Якутские древние мифы. Доклад на тему "Мифология якутов"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мифы Легенды и предания якутов. Якутские древние мифы


Мифы Легенды и предания якутов

Мифология возникла на ранних ступенях развития человечества у всех народов. Мифы это произведения народной фантазии, возникшие для объяснений явлений окружающей природы. Предания легенды и мифы – это историческая память народа о своем прошлом. Фольклор Чаринских якутов – этот термин мы впервые применяем в исследовании и относим его якутскому роду «Мэйик».

Изучение легенд и преданий связана с деятельностью кружка « Поиск» материалы были записаны в ходе многочисленных археологических и этнографических экспедиций. Основными информаторами стали местные старожилы с. Токко, Олбута, Ярхана и Бес-Келя. А теперь рассмотрим эти мифы легенды и предания.

Предания о родоначальниках

Давным давно на благодатную землю Олонхо наступили жестокие холода.Все жители срединной земли напрасно молили духов верхнего мира о наступлении тепла, тогда отчаявшиеся люди призвали на помощь шамана по имени «Оргул». С наступлением темноты шаман стал камлать. Люди вышли из урасы и увидели как шаман вознесся в небо и оседлав звезду «Чолбон» ( Венера) рубит ее топором. После этого наступили погожие дни. По имени «Оргул» шамана ведут родословную Аргыловы.

Давным давно , жил в с. Бесь-Келе Кудай на противоположном берегу , в местечке Хатын-сохсо , обычно привязывал лошадь к дереву , однажды он сильно сдавил дерево руками , что остались следы , говорят что это дерево долго сохранилось напоминая о силе богатыря. В местности Тобуктаах он поднял огромный камень и положил у подножья горы, кто хотел показать свою силу, пытались приподнять валун, но до сих пор не нашлось силача подобно Кудаю. Род Худаевых произошел от имени этого богатыря Много разных подвигов совершил этот богатырь и остался в памяти местных жителей, как человек огромной физической силы.

В местности Сис - _Анна жил жил человек по имени «Хаа». Вместе женой охотился в этих краях родили и воспитали 25 детей.Никогда не ссорились младшие уважительно относились к старшим Старших сестер называли Эдьийбэ, старших братьев «Убайнса», мать ийэнсэ. Отца «а5анса». В последствии настолько расплодились , что дали родовое название «Хаа» отсюда распространилась фамилия Хастаевы.

По легенде в древние времена, жил шаман, а река Чара проходила прямо под горой.

Однажды шаман рассердился и оттолкнул реку от горы, изменил ее русло. С тех пор так и течет река, под горой образовалась долина, появились луга. Увидев это шаман подумал» Хотел сделать хуже, а получилось лучше»

Это было время жестоких битв люди из –за богатства потеряли рассудок стали убивать друг друга. Некогда многочисленный род «Балтайа» сильно поредел и решил он с семьей уйти на запад куда глаза глядят. Достиг он реки Чары и обосновался на левом берегу возле высокой красной горы.

Самое красивое место назвал по имени своей дочери Ярхан с тер пор это место называется Ярхан.А место где он поставил свой дом урасу называется «Балтай уолбата»

Предание связанные с названием местности

У подножья горы «Быйыыттаах» есть местность под названием «Кыыс оонньобут». У одной семьи росла красивая девочка излюбленное место для игры она выбрала подножье горы. Рисовала на камнях и танцевала каждый день. После ее смерти осталось название «Кыыс оонньобут».

За деревней Ярхан , под горой было большое озеро и долина ее называют « Дьахтар унуо5а».По древней легенде. Там жила семья у них дочери был дар ясновидения. Она заранее знала, кто должен вскоре умереть. Перед чьей либо смертью все слышали звуки шаманского бубна. Та девочка выросла прожила долго и умерла. А место где похоронили назвали « Дьахтар унуо5а»

Предание связанные с шаманом

Вилюйске жил старый шаман. Однажды летом и позвал своих близких родственников и сказал , что зимой умру и наказал, что когда он умрет, чтобы его похоронили там где он скажет. Если не исполните его просьбу прокляну род до седьмого колена будут преследовать несчастье и напасти. И подробно обрисовал местность где его похоронят и в этом месте сделать аранаас- воздушное захоронение. И так сказал шаман « Есть в Олекминском округе река Чара через остров Кыыллаах , перевалите хребет найдите поляну , вдоль этой поляны есть тропа , если идти по этой тропе увидите большую лиственницы и на ее могучих лапах сделайте аранаас. Наступила зима умер шаман и родственники исполнили его наказ всю дорогу их сопровождал ворон как бы указывая направления пути. Нашли ту лиственницу и сделали аранаас.

Местные жители боялись этого места и старались сторониться, иногда слышали звон бубна и камлания шамана. В годы советской власти первые комсомольцы спилили лиственницу и разбросали захоронение.

Звук бубена шамана

Это было в середине 70 годов, когда группа выпускников школы по путевке комсомола были направлены работать молочно-товарную ферму.Молодые и озорные ребята комсомольцы проводили по вечерам концерты и танцы.

В свододное от работы время юноши охотились на уток и глухарей.

Однажды осенью один из них решил пострелять тетеревов .Взял тозовку и пошел в лес, через некоторое время он поднял стайку тетеревов с шумом расселись по деревьям и беспокойно крутили головой и с любопытством смотрели в сторону откуда раздавались щелчки выстрелов.

Одна из подраненных птиц с упала с дерева и забилась предсмертных судорогах. Молодой человек рванулся туда где упала птица, перебегая поляну он на минуту остановился, чтобы сориентироваться и прислонился к одинокой лиственнице и вдруг он уловил приближающие звуки. Звук становился все ближе и ближе, отчетливо различалось звон подвязок и глухой звук натянутого бубна, и придыхание человеческого голоса.

Позднее старожилы объяснили, что это камлание шамана и это не редкость в здешних местах.

Духи земли

Это случилось в Бес-Келе местности Кундэдэ жила большая семья Прокопьевых, рядом семья Осиповых. Основной костяк колхоза составили представители двух семейств, обобщили скот и построили ферму для КРС.

Через некоторое время колхоз распался семьи разъехались. Остались только пустые дома да хотон. Люди поговаривали что –то здесь не чисто.

Вскоре началась война, мужчин не осталось всех забрали на фронт.

Наступила лето пора сенокошения на подмогу отдаленным колхозам пришли молодые люди из разных деревень Кыллааха, Абаги, Нерюктяя. Было им по 16-19 лет, поселились в старом хотоне. Наспех сделанные лавки железная печка все удобство того времени.

Поздней осенью, уставшие молодые люди быстро устали и уснули, только одна девушка не спала и ворочалось с боку на бок. Было жарко и душно дверь была распахнута. Неожиданно начала лаять собака. Девушка вздрогнула и приподнялась и увидела незнакомого человека, съехавшаяся с плеч котомка с глухим стуком ударилась об пол

- Вижу здесь одна молодежь собралась - послышался голос незнакомого человека. Услышав голос девушка громко закричала стала будить спящих , а тот превратился в свинью и с визгом нырнул под лавку и исчез.

На утро девушка спросила старожилов и одна из них сказала, что это место старинное не одни десятки поколений людей прожили. Прежде чем поселиться нужно умилостивить духов земли.

Мифология связанная с охотой

Летом в местности Кэнди работала бригада сенокосчиком среди них были два старика по фамилии Орлов и Бахсыров .

Орлов в молодости был заядлым и удачливым охотникам. До преклонного возраста добывал диких животных. Однажды собрался на солонцы, после обеда сел на лошадь и поехал. Однако скоро вернулся и повесил ружье, стали расспрашивать старик только отмалчивался и сердился. Только на завтра старик поведал , что как только добрался до места и только сел в скрадок как из лесу по солонцу кто-то идет , приготовил ружье прицелился как прорезь мушки винтовки видит старуху в платке и обомлел сколько лет прожил и не верил про чертей и духов. Ты что старик с ума рехнулся? До каких пор ты не успокоишься, бросай охоту иначе будет тебе плохо.

С тех пор до самой кончины он не взялся за ружье.

