Всеобщая история древнего мира. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Текст книги "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс". Всеобщая история древнего мира


Введение. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс

Что такое история и для чего ее изучают?

История – это наука о прошлом. Она имеет много периодов, и вы начинаете знакомиться с самым первым из них – историей Древнего мира. На страницах этого учебника вас ждет рассказ о появлении и жизни первых людей, об их борьбе за существование. Вы узнаете о том, как со временем менялся облик и образ жизни человека, как возникали древнейшие государства.

Изучать историю необходимо, потому что она хранит память о прошлом человечества, о его успехах и ошибках. На этих ошибках надо учиться, чтобы не повторять их. Нужно помнить и о достижениях прошлого, чтобы не пришлось вновь искать ответы на вопросы, уже однажды найденные. История поможет вам не только узнать, как жили люди прежде, но и понять, как они стали такими, какие есть. Изучая историю, вам будет легче понять события современности, предвидеть будущее.

Археологи раскапывают древнее захоронение

Как ученые узнают о событиях прошлого?

О прошлом человечества рассказывают исторические источники. Ведь человечество существует тысячи лет, и осталось очень много «следов», изучая которые можно воссоздать картины из жизни людей. Что же это за «следы»?

Ученые обнаружили множество останков древних людей, по которым узнали, как выглядел когда-то человек. Рядом с останками часто находили орудия труда, различную утварь. Учеными найдены и остатки жилищ. На стенах некоторых из них сохранились изображения, рассказывающие о жизни людей. Все эти следы деятельности человека называются вещественными историческими источниками.

Из глубокой древности до нас допели мифы и легенды – рассказы о богах и героях. Эти рассказы восходят к временам, когда еще не было письменности. Поэтому они передавались из уст в уста. В мифах и легендах часто содержатся бесценные сведения о представлениях древних людей.

Огромную помощь в изучении истории оказывают сохранившиеся до наших дней письменные источники. Возможность записывать важнейшие события люди получили около 5 тысяч лет назад, когда была изобретена письменность. Письменные источники часто содержат такую информацию о жизни народов Земли, которую мы больше ниоткуда не можем почерпнуть.

Как работать с учебником?

Учебник состоит из четырех разделов, которые включают одну или несколько глав, посвященных определенной теме. Главы, в свою очередь, разделены на параграфы. В тексте параграфов, кроме информации по теме, есть задания, обозначенные особыми значками. Эти задания необходимо выполнять при работе с текстом и прилагаемыми к нему иллюстрациями. В конце каждого параграфа, под заголовком «Подведем итоги», вы найдете краткий вывод по изученному материалу, объяснение новых слов и важнейшие даты, которые надо запомнить. Завершаются параграфы «Вопросами и заданиями».

Условные обозначения

Новые слова, которые необходимо запомнить, в тексте они выделены курсивом. Наиболее важные даты, требующие запоминания. Задания, которые нужно выполнять во время работы с текстом.
Вопросы и задания к картам и иллюстрациям. Высказывания, ярко характеризующие исторические события и их участников. Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 классДобавить
  • Читаю
  • Хочу прочитать
  • Прочитал

Жанр: Учебная литература

ISBN: 978-5-358-13569-7

Год издания: 2014

Серия: Вертикаль (Дрофа)

Издательство: Дрофа

Оцените книгу

1 планируeт, 1 прочитал и 1 читаeт

Скачать книгу

1188 скачиваний

Читать онлайн

О книге "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс"

Данный продукт не является электронной формой учебника (разработанной в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России №1559 от 08.12.2014). Это точная копия печатного учебника в формате PDF. Не содержит мультимедийных и интерактивных объектов.

Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплекс по всеобщей истории для 5 класса. Учебник полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрен РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включен в Федеральный перечень учебников.

Авторы учебника в увлекательной форме знакомят учащихся с важнейшими этапами древней истории человечества. Они рассказывают о первобытности, государствах Древнего Востока и античного мира. В ходе работы с учебником школьники познакомятся с важнейшими историческими понятиями, научатся работать с исторической картой, сопоставлять события прошлого.

