Врачи древнего китая. Три великих врача Древнего Китая
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Медицина в зеркале истории. Врачи древнего китая


Врачи китайской медицины

Выдающиеся врачи китайской медицины выдвинулись из среды медиков еще до начала периода Троецарствия в Китае.

Врачи китайской медициныВрачи китайской медицины

Развитие коммунальной гигиены

Медицина древнего Китая ведет свое исчисление за много веков до н.э.. На рубеже первого и второго столетий до н. э. быстрый рост городов положил начало развитию коммунальной гигиены. Начинаются тщательные обследования санитарного состояния крупных центров, строятся общественные уборные и канализационные сооружения.

Определенный режим для правительственных чиновников (дени отдыха через каждые пять рабочих дней), государственные больницы, забота о беременных — все это свидетельствует о значительном развитии и прогрессе гигиены в Китае. К 186 г. относится упоминание о том, что некий Би Фун построил поливальную машину для санитарной очистки городов.

Великий шелковый путь

В тот же период произошло еще одно событие, имевшее впоследствии большое значение для медицины. Посол императора У Ди по имени Чжан Цянь дважды (в 138—126 и 115 гг. до н. э.) совершил путешествия в Среднюю Азию и на север Индии. Тем самым было положено начало общению между Китаем и странами, лежащими на запад от него. Караванная дорога, известная в истории как Великий шелковый путь, послужила не только купцам, способствуя развитию торговли, но и медикам, обогащая их знания, расширяя арсенал лечебных методов и средств.

Чжан Цянь - открыл великий шелковый путьЧжан Цянь — открыл великий шелковый путь

К концу первого столетия до н. э. было накоплено столько данных по китайской медицине, что появилась необходимость в пересмотре и редактировании хотя бы части вышедших к этому времени книг. Большую работу в этом направлении провел в 22 г. до н. э. Ли Чжу-чо. Он обработал 7 сочинений по различным вопросам лечения и 11 рецептурных справочников, систематизировал и унифицировал многие сведения, написанные малодоступным древним книжным языком «гувень» (в летописях отмечено, что в 5 г. н. э. правительство созвало лиц, занимавшихся лечебной деятельностью, с целью обобщения, систематизации и записи ими наиболее ценных медицинских сведений).

Утверждение феодальных порядков проходило в обстановке острой классовой борьбы. На рубеже нашей эры одно за другим вспыхивают массовые восстания рабов и обнищавших крестьян. Недовольство новыми формами жизни выражают и некоторые группы из господствующего класса.

Под натиском с двух сторон рушится Первая, или Западная, Ханьская династия, уступившая в 25 г. н. э. место Второй, или Восточной. Ее первый император Лю Сю был вынужден дать свободу рабам различных категорий и снизить некоторые налоги на крестьян. Но не успела еще империя оправиться от внутренних потрясений, как ей пришлось вести войны с гуннами. Лишь в конце первого столетия армия Китая под водительством полководца Бянь Чао, сумевшего привлечь на свою сторону племена «Западного края» (Восточный Туркестан и Средняя Азия), нанесла врагу решительное поражение. Вновь был восстановлен Великий шелковый путь, и караваны повезли по нему шелк, ценившийся в Средиземноморье на вес золота, железо, изделия из белой керамики и лака. Китайские купцы добирались до Персидского залива и вели там оживленную торговлю не только с арабами, но и с римлянами.

Но мирный расцвет продолжался недолго. В 184 г. началось движение «желтых повязок». Восставшие сжигали правительственные учреждения, захватывали земли крупных феодалов, освобождали рабов. Только после 20 лет борьбы правящему классу удалось подавить народное движение. Но оно уже успело настолько расшатать устои империи Хань, что она вскоре пала, а Китай оказался разделенным на три враждующие части.

Хуа То крупнейший врач китайской медицины

С именем Хуа То в Китае связывается все, что имеет отношение к хирургии. Он и считается основоположником этой области медицины.

Хуа То родился в 141 г. в местности Цяо недалеко от Нанкина, в уезде По, в провинции Анхой. Умер в 208 г.

Хуа То — крупнейший медик своего времени, ученый с широкими познаниями во всех областях медицины. По свидетельству современников, он достиг большого совершенства как в области диагностики, так и лечения, но особенно велики были его достижения в лечении хирургических заболеваний, благодаря чему он по праву считается основоположником хирургии в Китае.

Хуа То - крупнейший врач китайской медициныХуа То — крупнейший врач китайской медицины

История сохранила много данных о жизни и деятельности Хуа То. Достоверно было известно, что он в своей практике широко применял общий наркоз, давая больным специальные наркотические отвары, используя для этой цели гашиш, опиум, индийскую коноплю. Под этим общим наркозом он производил операции, в том числе и на органах брюшной полости. Операционные раны он промывал специальным раствором и умело зашивал. Открытые раны Хуа То лечил растворами, мазями и пластырями, при переломах костей применял фиксацию поврежденного органа.

Много внимания уделяя вопросам личной гигиены человека и профилактики заболеваний, Хуа То постоянно пропагандировал применение лечебной физкультуры для предупреждения и лечения заболеваний. Он разработал систему физических упражнений по методу «движения пяти животных: аиста, оленя, обезьяны, медведя и тигра» (метод «у-чин-ши»). Эта гимнастика применяется китайской медициной и в настоящее время и считается имеющей наибольшую ценность в ряду многих других методов физкультуры.

Биография знаменитого хирурга изобилует многочисленными фактами, свидетельствующими о его высоком моральном облике и замечательном мастерстве как хирурга. Вот, например, описание одного случая из богатой практики Хуа То.

«Брат императора, знаменитый полководец Гуань Гунь был ранен в руку отравленной стрелой. Хуа То, исследовав рану, сказал, что она нанесена стрелой не из обычного лука, а из натянутого с помощью особого приспособления. Яд, которым напитана стрела,— «ву-тоу». Она прошла кожу, мышцу и проникла в кость. «Если рану не начато лечить как можно скорее, то придется отнять всю руку»,— заключил Хуа То.

Получив разрешение на операцию, он дал Гуань Гуню выпить лекарство, отводящее боль, потом взял остроконечный нож «цзян-дяо», разрезал им мягкие ткани вокруг раны и открыл кость. При этом можно было видеть, что яд проник в кость, которая окрасилась в темно-синий цвет. Хирург ножом соскоблил с нее все, что было напитано ядом. Потом он взял особый порошок и присыпал им внутри раны. А снаружи зашил нитками.

Через некоторое время,— повествует далее биограф, — Хуа То пригласили к князю царства Вэй—Цао Цао, страдавшему сильнейшей головной болью. «Твоя болезнь,— сказал хирург, осмотрев князя,— гнездится в мозгу. Я дам тебе лекарство «мафей тань», и ты уснешь. Я же острым инструментом открою череп и употреблю лучшие средства, чтобы вылечить мозг, а к ране приложу пластырь и зашью».

— Как это ты откроешь череп? — изумился Цао Цао.

— Но был же болен Гуань Гунь,— ответил Хуа То, — я соскоблил яд с кости, и он выздоровел.

— Кость, — возразил Цао Цао, — можно скоблить и резать, но нельзя открывать череп. Ты знаешь, что мы враги с Гуань Гунем, и ты пришел сюда со злой целью, за что поплатишься своей жизнью.

Обвиненный в покушении на князя, Хуа То, ожидая казни, сообщил тюремщику, где спрятаны написанные им книги, и поручил сберечь их. Тот выполнил просьбу, но его жена, страшась преследований за подобный проступок, тайком сожгла труды Хуа То. Осталось лишь несколько листов, в которых речь шла о средствах для лечения домашних животных».

Хуа То написал, по свидетельству современников, много трудов. В числе их называют книги:

«Нэй чжао ту» («Изображение и объяснение внутреннего человека»), «Чжун цзан цзин» («Книга о скрытом в середине тела»), «Хуа То фан» («Рецепты Хуа То») и другие.

Его ученики и медики последующих поколений много писали о деятельности Хуа То, но рецепты наркотических средств, употреблявшихся им для общего наркоза, и лекарственные средства, которые ученый использовал при лечении хирургических заболеваний и операций, остались секретом немногих его учеников, а затем и вовсе затерялись.

Выдающиеся медицинские знания, высокая хирургическая техника, а также высокий моральный облик Хуа То создали ему славу, не угасшую до наших дней. Его гробница охраняется народом, и память о нем живет в сердцах простых людей. Его жизнь служила и служит теперь ярким примером высоких моральных качеств врача и гражданина.

