часы– символ вечности– и керамикаДзёмон (огромныепарадные посудиныи бытовая посуда), пластика исимволичнаяорнаментация, которая свидетельствуето возникновениисоответствующегокосмогоничногокода. Обожествлениетворческогоакта породиломиф о творцахяпонской земли– супруги Идзанагии Идзанами, опроисхожденииот богини солнцаАматирасу, наиболее уважаемогобожества, родаимператоров, положили началоэры мифотворчества, астральнымкультам. С техпор Япониявынуждена былаидти путёмопределённымбогами (Синта– путь богов), то есть поклонятьсясилам природыи предков, воспринимаямир через чувстваудовлетворенияот общения смиром.

Синтаистстал чистояпонской религией, которая дажепосле проникновенияв страну другихрелигиозныхнаправленийоставаласьзначимой, всегдаассимилируясьс ними в видевлиятельногоментальногознаменателя. Соответственнов ней японцыс давних времёнвидели своёпредназначениев гармонизациимира. Уже в одномиз ранее законодательныхдокументов«Конституциииз 17 статей»Сётоку Тайси(574 – 622 годы), которыйправил в Японииболее 30 лет, мычитаем: «Уважайтегармонию ивозьмите заправило – недействоватьнаперекор». Гармония занялаособое местов системе японскойкультуры какглавный организационныйпризнак человеческойжизнедеятельности. Как определяютяпонисты, чувствоорганичногослияния с природойподкреплялосьне толькоодухотворяющимего синтоизмом, позднее прикладывалдо этого своиусилия и буддизм, который утверждал, что «всё в природе– твои отец имать», и даосизм, уверенный, чтоДао пронизуетвсё – от былинкидо Вселенной. Убеждённыйв живой связивсего со всемяпонец знал, что нарушениеэтой связиугрожает вселенскомуорганизму, исоответственнокорректировалсвои мысли, чувства и поступки, тем более, чтородоплеменноеустройство, которое подпитывалосинтоизм, ориентировалона восприятиеокружающегомира черезколлективныепереживания, где царствоваловсеобщее согласиео мироустройстве благодаряактивностибогов и вождей. Этот стереотипначинает, изменятся, когда иммиграцияс азиатскогоконтинента(Кореи и Китая), обогащаетЯпонию культуройметаллов иполивногоземледелия, вызывая коренныеизменения веё развитии: концентрациюбольших масслюдей в поселениях, появлениеизлишнегопродукта, имущественноерасслоениеи, наконец, зарождениесистемы эксплуатациис соответствующимивластнымиструктурами. Тенденцияконцентрациивласти, чтопоявилась сприходом эрыжелеза (приблизительно3 столетие), привелак созданиюпервой японскойдержавы – Ямато, которое своеобразносоединило всебе рабовладельческийстрой с элементамифеодализма, заимствованнымив Кореи и Китае. Ей соответствовалавесьма однороднаякультура однимиз ярких явленийкоторой быловозведениетысяч курганов(кофун), символовсолнечногокульта, трансформированногов условияхнового социально-политическогоустройствав культ государственноговождя, наследникабогини солнцаАматерассу. Уникальнымкультурнымприобретениемтого временистала культурадотаку – бронзовыхзвонов, которыебыли священнымритуальнымпредметом, связанным скультом предков. Признаки мастерствавидны на найденныхв курганахпогребальныхаксессуаров: медных зеркал, золотых шлемов, мечах с позолоченнымирукоятками, золотых и серебренныхукрашений, высококачественныхгончарныхизделий большихразмеров сложнойконфигурации, исполненных под влияниемконтинентальногогончарногоискусства.