Из мира животных Чаринскими якутами почитаются Ворон и Лебедь. Медведь, которые становились предметом их сказаний В старину якутские роды считали своим предком какой-либо вид животных. Преимущественно птиц.В.В. ионов утверждал: « Каждая семья, в более широком смысле этого слова ийэ ууhа( род матери), имела своего родового танара( покровителя или «торyт» ( основу, корень).

Родовое проклятие

Однажды сын-охотник, увидел на озере двух лебедей подкрался и выстрелил смертельно ранил птицу. Когда отец узнал, что он подстрелил лебедя сильно рассердился и сказал , что лебедь покровительница рода. На завтра лебедь прилетел протяжно и надрывно кричал и три раза облетел двор и улетел.Больше лебеди не садились на озеро. Прошло время, это событие стало забываться. Женился сын родились три дети одна девочка и два мальчика, вот только беда все они родились глухонемые, тогда люди вспомнили про лебедей. С тех пор не поднимают люди ружье против лебедей. Итак, Фольклор Чаринских якутов связан с якутским родом «Мэйиик» один из важных источников для изучении истории родного края материальную и духовную культуру Чаринских якутов.

Систематизируя и анализируя сказание и предание едва заметно прослеживается древний период в истории освоения реки Чары связана с преданием «Кудай» или «Худай», «Хаа», «Оргул»

южных тюрков «кудай», «худай», «худа» значит бог Этноним Кудай отмечен в с. 1 Нерюктяе, есть название Кудай – Бэс в Кыллахе. Кстати сказать, гипотезу о том ,что монголо-язычные племена первыми начали освоение территория Средней Лены, выдвинул еще в 30-х годах В.Г.Ксенофонтов. Он писал, если монгольских элемент в якутском авангарде могли дать как раз эти монгольские части, таким образом, якутизированные монголы оказались бы зачинщиками того движения, которое в дальнейшем своем развитии увлекло все якутское племя и таежные дебри крайнего северо-востока Сибири.

На основе разбора микро топонимии и на данных источников XVII века Багдарын Сулбэ пишет … монголо-язычные роды тумат и хоро прибыли на среднюю Лену до якутов . В некоторых преданиях, записанных С.И.Боло в 1920-годах, рассказывается, что до прихода на Лену Омогой-Байа, Эллэй Боотура жили многочисленные пришлые племена, именуемые Саха. Успешно воевавшие с тунгусскими племенами и первыми передовыми отрядами Омогоя и Эллэя Боотура, в дальнейшем их судьба неизвестно. В другом варианте рассказывается о путешествии Омогоя со своими 40-ка людьми из верховьев Лены, остановились около устья Олекмы, затем на лошадях добрались до Вилюя и оттуда на плотах спустились до лены и доплыли до долины Туймаады. В следуюшем варианте «братский Омогой» со множеством людей сперва поселился на Олекме и Чаре оставил здесь часть своих людей для заселения. В предании. Слышанное Овчинниковым от олекминских якутов, сообщает, что их предки пришли из Барабинской степи с верховьев Енисея, оттуда в Байкал. Из-за Байкала якуты ушли вследствие притеснения их Чингисханом

www.microarticles.ru

Легенды народа саха о волшебных зимних временах. – Якутия. Образ будущего

Варвара КОРЯКИНА, ведущий библиотекарь отдела краеведческой литературы Нерюнгринской городской библиотеки.

31.12.2016 г.

Давным-давно, в незапамятные времена у народа саха зародилось удивительное волшебное предание о девяти Небесных Божественных Шаманках Благодатного покоя.Существует древнее поверье саха. В День Зимнего Солнцестояния, в этот сакральный день – 21 декабря, с Высоких Священных Небес спускаются девять Божественных Шаманок Благодатного Покоя, принося в Мир покой и гармонию, любовь и счастье, изобилие и благополучие, радость и веселье. Они приносят людям Веру в Чудеса и безмерное доверие к Великой Вселенной.С 22 декабря Божественное Белое Солнце начинает свой новый круговорот и начинается другой виток жизни, обновленное Солнце посылает новую прекрасную энергию на Землю. В это время древние саха, как и все солнцепоклонники и огнепоклонники, разжигали священный огонь, зажигали свечи и тем самым отдавали дань животворящей силе Божественного Солнца…В эти полные волшебства и таинства дни открываются сокровенные порталы Вселенной, в минуту безвременья, когда нет ни времени, ни пространства, древние предки саха отправляли свои пожелания во Вселенную, и они непременно сбывались. Испокон веков считалось, что в зимнее время надо жить в тишине и покое, мечтать только о хорошем.

Скачать (DOC, 137KB)

Другой сказочный миф зародился у саха в глубокой древности, это миф о Быке Холода, или Быке Зимы. Зима в Якутии по народному календарю длится пять месяцев – с середины октября до середины марта. Именно в середине октября, по преданиям, из Северного Ледовитого океана в мир людей является Бык Зимы, рога которого символизировали зимние трескучие пронизывающие морозы. Даже когда-то существовал КАЛЕНДАРЬ РОСТА И ЛОМКИ РОГОВ БЫКА ЗИМЫ: 14 октября, Покров день – Бык Мороза выходит из Ледовитого океана на Серединный мир и наступает зима. У него еще нет рогов, но даже его дыхание приносит холод и мокрый снег. 8 ноября – У Быка вырастает Первый рог. Начинаются устойчивые зимние морозные дни. 21 ноября – Кончик рога заостряется. Морозы усиливаются. 21 декабря – Вырастает Второй рог. Начинаются знаменитые трескучие якутские морозы. 8 января – Заостряется кончик Второго рога. Мороз набирает полную силу, начинаются крещенские морозы. 31 января – Острие у обоих Рогов притупляется. Морозы слегка ослабевают. 12 февраля – У Быка Холода ломается первый рог. Морозы заметно ослабевают. 24 февраля – У Быка Зимы Второй рог и морозный период года заканчивается. 21 марта – Студеное дыхание Быка Зимы теплеет. 22 мая – Новый год по старинному календарю народа саха. В это благодатное время проводится первый ысыах года. Полностью тают остатки рогов Быка, и он уплывает на Ледовитый океан отдыхать до следующей зимы.

Скачать (DOC, 154KB)

Затем уже в современное время у народа саха родилась сказка-легенда о Великом Чысхаане – Повелителе Холода и Зимы. Он, как и Дед Мороз, приходит к детям на новогодние праздники со своей внучкой Хаарчааной. Живет Повелитель Холода и Зимы на Полюсе Холода – в Оймяконе. У Чысхаана большое семейство. Жена – Госпожа Зима (Кыһын Хотун) – ведает Зимним временем. Холодна и властна. Имеет довольно крутой нрав. У Чысхаана и Госпожи Зимы есть три дочери, внук и внучка. Веснянка (Саасчаана) – старшая дочь, ей подвластновесеннее время. Она очень красива и нежна,смешлива и весела, но, как легкий весенний ветерок, слегка легкомысленна. У Веснянки есть дочка Снежинка (Хаарчаана). Леточка (Сайыына) – средняя дочь, управляет летним временем, очень трудолюбивая, но чуть суетливая. Леточка славится цветущей прекрасной внешностью. Она не только любит и ценит красоту природы Серединного мира, но и создает это великолепие сама. Леточка-красавица замужем за Грозным Громом и родила любимого внука Чысхаана – Шалуна-Ветерка (Тыалчаана). Ветерок – сын Сайыыны и Грома, очень шустрый озорник. Он везде и всюду. Его появление сопровождается свежим дуновеньем. Любой человек может вызвать Тыалчаана, для этого всего-навсего нужно тихо свистнуть, и он тут как тут – начнет Вас обнимать, обмахивать, трепать за волосы. Любимый внук помогает своему Деду распространять почту, подарки и обеспечивает его разной интересной информацией. Осенюшка (Күһүүнэй) – младшая дочь Чысхаана, властительница самого загадочного и чарующего осеннего времени. Очень хозяйственная, богатая и щедрая. Осеннее изобилие урожая – это результат ее труда и заботы. Так дружно и счастливо живет большое семейство сказочного волшебника Чысхаана – Властелина Зимы и Холода. Якутская земля – земля преданий и легенд. Миф и реальность сплетены здесь воедино, образуя особый менталитет загадочного народа саха, делая нашу реальность чуть таинственнее и заманчивее, внося в жизнь крупинки волшебства и сказки. Источник: ИИА «Саханьюс».