Произведение относится к жанру Учебная литература. Оно было опубликовано в 2014 году издательством Дрофа. Книга входит в серию "Вертикаль (Дрофа)". На нашем сайте можно скачать книгу "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 2.91 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Отзывы читателей

Подборки книг

Похожие книги

Другие книги автора

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс

Информация обновлена: 13.12.2017

avidreaders.ru

Читать книгу Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс Н. А. Селунской : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

С. В. Колпаков, Н. А. СелунскаяВсеобщая история. История Древнего мира. 5 класс

Введение
Для чего мы изучаем историю?

История – это наука о прошлом. Она имеет много периодов, и в 5 классе вы познакомитесь с самым первым из них – историей Древнего мира. На страницах учебника вас ждёт рассказ о появлении первых людей, об их борьбе за существование. Вы узнаете, как со временем менялся облик и образ жизни человека, как возникали древние государства.

Изучать историю необходимо, потому что она хранит память о прошлом человечества, о его успехах и ошибках. На этих ошибках надо учиться, чтобы не повторять их. Нужно помнить и о достижениях прошлого, чтобы не пришлось вновь искать уже однажды найденные ответы на вопросы. История поможет вам не только узнать, как жили люди прежде, но и понять, как они стали такими, как сейчас. Изучая историю, вы сможете лучше понять события современности, предвидеть будущее.

Как работать с учебником?

Учебник состоит из десяти глав. Главы разделены на параграфы, в тексте которых, кроме информации по теме, есть задания, отмеченные значками. Их необходимо выполнять при работе с текстом и иллюстрациями. В конце каждого параграфа вы найдёте объяснение новых слов и даты, которые необходимо запомнить.

Условные обозначения

Новые слова, которые необходимо запомнить, в тексте они выделены курсивом.

Наиболее важные даты, требующие запоминания.

Задания, которые нужно выполнять во время работы с текстом.

Вопросы и задания к картам и иллюстрациям.

Высказывания, ярко характеризующие исторические события и их участников.

* Вопросы повышенного уровня сложности.

Глава 1Как жили люди в древности

 Был ли в самом начале у мира исток?Вот загадка, которую задал нам Бог,Мудрецы толковали о ней, как хотели, —Ни один разгадать ее толком не смог. 

Персидский поэт Омар Хайям

Родовая община. Современный рисунок

Расскажите о том, как жили, во что одевались и чем занимались наши далекие предки.

§ 1. Как ведется счет лет в истории
Как начался современный отсчет времени

В древности не было единого для всех календаря. 2 тысячи лет назад произошло событие, от которого люди во многих странах мира начали вести свой календарь. Этим событием стало рождение человека по имени Иисус Христос.

Солнечный календарь древних жителей Америки

Основанная им религия – христианство – со временем распространилась по всему миру. В тех странах, где христиане составляли большинство, Рождество Иисуса начали отмечать как великий праздник. Старые календари в этих странах были отменены, а новый отсчет начали вести от даты рождения Христа. Время, прошедшее от года рождения Иисуса Христа до наших дней, люди стали называть нашей (новой) эрой, сокращенно – н. э. Наша эра длится уже более 2 тысяч лет.

Счет лет до новой эры

О чем-либо, случившемся до Рождества Иисуса Христа, мы условно говорим, что это произошло до нашей (новой) эры, сокращенно – до н. э. Как быть, если мы хотим узнать, сколько лет прошло от события, происшедшего до Рождества Христова, по настоящее время? Чтобы узнать это, надо к дате, когда оно произошло, прибавить дату, которая сейчас значится по нашему календарю.

Одна из первых в истории надписей, сделанная в Древней Индии

Например, как узнать, сколько времени прошло с возникновения письменности, если известно, что она появилась в III тысячелетии до н. э.? Надо к этой дате прибавить еще 2 тысячелетия. Получается, что письменность возникла примерно 5 тысяч лет назад.

Ну а как, скажем, узнать, в каком тысячелетии до н. э. люди научились обрабатывать железо, если мы знаем, что это произошло приблизительно 3 тысячи лет назад? Для этого от трех тысяч лет надо отнять две тысячи. Получается, что это произошло в первом тысячелетии до н. э.

Подведём итоги

В настоящее время в большинстве стран мира счет лет ведется от Рождества Иисуса Христа.