Основоположник китайской терапии Чжан Чжун-цзин

Современником знаменитого хирурга Хуа То является основоположник китайской терапии Чжан Чжун-цзин. Родился он в 150 г. и умер в 219 г. н.э. в период Восточной династии Хань. Местом его рождения считается уезд Ниян в северной части провинция Хубей.

Чжан Чжун-цзин - основоположник китайской терапииЧжан Чжун-цзин — основоположник китайской терапии

Он был широко образованным для своего времени человеком и служил чиновником (мэром) города Чаншэ в провинции Хунань. Чжан Чжун-цзин рано заинтересовался медициной и хорошо ее изучил, имея возможность учиться у наиболее известных медиков.

Ученый собирал все известные до него сведения о лекарствах и их действии, о рецептах и лекарственных формах и все это проверял, систематизировал, описывал. Кроме того, он изучал лихорадочные заболевания, действие различных лекарств при них, что послужило основой большого труда о лихорадочных заболеваниях в 16 томах — «Шань хань лунь». В его 22 главах Чжан Чжун-цзин изложил 357 методов лечения этих заболеваний, которые вызываются, по его мнению, внешними факторами, и разделил заболевания на 6 групп в зависимости от симптомов и характера пульса. В основу их лечения он положил два принципа:

  • индивидуализацию лечения,
  • лечение путем воздействия на отдельные симптомы болезни.

В своем знаменитом труде ученый привел 112 важнейших рецептов, применявшихся им при лихорадках. Изучая лекарства, Чжан всегда подробно останавливался на определении показаний и противопоказаний к их применению при разных клинических синдромах. И это было новым в китайской медицине. Будучи весьма прогрессивным ученым, постоянно борясь с консерватизмом, он, вместе с тем, всегда предостерегал от неосторожных и необдуманных действий в лечении, призывал сначала хорошо исследовать больного, взвесить симптомы, распознать болезнь и только после этого начинать лечение. Чжан Чжун-цзин умел хорошо различать симптомы болезни, свидетельствовавшие о приближающейся опасности для жизни, выделял симптомы, характерные для безнадежного состояния больного.

В своем толковании причин болезни Чжан Чжун-цзин твердо стоял на материалистических позициях. Он жил в ту пору, когда в Китае было распространено философское учение о пяти «основных факторах» и шести так называемых «ци», влияющих на распространение болезней и исход этих болезней. В этом учении было много идеалистического мистического, против чего активно выступал Чжан, никогда не использовавший это учение при толковании болезней.

Врач Хуан Су-хэ

Несколько позже врач Хуан Су-хэ переработал книгу Чжана о лихорадочных заболеваниях, обобщил последующий опыт, выделил и более четко описал заболевания холерой, тифом, ревматизмом и ряд других. Этот труд сохранился до наших дней под общим названием «Золотой Сейф». Он много раз переиздавался и служит справочным пособием и в наше время для народных врачей.

Врач Ко Хун

Позднее некий врач Ко Хун, на основе трудов Чжан Чжун-цзиня и последующего практического опыта, написал три книги: «Шан хань лунь», «Цин кун ма люэ» к «Цин кун ю хань цин», которые были и теперь еще представляют собой ценное учебное пособие при подготовке китайских врачей.

Чжан Чжун-цзина по праву называют родоначальником терапии Китая, как Хуа То — родоначальником хирургии.

Врачей китайской медицины называли в народе «И Жень» - талантливый человек, заслуживающий уважение народаВрачей китайской медицины называли в народе «И Жень» — талантливый человек, заслуживающий уважение народа

В последующие века этих врачей китайской медицины называли в народе «И Жень», что означает талантливый человек, заслуживающий уважение народа.

libtime.ru

Три великих врача Древнего Китая — Медицинский портал «МЕД-инфо»

Бянь Цао

Цинь Юэ-жэнь – это великий врачеватель 6 века до н.э., получивший прозвище Бянь Цао. К слову сказать, то же имя в китайской мифологии неслучайно имеет и божество-покровитель медицины и целителей. Согласно легенде, Бянь Цао перенял своё искусство от бессмертного Чансан-цзюня, а исторические хроники сообщают, что он 10 лет учился у монаха-даоса и получил в подарок от него древнюю книгу о медицинском искусстве. Как бы то ни было, Цао стал культовой фигурой в истории древнего Китая. Недаром в этой стране до сих пор существует поговорка, призванная описать особое мастерство врача: «Это живой Бянь Цяо».

Мудрый целитель выделил шесть типов неизлечимых больных:

  • когда человек высокомерен и чванлив, не прислушивается к доводам разума
  • когда человек не обращает внимания на свой организм, а поглощен погоней за богатством
  • когда человек не знает меры в нарядах и еде
  • когда иньская и янская [ци] соединяются и ци внутренних органов теряет свою стабильность
  • когда пациент настолько ослабел, что не в состоянии принимать лекарства
  • когда пациент верит шаманам и не верит врачам.

Как отмечает специалист по истории медицины Светлана Марковна Марчукова, Бянь Цяо использовал в своей практике иглоукалывание и прижигание, натирание разогретыми лекарственными средствами и лекарственные отвары, а также был известным хирургом. Считают, что он проводил операции с обезболиванием, для чего применял напиток с наркотическими веществами.

Хуа То.

Это один из самых знаменитых медиков эпохи Восточной династии Хань (можно сказать, легендарный). Помимо прочих достижений, он практиковал весьма приятный для пациента способ лечения. Врач изо всех сил пытался повысить настроение больного, отвлечь его от боли и мыслей о недуге. С этой целью Хуа То придумал специальную терапевтическую гимнастику, предлагая пациентам подражать позам животных. Парящий журавль, медведь на дереве – для целителя не было ничего невозможного. Этот вид упражнений широко применяется по сей день. Надо сказать, что история врача началась со смерти его матери: когда ни один целитель не смог вернуть ей здоровье, Хуа То принял решение стать медиком. Он отправился на запад Китая, где прилежно обучался непростой науке. Когда правители Восточной династии Хань предложили успешному врачу высокую должность, Хуа То наотрез отказался, решив полностью посвятить себя лечению простых людей. Странником он всю жизнь и был.

Основным направлением деятельности Хуа То была хирургия. Он проводил самые сложные операции, используя для сшивания ран шелк, нити джута и конопли, волокно тутового дерева, сухожилия тигров, телят и ягнят. Врач мог вывести яд из кости, сохранив конечность, или удалить лишь половину селезёнки. Как и Цао, То также использовал в работе различные анестезирующие «зелья» на спирту.

К сожалению, кончина врача печальна. Существует две версии этого события. Согласно первой, Хуа То, обследовав правителя Цао Цао, поставил ему диагноз «опухоль головного мозга». Врачеватель вызвался произвести хирургическую операцию, но некто распространил слух, что истинная цель То – убийство правителя. В результате врача казнили. Вторая версия не менее горестна, но также связана с именем Цао Цао, страдавшего от головной боли. Он приказал Хуа То постоянно быть подле себя, так как целитель проводил спасительные процедуры иглоукалывания. Однажды То отправился домой за лекарствами, чтобы заодно навестить жену и детей. Как раз в этот момент у Цао Цао случился сильный приступ мигрени, он послал за врачом погоню и, сочтя его предателем, приказал казнить специалиста.

Сунь Сымяо.

«Царь лекарств», как его называли в народе, был автором 30-томного медицинского труда, который в течение столетий служил своеобразной медицинской энциклопедией врачам Китая, Кореи и Японии. Сымяо - врач времен Династии Тан, внесший большой вклад во многие области традиционной китайской медицины, в частности в фармакологию и учение о медицинской значимости продуктов питания. В поздних работах по мифологии имя Сунь Сымяо получил бог-покровитель лекарей, аптекарей и торговцев снадобьями.

Сунь Сымяо сформулировал 15 правил здоровой жизни:

  • Лицо нужно побольше массировать.
  • Волосы нужно почаще расчесывать.
  • Глаза должны постоянно двигаться.
  • Уши должны быть постоянно настороже.
  • Зубы верхние и нижние должны постоянно соприкасаться.
  • Рот должен быть всегда прикрыт.
  • Во рту всегда должна быть слюна.
  • Дыхание должно быть легким.
  • Сердце должно быть спокойным.
  • Сознание должно всегда присутствовать.
  • Спина должна быть всегда выпрямленной.
  • Живот нужно почаще гладить.
  • Грудь должна быть всегда вогнутой.
  • Речь всегда должна быть немногословной.
  • Кожа должна быть всегда увлажненной.