Процессыклассовойдифиренциацииобществаспособствовалиформированиюяпонской литературы, которая отделиласьот фольклора, а с появлениемписьменностистала самостоятельнымвидом художественноготворчества. Значительнуюроль в этомсыграла «верав душу слова», его магическуювласть на которуюиздревле опиралосьземледельческаяобрядность. Древнейшиеиз известных письменных памятниковкниги «Кудзики»(620год), «Кодзики»(712 год) и «Нихонги»(720 год), посвящённыйистории, догматизмуи ритуалу синто, демонстрируетпереход обрядов, которымисопровождалоськакая либосущественнаяфаза сельскохозяйственных работ, в мифы. Кроме того, ихважнейшейфункцией былоукреплениегосударственного строя, поэтомумифологическаячасть эпосадолжна быладополнятьисторическую, что, например, в «Кодзаки»ведёт читателяот времёнлегендарногоимператораДзимму до правленияимператрицыСуйко (593-628гг). Последующаялитературнаяобработка нелишила ранниеэпическиепроизведенияих первоначальныхчерт: последовательногоизложенияпредставленийо мироустройстве, силы природыи общественныенормы тогдашнейжизни. Общейтенденциейэтих литературныхпамятниковявляется последовательныйпереход отбогов к героями земным правителям; от космогониидо истории: устанавливаетсяпрямая наследственностьвласти японскихимператоровот богов, чтопозднее сполитическойцелью широкоиспользовалосьофициальнойидеологией. И всё же переднами прекрасныеобразцы стариннойпоэзии, гдепесни органичновходят в прозаическийтекст и повязаныс ним по смыслу. Они не имеютещё чёткойметричнойсистемы, характернойдля классическогояпонскогостихосложения, к тому же имприсуще фольклорныеформы художественной выразительностии настоящейнародной мудрости. Не случайномифы с книги«Кодзики» пробогиню солнцаАматерасу, которая спряталасьв небеснойпещере, а потомснова явиласебя миру, естьне просто рассказпро смерть ивоскресенье, а фиксациейфакта пониманиядиалектическойприроды бытия. Первой литературнойпамяткой тоговремени сталавеликая политическаяантология«Манёсю» (втораяполовина 8 столетия), что черезразнообразиетекста тематикистиля песенотображалолитературнуюжизнь тоговремени в процессеего развития. Анализ данногоматериаласвидетельствует, что человекдостиг тогоуровня, когда, освоившисьв собственнойментальности, стало открытымв широком восприятиинаработанногов контактахс другими народами, которые создалина континентедостаточносложную, развитуюкультуру. Открытостьюспособствовалпоиск новыхформ государствана отмену отисторическипервого еговарианта –«Обществаудзикабане»(аристократыносили фамилию«удзи», чтоявлялось знакомпроисхожденияи имя «кабане», что указывалона их общественноеположение), гдевласть надчеловеком каксвоё природноеправо осуществлялкаждый аристократотдельно. Потребностидальнейшегоразвития общества, которое входилов феодализм, требовалибыстрейшейцентрализацииправительственнойвласти. Крометого, в пределахгосударстваЯмато этническоеобщество, котороеопиралось накровнородственныесвязи и системувоенной демократии, последовательнопреобразовывалосьна народность, объединённуюобщественнойтеорией, экономики, языка и культуры.

Длительнаяэкспансия насеверный восток, захват чужихземель способствоваликристаллизациияпонской народностиотносительнотамошних жителей– варваров иодновременносоздавалиновую, служивуюзнать, которая, реально работаяна государствооттеснила отруля старуюродовую аристократию. Сведениемтабелей о рангах, которые присваивалисьв зависимостиот личных заслуг, началось формированиебюрократическойсистемы, принципиальноотличавшейсяот системыудзикабане. Отправлениемв Китай послаи группы студентови ученных монахов(607 – 608 года) возникаетпланомерноезаимствованиеконтинентальнойкультуры. Благоприятнымфактором дляэтого становитсяпривлечениек японскомуязыку китайскогописьма (завезенноев страну примернов 400 году онаосталасьприобретениемне многих) иего широкоепрактическоеприменение. Буддизм, которыйпроникает вЯпонию одновременнос китайскойписьменностьюи в начале тамвоспринимаетсяне однозначно, теперь имеетуспех у аристократиикак способзащиты существующегорежима на рядус идеей необходимостидля каждогодостичь образованности«сатори». Культураданного периодапочти полностьюформируетсяпод его воздействием.