«Время – вечный образ, движущийся от числа к числу».

Древний мудрец Платон

Вопросы и задания

1. Когда начался современный отсчет лет в истории?

2. Что и на сколько произошло раньше: появление письменности или начало обработки железа?

3*. Люди научились земледелию 8 тысяч лет назад. В каком веке до н. э. это произошло?

§ 2. Жизнь древних людей
Как появились первые люди

До сих пор нет единого мнения о том, как появился человек. Религия и наука дают разные ответы. Религия учит, что первого человека создал Бог по образу и подобию своему. Верующие считают, что Бог наделил человека разумом и вдохнул в него бессмертную душу.

Наука придерживается другой точки зрения. Многие учёные считают, что человек произошёл от обезьяноподобных существ, которые постепенно изменялись. Их длинные руки укорачивались, а согнутые спины распрямлялись; развивался и мозг. Существа эти становились умнее, они начали выделяться из животного мира. Так появились люди. Правда, эта теория не полностью подтверждена научными доказательствами.

Как выглядели древние люди

Ученые обнаружили на юго-востоке Африки останки человека, жившего более 2 миллионов лет назад. По этим останкам удалось предположить, как выглядел этот древнейший из известных нам людей. Он ходил, сильно наклонившись вперед, так что его длинные руки свешивались ниже колен. Лоб человека был низкий, покатый, а над глазами выступали мощные надбровные дуги. Мозг его был гораздо меньше, чем у современного человека, но все же больше, чем у обезьяны. Разговаривать люди еще не умели и лишь издавали отрывистые звуки. Со временем люди развивались, изменялся их облик, увеличивался объем мозга. Постепенно они осваивали членораздельную речь.

Древнейший человек. Современный рисунок

Первые орудия труда

Чтобы защищаться от хищников и добывать пропитание, древние люди научились изготавливать орудия труда. Орудия делали из тех материалов, которые имелись в природе. Достаточно было несколько раз ударить камнем о камень, и в руках у древнего человека оказывалось грубое, но прочное орудие с заострённым концом. Ими люди вырубали дубины, обтачивали палки-копалки. Заострённый камень, дубина и палка-копалка были первыми орудиями, которые научился делать человек. Умение изготавливать орудия труда отличало древних людей от животных.

Каменные орудия труда

Как вы думаете, для чего могло служить каждое из этих орудий?

Со временем человек научился изготавливать более совершенные орудия труда. На смену заостренному камню пришли кремневые рубила, ножи, скребки, проколки. Рубило, привязанное сухожилиями животных к крепкой рукояти, служило в качестве топора. Ножами можно было снимать и резать шкуры. Их очищали скребками, а затем проколками проделывали по краям шкур отверстия и сшивали сухожилиями. Получалась грубая, но теплая одежда. Человек изобрел также копье с каменным наконечником. С ним было легче охотиться и обороняться от хищников.

Как жили и чем питались древние люди

В древности люди не умели пользоваться огнем и строить жилье, чтобы укрыться от непогоды. Поэтому наши далекие предки жили в теплых краях, где ни одежда, ни жилье были не нужны. Спали они на земле, подстелив лишь охапку листвы. Укрытием от дождя служили кроны деревьев или пещеры.

Жили первобытные люди большими группами. Такие группы не были постоянными и напоминали стада животных. Поэтому сообщества древних людей историки называют человеческими стадами.

Питались люди в основном растительной пищей. Они собирали плоды, ягоды, грибы; палкой-копалкой из земли выкапывали съедобные корни растений. Такое занятие называется собирательством.

Занимались люди и охотой. Охотились в основном на старых, ослабленных или, наоборот, молодых животных, еще не умеющих быстро бегать. Охотники отбивали их от стада и, окружив, приканчивали копьями и дубинами.

Древние люди возле пещеры. Современный рисунок

Овладение огнем

В древности люди испытывали страх перед огнём, однако со временем они научились им пользоваться. Это имело большое значение в жизни человека. Жаренное на огне мясо становилось вкуснее и питательнее, дольше сохранялось. Огонь служил и для обогрева. Костёр, разведённый перед входом в жилище, мог отогнать любого хищника.