Сунь Сымяо был также известным алхимиком и прославился изобретением пороха, за что получил прозвище «князь пороха».

med-info.ru

4.4. Исследование пульса

Одно из великих достижений врачей Древнего Китая — представление о круговом движении крови. В «Каноне о внутреннем» говорится, что сердце непрерывно гонит кровь по кругу, а о движении крови врач может судить по пульсу. «Пульс — внутренняя сущность ста частей тела и самое тонкое выражение внутреннего духа». Китайские врачи различали более 20 видов пульса. Они пришли к заключению, что каждый орган и каждый процесс в организме имеют свое выражение в пульсе, и по изменению пульса в нескольких точках можно не только определить болезнь человека, но и предсказать её исход. Это учение изложено в «Каноне о пульсе» (III в. н.э.).

Иногда пульс  изучали  не  по часам,   а по дыханию больного, причем каждое исследование пульса должно было соответствовать девяти полным дыхательным движениям.  В тех случаях, когда дыхание больного затруднено или неровно, некоторые медицинские сочинения предлагали исследовать пульс,  используя вместо часов дыхание врача.  Время, необходимое для полного исследования пульса, составляло примерно 10 минут.

Исторические параллели: Традиция внимательного изучения пульса больного была характерна для медицинских знаний разных стран, однако именно в китайской медицине она была разработана наиболее глубоко. Позже учение о пульсе было развито в медицинских сочинениях арабов и из арабских трактатов перешло в медицину средневековой Европы. Послушаем, как пишет об этом прославленный арабский врач Авиценна:

 Колеблется пульсаций частота,

Как распознать — задача не проста.

Один пульс у артерии одной,

А у другой артерии — иной.

Неправильности пульса тоже есть,

Которые трудней всего учесть.

Ведь и у них ритм характерный свой:

За долгим звуком наступает сбой.  -

За сильным слабый следует удар,

Чтоб разобрать — особый нужен дар.

Бывает пульс размерен, хаотичен,

От ритма ритм достаточно отличен.

Вот пульсы, что известны нам давно.

Здесь каждому название дано:

«Хвостом мышиным» назван неспроста,

Он вьется наподобие хвоста.

Еще есть пульс, как перепел поет,

Есть пульс, два раза или чаще бьет.

Бывает пульс, что режет, как пила,

Бывает звонкий, словно пиала.

Высокий пульс и хлесткий, словно плетка,

Прерывистый и частый как чечетка.

Один подобен юрким муравьям,

Другой подобен мчащимся волнам.

Друг другу противоположны чаще

Червеобразный и глухой, дрожащий.

Чахоточный почти не различим,

Упадок сил приходит вместе с ним.

Все виды пульса трудно перечесть,

Знать многие из них — большая честь.

 

Основоположником пульсовой диагностики в Китае считается знаменитый философ и врач Бянь Цяо ( VI в. до н.э.). Рассказ о нем начинает следующий раздел, посвященный великим врачам Древнего Китая.

4.5. Великие врачи древнего китая

Бянь Цяо

Имя этого великого врача вошло в поговорку. Когда в Китае хотят сказать об удивительном мастерстве врача, говорят: «Это живой Бянь Цяо». Он рассматривал болезнь как результат нарушения соотношения организма с внешней средой и считал, что при назначении методов лечения необходимо учитывать климат и характер человека, режим его питания.

Большую часть жизни Бянь Цяо провел в путешествиях по стране, помогая больным избавляться от недугов. Он рекомендовал пользоваться четырьмя методами диагностики болезней: осмотром, опросом, прослушиванием и исследованием пульса.

Исторические хроники сообщают, что еще в детстве Бянь Цяо познакомился с монахом-даосом, учился у него 10 лет и получил в подарок от своего учителя древнюю книгу о медицинском искусстве, которую изучал всю жизнь. Много легенд сложено о его необычайном умении видеть вещи сквозь преграды — сквозь стену, сквозь одежду и кожу человека. Это умение, переданное ему учителем, позволяло видеть патологические изменения во внутренних органах человека, не прибегая к обычным методам диагностики. Вот что рассказывает об этом одна из легенд.

В старые времена Китай не был единым государством, а состоял из множества княжеств. Во время странствий Бянь Цяо прибыл в одно из них и князь, наслышан-ный о его врачебном искусстве, оставил его у себя в качестве придворного лекаря. Однажды врач обратился к князю с такими словами:

—        Вы заболели, болезнь находится в коже. Если не вылечить ее, могут быть

осложнения.

Князь ответил, что он чувствует себя вполне здоровым, а когда Бянь Цяо удалился, сказал придворным:

—        Этот врач стремится лишь к собственной выгоде: чтобы добиться славы и

доходов, он лечит тех, у кого нет болезней.

Через пять дней Бянь Цяо сказал князю:

—        Ваша болезнь проникла в кровеносные сосуды. Если не лечить ее, будут еще

большие осложнения.

Однако князь чувствовал себя здоровым и только посмеялся над врачом. Прошло еще пять дней. Бянь Цяо сказал:

—        Ваша болезнь уже в желудке и в кишках, она стала серьезной.

Ничего не ответил князь на эти слова. А когда он увиделся с врачом еще через пять дней, Бянь Цяо, взглянув на него, промолчал и ушел, не сказав ни слова. Вскоре князь почувствовал недомогание и послал за врачом. Когда Бянь Цяо привели во дворец, он сказал князю:

—        Когда болезнь была в коже, ее можно было вылечить лечебным умыванием и

прижиганием моксой; когда болезнь перешла в кровеносные сосуды, для излечения

было достаточно иглоукалывания; когда болезнь была в кишках и в желудке, от нее

можно было спастись настоем лекарственных трав с водкой и уксусом.  Теперь

болезнь находится уже в мозге костей. Вас не смог бы излечить от нее даже дух,

который управляет жизнью и смертью.

Через несколько дней князю стало совсем плохо. Гонцы, посланные за врачом, не обнаружили его. Бянь Цяо покинул княжество, а его правитель вскоре умер.

Исторические параллели: Бянь Цяо называют иногда «китайским Гиппократом» ( великий греческий врач был его младшим современником). Имя Бянь Цяо пользуется уважением и поклонением не только в Китае, ной в других странах Востока, оно упоминается в легендах и памятниках классической поэзии. Вот один из прекрасных образцов средневековой поэзии Кореи:

Всего двенадцать месяцев в году,

Но в каждом тридцать дней таких, как этот,

Где каждый час и каждое мгновенье

Исполнены печалью о тебе.

Она таится в сердце у меня,

Подобная неведомой болезни:

С ней совладать не мог бы и Бянь Цяо,

И от нее лекарства нет нигде.

 

Бянь Цяо использовал в своей практике иглоукалывание и прижигание, натирание разогретыми лекарственными средствами, лекарственные отвары. Кроме того, он был известным хирургом. Считают, что он проводил операции с обезболиванием, для чего применял напиток с наркотическими веществами. Однако подлинный расцвет китайской хирургии связывают с именем замечательного врача Хуа То ( II-III вв. н.э.).

 Хуа То

Хуа То был прекрасным диагностом, а для лечения применял как традиционные для китайской медицины методы — иглоукалывание и прижигание, так и новые — кровопускание, обливание водой и собственную систему гимнастики, которую в наше время называют классической китайской гимнастикой. Он предлагал больным подражать позам животных — вытягивать шею, поднимать руки, наклоняться, сгибать ноги. Вот примеры названия упражнений в стиле «Парящий журавль»: «Поднимание крыльев и касание воды», «Разворачивание крыльев и касание воды». Подражая движениям медведя, человек залезал на дерево и повисал на ветке; подобно сове, он поворачивал голову и оглядывался назад в то время, как все тело оставалось неподвижным.

 Изобретенную им гимнастику Хуа То не случайно назвал «Игра пяти животных»: врач хотел представить этот лечебный метод как развлечение, чтобы отвлечь больного от мыслей о болезни, заставить его забыть о боли, повысить настроение. Он писал: «Человеческому телу необходимы труд и движение, но в меру, ибо рациональный труд может помогать пищеварению, заставлять кровь обращаться быстрее, а это будет способствовать предохранению человека от болезней. Сравним это с дверным шкворнем: он не гниет потому, что все время вращается».

Исторические параллели: Движения китайской гимнастики, призванной формировать правильное движение энергии ци по внешним и внутренним каналам в теле человека, выглядят для нас необычно. Они совсем не похожи на традиционные движения гимнастики европейской: одни напоминают пластические танцы, другие похожи на приёмы рукопашной схватки.

Различные виды лечебной и профилактической китайской гимнастики и сейчас широко применяются, часто в сочетании с массажем, который производится не только кистями и пальцами рук, но и локтями, и даже ногами. Традиция китайского массажа насчитывает более двух тысяч лет, уже в глубокой древности он применялся для лечения болезней, связанных с нарушением движения и чувствительности. «Если нервы и кровеносные сосуды человеческого тела закупорились, — говорится в «Каноне о внутреннем», — и тело человека онемело, то с помощью массажа можно излечить его».