yakutiafuture.ru

Якутская мифология | Онлайн энциклопедия Мифы народов мира

Якутская мифология В основе мифологии якутов лежат представления древних тюрок и др. племён юж. Сибири.В Якутской мифологии сохранились весьма древние мифы о животных, объясняющие их некоторые видимые особенности.Например, миф о вороне и гагаре, которые в старину были чёрными и, завидуя пёстрому оперению других птиц, решили разукрасить друг друга. Ворон украсил гагару различными узорами. Гагара, увидев своё отражение в воде, захотела одна остаться нарядной и собралась нырнуть в реку, но ворон успел клюнуть её в крестец. Поэтому ворон остался чёрным, а у гагары с тех пор вывернутые ноги.В Якутской мифологии частично бытуют архаичные мифы тотемического типа. Это мифы об орле, лебеде, вороне и др. Орёл считался сыном небесного божества Хомпоруун хотой, главой всех птиц. Будто бы он принёс людям огонь, и некоторые якутские роды считали его своим покровителем и относились к нему как к старшему родственнику. Когда орёл весной прилетал в Якутию — зима отступала.Согласно Якутской мифологии, домашние животные созданы добрыми божествами (айы). В одном мифе говорится, что Юрюнг айы тойон создал коня одновременно с человеком, в другом — творец сначала сделал коня, от него произошёл полуконь-получеловек, от последнего — человек. Есть мифы, объясняющие некоторые анатомические особенности домашних животных и их взаимосвязь с природными условиями края.В Якутской мифологии существует обширный цикл космогонических мифов. Так, имеется несколько вариантов мифов о солнце. По одной версии, благодаря солнцу возникли земля и люди, по другой — солнце — это сияние лица Юрюнг айы тойона, по третьей — Юрюнг айы тойон создал три солнца, из которых одно было предназначено для освещения земли. По одному из вариантов мифа, солнце имеет свою семью и живёт на небе. Происхождение пятен на луне объясняется тем, что возле ивы стояла девушка-сирота с коромыслом и вёдрами, а луна, сжалившись над ней, взяла её к себе вместе со всеми предметами, и теперь они видны там. Есть несколько мифов о господине месяце и его дочери на небе, о происхождении отдельных созвездий. По одному из мифов, охотник, преследуя лося, загнал его на небо, и там оба превратились в созвездие Орион. Млечный путь, по Якутской мифологии, — след сына неба, гнавшегося на лыжах за оленем.Согласно мифу, сохранённому богатырским эпосом олонхо, вселенная состоит из трёх миров, образовавшихся следующим образом: в древности разгорелась длительная война между племенами Улу тойона, Юрюнг айы тойона и главы злых духов нижнего мира Арсан Дуолайя.Близился конец мира. Тогда воюющие стороны прекратили битву и заключили договор, по которому разделили вселенную на три отдельных мира. Верхний мир был отдан племенам Юрюнг айы тойона и Улу тойона, средний — человеческому роду, а нижний — племенам Арсан Дуолайя.Верхний мир, по воззрениям якутов, состоит из нескольких ярусов. В мифах упоминается 3, 7 и 9 небеса, расположенные как бы друг над другом. Самое верхнее небо считалось местом обитания племени Юрюнг айы тойона, на следующих ярусах жили другие айы и абасы верхнего мира во главе с Улу тойоном. Края нижнего неба якобы свисают по окружности вниз и трутся о приподнятые края земли так, как будто грызутся со скрежетом разъярённые жеребцы. Верхний мир считался холодным краем. По одной версии, добрые божества айы создали землю очень красивой и ровной, но злой дух абасы затоптал и исцарапал её. Следы его деяний остались в виде рек, озёр и гор. Вслед за сотворением земли Юрюнг айы тойон создал человека. Для этого он сделал статуи людей и поместил их в каменный дом, около которого поставил сторожа и велел ему не пускать в дом злого духа. Последний подкупил сторожа, пообещав дать ему тёплую шубу. Войдя в дом, злой дух испачкал нечистотами статуи людей. Юрюнг айы тойон, увидев содеянное, превратил сторожа в собаку, а статуи вывернул наизнанку. С тех пор люди внутри полны грязи. Помимо людей и животных, созданных вслед за человеком, в среднем мире живут многочисленные иччи — духи — хозяева земли, леса, рек, озёр, гор, дорог, предметов, сделанных руками человека, жилых и хозяйственных строений, орудий труда и т. п.Нижний мир — под землёй, описывается как сумрачная страна, тускло освещённая щербатыми солнцем и луной. Весь нижний мир покрыт непросыхающим болотом, на котором растут уродливые железные деревья.Отдельный цикл Якутской мифологии составляют мифы о великих шаманах — об их могуществе, о борьбе шаманов друг с другом, об их способности совершать волшебства. Считается, что даже лёжа в могилах, шаманы продолжают камлать, поэтому около их погребений иногда слышны гул бубна, звон привесок шаманского плаща. Культовые мифы создавались для подтверждения могущества шаманов (см. ст. Ан аргыл ойун). С Якутской мифологией генетически связана долганская мифология, которая по содержанию совпадает с мифологией сев. якутов.

Лит.: Эргис Г. У., Очерки по якутскому фольклору, М., 1974; Алексеев H. A., Традиционные религиозные верования якутов в XIX — нач. XX вв., Новосиб., 1975; Гурвич И. С., Культура северных якутов-оленеводов, М., 1977; Ксенофонтов Г. В., Эллэйада, М., 1977.

Н. А. Алексеев

Оцените эту статью

www.mifinarodov.com

Три мира якутской мифологии

Разделы: Музыка

Тип урока: урок-конкурс.

Форма учебной деятельности: групповая (учащиеся заранее разделены на три команды).

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания о мифах народа Саха;
  • углубить знания и представления учащихся о мифах народа Саха, используя устное народное творчество и живопись;
  • познакомить с художественными трактовками персонажей якутской мифологии;
  • воспитывать уважение к традициям якутского народа;
  • развитие умений сопоставлять, анализировать, делать выводы;
  • совершенствование коммуникативных умений, умения работать в группе.

Оборудование:

  • презентация Power Point по содержанию урока;
  • тексты с отрывками из олонхо;
  • картины якутского художника Т.А.Степанова по сюжетам якутских мифов;
  • жетоны для подведения итогов.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд 1. Приложение 1.

Ребята, недавно мы изучали мифы наших предков.

- Объясните, пожалуйста, как вы понимаете слово “миф”? (один из видов устного народного творчества; они похожи на сказки; объясняют происхождение явлений природы).

(После этого появляется слайд 2, в котором дается определение мифа).

Слайд 2. Приложение 1.

(Миф-предание, ранний вид устного народного творчества народа, возникшее в глубокой древности. В мифах ярко отражается стремление людей уяснить себе смысл и причины наблюдаемых явлений, исходя из убеждения в существование божественных, сверхъестественных сил. Они похожи на сказки, близки к легенде, но в отличие от сказки в мифе всегда объясняется то, о чем рассказывается.)

- С какой верой связаны мифы древних якутов? (Вера в Айыы, иччи, абаасы)

- Что это за вера? (языческая вера)

- Какие мифы и о чём мы с вами прочитали? (Мифы об Айыы, иччи, абаасы)

- Назовите обитателей Верхнего мира. (Боги айыы)

- Назовите обитателей Среднего мира. (Люди, духи иччи)

- Назовите обитателей Нижнего мира. (Чудовища абаасы)

(На экране появляется слайд 3 - картина Т.Степанова.)

Слайд 3. Приложение 1.