Огонь люди получали во время лесных пожаров. Они сохраняли его и бережно поддерживали. Постепенно люди научились получать огонь, высекая искры ударом камня о камень.

Овладение огнём и изобретение одежды позволили человеку более широко расселяться по Земле, осваивать области с холодным климатом.

Как изменилась жизнь первобытных людей после овладения огнем?

Жилище первобытного человека. Реконструкция

Появление человека разумного

Примерно 40 тысяч лет назад на Земле появился человек, который внешне напоминал современного. Его называют «человек разумный». Он ходил не сутулясь, был строен и имел развитый мозг.

Человек разумный. Реконструкция

С появлением человека разумного совершенствование орудий труда пошло быстрее. Люди научились делать их не только из камня, но и из кости. Из нее, например, делали шилья, иглы, которые облегчали изготовление одежды. Из кости вытачивали рыболовные крючки и гарпуны, что позволило добывать рыбу. В это же время люди научились делать лодки. Но самым важным изобретением стал лук со стрелами. Стрела летела дальше и поражала цель точнее, чем копье охотника.

Основными занятиями древних людей оставались охота, собирательство, к которым теперь добавилась и рыбная ловля. Собирательством занимались женщины и дети, рыболовство же и охота были уделом мужчин.

Переход от человеческого стада к родовой общине

Люди продолжали селиться многочисленными коллективами. Обитатели одного поселения постепенно осознавали, что у них общие предки и что все они – родичи. Так с появлением человека разумного на смену человеческому стаду пришла родовая община. Ее члены все делали сообща: охотились, ловили рыбу, возводили жилища. То, что было добыто совместными усилиями, принадлежало всем и делилось поровну.

Территория, на которой люди жили и где добывали себе пищу, считалась собственностью родовой общины. В общей собственности находилось оружие и жилище. Всем этим люди пользовались сообща.

Древнее изображение охоты

Подведём итоги

Главными занятиями древних людей были собирательство и охота. Со временем люди научились пользоваться огнём, строить жилища. С появлением человека разумного произошёл переход от человеческого стада к родовой общине.

40 тысяч лет назад. Появление человека разумного.

Вопросы и задания

1. Назовите древнейшие орудия труда. Для чего служило каждое из них?

2. Когда появился человек разумный? Чем он отличался от древнего человека?

3. Какие изобретения и открытия были сделаны человеком разумным?

4. Когда и почему возникла родовая община?

5*. Назовите отличительные признаки родовой общины.

§ 3. Верования и искусство первобытного человека
Зарождение искусства

С появлением человека разумного развитие человечества пошло гораздо быстрее. Это было связано с целым рядом изобретений, облегчивших и улучшивших жизнь людей. В то же время зарождалось искусство. Его возникновение свидетельствовало о том, что у человека появилось свободное время, а его жизнь стала более спокойной и безопасной. Теперь человеку больше не приходилось думать лишь о том, как выжить в суровых условиях и не умереть от голода.

Каменная фигурка быка

На стенах пещер, в которых жили первобытные люди, учёные обнаружили изображения охотников и животных, живших в те далёкие времена. Природными красками – красной, чёрной и коричневой – древние художники нарисовали могучих мамонтов, бизонов и оленей с огромными рогами. В местах древних поселений учёные находят также фигурки животных и людей, вырезанные из рога или бивней мамонта, высеченные из мягкого камня или вылепленные из глины.

Бизон. Наскальное изображение

Зарождение у людей веры в духов и богов

У человека разумного зародилась вера в существование сверхъестественных сил. Он считал, что окружающий его мир населён невидимыми существами. Они могут быть злыми или добрыми. Если их рассердить, они распугают зверей, и охотники останутся без добычи. Поэтому люди старались задобрить духов, приносили им жертвы – часть охотничьей добычи, собранных плодов, ягод.

Вначале такие жертвенные подношения просто оставляли там, где могли обитать духи. Позднее люди стали вырезать из дерева изображения духов, которым поклонялись. К этим скульптурам они приносили жертвы. При этом люди считали, что дух вселится в своё изображение и воспользуется дарами.