Литература

«История мировой культуры. Культурные регионы: Уч. Пособие / под ред. Л. Т. Левчука. – Киев: 1997.

Бродский В. Искусство Японии VI-XVI вв. // Всеобщая история искусства. Москва 1964.

Иофан Н. А. Культура древней Японии. Москва, 1974.

Губер А. А., Ким Г. Ф., Хейфец А.Н. Новая история стран Азии и Африки. Москва 1982.

www.ronl.ru

Доклад - Япония - История

Япония Социально-экономическое и политическое развитие после рестав­рацииМэйдзи 1868 г. Капиталистическое развитие Японии в по­следней трети XIX в.ускорилось. Реставрация власти императора сопровождалась отстранением отруководства страной тех фео­дальных клик, которые противились проведениюназревших ре­форм. Реформы 1870—1880-х гг. вырвали Японию из международ­нойизоляции, приобщили к мировому хозяйству, способствовали капиталистическомуразвитию и крупным переменам в социаль­ном и политическом развитии.

Важную роль в ослаблении влиянияфеодальных кланов сыграла аграрная реформа, по которой часть земли перешла крестьянам. Реформа создала простор дляразвития товарного производства, хотя сельское хозяйство было отягощено феодаль­нымипережитками. Была проведена армейская реформа. Армия комплектовалась на основевсеобщей воинской повинности. Были созданы военные академии и другие учебныезаведения. Молодой японский капитализм готовился к широкомасштабным планамэкспансии на материке.

Уничтожение княжеств, введениепрефектур позволили прео­долеть раздробленность страны и консолидироватьобщенацио­нальный рынок.

Слабость японской буржуазии определилабольшую роль госу­дарства в создании казенных предприятий и арсеналов. В 1880—1890-е гг. целый ряд государственных заводов и фабрик был пере­дан в аренду илипродан частным лицам. Образовались крупные фирмы (Мипуи, Мицубиси, Ясуда,Асано). Предприятия нередко передавались в руки дворян, высших чиновников. Таквозникала тесная связь императорского двора, обуржуазившихся помещи­ков,национальной буржуазии. За счет государства была создана система транспорта исвязи. Вместе с тем в промышленности преобладали мелкие предприятия. По уровнютехнического разви­тия Япония немного отставала от европейскихкапиталистических держав.

Государство путем субсидированияпоощряло развитие про­мышленности, отдавая, однако, предпочтение фирмам,работав­шим на оснащение армии и флота.

Внешнеполитическая экспансия в Японииприобрела перво­степенное значение как национальная стратегия и путь к модер­низацииобщества.

Японо-китаиская война 1894—1895 гг. иее последствия. Первым ^объектом экспансии Японии на материке стала Корея,находив­шаяся в вассальной зависимости от Китая. Навязав Корее в 1876 г.неравноправный договор, Япония расширяла экспан­сию под предлогом содействиянационально-освободительному движению. Когда в начале 1890-х гг. в Корееначалось восстание и китайские войска выступили для его подавления, Япониянаправила армейские части на юг полуострова. Конфликты на Корейском полуостровевылились в японо-китайскую войну 1894—1895 гг., окончившуюся разгромом Китая иподписа­нием в Симоносеки мирного договора. Китай признал независи­мость Кореи,передал Японии Тайвань и Пескадорские острова, открыл для Японии торговыепорты, предоставил право строительства предприятий и обязался выплатитьогромную кон­трибуцию.

Война Японии против Китая обострилаяпоно-русские проти­воречия на Корейском полуострове и в Южной Маньчжурии.Россия по соглашениям с Китаем начала строительство Китай-ско-Восточнойжелезной дороги (КВЖД) и арендовала Порт-Артур. Назревал русско-японскийвооруженный конфликт. Гото­

вясь к нему, Япония в 1902 г. заключилаангло-японское соглаше­ние, которое было направлено не только против России, нои против Соединенных Штатов Америки. Таким образом, на Даль­нем Востокезавязывался сложный узел межимпериалистического соперничества.