- Давайте рассмотрим картину якутского художника Т. Степанова. Что художник изобразил на этой картине? (Здесь изображены три мира: Верхний, Средний, Нижний)

- Как вы правильно подметили, художник здесь изобразил три мира якутской мифологии и назвал картину «Миры олонхо с мировым деревом» (появляется надпись). Три мира объединяет мировое дерево Аал Луук Мас. Древо Жизни держит Вселенную из трех миров (Верхнего, Среднего и Нижнего).

(Дети устно описывают картину: на Средний мир приходятся основные ветви Древа жизни. Древо Жизни - жилище хозяйки земли Аан Алахчын Хотун. Богатырь Среднего мира, перед тем, как идти на решающее сражение, приходит к Древу Жизни и просит у Аан Алахчин Хотун благословения. Она подносит к богатырю чороон, полный молока. Ветви Древа жизни доходят до Верхнего мира, где живут светлые боги Айыы. На троне сидит главный бог – Юрюнг Аар Тойон. Корни Древа жизни находятся в нижнем мире, где живут абаасы).

- Сегодня мы попробуем обобщить то, что мы узнали о мифах народа Саха. А урок у нас будет проходить в форме конкурса.

2. Повторение пройденного материала.

Тур I. Разминка.

Скажите, о ком идет речь?

  • Бог - создатель вселенной и человека, глава небес и остальных богов, живет на самом верхнем небе (Юрюнг Аар Тойон).
  • Бог - покровитель конного, рогатого скота, живущий на юго-восточном небе и дарующий людям конный скот (Куруэ Дьэсэгэй Тойон).
  • Бог - покровитель птиц, считается отцом орла и жестоко карает человека (Хомпоруун Хотой Айыы).
  • Боги рока и судьбы, предугадывающие и предопределяющие судьбу человека (Дъыл5а Хаан Тойон, Танха Хаан Тойон).
  • Богини, принимающие участие в жизни человека. Они живут на нижнем восточном небе и спускаются оттуда, окруженные ореолом света, в виде богато одетых пожилых женщин (Айыысыт и Иэйиэхсит).
  • Боги брани, предугадывая приближение брани, они вселяют в сражающихся раздор, разжигают страсти (Илбис Кыыhа, Оhол уола).
  • Самый великий из иччи, возводимый до степени божества и почитаемый больше богов, дух - хозяин огня, которого представляют в виде старика (Хатан Тэмиэрийэ).
  • Дух - хозяин леса, которого представляли в образе могучего великана, щедро делящегося с охотниками своим лесным богатством (Баай Байанай).
  • Дух - хозяйка земли, которую представляли в образе женщины, живущей в дереве (Аан Алахчын Хотун).
  • Дух - хозяин воды, которого представляли в виде старого почитаемого старика. Он также щедро делятся с людьми рыбой (Куэх Боллох Тойон).
  • Глава и повелитель всех подземных абаасы, который создал все вредное человеку (Арсан Дуолай).
  • Жена абаасы Арсан Дуолая (Ала Буурай).

- Давайте узнаем, как герои якутских мифов описаны в изобразительном искусстве и в устном народном творчестве.

3. Объяснение нового материала.

II тур. Изобразительное искусство.

- Посмотрим, какими изобразил героев якутской мифологии якутский художник Тимофей Андреевич Степанов.

(Появляется слайд 4 – картина Т. Степанова.)

Слайд 4. Приложение 1.

- Как, по вашему мнению, называется эта картина? (Верхний мир.) (Появляется название картины.)

- Что на ней изображено? (В центре картины на троне восседает главное божество Верхнего мира Юрюнг Айыы тойон. Он вместе с другими богами решает судьбы людей).

(Появляется слайд 5).

Слайд 5. Приложение 1.

- Каких еще богов Айыы вы знаете? (Куруэ Дьэhэгэй Тойон - покровитель конного и рогатого скота, Хомпоруун Хотой Айыы – покровитель птиц, Дьыл5а Хаан и Танха Хаан - боги рока и судьбы, Айыысыт и Иэйэхсит – богини – покровители людей, Илбис Кыыha и Оhол уола – боги войны и раздора.) (На слайде появляются имена богов.)

- Какие цвета использовал художник, создавая атмосферу Верхнего мира? (светлые краски, желтый, золотой, белый цвета)

- Что символизируют эти цвета? (цвет солнца, добра и жизни)

(Появляется слайд 6 –картина Т.Степанова.)

Слайд 6. Приложение 1.

- А как художник назвал эту картину? (Средний мир). (Появляется название картины «Серединный мир».)

- Что мы видим на этой картине? (Здесь показан праздник ысыах, который люди празднуют летом).

- А какими красками художник передал атмосферу праздника? (Зеленый, желтый, красный, голубой).

- А кто живет в среднем мире вместе с людьми? (Духи иччи)

- Кого из них вы знаете? (Ааан Алахчын Хотун - хозяйка земли, Хатан Тэмиэрийэ – хозяин огня, Баай Байанай –хозяин леса. Куэх Боллох Тойон – хозяин воды.) (На слайде появляются имена духов иччи).

(Появляется слайд 7 – фрагмент картины «Миры олонхо с мировым деревом».)

Слайд 7. Приложение 1.

- А что мы видим на этом фрагменте? (Нижний мир).

- Какие цвета использует художник для его изображения? (Темные краски, черный, красный, коричневый цвета).

- А кто живет в нижнем мире? (Чудовища абаасы.)

- Кого из них вы знаете? (Арсан Дуолай – главный аббасы, Ала Буурай – его жена) (на слайде появляются имена абаасы).

А теперь задание: рассмотрите фрагмент картины, назовите имя бога (айыы), духа (иччи) или абаасы. Расскажите, что Вы о нем или о ней знаете.

1. (Появляется слайд 8, дети называют имя мифического персонажа, рассказывают о нем, появляется надпись).

Слайд 8. Приложение 1.

Юрюнг Аар Тойон – создатель Вселенной и человека, Глава небес и остальных богов.

2. (Появляется слайд 9, дети называют имя мифического персонажа, рассказывают о нем, появляется надпись).

Слайд 9. Приложение 1.

Дьыл5а Хаан, Танха Хаан – боги рока и судьбы, предугадывающие и предопределяющие судьбу человека.

3. (Появляется слайд 10, дети называют имя мифического персонажа, рассказывают о нем, появляется надпись).

Слайд 10. Приложение 1.

Илбис Кыыha и Оhол уола – боги брани, войны и раздора.

4. (Появляется слайд 11, дети называют имя мифического персонажа, рассказывают о нем, появляется надпись).

Слайд 11. Приложение 1.

Аан Алахчын Хотун - дух, хозяйка земли.

5. (Появляется слайд 12, дети называют имя мифического персонажа, рассказывают о нем, появляется надпись).

Слайд 12. Приложение 1.

Хатан Тэмиэрийэ – самый великий из иччи, дух – хозяин огня, которого представляют в виде старика.

6. (Появляется слайд 13, дети называют имя мифического персонажа, рассказывают о нем, появляется надпись).

Слайд 13. Приложение 1.

Баай Байанай – дух-хозяин леса, который щедро делится с охотниками с своим лесным богатством.

7. (Появляется слайд 14, дети называют имя мифических персонажей, рассказывают о них, появляется надпись).

Слайд 14. Приложение 1.

Арсан Дуолай - глава и повелитель всех подземных абаасы. Ала Буурай – его жена.

- Ребята, вам понравились картины?

(Появляется слайд 15 - фотография Т.Степанова.)

Слайд 15. Приложение 1.

Их автор Тимофей Степанов родился в 1943 году в селе Кюндяя Сунтарского улуса. Рано остался без родителей, вырос в детском доме. В 1968 году он закончил Якутское художественное училище. В 1977 году закончил Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. Первый в республике художник-реставратор. Цикл работ, посвященный теме якутского эпоса, древним шаманам, мифам и легендам народа саха, имел большой успех. В течение двадцати лет он создал 30 крупномасштабных композиций серии «Якутский героический эпос – Олонхо». Художники и искусствоведы часто сравнивали его с олонхосутом в живописи, сумевшим средствами изобразительного искусства выразить всю глубину содержания древних преданий и верований народа Саха.