Наши предки верили, что кроме духов есть более могущественные существа – боги. Они обожествляли Солнце, Луну, грозу и многое другое, что было непонятным и страшным. Боги, по мнению людей, могли наслать болезни, засуху, лютый холод. Поэтому их, как и духов, надо было задабривать.

Глиняная фигурка богини

Появление веры в загробную жизнь

Люди верили, что душа есть и у человека. Когда он умирает, душа покидает тело и отправляется на небо, в «страну заката». Там обитают боги и духи, а также души умерших.

В этой заоблачной стране, на бескрайних полях пасутся бесчисленные стада, и души, обитающие там, не знают голода. Они ведут сытую жизнь, не ведая болезней. В этой счастливой стране царит вечное лето. Чтобы туда добраться, нужна пища на дорогу. На небе душе человека понадобятся ещё и вещи, которыми он пользовался при жизни. Мужчина получит там возможность охотиться, а женщина – шить и готовить. Поэтому рядом с умершими клали запас еды, оружие, шилья, иглы. Подобные погребения помогли учёным узнать, что у человека разумного появилась религия.

Подведём итоги

С появлением человека разумного зародилось искусство и появилась религия.

Религия – вера в существование богов, души и загробного мира.

Вопросы и задания

1*. Как вы думаете, с чем связано появление искусства? О чём это свидетельствовало?

2. Назовите древнейшие формы искусства.

3. Что такое религия и когда она появилась? Кому и как поклонялись древние люди?

4. Как древние люди представляли себе загробную жизнь?

§ 4. Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла
Зарождение земледелия

Люди подметили, что зёрна колосьев или плодов, упав на рыхлую почву, прорастают и дают плоды. Они поняли, что пищу можно выращивать, и стали сажать в землю семена съедобных растений. Так из собирательства возникло земледелие.

Для посевов выбирали ровные участки, расположенные неподалёку от воды. После расчистки от деревьев поле рыхлили мотыгами. Затем бросали в землю зёрна. Такой вид земледелия называют мотыжным. Когда урожай созревал, его собирали при помощи серпов. Они состояли из дугообразной костяной или деревянной основы, в которую по краю вставляли осколки камней.

Древнейшие орудия земледелия

Со временем люди изобрели плуг. Вначале это была жердь с острым сучком на конце, которую привязывали к упряжке быков. Один человек вел их по полю, а другой шел за плугом и нажимал на него, чтобы тот глубже входил в землю. Плугом можно было обработать больше земли, да и урожай со вспаханного плугом поля был выше, чем с обработанного мотыгой. Это происходило потому, что плугом земля вспахивалась глубже, а семена, посаженные глубоко в землю, давали лучшие всходы.

Первыми растениями, которые научились выращивать люди, были пшеница, ячмень и просо. Родина этих растений – Передняя Азия. Так называют полуостров Малая Азия и прилегающие к нему области. Именно здесь найдены древнейшие поселения земледельцев. Они были основаны более 10 тысяч лет назад. Из Передней Азии земледелие постепенно распространилось по всему миру.

Появление скотоводства

Человек издавна начал одомашнивать животных. Первым, кого он приручил, была собака, ставшая его верным другом. Собаки оказались прекрасными сторожами. Если они чувствовали, что к поселению подкрадываются враги или хищники, то поднимали громкий лай. На охоте собаки помогали выслеживать и загонять дичь.

Возвращаясь домой, охотники иногда приносили детенышей убитых животных. Их выкармливали до тех пор, пока те не становились взрослыми. Постепенно люди приручили и начали разводить свиней, овец, коз и коров. Так из охоты возникло скотоводство.

Скотоводы. Древнее наскальное изображение

Возникновение ремесла

Появление земледелия и скотоводства изменило образ жизни людей. Теперь им не надо было переходить с одного места на другое вслед за кочующими стадами животных. Не надо было и каждый раз возводить новое жильё. Люди постепенно перешли к оседлому образу жизни. Это экономило их силы и время, которое можно было потратить с большей пользой: например, посвятить его совершенствованию орудий труда и жилищ.

Примерно в это время люди научились изготавливать глиняную посуду. В ней можно было хранить продукты, готовить пищу. Так возникло гончарное дело. Люди научились также из волокон льна и шерсти домашних животных прясть нити, из которых ткали материю для изготовления одежды. Эта одежда получалась красивее и удобнее той, что делалась из шкур животных. Так появилось ткачество.