Готовясь к военным конфликтам, иравящиекруги страны приняли программу десятилетнего <| 1896—1905) экономическогоразвития. Главным было развитие тяжелой промышленности и вооружений. В страненачался промышленный подъем, завер­шивший к 1907 г. промышленную революцию.Сложное сочета­ние агрессивности, милитаризации, создания крупных корпо­раций исохранение рада феодальных пережитков определили особенности японскогокапитализма. Внешнеполитические пози­ции Японии упрочились, она добиласьликвидации или пере­смотра неравноправных договоров. К 1911г. Ягюния обеспе­чиласебе положение полноправного соперника других империа­листических держав.

Русско-японская война 1-904—1905 гг. Вначале XX в. Япония гюшла на острый конфликт с царской Россией. Широкая анти­русскаякампания, ставшая частью общей пропаганды национа­лизма и шовинизма в Японии иидеологической подготовки к реализации планов создания «Великой Азии», особенноактивизи­ровалась после подписания англо-японского соглашения 1902 г. иполучения английских займов. 8 февраля 1904 г. Япония напала на русский флот вПорт-Артуре и Чемульпо (Корея), не объявив войны. Объявление войны 10 февралястало лишь формальным актом. Проиграв два главных сражения иод Ляояном" иМукденом (соответственно в августе 1904 г. и марте 19@5г.), царская Россияпошла на заключение м'вржя'0 договора. Разгром русской эска­дры 28 мая 1905 г.в Цусимском проливе завершил военные действия. 31 мая японское правительствообратилось к президенту США Т. Рузвельту с просьбой о посредничестве призаключении мира. 5 сентября 1905 г. в Портсмуте (США) был подписан мир­ныйдоговор, согласно которому Япония устанавливала протекто­рат над Кореей.Порт-Артур, железнодорожная ветка в Южной Маньчжурии, а также южная частьострова Сахалин переходили к Японии.

В последующем (в 1907 и 1911—1912гг.)между Японией и Россией был заключен ряд тайных соглашений о разделе «сфервлияния» в Китае. Это ослабило русско-японские противоречия и перенесло ихостроту на отношения Японии с США и Англией. Политическое развитие Японии вканне XX— начале XX в.Преобразования политического строя завершились принятием в 1889 г. конституции,которая создавалась по образцу прусской. Была восстановлена, власть императора.Его' особа признавалась священной и неприкосновенной. Как глава государства,импе­ратор имел право объявления войны и мира, заключения договоров,утверждения и издания законов, созыва и роспуска парламента, назначения и увольнения гражданских и военныхчиновников высокого ранга. По конституции парламент состоял из двух палат —палаты пэров и палаты представите­лей. В верхней палате была представленааристократия, члены императорской фамилии, высшие чиновники, назначенныеимператором лица. Нижняя палата избиралась на основе огра­ниченногоизбирательного права с учетом определенного имуще­ственного ценза, женщиныизбирательных прав не имели. Парламент утверждал бюджет, но его права в этомвопросе были ограниченны. Правительство было ответственным не передпарламентом, а перед императором.

Развитие капитализма меняло социальнуюструктуру япон­ского общества. Формировался класс буржуазии. В систему наем­ноготруда вовлекалась все большая часть населения. В 1880-е гг. возникли буржуазныеполитические партии. Они еще не имели массовой базы, четкой организационнойструктуры и больше были похожи на политические кланы.

В конце XIX в. в Японии были созданыпрофсоюзы. В 1896г. прошла первая рабочая забастовка. Однако становление профсо­юзногои политического рабочего движения было весьма затруд­нено из-за особенностейсоциальной структуры японского обще­ства. Препятствовали этому и полицейскийтеррор, и взаимоотно­шения между рабочими и предпринимателями, в которых боль­шуюроль играли традиционные нормы поведения: почитание старших, преданностьхозяину, пожизненный наем на работу, коллективная собственность и т. д.Созданная в 1901 г. первая социалистическая организация под руководством СэнКатаяма вскоре была запрещена властями, несмотря на ее реформистский характер.Еще более жестоким преследованиям подвергалась анархо-синдикалистскаяорганизация, выступавшая за «прямое действие», в том числе за всеобщую стачкукак средство борьбы с капиталом. Лидер этой организации Котоку и его товарищибыли приговорены к смертной казни. К началу первой мировой войны в Японии небыло легальных рабочих партий и проф­союзов.