И все-таки прежде всего Хуа То был хирургом. Он прославился мастерством, с которым проводил самые сложные операции, использовал для сшивания ран шелк, нити джута и конопли, волокно тутового дерева, сухожилия тигров, телят и ягнят. До нашего времени дошли легенды об искусстве Хуа То в проведении операций, среди которых — удаление половины селезенки. Большую известность приобрело излечение брата императора, знаменитого полководца князя Гуань Гуна, который во время сражения был ранен в руку отравленной стрелой. В ходе операции стало ясно, что яд проник в кость: цвет её стал темно-синим. Однако Хуа То удалил яд с помощью приготовленного им чудодейственного порошка. Гуань Гун не только не лишился руки, но мог сгибать и разгибать ее, как и прежде, не чувствуя никакой боли.

В исторических хрониках сохранилось упоминание о необыкновенном умении Хуа То производить операции под общим наркозом, а также обрабатывать швы бальзамом, ускоряющим выздоровление. К сожалению, до нас не дошли сведения о его лекарствах и подробности его операционной техники. Считают, что он применял болеутоляющие средства — сок индийской конопли, мандрагору, беладонну и другие. «Хуа То сначала давал больному зелье, настоенное на спирте, от которого тот пьянел и терял чувствительность, — сообщает трактат III в., — После этого ему разрезали живот... После сшивания смазывали швы чудодейственной мазью, и через 4-5 дней рана заживала, а через месяц больной выздоравливал».

Всю жизнь Хуа То, как и Бянь Цяо, провел в странствиях. Новые, непривычные методы лечения, которые он использовал, иногда вызывали недовольство и непонимание как со стороны других врачей, так и со стороны больных. Существует предание о том, что великий хирург был казнен в 208 г. по приказу жестокого правителя княжества Бэй из-за того, что предложенное лечение сочли покушением на жизнь князя. Хуа То был заключен в тюрьму и приговорен к смертной казни.

 Сун Сымяо

Замечательный китайский алхимик и врач Сун Сымяо (VI-VII вв. н.э.), известный под именем «царя лекарств», жил на тысячу лет позже Бянь Цяо и на пятьсот — позже Хуа То. Он был автором 30-томного медицинского труда, который в течение столетий служил своеобразной медицинской энциклопедией врачам Китая, Кореи и Японии. Один из томов полностью посвящен учению о пульсе. Об искусстве этого врача сохранилось множество удивительных легенд. Вот одна из них.

Когда заболела жена императора, Сун Сымяо вызвали в столицу и проводили на женскую половину дворца. Услышав о предстоящем визите прославленного врача, императрица решила подшутить над ним и испытать его искусство. Согласно этикету того времени, врач не мог видеть её и даже разговаривать с ней: она была отделена от него плотными ширмами. Для того, чтобы исследовать пульс больной, врач попросил обвязать её запястье тонкой нитью и протянуть ему через ширму конец этой нити. Однако императрица обманула Суна:. ему вручили нить, конец которой был привязан к ножке стула, на

котором она сидела. Сун взял нить, потянул и сказал: «Меня вводят в заблуждение; нить привязана не к живому существу, а к дереву». Тогда нить привязали к лапке собачки. Сун снова потянул нить, внимательно понаблюдал за толчками, которые она передавала, и удрученно сказал: «Вы снова испытываете меня. Ощущаемый мною пульс не может принадлежать человеку. Это пульс животного». Пораженная мудростью ученого, императрица, наконец, привязала нить к своему запястью. «Вот теперь я чувствую пульс женщины, — сказал врач, — я определил вашу болезнь и пришлю вам лекарство».

В сочинениях и медицинской практике Сун Сымяо отразилась тесная связь китайской медицины с алхимическом искусством, с помощью которого врачи готовили многочисленные лекарства из минералов и металлов. Один из крупнейших алхимиков своего времени, Сун Сымяо прославился изобретением пороха, за что получил прозвище «князь пороха». В состав пороха входили три основных компонента — селитра, сера и древесный уголь. Сера и селитра широко применялись в Китае еще во II в. до н.э. для приготовления лекарственных средств. Входили они и в состав «эликсира бессмертия», получение которого было главной целью алхимии Древнего Китая. С этими веществами проводил эксперименты Суп Сымяо. В его трактате «Канон о поисках эликсира бессмертия» («Дан дзин») подробно описаны опыты, в которых при накаливании равных долей серы и селитры с древесным углем получается вспышка пламени. В состав эликсира бессмертия входили также различные травы и минералы, например, тычинки и стебель лотоса, цветы хризантемы. Их употребляли и как омолаживающие средства.

Исторические параллели: Китайская алхимия, в отличие от западной, — прежде всего наука о способах достижения бессмертия. Весьма важно понимать при этом, что сама идея бессмертия в Китае и на Западе была разной. Для китайских медиков и алхимиков представление о бессмертии человека традиционно было связано с древним религиозным учением, признающем лишь телесное, физическое бессмертие. Считалось, что бессмертные существа — «небожители» обитали в различных областях физического мира, главным образом — высоко в горах или на далеких островах. Уже в IV—IIIвв. до н.э. цари посылали туда своих медиков, чтобы они нашли там «бессмертных» и узнали у них рецепт волшебного снадобья — «эликсира бессмертия». Цель китайской алхимии была сформулирована в алхимическом трактате IIв. : «Золото надо приготовить так, чтобы съев его, человек мог достигнуть вечной жизни и сделаться одним из бессмертных». Названием «золото» здесь объединяется множество эликсиров — «Золотой сок», «Золотая киноварь» и другие. Религиозное учение о бессмертии души пришло в Китай вместе с буддизмом из Индии через Центральную Азию в I в. Однако и после этого традиционным для натурфилософии Древнего Китая оставалось представление о том, что для достижения бессмертия достаточно исполнить ритуал и принять «снадобье». Ярко и образно это передано в стихотворении «Бессмертие» — одном из шедевров классической китайской поэзии. Автором его был выдающийся поэт Цао Чжи (192—232 гг.) 

Бессмертие

Открыты мне Небесные врата,

Из перьев птиц я надеваю платье;

Взнуздав дракона, мчусь я неспроста

Туда, где ждут меня мои собратья.

Лечу вперед, к восточной стороне,

К стране бессмертных у границ Пэнлая

Ты снадобье прими, сказали мне,

И будешь вечно жить, не умирая.

 

С эликсиром бессмертия связано представление о «лунном зайце». Легенда повествует, что когда Будда страдал от голода, заяц бросился в огонь, чтобы накормить его. В награду Будда отправил его на Луну. Там в волшебной ступке из агата толчет он снадобья, которые входят в состав эликсира бессмертия. «Лунного зайца» называют иногда «доктором», «чудесным зайцем» или «агатовым зайцем». Ступками из агата, которые пришли в европейскую алхимию из стран Древнего Востока, до сих пор пользуются химики всего мира.

studfiles.net

4.4. Исследование пульса

Одно из великих достижений врачей Древнего Китая — представление о круговом движении крови. В «Каноне о внутреннем» говорится, что сердце непрерывно гонит кровь по кругу, а о движении крови врач может судить по пульсу. «Пульс — внутренняя сущность ста частей тела и самое тонкое выражение внутреннего духа». Китайские врачи различали более 20 видов пульса. Они пришли к заключению, что каждый орган и каждый процесс в организме имеют свое выражение в пульсе, и по изменению пульса в нескольких точках можно не только определить болезнь человека, но и предсказать её исход. Это учение изложено в «Каноне о пульсе» (III в. н.э.).

Иногда пульс  изучали  не  по часам,   а по дыханию больного, причем каждое исследование пульса должно было соответствовать девяти полным дыхательным движениям.  В тех случаях, когда дыхание больного затруднено или неровно, некоторые медицинские сочинения предлагали исследовать пульс,  используя вместо часов дыхание врача.  Время, необходимое для полного исследования пульса, составляло примерно 10 минут.

Исторические параллели: Традиция внимательного изучения пульса больного была характерна для медицинских знаний разных стран, однако именно в китайской медицине она была разработана наиболее глубоко. Позже учение о пульсе было развито в медицинских сочинениях арабов и из арабских трактатов перешло в медицину средневековой Европы. Послушаем, как пишет об этом прославленный арабский врач Авиценна:

 

Колеблется пульсаций частота,

Как распознать — задача не проста.

Один пульс у артерии одной,

А у другой артерии — иной.

Неправильности пульса тоже есть,

Которые трудней всего учесть.