III тур. Литература

Сейчас мы прочитаем отрывки из олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», воссозданного на основе народных сказаний Платоном Алексеевичем Ойунским, в переводе на русский язык Владимира Державина. Ваша задача - написать на месте пропущенных строк имена героев якутской мифологии.

(Командам даются листочки с заданиями – отрывки из олонхо «Нюргун Боотур Стремительный».

На экране появляется слайд 16 – «Герои якутской мифологии» с их изображениями. После того как учащиеся закончат работу в группах, проводится проверка – нажимаем на знак гиперссылки, появляется текст – дается ответ, появляюется имя мифического персонажа).

Слайд 16. Приложение 1.

Гиперссылка 1 к слайду 16 – папка «Литература».

  1. Задолго до той поры Как родился …, (Арсан Дуолай) Злодействами возмутивший миры, Что отроду был в преисподней своей В облезлую доху облачен, Великан с клыками, как остроги…

Гиперссылка 2 к слайду 16 – папка «Литература».

  1. Задолго еще до того, Как отродий своих народила ему Старуха …, (Ала Буурай) С деревянною колодкою на ногах Появившаяся на свет.

Гиперссылка 3 к слайду 16 – папка «Литература».

  1. Прославлен был старец Аан Уххан, Нареченный …, (Хатан Тэмиэрийэ) Улуу Тойона старший сын. Лиственницей питается он, Смолистой кедровой. Синее пламя - дыханье его, Светло-сивый конь у него под седлом. С виду он похож на стрелу С вилообразным концом Ввысь клубится Седая его борода, Весь искрится он и блестит…

Гиперссылка 4 к слайду 16 – папка «Литература».

  1. А чтобы в бескрайних степях, А чтобы в дремучих лесах Разводил, умножал без числа Разных четвероногих зверей – Голосистых, Клыкастых, Рогатых, Пушных, В среднем мире был поселен Безбедно щедрый всегда, Благословляемый родом людским, Прославляемый … (Баай Байанай)

Гиперссылка 5 к слайду 16 – папка «Литература».

  1. Вот идет она к нам Сама – наяву Наша матушка … ! - (Иэйиэхсит) Яркой улыбкой лучась, Нарядясь в дорогие одежды свои, Идет она в гости к нам! - Чтобы крепкими дети росли, Чтоб они здоровьем цвели, Чтобы выросли богатыри, Надо, чтоб полон был дом Изобилием и добром, Желтым благом и молоком.

Гиперссылка 6 к слайду 16 – папка «Литература».

  1. Рядом с матерью Иэйиэхсит, В средоточии медном, В истоке щедрот, Чэчирами желтыми окружив, Водворили жить и владеть Светлую … (Айыысыт) Дабы размножала она Беспредельно бездонную для людей Неисчерпаемую благодать, Тучное богатство земли.

Гиперссылка 7 к слайду 16 – папка «Литература».

  1. Прямодушная, чей кроток нрав, Чья мысль, как мир широка. Появившаяся на свет С накинутой легко На дебелые плечи дохой Из отборных рысьих мехов, В высокой шапке из трех соболей, Украшенной пером, Назначенная оживить Нагую земную ширь Травной зеленью, Пышной листвой, Прославленная хотун … (Аан Алахчын)

Гиперссылка 8 к слайду 16 – папка «Литература».

  1. На широком нижнем кругу Восьмислойных, огненно-белых небес, На вершине трехъярусных Светлых небес, На престоле, что вырублен целиком Из молочно-белой скалы, Нежным зноем дыша, В сединах белых, как молоко, В высокой шапке из трех соболей, Украшенной алмазным пером, Говорят – восседает он, Говорят, управляет он … (Юрюнг Аар тойон)

Гиперссылка 9 к слайду 16 – папка «Литература».

  1. Стабунились Белые облака, Взгромоздились Черные облака, Сбились в огромную тучу одну, Заслонили блестящий небесный свод, Затмили солнце дня… Словно дух раздора … , (Илбис Кыыhа) Неистово крича, визжа, Словно ворон брани … , (Оhол Уола) Свирепо вопя, кружа.

IV тур. Народное творчество. Обрядовая поэзия.

- Как относились наши предки к божествам айыы, духам иччи? (Они их уважали, почитали, просили помощи, пели алгыс).

- А что такое алгыс? (Люди дарили подарки богам и иччи.)

- Древние люди относились с преклонением к верхним божествам и духам иччи, старались заслужить их благосклонность и не гневить их. Поэтому в их честь совершали различные обряды с жертвоприношением и молением. Алгыс – песнь-благославленье тому или иному божеству Айыы или духу Иччи, молящее у него покровительства называется обрядовой поэзией.

(Появляется слайд 17 – фрагмент картины «Серединный мир», в котором дается определение алгыс).

Слайд 17. Приложение 1.

Сейчас, ваша задача, угадать – кому из обитателей трех миров обращается с песней алгыс Петя.

(Ученик исполняет обрядовые песни алгыс, посвященные богам айыы – файл мультимедиа на слайде 17 –папка «Алгыс». Учащиеся отгадывают, на слайде появляются имена).

V тур. Этика.

Как мы уже говорили, издревле наш народ преклонялся и почитал всех божеств Айыы и духов Иччи. А сейчас вам такое задание – по представлениям наших предков, мы живем в среднем мире вместе с духами иччи. Вам надо составить свод правил, которые надо соблюдать, чтобы почитать духов.

(Появляется слайд 18 – фрагменты картин с изображениями духов иччи.)

Слайд 18. Приложение 1.

I команда – Аан Алахчын хотун.

II команда – Баай Байанай.

III команда – Хатан Тэмиэрийэ.

(Учащиеся работают в группах, затем защищают свои работы. Затем идет сопоставление соблюдения обычаев и обрядов).

Гиперссылка к слайду 18 –Правило 1.

Аан Алахчын Хотун Человек – дитя природы.

  1. Люби и береги природу.
  2. Не ломай деревья, растения.
  3. Не загрязняй природу.
  4. Не убивай священных зверей, птиц, насекомых.
  5. Почитай священные места в лесу.
  6. Не разоряй птичьи гнезда.

Весной совершают обряд поклонения духу Земли, обвешивают саламой деревья.

Гиперссылка к слайду 18 –Правило 2.

Баай Байанай

  1. Перед охотой исполняется алгыс Байанаю: через дух огня просят об удачной охоте.
  2. На охоту иди с чистыми помыслами.
  3. В лесу не шуми, громко не говори.
  4. Убивай зверя столько, сколько нужно для себя.
  5. Делись со своей добычей с ближними.
  6. Не ешь уши и сердце любой добычи.
  7. Не убивай священных птиц.
  8. Не разоряй птичьи гнезда.
  9. Умей правильно распоряжаться добычей и уловом.
  10. Не загрязняй лес и водоемы.
  11. Не разрешай играть детям орудием охоты.

Гиперссылка к слайду 18 – Правило 3.

Хатан Тэмиэрийэ

  1. Уважай и береги огонь в очаге.
  2. Не ругай, не оскорбляй огонь.
  3. Постоянно «корми» огонь.
  4. Не разрешай детям играть с огнем.
  5. Не бросай мусор в огонь.
  6. Не подмешивай дрова острым железным предметом.

- Хотя прошло много столетий мы до сих пор придерживаемся и стараемся сохранить обычаи и обряды наших предков. Сегодня мы вывели основные правила, которые необходимо соблюдать, чтобы сохранить традиции своего народа Саха.

4. Закрепление. Подведение итогов.

Итак, сегодня мы говорили о героях якутских мифов. Но на этом наше знакомство с ними не заканчивается, потому что они стали героями литературных и музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, с которыми мы познакомимся в старших классах.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Легенда манси и легенда якутов |

Легенда манси.

С незапамятных времен живут вогулы в тайге вдоль Поясового Камня. И уже никто из них не помнит, что пришли их предки, древние угры, с берегов большой сибирской реки, которую прежние их соседи тунгусы и поныне называют Ионесси (Енисей).