Переход к оседлости способствовал появлению у людей новых изобретений и совершенствованию орудий труда. У них начало развиваться ремесло, то есть мелкое ручное производство различных изделий.

Древняя глиняная посуда

Начало обработки металлов

Около 7 тысяч лет назад люди научились обрабатывать металлы, первым из которых была медь. В Передней Азии, где были богатейшие залежи меди, люди порой находили руду прямо под ногами. Иногда она попадала в огонь, начинала плавиться и застывала причудливыми слитками. Люди подметили это, стали заливать расплавленную медь в специальные формы, отливая наконечники стрел, топоры, ножи и многое другое.

С помощью медных орудий труда стало легче обрабатывать дерево и кость. Но медь встречается редко, и поэтому изделия из нее были доступны далеко не всем. Почти одновременно с медью люди научились обрабатывать золото и серебро. Но эти металлы встречались еще реже, чем медь, и шли лишь на изготовление украшений.

Металлическая иголка и каменная форма для ее отливки

Подведём итоги

Освоив земледелие и скотоводство, человечество перешло от присваивающего хозяйства к производящему. Более быстрыми темпами пошел процесс совершенствования орудий труда, что привело к появлению нового занятия – ремесла.

• 10 тысяч лет назад. Появление первых земледельческих поселений.

• 7 тысяч лет назад. Начало обработки металлов.

Вопросы и задания

1. Расскажите о возникновении земледелия и скотоводства.

2. Где и когда возникло земледелие? Как называется древнейший способ земледелия?

3. Как вы думаете, какое значение имел переход к земледелию?

4. Придумайте рассказ о том, как один из охотников первым догадался принести в стойбище детёныша убитого им животного, и что из этого вышло.

5. Что такое ремесло? Как вы думаете, что способствовало развитию ремесла? Назовите два-три вида древнейших ремёсел.

Глава 2Древний Египет

«Теперь я хочу рассказать о Египте, потому что в этой стране более диковинного и достопримечательного сравнительно со всеми другими странами».

Древнегреческий историк Геродот

Царь Египта поражает своих противников. Изображение на стене гробницы

Опишите одежду и вооружение царя. Как вы думаете, почему он изображен выше остальных людей?

§ 5. Возникновение государства в Древнем Египте
Страна среди песков

Древний Египет

Найдите на карте долину и дельту Нила, Верхний и Нижний Египет. В какое море впадает Нил?

На северо-востоке Африканского континента простирается огромная пустыня. Среди её песков течёт река Нил. Он берёт начало далеко на юге, в центре Африки. В долине и дельте Нила раскинулась страна, которую уже с древности называют Египтом. Если взглянуть на Египет с высоты птичьего полёта, то он покажется тонкой зелёной ниточкой, протянувшейся среди необозримых жёлтых песков. В этой узкой речной долине кипит жизнь. На топких берегах, у самой воды, растёт высокий тростник – папирус. Подальше от берегов, где почвы посуше, поднимаются густые заросли акаций, смоковниц (инжира), финиковых пальм. Воды и берега Нила изобилуют живностью. В реке плещется рыба, в прибрежных заводях пасутся неуклюжие бегемоты и расхаживают важные пеликаны, а в зарослях папируса притаились огромные крокодилы.

Бегемот. Древнеегипетская фигурка

Раз в году Нил выходит из своих берегов. Это происходит оттого, что летом в его верховьях идут проливные дожди. Вся долина на несколько месяцев скрывается под водой, превращаясь в огромное озеро. Незатопленными остаются лишь вершины холмов да искусственные насыпи, на которых строят свои поселения жители долины.

С началом разлива прозрачные воды Нила превращаются в мутный зелёный поток. Таким его делают частицы ила, который несёт с верховьев реки. К середине осени воды спадают и река снова входит в свои берега. Земля долины напоена влагой и покрыта слоем мягкого плодородного ила. Её легко можно обработать, а зёрна дадут обильный урожай.