Ведь и у них ритм характерный свой:

За долгим звуком наступает сбой.  -

За сильным слабый следует удар,

Чтоб разобрать — особый нужен дар.

Бывает пульс размерен, хаотичен,

От ритма ритм достаточно отличен.

Вот пульсы, что известны нам давно.

Здесь каждому название дано:

«Хвостом мышиным» назван неспроста,

Он вьется наподобие хвоста.

Еще есть пульс, как перепел поет,

Есть пульс, два раза или чаще бьет.

Бывает пульс, что режет, как пила,

Бывает звонкий, словно пиала.

Высокий пульс и хлесткий, словно плетка,

Прерывистый и частый как чечетка.

Один подобен юрким муравьям,

Другой подобен мчащимся волнам.

Друг другу противоположны чаще

Червеобразный и глухой, дрожащий.

Чахоточный почти не различим,

Упадок сил приходит вместе с ним.

Все виды пульса трудно перечесть,

Знать многие из них — большая честь.

 

Основоположником пульсовой диагностики в Китае считается знаменитый философ и врач Бянь Цяо ( VI в. до н.э.). Рассказ о нем начинает следующий раздел, посвященный великим врачам Древнего Китая.

4.5. Великие врачи древнего китая

 

Бянь Цяо

Имя этого великого врача вошло в поговорку. Когда в Китае хотят сказать об удивительном мастерстве врача, говорят: «Это живой Бянь Цяо». Он рассматривал болезнь как результат нарушения соотношения организма с внешней средой и считал, что при назначении методов лечения необходимо учитывать климат и характер человека, режим его питания.

Большую часть жизни Бянь Цяо провел в путешествиях по стране, помогая больным избавляться от недугов. Он рекомендовал пользоваться четырьмя методами диагностики болезней: осмотром, опросом, прослушиванием и исследованием пульса.

Исторические хроники сообщают, что еще в детстве Бянь Цяо познакомился с монахом-даосом, учился у него 10 лет и получил в подарок от своего учителя древнюю книгу о медицинском искусстве, которую изучал всю жизнь. Много легенд сложено о его необычайном умении видеть вещи сквозь преграды — сквозь стену, сквозь одежду и кожу человека. Это умение, переданное ему учителем, позволяло видеть патологические изменения во внутренних органах человека, не прибегая к обычным методам диагностики. Вот что рассказывает об этом одна из легенд.

В старые времена Китай не был единым государством, а состоял из множества княжеств. Во время странствий Бянь Цяо прибыл в одно из них и князь, наслышан-ный о его врачебном искусстве, оставил его у себя в качестве придворного лекаря. Однажды врач обратился к князю с такими словами:

—        Вы заболели, болезнь находится в коже. Если не вылечить ее, могут быть

осложнения.

Князь ответил, что он чувствует себя вполне здоровым, а когда Бянь Цяо удалился, сказал придворным:

—        Этот врач стремится лишь к собственной выгоде: чтобы добиться славы и

доходов, он лечит тех, у кого нет болезней.

Через пять дней Бянь Цяо сказал князю:

—        Ваша болезнь проникла в кровеносные сосуды. Если не лечить ее, будут еще

большие осложнения.

Однако князь чувствовал себя здоровым и только посмеялся над врачом. Прошло еще пять дней. Бянь Цяо сказал:

—        Ваша болезнь уже в желудке и в кишках, она стала серьезной.

Ничего не ответил князь на эти слова. А когда он увиделся с врачом еще через пять дней, Бянь Цяо, взглянув на него, промолчал и ушел, не сказав ни слова. Вскоре князь почувствовал недомогание и послал за врачом. Когда Бянь Цяо привели во дворец, он сказал князю:

—        Когда болезнь была в коже, ее можно было вылечить лечебным умыванием и

прижиганием моксой; когда болезнь перешла в кровеносные сосуды, для излечения

было достаточно иглоукалывания; когда болезнь была в кишках и в желудке, от нее

можно было спастись настоем лекарственных трав с водкой и уксусом.  Теперь

болезнь находится уже в мозге костей. Вас не смог бы излечить от нее даже дух,

который управляет жизнью и смертью.

Через несколько дней князю стало совсем плохо. Гонцы, посланные за врачом, не обнаружили его. Бянь Цяо покинул княжество, а его правитель вскоре умер.

Исторические параллели: Бянь Цяо называют иногда «китайским Гиппократом» ( великий греческий врач был его младшим современником). Имя Бянь Цяо пользуется уважением и поклонением не только в Китае, ной в других странах Востока, оно упоминается в легендах и памятниках классической поэзии. Вот один из прекрасных образцов средневековой поэзии Кореи:

Всего двенадцать месяцев в году,

Но в каждом тридцать дней таких, как этот,

Где каждый час и каждое мгновенье

Исполнены печалью о тебе.

Она таится в сердце у меня,

Подобная неведомой болезни:

С ней совладать не мог бы и Бянь Цяо,

И от нее лекарства нет нигде.

 

Бянь Цяо использовал в своей практике иглоукалывание и прижигание, натирание разогретыми лекарственными средствами, лекарственные отвары. Кроме того, он был известным хирургом. Считают, что он проводил операции с обезболиванием, для чего применял напиток с наркотическими веществами. Однако подлинный расцвет китайской хирургии связывают с именем замечательного врача Хуа То ( II-III вв. н.э.).

 

Хуа То

Хуа То был прекрасным диагностом, а для лечения применял как традиционные для китайской медицины методы — иглоукалывание и прижигание, так и новые — кровопускание, обливание водой и собственную систему гимнастики, которую в наше время называют классической китайской гимнастикой. Он предлагал больным подражать позам животных — вытягивать шею, поднимать руки, наклоняться, сгибать ноги. Вот примеры названия упражнений в стиле «Парящий журавль»: «Поднимание крыльев и касание воды», «Разворачивание крыльев и касание воды». Подражая движениям медведя, человек залезал на дерево и повисал на ветке; подобно сове, он поворачивал голову и оглядывался назад в то время, как все тело оставалось неподвижным.

 Изобретенную им гимнастику Хуа То не случайно назвал «Игра пяти животных»: врач хотел представить этот лечебный метод как развлечение, чтобы отвлечь больного от мыслей о болезни, заставить его забыть о боли, повысить настроение. Он писал: «Человеческому телу необходимы труд и движение, но в меру, ибо рациональный труд может помогать пищеварению, заставлять кровь обращаться быстрее, а это будет способствовать предохранению человека от болезней. Сравним это с дверным шкворнем: он не гниет потому, что все время вращается».

Исторические параллели: Движения китайской гимнастики, призванной формировать правильное движение энергии ци по внешним и внутренним каналам в теле человека, выглядят для нас необычно. Они совсем не похожи на традиционные движения гимнастики европейской: одни напоминают пластические танцы, другие похожи на приёмы рукопашной схватки.

Различные виды лечебной и профилактической китайской гимнастики и сейчас широко применяются, часто в сочетании с массажем, который производится не только кистями и пальцами рук, но и локтями, и даже ногами. Традиция китайского массажа насчитывает более двух тысяч лет, уже в глубокой древности он применялся для лечения болезней, связанных с нарушением движения и чувствительности. «Если нервы и кровеносные сосуды человеческого тела закупорились, — говорится в «Каноне о внутреннем», — и тело человека онемело, то с помощью массажа можно излечить его».

И все-таки прежде всего Хуа То был хирургом. Он прославился мастерством, с которым проводил самые сложные операции, использовал для сшивания ран шелк, нити джута и конопли, волокно тутового дерева, сухожилия тигров, телят и ягнят. До нашего времени дошли легенды об искусстве Хуа То в проведении операций, среди которых — удаление половины селезенки. Большую известность приобрело излечение брата императора, знаменитого полководца князя Гуань Гуна, который во время сражения был ранен в руку отравленной стрелой. В ходе операции стало ясно, что яд проник в кость: цвет её стал темно-синим. Однако Хуа То удалил яд с помощью приготовленного им чудодейственного порошка. Гуань Гун не только не лишился руки, но мог сгибать и разгибать ее, как и прежде, не чувствуя никакой боли.

В исторических хрониках сохранилось упоминание о необыкновенном умении Хуа То производить операции под общим наркозом, а также обрабатывать швы бальзамом, ускоряющим выздоровление. К сожалению, до нас не дошли сведения о его лекарствах и подробности его операционной техники. Считают, что он применял болеутоляющие средства — сок индийской конопли, мандрагору, беладонну и другие. «Хуа То сначала давал больному зелье, настоенное на спирте, от которого тот пьянел и терял чувствительность, — сообщает трактат III в., — После этого ему разрезали живот... После сшивания смазывали швы чудодейственной мазью, и через 4-5 дней рана заживала, а через месяц больной выздоравливал».