МаньПупунер

Что одна часть этого большого народа пересекла жаркие южные степи, докатилась, как могучая волна, до стен Древнего Рима и осела в Паннонии, а другая по северным дебрям дошла до суровых фьордов Скандинавии. И на всем этом пути, как озерки после половодья, остались немногочисленные народности со сходным языком и обычаями. Вот такой народ, называющий себя по имени красивой гордой птицы - манси ("мансин" означает глухарь), а земли своих предков - манси-ма.

Западные пределы манси-ма - Уральские горы, которые на сотни километров протянулись от истоков Вишеры до широтного участка Щугора. Это лучшие оленьи пастбища манси. Здесь проложены их главные оленьи тропы. Западнее земля зырян-саран-ма (коми). Существует легенда манси как оттуда в давние времена пошли на восток могучие жестокие воины-великаны, задумав погубить их. Они были так огромны, выше самых могучих деревьев. Богатырская поступь и барабанный бой были слышны даже в стойбищах манси по другую сторону урала. Но могущественный бог Нер-ойка, обитавший на священной горе Яллинг-нер, защитил народ, который всегда приносил ему жертвы. Как только великаны поднялись на первую вершину, с которой увидели Ялпинг-нер, они с ужасом остановились, потому что над ними заклубились черные тучи, завыли страшные вихри, посыпались стрелы огненных молний.

Разом окаменели богатыри, обратились в истуканов. И поныне стоят они на голой невысокой горе, а барабан из их рук упал на ближнюю большую вершину и тоже окаменел. С тех пор называют люди одну гору - Койп (барабан), а вторую - Мань-Пупу-нер (малая гора богов)

P.S.

Мань-Пупы-нер 1990

Мы шли на Мань-Пупу-нер почти неделю от Ушма-пер.Дятлова-Оттортэн-верховья Печоры в начале 90-х.

Легенда якутов

Гора Кисилях ЯкутияИнтересно, что в Якутии есть нечто подобное. Это гора Кигилях (Кисилях) недалеко от Верхоянска. Ее открыл в 1711 году сибирский казак и путешественник Меркурий Вагин. Но он не придал никакого значения замысловатым скальным фигурам, похожим на человеческие, решив очевидно, что это игра природы. Но в ХХ веке этим местом заинтересовались исследователи. Появилась теория, что эти величественные каменные статуи высотой с 10-этажный дом - есть не что иное как уникальные сооружения, созданные одной из древних цивилизаций для связи с космосом. Это утверждение появилось на основании местных якутских легенд о застывших людях великанах, когда-то населявших эту землю. Само слово "кигилях" в переводе с якутского означает "каменные люди". Естественно, как у манси Мань-Пупу-нер, так и у якутов Кигилях является священным местом. Только шаманы имели право приходить сюда. Но с 90-х годов ХХ века сюда пошли многочисленные туристы.

Рерих

Каменные изваяния горы Кигилях напоминают и Мань-Пупу-нер и  изваяния острова Пасхи и картину Рериха, поэтому кое-кто называет это место северной Шамбалой и энергетическим центром Земли. Страна, где простой смертный может соединиться с Высшим разумом и избавиться от любой земной напасти или болезни.  Якуты рассказывают много таких  историй исцелений. Ученые провели замеры радиационного фона (он в норме) и др. и выявили какие-то отклонения магнитного поля. В связи с чем в ближайшем аэропорту взлет и посадку с этой стороны запретили т.к. у пилотов начинают приборы плясать. Рукотворность комплекса ученые разумеется отвергают.

Как могли появиться эти величественные скалы? Единого мнения конечно нет и не будет.  Шамбала - это рай небесный на земле, который был утерян. Идеальное царство праведных было когда-то, но прошло. И его безуспешно ищут в Тибете или Гоби или Сибири. А оно ушло в другое измерение. Так что искать надо в своем сердце, как и Бога=истину, впрочем.

Такая туристская легенда, рассказывает ее якут. Одна туристка снимала на камеру около горы, но батарея закончилась. Девушка очень огорчилась. Она поднялась на гору, положила на камень камеру, и она зарядилась! Да, еще девушка помолилась при этом.  Якуты считают, что священная гора излучает силу и энергию.

Гора Кисилях

Исследователи на Кисиляхе проводили разные измерения с помощью приборов. Излучения камней магнитным спектрометром например. Ничего особенного не обнаружено. Физики из Якутска тоже ничего не зафиксировали.  Геологи говорят, что Кисилях - это вышедшая на поверхность магма. И за миллионы лет под воздействием выветривания, снега, дождя, солнца и т.д. появились такие причудливые фигуры. Остаются только вопросы о случаях реальных исцелений людей. Может это эффект самовнушения? Блажен, кто верует. Вот еще что. Тут есть местные источники. Так вот вода в местных геотермальных ключах обладает необычными свойствами. Химический состав воды включает множество полезных для человека минералов, которые способствуют очищению организма.

Кисилях находится недалеко от Оймякона, а это уникальная точка планеты - полюс холода. Зимой температура падает до 72 градусов ниже нуля. Но что самое удивительное, летом термометры иногда показывают плюс 45! То есть разлет сезонных температур почти 120 градусов.  Может быть это и способствует разрушению горных пород.

Гора Кисилях

Блаватская и Рерихи писали о прошлых цивилизациях лемурийцах и др., которые построили египетские пирамиды и много что еще. Поздние лемурийцы (высотой 10 м) закончились 2 миллиона лет назад, они были самой развитой расой на Земле. Блаватская их называет "коренной" расой. После них атланты (рост примерно 5 метров) погибли во время всемирного потопа  850 тысяч лет тому назад. Но некоторые из атлантов дожили до следующего потопа 12 тыс. лет назад.  Но ученые считают, что это все плод фантазии Блаватской. Но и Платон писал о них. Атлантида, согласно Платону, находилась "западнее Геркулесовых столбов", это на месте Бермудского треугольника. Поздние атланты обладали высокоразвитой гордыней и алчностью у них полностью выродилась добродетель и божественная природа и как результат - Зевс прогневался, и Атлантида затонула  в один день в результате землетрясения. Это версия Платона. Видимо Сев.Америке  тоже предстоит нечто подобное.