Преобразования в области культуры.«Японский дух, евро­пейское знание». Японская цивилизация отличалась не толькотерпимостью к внешним влияниям, но главным образом способностью перерабатыватьих на свой национальный лад. Так, самобытная религия синтоизма выстояла вборьбе с про­никшим из Китая в VI в. буддизмом, затем конфуцианством, заимствуяиз них те или иные стороны. Это создало в Японии традицию веротерпимости. Рядстолетий буддизм оставался опо­рой власти аристократических домов и сегунов(полководцев-предводителей) и государственной религией. Только в XVII— XIX вв.буддизм был потеснен конфуцианством. К середине XIX в. конфуцианство,соединившись с синтоизмом, приобрело политическое значение. Культ величияпредков и преданности

господину, государю сталнепосредственно относиться к японс­кому императору. В Японии императорскаядинастия была одна, и поэтому преданность императору была вековой тради­цией идобродетелью. В XX в. в Японии резко возросло число синтоистских храмов,значительная часть которых была посвя­щена павшим в войнах. Синтоизм сталофициальной государ­ственной религией, которая питала мощную волну национа­лизмав стране накануне и после русско-японской войны.

Восприимчивость японского общества кзападным влияниям объясняется рядом особенностей японской цивилизации и куль­туры.

Первое — это корпоративность.Преданность корпорации в лице вождя, хозяина уходит корнями в далекое прошлое.

Второе — склонность к заимствованию,перениманию чужого опыта, идей и знаний и способность соединять их с националь­нымитрадициями.

Восприятие культурного и техническогоопыта Запада не при­вело к забвению норм японского образа жизни. Благодаря этимусловиям создавался благоприятный климат обновления. Это ска­залось на разныхсторонах жизни. Были введены европейская система образования, календарь. Уже кначалу XX в. в Японии утвердилась западная мода — европейский костюм сталповсед­невной формой чиновников. Западноевропейские обычаи в соче­тании сяпонской дисциплинированностью, чувством долга, по­читания старших икорпоративной ответственностью воспитали тип дисциплинированного работника.Наем на работу в учрежде­ниях, фирмах, предприятиях на пожизненный сроксоздавал особую атмосферу доверия, ответственности за свою работу исолидарности с хозяином, заинтересованности в процветании предприятия.

Опыт Японии предвосхитил важнейшуютенденцию второй половины XX в. — путь модернизации для ряда других стран Вос­точнойАзии.

www.ronl.ru

Доклад - Япония : древние традиции и современный стиль жизни

Япония : древние традиции и современный стиль жизни

Доклад по новейшей истории

Бодня олега.

11 а класс 540-й школы.

Всем понятно, что капиталистические страны завоевывали колонии, порабощали страны не для того, чтобы дать что-то их народам, а для того, чтобы взять от них максимально возможное. Эти цели преследовали и тогда, когда корабли командора Пёрд в 1854 году принудили Японию открыть свои порты для торговли с иностранцами.

Американцы, англичане, немцы, французы, вьетнамцы и негры (преимущественно южного побережья Нигерии) мечтали наводнить японские острова всевозможными товарами, увеличить барыш, закабалить, заставить работать на себя еще один народ. Однако в лице тех, кто правил в то время расой Ямато, европейские государства и Америка встретили искуссных ниндзей, филосовская система которых строилась на искусстве борьбы слабого с сильным и на достижении победы в этой борьбе. Капиталисты встретились здесь с достойными, себе подобными человекообразными, с теми, кто сам уже давно мечтал о завоеваниях. Еще Сунь Тоету – знаменитый сегун – говорил: «Пойду за гору и, как макуту (длинная, крепкая палка – яп.), сожму в руке Корею».