Всю жизнь Хуа То, как и Бянь Цяо, провел в странствиях. Новые, непривычные методы лечения, которые он использовал, иногда вызывали недовольство и непонимание как со стороны других врачей, так и со стороны больных. Существует предание о том, что великий хирург был казнен в 208 г. по приказу жестокого правителя княжества Бэй из-за того, что предложенное лечение сочли покушением на жизнь князя. Хуа То был заключен в тюрьму и приговорен к смертной казни.

 

 Сун Сымяо

Замечательный китайский алхимик и врач Сун Сымяо (VI-VII вв. н.э.), известный под именем «царя лекарств», жил на тысячу лет позже Бянь Цяо и на пятьсот — позже Хуа То. Он был автором 30-томного медицинского труда, который в течение столетий служил своеобразной медицинской энциклопедией врачам Китая, Кореи и Японии. Один из томов полностью посвящен учению о пульсе. Об искусстве этого врача сохранилось множество удивительных легенд. Вот одна из них.

Когда заболела жена императора, Сун Сымяо вызвали в столицу и проводили на женскую половину дворца. Услышав о предстоящем визите прославленного врача, императрица решила подшутить над ним и испытать его искусство. Согласно этикету того времени, врач не мог видеть её и даже разговаривать с ней: она была отделена от него плотными ширмами. Для того, чтобы исследовать пульс больной, врач попросил обвязать её запястье тонкой нитью и протянуть ему через ширму конец этой нити. Однако императрица обманула Суна:. ему вручили нить, конец которой был привязан к ножке стула, на котором она сидела. Сун взял нить, потянул и сказал: «Меня вводят в заблуждение; нить привязана не к живому существу, а к дереву». Тогда нить привязали к лапке собачки. Сун снова потянул нить, внимательно понаблюдал за толчками, которые она передавала, и удрученно сказал: «Вы снова испытываете меня. Ощущаемый мною пульс не может принадлежать человеку. Это пульс животного». Пораженная мудростью ученого, императрица, наконец, привязала нить к своему запястью. «Вот теперь я чувствую пульс женщины, — сказал врач, — я определил вашу болезнь и пришлю вам лекарство».

В сочинениях и медицинской практике Сун Сымяо отразилась тесная связь китайской медицины с алхимическом искусством, с помощью которого врачи готовили многочисленные лекарства из минералов и металлов. Один из крупнейших алхимиков своего времени, Сун Сымяо прославился изобретением пороха, за что получил прозвище «князь пороха». В состав пороха входили три основных компонента — селитра, сера и древесный уголь. Сера и селитра широко применялись в Китае еще во II в. до н.э. для приготовления лекарственных средств. Входили они и в состав «эликсира бессмертия», получение которого было главной целью алхимии Древнего Китая. С этими веществами проводил эксперименты Суп Сымяо. В его трактате «Канон о поисках эликсира бессмертия» («Дан дзин») подробно описаны опыты, в которых при накаливании равных долей серы и селитры с древесным углем получается вспышка пламени. В состав эликсира бессмертия входили также различные травы и минералы, например, тычинки и стебель лотоса, цветы хризантемы. Их употребляли и как омолаживающие средства.

Исторические параллели: Китайская алхимия, в отличие от западной, — прежде всего наука о способах достижения бессмертия. Весьма важно понимать при этом, что сама идея бессмертия в Китае и на Западе была разной. Для китайских медиков и алхимиков представление о бессмертии человека традиционно было связано с древним религиозным учением, признающем лишь телесное, физическое бессмертие. Считалось, что бессмертные существа — «небожители» обитали в различных областях физического мира, главным образом — высоко в горах или на далеких островах. Уже в IV—IIIвв. до н.э. цари посылали туда своих медиков, чтобы они нашли там «бессмертных» и узнали у них рецепт волшебного снадобья — «эликсира бессмертия». Цель китайской алхимии была сформулирована в алхимическом трактате IIв. : «Золото надо приготовить так, чтобы съев его, человек мог достигнуть вечной жизни и сделаться одним из бессмертных». Названием «золото» здесь объединяется множество эликсиров — «Золотой сок», «Золотая киноварь» и другие. Религиозное учение о бессмертии души пришло в Китай вместе с буддизмом из Индии через Центральную Азию в I в. Однако и после этого традиционным для натурфилософии Древнего Китая оставалось представление о том, что для достижения бессмертия достаточно исполнить ритуал и принять «снадобье». Ярко и образно это передано в стихотворении «Бессмертие» — одном из шедевров классической китайской поэзии. Автором его был выдающийся поэт Цао Чжи (192—232 гг.)

 

Бессмертие

Открыты мне Небесные врата,

Из перьев птиц я надеваю платье;

Взнуздав дракона, мчусь я неспроста

Туда, где ждут меня мои собратья.

Лечу вперед, к восточной стороне,

К стране бессмертных у границ Пэнлая

Ты снадобье прими, сказали мне,

И будешь вечно жить, не умирая.

 

С эликсиром бессмертия связано представление о «лунном зайце». Легенда повествует, что когда Будда страдал от голода, заяц бросился в огонь, чтобы накормить его. В награду Будда отправил его на Луну. Там в волшебной ступке из агата толчет он снадобья, которые входят в состав эликсира бессмертия. «Лунного зайца» называют иногда «доктором», «чудесным зайцем» или «агатовым зайцем». Ступками из агата, которые пришли в европейскую алхимию из стран Древнего Востока, до сих пор пользуются химики всего мира.

studfiles.net

Китайские врачи

Памятник доктору Хуато в городе Хэфэй

Китайский доктор по иглотерапии

Китайский доктор в российской клинике

В традиционной китайской медицине врачу отводится более значимое место, чем в европейской. В настоящее время у китайских докторов российские граждане могут пройти лечение в Китае и в России.

Услугами врачей ТКМ пользуются и спортсмены. У олимпийской сборной России тоже есть свой врач традиционной китайской медицины.

Врачи древности

Первым известным нам китайским врачом древности считается Шэнь Нун, мифологизированный человек-правитель, живший в Китае в 3-м тысячелетии до н. э. Он изучил целебные свойства лекарственных и ядовитых растений и передал свои знания крестьянам. Его записи рассматриваются как самые древние труды по траволечению. Шэнь Нун классифицировал 365 видов растительных, животных и минеральных средств лечения по трем категориям. К высшей категории он отнес травы, эффективные при лечении многих заболеваний.Еще Шэнь Нуну приписывают изобретение вспахивания земли с помощью плуга и других методов ведения сельского хозяйства.

Чжан Чжунцзин (Чжан Цзи) — более приближенная к нам по времени фигура. Он жил в период 150-219 гг., во время династии Хань. Он внес большой вклад в развитие медицины и положил начало систематизации ее принципов. Главный его труд «Рассуждения о повреждении холодом и разнообразных болезнях» считается шедевром в области медицины того времени.Если о достижениях Чжана известно многое, то о его жизни — очень мало.

В конце правления династии Хань и Троецарствия жил знаменитый врач Хуа То. Он был первым врачом, применившим обезболивание во время операции. Для анестезии он использовал вино с травяной смесью. Кроме того, он был очень искусен в иглоукалывании. прижигании и фитотерапии. Помимо этого, Хуа То разработал лечебную гимнастику, изучив движения животных. Даты жизни Хуа являются расплывчатыми: примерно 110-207 гг. По имени Хуа То названо известное лекарство болюсы Хуа То.

Сун Цзимяо, известный врач, живший примерно в 540-682 гг. Он написал две книги: «Тысяча золотых рецептов» и «Дополнение к тысяче золотых рецептов». Эти труды использовались китайскими врачами несколько веков. Кроме того, он написал китайский аналог клятвы Гиппократа под названием «Об абсолютной честности великих врачей». В нем предписывалось, что врач не должен обращать внимание на статус, богатство и возраст пациента, на его привлекательность, является он врагом или другом, иностранцем или китайцем, образован или нет. Врач всегда должен действовать так, будто он лечит близкого родственника.

Чжан Юаньшу (ок. 1151-1234) был одним из самых влиятельных врачей в период перехода от династии Цзинь к монгольской династии Юань. Он прославился в области траволечения. Кульминацией работы Чжана была книга под названием «Сумка жемчуга».

Ли Шичжэнь (1518-1593) известен своим монументальным трудом «Основы фармакологии», в котором за 27 лет работы обобщил опыт, накопленный китайскими врачами за предшествующие века. В этой книге он описал 1892 лекарственных средства растительного происхождения. Два других известных его труда — «Диагностика по пульсу» и «Исследование 20-ти дополнительных меридианов».