Советую посмотреть

perevalnext.ru

ЯКУТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

ЯКУТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

В основе мифологии якутов лежат представления древних тюрок и др. племён юж. Сибири. В Я. м. сохранились весьма древние мифы о животных, объясняющие их некоторые видимые особенности. Например, миф о вороне и гагаре, которые в старину были чёрными и, завидуя пёстрому оперению других птиц, решили разукрасить друг друга. Ворон украсил гагару различными узорами. Гагара, увидев своё отражение в воде, захотела одна остаться нарядной и собралась нырнуть в реку, но ворон успел клюнуть её в крестец. Поэтому ворон остался чёрным, а у гагары с тех пор вывернутые ноги. В Я. м. частично бытуют архаичные мифы тотемического типа. Это мифы об орле, лебеде, вороне и др. Орёл считался сыном небесного божества Хомпоруун хотой, главой всех птиц. Будто бы он принёс людям огонь, и некоторые якутские роды считали его своим покровителем и относились к нему как к старшему родственнику. Когда орёл весной прилетал в Якутию - зима отступала. Согласно Я. м„ домашние животные созданы добрыми божествами (айы). В одном мифе говорится, что Юрюнг айы тойон создал коня одновременно с человеком, в другом - творец сначала сделал коня, от него произошёл полуконь-получеловек, от последнего - человек. Есть мифы, объясняющие некоторые анатомические особенности домашних животных и их взаимосвязь с природными условиями края. В Я. м. существует обширный цикл космогонических мифов. Так, имеется несколько вариантов мифов о солнце. По одной версии, благодаря солнцу возникли земля и люди, по другой - солнце - это сияние лица Юрюнг айы тойона, по третьей - Юрюнг айы тойон создал три солнца, из которых одно было предназначено для освещения земли. По одному из вариантов мифа, солнце имеет свою семью и живёт на небе. Происхождение пятен на луне объясняется тем, что возле ивы стояла девушка-сирота с коромыслом и вёдрами, а луна, сжалившись над ней, взяла её к себе вместе со всеми предметами, и теперь они видны там. Есть несколько мифов о господине месяце и его дочери на небе, о происхождении отдельных созвездий. По одному из мифов, охотник, преследуя лося, загнал его на небо, и там оба превратились в созвездие Орион. Млечный путь, по Я. м., - след сына неба, гнавшегося на лыжах за оленем. Согласно мифу, сохранённому богатырским эпосом олонхо, вселенная состоит из трёх миров, образовавшихся следующим образом: в древности разгорелась длительная война между племенами Улу тойона, Юрюнг айы тойона и главы злых духов нижнего мира Арсан Дуолайя. Близился конец мира. Тогда воюющие стороны прекратили битву и заключили договор, по которому разделили вселенную на три отдельных мира. Верхний мир был отдан племенам Юрюнг айы тойона и Улу тойона, средний - человеческому роду, а нижний - племенам Арсан Дуолайя. Верхний мир, по воззрениям якутов, состоит из нескольких ярусов. В мифах упоминается 3, 7 и 9 небеса, расположенные как бы друг над другом. Самое верхнее небо считалось местом обитания племени Юрюнг айы тойона, на следующих ярусах жили другие айы и абасы верхнего мира во главе с Улу тойоном. Края нижнего неба якобы свисают по окружности вниз и трутся о приподнятые края земли так, как будто грызутся со скрежетом разъярённые жеребцы. Верхний мир считался холодным краем. По одной версии, добрые божества айы создали землю очень красивой и ровной, но злой дух абасы затоптал и исцарапал её. Следы его деяний остались в виде рек, озёр и гор. Вслед за сотворением земли Юрюнг айы тойон создал человека. Для этого он сделал статуи людей и поместил их в каменный дом, около которого поставил сторожа и велел ему не пускать в дом злого духа. Последний подкупил сторожа, пообещав дать ему тёплую шубу. Войдя в дом, злой дух испачкал нечистотами статуи людей. Юрюнг айы тойон, увидев содеянное, превратил сторожа в собаку, а статуи вывернул наизнанку. С тех пор люди внутри полны грязи. Помимо людей и животных, созданных вслед за человеком, в среднем мире живут многочисленные иччи - духи - хозяева земли, леса, рек, озёр, гор, дорог, предметов, сделанных руками человека, жилых и хозяйственных строений, орудий труда и т. п. Нижний мир - под землёй, описывается как сумрачная страна, тускло освещённая щербатыми солнцем и луной. Весь нижний мир покрыт непросыхающим болотом, на котором растут уродливые железные деревья. Отдельный цикл Я. м. составляют мифы о великих шаманах - об их могуществе, о борьбе шаманов друг с другом, об их способности совершать волшебства. Считается, что даже лёжа в могилах, шаманы продолжают камлать, поэтому около их погребений иногда слышны гул бубна, звон привесок шаманского плаща. Культовые мифы создавались для подтверждения могущества шаманов (см. ст. Ан аргыл ойун). С Я. м. генетически связана долганская мифология, которая по содержанию совпадает с мифологией сев. якутов.   Лит.: Эргис Г. У., Очерки по якутскому фольклору, М., 1974; Алексеев Н. А., Традиционные религиозные верования якутов в XIX - нач. XX вв., Новосиб., 1975; Г у рви ч И. С., Культура северных якутов-оленеводов, М., 1977; Ксенофонтов Г. В., Эллэйада, М.. 1977. Н. А. Алексеев.

(Источник: «Мифы народов мира».)

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Доклад на тему "Мифология якутов"

             Бывает, что человек впервые слышит песню, и она в нем что-то пробуждает. Ничего особенного, просто песня понравилась. Просто, да непросто. В человеке пробудились силы, доселе дремавшие в нем. Какие силы, что за мистика? Нет ничего мистического. Это активизировалась память предков, память рода. В глубинах нашей психики таятся воспоминания о генеалогическом древе.Зачем нужно знать о памяти предков? Таятся воспоминания и пусть таятся. Но любая структура в психике оказывает на поведение человека влияние.

Память предков – набор преданий, легенд, мифов своего народа. У русских: Великая Отечественная война, победа над Наполеоном, Петр I, Александр Невский. Китеж-град, Пушкин, Илья Муромец, Жар-птица. А что у нас, у якутов? Этот вопрос заставил меня обратиться к мифологии якутов   

  Актуальность темы «Мифология якутов». Работа посвящена мифологическим представлениям народа саха. Изучение духовного наследия предыдущих поколений в условиях убыстряющегося техногенного развития общества представляется важным для сохранения культурного богатства, созданного в минувшие тысячелетия. Мифологический фонд составляет неотъемлемую часть достижений общечеловеческой цивилизации. Традиционное мировоззрение народов Сибири, сохранившее отголоски древних представлений людей об окружающем мире, в течение многих десятилетий остаётся одной из приоритетных тем российской этнографии.

Исторические предания, содержащиеся в мифологических текстах, также имеют большое значение при освещении вопросов, связанных с этногенезом и дописьменным периодом истории, позволяют в некоторой степени реконструировать мировоззрение древних людей. В совокупности с археолого-этнографическим материалом они помогают создать более целостную картину прошлого.

Постановка проблемы. Из всех тюркоязычных народов якуты являются самыми северными их представителями. Тюркоязычные предки якутов переселились на территорию современной Якутии (бассейн Средней Лены) из Южной Сибири и Центральной Азии. Современные исследователи в большинстве своём считают тюркоязычных курыкан (проживавших в VI-IX вв. в Прибайкалье) основными предками якутской народности. Якутская народность, сформировавшаяся в XV-XVI вв. в бассейне Средней Лены.

Цель работы. В традиционных якутских верованиях центральным стержнем являются древнетюркские религиозные представления. В свою очередь, религиозные представления древнетюркских племён в разной степени подвергались влиянию культур других народов.

Исходя из этого, в настоящей работе сделана попытка разрешить следующие задачи:

1) через знакомство с мифами иметь представление об истории, культуре, миропонимании якутского народа;

2) рассмотреть персонажи якутской мифологии;

3) разделить мифы о шаманах на группы;

В основе мифологии якутов лежат представления древних тюрок и древних племён Южной Сибири.

В якутском мифе сохранились весьма древние мифы о животных, объясняющие их некоторые видимые особенности. Например, миф о вороне и гагаре, которые в старину были чёрными и, завидуя пёстрому оперению других птиц, решили разукрасить друг друга. Ворон украсил гагару различными узорами. Гагара, увидев своё отражение в воде, захотела одна остаться нарядной и собралась нырнуть в реку, но ворон успел клюнуть её в крестец. Поэтому ворон остался чёрным, а у гагары с тех пор вывернутые ноги.

В Я. м. частично бытуют архаичные мифы тотемического типа. Это мифы об орле, лебеде, вороне и др. Орёл считался сыном небесного божества Хомпоруун хотой, главой всех птиц. Будто бы он принёс людям огонь, и некоторые якутские роды считали его своим покровителем и относились к нему как к старшему родственнику. Когда орёл весной прилетал в Якутию - зима отступала.

Согласно Я. м„ домашние животные созданы добрыми божествами (айыs). В одном мифе говорится, что Юрюнг айы тойон создал коня одновременно с человеком, в другом - творец сначала сделал коня, от него произошёл полуконь-получеловек, от последнего - человек. Есть мифы, объясняющие некоторые анатомические особенности домашних животных и их взаимосвязь с природными условиями края.

В Я. м. существует обширный цикл космогонических мифов. Так, имеется несколько вариантов мифов о солнце. По одной версии, благодаря солнцу возникли земля и люди, по другой - солнце - это сияние лица Юрюнг айы тойона, по третьей - Юрюнг айыы тойон создал три солнца, из которых одно было предназначено для освещения земли. По одному из вариантов мифа, солнце имеет свою семью и живёт на небе. Происхождение пятен на луне объясняется тем, что возле ивы стояла девушка-сирота с коромыслом и вёдрами, а луна, сжалившись над ней, взяла её к себе вместе со всеми предметами, и теперь они видны там. Есть несколько мифов о господине месяце и его дочери на небе, о происхождении отдельных созвездий. По одному из мифов, охотник, преследуя лося, загнал его на небо, и там оба превратились в созвездие Орион. Млечный путь, по Я. м., - след сына неба, гнавшегося на лыжах за оленем.