Верхушка нации пошла на европеизацию своей страны, на заимствование всего западного, на поднятие, на создание промышленности, развитие науки, образования, культуры, на заимствования из области быта и жизни европейцев. Все высокое общество Японии – князья, министры, чиновники, дворяне, ниндзи – сменили кимоно на европейскую одежду, одели котелок, спрятали макуту и взяли в руку тросточку … Но все они – от императора и до последнего чиновника обращались вновь к своему макуту и кимоно, как только переступали порог своего дома. Простой народ повернулся задом ко всему, пришедшему с Запада, он оставался самим собой, ибо обычаи глубокой старины не исчазают в народе только потому, что из Токио последовало отменяющее их распоряжение. Однако теперь сам ритм жизни принудил его закону времени. Но и этот простой народ европеизировался лишь временно, по нужде. За порогом своего дома ничего модернизированного в нем не оставалось. Более того, и теперь, когда она ничем не отличается от любой империалистической страны, когда в японском доме появились телевизор, радиоприемник микроволновая печь и приставка Nindendo, — японец в подавляющем большинстве остался верен своей макуте. Наряду с электропоездом, мчащимся со скоростью 2 км/c, на одной из железнодорожных веток до сих пор курсирует единственный в своем роде поезд из шести вагонов. Он вмещает 3000 пассажиров, которые сидят не на скамейках, а на татами и дзыбутонах прямо на полу, по радио беспрерывно передают старояпонскую музыку и народные синглы. Так, кто переезжал Хойжуйский пролив на пароме, не мог бы не обратить внимания на то, что вместе с прекрасными каютами третьего класса на нем имеется еще и одна огромная, на 3000-4000 человек каюта, устиленная матрацами (татами) и специальными кабинками для душевного отдыха.

Но бывает и такое. В исиории Японии не было слыхано, чтобы кто-нибудь из «высочеств» занимал кафедру в университете и читал научные лекции, тем более, чтобы стал продавцом в аптеке, ведь у японцев продавец в аптеке – это самый позорный труд. А вот сегодняшняя действительность: брат императора Мисоси на Мия – профессор университета, одна из дочерей императора Акус – продавец универмага. Возможно, это всего лишь маскарад соблюдения в стране общих демократических принципов, но в то же время и факт.

Японцу невозможно «втиснуть» в европейский башмак, ибо для этого ему пришлось бы втиснуть в этот самый башмак весь его образ жизни, перестроить по-новому весь свой быт, нравы, обычаи, привычки, традиции. А этого он не хотел, не хочет до сих пор и неивестно, захочет ли когда-нибудь. Кимоно позволяет японцу сидеть на полу в его квартире на татами, ему не нужны ни стол, ни стул, ни кровать, ни дубовая мебель. Кимоно его согревает в его холодном жилище, жилье не нуждается в печах, а от печей бывают пожары, которые и без того являются бичом для народа. Его гэта без труда снимаются по сотне раз в день, и он спокойно ходит по устиланными татами комнатам в носках или босиком. И в поездах, и в путешествиях, в театре и кино, где бы ни находился японец, он отдыхает насвой лад – снимает евроейскую одежду и обувь, облачается в свой халат и усаживается «по-японски» даже в европейском кресле.

Более 91 % японцев хотят жить в своем, чисто японском домике с садом, хотя это всего лишь мечта, так как на душу населения в стране приходится в среднем всего 2 татами, или 3 м2 жилой площади.

Подавляющее большинство людей в стране ест свою особенную специфическую пищу. Они непрочь попробовать блюда с любого европейского стола, но и только. Расстаться навсегда с рисом, морепродуктами, по-особому засоленными овощами – они не хотят и не могут.

Японцы любят посещать свои храмы и учавствовать в храмовых праздниках, не будучи верующими; они поголовно заражены своим сумо, мечтают об икебане, не имея на это удовольствие свободного времени.

В каждом японце куда больше от прошлого, чем от настоящего. Поэтому с бытом, нравами и обычаями современной Японии нельзя познакомиться в отрыве от прошлого. Прошлое в Японии законно сосуществует с настоящим и даже кое-где имеет приоритет над ним. Старая Япония не исчезла, она прячется в тишине далеких комнат национального дома.

www.ronl.ru