Врачи традиционной медицины в современном Китае

В современном Китае и других странах Восточной Азии здравоохранение базируется на европейской медицине. Но традиционная медицина также пользуется поддержкой государства и в значительной мере дополняет европейскую. Особенно сильно это проявляется в самом Китае.

В Китае насчитываются тысячи клиник традиционной медицины и десятки, если не сотни тысяч врачей из этой сферы. Какая-то часть из них объединена в Национальную ассоциацию традиционной китайской медицины с офисом в городе Пекине.Всемирная федерация обществ традиционной китайской медицины (WFCMS) составила свой список лучших врачей, практикующих в этой области в Китае. В нем более 4 тыс. человек.

Китайские врачи добились значительных успехов в лечении нервных заболеваний, ДЦП, опорно-двигательного аппарата.

Перед кризисом 2014-15 гг. много российских граждан ездили на лечение в Китай. Сейчас это продолжается, но в меньшей степени из-за значительного снижения курса рубля.Как везде, не все врачи в Китае имеют высокую квалификацию и опыт. Например, для акупунктуры считается, что хорошим врачом становятся лишь после 30 лет практики. Поэтому перед поездкой следует изучить информацию о лечебном заведении и его врачах.

Врачи, практикующие традиционную китайскую медицину, осуществляют лечение непосредственно сами, делая массаж или иглоукалывание. В западной модели медицины врач только выписывает лекарства или назначает процедуры, которые проводит другой медицинский персонал на основании назначения врача.

Китайские врачи в России

С начала 90-х гг. 20 в. в крупных городах России стали появляться клиники и кабинеты китайской медицины. К 2013 г. их количество приблизилось к 200. Наибольшее количество, естественно — в Москве. В одних работают только российские граждане, а в другие приглашаются специалисты из Китая. Подавляющее большинство китайских докторов занимается иглоукалыванием, в меньшей степени — лечебным массажем. Траволечением заниматься трудно, так как в традиционной китайской медицине для приготовления лекарства требуется много природных компонентов.

Одной из самых известных династий врачей традиционной китайской медицины, практикующих в России, является династия Лин. Правда, врачи из нее уже являются российскими гражданами.

Прием у врача-китайца отличается от приема у российского врача. Некоторые вопросы врача на первый взгляд могут показаться странными. Это происходит потому, что китайский врач стремится узнать об организме больного разностороннюю информацию, ведь китайская медицина рассматривает организм как одно целое.

Бытует мнение, особенно после значительного ослабления рубля в 2014-16 гг., что хорошие врачи из Китая в Россию не едут. Конечно, в Россию не поедут «светила» традиционной китайской медицины. Но среди приезжающих молодых врачей при старании можно найти вдумчивых и перспективных.

Существуют Международная федерация обществ врачей традиционной китайской медицины и Всемирная ассоциация восточной медицины.В России функционирует Межрегиональная общественная организация «Общество врачей традиционной китайской медицины».

kitaimedic.ru

4.5. ВЕЛИКИЕ ВРАЧИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ - Библиотека

Авторы: Марчукова С. М.

Бянь Цяо

Имя этого великого врача вошло в поговорку. Когда в Китае хотят сказать об удивительном мастерстве врача, говорят: «Это живой Бянь Цяо». Он рассматривал болезнь как результат нарушения соотношения организма с внешней средой и считал, что при назначении методов лечения необходимо учитывать климат и характер человека, режим его питания.

Большую часть жизни Бянь Цяо провел в путешествиях по стране, помогая больным избавляться от недугов. Он рекомендовал пользоваться четырьмя методами диагностики болезней: осмотром, опросом, прослушиванием и исследованием пульса.

Исторические хроники сообщают, что еще в детстве Бянь Цяо познакомился с монахом-даосом, учился у него 10 лет и получил в подарок от своего учителя древнюю книгу о медицинском искусстве, которую изучал всю жизнь. Много легенд сложено о его необычайном умении видеть вещи сквозь преграды — сквозь стену, сквозь одежду и кожу человека. Это умение, переданное ему учителем, позволяло видеть патологические изменения во внутренних органах человека, не прибегая к обычным методам диагностики. Вот что рассказывает об этом одна из легенд.

В старые времена Китай не был единым государством, а состоял из множества княжеств. Во время странствий Бянь Цяо прибыл в одно из них и князь, наслышан-ный о его врачебном искусстве, оставил его у себя в качестве придворного лекаря. Однажды врач обратился к князю с такими словами:

—        Вы заболели, болезнь находится в коже. Если не вылечить ее, могут быть осложнения.

Князь ответил, что он чувствует себя вполне здоровым, а когда Бянь Цяо удалился, сказал придворным:

—   Этот врач стремится лишь к собственной выгоде: чтобы добиться славы и

доходов, он лечит тех, у кого нет болезней.

Через пять дней Бянь Цяо сказал князю:

—   Ваша болезнь проникла в кровеносные сосуды. Если не лечить ее, будут еще

большие осложнения.

Однако князь чувствовал себя здоровым и только посмеялся над врачом. Прошло еще пять дней. Бянь Цяо сказал:

—   Ваша болезнь уже в желудке и в кишках, она стала серьезной.

Ничего не ответил князь на эти слова. А когда он увиделся с врачом еще через пять дней, Бянь Цяо, взглянув на него, промолчал и ушел, не сказав ни слова. Вскоре князь почувствовал недомогание и послал за врачом. Когда Бянь Цяо привели во дворец, он сказал князю:

—   Когда болезнь была в коже, ее можно было вылечить лечебным умыванием и прижиганием моксой; когда болезнь перешла в кровеносные сосуды, для излечения было достаточно иглоукалывания; когда болезнь была в кишках и в желудке, от нее можно было спастись настоем лекарственных трав с водкой и уксусом.  Теперь болезнь находится уже в мозге костей. Вас не смог бы излечить от нее даже дух, который управляет жизнью и смертью.

Через несколько дней князю стало совсем плохо. Гонцы, посланные за врачом, не обнаружили его. Бянь Цяо покинул княжество, а его правитель вскоре умер.

Исторические параллели: Бянь Цяо называют иногда «китайским Гиппократом» ( великий греческий врач был его младшим современником). Имя Бянь Цяо пользуется уважением и поклонением не только в Китае, ной в других странах Востока, оно упоминается в легендах и памятниках классической поэзии. Вот один из прекрасных образцов средневековой поэзии Кореи:

Всего двенадцать месяцев в году,

Но в каждом тридцать дней таких, как этот,

Где каждый час и каждое мгновенье

Исполнены печалью о тебе.

Она таится в сердце у меня,

Подобная неведомой болезни:

С ней совладать не мог бы и Бянь Цяо,

И от нее лекарства нет нигде.

Бянь Цяо использовал в своей практике иглоукалывание и прижигание, натирание разогретыми лекарственными средствами, лекарственные отвары. Кроме того, он был известным хирургом. Считают, что он проводил операции с обезболиванием, для чего применял напиток с наркотическими веществами. Однако подлинный расцвет китайской хирургии связывают с именем замечательного врача Хуа То ( II-III вв. н.э.).

 Хуа То

Хуа То был прекрасным диагностом, а для лечения применял как традиционные для китайской медицины методы — иглоукалывание и прижигание, так и новые — кровопускание, обливание водой и собственную систему гимнастики, которую в наше время называют классической китайской гимнастикой. Он предлагал больным подражать позам животных — вытягивать шею, поднимать руки, наклоняться, сгибать ноги. Вот примеры названия упражнений в стиле «Парящий журавль»: «Поднимание крыльев и касание воды», «Разворачивание крыльев и касание воды». Подражая движениям медведя, человек залезал на дерево и повисал на ветке; подобно сове, он поворачивал голову и оглядывался назад в то время, как все тело оставалось неподвижным.

 Изобретенную им гимнастику Хуа То не случайно назвал «Игра пяти животных»: врач хотел представить этот лечебный метод как развлечение, чтобы отвлечь больного от мыслей о болезни, заставить его забыть о боли, повысить настроение. Он писал: «Человеческому телу необходимы труд и движение, но в меру, ибо рациональный труд может помогать пищеварению, заставлять кровь обращаться быстрее, а это будет способствовать предохранению человека от болезней. Сравним это с дверным шкворнем: он не гниет потому, что все время вращается».

Исторические параллели: Движения китайской гимнастики, призванной формировать правильное движение энергии ци по внешним и внутренним каналам в теле человека, выглядят для нас необычно. Они совсем не похожи на традиционные движения гимнастики европейской: одни напоминают пластические танцы, другие похожи на приёмы рукопашной схватки.