Согласно мифу, сохранённому богатырским эпосом олонхо, вселенная состоит из трёх миров, образовавшихся следующим образом: в древности разгорелась длительная война между племенами Улуу тойона, Юрюнг айы тойона и главы злых духов нижнего мира Арсан Дуолайя.

Близился конец мира. Тогда воюющие стороны прекратили битву и заключили договор, по которому разделили вселенную на три отдельных мира. Верхний мир был отдан племенам Юрюнг айыы тойона и Улуу тойона, средний - человеческому роду, а нижний - племенам Арсан Дуолайя.

Верхний мир, по воззрениям якутов, состоит из нескольких ярусов. В мифах упоминается 3, 7 и 9 небеса, расположенные как бы друг над другом. Самое верхнее небо считалось местом обитания племени Юрюнг айыы тойона, на следующих ярусах жили другие айыы и абасы верхнего мира во главе с Улуу тойоном. Края нижнего неба якобы свисают по окружности вниз и трутся о приподнятые края земли так, как будто грызутся со скрежетом разъярённые жеребцы. Верхний мир считался холодным краем. По одной версии, добрые божества айыы создали землю очень красивой и ровной, но злой дух абасы затоптал и исцарапал её. Следы его деяний остались в виде рек, озёр и гор. Вслед за сотворением земли Юрюнг айыы тойон создал человека. Для этого он сделал статуи людей и поместил их в каменный дом, около которого поставил сторожа и велел ему не пускать в дом злого духа. Последний подкупил сторожа, пообещав дать ему тёплую шубу. Войдя в дом, злой дух испачкал нечистотами статуи людей. Юрюнг айыы тойон, увидев содеянное, превратил сторожа в собаку, а статуи вывернул наизнанку. С тех пор люди внутри полны грязи. Помимо людей и животных, созданных вслед за человеком, в среднем мире живут многочисленные иччи - духи - хозяева земли, леса, рек, озёр, гор, дорог, предметов, сделанных руками человека, жилых и хозяйственных строений, орудий труда и т. п.

Нижний мир - под землёй, описывается как сумрачная страна, тускло освещённая щербатыми солнцем и луной. Весь нижний мир покрыт непросыхающим болотом, на котором растут уродливые железные деревья.

Отдельный цикл Я. м. составляют мифы о великих шаманах - об их могуществе, о борьбе шаманов друг с другом, об их способности совершать волшебства. Считается, что даже лёжа в могилах, шаманы продолжают камлать, поэтому около их погребений иногда слышны гул бубна, звон привесок шаманского плаща. Культовые мифы создавались для подтверждения могущества шаманов .С якутским мифом генетически связана долганская мифология, которая по содержанию совпадает с мифологией северных якутов.

Мифы о шаманах состояли из следующих групп:

а) мифы о становлении шаманов;

б) мифы о чудесных свойствах шаманов и их способности воздействовать на духов и людей;

в) мифы о борьбе между шаманами;

г) мифы о победах простых людей в борьбе с шаманами;

д) мифы о судьбе шаманов после смерти. 

Персонажи и культовые объекты якутской мифологии:

Абаасы - у якутов злые духи верхнего, среднего и нижнего мировАйыы - у якутов добрые божества верхнего и среднего мировАйыысыт - у якутов божества плодородияАал луук мас - в якутской мифологии священное дерево рода, в котором обитает дух — хозяйка данной местностиАан Аргыл ойуун - в якутской мифологии первый «чёрный» шаманАан дархан тойон - у якутов дух — хозяин домашнего очагаАан дархан хотун - у якутов дух — хозяйка землиАрсан-Дуолай - у якутов глава восьми родов злых духов нижнего мираБаай Байанай - в якутской мифологии дух — хозяин леса, животных и птиц, покровитель охотниковБордонгкуй - в якутской мифологии злой дух верхнего мираДжёсёгёй тойон - в мифах якутов божество, способствующее размножению лошадей, их покровительДьылга хаан - в якутской мифологии божество из разряда айы, определяющее при рождении ребёнка его судьбуИйэ кыл - в якутской мифологии звериное воплощение души шаманаИлбис хаан - в якутской мифологии божество войныИсэгэй айыысыт - в якутской мифологии богиня — покровительница рогатого скотаИччи - в якутской мифологии духи-хозяеваИэйиэхсит - в якутской мифологии богиня-посредница между божествами и людьмиКут - в якутской мифологии сверхъестественная жизненная сила, зародышНьадьы дьянгха - в якутской мифологии покровительница телят и детей, маленький дух женского пола; дочь небожителя, главы злых духов Улу тойонаНэлбэй айысыт - в якутской мифологии первоначально покровительница рождения детей, позже — божество плодородияОмогой бай - в якутской мифологии один из прародителей якутовСата - в мифах якутов волшебный каменьСюгэ тойон - в якутской мифологии бог грома, относящийся к разряду айыСюллюкюн - в якутской мифологии духи, обитающие в глубине водСюр - в якутской мифологии сверхъестественное олицетворение жизненной энергии, волиТангара - у народов Центральной Азии неперсонифицированное мужское божественное начало, распоряжающееся судьбами человека, народа и государстваУлуу тойон - в якутской мифологии глава злых духов верхнего мира, родоначальник большого племени абасыХара суорун - в якутской мифологии дух — покровитель ряда якутских родов, предок девяти шаманских родов, сын Улу тойонаХардай - популярный персонаж в фольклоре народов Центральной Азии и Южной СибириХомпоруун хотой - в якутской мифологии покровитель птиц, отец орлов, прародитель ряда якутских родов, божество, относящееся к разряду айыЧолбон - в мифах монгольских народов, сибирских тюрок и некоторых тунгусских народов персонификация или дух — хозяин планеты Венера, небесное божествоЧучуна - в мифах северных якутов мужские антропоморфные существа, относящиеся к дикому племени, обитающему где-то на севереЭллэй - в мифах якутов главный первопредокЭрэкэ-джэрэкэ - в якутской мифологии духи — хозяева деревьев и трав, дети хозяйки земли Ан дархан хотунЮёр - в мифах якутов злой дух, в которого превращались после смерти самоубийцы, сумасшедшие и шаманыЮрюнг айыы тойон - в якутской мифологии творец вселенной, верховное божество, глава обитающих в верхнем мире божеств айы

В заключении хочу сказать: мифологические мировоззрения якутов показывает, что их представления являются сугубо локальными (бассейн Средней Лены), отличающимися от традиционного религиозного мировоззрения тюрков Южной Сибири, однако в основе своей якуты в значительной мере сохранили религиозный древнетюркский пласт.

        Память предков необходимо пробуждать и понимать, потому что, понимая мифы своего  народа, мы лучше понимаем самих себя. Я хочу пожелать и вам не терять интерес к историческому прошлому своего края. Храните и впитывайте мудрость прошедших поколений.

Использованная литература

1. Этнография: Учебник/ Под ред. Ю.В.Бромлея и Г.Е.Маркова. - М.: Высш. школа, 1982. - 320 с., ил. - Авт. указ. в предисловии и оглавлении

. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов (народные знания и обычное право). Учебное пособие. - Якутск, изд. Якутского госуниверситета, 1983, с. 104.

. Алексеев Н. А., Традиционные религиозные верования якутов в XIX - нач. XX вв., Новосиб., 1975.

. Гоголев А.И. Г58 Истоки мифологии традиционный календарь якутов. Научно-популярное издание. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2002.104с.

Республиканская НПК «Тюркский мир».

Амгинский улус

МБОУ «Бетюнская СОШ им. Н.Е. Иванова»

МИФОЛОГИЯ ЯКУТОВ

Подготовила: Петрова Света -

ученица 6го класса

Руководитель: Егорова А.В. –

учитель русского языка и литературы

Амга, 2015 год

infourok.ru


Смотрите также