Складывание единого Древнеегипетского государства

Люди заселили долину Египта много тысяч лет назад. Их главным занятием издревле было земледелие. Климат Египта жаркий, сухой, дождей здесь практически не бывает. Единственным источником влаги для полей земледельцев были воды Нила. Но его разливы случались лишь раз в году, а в остальное время приходилось поливать посевы, черпая воду из реки. Со временем люди научились рыть каналы, по которым речная вода поступала на поля. Но такой труд был не по силам одной семье и даже целому посёлку. Для строительства каналов приходилось объединяться нескольким сельским общинам. Чтобы руководить работами, общинники выбирали специального человека – номарха (главу нома). Постепенно он становился единоличным правителем подвластной ему территории – нома – и начинал передавать свою власть по наследству.

В древности на территории Египта существовало около сорока номов. Их правители стремились подчинить соседей и захватить побольше плодородных земель. После длительной борьбы все номы дельты Нила оказались объединены в государство Нижний Египет. Во главе его стоял царь. Одновременно на юге страны образовалось другое государство – Верхний Египет. Около 3000 года до н. э. царь Верхнего Египта подчинил Нижний Египет и объединил под своей властью всю страну. Образовалось могущественное царство, простиравшееся от порогов Нила на юге до Средиземного моря на севере. Его столицей стал город Мемфис.

Царь Верхнего Египта побеждает в битве. Изображение на каменной плите

Как было устроено Древнеегипетское государство

Во главе объединенного Египта стоял правитель, которого называли фараон. Ему принадлежала вся власть в стране и вся земля в государстве. Фараону подчинялись вельможи: ближайшие советники, военачальники, номархи. Они вершили суд, наказывали виновных, руководили строительством дорог и каналов, собирали налоги в казну. Управлять страной вельможам помогали чиновники, которых в Египте называли писцами.

Бо́льшую часть населения Египта составляли простые земледельцы. Каждый из них получал от фараона небольшой участок (надел) земли, на котором мог вести собственное хозяйство. За пользование наделом земледельцы платили фараону налог. Если налоги не сдавались вовремя, виновных наказывали.

Самую низшую ступень в египетском обществе занимали рабы. Обычно это были захваченные во время войны пленные. Рабы не имели ни земли, ни другого имущества и должны были работать на своего господина – фараона или вельможу.

Подведём итоги

На плодородных землях долины реки Нил образовалось Древнеегипетское государство – одно из самых древних на Земле.

Вельможи – наиболее знатные и богатые люди.

III тыс. до н. э. Образование единого Древнеегипетского государства.

Вопросы и задания

1. Какое значение имели разливы Нила для хозяйства Египта?

2*. Что, на ваш взгляд, стало главной причиной возникновения государства в Древнем Египте? Какую роль в этом процессе сыграли природные условия и занятия его жителей?

3. Расскажите о возникновении в Египте первых государств.

4. Когда и как образовалось единое Древнеегипетское государство?

5. Каково было устройство Египетского государства? Кто составлял основную массу его населения?

iknigi.net

ФПУ

Номер Наименование Издатель Автор/авторский коллектив Класс Адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя Обложка учебника Титульный лист учебника Авантитул учебника Научная экспертиза учебника Педагогическая экспертиза учебника Общественная экспертиза учебника Методическое пособие
1.2.2.2.1.1
Всеобщая история. История Древнего мира
Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.
5
www.prosv.ru/umk/5-9

Обложка учебника. Всеобщая история. История Древнего мира. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. (240.77 Kb)

Титульный лист учебника. Всеобщая история. История Древнего мира. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. (178.89 Kb)

Авантитул учебника. Всеобщая история. История Древнего мира. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. (240.84 Kb)

Результаты экспертизы учебника (полная версия документов предоставляется по запросу)

Экспертное заключение по результатам научной экспертизы учебника. Всеобщая история. История Древнего мира. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. (146.32 Kb)

Экспертное заключение по результатам педагогической экспертизы учебника. Всеобщая история. История Древнего мира. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. (391.54 Kb)

Экспертное заключение по результатам общественной экспертизы учебника. Всеобщая история. История Древнего мира. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. (158.64 Kb)

Дополнительные материалы к учебнику

Обложка методического пособия. Всеобщая история. История Древнего мира. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.И. Шевченко (285.11 Kb)

fpu.edu.ru