Различные виды лечебной и профилактической китайской гимнастики и сейчас широко применяются, часто в сочетании с массажем, который производится не только кистями и пальцами рук, но и локтями, и даже ногами. Традиция китайского массажа насчитывает более двух тысяч лет, уже в глубокой древности он применялся для лечения болезней, связанных с нарушением движения и чувствительности. «Если нервы и кровеносные сосуды человеческого тела закупорились, — говорится в «Каноне о внутреннем», — и тело человека онемело, то с помощью массажа можно излечить его».

И все-таки прежде всего Хуа То был хирургом. Он прославился мастерством, с которым проводил самые сложные операции, использовал для сшивания ран шелк, нити джута и конопли, волокно тутового дерева, сухожилия тигров, телят и ягнят. До нашего времени дошли легенды об искусстве Хуа То в проведении операций, среди которых — удаление половины селезенки. Большую известность приобрело излечение брата императора, знаменитого полководца князя Гуань Гуна, который во время сражения был ранен в руку отравленной стрелой. В ходе операции стало ясно, что яд проник в кость: цвет её стал темно-синим. Однако Хуа То удалил яд с помощью приготовленного им чудодейственного порошка. Гуань Гун не только не лишился руки, но мог сгибать и разгибать ее, как и прежде, не чувствуя никакой боли.

В исторических хрониках сохранилось упоминание о необыкновенном умении Хуа То производить операции под общим наркозом, а также обрабатывать швы бальзамом, ускоряющим выздоровление. К сожалению, до нас не дошли сведения о его лекарствах и подробности его операционной техники. Считают, что он применял болеутоляющие средства — сок индийской конопли, мандрагору, беладонну и другие. «Хуа То сначала давал больному зелье, настоенное на спирте, от которого тот пьянел и терял чувствительность, — сообщает трактат III в., — После этого ему разрезали живот... После сшивания смазывали швы чудодейственной мазью, и через 4-5 дней рана заживала, а через месяц больной выздоравливал».

Всю жизнь Хуа То, как и Бянь Цяо, провел в странствиях. Новые, непривычные методы лечения, которые он использовал, иногда вызывали недовольство и непонимание как со стороны других врачей, так и со стороны больных. Существует предание о том, что великий хирург был казнен в 208 г. по приказу жестокого правителя княжества Бэй из-за того, что предложенное лечение сочли покушением на жизнь князя. Хуа То был заключен в тюрьму и приговорен к смертной казни.

 Сун Сымяо

Замечательный китайский алхимик и врач Сун Сымяо (VI-VII вв. н.э.), известный под именем «царя лекарств», жил на тысячу лет позже Бянь Цяо и на пятьсот — позже Хуа То. Он был автором 30-томного медицинского труда, который в течение столетий служил своеобразной медицинской энциклопедией врачам Китая, Кореи и Японии. Один из томов полностью посвящен учению о пульсе. Об искусстве этого врача сохранилось множество удивительных легенд. Вот одна из них. Когда заболела жена императора, Сун Сымяо вызвали в столицу и проводили на женскую половину дворца. Услышав о предстоящем визите прославленного врача, императрица решила подшутить над ним и испытать его искусство. Согласно этикету того времени, врач не мог видеть её и даже разговаривать с ней: она была отделена от него плотными ширмами. Для того, чтобы исследовать пульс больной, врач попросил обвязать её запястье тонкой нитью и протянуть ему через ширму конец этой нити. Однако императрица обманула Суна:. ему вручили нить, конец которой был привязан к ножке стула, на котором она сидела. Сун взял нить, потянул и сказал: «Меня вводят в заблуждение; нить привязана не к живому существу, а к дереву». Тогда нить привязали к лапке собачки. Сун снова потянул нить, внимательно понаблюдал за толчками, которые она передавала, и удрученно сказал: «Вы снова испытываете меня. Ощущаемый мною пульс не может принадлежать человеку. Это пульс животного». Пораженная мудростью ученого, императрица, наконец, привязала нить к своему запястью. «Вот теперь я чувствую пульс женщины, — сказал врач, — я определил вашу болезнь и пришлю вам лекарство».

В сочинениях и медицинской практике Сун Сымяо отразилась тесная связь китайской медицины с алхимическом искусством, с помощью которого врачи готовили многочисленные лекарства из минералов и металлов. Один из крупнейших алхимиков своего времени, Сун Сымяо прославился изобретением пороха, за что получил прозвище «князь пороха». В состав пороха входили три основных компонента — селитра, сера и древесный уголь. Сера и селитра широко применялись в Китае еще во II в. до н.э. для приготовления лекарственных средств. Входили они и в состав «эликсира бессмертия», получение которого было главной целью алхимии Древнего Китая. С этими веществами проводил эксперименты Суп Сымяо. В его трактате «Канон о поисках эликсира бессмертия» («Дан дзин») подробно описаны опыты, в которых при накаливании равных долей серы и селитры с древесным углем получается вспышка пламени. В состав эликсира бессмертия входили также различные травы и минералы, например, тычинки и стебель лотоса, цветы хризантемы. Их употребляли и как омолаживающие средства.

Исторические параллели: Китайская алхимия, в отличие от западной, — прежде всего наука о способах достижения бессмертия. Весьма важно понимать при этом, что сама идея бессмертия в Китае и на Западе была разной. Для китайских медиков и алхимиков представление о бессмертии человека традиционно было связано с древним религиозным учением, признающем лишь телесное, физическое бессмертие. Считалось, что бессмертные существа — «небожители» обитали в различных областях физического мира, главным образом — высоко в горах или на далеких островах. Уже в IV—IIIвв. до н.э. цари посылали туда своих медиков, чтобы они нашли там «бессмертных» и узнали у них рецепт волшебного снадобья — «эликсира бессмертия». Цель китайской алхимии была сформулирована в алхимическом трактате IIв. : «Золото надо приготовить так, чтобы съев его, человек мог достигнуть вечной жизни и сделаться одним из бессмертных». Названием «золото» здесь объединяется множество эликсиров — «Золотой сок», «Золотая киноварь» и другие. Религиозное учение о бессмертии души пришло в Китай вместе с буддизмом из Индии через Центральную Азию в I в. Однако и после этого традиционным для натурфилософии Древнего Китая оставалось представление о том, что для достижения бессмертия достаточно исполнить ритуал и принять «снадобье». Ярко и образно это передано в стихотворении «Бессмертие» — одном из шедевров классической китайской поэзии. Автором его был выдающийся поэт Цао Чжи (192—232 гг.)

 Бессмертие

Открыты мне Небесные врата,

Из перьев птиц я надеваю платье;

Взнуздав дракона, мчусь я неспроста

Туда, где ждут меня мои собратья.

Лечу вперед, к восточной стороне,

К стране бессмертных у границ Пэнлая

Ты снадобье прими, сказали мне,

И будешь вечно жить, не умирая.

 С эликсиром бессмертия связано представление о «лунном зайце». Легенда повествует, что когда Будда страдал от голода, заяц бросился в огонь, чтобы накормить его. В награду Будда отправил его на Луну. Там в волшебной ступке из агата толчет он снадобья, которые входят в состав эликсира бессмертия. «Лунного зайца» называют иногда «доктором», «чудесным зайцем» или «агатовым зайцем». Ступками из агата, которые пришли в европейскую алхимию из стран Древнего Востока, до сих пор пользуются химики всего мира.

опубликовано 01/10/2011 19:07обновлено 01/10/2011— История медицины

lib.komarovskiy.net

4.5. Великие врачи Древнего Китая

  •  Фармацевтика
    • Лекарства
    • Медицинские товары
    • Косметика и гигиена
  •  Мед. услуги и оборудование
    • Стоматология
      •  Стоматологическое оборудование
      •  Стоматологические клиники
      •  Расходные материалы, инструменты
    • Офтальмология
      •  Глазные клиники
      •  Препараты для лечения заболеваний глаз
      •  Офтальмологическое оборудование
      •  Расходные материалы, инструменты
    • Пластическая хирургия
    • Гинекология
    • Медицинское оборудование
  •  Мед. учреждения
    • Поликлиники
    • Больницы и частные клиники
    • Медицинские центры
    • Диспансеры
    • Гос.органы управления медициной
    • Научные, учебные организации
    • Санитарно-эпидемиологические службы
    • Службы экстренной помощи
  •  Фарм. организации
    • Аптеки
    • Оптовые фирмы
    • Представительства иностранных компаний
    • Производители стран СНГ
    • Производители РУз
  •  Выставки и семинары
    • Выставки
    • Семинары и конференции
  •  Законодательство
    • Общие положения
    • Документы системы здравоохранения
    • Контроль за использованием наркотических средств
    • Регулирование деятельности аптечных учреждений

apteka.uz


Смотрите также